sina weibo что это
Социальная сеть Sina Weibo, или как китайцы продлевают жизнь Twitter
Журнал Reconomica продолжает погружение в интернет Поднебесной. Мы уже разбирали феномен компании Tencent, сегодня изучим хронику одного из ее конкурентов на рынке социальных сетей — Sina Weibo.
Всем известно, что популярность Твиттера постоянно снижается. По всей видимости, сам по себе формат текстовых микроблогов приелся западному пользователю интернета, зато Sina Weibo, китайская смесь Твиттера и Фейсбука, процветает. В чем же секрет такого успеха и чей это продукт? Давайте разбираться вместе.
Sina Corp — что это за компания?
Удивительно, но боссы компании работают всего лишь в 4 направлениях (совсем не по-китайски):
Вот и весь скромный список ипостасей компании. Однако малое количество направлений Sina Corp компенсирует масштабами своей социальной сети, самой популярной на территории КНР.
Социальная сеть Sina Weibo
Социальная сеть Sina Weibo была запущена в 2009 году. Примечательно, что она появилась в течение пары месяцев после блокировки Facebook, Twitter и многих других не китайских социальных сетей.
В тот момент на рынке правила компания Tencent (настолько безумная, что создала два главных мессенджера Китая и просто закрыла вход на этот рынок другим компаниям). Не менее масштабные планы на этот рынок были и у Baidu, которая к концу нулевых не то чтобы окрепла, а просто обросла огромными мышцами. Однако усилия Sina, готовых спокойно работать над одним проектом не прошли даром.
Чем Weibo похож на Твиттер
Каждый пользователь может вести свой микроблог, при этом структура комментариев под записью скорее напоминает Facebook.
Каждый пользователь может вести свой микроблог.
Есть мнение, что такой симбиоз получился случайно, так как владельцы Sina Corp хотели сделать свою социальную сеть максимально быстро, чтобы опередить конкурентов, и первоначальный вид сети был тестовым. То есть пользователи увидели тестовый вариант, и он им так понравится, что пропали причины что-либо менять.
Деление на категории
Вы можете выбрать тематику, которая вас интересует, чтобы читать записи только по ней — это очень актуально для приложения, которым пользуются более 500 миллионов человек (и почти все из них в Китае).
В последние годы в Китае произошел новый бум любви к баскетболу. Прошлый всплеск популярности вызвал игрок “Хьюстон Рокетс” Яо Мин, сейчас соотечественников радует Джереми Лин.
В последние годы в Китае произошел новый бум любви к баскетболу.
Недавний скандал вызвал дополнительный интерес к НБА со стороны КНР (хоть и с негативным посылом).
Двуязычие — наше все
Странно, что приложение переведено только на английский язык. Учи китайский или английский либо уходи — негласный девиз Weibo.
Обычно китайские разработчики переводят приложения хотя бы на другие языки, но тут иной случай. Это одна из причин, почему Weibo популярен только в Китае.
Особая цензура
Считается, что Weibo стал некой свободной площадкой для высказывания. Цензоры не проходят мимо приложения, просто блокировка пользователей и удаление записей может затягиваться на время, достаточное для распространения неподобающего материала.
Лично я слабо верю в то, что это особенность приложения. Я знаю, как медленно работают китайские специалисты, так что долгое удаление публикаций — вопрос про умения работников, а не желание дать всем шанс высказаться.
Может быть, я ошибаюсь.
Дополнительные функции
Куда нам без них! Популярность Weibo позволяет заходить на соседние рынки. Как и многие другие приложения, Weibo имеет собственную платежную систему. Есть у Weibo и своя игровая платформа, правда особых успехов за пределами Китая она не сыскала.
А что с конкурентами?
Renren (xiàonèi) появился в 2005 году и напоминал Facebook не только внешним видом, но и историей, ведь эта социальная сеть создавалась для студентов. Свой пик Renren пережил в 2008 году, после чего аудитория стала снижаться, в то время как разработчики не смогли увеличить функционал сети для сохранения численности. В 2009 году, после выхода Вейбо, судьба Renren была предопределена. Она до сих пор существует, однако ее аудитория совсем небольшая.
Kaixin — еще одна социальная сеть, занимавшая свою нишу до появления Weibo. В 2009 году она была популярна среди офисных сотрудников, большую роль в этом сыграла “Ферма” (та самая игра, в которую примерно в то же время играли многие россияне). До 2011 года компания держалась хорошо, количество регистраций перевалило за 25 миллионов, однако Kaixin просто устарела на фоне своего конкурента Weibo.
Weibo возникла в нужный момент и в нужном месте, что и предопределило судьбу социальных сетей в Китае.
Qzone — единственная социальная сеть, превосходящая Weibo. Пока конкуренты устаревали и не понимали, в какую сторону стоит двигаться, боссы компании Sina Corp умело пользовались доверием пользователей и расширялись, что и привело сайт компании на 4 место в списке самых посещаемых сайтов Китая.
Все статьи из цикла о китайском интернете:
Обзоры
В Китае есть социальные сети, заменяющие пользователям множество сервисов. Там они находят новых друзей или клиентов, узнают новости, совершают покупки и делятся впечатлениями. Один из таких успешных проектов под названием Weibo мы и разберем далее. Мы рассмотрим секреты успеха «Вейбо», принцип работы в сети и особенности совершения в ней покупок.
Что такое сеть Weibo и в чем секрет ее успеха?
Weibo — это одна из самых популярных китайских социальных сетей, число пользователей которой исчисляется сотнями миллионов. Создала ее крупнейшая китайская интернет-компания Sina Corp, известная своими интернет-сервисами. Сеть находится на домене www.weibo.com и имеет собственный логотип с китайскими иероглифами 微博. Также используется вариант 新浪微博, где первые два иероглифа — это Sina, вторые — Weibo. Пока сайт работает только на китайском и английском языках, так что при невозможности пользоваться одним из них остается только уповать на возможности встроенного в браузер переводчика. Впрочем, по зубам ему далеко не вся информация соцсети Китая.
Для регистрации на «Вейбо» нужно ввести свой е-mail, указать пароль, дату рождения и подтвердить номер телефона. Если кнопки не срабатывают, нужно перейти на язык оригинала и отключить влияющие на сайт приложения браузера, например блокировщик рекламы.
Общаться в сети можно и с мобильных устройств с помощью приложения Weibo. Оно столь популярно, что входит в десятку приложений Китая по количеству уникальных пользователей, посещающих сайт чаще одного раза в месяц.
Появилась сеть в 2009 году и фактически заменила местный Twitter. Так получилось в связи со вспыхнувшими в Урумчи (столице одного из регионов Китая) в июле 2009 года массовыми беспорядками, в ходе которых было ранено более полутора тысяч человек. Чтобы прекратить общественные волнения, китайское правительство заблокировало популярные сервисы микроблогинга, в числе которых был Facebook и Twitter. В условиях отсутствия крупных конкурентов сервис Weibo с его жестким контролем стал набирать обороты. Причем усиленный контроль был обращен не столько на содержание постов, сколько на самих пользователей.
Дело в том, что в ходе регистрации «Вейбо» требует от пользователей подтверждение личности, а корпоративным клиентам и вовсе приходится прикладывать пакет документов. Этот шаг резко снизил число фейковых аккаунтов и увеличил уровень доверия пользователей друг другу внутри сети. В то же время площадка осталась открытой в плане широкого обсуждения тех или иных событий. И это стало еще одной причиной успеха китайской социальной сети Weibo. Хотя нежелательные сообщения блокируются, редакторы следят за появлением запрещенных материалов и блокируют распространение негативных слухов в плане политики, цензура здесь замедленная и умеренно жесткая.
В 2013 году число пользователей сети www.weibo.com превысило 500 миллионов. К 2017 году оно снизилось до 300 с лишним миллионов, так как конкуренты тоже начали набирать обороты. Однако сегодня Weibo остается одной из самых популярных площадок, на которой обитает множество известных компаний, знаменитостей и простых пользователей. Как известно, где есть огромная аудитория, туда стремятся и все остальные, желающие привлечь к себе внимание. Поэтому сетью активно пользуются представители СМИ, туристические фирмы, социологи, политики и торговые компании. Из последних здесь развернули активную деятельность крупнейшие компании мирового уровня, желающий завоевать китайский рынок.
Следующий секрет успеха заключается в многофункциональности. На этой платформе можно и с друзьями пообщаться, и узнать политические новости, и купить модную вещь. В плане последнего сайт Weibo особенно популярен, ведь посетитель может узнать новость о выходе интересного продукта, тут же расспросить о нем производителя, посоветоваться с друзьями и сделать заказ. Об этом мы еще поговорим далее.
Что можно делать на Weibo
Начнем с того, что Weibo — это сервис микроблогов, похожий по принципу работы на Twitter. Пользователи постят короткие сообщения, картинки, могут выкладывать видео, аудио или аниме, а также проводить онлайн-трансляции. Желающие подписываются на тех, кого хотят читать, и получают эти сообщения, называемые не твитами, а вэйбо. Если сравнить активность аудиторий обеих сетей, то в Weibo постят чаще, а подписчики чаще комментируют новые посты. Так как эта сеть открыта для всех, то и темы обсуждаются самые разнородные от волнующих всю страну до личных вопросов. Чаще всего активность увеличивается на выходных.
Любой зарегистрированный пользователь может создавать опросы, следить за постами известных личностей из «Зала славы Weibo», писать лонгриды (длинные статьи), делиться файлами, комментировать чужие записи и даже получать медали и достижения за определенные действия. Правда, с комментариями приходится быть осторожными, потому что в случае нарушений за них могут забанить. Читать записи можно и без регистрации, но многие другие действия без этой процедуры недоступны. Кстати, возможности сети столь широки, что многие заядлые пользователи и не знают об их существовании.
Для любителей игр на сайте существует отдельный раздел с каталогом популярных онлайн-игр. Здесь можно потренироваться на симуляторах, почувствовать себя носителем боевых искусств, окунуться в мир спорта или полюбоваться красотами вымышленных миров. Для каждой игры указана дата ее запуска, рейтинг и количество игроков. Так что при желании покорить виртуальное пространство останется зарегистрироваться и найти что-нибудь захватывающее.
Чтобы проще было найти интересные микроблоги, в «Вейбо» есть большой раздел, посвященный поиску. С его помощью можно запросто найти мировую или китайскую знаменитость, отыскать писателя или политика. Так как эксперты охотно рекламируют через эту сеть свои услуги, то желающие могут связаться с юристами, медиками, педагогами, дизайнерами и иными специалистами.
На персональных страницах каждый представляет ту информацию, которую считает нужнойу. Например, врач может перечислить название оконченных учебных заведений и разнообразных регалий, описать услуги и публиковать посты на тему здоровья. Широкие возможности площадки помогают специалистам изучать интересы и проблемы своих клиентов в ходе опросов или изучения их комментариев.
Дополнительно можно искать информацию по интересам: спорту, науке, питанию и многому другому. Для облегчения поиска в каждом разделе есть набор подразделов и тегов, а также список популярных микроблогов. Напротив каждого блогера указывается его пол, тип сертификации (частное лицо или компания) и другая информация в виде значков. Так, голубая галочка означает, что микроблог принадлежит компании, желтая — частному лицу.
Новости всегда видны на главной странице и доступны с соответствующих разделов. Можно, например, почитать новости из мира науки и техники, узнать о новинках моды, образования или вдохновиться историями успеха. Так как формат новостей свободный, то и от официальной подачи они далеки. Например, известные компании могут представлять новый продукт с экзотическими фотографиями, знаменитости пишут о своих успехах или мероприятиях, а частные лица — о своих чувствах, переживаниях и открытиях.
Особенности покупок на Weibo
«Вейбо» — это не только возможность узнать новости или пообщаться с друзьями. В социальной сети совершается много покупок, причем в несколько непривычном для нас формате. Связано это с особенностью самой площадки и менталитетом китайского покупателя. В этом смысле интересно исследование международной консалтинговой компании BCG. На примере крупнейшей в Китае торговой площадки Taobao она показала разницу в действиях покупателя из Европы и из Китая. Заключается она в том, что европейский покупатель при выборе товаров посещает множество ресурсов от поисковых систем до профильных сайтов и социальных сетей. В одном месте он находит идеи покупок, в другом ищет товары, в третьем знакомится с отзывами и так далее. Китайский покупатель все делает в одном месте, в частности, на Taobao, в соцсетях Weibo или WeChat. Кстати, несколько лет назад Taobao объединилась с Weibo, чтобы посетитель мог совершить покупки на Taobao прямо из социальной сети.
Китайскому покупателю нет необходимости покидать Weibo для совершения покупки. Он спрашивает совета у приятелей, тут же переходит в нужное сообщество для покупки, там общается с продавцом и обсуждает конкретный товар, покупает его и следит за доставкой через мобильное приложение. Менталитет покупателя из Китая таков, что он приобретает вещь чаще всего по «сарафанному радио». Если кто-то из его родственников или друзей купил что-то новое и расхвалил это, он также будет стремиться это купить. Около половины китайских потребителей оставляют отзывы после совершения покупки и доверяют отзывам других потребителей. И в этом смысле Weibo максимально учитывает эту особенность, ведь после сделки покупатель может отправить ссылки на товар друзьям и открыто обсудить его с ними.
Отличаются на Weibo и способы, которыми компании пытаются привлечь посетителей. Здесь тратятся огромные средства на привлечение внимание к товару необычными видео, показом того, кто и как использует товар. В этом смысле огромное влияние на формирование интереса покупателей оказывают лидеры мнений, эксперты с большим авторитетом, знаменитости и известные журналы, представленные в «Вейбо». Параллельно с этим ведутся онлайн-трансляции, во время которых демонстрируются продаваемые вещи. Например, можно увидеть, как на других людях смотрится выбранная куртка или как на практике пользуются умными гаджетами для здоровья.
Не менее популярным приемом, набирающем все больше оборотов, становится виртуальная и дополненная реальность. Надев очки виртуальной реальности, потенциальные покупатели могут прогуляться по магазинам или выставкам товаров, рассмотреть каждый продукт со всех сторон, сравнить его с аналогичными продуктами других цветов или форм. Как и в виртуальных играх, клиент может виртуально открыть сумочку и изучить ее отделения или разобраться с отсеками моющего пылесоса. То есть то, что он сделал бы в настоящем магазине при осмотре товара.
Сама покупка происходит буквально в один клик. В Китае очень популярны покупки через мобильные приложения, так что пользователю достаточно сделать один жест в приложении Weibo или даже дать голосовую команду. Некоторые продавцы предлагают и некий микс онлайн-торговли с типовыми магазинами, который устраняет минусы онлайн-покупок. Это происходит так: клиент заказывает товар, затем идет в ближайший магазин продавца, детально знакомится с товаром и после этого завершает покупку. Это особенно удобно для вещей, которые трудно купить без примерки.
Как мы видим, популярная социальная сеть Китая Weibo является ценным инструментом как для знакомств и общения, так для покупок, продвижения брендов и перенимания опыта успешных продаж.
Sina Weibo — китайский сервис микроблогов
Сеть микроблогов Sina Weibo часто называют “китайским Twitter”, это некий симбиоз этой популярной американской соцсети и его не менее влиятельного собрата Facebook.
Сегодня Вейбо пользуется несколько сотен миллионов человек по всему миру, однако, ее функционал представлен исключительно на китайском и английском языках.
Так что российским пользователям приходится использовать все свои знания и, конечно, возможности браузера, чтобы сориентироваться.
А чем так интересен Weibo я покажу на собственном примере.
Что такое Sina Weibo
Сама идея создания открытого пространства для обсуждений и общения в стране, где государство жестко контролирует все происходящее в интернете, зародилась после волнений в Урумчи и массовой блокировки соцсетей.
Sina Weibo — сегодня это не просто стандартная социалка, но одновременно сайт знакомств, а также онлайн-магазин.
Сложно сказать точно, почему она стала такой популярной — во-первых, это очевидное отсутствие конкуренции и, во-вторых, удачный функционал.
Например, среди преимуществ пользователи отмечают удобные древовидные комментарии к записям и специальную систему сортировки аккаунтов.
Аудитория сайта непрерывно растет, ведь это действительно один из немногих ресурсов, не цензурируемых государством.
Эта китайская социальная сеть дает возможность жителям открыто рассуждать на многие темы — наибольшей популярностью пользуются политические обсуждения.
После ряда событий правительство поняло степень воздействия площадки и даже вроде бы стало оказывать ему поддержку, но затем последовало немало вмешательств, нередко профили недовольных здесь блокируются.
Однако, и внутри Вейбо существует собственная система цензуры.
Она состоит из трех ступеней:
При всем этом указанные механизмы задействуются не слишком расторопно, чтобы не лишать пользователей той самой свободы, дается некоторое время, так информация успевает распространится или автор после некоторых раздумий сам удаляет запись.
Далее последовала не слишком успешная попытка монетизации сервиса, решить вопрос удалось внедрением премиум-аккаунтов с расширенными возможностями, стандартный профиль остался бесплатным.
Далее последовало другое новшество — создание игровой платформы, она доступна не только самим пользователям сайта, но и незарегистрированным участникам.
Еще одно удачное дополнение — интеграция с сервисом для совершения покупок Shangou. За короткие сроки это привлекло рекордное количество компаний и независимых продавцов.
Для облегчения работы была разработана особая платежная система Sina Wallet.
Регистрация в Вейбо на русском
Как я уже сказал, русская версия в этой социальной сети не предусмотрена, остается два варианта — переключиться на англоязычную версию или использовать ресурсы своего браузера.
Теперь уже можно изменить настройки языка внизу, чтобы переключиться на английский язык:
Или сразу переключаемся на русскоязычный формат, для этого в Google Chrome достаточно обратиться к переводчику:
Переходим к регистрации, ввожу свои персональные данные — e-mail (или номер мобильного), пароль и код подтверждения:
Теперь нужно произвести дополнительную проверку с помощью смс, указываю страну своего местонахождения, номер мобильного (код страны показывается автоматически) и делаю запрос “Получить А-код бесплатно”, действует он в течение 30 минут:
Это еще не все — нужно будет пройти по ссылке, которая указана в письме, отправленном на ваш e-mail. Сделать это нужно в течение 48 часов, иначе придется снова регистрироваться.
Как пользоваться социальной сетью
После регистрации сразу предлагается обновить информацию о себе — указать ник, дату рождения, пол (слева — мужской, справа — женский), место нахождения:
Далее — “ Интересы ”, кликаете на нужную тему и выбираете ее, нажимаете “Войти”:
Итак, мы в профиле, можно рассмотреть более подробно весь функционал.
Сверху — панель с поисковой строкой, автоматически показываются 10 наиболее популярных запросов дня:
Следующий момент — “ Опция поиск ”, это путеводитель по записям в микроблогах пользователей.
Слева — тематики, справа — блок с наиболее интересными блогами.
Разделить записи можно и по категориям “Рекомендованные”, “Популярные”, “Классификация”.
Дополнительно отсортируйте посты по времени публикации (за последний час, сутки, неделю и месяц):
Например, выбираю “смешной” и мне выдаются абсолютно все подходящие под тематику посты:
К сожалению, Google Translate не со всем справляется, чаще всего комментарии остаются в виде иероглифов.
Снизу у каждой записи есть несколько кнопок управления — “Favorite”, нажмите на нее, если хотите добавить страницу в любимые, для этого нужно кликнуть на команду “Add”:
Следующий значок “Поделиться”, в данном случае здесь есть количество поделившихся — 6105, в открывшемся окне выберите нужные параметры:
Нажимаю Forward и теперь запись находится в моей ленте, кстати, перейдем в профиль — выбираю соответственно “MaximVoitik”.
Здесь все довольно просто — нажимаю на знак с будущим фото профиля, загружаю изображение, то же самое касается фона, или поставьте статус (переведено как “личный слоган”).
И если заметили уголок страницы, нажмите сюда, чтобы изменить и подложку для своего кабинета:
Здесь же вся информация о профиле, в левом блоке — количество страниц, за которыми вы следите, число пользователей, подписанных на вас, и опубликованные посты.
Также каждому присваивается определенный уровень — изначально это Lv0, степень заполненности данных, все записи, отмеченные “Нравится” и т. д.
Отдельно — вкладки “Фото” и “Центр управления”.
И не забудьте про кнопки на верхней панели справа — “конвертик” предназначен для слежения за уведомлениями, личными сообщениями, “шестеренка” — для управления настройками аккаунта, подключения определенных параметров защиты или настройки приватности:
А вот если хотите быстро и просто разместить новый пост, нажмите на оранжевый значок, здесь помимо прочего можно прикреплять видеоматериалы и хэштеги:
Вейбо — действительно интересный сайт, если как следует разобраться в его устройстве, можно интересно проводить здесь время.
Единственный момент — это сложность с языком, ведь любой переводчик дает интерпретацию самого сайта, а вот содержание постов ему фактически недоступно и сложно угадать, отчего это в принципе зависит.
В любом случае для общения можно использовать английский язык. Ну и для вкладки “Game” в принципе не требуется особенных знаний.