символика названия на дне

символика названия на дне. Смотреть фото символика названия на дне. Смотреть картинку символика названия на дне. Картинка про символика названия на дне. Фото символика названия на дне

Смысл названия «На дне»

В 1902 году Горький написал На дне. Его работа рассказывает нам о ночлежке, где собрались герои произведения и сначала автор так и назвал свой шедевр — Ночлежка. Но данное название переносило бы нас лишь в конкретное место, а именно в место ночлега, которым владел Костылев и где собрались герои пьесы. Это был подвал с тяжелым потолком, где и стульев то не было нормальных, а вместо кроватей — нары. Небольшое квадратное окошко лишь изредка пропускало свет. Словом, название Ночлежка не смогло бы полностью передать смысл пьесы. А Горькому хотелось, чтобы произведение было шире и глубже. Больше раскрывало суть. Подумывал автор дать и другое название своей пьесе. Например, название Без солнца оказалось бы глубоким, но не совсем соответствовало теме. Хоть и было у героев мало радости и тепла в жизни, но солнечный свет они могли видеть.

Смысл названия пьесы На дне

Тогда автор решает назвать свою работу На дне. И здесь сразу же появляется новый смысл.

символика названия на дне. Смотреть фото символика названия на дне. Смотреть картинку символика названия на дне. Картинка про символика названия на дне. Фото символика названия на дне

Какой же смысл названия пьесы На дне?
Когда Горький переименовал свое произведение, смысл названия заиграл другими красками, и мы попробуем немного порассуждать о смысле названия пьесы На дне в нашем сочинении.

Читая произведение Горького, мы познакомимся с героями ночлежки — людьми озлобленными, слабовольными, больными. По их рассказам и разговорам мы делаем вывод о том, что они уже разуверились в жизни, потеряли в ней смысл и надежду. Эти потерянные люди от жизни уже ничего не ждут, да и не хотят ничего менять в своем существовании. Все это прямо говорит о том, что они уже находятся на самом дне социальной лестницы. Герои не могут прожить без пьянства, скандалов, лжи. Они постоянно бранятся, но все же мы видим, что и люди дна способны еще рассуждать о правде и свободе. Вот только для каждого из них своя правда. Название На дне в полной мере раскрывает суть пьесы. Благодаря удачно подобранному названию автор показал, что речь идет не только о месте ночлега, которое похоже на пещеру и кажется, будто ты на самом дне. Но и смог передать атмосферу, что витала в этой ночлежке. Моральное и нравственное уродство людей, которые там собрались. В последствии горьковское «на дне» стало символичным и раскрыло не только суть пьесы, но и образ жизни некоторых людей в нашем обществе.

Источник

Смысл названия «На дне»

Смысл названия. Горький долго не мог подобрать точного на­звания пьесы. Первоначально она называлась «Ночлежка», затем «Бог солнца», «На дне жизни» и только потом «На дне».

В самом названии уже заложен глубокий смысл. Люди, которые попали на дно, уже никогда не поднимутся к свету, к новой жизни. В результате экономического кризиса в 90-х годах XIX в. массы рабочих и крестьян оказались в страшной нищете, без крова над го­ловой. Тогда и стали появляться в России первые ночлежки.

«Ночлежка — дом для ночлега лиц, не имеющих жилья. Содер­жалась частным лицом с коммерческой целью, либо благотвори­тельным обществом или учреждением. Жителей ночлежки состав­ляли поденщики, приезжие рабочие, не нашедшие себе места, бродяги и др. Ночлежка работала с 6 ч. вечера до 7 ч. утра. За 5 коп. клиент, кроме места на нарах, получал вечером хлеб и похлебку, ут­ром хлеб и чай. В ночлежке царила страшная теснота и антисанита­рия вследствие стремления владельцев получить максимальный доход. Нередко ночлежка была притоном уголовников» (Беловинский Л.В. Российский историко-бытовой словарь. — М., 1999.)

Горький, продолжая традиции Гоголя, Достоевского, Гиляров­ского, обратился к изображению мира униженных и оскорбленных. Действие пьесы разворачивается в ночлежке, владельцем которой является Костылев. Автор описывает место действия, во многом со­ответствующее существующим в реальности ночлежкам: «Подвал, похожий на пещеру. Потолок — тяжелые, каменные своды, закоп­ченные, с обвалившейся штукатуркой. Свет — от зрителей и, свер­ху вниз, — из квадратного окна с правой стороны». Обстановка это­го подвала поражает своей убогостью: вместо стульев — грязные обрубки дерева, грубо сколоченный стол, по стенам — нары.

Первоначальное название «Ночлежка» носило конкретный ха­рактер, последнее же в полной мере отвечало замыслу автора. На­звание пьесы «На дне» — это не только «пещера», в которой оказа­лись горьковские герои, это и сама атмосфера равнодушия и нравственного уродства, царящая в ночлежке. Название пьесы глубоко символично, оно раскрывает смысл всего произведения.

Источник

Символика названия на дне

Писатель Максим Горький для заглавия знаменитой пьесы придумал сразу несколько названий. Он думал назвать её «Без солнца», «Ночлежка», «Дно», или даже «На дне жизни». Однако автор остановился на варианте «На дне» – он ему показался наиболее лаконичным. Понять, что «дно» в заглавии – это дно общества, где оказались персонажи пьесы, можно из первой ремарки автора, где рассказывается о ночлежке и ее обитателях. Те, кто там живут, – это опустившиеся люди, которым даже некуда падать. Они потеряли дом, работу, семью, человеческие привязанности. В итоге мы понимаем, что заглавие является как бы указанием на то, что пьеса имеет социальную проблематику.

В пьесе автор доказал, что есть такие люди, которые способны остаться людьми, находясь даже на самом «дне» общества. Вместе с тем в своем произведении Горький показал, насколько слабо общество «дна». Персонажи пьесы неспроста оказались в ночлежке, ведь каждый из них озлоблен на жизнь и слабоволен. Эти люди больны, они «страшны прежде всего отчаянием своим, тем, что сами себя отрицают, извергают из жизни». Если говорить кратко, обитатели ночлежки винят в своих бедах кого угодно, кроме самих себя, при этом сами они совершенно безразличны к своей судьбе. Они обвиняют Луку в шарлатанстве, так как тот дал им надежду на лучшую жизнь, а сам при этом исчез сразу после убийства Костылева. Однако Лука совсем не виноват; все дело в том, что духовно ночлежники слабы и беспомощны. Они не могут и не хотят сделать свою жизнь лучше, предпринять хоть какие-то попытки, чтобы с этого самого «дна» наконец подняться.

В заключение хочется сказать, что Горький нашел самое подходящее название для своей пьесы о несчастных нищих людях. В драме автор подробно раскрыл образ каждого босяка, через многих персонажей показал противоположные друг другу философские концепции о человеке, свободе и правде. На «дне» люди не живут, а существуют или обитают, ибо эти условия нечеловеческие (автор сравнивает ночлежку с пещерой), хотя даже в таких условиях некоторые люди способны рассуждать о высоком: о свободе и правде. Изображая босяков, которым не чужды столь серьезные рассуждения, Горький проявил свой гуманизм.

Первые рассказы, посвященные босякам («Челкаш», «Коновалов», «Бывшие люди»), написаны таким образом, что эти люди изображены «необыкновенными». Персонажи этих произведений не наделены таким пороком, как жадность. Они не способны душить друг друга из-за вещей и не собирают деньги, иными словами они наделены великодушием и ощущением внутренней свободы, которой нет у «порядочных» мещан. Если же говорить о пьесе «На дне», то тут уже нет и следа того романтического представления о босяках: в этой драме автор не стал облагораживать героев и наделять их подобными качествами. Горький делает акцент на беспомощности ночлежников, анархизме, отсутствии желания изменить жизнь к лучшему и способности к действиям. Мнение Горького о босяках изменилось: босяки – это слабые, беспомощные, озлобленные люди, которым суждено погибнуть на этом дне, так как они не могут и не желают выбраться из него. Отныне автор ищет героев-борцов среди демократической интеллигенции. Подобным персонажам Горький посвятил роман «Мать».

Источник

Смысл названия пьесы “На дне” М. Горького

Горький долго не мог подобрать точного названия пьесы. Первоначально она называлась “Ночлежка”, затем “Бог солнца”, “На дне жизни” и только потом “На дне”.

В самом названии уже заложен глубокий смысл. Люди, которые попали на дно, уже никогда не поднимутся к свету, к новой жизни. В результате экономического кризиса в 90-х годах XIX в. массы рабочих и крестьян оказались в страшной нищете, без крова над головой.

Тогда и стали появляться в России первые ночлежки.

“Ночлежка – дом для ночлега лиц, не имеющих жилья.

За 5 коп. клиент, кроме места на нарах, получал вечером хлеб и похлебку, утром хлеб и чай. В ночлежке царила страшная теснота и антисанитария вследствие стремления владельцев получить максимальный доход. Нередко ночлежка была притоном уголовников”

Горький, продолжая традиции Гоголя, Достоевского, Гиляровского, обратился к изображению мира униженных и оскорбленных. Действие

Потолок – тяжелые, каменные своды, закопченные, с обвалившейся штукатуркой. Свет – от зрителей и, сверху вниз, – из квадратного окна с правой стороны”. Обстановка этого подвала поражает своей убогостью: вместо стульев – грязные обрубки дерева, грубо сколоченный стол, по стенам – нары.

Первоначальное название “Ночлежка” носило конкретный характер, последнее же в полной мере отвечало замыслу автора. Название пьесы “На дне” – это не только “пещера”, в которой оказались горьковские герои, это и сама атмосфера равнодушия и нравственного уродства, царящая в ночлежке. Название пьесы глубоко символично, оно раскрывает смысл всего произведения.

Related posts:

Источник

Смысл названия пьесы «На дне» М.Горького (Горький Максим). Смысл названия пьесы «На дне Смысл названия пьесы горького на дне

Смысл названия «На дне»

Смысл названия. Горький долго не мог подобрать точного на­звания пьесы. Первоначально она называлась «Ночлежка», затем «Бог солнца», «На дне жизни» и только потом «На дне». В самом названии уже заложен глубокий смысл. Люди, которые попали на дно, уже никогда не поднимутся к свету, к новой жизни. В результате экономического кризиса в 90-х годах XIX в. массы рабочих и крестьян оказались в страшной нищете, без крова над го­ловой. Тогда и стали появляться в России первые ночлежки. «Ночлежка — дом для ночлега лиц, не имеющих жилья. Содер­жалась частным лицом с коммерческой целью, либо благотвори­тельным обществом или учреждением. Жителей ночлежки состав­ляли поденщики, приезжие рабочие, не нашедшие себе места, бродяги и др. Ночлежка работала с 6 ч. вечера до 7 ч. утра. За 5 коп. клиент, кроме места на нарах, получал вечером хлеб и похлебку, ут­ром хлеб и чай. В ночлежке царила страшная теснота и антисанита­рия вследствие стремления владельцев получить максимальный доход. Нередко ночлежка была притоном уголовников» (Беловинский Л.В. Российский историко-бытовой словарь. — М., 1999.) Горький, продолжая традиции Гоголя, Достоевского, Гиляров­ского, обратился к изображению мира униженных и оскорбленных. Действие пьесы разворачивается в ночлежке, владельцем которой является Костылев. Автор описывает место действия, во многом со­ответствующее существующим в реальности ночлежкам: «Подвал, похожий на пещеру. Потолок — тяжелые, каменные своды, закоп­ченные, с обвалившейся штукатуркой. Свет — от зрителей и, свер­ху вниз, — из квадратного окна с правой стороны». Обстановка это­го подвала поражает своей убогостью: вместо стульев — грязные обрубки дерева, грубо сколоченный стол, по стенам — нары. Первоначальное название «Ночлежка» носило конкретный ха­рактер, последнее же в полной мере отвечало замыслу автора. На­звание пьесы «На дне» — это не только «пещера», в которой оказа­лись горьковские герои, это и сама атмосфера равнодушия и нравственного уродства, царящая в ночлежке. Название пьесы глубоко символично, оно раскрывает смысл всего произведения.
Горький всегда задумывался над тем, что управляет человеком, какие ценности для него превыше всего, как согласуются свобода и любовь, добро и истина, сила и справедливость. Пьесу «На дне» можно с полным правом назвать философской драмой. Горький писал: «Основной вопрос, который я хотел поставить, это – лучше: истина или сострадание до того, чтобы пользоваться ложью, как Лука. Как бы горька и печальна ни была истина, но она нужнее, лучше самой красивой лжи…». Эти вопросы о правде и лжи важны в пьесе «На дне» не сами по себе, а в связи с проблемой, имеющей одновременно и общечеловеческий философский смысл. Главным образом этой пьесы можно считать образ «дна» жизни, а Лука и Сатин воплощают две полярные точки зрения на эту жизнь. Автор стремиться ответить на вопрос: что привело людей к нравственному и социальному падению? Может быть, то, что люди перестали верить в себя и в мечту? В ранней пьесе Горького «Дети Солнца» с романтическим пафосом опоэтизирована мечта, она освещена надеждой. Если помнить об этом, то становится понятен смысл одного из первых названий пьесы «На дне» — «Без солнца». Художественная мысль, сценическое действие пьесы движутся сложно и не укладываются в схему, по которой ложь, утешительный обман посрамляются, а правда утверждаются. В этом произведении есть несколько параллельных сюжетных линий: взаимоотношения Пепла и Наташи, Клеща и Анны, Барона и Насти, Актера и Сатина. Эти линии не имеют четкой завязки и почти никак не разрешаются. Сам автор называл «На дне» пьесой – симфонией. Сравнивая драматургию с музыкой, покоряющей нас своей стройностью, Горький имел в виду ту гармонию, к которой художник приходит через противоречия, доводя их до предела. Этот композиционный принцип столкновения точек зрения лежит в основе композиции пьесы «На дне». Все герои мечтают о счастье, каждый горит о том, как он это счастье понимает, но никто не в состоянии что – либо изменить в своей судьбе. Автор ходом пьесы показывает всю сложность отношений людей к правде, которую они не терпят. Пьеса начинается, казалось бы, проходным эпизодом – ссорой Квашни и Клеща, где каждый уличает другого в неправде. Взаимное разъяснение вспыхивает как реакция на высказанную вслух правду о другом. Однако общий тон пьесы не кажется удручающе мрачным. Герои живут «на дне», без солнца и поэтому никак не могут допеть до конца песню «Солнце входит и заходит…». Значение песни в построении пьесы становится ясно после заключительной реплики Сатина, его реакции на самоубийство Актера: «Эх. испортил песню.. дур-рак!». Здесь слово «песня» приобретает двойной смысл – и буквальный и более широкий, как обозначение жизни, судьбы, назначение человека.

Пьеса «На дне» была задумана Горьким как одна из четырех пьес цикла, показывающего жизнь и мировоззрение людей из разных слоев общества. Это — одна из двух целей создания произведения. Глубинный смысл, который заложил в него автор — попытка ответить на главные вопросы человеческого существования: что есть человек и сохранит ли он свою личность, опустившись «на дно» нравственного и социального бытия.

История создания пьесы

Первые свидетельства о работе над пьесой относятся к 1900 году, когда Горький в разговоре со Станиславским упоминает о желании написать сцены из жизни ночлежки. Некоторые наброски появились в конце 1901 года. В письме к издателю К. П. Пятницкому, которому и посвятил произведение автор, Горький писал, что в задуманной пьесе для него ясны все персонажи, идея, мотивы действий, и «это будет страшно». Окончательный вариант произведения был готов 25 июля 1902 года, издан в Мюнхене и уже в конце года поступил в продажу.

Не так радужно обстояли дела с постановкой пьесы на сценах российских театров — она практически запрещена. Исключение сделано только для МХАТа, остальные театры должны были получать особое разрешение на постановку.

Название пьесы в процессе работы менялось, по крайней мере, четыре раза, а жанр автором так и не был определен — в издании значилось «На дне жизни: сцены». Укороченное и всем сегодня знакомое название впервые появилось в театральной афише при первой постановке в МХАТ.

Первыми исполнителями стал звездный состав Московского художественного академического театра: в роли Сатина выступил К. Станиславский, Барона — В. Качалов, Луки — И. Москвин, Насти — О. Книппер, Наташи — М. Андреева.

Почему Максим Горький назвал свою пьесу «На дне»?

Я учился в казанской школе № 3 имени Горького, расположенной на горе, рядом с оврагом, в котором были трущобы Марусовка, где происходит действие пьесы Горького «На дне». Горький жил в Марусовке в 80-е годы XIX века. Через дом от нашей школы находилось здание, в подвале которого Горький работал пекарем. На горе с другой стороны от Марусовки стоит Казанский университет, в котором я учился позднее. И у меня, и у моих одноклассников вызывали удивление некоторые детали учебников литературы, посвящённые пьесе Горького.

Но прежде напомню, что такое Марусовка. Это участок Рыбнорядской улицы (позднее ул. Пушкина) от её перекрёстка с Большой Лядской (п. ул. Галактионова) до пересечения с Малой Проломной (п. ул. Профсоюзная) и Собачьим переулком (п. ул. Некрасова), проходящий по дну оврага. Слева и справа на склоне оврага стояли дома.

Хозяином и основателем Марусовки был казанский мещанин, бывший сапожник Лупп Спиридонович Марусов. В 30-х годах XIX века он купил деревянный одноэтажный дом на Рыбнорядской улице с 210 квадратными саженями земли за 600 с небольшим рублей. Стоял дом у подножия горы, поднявшись на которую можно было выйти на Старо-Горшечную улицу (п. ул. Щапова) и к нашей школе на Лядской (Горького) улице. На противоположной стороне оврага, на горе, уже стояло здание Казанского университета.

Земля вокруг пустовала и вскоре почти за бесценок была выкуплена Марусовым. В течение более 40 лет Лупп Спиридонович построил вдоль Рыбнорядской улицы на склонах оврага большую группу каменных и деревянных доходных домов, получивших впоследствии название «Марусовка». Квартиры в Марусовке облюбовали студенты университета из-за дешевизны и близости. Можно было зайти в подъезд дома на Рыбнорядской, подняться на четвёртый этаж и выйти на Университетскую улицу. С одной стороны дом был четырёхэтажный, а с другой — одноэтажный. Таков был перепад высот.

Всего к 1882 году (последнему году жизни Марусова) было воздвигнуто более 30 различных строений, где размещалось около двух тысяч квартир, в которых в некоторые периоды жило несколько тысяч человек. Луппу Спиридоновичу Марусовка приносила неплохой доход. Занимаясь новым строительством, он обращал мало внимания на ремонт существующих домов, с годами превращавшихся в трущобы. Горький застал как раз этот период.

Вот как описывает Горький декорации к 3 акту пьесы «На дне»: «„Пустырь“ — засоренное разным хламом и заросшее бурьяном дворовое место. В глубине его — высокий кирпичный брандмауер. Он закрывает небо. Около него — кусты бузины. Направо — темная, бревенчатая стена какой-то надворной постройки: сарая или конюшни. А налево — серая, покрытая остатками штукатурки стена того дома, в котором помещается ночлежка Костылевых. Она стоит наискось, так что ее задний угол выходит почти на средину пустыря. Между ею и красной стеной — узкий проход. В серой стене два окна: одно — в уровень с землей, другое — аршина на два выше и ближе к брандмауеру.»

А вот как глубокомысленно комментирует это один из известных литературоведов: «Само пространство в этой драме организовано как театральная сцена: и в 1, 2, 4 актах, действие в которых разворачивается в ночлежке, и в 3 акте, переносящем действие на „пустырь“, отсутствуют признаки внешнего мира — прежде всего, неба и живой природы. Данная художественная деталь, помимо традиционного истолкования, объясняющего замкнутость места действия отсутствием „духовной вертикали“ в жизни героев („земля — небо“), позволяет интерпретировать это пространство как условное пространство сцены, на котором разворачивается жизненная драма.»

Максим Горький просто написал картину с натуры. А литературовед состряпал целую статью «О метафорах Горького». Он никогда не был в реальной Марусовке. На дне оврага при высоких домах, стоящих на склонах, неба действительно не было видно. Литературоведы также обсасывают факт, что в процессе работы над пьесой Горький менял название несколько раз — она называлась «Без солнца», «Ночлежка», «Дно», «На дне жизни». И опять же, окончательное название никакая не метафора, а просто название места происходящего, оказавшееся очень ёмким.

Так что читайте сами литературные произведения, а не всякий мудрёж в статьях, учебниках и рефератах, написанных ради диссертаций и дипломов.

Теги: писатели, литература, Максим Горький

Основной сюжет произведения

Сюжет пьесы завязан на отношениях героев и в обстановке всеобщей ненависти, которая царит в ночлежке. Это — внешняя канва произведения. Параллельное действие исследует глубину падения человека «на дно», меру ничтожества социально и духовно опустившегося индивидуума.

Действие пьесы начинается и заканчивается сюжетной линией взаимоотношений двух персонажей: вора Васьки Пепла и жены владельца ночлежки Василисы. Пепел любит ее младшую сестру Наташу. Василиса ревнует, постоянно избивает сестру. Есть у нее и еще один интерес к любовнику — она хочет освободиться от мужа и подталкивает Пепла к убийству. В ходе пьесы Пепел действительно в ссоре убивает Костылева. В последнем же акте пьесы постояльцы ночлежки говорят, что Ваське придется идти на каторгу, а Василиса все равно «выкрутиться». Таким образом, действие закольцовывается судьбами двух героев, но далеко не ограничивается ими.

Временной промежуток пьесы — несколько недель ранней весны. Время года — важная составляющая пьесы. Одно из первых названий, данных автором произведению, «Без солнца». Действительно, вокруг весна, море солнечного света, а в ночлежке и в душах ее обитателей — мрак. Лучом солнца для ночлежников стал Лука, бродяга, которого в один из дней приводит Наташа. Лука приносит надежду на счастливый исход в сердца опустившихся и утративших веру в лучшее людей. Однако в конце пьесы Лука исчезает из ночлежки. Доверившиеся ему персонажи теряют веру в лучшее. Пьеса заканчивается самоубийством одного из них — Актера.

Смысл пьесы

Идея пьесы Горького заключается в том, что все люди абсолютно одинаковы вне зависимости от их социального и материального положения. Все состоят из плоти и крови, отличия заключаются лишь в воспитании и характере, которые дают нам возможность по-разному реагировать на сложившиеся ситуации и действовать, исходя из них. Кем бы ты ни был, жизнь может измениться в один момент. Любой из нас, потеряв все, что имел в прошлом, опустившись на дно, — потеряет себя. Больше не будет смысла удерживать себя в рамках приличия общества, подобающе выглядеть и вести себя соответствующе. Когда человек теряет ценности, установленные окружающими, он сбивается с толку и выпадает из реальности, как произошло с героями.

Главная мысль заключается в том, что жизнь может сломать любого человека. Сделать его равнодушным, ожесточённым, потерявшим какой-либо стимул к существованию. Безусловно, во многих его бедах будет виновно равнодушное общество, которое только подтолкнет падающего. Однако сломленные бедняки зачастую сами виноваты в том, что не могут подняться, ведь в их лени, порочности и безучастности ко всему сложно еще найти виноватых.

Авторская позиция Горького выражается в монологе Сатина, который разлетелся на афоризмы. «Человек – звучит гордо!» — восклицает он. Писатель хочет показать, как надо относиться к людям, чтобы воззвать к их достоинству и силе. Бесконечное сожаление без конкретных практических шагов только навредит бедняку, ведь он так и будет жалеть себя, а не работать, дабы выйти из порочного круга нищеты. Это и есть философский смысл драмы. В споре об истинном и ложном гуманизме в обществе побеждает тот, что говорит прямо и честно, даже рискуя навлечь на себя негодование. Горький в одном из монологов Сатина связывает правду и ложь со свободой человека. Независимость дается лишь ценой постижения и поиска истины.

Анализ пьесы

Пьеса описывает жизнь московской ночлежки. Главными героями, соответственно, стали ее обитатели и хозяева заведения. Также в ней появляются лица, имеющие отношение к жизни заведения: полицейский, он же дядя хозяйки ночлежки, торговка пельменями, грузчики.

Сатин и Лука

Шулер, бывший каторжник Сатин и бродяга, странник Лука — носители двух противоборствующих идей: необходимости сострадания к человеку, спасительной лжи из любви к нему, и необходимости знать правду, как доказательство величия человека, как знак доверия к его силе духа. Для того, чтобы доказать ложность первого мировоззрения и истинность второго автором и выстроено действо пьесы.

Другие персонажи

Все остальные персонажи составляют фон для этой битвы идей. Кроме того, они призваны показать, измерить глубину падения, до которой способен опуститься человек. Пьяница Актер и смертельно больная Анна, люди, совершенно потерявшие веру в свои силы, подпадают под власть чудесной сказки, в которую уводит их Лука. Они наиболее зависимы от него. С его уходом они физически не могут жить и умирают. Остальные обитатели ночлежки воспринимают появление и уход Луки, как игру солнечного весеннего луча — появился и исчез.

Произведение создавалось в условиях, когда после экономического кризиса 90-х годов XIX века в России встали заводы, население стремительно беднело, многие оказались на нижней ступени социальной лестницы, в подвале. Каждый из героев пьесы в прошлом пережили падение «на дно», социальное и нравственное. Сейчас они живут воспоминанием об этом, но подняться «на свет» не могут: не умеют, нет сил, стыдятся своего ничтожества.

Краткий анализ

– конец 1901 – начало 1902 года.

– пьеса создавалась специально для постановки в театре, Горький вложил в уста своих героев самые важные вопросы бытия, отразил свой собственный взгляд на жизнь. Показан период конца 19 века, глубокий экономический кризис, безработицу, бедность, разорение, крах человеческих судеб.

– трагедия отверженных людей, которые оказались на самом дне жизни.

– линейная композиция, события в пьесе построены в хронологическом порядке. Действие статично, персонажи находятся на одном месте, пьеса состоит из философских размышлений и споров.

– социально-философская драма, пьеса-диспут.

– критический реализм (соцреализм).

Главные герои

Светом для некоторых стал Лука. Горький дал Луке «говорящее» имя. Оно отсылает и к образу святого Луки, и к понятию «лукавство». Очевидно, что автор стремится показать несостоятельность идей Луки о благотворной ценности Веры для человека. Горький практически низводит сострадательный гуманизм Луки к понятию предательства — по сюжету пьесы бродяга уходит из ночлежки как раз тогда, когда те, которые ему доверились, нуждаются в его поддержке.

Сатин — фигура, призванная озвучить мировоззрение автора. Как писал Горький, Сатин не совсем подходящий для этого персонаж, но другого со столь же мощной харизмой в пьесе просто нет. Сатин является идейным антиподом Луки: он ни во что не верит, видит безжалостную суть жизни и того положения, в котором оказался он и остальные обитатели ночлежки. Верит ли Сатин в Человека и его силу над властью обстоятельств и совершенных ошибок? Страстный монолог, который он произносит, заочно споря с ушедшим Лукой, оставляет сильное, но противоречивое впечатление.

Есть в произведении и носитель «третьей» правды — Бубнов. Этот герой, как и Сатин, «стоит за истину», только она у него как-то очень страшна. Он человеконенавистник, но, по сути, убийца. Только гибнут не от ножа в его руках, а от ненависти, которую питает он к каждому.

Драматизм пьесы возрастает от акта к акту. Связующей канвой становятся утешительные разговоры Луки со страждущими его сострадания и редкие реплики Сатина, говорящие о том, что он внимательно слушает речи бродяги. Кульминация пьесы — монолог Сатина, произнесенный после ухода-бегства Луки. Фразы из него часто цитируют, поскольку они имеют вид афоризмов; «Все в человеке — все для человека!», «Ложь — религия рабов и хозяев… Правда — бог свободного человека!», «Человек — это звучит гордо!».

Заключение

Горьким итогом пьесы становится торжество свободы падшего человека погибнуть, исчезнуть, уйти, не оставив после себя ни следа, ни воспоминаний. Обитатели ночлежки свободны от общества, норм морали, от семьи и средств к существованию. По большому счету, они свободны от жизни.

Пьеса «На дне» живет уже более века и продолжает оставаться одним из наиболее сильных произведений русской классики. Пьеса заставляет задуматься о месте веры и любви в жизни человека, о природе правды и лжи, о способности человека противостоять нравственному и социальному падению.

Цель урока: создать проблемную ситуацию и побудить обучающихся к высказыванию собственной точки зрения на образ Луки и его жизненную позицию.

Методические приемы: дискуссия, аналитическая беседа.

Оборудование урока: портрет и фотографии А.М.Горького разных лет.

Несмотря на, казалось бы, достаточно простой сюжет и отсутствие крутых кульминационных поворотов, произведение изобилует темами, которые дают почву для размышлений.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *