симек чувашский праздник 2021
Семик в 2021 году
Когда пройдёт праздник Семик в 2021 году. История и описание, традиции и обычаи.
Семик — народный и православный праздник. Имеет множество традиций и обычаев, среди которых самым главным является поминовение «заложных» покойников. Также этот день считается началом Русальей недели «Русалчин Велик день».
Праздник больше относится именно к народной традиции, имеет много обычаев, некоторые из которых сегодня всё больше забываются, однако всё же будут вам интересны с точки зрения расширения кругозора.
Какого числа Семик в 2021 году
Ежегодно Семик проходит в разные даты. Зависит от времени празднования переходящего праздника Пасха. В 2021 году Пасха отмечается 2 мая.
Расчёт времени празднования Семика происходит двумя способами:
Троица в 2021 году проходит в воскресенье, 20 июня. Семик, соответственно, за три дня до него — в четверг, 17 июня.
Семик 2021 у православных христиан
Праздник Семик имеет множество традиций и обычаев. Рассмотрим по очереди основные обрядные традиции.
Поминовение заложных покойников. Как известно, поминовение предков происходит в субботу перед Троицей, которая также известна, как Троицкая суббота. В Семик же поминают так называемых «заложных покойников». Простыми словами, это умершие не своей смертью — убитые, утонувшие, покончившие с собой. Заложными их называют по той причине, что, не нашедшие упокоения, они не могут уйти в загробный мир и остаются на земле в виде мифических существ, духов.
Согласно исследованиям, наиболее часто в Семик устраивались поминки по утопленникам. Напомним, что этот же день считается началом Русальей (Русальной) недели — Русалчин или Мавский Велик день.
В Семик действуют запреты, которые связаны с водой: в этот день нельзя купаться, стирать, мыть. Согласно приметам, если в Семик заниматься стиркой, полосканием, мытьём, то в семье будет утопленник, а вот если купаться в этот день — могут напасть активизировавшиеся в этот день русалки, водяные духи. В это день они собираются по берегам рек и на водоёмах. Рискнувшего искупаться они могут утащить в пучину. По этой же причине в Семик запрещалось ходить в лес в одиночку — могут напасть русалки.
Согласно поверьям, поминать умерших не своей смертью и тех, которые не получили отпевания, в Семик необходимо. Так как заложные покойники остаются на земле, из-за пренебрежительного отношения людей они могут наслать засуху, сделать год неурожайным, вредить в разных делах.
Ещё одна традиция в этот день — обряд кумления. Его совершали девушки и женщины, которые не имели детей. Женские посиделки, различные обряды, гадания. Из зелени берёзки заплетался венок, причём венок плёлся не из сорванных, а из живых веток плакучей берёзы. Через венок девушки целовались и обменивались какими-либо личными вещами — становились кумами и переходили из категории девичества в категорию женщин, готовых стать матерями.
Особое внимание уделялось берёзе. На берёзе заплетали ленточки, вешали венки, украшения, вокруг дерева водили хороводы. Ветками берёзы украшали дома и могилы предков.
Семик считался окончанием весны и началом лета. В связи с этим, в Семик совершались различные ритуалы для богатого урожая, приплода и здоровья скота. Улицы и дома поселений украшались зелёными ветками, цветами.
В этот праздник существовал обычай, который имел название «вождение колоска». Девушки шли в поле, где одну из девушек называли «колоском», наряжали в красивые одежды и проводили красивые обряды для урожая.
Ведьмочка.net
Что это за праздник
Семик — один из самых любимых в народе и самых ярких летних праздников славянского язычества и раннего христианства, первые упоминания которого можно найти в летописях двенадцатого века. С этого дня целую неделю славяяне провожали весну и встречали лето, прося у высших сил щедрый урожай. Обряды Семика и Русальной недели имеют глубокий смысл бесконечного круговорота от момента рождения до смертного часа.
Плодородие земли и расцвет растительности всегда были связаны с женским началом, с представлением о символической связи женщин с землёй, находившейся в состоянии плодоношения, поэтому Семик воспринимался как праздник девушек и молодых женщин.
После крещения Руси и распространения христианства Семику, как и другим языческим праздникам, стал соответствовать один из православных праздников – Троица. Но, несмотря на это, праздник смог сохранить многие языческие традиции.
Неделя, которая продолжалась с Семика до следующего четверга называлась Русальной. Считалось, что на Семик, с первым настоящим летним теплом, русалки собираются на берегах водоёмов, в лесах и рощах, чтобы встретиться с подругами и вволю повеселиться, а если получится, то и подыскать себе кавалера, некстати для себя решившего искупаться в реке или озере. Не случайно же такие купания в Русалочью неделю обычай строго запрещал, дабы жительницы тёмных вод не защекотали и не утащили купальщика в пучину.
Летние святки по начинались в четверг. С утра всем миром шли на кладбище и украшали ветками берёзы могилки ушедших родных, а после обеда начинались народные гулянья, ни днём, ни ночью не утихавшие всю ближайшую неделю.
Что нельзя делать на Семик
С Семиком в народе связаны некоторые запреты, которые строго соблюдались нашими предками.
Обряды и обычаи Семика
Большинство обрядов проводимых на Семик — обходы полей, гуляние и трапезы девушек и молодых женщин на поле, величание ржи, «вождение колоска», качание молодежи на качелях, исполнение круговых игр с мотивами сеяния, роста, созревания мака, льна, проса — были направлены на получение хорошего и богатого урожая.
Обряд кумления
Девушки устраивали в Семик обряд кумления. Через венок, сплетенный из зелени молодой березки и украшенный крестиком, девушки целовались и обменивались платками, бусами или колечками в знак особого душевного родства и верной дружбы. Становясь кумами, они как бы совершали переход из девичества в категорию женщин, способных к рождению ребенка. Участие девушек-подростков в семицких девичьих гуляниях, кумлении, хороводах закрепляло за ними статус достигших брачного возраста.
Обряд поминовения
Семик иногда называли Пасхой умерших. Это единственный в году день поминовения заложных покойников — самоубийц, опоиц, умерших без покаяния, проклятых родителями, казненных преступников, колдунов. На кладбищах и местах массовых погребений служили вселенскую панихиду. На могилы заложных покойников приносили ритуальную пищу: крашеные яйца, вино, блины и булки, испеченные из муки, собранной «по завету» по всем домам селения. Прямо на кладбище после панихиды устраивали гуляние с «дурачествами». В качестве поминовения также раздавали нуждающимся милостыню.
Обряд вождения колоска
В Семик девушки ходили в поля и «величали» рожь. Существовал красивый обычай «вождение колоска»: самую красивую девочку-подростка нарекали колоском и наряжали в красивый сарафан и венок, украшенный лентами. Затем девушки брались попарно за руки, а девочка-«колосок» переступала у них по рукам. Эта процессия с пением заклинательных песен шла в поле, где девочка срывала горсть ржи и раскидывала колоски по дороге назад. Исполнительницы обряда по возвращении в деревню угощали своих родителей и односельчан коллективной брагой.
Обряд завивания березы
Главным обрядом Русалочьей недели было завивание или заламывание берёзки и плетение венков из берёзовых веток и цветов. Связан он был с древним культом матери-богини, поэтому присутствие мужчин на таких таинствах было святотатством — мужской взгляд мог испортить завитую берёзку. В обряде участвовали только девушки или молодые женщины, не имевшие детей.
По традиции они шли в поле или в лес, выбирали там одиноко стоящее деревце, с шутками и песнями украшали его бусами и лентами и, чтобы угодить русалкам, которые очень любят качаться на ветвях берёзы, сплетали ветви в венки. Отсюда и пошло выражение «берёзу заломати».
Совершив обряд украшения деревца, девушки садились в его тени, причём считалось: которая сядет первой, та и замуж выйдет первой.
Тут же расстилали на земле скатерть и совершали обрядовую трапезу которая включала ряд обязательных блюд: пиво, квас, куличики, творог со сметаной и яичницу. И лишь теперь можно начинать хоровод.
Во всех этих действиях был определённый смысл: так девушки могли подружиться, «покумиться» с русалками, которые могли поведать им будущее.
Гадания на Семик
Семицкая неделя не просто так называлась зелеными святками. Как и в зимние святки, этот период считался благоприятным для разного рода гаданий.
Потом с помощью венков девушки гадали, какая судьба их ждет. Для этого они кидали венки в реку. Руками в воду венок кидают довольно редко, обычно же девушка близко подходит к воде, низко нагибается над ней, чтобы венок сам упал с головы. Иногда для пущей верности гадания девушки для этого становились к реке спиной и выгибались назад.
Магия Семика
Защитный ритуал от колдовства
Это ритуал совершают на следующий день после Семика, в пятницу перед Троицей. Замесите тесто и слепите столько лепешек,сколько членов в вашей семье.Перед тем как печь,ставьте на лепешках кресты и говорите:
«Открещиваюсь крестным знамением,
Хлебом, Богом данным, от дел и болезней колдунов
Всех мастей, из всех волостей.
Как эта лепешка во мне переварится,в г. о превратится,
Так,что ни начал бы кодун
Против моей семьи,для него г. ом обернулось.»
Каждый член семьи съедает лепешку.
Заговор на любовь для девушки
В четверг перед Троицей нужно сплести из полевых цветов венок, трижды перекрестить, заговорить и бросить его в проточную воду. А потом, не оборачиваясь, вернуться домой. Заговор такой:
«По полю зелену девушки гуляют, цветы собирают, веночки плетут да в воду бросают. Суженый-ряженый, ты венок-то поймай, мне, рабе Божей (имярек), отдай. Во веки веком. Аминь».
Позже, с принятием православия, древний языческий праздник был приурочен к празднику Троицы, но обряды его практически не изменились: так же всей деревней убирали могилки и поминали усопших, так же девушки ходили завивать берёзу, разве что во время «кумовства» подружки стали обмениваться не лентами и платочками, а крестиками. С древним же смыслом Семика за века произошло то же, что и с одним из её ритуальных гимнов «Во поле берёза стояла», давно ставшим просто любимой народной песней.
Семик
Дата в 2022 году | 17 июня 2022 года, Пятница |
Церковное название: | Велик четверг, Великоденный четверг, Троица умерших |
Значение: | Поминальный четверг пред Троицей, встреча лета |
Другие названия: | Тюльпа, Семуха, Русалчин Велик день, Мавский Велик день, Навская Троица, Рипей, Сухий четверг |
Традиции: | Поминальные обеды на кладбище, обряды с березой, кумление девушке-подростков |
Семик праздник, который до введения на Руси христианства считался одним из самых больших и радостных. Это был праздник начала лета, совершались обряды на урожай, воспевались песни к березе – символу лета и плодородия. У праздника нет постоянной даты, он отмечается за три дня до Троицы, то есть седьмой четверг после Великого Воскресенья, отсюда и название Семик (от слова семь).
История праздника
История уходит во времена еще до христианства. С наступлением тепла, верили, что в канун праздника выходят из воды русалки. С этим поверьем было связано много страшных примет и запретов. Вера внесла свои коррективы в праздник, и он заиграл новыми красками, добавились поминальные обряды на кладбище, дополнились приметы на урожай, песни и молитвы.
Традиции и обряды
В некоторых областях России заплетались косы прямо на растущих березах – их наклоняли и вплетали в их ветви травы. На Троицу ходили расплетать. Девушки плели венки из березовых прутьев и гадали по ним. Если сохранить венок до Троицы, он подскажет, какой будет любовь. Завядший венок указывал на быстрые и ненадежные чувства. Свежий венок обещал крепкие и долгие отношения. Еще их бросали в воду, на Русалчин Велик день. Если венок тонул – ходить еще год незамужней (иногда предсказывал и смерть), если всплывал венок – это к скорому замужеству и большой удаче.
Проходили обряды кумления. Такое название тоже происходит от березы, которую называли кумой после того как украшали. Кумлились девочки-подростки, которые вступали во взрослую девичью жизнь. Нужно было выбрать себе подругу, сплести венок, украсить его обеим подружкам и поцеловать друг друга сквозь венок. Такой обряд обещал крепкую и верную дружбу двух «кумушек».
Важным обрядом на урожай была яичница, которая готовилась там же в лесу и считалась символом плодородия. С той же целью выпекались Козули – лепешки с яйцами в виде веночка. Скорлупа после приготовления в этот день считалась целебной, ее высушивали, толкли в порошок и хранили в специальном мешочке.
Устраивались поминальные обеды на кладбище. Могилы украшались ветками берез и венками. Велик четверг – единственный день в году, когда можно заказать панихиду на умершего не своей смертью. Таких людей называли «заложными» (души заложники), умерших не своей смертью, внезапно от болезни или убитых.
В некоторых регионах страны березу одевали как девушку и «водили» по деревне. Береза «заходила» в каждый дом, важно было ее угостить наудачу. В конце праздника березку бросали в реку, сжигали или закапывали в землю – прощались с ней.
Приметы
Несмотря на яркий и веселый праздник, приметы в этот день были мрачными:
До праздника «Семик» осталось:
На данном счетчике вы можете следить сколько осталось дней до праздника «Семик»
Симек
Ҫимĕк | |
---|---|
Тип | народно-православный |
иначе | Семик |
Отмечается | чувашами |
Дата | семь дней после 21 июня первый четверг после полнолуния или новолуния |
В 2012 году | 3 июня (1 июня) |
Празднование | народные гуляния |
Традиции | посещение кладбищ, поминальные трапезы |
Связан с | Троицей |
Содержание
Вариации в трактовке термина
Этот день еще называют виле тухнă кун «день выхода усопших» (из могил). У чувашей существует мнение, что если потанцуешь на Симек — весь год болеть не будешь.
Некоторые исследователи склонны считать, что Ҫимёк начинался на следующий день после Семика [1] и связывают название этого древнего праздника с русским названием христианского праздника Семик (семь недель от Пасхи). По мнению других исследователей, христианская Пасха и связанный с нею Семик являются «плавающими по календарю» праздником, и потому не может быть точкой отсчета Çимěк [3]
Çимěк начинался через три дня после завершения çинçе (времени появления всходов и детенышей зверей). [4]
Праздник относится к солярному циклу, которому соподчинен лунный (в среду после новолуния (полнолуния) поминали, а праздник начинался в четверг. Это день летнего солнцестояния (точкой отсчета которого являлось 22 июня), семантически сходный с днем Ивана Купалы русских. [3]
Семик
Другие названия: | Русалчин Велик день; Троица умерших; Велик четверг; Великоденный четверг; Зеленые святки; Тюльпа; Семуха; Мавский Велик день; Навская Троица; Рипей; Сухий четверг |
Традиции: | Обряд кумления; обряды вокруг березы; поминовение «заложных» покойников |
Народный праздник Семик отмечается в седьмой четверг после Пасхи, за 3 дня до Троицы. В 2022 году он выпадает на 9 июня. Другое название – Русалчин Велик день – праздник получил за то, что в это время совершались ритуалы прощания с весной – Похороны русалок.
История
Праздник представляет собой незримую грань между весной и летом. До христианства Семик считался одним из главных дней в году. К его празднованию готовились заранее. После прихода православного христианства праздник не перестали отмечать. Ведь главным было не столько встретить лето, сколько помянуть умерших, к которым на Руси во все времена относились с особым трепетом и почтением.
«Заложные покойники», которых поминают в этот день – это те, кто умер не своей смертью: закончил земной путь внезапно или от руки убийцы. К ним относят утопленников, висельников, самоубийц, некрещеных, пьяниц, нераскаявшихся грешников, ведьм и колдунов. Они не могут найти упокоение и продолжают ходить по земле. Считается, что именно эти застрявшие между мирами души становятся слугами нечистой силы и обладают демоническими силами.
Сам термин «заложный» происходит от обряда захоронения «нечистых» покойников. Часто их хоронили лицом вниз и закладывали тело ветками и камнями. Существует также версия, что это слово образовалось от положения застрявшей души, которая блуждает по земле как заложник и не может ничего с этим поделать.
Традиции и обряды
В этот народный праздник подросших девочек принимают в компании девушек, проводят обряд кумления (женские посиделки, выбор задушевных подруг) и учат гаданиям на суженого.
Много внимания уделяется березе как символу неисчерпаемого источника жизненных сил. Вокруг нее люди водят хороводы, проводят обряды на плодородие и хороший урожай, завивают на ней венок, который через три дня расплетают. Девушки наряжают березы лентами, платками, бусами и венками из полевых цветов.
После обеда празднование переходит на погост. Люди украшают могилы предков веточками березы и устраивают поминальное угощенье. В этот день (в некоторых областях перед праздником) в первую очередь поминают души «заложных» покойников, затем родственников.
Семик – единственный день в году, когда можно заказать панихиду по «заложному» покойнику, которого церковь по каким-либо причинам отказалась отпевать при погребении.
Приметы
Если посеять в этот день ячмень, он даст хороший урожай.
Нельзя мыть, стирать, полоскать, купаться в этот день и лучше держаться подальше от воды, чтобы не накликать утопленника.
Нельзя шить или затевать большой работы, ходить одному в лес.