sidechain что это в музыке
Что такое сайдчейн (sidechain)
Данная статья является частью цикла статей «Fl Studio»
Сайдчейн получил своё широкое распространение, в виде воздействия одного сигнала на другой, путём его компрессирования. К примеру, громкость (уровень) первого инструмента воздействует на параметр Treshold компрессора второго инструмента. Т.е. управляющий сигнал (чаще всего это бочка), воздействует на другой путём увеличения его компрессии.
Пример [ править ]
В данном примере будет рассмотрено использование сайдчейна на примере плагина BGTech Sidechain Dynamics.
На первом паттерне бочка и бас звучат без какого либо эффекта. На втором же к этим двум инструментам применён эффект сайдчейна. В данном примере сайдчейн применён в виде «pumping-эффекта» (качает), но изначально он применялся для решения частотных конфликтов инструментов (принцип тот же самый, с меньшей компрессией).
Применение [ править ]
Кроме уже рассмотренного примера воздействия бочки на бас, сайдчейн также можно применять и к реверберации, к задержке и т.д. и т.п. (всё зависит от вашего воображения). Пример применения сайдчейна к реверберации можно послушать на паттерне 3 (ревербератор находится на канале Send 1).
Кроме компрессии сайдчейном можно назвать любое воздействие одного параметра на другой, к примеру громкость бочки на фильтр баса. Пример на паттерне 4 (вовремя удара бочке в басе срезаются низкие частоты), использовался плагин Fruity Peak Controller.
Sidechain что это в музыке
Если эта техника вам в новинку, или же вы просто хотите освежить ее в памяти, вот список основных терминов:
Порог (Threshold)
Великий Разделитель — звуки, громче выставленного уровня, становятся тише согласно коэффициенту соотношения (Ratio), а тихие звуки не изменяются.
Коэффициент соотношения (Ratio)
Это то, как сильно компрессор сжимает волну после пересечения порога. Например, при соотношении 2:1 сигнал, пересекающий порог на 2 дБ, будет сжат на 1 дБ; при значении 10:1, тот же самый сигнал сожмется на 1.8 дБ. Лимитер — это тот же компрессор, но с соотношением бесконечность к одному, т.е. при таком соотношении звук никогда не выбьется за пороговое значение.
Режимы Peak/RMS (Пики / Среднеквадратичное значение)
Эти параметры определяют, как компрессор воспринимает громкость сигнала. Режим RMS отражает среднее значение громкости, а режим Peak незамедлительно реагирует на все пиковые значения. Темно-зеленый участок потенциометра в Live 10 показывает пики, а светло-зеленый участок — среднеквадратичное значение.
Колено (Knee)
Отвечает за проявление компрессии. Абсолютное «жесткое» колено использует порог как включатель-выключатель компрессии, а «мягкое» колено размывает компрессию — значит, что сигнал начнет становиться тише еще на подходе к порогу, а не только при полном его пересечении и достижении значений ratio. Выбрав в компрессоре Live 10 вид «transfer curve», вы увидите линию, по форме которой параметр «колено» и получил свое название.
Динамическая обработка звука. Сайдчейн (Side-chain). Часть 1.
Сайдчейн сегодня широко применяется при сведении во многих популярных музыкальных жанрах. Этот способ управления сигналом можно встретить в большинстве устройств динамической обработки звука, о которых мы говорили в предыдущих статьях. Рассмотрим его подробнее и определим для чего сайдчейн может пригодиться при сведении в проекте.
Сайдчейн (Side-chain)
Сайдчейн — переводиться как боковая цепь (часто ещё говорят «боковой канал»). На этот канал подаётся основной сигнал, который управляет необходимым параметром в применяемом устройстве. Этот сигнал называют управляющим.
Схема устройства (в данном примере управляющим сигналом является бочка — kick, а изменяемый параметр — порог срабатывания (Threshold):
Применение Сайдчейн
Этот способ управления компрессором с помощью бокового канала стал называться сайдчейн компрессией .
Кроме вышеперечисленного примера сайдчейн компрессия очень часто применяется на излюбленных инструментах современной коммерческой музыки: бочка (kick) и бас (bass). Такая компрессия позволяет решить конфликты в низкочастотном спектре и проблему разборчивости этих инструментов.
Обычно управляющим сигналом является бочка, а бас подавляется в момент звучания kick. В итоге бочка звучит чётко, а бас приглушается и не мешает её звучанию. Этот эффект довольно часто применяется в музыке и называется (pumping). Проявляется он как некий качающий музыку эффект.
Например, боковой канал эквалайзера в деэссере позволяет сократить шипение в определённом частотном диапазоне ( подробнее ).
Сайдчейн может применяться и к различным эффектам (реверберации и другим сигналам, основанным на задержке сигнала).
По сути любое воздействие любого управляющего сигнала на различные параметры другого сигнала (или даже этого же сигнала) может называться сайдчейном. Так что дерзайте и включайте воображение и вы обязательно найдете интересные эффекты, которые можно будет применить в своих проектах.
На этом всё. Подписывайтесь на RSS и новости сайта. Отмечайте если вам понравилась статья.
За репост в социальных сетях буду очень вам благодарен.
А в следующей части, мы от теории перейдем к практике и обязательно рассмотрим различные способы применения в проектах сайдчейн компрессии.
Похожие записи
Лучшие переиздания компрессора 1176, клоны и альтернативы
5/5 — (17 голосов) Несколько недель назад мы опубликовали статью о лучших плагинах для эмуляции компрессора 1176, которые передают звук легендарного…
Лучшие плагины для эмуляции компрессора 1176
5/5 — (26 голосов) Компрессор 1176, несомненно, является одним из самых популярных компрессоров всех времен. Он был легендарным благодаря быстрому отклику,…
Динамическая обработка звука. Сайдчейн (Side-chain). Часть 2.
5/5 — (11 голосов) Технология Side-chain широко применяется в современной индустрии музыки, поэтому знать основы её реализации просто необходимо. Подписаться
Динамическая обработка звука. Многополосный компрессор. (Multiband compressor).
5/5 — (11 голосов) В современной музыке многополосная компрессия применяется очень часто, особенно в коммерческой музыки и на радио. В…
Динамическая обработка звука. Деэссер (Deesser). Часть 2.
5/5 — (9 голосов) В прошлой статье мы рассмотрели понятие и основные параметры Деэссера (Deesser). В этой мы подробнее остановимся на…
Что такое SideChain?
Side-Chain (в переводе с английского – боковая цепь) – это процесс управления параметрами какого-либо прибора с помощью управляющего сигнала другого. Чаще всего это понятие используется для определения процесса Side-Chain компрессии.
Side-Chain компрессия – это процесс управления компрессией с помощью управляющего сигнала. В качестве управляющего сигнала, обычно, используется бочка (Kick), а управляемым параметром является threshold (порог срабатывания). Проще говоря, значение threshold изменяется в зависимости от амплитуды колебания сигнала бочки.
Для начала давайте представим весь процесс Side-Chain компрессии в виде схемы.
А теперь рассмотрим процесс Side-Chain компрессии на конкретном примере.
Давайте воспользуемся возможностями программы Cubase 5 и её штатного компрессора.
Создание эффекта Side-Chain в Cubase 5
1. Запускаем программу Cubase 5 и создаем новый проект
2. Нажимаем правой кнопкой мыши в поле для треков и выбираем пункт Add Instrument Track. Создаем инструментальный трек с каким-нибудь синтезатором. Я выбрал для этой цели плагин Sylenth1.
3. Открываем панель инструмента, выбираем нужный нам пресет и подстраиваем его под себя.
4. Прописываем какую-нибудь не сложную партию (просто для наглядности) в Key Editor
5. Теперь повесим стандартный плагин Compressor в слот Insert обработки для Sylenth1.В левой панели раскроем список Insert каналов и вставим туда плагин.
6. Создадим управляющий сигнал. Для этого откроем Sound Browser (F7) и выберем сэмпл бочки. Нажмем на нем два раза левой кнопкой мыши, затем в окне Import Options нажмем Ок и тем самым создадим в проекте Audio Track бочки.
7. Отключим музыкальный режим и подгоним бочку под темп. Для отключения музыкального режима, кликаем два раза левой кнопкой на семпле бочки и нажимаем клавишу с изображением нотки.
8. Раскопируем сэмпл бочки и объединим результат в луп. Для этого выберем все элементы, зайдем в пункт меню Audio – Bounce selection и нажмем клавишу Replace.
9. Копируем получившийся луп
10. Отключаем выход для управляющего трека (Kick). Выбираем пункт No Bus.
Теперь бочка будет работать лишь как сигнал для управления параметром threshold (мы не будем слышать её звук).
11. Заходим в каналы Send обработки для Kick, в одном из слотов выбираем пункт Side-chains, включаем его и устанавливаем уровень в раёне 0 дБ. Также есть смысл, для удобства, активировать режим Pre Fader.
12. Слушаем результат
Очевидно, что в момент удара бочки уровень громкости пэда несколько уменьшается, что приводит к созданию эффекта раскачки.
В электронной музыке эффект Side-chain очень часто используется на пэдах, лидах и, конечно же, на басах, что создает дополнительный грув. Кроме того, используя Side-Chain, продюсер может разделить бочку и бас, чтобы они не мешали друг другу.
Хочется также сказать, что в рамках данной статьи был рассмотрен пример управления параметром threshold (Side-chain компрессия). Однако это не является аксиомой. Возможны и другие варианты. Например, использование фейдера громкости или других параметров. Суть остаётся той же.
Sidechain что это в музыке
Сегодня мы поговорим о такой полезной и очень популярной ныне технологии как сайд-чейн компрессия. Наверняка, практически каждый из нас слышал это модное слово, и очень многие отчетливо представляют себе, что это такое. Но какие же возможности в действительности скрываются за этим хитрым видом динамической обработки? Как в точности работает side-chain компрессия, и какие средства мы можем для этого использовать? Как эффективно применять side-chain в практическом написании танцевальной музыки?
На все эти вопросы мы и постараемся дать ответ.
Что это такое?
Итак, что же такое side chain? В переводе с английского, side chain означает «боковая цепь» и в приборах обработки звука представляет собой схему подключения с двумя входами, на один из которых подается непосредственно обрабатываемый сигнал, а на второй управляющий импульсный сигнал, или, как его еще называют «ключ».
Далее прибор (в нашем случае компрессор) будет анализировать ключевой сигнал и реагировать на превышение порога именно ключа, в то время как подвергаться обработке будет основной сигнал.
В самом простейшем виде, при помощи сайд-чейн компрессии мы имеем возможность прижимать один элемент (назовем его управляемый) в тех местах, где звучит другой (ключевой, управляющий).
Без практического понимания это определение все равно может показаться несколько сложным, однако же, подкрепленное простым практическим примером оно моментально обретает простую форму.
Поэтому я подготовил простой и наглядный пример практической работы сайд-чейн компрессора.
Имеется партия ударных и шумовой эффект, положенный сверху. Звучит данная связка примерно следующим образом:
Весьма распространенная картина, которую мы можем встретить в подавляющем большинстве House-композиций. Шумовой эффект сейчас звучит непрерывно. Посмотрим, как изменится картина динамики в случае если шумовой эффект будет просаживаться по уровню в местах звучания бочки:
Что происходит в данном случае? Шумовой эффект обрабатывается компрессором который срабатывает и давит звук в тех местах, где звучит семпл бочки. Соотвественно, компрессор работает в режиме сайд-чейн и в качестве ключевого сигнала ему посылается линия бочки.
В этом самом простейшем варианте использования сайд-чейн компрессии мы достигаем по сути дела эффекта тремоло синхронизированного под темп композиции.
На самом же деле мы имеем мощнейший инструмент для создания динамики композиции, и для танцевальной музыки, где зачастую необходимо добиться своеобразного пульсирующего эффекта в звучании, этот инструмент актуален в первую очередь.
Сегодня мы поговорим о том, как и где можно применить сайд-чейн компрессию, какие средства нам предоставляют для этого современные секвенсоры: Cubase 4, Ableton Live 8, Logic 9, а также рассмотрим такой популярный инструмент как связка Compressor/Side-Chainer из пакета TC Native Bundle. Выбор последнего при рассмотрении сторонних плагинов пал исходя из распространенности этого набора и его доступности для разных платформ и форматов: VST, RTAS, AU.
Как это работает
Перед тем как переходить непосредственно к конкретным инструментам, разберем общий принцип того, как же реализуется работа сайд-чейн компрессоров в секвенсорных программах. Ключевой сигнал отправляется через посыл на некую шину. Далее в самом плагине необходимо указать с какой шины он должен получать ключевой сигнал. Когда такая связь налажена, компрессор будет анализировать приходящий ключевой сигнал и в случае превышения заданного порога этим сигналом обрабатывать основный сигнал.
Таков общий принцип, немного различна лишь его реализация в разных инструментариях. И если несколько лет назад секвенсоры не предоставляли встроенных средств, и можно было рассматривать непосредственно конкретные плагины, то сейчас все современные программы имеют очень хорошие встроенные средства и применение сторонних плагинов в таких случаях зачастую становится нецелесообразным.
Рассмотрев все эти инструменты, мы также сравним их звучание и качество обработки на специально подготовленных примерах при равных настройках.
Начнем с Cubase. Начиная с 4-й версии в таких вариациях как Cubase 4 и Cubase 4 Studio присутствует функция сайд-чейн для широкого ряда плагинов. Для создания связки в первую очередь здесь нужно добавить сам плагин, в нашем случае это будет штатный VST3-плагин Compressor и активировать на нем функцию сайд-чейн. Для этого достаточно нажать соответствующую кнопочку:
После этого с ключевого сигнала в списке посылов появится секция Side-Chain в которой будет отображены все плагины в проекте, в которых был активирован Side-Chain ввод. Остается выбрать соответствующую цель и задать уровень посыла. В остальном это самый обыкновенный Send, для которого можно регулировать уровень и послать в режиме pre-fader что нам очень скоро пригодится.
Подробнее о том, как реализована схема посылов в Cubase и что такое вообще Send было подробно рассказано во второй части нашего материала по Cubase SX 3: «Cubase SX: продолжаем знакомство».
Рассмотрим сам плагин. Все настройки в принципе стандартны. Обратите внимание на то что по умолчанию включена автоматическая компенсация Makeup Gain и плагин будет автоматически компенсировать уровень выходного сигнала. Лично я эту автокомпенсацию сразу же отключаю и задаю Makeup вручную. Также присутствует ручка Analisis при помощи которой можно осуществить переключение между режимами peak и rms: в левом положении компрессор будет работать в Peak режиме, в правом – в RMS соответственно, причем мы можем подобрать некий средний баланс.
В Live 8 функция сайд-чейн реализована и того проще. Добавляем прибор обработки, в нашем случае это обычный Compressor и активируем сайд-чейн при помощи одноименной кнопки:
Далее в поле Audio From нам нужно указать с какой дорожки, посыла или инструмента нужно получать ключевой сигнал. В следующем поле мы можем выбрать режим коммутации: до insert-обработки (Pre FX), после (Post FX) или после микшера (Post Mixer). При помощи ручки Gain мы устанавливаем общий уровень приходящего ключевого сигнала.
В Logic схема организации практически идентична с той, которая применена в Ableton. В окошке компрессора мы имеем возможность выбрать источник ключевого сигнала, и это может любая аудиодорожка, инструмент или же шина посыла. Ключевой сигнал проще всего отправить посылом на какую-нибудь свободную шину (например Bus 2), а на самой шине закрыть все Aux-ы, дабы избежать повторного попадания ключевого сигнала в мастер.
Далее на самом плагине останется лишь выбрать источник ключевого сигнала, то есть заданную шину.
Однако, как выяснилось чуть позже, мы с тем же успехом можем выбрать нужную дорожку в качестве источника ключа и далее и закрыть на ней фейденр. Сигнал все равно будет проходить с дорожки на компрессору – пре-фейдер.
Пакет TC Native Bundle
Рассмотрев инструментарий трех самых популярных современных секвенсоров перейдем наконец к сторонней, универсальной так сказать, разработке – связке плагинов Compressor/De-Esser + Side-Chainer из пакета TC Native Bundle. Этот пакет, как мы уже упоминали чуть выше, присутствует в версиях как для Windows так и Mac OS и для всех форматов плагинов: VST, AU, RTAS.
Ключевой сигнал передается компрессору при помощи специального плагина с соответствующим названием – Side-Chainer. Этот плагин просто добавляется в Insert той дорожки, которую нужно передавать:
Интерфейс состоит всего из двух элементов – кнопочки THRU, после отжатия которой сигнал перестанет пропускаться далее и индикатора канала на котором будет работать сайд-чейн. Здесь надо сделать небольшое пояснение: в TC можно использовать не более двух каналов. Первый добавленный плагин будет передавать сигнал по 1-му каналу, следующий по 2-му. Далее перейдем к плагину Compressor DeEsser.
Здесь мы активируем режим сайд-чейн при помощи кнопки Key Input и далее при помощи четырех ползунков задаем основные настройки компрессии. Справа от кнопки Key Input мы можем выбрать с какого канала мы будем получать приходящий ключевой сигнал.
В окошке Display мы имеем индикацию глубины обработки (Reduction) – индикатор Red и уровень приходящего ключевого сигнала – Key. В левой области расположены ползунки для корректировки уровня входящего и выходящего сигналов компрессора.
«Скрытый» ключ
Самый простой вариант организации сайд-чейн компрессии по бочке в виде ключа – создание посыла на сайд-чейн непосредственно с основной дорожки бочки. Однако при таком виде организации вы можете столкнуться с одной небольшой (или даже большой) проблемой – как минимум сайд-чейн не будет срабатывать в ямах и других местах где бочки нет, а эффект нужен.
Поэтому намного удобнее применить способ, который я лично называю скрытым ключем.
Суть способа очень проста – вы экспортируете в файл небольшой луп с бочкой (ну или другим инструментом, который вы хотите использовать в качестве ключа), далее вставляете этот луп на отдельную дорожку в проект и размножаете на все протяжение звучания композиции.
Далее нужно создать пре-фейдерный посыл (Send) уровнем 0 дб с этой дорожки на наш эффект (или какую-нибудь шину, в зависимости от используемого вами секвенсора) и полностью опустить фейдер дорожки. В Cubase 4 у меня это выглядит примерно так:
Суть трюка предельно проста – через посыл дорожка отправляется на сайд-чейн компрессора и присутствует во всех местах композиции, в то время как основная дорожка бочки будет выполнять свою обычную роль. А регулируя при помощи автоматизации уровень посыла, мы можем создавать эффект «раскручивающихся и выпрямляющихся» элементов.
Практика использования сайд-чейн компрессии
Итак, мы разобрали все основные теоретические моменты и реализацию сайд-чейн компрессии в разных программах и плагинов. Теперь мы можем поговорить непосредственно о практическом использовании технологии при написании танцевальной музыки и некоторых применяемых при этом приемах.
Компрессия в режиме side-chain: типичный случай
В самом простом случае в качестве ключа для сайд-чейн используется бочка, а обрабатываемым инструментом может быть любой протяжный звук, будь то шипящий FX, пэд, или даже бас. Разберем один очень простой и часто применявшийся разными людьми при написании электрохауса прием. Я подготовил небольшой ударный луп, использовавшийся в примере в начале материала и синтезировал обычный пилообразный бас. Бас был сыгран длинными нотами и получилась примерно следующая картина:
Пускать его с ритм-секцией в таком виде вряд ли имеет смысл. Однако после обработки его компрессором в режиме сайд-чейн и бочкой в виде ключа он приобретает несколько другую форму:
А теперь послушаем полученную линию баса вместе с ритм-секцией и использовавшимся нами в прошлом примере шипящим FX:
Теперь мы можем наглядно пронаблюдать, как два невзрачных на первый взгляд инструмента приобрели динамику звучания и вписались в микс. При этом бочка со снейром звучат чисто и хорошо читаемы.
Замечу, что звук шумового FX был использован первый попавшийся, а пилообразный бас выкручен из дефолтового пресета VST-инструмента Rob Papen Predator. При этом использовались следующие настройки компрессии:
Бас | FX | |
Treshold | -30 | -40 |
Ratio | 2:1 | 2.7:1 |
Attack | 2 | 1 |
Hold | 1 | 1 |
Release | 61 | 170 |
Makeup | 6 | 0 |
Soft knee | да | да |
Режим | Peak | RMS |
Чем ниже мы ставим порог, тем глубже будет продавливаться обрабатываемый элемент. При самых низких значения мы можем вообще добиться эффекта полного гейтирования.
Эдакий электро-саунд за 5 минут 🙂
Gate в режиме Sidechain
Разберем другой не менее простой и эффективный метод использования сайд-чейн, только на этот раз мы будем, напротив, акцентировать определенные области при помощи гейта.
Предположим, у нас есть ударный луп из которого надо убрать все кроме хэта. Можно конечно же обработать луп в ручную, разрезать, поставить фейды, но намного проще и эффективнее по всем критериям использовать гейт в режиме сайд-чейн. В качестве ключа мы можем передать любую линию хэтов, расположенных нужным образом и имеющих подходящую длину семпла.
По большому счету мы используем ключевой сигнал в роли маски, по которой плагин будет отделять лишь нужные нам области.
Мы имеем такой вот луп:
В качестве ключа я использовал вот такую вот линию хэта:
Далее на обрабатываемый луп был добавлен гейт с минимальным порогом и быстрыми атакой-релизом, работающий в режиме Side Chain:
В результате мы извлекли из лупа только нужные нам элементы:
Примерно такого же результата можно добиться, используя вместо гейта экспандер в режиме сайд-чейн, однако гейт дает более жесткий срез, что было предпочтительнее в данном случае.
Косметическое и динамическое применение Side Chain
Лично я разделяю применение технологии сайд чейн на две вариации: косметическую и динамическую. Косметикой я называю все случаи, при которых действие прибора явно заметно и он жестко вырезает конкретные места обрабатываемого инструмента. Именно такие примеры и были нами рассмотрены.
Что же тогда подразумевается под динамикой? Сюда я отношу все более тонкие случаи, при которых не применяются большие степени сжатия и низкие пороги, и суть такой компрессии в придании тонкой динамики. И результат в данном случае будет слышен лишь в том случае, если вы прослушаете микс сначала с включенным прибором, а потом без него.
Суть такой компрессии заключается в более тонкой балансировке элементов в миксе, но это будет возможно только при наличии хорошего мониторинга. В противном случае вы можете просто не поймать баланс, пережать, или напротив, недожать, неправильно отстроить время атаки и релиза компрессора.
Это тонкая работа, специфичная для каждого конкретного случая, при правильном выполнении которой можно добиться прямо-таки чудес в динамике, главное – разумное использование и наличие хорошей акустики.
Вместо заключения
Так как у нас стало уже традицией сравнивать возможности и работу разных секвенсоров и обработки, мы не преминули протестировать работу описанных выше плагинов при равных условиях. Тестирование проводилось на все том же примере. Результаты тестирования:
Итак, сегодня нами были рассмотрены основные моменты, связанные с использованием Side Chain в приборах динамической обработки. Это очень мощная и удобная технология, правильное использование которой позволяет быстро и просто достигать самых различных эффектов.