севостьянов павел игоревич дата рождения
В 2021 году мир примет ключевые решения по климатической повестке
Глобальный консенсус без общественного соглашения
Об авторе: Павел Игоревич Севостьянов – кандидат политических наук, старший преподаватель РЭУ им. Плеханова, действительный государственный советник РФ.
Погоду на планете и потоки зеленого финансирование мировое сообщество пытается определять на масштабных саммитах (на снимке саммит СОР 25 в Мадриде).
Шестнадцать из последних 17 лет были на Земле самыми теплыми за всю историю наблюдений. И естественных объяснений такой скорости потепления ученые не нашли. Исследования, обладающие значительной точностью в 25–30-летнем диапазоне, свидетельствуют о преобладающем человеческом воздействии на природу. Именно деятельность человека в результате сжигания ископаемого топлива, обезлесения и изменения землепользования ответственна в первую очередь за изменение климата, особенно за последние несколько десятилетий.
В 2013 году Межправительственная группа экспертов ООН по изменению климата (МГЭИК) сформулировала причины глобального потепления с 1950-х годов. Оказалось, что главная причина – сами люди. Отчет МГЭИК лег в основу Парижского соглашения о климате, подписанного в 2015 году и распространившего консенсус почти на 200 стран мира с задачей-максимум – нулевые выбросы (zero emissions) к 2050 году. Второй отчет МГЭИК, выпущенный 9 августа 2021 года, – еще более определенный документ – в пугающей манере визуализирует варианты воплощения в реальность климатических бед, смешивая тревогу крупным планом с тревогой в широкоугольном формате.
Этот отчет сделает главное – он подготовит почву для принятия еще более жестких решений, которые будут формулироваться на конференции ООН по климату в Глазго октябре-ноябре этого года. Доказательства о причинах становятся все серьезнее и предметнее, поэтому ждать ошибки сотен ученых, работающих на почти 200 стран, точно не стоит. Чтобы потепление не перешагнуло 1,5-градусный рубеж, у промышленности всего мира есть только 15 лет для выбросов существующими темпами.
Глобальное потепление даже на такую, казалось бы, незначительную величину, как 1,1 градуса Цельсия, влечет за собой температурные всплески в разных местах планеты и изменение многих естественных процессов – от механизмов циркуляции воды до влажности почвы. Вслед за этим происходит таяние ледников, сокращение снежного покрова, повышение уровня моря, сильные и обильные осадки, таяние вечной мерзлоты и другие явления.
Любой из факторов потепления оказывает свое воздействие, но когда несколько причин соединяются – результат усугубляется. Словом, все то, что мы видим очень наглядно в этом году в разных странах. Особенно в виде пожаров, когда сочетание жары, засухи и ветра распространяет огонь.
Так, полоса страшных засушливых лет подготовила почву для развязывания гражданской войны в Сирии в 2011 году. Засуха в Восточной Африке регулярно порождает конфликты из-за природных ресурсов в Сомали или Кении. Повышение уровня моря угрожает будущим кризисам с потоками беженцев в Юго-Восточной Азии и особенно сильно затронет Южную Азию, Юго-Восточную Азию и Западное полушарие. Отсутствие стабильности в области водоснабжения и обеспечения продовольствием, усугубляемое сверхжарким климатом, засухами и наводнениями, уже увеличивает риск конфликтов на Ближнем Востоке.
В мире существует два основных центра, формирующих ответ на угрозу глобального потепления, – США и Евросоюз.
В этом году на разных площадках был проведен целый ряд важных саммитов и форумов, последовательно начинающих устанавливать правила. В этом году уже проведены: глобальный Саммит по климату с участием 40 мировых лидеров, Форум крупнейших экономик мира по климату, различные встречи министров энергетики, не за горами Конференция ООН по изменению климата в Глазго.
Несмотря на тот факт, что 85% выбросов происходит за пределами США, администрация президента Джо Байдена не скрывает лидерских амбиций по управлению в целом «климатическим проектом». Главная задача – мобилизация международных усилий с целью удерживать установленный предел повышения средней глобальной температуры. Следующий шаг – создание коалиции. И это происходит на наших глазах.
Стратегические договоренности и инициативы, сложившиеся на настоящий момент, можно разделить на несколько блоков – финансовый, энергетический, транспортный и международной кооперации. В этом году США представили план международного финансирования США климатической программы, расширяющий возможности финансирования климатических программ в разных регионах планеты.
В соответствии с этим планом будет происходить постоянное увеличение международного финансирования для удовлетворения климатических потребностей. Таким образом, начинается международный диалог о составлении бюджетов по климату и оценке климатических рисков.
Второй блок – трансформация энергетических систем. Для ускорения этого процесса министерствами энергетики Канады, США, Норвегии, Катара и Саудовской Аравии принято решение о создании форума производителей Net-Zero. Главная задача форума – создание стратегий чистого нуля, включая борьбу с выбросами метана, формирование круговой углеродной экономики, внедрение технологий улавливания и хранения углерода и другие меры в соответствии с национальными условиями каждой страны.
Очень быстро создаются различные партнерства. Например, между США и Индией. Основная задача – достижение уровня в 450 ГВт возобновляемой энергии к 2030 году и распространение инновационных чистых технологий. Одновременно расширяется работа инициативы «Возобновляемые источники энергии для Латинской Америки и Карибского бассейна» (RELAC), региональной инициативы Колумбии, Чили и Коста-Рики по увеличению мощности возобновляемых источников энергии как минимум до 70% к 2030 году.
Реализация этих планов будет осуществляться через Глобальное партнерство по стратегиям развития с низким уровнем выбросов (СРНВ) и Национальную лабораторию возобновляемых источников энергии США с главной целью – взаимной интеграции возобновляемых источников энергии.
|
Температурные всплески постепенно превращают южноафриканскую саванну в безжизненную пустыню. Фото Reuters |
Ключевые минералы будут приобретать все большее значение для производства батарей, магнитов и других экологически чистых технологий. Новый продукт, необходимый практически всем высокотехнологичным производствам, – редкоземельные элементы. Они применяются как добавки для изменения свойств металлических сплавов, каталитической очистки в химическом производстве и очистки выбросов двигателей внутреннего сгорания, в нефтяной промышленности, оптике, производстве аккумуляторных батарей и магнитных материалов. Помимо редкоземельных элементов инструментом торговых войн может стать литий, являющийся на данный момент одним из основных материалов, использующихся при производстве аккумуляторных батарей. Добыча минералов из угля и связанных с ним отходов позволит реорганизовать целую угольную отрасль, обеспечив создание новых рабочих мест взамен ликвидируемых.
Главный вопрос: как построить устойчивые цепочки товаров? Для этого создана Инициатива по управлению энергетическими ресурсами (ERGI), а главная роль будет у Межправительственного форума по горнодобывающей промышленности, минералам и металлам. Известные экономисты уже отмечают, что при формировании глобальных цепочек поставки товаров критически важно поощрение импорта. То есть не стимулирование экспорта, а ускорение таможенных процедур при трансграничном перемещении товаров.
В Евросоюзе активный климатический процесс начался 11 декабря 2019 года с презентации Европейской зеленой сделки, затем в марте 2020 года была принята Европейская промышленная стратегия. Меньше чем за двухлетний период было сформулировано и принято более 20 различных стратегий, планов и инициатив разной степени важности, но совокупно формирующих прочный каркас очередной промышленной революции.
Пакет инициатив Еврокомиссии можно разделить на три основных блока. Первый включает в себя внесение изменений в существующие законы об окружающей среде и принятие новых, более амбициозных. Второй блок расширяет зеленую повестку на новые секторы промышленности. Третий блок – расширение влияния климатической политики ЕС за пределы ЕС. Этот блок является ключевым – конкретизируется механизм ЕС торговли квотами на выбросы парниковых газов, а это имеет глобальные последствия для других стран.
Особое внимание будет уделено транспорту и строительству. На эти два сектора приходится соответственно 22 и 35% выбросов ЕС, и их декарбонизация имеет важное значение для достижения ЕС своих климатических целей, так как оба сектора не показывали значительного снижения выбросов, а в транспортном секторе выбросы даже увеличивались. Таким образом, отдельная система ценообразования на выбросы углерода будет охватывать автомобильный транспорт, а также здания. Другие правила будут снижать выбросы в авиационной сфере. Они включают в себя постепенное повышение минимальных ставок налога на «нечистое» топливо, такое как керосин. Поэтому авиакомпаниям придется использовать экологически безопасные виды авиационного топлива, например биотопливо.
Существующая Директива ЕС по налогу на энергию, разработанная еще в 2003 году, стимулирует использование ископаемого топлива, а не более чистых альтернатив. Это сложный вопрос с политической точки зрения, и прежние попытки реформирования налоговой системы ЕС были свернуты. В Fit for 55 заложен пересмотр налоговой системы с использованием базового принципа, при котором налогооблагаемая база энергетических продуктов и электроэнергии будет формироваться на основе энергоемкости и экологических характеристик.
Что ждет углероды и их производителей
ЕС снизит предложение углеродных кредитов, чтобы цена на углеродные продукты продолжила свой рост для производителя и потребителя. Предполагается, что первоначально система будет таргетирована на определенное количество углеродоемких товаров, включая цемент, железо и сталь, алюминий, удобрения и электричество. Импортеры этих товаров из ЕС должны будут купить сертификаты CBAM (Carbon Border Adjustment Mechanism – механизм регулирования углеродных границ), цена которых должна соответствовать цене EU ETS, и сдать их новому органу – CBAM. Цена сертификатов будет рассчитываться в зависимости от средней аукционной цены на квоты EU ETS за неделю, выраженной в евро за тонну выбрасываемого CO2. Для товаров, подлежащих бесплатному размещению на ETS, цена CBAM, уплачиваемая при импорте, должна быть уменьшена на соответствующую сумму для обеспечения равного обращения. Кроме того, в отношении товаров, для которых в стране происхождения установлена цена на углерод, будет применяться соответствующая скидка также для обеспечения равного обращения. CBAM применяется к товарам, импортируемым из стран, не входящих в ЕС, но некоторые страны будут освобождены от этого: Исландия, Лихтенштейн, Норвегия и Швейцария. Предлагается направить доходы, полученные CBAM, в бюджет ЕС. CBAM будет постепенно вводиться с 2023 года с трехлетним переходным периодом для обеспечения наименьшего воздействия на торговые потоки. Но импортерам этих товаров придется покупать разрешения на загрязнение окружающей среды. Сколько их потребуется, будет зависеть от количества углерода, которое было выпущено во время производства товаров. Фактически это тариф, призванный компенсировать возможность иностранным фирмам платить цену ниже европейской.
Как мы видим, Fit for 55 представляет собой серию радикальных экологических реформ, которые определят направление экономической политики на десятилетия. Но это будет очень болезненно. Европейский союз, на который приходится 8% мировых выбросов углерода, пытается создать новую экономическую модель с преобладанием инноваций и замкнутым циклом, но впереди у ЕС два ключевых испытания – социальная справедливость и протекционизм.
Установление цены на углерод – наиболее логичное решение, если вы боретесь с климатическими изменениями, но возникает вопрос: как уйти от протекционизма, если система цен на выбросы не работает повсеместно? Предлагаемая Еврокомиссией углеродная граница установит тарифы на товары, производимые за пределами блока, в зависимости от их углеродного следа. Задача – отговорить компании ЕС от импорта более дешевых материалов из мест, где экологические стандарты ниже, то есть не дать европейским фирмам перемещать производство в те части мира, где они могут загрязнять окружающую среду без штрафных санкций, и защитить их от конкурентов из таких мест, а также стимулировать иностранные фирмы, которые хотят торговать с Европой, стать углероднонейтральными. Сложная задача, не так ли?
Дешевый импорт снижает внутренние цены, обеспечивает больший выбор и производительность. Резиденты постоянно требуют защиты от иностранных конкурентов, резонно утверждая, что рабочие места должны быть защищены от иностранного влияния. Либеральные экономисты считают, что вред, который наносит собственное правительство, вмешиваясь во внутренний рынок, несоизмеримо сильнее. Этот спор имеет седые корни, потому что он о главном в этом мире – об интересах.
Выдающийся экономист Давид Рикардо безупречен в своем выводе: специализация позволяет каждой стране в условиях свободной торговли получать максимум того, что она может заработать при сложившейся экономической ситуации. Протекционизм же нарушает эти пропорции. Следовательно, свобода торговли – главное условие получения максимальной прибыли каждой страной. Германия совершила прорыв в конце XIX – начале XX века. Так же как потом Япония, да и дореволюционная Россия. Причем все благодаря протекционизму.
Евросоюз исходит из того, что борьба с потеплением является общественным благом для всего мира и таким образом возрастание цены на углерод по своему смыслу не будет протекционизмом, а является расширением ответственности рыночной сферы, и все страны должны быть заинтересованы в сокращении выбросов.
Таким образом, проблемы с тарифами на выбросы углерода не столько экономические, а скорее политические и социальные. Фирмы могут корректировать свои цепочки поставок, и проблема заключается в том, что торговля будет корректироваться на входе, но не на выходе. Экспортеры, утратившие свои субсидии, по-прежнему будут конкурировать на рынках за пределами Европы с фирмами, которые могут игнорировать стоимость углерода.
Сила стимулов означает, что углеродоемкое производство всегда будет пытаться найти свой путь к более дешевым выбросам. Получается, что лучшим решением станет максимальное распространение системы торговли выбросами, при которой цена на углерод будет очень высокой и обязательной. Но вот какой именно? За последние несколько лет стоимость зеленых технологий снижается ускоренными темпами одновременно с беспрецедентной политической поддержкой самой концепции энергетического перехода. Но вопрос, как будут распределяться затраты по борьбе с изменением климата, остается открытым. Стоимость внедрения новых технологий не должна перекладываться на уязвимые группы населения, усугубляя неравенство. Но пока, похоже, именно к этому все и идет. Яркий пример того, что может произойти, – это движение «желтых жилетов» во Франции в 2018 году, когда налог на выбросы углерода в нефтяном секторе вызвал протесты против роста цен на топливо и вынудил президента Эманюэля Макрона свернуть ключевые реформы в стране. Не думаю, что европейские лидеры захотят повторения этой ситуации.
Этот пример показывает, насколько важен вопрос справедливости при введении тарифов на выбросы углерода вместе с системой компенсаций, чтобы гарантировать – социально уязвимые группы населения получат не просто компенсацию, а финансовую выгоду, получая свои дивиденды за согласие в большем размере, чем они платят в результате повышения цен на энергоносители. Словом, если общественный консенсус о необходимости борьбы с изменением климата действительно состоялся, то заключить общественный договор Евросоюзу, и не только ему, еще только предстоит.
Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.
за весь период обучения
23 Ноября 2021
1 мес.
72 часа
О программе
Программа направлена на изучение инновационных методов и эффективных методов бизнес-трансформации на принципах ESG, востребованных как в крупных и средних российских компаниях, российских представительствах международных компаний, организациях государственного сектора, институтах развития, общественно-деловых и профессиональных объединениях, консалтинговых, рейтинговых, экспертных и исследовательских агентствах. Особо интересна программа будет руководителям и специалистами корпоративных блоков IR, GR, PR, RM, менеджерам подразделений КСО и устойчивого развития, корпоративного управления, руководителям межфункциональных рабочих групп по разработке ESG-стратегий и ESG-практик, руководителям и командам проектов устойчивого развития.
Содержательные особенности программы:
уникальное соединение маркетинговых и экономико-управленческих ESG-технологий;
работающие инструменты успешного внедрения ESG технологий в практику бизнеса от профессионалов;
анализ факторов, способствующих и препятствующих внедрению практики ESG интеграции;
практико-ориентированные методы оценки соответствия ESG критериям: от простейших до специфических;
ключевые тренды в устойчивом развитии. ESG в Российской Федерации
современные принципы социально-экологической ответственности в продвижении товаров: «Маркетинг со смыслом». Гринвошинг и sustainable маркетинг;
Актуальные вопросы климатической повестки. Трансграничное углеродное регулирование; Реализация задач достижения углеродной нейтральности; Выбросы со сферой охвата 1, 2 и 3 (Scope 1, Scope 2, and Scope 3 emissions); Углеродный след; Рынок углеродных единиц; Торговля углеродными единицами.
Учиться интересно и продуктивно помогают:
прикладные и «живые» технологии обучения (case-studies, тренинги, компьютерные симуляции, проектные работы, вебинары, мастер-классы).
Севостьянов|Севастьянов Павел Иванович
Воронежская обл., Воронцовский р-н, Пузевский с/с, с. Пузево|с. Пузево, Бутурлиновский р-он., Воронежская обл.|Село Пузево Воронежской области
Воронцовский РВК, Воронежская обл., Воронцовский р-н|ВК Бутурлиновского р-на Воронежской обл.|Воронежский ОВК, Воронежская обл.
531 аминп 74 ск 1 УкрФ|531 аминп 3 УкрФ
Герой Советского Союза (Орден Ленина и медаль «Золотая звезда»), Медаль: «За отвагу», Орден Красной Звезды
Павел Севостьянов родился 11 ноября 1924 года в селе Пузево (ныне Бутурлиновский район Воронежской области). После окончания шести классов школы работал в колхозе. В 1942 году Севостьянов был призван на службу в Рабоче-крестьянскую Красную Армию. С того же года на фронтах Великой Отечественной войны[1]. К октябрю 1943 года красноармеец Павел Севостьянов был старшим разведчиком 531-го миномётного полка 12-й армии Юго-Западного фронта. Отличился во время битвы за Днепр. 10 октября 1943 года Севостьянов лично участвовал в боях на плацдарме в районе Запорожья, корректировал огонь батарей миномётов. 13 октября 1943 года около плотины Днепрогэса он вновь корректировал огонь с четвёртого этажа близлежащего здания[1]. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 19 марта 1944 года красноармеец Павел Севостьянов был удостоен высокого звания Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда»[1]. После окончания войны Севостьянов был демобилизован. Проживал и работал в родном селе[1]. Скончался 31 мая 1993 года, похоронен в Пузево[2]. Был также награждён орденами Отечественной войны 1-й степени и Красной Звезды, рядом медалей[1].