серый день ползет лениво и болтают нестерпимо на стене часы стенные языком неутомимо
Непогода, осень, куришь
Непогода — осень — куришь,
Куришь — все как будто мало.
Хоть читал бы — только чтенье
Подвигается так вяло.Серый день ползет лениво,
И болтают нестерпимо
На стене часы стенные
Языком неутомимо.Сердце стынет понемногу,
И у жаркого камина
Лезет в голову больную
Всё такая чертовщина! Над дымящимся стаканом
Остывающего чаю,
Слава богу, понемногу,
Будто вечер, засыпаю…
Статьи раздела литература
Мы используем на портале файлы cookie, чтобы помнить о ваших посещениях. Если файлы cookie удалены, предложение о подписке всплывает повторно. Откройте настройки браузера и убедитесь, что в пункте «Удаление файлов cookie» нет отметки «Удалять при каждом выходе из браузера».
Подпишитесь на нашу рассылку и каждую неделю получайте обзор самых интересных материалов, специальные проекты портала, культурную афишу на выходные, ответы на вопросы о культуре и искусстве и многое другое. Пуш-уведомления оперативно оповестят о новых публикациях на портале, чтобы вы могли прочитать их первыми.
Если вы планируете провести прямую трансляцию экскурсии, лекции или мастер-класса, заполните заявку по нашим рекомендациям. Мы включим ваше мероприятие в афишу раздела «Культурный стриминг», оповестим подписчиков и аудиторию в социальных сетях. Для того чтобы организовать качественную трансляцию, ознакомьтесь с нашими методическими рекомендациями. Подробнее о проекте «Культурный стриминг» можно прочитать в специальном разделе.
Электронная почта проекта: stream@team.culture.ru
Вы можете добавить учреждение на портал с помощью системы «Единое информационное пространство в сфере культуры»: all.culture.ru. Присоединяйтесь к ней и добавляйте ваши места и мероприятия в соответствии с рекомендациями по оформлению. После проверки модератором информация об учреждении появится на портале «Культура.РФ».
В разделе «Афиша» новые события автоматически выгружаются из системы «Единое информационное пространство в сфере культуры»: all.culture.ru. Присоединяйтесь к ней и добавляйте ваши мероприятия в соответствии с рекомендациями по оформлению. После подтверждения модераторами анонс события появится в разделе «Афиша» на портале «Культура.РФ».
Если вы нашли ошибку в публикации, выделите ее и воспользуйтесь комбинацией клавиш Ctrl+Enter. Также сообщить о неточности можно с помощью формы обратной связи в нижней части каждой страницы. Мы разберемся в ситуации, все исправим и ответим вам письмом.
Анализ стихотворения Непогода — осень — куришь Фета
В 1850 году Фет выпускает свой второй сборник. Сама книга состоит из цикла «Хандра», куда автор включил три произведения. В каждом из них автор описывает и рассматривает чувство, когда душа полностью пуста. Фет часто переживает подобные состояния, потому что мучается от депрессии, которая преследует его по пятам. Он постоянно находится в поисках былой легкости и влюбленности. Но теперь ему приходится только описывать происходящее в его душе.
При этом вокруг лирического героя происходит разная чертовщина, видения и нетривиальные сопоставления, заставляют его задуматься о том, почему произошла подобная ситуация и почему в его душе происходят подобные изменения. Да и само состояние автора передается через чувства лирического героя, которому трудно бороться с опустошенностью и происходящем в его душе, он не может справиться с эмоциями.
Первым становится стихотворение с названием «Непогода – осень – куришь…». Главным событием, которое описывается в стихотворении становится хандра, которая начинается с осенью. В тексте автор использует только глаголы, поставленные в несовершенный вид, но в настоящем виде.
Таким образом, течение времени замедляется, а читатель может внимательнее понаблюдать за происходящими процессами, они должны замедлиться, но в тоже время завершиться в ближайший момент. Время фактически остановилось в небольшой комнате, в которой они находятся.
Ритмика стихотворения задается неспешным ходом настенных часов, их ход нельзя остановить, ускорить или замедлить. А от тиканья, которое является отчасти тоскливым, на душе лирическому герою становится еще тоскливее и грустнее.
В помещении есть камин, от которого должно идти тепло, но сердце героя стынет от уныния. Скорее всего на это сказывается осень, а может быть то, что происходило в жизни лирического героя до наступления это момента.
Но при этом в голову молодого человека, находящегося в комнате, начинает лезть всякая чертовщина, от которой становится еще тоскливей и грустней.
Именно из-за чертовщины в голове героя возникают различные образы, с которыми и связана гнетущая тоска. Он фактически впадает в дремоту, во время которой ему кажется, что за стенкой кто-то учит алфавит, а там, где стоит рояль по клавишам скачут крысы, которых он все никак не может прогнать и избавиться от них.
Последняя сцена стихотворения напоминает произведения Гофмана, который часто прибегал к различным гениальным фантасмагориям. В этот момент лирический герой уже не может отличить вымысел от реальности, иллюзии настолько плотно переплетаются с его реальным миром, что он уже не понимает, когда успел впасть в дрему.
Афанасий Фет — Непогода — осень — куришь
Nepogoda — osen — kurish, Kurish — vse kak budto malo. Khot chital by, — tolko chtenye Podvigayetsya tak vyalo.
Sery den polzet lenivo, I boltayut nesterpimo Na stene chasy stennye Yazykom neutomimo.
Serdtse stynet ponemnogu, I u zharkogo kamina Lezet v golovu bolnuyu Vse takaya chertovshchina!
Nad dymyashchimsya stakanom Ostyvayushchego chayu, Slava bogu, ponemnogu, Budto vecher, zasypayu.
Непогода осень куришь нужен анализ стихотворения фета
«Непогода — осень — куришь…» А.Фет
«Непогода — осень — куришь…» Афанасий Фет
Непогода — осень — куришь, Куришь — все как будто мало. Хоть читал бы — только чтенье Подвигается так вяло.
Серый день ползет лениво, И болтают нестерпимо На стене часы стенные
Сердце стынет понемногу, И у жаркого камина Лезет в голову больную Все такая чертовщина!
Над дымящимся стаканом Остывающего чаю, Слава богу, понемногу, Будто вечер, засыпаю…
Анализ стихотворения Фета «Непогода — осень — куришь…»
В 1850 году свет увидел второй сборник Фета. Книга включила в себя небольшой цикл «Хандра», состоящий всего из трех произведений. В них Афанасий Афанасиевич рассматривает и анализирует состояние душевной опустошенности – странного ощущения происходящей кругом чертовщины, порождающего причудливые видения и нетривиальные сопоставления. Событий в трилогии нет. В качестве предмета художественного изображения поэт выбирает «не происходящее ничего», как верно заметил литературовед В. А. Кошелев.
Открывается цикл стихотворением «Непогода – осень – куришь…». В нем в центре сюжета оказывается феномен хандры, посещающей человека с приходом осени. В рассматриваемом тексте употребляются глаголы несовершенного вида в настоящем времени. Благодаря их использованию удается замедлить действие, обозначить процессы, уже продолжающиеся в течение некоторого времени и не близящиеся к завершению в обозримом будущем. Ритм задается ходом настенных часов, болтающих нестерпимо и неутомимо. От их размеренного тиканья тоскливое состояние лирического героя только усиливается. Сердце стынет, хотя топится камин и в помещение жарко. В третьей строфе возникает мотив черта. Как уже говорилось выше, в том или ином виде он присутствует во всех произведениях цикла. В стихотворении «Непогода – осень – куришь…» Фет косвенно упоминает о нем: лирический герой жалуется, что в голову его больную лезет всякая чертовщина. Во втором тексте «Хандры» – «Не ворчи, мой кот-мурлыка…» – в роли черта выступает как раз представитель семейства кошачьих. В третьем и закрывающем цикл произведении – «Друг мой, я сегодня болен…» — о нечистом говорится практически напрямую: …Вон – вон тот, что смотрит плутом, С черной мордою козлиной?
В стихотворении «Непогода – осень – куришь…» чертовщина становится причиной возникновения в голове героя странных образов. Предаваясь «принужденной дремоте», он слышит, будто в соседней комнате кого-то учат азбуке, а в кабинете или в зале в худо запертом рояле пляшут крысы. Последняя сцена напоминает гениальные фантасмагории немецкого писателя-романтика Гофмана. Мир лирического героя переворачивается, реальность все теснее переплетается с иллюзиями. На этой ноте и завершается стихотворение. При этом за две строфы до его финала казалось, что спасение от хандры найдено, ведь герой практически погрузился в столь необходимый ему сон.
Анализ 2
Для Фета было характерным искать различные особенности душевных переживаний и стараться отразить внутренний мир человека. Понятное дело, поэт довольно активно искал возможности для саморефлексии и Непогода — осень — куришь является примером именно такого поиска. Забвенное настроение характеризующее стихотворение, довольно логично соответствует названию сборника, в который оно вошло, сборник назывался Хандра и состоял из небольшого количества подобных стихов.
Перед читателем раскрывается образ опустошенного человека, характерным для него является обилие курева, которое, как известно, является характерным признаком безделья и даже, в какой-то степени невежества. Лирический герой не знает чем себя занять, он бы и хотел почитать, но разум немного замутнен, он по большей части уходит от концентрации на чтении, только такое бесцельное занятие как непрерывное курение становится для него действительно интересным.
Вполне логичным предположить душевное положение субъекта речи отражением внешнего положения дел, то есть осени и непогоды. Действительно хандра снизошла, остается только курить и надеяться побыстрее оказаться в пленительных объятьях сна. Там далеко от неуютности этого мира от его отчужденности.
Такие переживания многие могли испытывать, иногда осенью навевается такое плачевное настроение, которое, если рассматривать природу как отражение вечного жизненного цикла, легко объяснимо. Осенняя непогода, безусловно, сопоставляется с ожиданием гибели. Причем такая гибель может не всегда радовать и устраивать, напротив она может приносить опасения, разочарование и другие волнения.
Так себя чувствует человек, который перед лицом гибели чего-то не успел или просто видит в этом смятении природы и конечности своего бытия несправедливость и плохой итог. Подобные настроения дают ощущения бессилья и в действительности человек сам хочет отправиться на встречу погибели, хотя с другой стороны отрицает такую возможность. Об этом пишет и Фет лирический герой, которого страдает головой больной от всякой чертовщины.
Безусловно, в завершении хотелось бы вообразить реакцию типичного крепостного на подобные стихи и переживания барина: «пошел бы поработал и курить бы не хотелось». Вероятно в этом есть смысл, хотя в чем-то гораздо больше смысла в больной голове фетовского героя.
Анализ стихотворения Непогода — осень — куришь по плану
Непогода — осень — куришь. Стихотворение Афанасия Фета
Непогода — осень — куришь, Куришь — все как будто мало. Хоть читал бы — только чтенье Подвигается так вяло. Серый день ползет лениво, И болтают нестерпимо На стене часы стенные Языком неутомимо. Сердце стынет понемногу, И у жаркого камина Лезет в голову больную Все такая чертовщина! Над дымящимся стаканом Остывающего чаю, Слава богу, понемногу, Будто вечер, засыпаю.
Афанасий Фет. Воздушный город. Стихотворения 1840-1892 гг. Из поэтического наследия. Москва, «Непогода — осень — куришь. «
Непогода — осень — куришь, Куришь — все как будто мало. Хоть читал бы — только чтенье Подвигается так вяло. Серый день ползет лениво, И болтают нестерпимо На стене часы стенные Языком неутомимо. Сердце стынет понемногу, И у жаркого камина Лезет в голову больную Все такая чертовщина! Над дымящимся стаканом Остывающего чаю, Слава богу, понемногу, Будто вечер, засыпаю.
LiveInternetLiveInternet
Афанасий Афанасьевич Фет
Непогода — осень — куришь, Куришь — все как будто мало. Хоть читал бы — только чтенье Подвигается так вяло.
Серый день ползет лениво, И болтают нестерпимо На стене часы стенные Языком неутомимо.
Сердце стынет понемногу, И у жаркого камина Лезет в голову больную Все такая чертовщина!
Над дымящимся стаканом Остывающего чаю, Слава богу, понемногу, Будто вечер, засыпаю…
В 1850 году свет увидел второй сборник Фета. Книга включила в себя небольшой цикл «Хандра», состоящий всего из трех произведений. В них Афанасий Афанасьевич рассматривает и анализирует состояние душевной опустошенности – странного ощущения происходящей кругом чертовщины, порождающего причудливые видения и нетривиальные сопоставления. Событий в трилогии нет. В качестве предмета художественного изображения поэт выбирает «не происходящее ничего», как верно заметил литературовед В. А. Кошелев.
Открывается цикл стихотворением «Непогода – осень – куришь…». В нем в центре сюжета оказывается феномен хандры, посещающей человека с приходом осени. В рассматриваемом тексте употребляются глаголы несовершенного вида в настоящем времени. Благодаря их использованию удается замедлить действие, обозначить процессы, уже продолжающиеся в течение некоторого времени и не близящиеся к завершению в обозримом будущем. Ритм задается ходом настенных часов, болтающих нестерпимо и неутомимо. От их размеренного тиканья тоскливое состояние лирического героя только усиливается. Сердце стынет, хотя топится камин и в помещение жарко. В третьей строфе возникает мотив черта. Как уже говорилось выше, в том или ином виде он присутствует во всех произведениях цикла. В стихотворении «Непогода – осень – куришь…» Фет косвенно упоминает о нем: лирический герой жалуется, что в голову его больную лезет всякая чертовщина. Во втором тексте «Хандры» – «Не ворчи, мой кот-мурлыка…» – в роли черта выступает как раз представитель семейства кошачьих. В третьем и закрывающем цикл произведении – «Друг мой, я сегодня болен…» — о нечистом говорится практически напрямую:
…Вон – вон тот, что смотрит плутом, С черной мордою козлиной?
В стихотворении «Непогода – осень – куришь…» чертовщина становится причиной возникновения в голове героя странных образов. Предаваясь «принужденной дремоте», он слышит, будто в соседней комнате кого-то учат азбуке, а в кабинете или в зале в худо запертом рояле пляшут крысы. Последняя сцена напоминает гениальные фантасмагории немецкого писателя-романтика Гофмана. Мир лирического героя переворачивается, реальность все теснее переплетается с иллюзиями. На этой ноте и завершается стихотворение. При этом за две строфы до его финала казалось, что спасение от хандры найдено, ведь герой практически погрузился в столь необходимый ему сон.
Анализ стихотворения Заболоцкого “Башня Греми”
Архитектурный памятник шестнадцатого столетия Греми располагается в грузинской исторической области Кахетия. В наше время он представляет собой крепость с церковью. Эти два объекта – единственное, что осталось от когда-то оживленного торгового города. В 1615 году его фактически полностью уничтожили войска персидского шаха Аббаса I Великого. Именно этот приход армии захватчиков, ставший для Греми роковым, описан в стихотворении Заболоцкого “Башня Греми”, созданном в 1949 году.
Анализ стихотворения Заболоцкого «О красоте человеческих лиц»
Поэт Николай Заболоцкий очень тонко чувствовал людей и умел охарактеризовать их по нескольким чертам или же случайно оброненным фразам. Однако автор считал, что больше всего о человеке может рассказать его лицо, управлять которым очень сложно. Действительно, уголки губ, морщины на лбу или же ямочки на щеках указывают на то, какие эмоции испытывают люди еще до того, как прямо скажут об этом. С годами эти эмоции откладывают на лицах свой неизгладимый отпечаток, «читать» который не менее забавно и интересно, чем увлекательную книгу.
Анализ стихотворения Высоцкого «Диалог у телевизора»
Еще одну тематическую группу песен Высоцкого можно было бы назвать условно сатирической. Условно, потому что социальная, политическая и философская сатира у Высоцкого присутствует в песнях на самые разные темы. Сатирические персонажи Высоцкого – это не схематические карикатуры, а живые, узнаваемые характеры. Высоцкий еще в начале своего творчества подметил очень важное: в жизненной неустроенности, в засилье пошлости виноваты не только “верхи”, но и “низы”, так называемые “простые люди”.
Непогода — осень — куришь…
Непогода — осень — куришь,
Куришь — всё как будто мало.
Хоть читал бы, — только чтенье
Подвигается так вяло.Серый день ползет лениво,
И болтают нестерпимо
На стене часы стенные
Языком неутомимо.Сердце стынет понемногу,
И у жаркого камина
Лезет в голову больную
Всё такая чертовщина! Над дымящимся стаканом
Остывающего чаю,
Слава богу, понемногу,
Будто вечер, засыпаю…
Статьи раздела литература
Мы используем на портале файлы cookie, чтобы помнить о ваших посещениях. Если файлы cookie удалены, предложение о подписке всплывает повторно. Откройте настройки браузера и убедитесь, что в пункте «Удаление файлов cookie» нет отметки «Удалять при каждом выходе из браузера».
Подпишитесь на нашу рассылку и каждую неделю получайте обзор самых интересных материалов, специальные проекты портала, культурную афишу на выходные, ответы на вопросы о культуре и искусстве и многое другое. Пуш-уведомления оперативно оповестят о новых публикациях на портале, чтобы вы могли прочитать их первыми.
Если вы планируете провести прямую трансляцию экскурсии, лекции или мастер-класса, заполните заявку по нашим рекомендациям. Мы включим ваше мероприятие в афишу раздела «Культурный стриминг», оповестим подписчиков и аудиторию в социальных сетях. Для того чтобы организовать качественную трансляцию, ознакомьтесь с нашими методическими рекомендациями. Подробнее о проекте «Культурный стриминг» можно прочитать в специальном разделе.
Электронная почта проекта: stream@team.culture.ru
Вы можете добавить учреждение на портал с помощью системы «Единое информационное пространство в сфере культуры»: all.culture.ru. Присоединяйтесь к ней и добавляйте ваши места и мероприятия в соответствии с рекомендациями по оформлению. После проверки модератором информация об учреждении появится на портале «Культура.РФ».
В разделе «Афиша» новые события автоматически выгружаются из системы «Единое информационное пространство в сфере культуры»: all.culture.ru. Присоединяйтесь к ней и добавляйте ваши мероприятия в соответствии с рекомендациями по оформлению. После подтверждения модераторами анонс события появится в разделе «Афиша» на портале «Культура.РФ».
Если вы нашли ошибку в публикации, выделите ее и воспользуйтесь комбинацией клавиш Ctrl+Enter. Также сообщить о неточности можно с помощью формы обратной связи в нижней части каждой страницы. Мы разберемся в ситуации, все исправим и ответим вам письмом.
А. А. ФЕТ
Непогода-осень-куришь,
Куришь-все как будто мало,
Хоть читал бы-только чтенье
Продвигается так вяло,
Серый день ползет лениво,
И болтают нестерпимо
На стене часы стенные
Языком неутомимо.
Сердце стынет понемногу,
И у жаркого камина
Лезет в голову больную
Все такая чертовщина!
Над дымящимся стаканом
Остывающего чаю,
Слава богу,понемногу,
Словно вечер,засыпаю.
Другие статьи в литературном дневнике:
Портал Стихи.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и российского законодательства. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.
Ежедневная аудитория портала Стихи.ру – порядка 200 тысяч посетителей, которые в общей сумме просматривают более двух миллионов страниц по данным счетчика посещаемости, который расположен справа от этого текста. В каждой графе указано по две цифры: количество просмотров и количество посетителей.
© Все права принадлежат авторам, 2000-2021 Портал работает под эгидой Российского союза писателей 18+
Осенние думы великих.
Что на самом деле думали русские писатели и поэты об осени
Все мы с детского сада помним хрестоматийные стихи о золотой осени, лесе, одетом в багрец, и прочее. А все было не так просто. Предлагаем перечитать классиков и посмотреть на них другими глазами.
Осень — странное время года. Одних шум дождя успокаивает и разноцветные листья вдохновляют, другие впадают в тоску, как только начинает раньше темнеть и появляется первая лужа. Вот и русские мастера слова по-разному относились к ней.
(картина «Золотая осень». И. И. Левитан, 1895 год | Источник: Моя Планета)
Лев Николаевич Толстой прославился не только своими эпическими произведениями, но и тем, что пахал вместе с крестьянами. Иногда. Тем не менее жил он как граф и холода-голода не испытывал. А к осени относился вполне литературно:
«Стояла та необычайная, всегда удивляющая людей осенняя погода, когда низкое солнце греет жарче, чем весной, когда все блестит в редком, чистом воздухе так, что глаза режет, когда грудь крепнет и свежеет, вдыхая осенний пахучий воздух, когда в темных теплых ночах этих с неба беспрестанно, пугая и радуя, сыплются золотые звезды.»
«Война и мир»
Неунывающий Антон Павлович Чехов в письме своему издателю Суворину от 29 июля 1891 года признавался:
«После Илии повеяло холодом. Пахнет осенью. А я люблю российскую осень.
Что-то необыкновенно грустное, приветливое и красивое. Взял бы и улетел
куда-нибудь вместе с журавлями. Когда-то в детстве я осенью лавливал певчих птиц и продавал их на базаре. Что это за наслаждение! Это лучше, чем книги продавать.»
(картина «Золотая осень». И. И. Бродский, 1913 год | Источник: Моя Планета)
Другое дело Гоголь. Николай Васильевич вышел из обедневшей дворянской семьи. Прежде чем стать писателем, служил писарем, а потом учителем. Вне литературы это был болезненный человек, любивший уют и тепло. Вот строчки из письма Гоголя родственнику Петру Косяровскому:
«…Доехали вы, верно, хорошо: погода как будто нарочно для вас, прелестная. У нас все начало сентября было настоящее лето. В тени было 18 градусов теплоты. Я, как добрый пес, вылеживался на солнце.»
А в ноябре того же 1832 года Николай Васильевич просил друга М. П. Погодина:
«…Напишите, сколько градусов тепла у вас в кабинете. У меня холодная квартира, и я теперь всякого, у кого в комнате 15 градусов тепла, почитаю счастливцем…»
(картина «Осенняя распутица». А. И. Куинджи, 1870 год | Источник: Моя Планета)
Тому же Погодину, только спустя два десятка лет, писал и Александр Николаевич Островский. Он, один из лучших русских драматургов XIX века, жил непросто. Прежде чем жениться и обзавестись небольшим поместьем, довольно часто был вынужден выпрашивать деньги у издателей. Из письма М. П. Погодину от 2 ноября 1851 года:
«Михаило Петрович! Наступает время холодное, ни шубы, ничего теплого у меня нет. Я простудился в среду, когда ехал от Вас в холодном пальто. Пришлите мне денег, ради бога, или напишите мне завтра, т. е. в субботу, когда к Вам прислать за ними. Комедия моя позамешкалась несколькими днями, потому что я слышал комедию Писемского и нашел нужным свою подкрасить несколько, чтобы после не краснеть за нее.»
Еще через несколько дней:
«Михаило Петрович! Я приезжал к Вам поговорить о моей пьесе и попросить денег, нужных для моего существования… У меня нет дров, и топить нечем.»
(картина «Осень». Е. Е. Волков, 1897 год | Источник: Моя Планета)
Осень — время переменчивое. В дневниках признанного любителя природы Михаила Михайловича Пришвина только за сентябрь 1918 года две такие разные записи:
«22 сентября. …Светлый прудик тихий, обрамленный осенним цветом деревьев, как затерянное начало радостного источника встретился мне на пути. Тут с разноцветных деревьев: кленов, ясеней, дубов, осин — я выбираю самые красивые, будто готовлю из них кому-то цвет совершенной красоты. Источник радости и света встретился мне на пути, и все ясно мне в эту минуту, как жить мне дальше, чтобы всегда быть в свете и радости..
24 сентября. забот теперь, чтобы просто прожить… керосину нет, сапоги развалились, где достать к зиме валенки, чем лошадь прокормить… — конца нет заботам! …Ночью на страшной высоте где-то под самыми звездами, чуть слышные, летели дикие гуси, — на мгновенье колыхнулось прежнее чувство красоты и великого смысла их перелета, а потом исчезло, как излишняя роскошь»
(картина «Встреча друзей». П. А. Нилус, 1892 год | Источник: Моя Планета)
А в послереволюционном дневнике Михаила Афанасьевича Булгакова встречаем пресловутую Аннушку:
«29-го октября. Понедельник. Ночь. Сегодня впервые затопили. Я весь вечер потратил на замазывание окон. Первая топка ознаменовалась тем, что знаменитая Аннушка оставила на ночь окно в кухне настежь открытым. Я положительно не знаю, что делать со сволочью, что населяет эту квартиру.»
Аннушка впоследствии стала одной из героинь романа «Мастер и Маргарита». А осень сыграла там же свою злую роль:
«Это было в сумерки, в половине октября. И она ушла. Я лег на диван и заснул, не зажигая лампы. Проснулся я от ощущения, что спрут здесь. Шаря в темноте, я еле сумел зажечь лампу. Карманные часы показывали два часа ночи. Я лег заболевающим, а проснулся больным. Мне вдруг показалось, что осенняя тьма выдавит стекла, вольется в комнату и я захлебнусь в ней, как в чернилах.»
(картина «Ранний снег». В. Д. Поленов, 1891 год | Источник: Моя Планета)
Федор Михайлович Достоевский, мрачный певец серых будней, к осени относился неоднозначно. В его повести «Бедные люди» героиня находит некую сладость в мрачном настроении этого времени года:
«Я так любила осень, — позднюю осень, когда уже уберут хлеба, окончат все работы, когда уже в избах начнутся посиделки, когда уже все ждут зимы. Тогда все становится мрачнее, небо хмурится облаками, желтые листья стелются тропами по краям обнаженного леса, а лес синеет, чернеет, — особенно вечером, когда спустится сырой туман и деревья мелькают из тумана, как великаны, как безобразные, страшные привидения.»
В 1849 году Федор Михайлович был обвинен в участии в государственном заговоре и отправлен в Петропавловскую крепость. И вот там осень стала для него действительно тяжелым испытанием, хотя он и пытался быть оптимистичным, чтобы не расстраивать родных. Из письма брату Михаилу от 14 сентября:
«Вот подходят теперь трудные осенние месяцы, а с ними моя ипохондрия. Теперь небо уж хмурится, а светлый клочок неба, видный из моего каземата, — гарантия для здоровья моего и для доброго расположения духа. Но все же покамест я еще жив, здоров. А уж это для меня факт. И потому ты, пожалуйста, не думай обо мне чего-нибудь особенно дурного. Покамест все хорошо относительно здоровья. Я ожидал гораздо худшего и теперь вижу, что жизненности во мне столько запасено, что и не вычерпаешь.»
(картина «Петропавловская крепость». М. Н. Воробьев, 1820-е годы | Источник: Моя Планета)
Замечательный поэт Афанасий Афанасьевич Фет был не менее замечательным помещиком, что в те годы встречалось редко. Его имение приносило хорошую прибыль. Хозяин сам занимался хозяйственными вопросами и лично объезжал свои владения в любое время года. Примечательно, что Фет делал это на повозке, которую тащил ослик по кличке Некрасов.
(картина «Брошенная терраса». С. Ю. Жуковский, 1911 год | Источник: Моя Планета)
Осень, судя по всему, Фет не любил. Да, писал тонко, но с тоской о лете. А вот этот стих вы вряд ли встречали в учебниках. По настроению и ритму он выглядит очень современным и эмоциональным.
«Непогода — осень — куришь,
Куришь — все как будто мало.
Хоть читал бы — только чтенье
Подвигается так вяло.
Серый день ползет лениво,
И болтают нестерпимо
На стене часы стенные
Языком неутомимо.
Сердце стынет понемногу,
И у жаркого камина
Лезет в голову больную
Все такая чертовщина!
Над дымящимся стаканом
Остывающего чаю,
Слава богу, понемногу,
;;;;;;;Будто вечер, засыпаю…»
© источники: ньюс мэйл ру и Моя Планета Ру
Другие статьи в литературном дневнике:
Портал Стихи.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и российского законодательства. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.
Ежедневная аудитория портала Стихи.ру – порядка 200 тысяч посетителей, которые в общей сумме просматривают более двух миллионов страниц по данным счетчика посещаемости, который расположен справа от этого текста. В каждой графе указано по две цифры: количество просмотров и количество посетителей.
© Все права принадлежат авторам, 2000-2021 Портал работает под эгидой Российского союза писателей 18+