середина xix в стала временем рождения нового музыкального жанра
Реализм в музыке: период, представители в музыке
Содержание:
С латыни слово реализм переводится как действительность. Оно характеризует определенный стиль в творчестве, зародившийся в XIX веке. В основе направления – культ достоверного отображения реальности. Реализм в музыке, изобразительном искусстве, литературе стал новым витком развития культурного жанра. Русская литература позиционирует особый образ человека, смотрящего на окружающий мир прагматично.
В искусстве появились новые формы портретного, пейзажного изображения. Эпоха реализма в музыке зародилась в девятнадцатом веке. Направление затронуло другие творческие сферы: кинематограф, театр, фотографию, скульптуру.
Что такое реализм в музыке – кратко
Реализм сформировался в качестве противопоставления романтическим мотивам. Девятнадцатый век считается временем романтизма. Он базировался на абстрактных понятиях, отказе от общепринятых ограничений, восторженных мечтах. Реалистичный стиль – полная противоположность романтического направления. Экзальтированная идеализация не характерна для жанра. Каждое произведение повествует о событиях суровой действительности.
Герой реально смотрит на жизнь, на место мечтаний приходит материалистическое восприятие трудностей. Реализм в музыке 19 века также чувствуется в работах знаменитых композиторов. В искусство критический реализм ввел Федотов. Это известный художник, каждая картина которого завораживает взгляд.
Композиторы эпохи реализма
Известные представители реализма в музыке:
Представитель критического реализма в русской музыке – Александр Даргомыжский
Александр Даргомыжский сделал огромный вклад в развитие музыки. Он родился в 1813 году. В то время талант опытного музыканта не смогли по достоинству оценить современники. Он заложил фундамент реалистичной музыки в русском искусстве.
Отцом талантливого музыканта был незаконнорожденный сын помещика, а матерью – коренная дворянка. Сам композитор за свою жизнь не завел собственных детей, семью. Он был привязан к племяннице, сестре. С ними он жил на протяжении двух лет после смерти отца. До этого композитор постоянно проживал вместе с матерью, отцом в отчем доме.
Появление первых композиций Александра Даргомыжского датируются двадцатыми годами. Первые пьесы для игры на фортепиано имели большой успех. Когда эксперту исполнилось девятнадцать лет, он успел издать не одно камерное произведение, романсы. Его творчество пользовалось спросом в салонах.
Знаменитая опера «Эсмеральда» была завершена в 1839 году. На сцене она появилась в 1847. В течение восьми лет дирекция императорского театра не давала отказ или одобрение оперы.
Русская музыка 19 века — периоды, стили, жанры, школы
Русскую музыку 19 века принято делить на два периода: до появления великого композитора М.И. Глинки, то есть, примерно до 1830-1840 годов, и после.
Русская музыка 19 века — история, имена, характеристика
Первый период в отечественной музыкальной истории — это «до – глинкинская» эпоха
В начале века в русской музыке царило смешение двух стилей – классицизма и романтизма. В первой половине 19 столетия произошли такие масштабные для России события, как Отечественная война, восстание декабристов; в обществе распространялись идеи Великой Французской революции, произошедшей незадолго до этого. Все это не могло не отразиться на культуре страны. В литературе появляются М.Ю. Лермонтов, В.Ф. Одоевский, в живописи – О.А.Кипренский и К.П. Брюллов. В музыкальной культуре России 19 века также слышны отголоски романтизма, который по-настоящему захлестнет страну с приходом М.И. Глинки.
Основные жанры и направления
Самыми популярными течениями в русской музыке 19 века были:
Также был ещё жив такой музыкальный жанр, как водевиль – легкая пьеса с куплетами. В музыкальной культуре России «до-глинского» периода были особенно популярны водевили:
однако каждый молодой дворянин считал своим долгом сочинить хотя бы раз в своей жизни водевильную пьеску для бенефиса какого-нибудь актера.
В театрах исполнялись преимущественно итальянские и французские оперы. В русской опере преобладали былинные мотивы; однако уже было заметно влияние романтизма (А.Н. Верстовский, например, часто использовал в своих произведениях романтические сюжеты – обращение к эпохальному прошлому).
Начало классического периода русской музыки — М.И. Глинка
С появлением Михаила Ивановича Глинки, основоположника композиторской школы в России, в русской музыке 19 века начался настоящий подъем. Его музыкальные произведения пропитаны народными мотивами, в них присутствует тот самый Пушкинский «русский дух». Кроме великолепных вокальных произведений и симфоний, композитор создал две оперы (одни из самых выдающихся за всю историю музыки): «Жизнь за царя» (1836) и «Руслан и Людмила»(1842). Оба этих произведения пронизаны сильнейшим патриотическим и русским началом, ведь М.И. Глинка сам сказал:
«В музыке должны присутствовать интонации и даже целиком мелодии народной музыки той национальности, к которой принадлежит автор».
Так, в опере «Жизнь за царя» в образе простого крестьянина Ивана Сусанина М.И. Глинка показал всю силу и мощь русского народа. Самое главное новаторство оперы заключалось в том, что главным героем музыкального произведения стал мужик, крепостной. Неудивительно, что великосветское общество невысоко оценило оперу, однако многие классики литературы (например, Н.В. Гоголь, А.С. Пушкин) были её настоящими поклонниками.
В эпической сказке с яркими романтическими мотивами «Руслан и Людмила» Глинка ещё дальше отошел от традиций французских и итальянских опер, поэтому и это музыкальное произведение не было встречено с восторгом. Тем не менее, именно после этих произведения русская музыка была признана во всем мире, а М.И. Глинка по праву признан основоположником музыкальной классики в России.
Русская музыка второй половины 19 века
Во второй половине 19 века музыка становится более доступной для разных слоев населения.
Становятся популярными новые музыкальные жанры – симфонические циклы, симфонии (первая симфония (фа-мажор) была создана А.Г. Рубинштейном в 1859, но она не получила широкой популярности; более известна его симфония номер 2 до-мажор под названием «Океан». Настоящего расцвета в русской музыке этот жанр достиг в творчестве Римского-Корсакова и Чайковского).
Композиторские школы 19 века в России
Также в стране в 19 веке формируются две крупнейшие композиторские школы:
В нее входили М.А. Балакирев, А.П. Бородин, М.П. Мусоргский, Н.А. Римский-Корсаков и Ц.А. Кюи. Главным своим наставником и учителем они видели М.И. Глинку, а главной целью – воплощение национального начала в своих музыкальных произведениях. В то время очень сильны были революционные идеи; вся интеллигенция размышляла над проблемами крестьян, сами же крестьяне устраивали бунты и восстания. На этом фоне и появилась «Могучая кучка» с её идеями национального, духовного, народного богатства. Тщательно собирая русский фольклор, они старались передать в операх всю силу народного духа.
возглавлял её П.И. Чайковский, и в нее входили А.А. Алябьев, С.И. Танеев, А.Е Варламов и другие.
Если петербургская композиторская школа стояла за эпичность в музыке, то московской школе русских композиторов были более свойственны лирические произведения. Например, природа, пейзаж у П.И. Чайковского всегда изображен через призму человеческих чувств, у композиторов «кучкистов» природа, скорее, сильный, полноправный герой, не имеющий ничего общего с человеком. Таких различий много, однако, самое главное – они относились к разным временным эпохам.
Антагонизм этих двух школ повлиял на творчество не только их приверженцев, но и тех композиторов, которые не причисляли себя ни к той, ни к другой школе.
Исполнительское искусство 19 века
Что касается исполнительского искусства, в России очень многое поменялось в течение этого периода. До него распространено было лишь любительское домашнее музицирование (об этом уже говорилось выше), к началу же 20 века музыкальные произведения стали исполняться в огромных залах оперных театров, стали формироваться отечественные школы игры и пения и открываться высшие учебные заведения.
Музыкальные инструменты
Одно из главных изобретений 19 века – механизм вентилей для духовых инструментов, с помощью которого возможности духовых музыкальных инструментов стали гораздо шире; появились новые инструменты – например, туба и флейта-пикколо. Кроме того, то пианино, на котором мы играем сегодня, было изобретено в то же время в Америке и сразу же приобрело небывалую популярность и в России.
В русской музыкальной культуре 19 века произошел настоящий подъем, сформировалась национальная музыкальная школа, и отечественных композиторов признал и начал уважать весь мир.
Музыкальная культура классицизма: эстетические вопросы, венские музыкальные классики, основные жанры
В музыке, как ни в одном другом виде искусства, понятие «классика» имеет неоднозначное наполнение. Всё относительно, и любые вчерашние шлягеры, выдержавшие проверку временем, – будь то шедевры Баха, Моцарта, Шопена, Прокофьева или, допустим, The Beatles – можно отнести к классическим произведениям.
Да простят меня любители старинной музыки за легкомысленное слово «шлягер», но ведь и великие композиторы когда-то писали для своих современников популярную музыку, вовсе не замахиваясь на вечность.
К чему всё это? К тому, что важно разделять широкое понятие классической музыки и классицизм, как направление в музыкальном искусстве.
Эпоха классицизма
Классицизм, сменивший через несколько этапов Эпоху Возрождения, сложился во Франции в конце XVII века, отразив в своём искусстве отчасти серьёзный подъём абсолютной монархии, отчасти смену мировоззрения с религиозного на светское.
В XVIII столетии начался новый виток развития общественного сознания – настала Эпоха Просвещения. На смену пышности и высокопарности барокко, непосредственного предшественника классицизма, пришёл стиль, основанный на простоте и естественности.
Эстетические установки классицизма
Классицизм в музыке – венские классики
Развитие новой музыкальной культуры в середине XVIII века породило возникновение множества частных салонов, музыкальных обществ и оркестров, проведение открытых концертов и оперных представлений.
Композиторы венской школы виртуозно владели самыми разными жанрами музыки – от бытовых песенок до симфоний. Высокий стиль музыки, в котором богатое образное содержание воплощено в простой, но совершенной художественной форме, – вот главная черта творчества венских классиков.
Музыкальная культура классицизма, как и литература, а также изобразительное искусство, воспевает поступки человека, его эмоции и чувства, над которыми царит разум. Художникам-творцам в их сочинениях присущи логичность мышления, гармония и ясность формы. Простота и непринуждённость высказывания композиторов-классиков могла бы показаться современному уху банальной (в некоторых случаях, разумеется), если бы музыка их не была столь гениальной.
Каждый из венских классиков обладал яркой, неповторимой индивидуальностью. Гайдн и Бетховен более тяготели к инструментальной музыке – к сонатам, концертам и симфониям. Моцарт был универсален во всем – он с легкостью творил в любом жанре. Он оказал огромное влияние на развитие оперы, создавая и совершенствуя различные ее типы – от оперы буфф до музыкальной драмы.
В плане предпочтений композиторами тех или иных образных сфер для Гайдна более характерны объективные народно-жанровые зарисовки, пастораль, галантность, Бетховену близка героика и драматизм, а также философичность, ну и, конечно, природа, в небольшой степени и утончённая лирика. Моцарт охватил, пожалуй, все существующие образные сферы.
Жанры музыкального классицизма
Музыкальная культура классицизма связана с созданием многих жанров инструментальной музыки – таких, как соната, симфония, концерт. Сформировалась многочастная сонатно-симфоническая форма (4-частный цикл), до сих пор являющаяся основой многих инструментальных сочинений.
В эпоху классицизма сложились главные типы камерных ансамблей – трио, струнный квартет. Система разработанных венской школой форм актуальна до сих пор – современные «навороты» наслаиваются на неё, как на основу.
Кратко остановимся на характерных для классицизма нововведениях.
Сонатная форма
Жанр сонаты существовал ещё в начале XVII века, но окончательно сформировалась сонатная форма в творчестве Гайдна и Моцарта, а Бетховен довел её до совершенства и даже начал ломать строгие каноны жанра.
Классическая сонатная форма основана на противопоставлении 2-х тем (часто контрастных, иногда – конфликтных) – главной и побочной – и их развитии.
Сонатная форма включает в себя 3 главных раздела:
Как правило, в сонатной форме были написаны первые, быстрые части сонатного или симфонического цикла, потому за ними закрепилось название сонатное allegro.
Сонатно-симфонический цикл
По строению, логике следования частей, симфонии и сонаты очень похожи, отсюда общее название их цельной музыкальной формы – сонатно-симфонический цикл.
Классическая симфония почти всегда состоит из 4-х частей:
Концерт
Название концерта, как жанра, произошло от латинского слова concertare – «состязание». Это произведение для оркестра и солирующего инструмента. Инструментальный концерт, созданный в эпоху Возрождения и получивший просто грандиозное развитие в музыкальной культуре барокко, в творчестве венских классиков обрёл сонатно-симфоническую форму.
Струнный квартет
Состав струнного квартета обычно включает две скрипки, альт и виолончель. Форма квартета, аналогичная сонатно-симфоническому циклу, определилась уже у Гайдна. Моцарт и Бетховен также внесли свой огромный вклад и проложили пути для дальнейшего развития этого жанра.
Музыкальная культура классицизма стала своеобразной «колыбелью» для струнного квартета, в последующие времена и до настоящего времени композиторы не перестают писать всё новые и новые произведения в жанре концерта – настолько этот вид произведений оказался востребованным.
Музыка классицизма удивительным образом сочетает в себе внешнюю простоту и ясность с глубоким внутренним содержанием, которому не чужды сильные чувства и драматизм. Классицизм, кроме того, является стилем определенной исторической эпохи, причём стиль этот не забыт, а имеет серьёзные связи с музыкой современности (неоклассицизм, полистилистика).
Русская музыка XIX века
«Золотой век» русской культуры
XIX век закрепился в истории русской культуры как «золотой век». Это объясняется тем, что практически все аспекты духовной культурной составляющей в этот период получили свое мощнейшее развитие, в том числе и музыка.
Уже к концу XVIII века в России сложились определенные традиции музыкальной культуры, а следующее столетие запомнилось новыми направлениями и жанрами, которые появились на свет благодаря выдающимся композиторам того времени. В музыкальном искусстве «золотого века» особенно ярко звучали имена таких композиторов, как:
Русские композиторы первой половины XIX века
Изучая историю русской музыки, специалисты подразделяют XIX век на две половины. В первой половине XIX века русская музыкальная культура обогатилась национальной музыкальной школой. В данном случае, прежде всего, следует выделить А. Алябьева, чье произведение «Соловей» известно по всему миру. Композитор оставил существенный след в истории русской музыкальной культуры начала XIX века или, так называемой, доглинковской эпохе.
Среди других произведений А. Алябьева также известны «Вечерний звон», «Я Вас любил» и «Зимняя дорога»
Основоположником русской классической музыки по праву считают М. Глинку. Благодаря ему зародились следующие два направления:
По мнению М. Глинки, именно народ создает музыку, а композитор – это всего лишь аранжировщик. В произведениях М. Глинки звучат истинно русские мелодии, выражающие чаяния русского народа. В его знаменитой опере «Жизнь за царя», или «Иван Сусанин» впервые главным действующим лицом стал простой крестьянин-патриот. Опера «Руслан и Людмила» наполнена сценами из быта Древней Руси, а также сказками Востока.
М. Глинка создал множество романсов на стихи знаменитых русских поэтов, среди которых и В. Жуковский, и Е. Баратынский, и М. Лермонтов
Творчество А. Даргомыжского во многом перекликается с творчеством М. Глинки. Тем не менее, А. Даргомыжский усилил в русской классической музыке реализм. Он создал первую народно-бытовую музыкальную оперу-драму «Русалка», в которой перед миром предстал образ мельника – маленького человека, пробуждающего в каждом слушателе сочувствие. Романсы и песни А. Даргомыжского пронизаны сложными душевными противоречиями, отражают социальные проблемы всего русского общества.
Так, в середине XIX века уже можно было говорить о полностью оформившихся русских традициях реализма в музыкальном искусстве. Русская культура становилась все популярнее в мире, а ее музыкальные образы усваивались мировой культурой.
Вторая половина XIX века в русской музыкальной культуре
На этот период приходится наиболее мощный расцвет музыкального русского творчества. Причиной тому стали обострившиеся социальные противоречия, приведшие к реформам и, что вполне логично, к большой активности общества. В 1862 году в Петербурге была основана первая русская консерватория, которую возглавил А. Рубинштейн. Спустя четыре года брат Антона Рубинштейна – Николай – становится директором московской консерватории.
Среди первых выпускников Петербургской консерватории был и П. Чайковский, окончивший ее с большой серебряной медалью
Во второй половине XIX века появилось музыкальное объединение под названием «Могучая кучка» или «Новая русская школа». Его основателем выступил М. Балакирев, поэтому иногда это объединение называют Балакиревский кружок. В «Могучей кучке» кроме самого М. Балакирева также входило четыре композитора: Ц. Кюи, М. Мусоргский, А. Бородин и Н. Римский-Корсаков.
Эстетические позиции участников «Могучей кучки» сформировались под влиянием известного русского музыкального и художественного критика В. Стасова. Композиторы считали себя последователями великого М. Глинки и в своих произведениях продолжали музыкальные традиции классической музыки, заложенные Глинкой и Даргомыжским.
Участники «Могучей кучки» внесли огромный вклад в развитие русской национальной музыки, ставя перед собой задачу как можно правдивее отражать в музыке жизнь русского народа, благодаря чему их творчество было понятно массовому слушателю.
Русская музыка XVIII и первой половины XIX века
Презентация к уроку
Тип урока: ознакомительный (новый материал)
Форма урока: мультимедийная презентация.
Новые слова:
Планируемые результаты изучения материала:
Учащиеся получают знания по данной теме, учатся понимать культурные ценности эпохи, откликаться на них эмоционально и интеллектуально.
Оборудование: компьютер, видеопроектор, фортепиано, музыкальный центр.
Слайд 1
Начало XIX столетие называют “Золотым веком” русского искусства, потому сто художественные свершения того времени были поистине грандиозными.
В этот период происходит формирование русской классической музыки.
В первый год нового столетия публикация “Слова о полку Игореве”, всколыхнула интерес к отечественной истории и фольклору.
Распространенным жанром в поэтическом и композиторском творчестве становится жанр русской песни. Веками накапливались в народе драгоценные родники музыкального искусства. Народное поэтическое и музыкальное творчество существовало еще в глубокой древности, и в нем отразилась вся жизнь и история народа: его обычаи и обряды, его труд и борьба за свободу, его надежды и мечты о лучшей жизни. Немало суровых, мужественных песен было создано в народе о Степане Разине, Емельяне Пугачеве и других руководителях крестьянских восстаний и войн.
Слайд 2
Развитие профессионального композиторского творчества в России началось с изучения народной песни. Народная песня этого времени отличалась редким богатством и многообразием содержания. Век крепостничества и крестьянской войны породил в народе новые песни, чутко отображавшие тяжелую долю народа, его чаяния и освободительную борьбу.
Слайд 3
Слайд 4
Свидетельством роста русской музыкальной культуры во второй четверти XIX века явилось творчество Алябьева, Варламова, Верстовского и Гурилева.
Слайд 5
Алябьев А.А. (1787-1851)
Значительный вклад Алябьев внёс в камерно-инструментальную музыку. Им написано 3 струнных квартета, 2 фортепианных трио, фортепианный квинтет, квартеты и квинтеты для духовых инструментов, пьесы и циклы вариаций для разных инструментов, музыка к драматическим спектаклям, оперы “Лунная ночь или Домовые”, “Буря”, “Эдвин и Оскар”, “Рыбак и Русалка”, “Амалат-бек”.
Современник Глинки и Даргомыжского, Алябьев в своих лучших произведениях приближается к творческому методу этих композиторов. Многие его оперы не были поставлены, остались в рукописи. Особое место в творчестве Алябьева занимают “русские песни” и романсы-монологи. Автор знаменитого “Соловья” на слова Дельвига, Алябьев внес романтическую струю в русскую вокальную музыку.
Он один из первых композиторов, написавших большое число романсов ь на слова Пушкина (“Я вас любил”, “Пробуждение”, “Зимняя дорога” и др.). Особое место занимают романсы-монологи, связанные с темой одиночества, изгнания, тяжелых скитаний: “Иртыш”, “Вечерний звон”. В произведениях 40-х годов обращается к сюжетам социального значения: “Кабак”, “Изба”, “Деревенский сторож” на слова Н.П.Огарева, “Нищая” на слова Беранже, в которых показаны образы обездоленных. Эти песни подготовили новаторские произведения Даргомыжского (“Лихорадушка”) и Мусоргского (“Калистрат”, “Гопак”, “Трепак”).
Алябьев стремился к обновлению средств выразительности. Он развил декламационные элементы вокальной мелодии, повысил выразительное значение гармонии и фактуры, придал самостоятельное значение фортепианной партии романса.
Звучит знаменитый романс на слова Дельвига “Соловей” (приложение №1)
Слайд 6
Варламов А.Е. (1801-1848)
В 1819 г. был назначен учителем певчих русской придворной капеллы в Голландии. Здесь началась его деятельность хорового дирижера, камерного певца и гитариста. В 1823г. возвратился в Петербург, работал учителем пения в театральной школе. В 1843г. он получил место “композитора музыки” и помощника капельмейстера императорских театров.
В 1833 г. он выпустил первый сборник романсов и песен и первое русское методическое руководство по вокальной педагогике “Полная школа пения”. Сам он был талантливым певцом, мастером кантилены, тонким и вдумчивым интерпретатором.
В историю русской музыки Варламов вошел как мастер романса. В его романсах нашли отражение образный строй русской народной песни, ее интонационные и ладовые особенности. Тонкое знание вокального искусства помогло ему создать яркие образцы русской кантилены, свободно льющиеся мелодии широкого дыхания. Большое влияние на стиль Варламова оказала манера исполнения певцов-цыган.
Варламов создал около 200 романсов и песен на стихи русских поэтов М.Ю. Лермонтова, А.Н.Плещеева, А.А. Фета, А.В. Кольцова и др.
Воздействие городского фольклора с типичными для него танцевальными ритмами сказалось в романсах “На заре ты ее не буди”, “Ты не пой, соловей”, “Не шей ты мне, матушка, красный сарасран” (слова Цыганова). Наряду с “Колокольчиком” Гурилева и “Соловьем” Алябьева романс “Не шей ты мне, матушка, красный сарафан” стал общенародным достоянием.
Близки к элегической лирике М.И.Глинки и А.С.Даргомыжского романсы Варламова “Одиночество”, “Горные вершины”. Драматический монолог “Напоминание”, “Грусть”, баллада “Оседлаю коня”, темпераментный романс на слова Лермонтова “Белеет парус одинокий” создали свою традицию в русской лирике и нашли отклик в творчестве А.С. Даргомыжского, П.И.Чайковского, С.В.Рахманинова.
Основные произведения: Балеты “Забавы султана или Продавец невольников”, “Хитрый мальчик и людоед”, 200 романсов и песен, вокальные ансамбли, хоры, музыка к драматическим спектаклям.
Звучит знаменитый романс на слова Лермонтова “Белеет парус одинокий” (Приложение №2)
Слайд 7
Гурилев А.Л. (1803-1858)
Лучшие романсы Гурилева перекликаются с лирикой Глинки и Даргомыжского. Влияние Глинки мы обнаруживаем в интонационных оборотах, типичных приемах восходящего скачка и его заполнения, опеваний центрального звука фигурами типа группетто и т. п.
Но в лучших романсах Гурилев раскрывает самые привлекательные стороны своего лирического дарования. Таковы его романсы “Вам не понять моей печали”, “Внутренняя музыка”, “Разлука”. Сближение с Даргомыжским видно в романсе на слова Лермонтова “И скучно, и грустно”. Декламационный склад мелодии, ее сжатый диапазон, выразительные речевые акценты придают музыке характер беседы с самим собой. Алябьев, Варламов, Гурилев во многом предугадали, подготовили будущий путь русского романса.
Звучит песня “Колокольчик” на слова И.Макарова, (Приложение №3)
“Домик-крошечка”
В России происходит формирование неповторимо своеобразного русского вокального стиля, в котором соединились интонации и традиции народного пения с особенностями итальянской вокальной культуры бельканто, столь популярной в России. Каждый романс создаёт свой индивидуальный, легко запоминающийся образ, затрагивая самые чувствительные струны в сердце слушателя. Задушевность русского романса – его особая черта, идущая от искренности сопереживания автора своему лирическому герою, от свойств русской души.
Слайд 8
Верстовский вошел в историю музыки как театральный композитор, автор романтических опер. Именно Верстовский возродил русскую оперу. В течение 10 лет не было создано ни одного значительного произведения в этом жанре. В своей лучшей опере “Аскольдова могила” он внес новые темы, образы и средства музыкально-драматической выразительности. Верстовский считается создателем баллады. Широко известны его баллады “Черная шаль” на слова А.С. Пушкина, “Три песни скальда”, “Бедный певец” на слова Жуковского.
Слайд 9
Русские композиторы чутко откликались на запросы своего времени замечательными задушевными лирическими песнями, правдиво отражавшими чувства и стремления человека. Прислушиваясь к песням города и деревни, эти композиторы создали музыку, богатую по выразительным средствам и в то же время доступную всякому слушателю. Поэтому их лучшие песни стали любимыми для нескольких поколении русских людей.
В произведениях талантливых композиторов доглинкинской поры мы слышим отголоски тех чувств и мыслей, которые волновали сердца людей много лет тому назад. Но некоторые из этих творений сохранили общечеловеческое значение и сегодня находят отклик у советского слушателя. В этом проявляется сила подлинного искусства, вдохновленного любовью к человеку и потому вечно живого.
Список литературы.
1. История русской музыки. Т. 1. От древнейших времен до середины 19 века. 1973. О.Левашёва, Ю. Келдыш, А. Кандинский.
2. Русская лира. “Очерки о музыкальной России”. 1971. Миронов А. Г.
3. О русском искусстве. Собрание сочинений т. 24. М., 1953. Горький А.М.
4. У истоков русского театра. Кузьмин А.И. М. 1984.
5. Козлова Н.П “Русская музыкальная литература”.: Учебник для ДМШ – М.:Музыка.- 2012.