seo специалист кто это чем занимается зарплата
Как стать SEO-специалистом с нуля
SEO — Search Engine Optimization, поисковая оптимизация — влияет на бизнес в целом: на репутацию бренда, узнаваемость в сети, качество трафика, продажи — и имеет долгосрочный эффект от использования.
SEO-специалист отвечает за продвижение сайта в поисковых системах. Чем выше позиция сайта в результатах поиска, тем больше заинтересованных посетителей переходит на него — и бизнес получает новых клиентов.
Разбираемся, чем занимается SEO-специалист, какие навыки и качества нужны, кто может им стать. Также даём пошаговый план погружения в профессию.
Аспирант направления «Маркетинг» в Нетологии
В материале
Как работает поисковая оптимизация
В основе профессии SEO-специалиста лежит понимание сути работы поисковых систем и алгоритмов ранжирования — давайте кратко остановимся на этом.
История SEO берёт своё начало в 1997 году, когда Ларри Пейдж и Сергей Брин создали поисковую систему Google, а Илья Сегалович и Аркадий Волож — Yandex. Среди других поисковых систем можно отметить также Baidu, Bing, Yahoo!. На международном рынке лидером остаётся Google, на российском ― Яндекс, на китайском ― Baidu.
Любая поисковая система ― это совокупность определённых алгоритмов и компьютерных программ с целью предоставить пользователю информацию по его запросу.
В упрощённом виде принцип работы поисковой системы выглядит так:
В интернете «гуляют» роботы поисковых систем ― «пауки», «краулеры». Они переходят от страницы к странице, сканируют и добавляют их копии в базу данных поисковой системы. Далее в базе данных страницы индексируются: анализируется их содержимое с последующим включением в индекс — поисковую выдачу.
Индексация происходит следующим образом:
Из проиндексированных страниц формируется поисковая выдача, которую видит пользователь в ответ на введённый поисковый запрос.
На этапе формирования выдачи поисковой системе необходимо определить, какие страницы в каком порядке будут показываться пользователю. Для этого нужны алгоритмы ранжирования ― способы, при помощи которых определяется ценность той или иной страницы. Чем выше ценность страницы, тем выше она будет показываться в поисковой выдаче.
Направления SEO-оптимизации
Чтобы лучше понимать, что включает в себя SEO-оптимизация, стоит разобраться в основных направлениях SEO — внутренней оптимизации (on-page optimization) и внешней оптимизации (off-page optimization).
Внутренняя оптимизация ― это работы, которые проводятся непосредственно на сайте и связаны с изменением его структуры, контента, технической составляющей.
Внешняя оптимизация повышает рейтинг сайта путём взаимодействия со сторонними сервисами и площадками.
Ключевая разница между этими двумя направлениями отражена в этой таблице:
Рассмотрим основные SEO-направления поподробнее.
Внутренняя оптимизация
Состоит из следующих поднаправлений:
Техническая оптимизация
Представляет собой выявление и исправление технических ошибок на сайте, которые препятствуют корректному отображению сайта в поисковых системах. Соответственно наличие большого количества ошибок напрямую влияет на позиции сайта в результатах поисковой выдачи.
Техническая оптимизация включает в себя большой пласт работ, включая улучшение скорости загрузки сайта, адаптацию сайта под мобильные устройства, настройку индексации, работу с редиректами.
Работа с семантикой
Семантика в SEO (ключевые слова, или ключевики) ― это запросы, с которыми пользователи обращаются в поисковую систему, чтобы найти на них ответ.
Семантическое ядро сайта ― это список ключевых слов, которые относятся к тематике продвигаемого ресурса и наиболее точно характеризуют вид деятельности и предлагаемые товары и услуги.
Ключевые слова группируются по определённым признакам и распределяются по страницам сайта. Процесс группировки ключевых слов называется «кластеризация».
Наряду с технической оптимизацией семантическое ядро играет ключевую роль в продвижении сайта, поскольку на его основе формируются остальные планы работ по оптимизации.
От семантики зависит:
Соответственно грамотный сбор и кластеризация семантического ядра лежат в основе успешного продвижения любого сайта.
Оптимизация структуры сайта
Правильно выстроенная структура сайта — один из важных факторов в SEO-продвижении. Это важно как в рамках работы поисковых роботов в процессе индексации, так и для посетителей сайта. Если человеку понятно, где что находится на сайте, а также удобно им пользоваться, он проведёт больше времени на ресурсе, что положительно скажется на продвижении сайта.
Эффективная структура сайта логична, лаконична и понятна пользователям, выстраивается на базе собранной семантики и покрывает всё семантическое ядро.
Не следует забывать об уровнях вложенности ― ко всем важным страницам пользователь должен добраться максимум в три клика.
Для оптимизации структуры сайта следует обратить особое внимание на внутреннюю перелинковку ― связывание страниц сайта между собой при помощи ссылок.
Существуют различные схемы внутренних перелинковок. Выбор той или иной схемы зависит от типа ресурса — к примеру, интернет-магазин, сайт услуг, информационный сайт — и целей продвижения.
Примеры элементов внутренней перелинковки:
Оптимизация контента на сайте
Согласно заявления Google, контент — один из трёх факторов, которые формируют рейтинг сайта.
Качественный контент создаётся с учётом потребностей поисковых роботов, но в первую очередь ― для людей. Контент включает в себя всё, чем наполняется сайт: текст, картинки, видео и аудио, анимация, другие форматы.
В данном разделе будем преимущественно говорить о тексте.
Конечно, при создании контента необходимо ориентироваться на собранную семантику, однако ключевые слова не являются единственным мерилом успешности в продвижении.
В первую очередь ключевые слова помогают поисковым роботам в определении тематики контента и его соответствии тем или иным поисковым запросам. Помимо ключевых слов для поисковой системы имеют значение микроразметка, title, заголовки h1-h6, списки и другие SEO-теги.
В остальном качество контента определяется людьми. Написанный текст должен вызывать у читателей эмоцию, доверие, а также желание поделиться им с другими.
Основные требования, которым должен соответствовать качественный контент:
Оптимизация юзабилити
Юзабилити сайта ― удобство использования веб-ресурса посетителями.
Важно не только нахождение пользователя на сайте, но и то, каким образом он взаимодействует с ним, как долго останется на нём и получит ли ответ на свой запрос.
Юзабилити формируют следующие элементы:
SEO-специалисты часто недооценивают роль юзабилити в продвижении сайта. Однако данная составляющая напрямую влияет на поведенческие факторы, которые в свою очередь являются фактором ранжирования. Поэтому стоит направлять усилия на создание удобных сайтов с логичной навигацией и полезным контентом.
Оптимизация коммерческих факторов
Коммерческие факторы — это те характеристики, которые делают сайт удобным для оформления заказа и формируют доверие покупателей к сайту в целом.
Коммерческих факторов много, из них можно выделить следующие ключевые:
Внешняя оптимизация сайта
Представляет собой комплекс действий, направленных на увеличение позиций сайта в поисковой выдаче путём получения ссылок на продвигаемый ресурс с других сайтов ― блогов, форумов, СМИ, других интернет-площадок — и тем самым формируя ссылочный профиль сайта.
В идеальном представлении поисковой системы владельцы сайта ссылаются друг на друга, предоставляя пользователям интересную и полезную, по их мнению, информацию с других ресурсов.
Эти ссылки — рекомендация для пользователя и сигнал для поисковой системы, что сайт, на который ссылаются, имеет определённую пользу и его следует учитывать при ранжировании.
Чем больше авторитетных ресурсов ссылается на сайт, тем больше доверия он заслуживает — и тем выше он отображается в выдаче.
Чтобы перевести эти сигналы в математическую плоскость и дать возможность алгоритму корректно оценить рейтинг сайта на основании внешних ссылок, ввели понятие веса ссылки. Каждой ссылке поисковая система присваивает вес ― показатель значимости, который зависит от различных факторов, но в первую очередь от авторитетности ресурса, на котором она размещена.
Сайт-донор — ресурс, на котором размещена ссылка, — передаёт часть своего веса сайту-акцептору — ресурсу, на который ссылаются, — что в свою очередь учитывается поисковой системой при ранжировании.
Процесс наращивания ссылочного профиля сайта называется линкбилдинг. Этим направлением занимаются как широкопрофильные специалисты, так и узконаправленные ― линкбилдеры.
Итак, мы рассмотрели, как работает поисковая оптимизация, — переходим к разбору профессии SEO-специалиста и перечню шагов, которые помогут стать таким специалистом с нуля.
Методы линкбилдинга
SEO-специалист: чем занимается, сколько зарабатывает
SEO-специалист занимается продвижением сайтов в поисковых системах и выводит их в лидеры поисковой выдачи по соответствующим запросам.
Разновидности названий таких специалистов — сеошник, SEO-оптимизатор, специалист по продвижению в поисковых системах, специалист по поисковому продвижению сайтов.
К преимуществам профессии можно отнести:
Навыки и качества, которыми должен обладать SEO-специалист
Специалист по поисковому продвижению сайтов выполняет следующие задачи:
К личностным качествам сеошника можно отнести следующие:
SEO-специалистом может стать любой человек — вне зависимости от образования или профессии. На SEO-оптимизаторов переучиваются веб-мастера, SEO-копирайтеры и такие, не связанные с IT-сферой специалисты, как юристы, бухгалтера, учителя, филологи и другие.
Зарплаты SEO-специалистов
Доход отличается в зависимости от уровня специалиста, региона и направления, в котором занят SEO-специалист.
Помощник SEO-специалиста может получать в месяц от 25 до 40 тысяч рублей.
SEO-специалист — от 50 до 120 тысяч рублей в зависимости от количества успешных проектов. Зарплата может состоять из оклада и бонусов за выполненные KPI.
Руководитель SEO-отдела может получать от 80 до 200 тысяч рублей в зависимости от количества человек в отделе. Зарплата также состоит из оклада и бонусов за выполненные отделом KPI.
Подробнее о зарплатах SEO-специалистов можно почитать тут, а о зарплатах линкбилдеров — здесь.
Сколько зарабатывает SEO-специалист
На какой заработок в SEO рассчитывать начинающему специалисту, сколько получает опытный и какой предел у профи — честный обзор рынка.
В SEO, как и в любой другой профессии, понятие «средний доход» условное. За одинаковый набор функций разные компании могут предлагать разные деньги. Всё зависит не только от умения продвигать сайты, но и от навыка преподнести, «продать» себя. Поэтому развивайте не только технические способности, но и soft skills — навыки эффективной коммуникации, умение решать проблемы, управлять проектами и совершенствовать бизнес-процессы.
Основные требования к SEO-специалисту
Список обязанностей для помощника SEO-оптимизатора и гения органического продвижения в вакансиях на первый взгляд одинаковый. При этом от последнего ждут умения делать всё самостоятельно плюс ставить задачи программистам и контент-отделу, а у стажера попросят хотя бы теоретического понимания основных требований поисковых систем.
Если вы хотите претендовать на хорошую зарплату в качестве SEO-специалиста, изучите:
Разобраться, что это все такое, — уровень стажера. Сможете понять, как всё настроить, — считайте себя специалистом среднего уровня. Знаете и умеете с помощью этих инструментов выводить нужные запросы на первую страницу результатов поиска — подходите к званию мастера.
Проблема в том, что алгоритмы поисковых систем постоянно меняются, и процесс обучения SEO-специалиста не заканчивается — невозможно один раз выучиться и успешно работать годы, придется постоянно обновлять знания.
Возможности стажера и начинающего специалиста
Начните с трудоустройства в небольшую студию или маркетинговое агентство. Обратите внимание: здесь и дальше мы предлагаем обзор зарплат для удаленных позиций. Если работать в офисе в Москве, то ценник увеличивается на 5–10 тысяч. Если в регионах, то снижается на ту же сумму.
Стартовать в SEO невыгодно. В основном предлагают 10–20 тысяч рублей, через полгода-год обещают увеличить зарплату. Или предлагают платить за результаты по ключевым словам в топе. На этом уровне ищите предложения с окладом — ваших умений вряд ли хватит на продвижение даже низкочастотных запросов.
Путь среднего специалиста
Если вы проработали хотя бы год и постоянно оттачивали навыки, то уже можете рассчитывать на неплохую для SEO-специалиста зарплату. В среднем предлагают 35 тысяч рублей — небольшой оклад и премия за продвинутые страницы по конкретным запросам.
Эти деньги придется отработать составлением большого семантического ядра и структурированием запросов под отдельные страницы сайта. А еще вам предстоит править метатеги, анализировать сервисы статистики и изучать поведение пользователей.
На этом этапе вы можете уйти из студии и работать с клиентом напрямую. Если хотите расти дальше, постарайтесь найти работу в серьезном агентстве с крупными коммерческими проектами, например, с сетью интернет-магазинов.
Предложения для профессионала
Если вы проработали два-три года в крупных агентствах, провели несколько десятков экспериментов со своими или клиентскими проектами и стали гуру аналитики — можете попробовать найти вакансию с зарплатой в 60–100 тысяч рублей.
За эти деньги нужно работать или в крупной компании с сайтом на несколько тысяч ключевых слов, или в студии с десятком больших интернет-магазинов одновременно. Возможно, попросят обучать помощников. Навыков SEO для такой позиции недостаточно — нужно разбираться в SMM и других сферах интернет-маркетинга.
Таких вакансий не так много — обычно на «удаленку» есть 20–30 объявлений. В Москве можно рассчитывать на 50-60 предложений, в регионах — на 2-3 максимум.
Главный минус предложений для профессионалов — требование гарантировать продвижение в топ всех поисковых систем по конкретным, зачастую очень конкурентным запросам. А это, конечно, невозможно, ведь не вы создаете алгоритмы «Яндекса» и Google.
Попробуйте фриланс
Для совсем начинающих специалистов заказов практически нет. В основном ищут тех, кто может составить семантическое ядро, — за это предлагают 5–15 тысяч рублей, — или просят провести аудит сайтов за 10–20 тысяч.
Есть крупные заказы по 50–100 тысяч рублей, но оплату предлагают на так называемых партнерских условиях — процент от реализованного товара интернет-магазина. Иногда есть задачи с абонентской платой, например, 10 тысяч в месяц за вывод в топ по нескольким запросам.
Успешно заниматься SEO на фрилансе возможно, если у вас наработана экспертиза, — возьмите несколько проектов на поддержку с помесячной оплатой. Но таких заказов мало, обычно просят комплексное решение с SMM и другими способами продвижения.
Как зарабатывать больше
Попробуйте поискать вакансию SEO-оптимизатора или специалиста. HH.ru или аналоги покажут много объявлений с заголовком «Интернет-маркетолог». Дело в том, что сейчас бизнес чаще воспринимает SEO не как отдельное направление, а как одну из компетенций профессионала в продвижении сайтов и бизнеса.
Чтобы зарабатывать приличные деньги и рассчитывать на старте не на 15, а хотя бы на 50–60 тысяч, стоит учиться смежным навыкам. Ваша ценность как специалиста будет больше, если кроме SEO вы сможете анализировать поведение пользователей, будете разбираться в привлечении трафика через таргетированную и контекстную рекламу, сможете поддерживать интерес к бренду с помощью email-рассылок. Эти умения дают на специальном курсе от Skillbox. Попробуйте, знания в комплексе ценятся выше.
Делает из вебинаров статьи, пишет про все и даже немного больше.
Кто такой SEO-специалист и что он делает
Расскажу об обязанностях сеошников, сколько они зарабатывают и реально ли обучиться профессии самостоятельно.
Привет, дорогой читатель!
Вы не раз видели вакансии для сеошников с окладом от 35 000 руб., видели курсы. Но кто такой SEO-специалист и за что ему платят, не знаете. Сегодня я проведу экскурсию по этой профессии и расскажу, как им стать.
Кто это такой
SEO-специалист – это человек, который занимается продвижением сайтов в поисковых системах. Его цель сделать так, чтобы сайт попал на первую страницу в результатах по конкретным запросам.
Именно таких позиций должно добиться сеошник.
Почему так важно попасть на первые страницы поиска? Это приведет тысячи посетителей, на которых можно заработать. Среди них будут потенциальные покупатели.
У Гены есть сайт, посвященный медицине. Он хочет зарабатывать на трафике. Но никто не заходит. Чтобы сделать сайт узнаваемым и получить посетителей, нужно попасть в поиск по запросам: “болит левая часть головы – что делать”, “лечение бронхита народными средствами” и т. д. Но как это сделать, он не знает. Надо разбираться в том, как собирать ключевые слова и правильно их использовать, в алгоритмах поисковиков.
Для этого он идет на биржу фриланса и нанимает Пашу – SEO-специалиста. Тот с помощью сервисов и программ подбирает слова и фразы для продвижения, которые нужно вставить в текст, добавить к картинкам. Соединяет статьи между собой ссылками. В итоге сайт попадает в топ.
SEO умрет тогда, когда поисковая выдача станет платной. Уже сейчас по многим запросам первые позиции занимают рекламные страницы. Когда это случится, точно не знаем. Но, думаю, лет 5 у нас точно есть.
Потом можно немного подучиться и пойти в вебмастеры, интернет-маркетологи. Всегда есть куда расти.
Чем занимается
Сеошник – это веб-аналитик и стратег.
Мои знакомые с удаленки говорили: “SEO скоро помрет, бросай это бесполезное дело”. Да, старые методы продвижения перестали работать. Имитация посещаемости ботами, массовая закупка ссылок, добавление ключей вроде “шторы на заказ купить недорого” в прямой форме несколько раз. Сейчас это заканчивается баном в поисковике. И считается черным методом оптимизации.
Кажется, что сеошник занимается подбором популярных запросов. На самом деле же в его обязанности входит еще контроль, настройка технических параметров сайта:
В одной картинке показано, что делает SEO-оптимизатор целый день.
Сколько зарабатывает
Сколько зарабатывают SEO-специалисты в разных странах:
Есть 3 способа оплаты услуг продвижения:
Некоторые сеошники сидят на зарплате секретарши. И у них не получается прыгнуть выше. И тут проблема либо в умении себя преподать, либо причины для повышения дохода неубедительны.
Под какими предлогами расценки нельзя повысить:
3 эффективных предлога для повышения зарплаты:
7 необходимых качеств: проверьте, подходит ли вам
Представьте: потратить 2 года на обучение, а потом понять, что эта работа не подходит. Чтобы сэкономить ваше время, я подготовила список качеств, без которых в SEO не выжить.
В чем подвох: издержки и радости профессии
Но есть и обратная сторона профессии.
2 способа освоить SEO
Помимо SEO, придется изучить сайтостроение: коды HTML, CSS, PHP.
Пойти на курсы
Более короткий путь освоить профессию – записаться на онлайн-курсы. Благодаря домашке и консультациям вы избежите фатальных ошибок и сделаете первый проект для портфолио. Обучение снимает страх начать, который мешает большинству получить профессию.
Чтобы вы не нарвались на мошенников, мы подготовили для вас подборку лучших курсов по SEO в Рунете.
Учиться самостоятельно
Вам понадобится подопытный кролик, на котором вы отработаете все знания. Это может быть сайт друга или ваш собственный. Вложения небольшие. Домен и хостинг на год обойдутся до 2 000 руб. Хотя бы для начала поставьте WordPress.
Как стать SEO-оптимизатором с нуля самостоятельно:
Где и как найти работу
Как получить заказ, если нет портфолио? Заточите профиль в соцсети под профессию. Расскажите друзьям, родственникам, что занимаетесь продвижением. Посещайте бесплатные курсы для инфобизнесменов, блогеров. Предлагайте свои услуги за 10 % от стоимости или бесплатно. Лишь бы только оставили отзыв. Я понимаю, что это тяжело. Но придется сделать 2–3 проекта именно так. Скажите, что готовы работать на результат. Убедите заказчика, что он будет платить только за пригнанный трафик и позиции в поиске.
Первых клиентов можно найти через контекстную, таргетированную рекламу. Зарегистрируйтесь на биржах фриланса. Прогуляйтесь по сайтам объявлений вроде Авито и HeadHunter.
Что писать работодателю:
По каким критериям отбирают SEO-специалистов:
Заключение
SEO-оптимизатор – это человек, который делает сайт привлекательным в глазах поисковой системы, узнаваемым. Еще лет 5 спрос на профессию останется. А когда исчезнет, можно будет переквалифицироваться в интернет-маркетолога, вебмастера. Ведь база сайтостроения уже изучена.
А вы хотите работать SEO-специалистом? Ставим цели в комментариях и мотивируем друг друга.
Подпишитесь сегодня, чтобы начать зарабатывать на удаленке как можно скорее. Несколько раз в неделю вы будете получать статьи, которые помогут построить успешную карьеру на фрилансе.