семирадский фрина на празднике посейдона описание

Фрина на празднике Посейдона в Элевсине

Генрих Семирадский,Фрина на празднике Посейдона в Элевсине,1889г,Государственный Русский музей.

Продолжим знакомство с прекрасными картинами Генриха Семирадского. Сегодня рассмотрим одну из самых знаменитых картин художника Фрина на празднике Посейдона в Элевсине.(390 ; 763,5 см),1889г.

На рубеж 1880—1890-х годов приходится наивысший пик популярности Семирадского, который неизменно получал награды на академических выставках в Петербурге.
Публика в живописи Семирадского ценила увлекательность и занимательность сюжетов. Даже названия полотен, по выражению Е. Нестеровой, «звучат как заглавия дамских романов, бьют наверняка и поражают сердца жаждущих приключений обывателей»

Сбросила ризы с себя, и лицом повернувшись к народу
Медленно, словно заря, погрузилась в лазурную воду.
Ахнули тысячи зрителей; смолкли свирель и пектида;
В страхе упав на колени, все жрицы воскликнули громко:
«Чудо свершается, граждане! Вот она, матерь Киприда!»
Так ослепила своей олимпийской красой незнакомка.

Эти строки из стихотворения Льва Мея переносят нас в Афины, в 364 год до нашей эры, где на празднике морского бога Посейдона прекрасная гетера Фрина изображала рождение богини красоты и любви Афродиты из пены волн.

Сюжет картины был взят художником из книги «Пир софистов» (или «Пир мудрецов») древнегреческого автора Афинея Навкратийского.
Семирадский хотел создать чувственное произведение, которое, однако, будучи эротическим, останется в рамках приличий.

Когда Семирадский начинал работу над этой картиной в конце 1886 года, он писал конференц-секретарю Академии художеств П. Ф. Исееву:
«Не знаю до сих пор, примет ли Россия официально участие в парижской Всемирной выставке? На всякий случай готовлю большую картину, крупнее Нероновых светочей. Сюжет её — Фрина, являющаяся в роли Афродиты во время праздненств Посейдона в Элевзине.

Давно я мечтал о сюжете из жизни греков, дающем возможность вложить как можно больше классической красоты в его представление. В этом сюжете я нашел громадный материал!

Шумный, пестрый праздник выплеснулся на огромное полотно, все словно пронизанное лучами средиземноморского солнца. Яркие пятна одежды и гирлянды цветов как будто расступаются перед красотой Фрины.

В центре картины, практически разделяя её на две равные части, изображена Фрина со своими прислужницами. Фрина уже сбросила свои одежды — сначала художник изобразил её совершенно обнажённой, но потом решил оставить часть соскальзывающего с неё платья. Одна из прислужниц держит её одежду, другая помогает снять сандалии, а третья держит зонтик, загораживающий её от солнечных лучей.

Фигура Фрины вместе с окружающими ее служанками четко вырисовывается на фоне залива, покрытого гребешками волн с парящими над ним чайками, узкой полоски гор острова Саламин и массива голубого неба, затянутого легкой мглой.

В правой части картины изображена многолюдная процессия, спускающаяся к морю от виднеющегося на заднем плане храма Посейдона. Люди, изображённые на переднем плане, остановились и смотрят на обнажённую Фрину — некоторые с удивлением и восхищением, а другие с неодобрением и даже негодованием

Менее многочисленная группа людей, окружающих скульптурную колонну, изображена на переднем плане в левой части картины. Здесь, судя по всему, царит единодушное одобрение и восхищение. За ними видны морские волны Саронического залива и горы острова Саламин.

В нижнем левом углу изображена девочка, рассматривающая приоткрытый ларец с драгоценностями. Её поторапливает служанка, спускающаяся к морю и несущая на голове мису и вазу.

Женский образ, созданный Семирадским, величественен и спокоен, Фрина буквально излучает благородство, и в ее поступке не ощущается ничего предосудительного. Образ Фрины – один из самых восторженных гимнов женской красоте в изобразительном искусстве.

Пейзаж, изображённый на картине, считается одним из лучших в творчестве Семирадского.

ИСТОРИЯ КАРТИНЫ
Зимой 1889 года картина впервые выставлена в рафаэлевском зале Академии художеств в Санкт-Петербурге. Поскольку Семирадский беспокоился о том, что недостаток света может приглушить богатство красок картины, он позаботился о дополнительном искусственном освещении. Вместе с «Фриной на празднике Посейдона» на выставке были показаны другие картины Семирадского — «По примеру богов», «Перед купанием», «Искушение святого Иеронима» и «У фонтана».

Выставка имела большой успех и привлекла тысячи посетителей. Картина стала главным экспонатом выставки Семирадского в Академии художеств 1890 года; её посетило около 30 000 человек

Творчеству Семирадского был посвящён специальный выпуск «Правительственного вестника», где, в частности, даже было утверждение о том, что новая картина художника была «новым блестящим доказательством того, что ложно-реальное направление в искусстве, одно время нашедшее себе отклик в нашем обществе, недолго устояло в борьбе с провозвестниками вечных начал изящного и вскоре, вероятно, сделается достоянием истории как одна из особенностей современной культуры». Как известно, это предсказание не оправдалось.

Примечательно, что Антон Павлович Чехов писал сестре (с иронией отзываясь о популярности своих рассказов): «В Петербурге теперь два героя дня — нагая Фрина Семирадского и одетый я»

После этой выставки Академия художеств назначила Семирадского внештатным членом совета академии, выразив тем самым своё признание заслуг художника. Его картины «Фрина на празднике Посейдона» и «По примеру богов» были приобретены императором Александром III. По условиям покупки, картины были отправлены в турне по ряду европейских городов

Европейские экспозиции «Фрины» добавили Семирадскому наград: он стал членом Туринской академии и членом-корреспондентом Французской Академии изящных искусств.

Художник Илья Репин так отзывался об этой картине:
«Большая картина, несмотря на всю академическую риторику, производит «веселое» впечатление. Море, солнце, горы так влекут глаз и доставляют наслаждение; а храмы, а платан посредине; право, ни один пейзажист в мире не написал такого красивого дерева. Лица и фигуры меня не радуют, но они не портят впечатления»

По мнению Т. Л. Карповой, некрологи Семирадского были единодушны в том, что «умер последний классик русского искусства». В частности, она пишет:
«В русском искусстве, совсем не богатом на блестящих салонных живописцев, Семирадский остался своего рода диковинным «раритетом», виртуозом-фокусником, высокой пробы ремесленником, произведения которого до сих пор сохранили способность увлекать и восхищать»

Источник

Художник Семирадский. Обнажённая Фрина

Картина Генриха Семирадского «Фрина на празднике Посейдона в Элевзине» в Русском музее расположена очень удачно, входишь в зал и сразу упираешься в неё взглядом. Словно расступились стены, и взору открылся эпизод из истории древнегреческой жизни. Вся картина – от края до края пронизана красотой и совершенством. Яркие краски, много света, синь неба и воды, ненавязчивый горизонт, здание, растительность, продуманная композиция, выразительные фигуры, позы людей, весь антураж картины вызывает тихий восторг перед мастерством художника.
Люблю я картины художников-академистов за их умение вызвать восхищение!

Художник работал над картиной, находясь в Италии, в своей римской мастерской. Для достоверности изображения он специально ездил в Грецию и побывал в городе Элевзин.

Фрина – знаменитая афинская гетера, жившая в IV веке до н.э.э. Природа наградила Фрину совершенным телом и идеальной фигурой. В молодости она была любовницей знаменитого скульптора Праксителя. Восхищённый благородными пропорциями фигуры и красотой лица Фрины, Пракситель ваял её портреты, называя их именем богини красоты Афродиты. Став зрелой дамой, Фрина не утратила красоту и продолжала восхищать современников. Живописец Апеллес, восхищённый совершенством Фрины, посвящал ей картины.

Не смотря на то, что Фрина была гетерой, она обладала женским целомудрием и никогда не показывалась обнажённой: не посещала общественные бани, носила плотные одежды с длинными рукавами, прятала волосы под покрывалом, любовников принимала в темноте. Фрина знала себе цену и верила, что её красота дарована ей богиней любви и красоты Афродитой, рождённой из морской пены. Фрина доказывала божественное происхождение своей красоты тем, что во время мистерии (богослужение) Посейдона, проходившей в Элевзине, приходила к храму Посейдона и, обнажаясь и распуская волосы, шла к морю, чтобы погрузиться в волны и воздать почести богине Афродите. Посмотреть на белокожее, великолепное тело Фриды стекались толпы народа.

Этот момент запечатлён художником Семирадским на картине.
Гетера готовится к погружению в воды Саронического залива. Она изображена в центре картины в окружении прислужниц. Фрина уже освободилась от одежды и передала её служанке. Другая девушка расшнуровывает сандалию на левой ноге хозяйки. Фрина подняла руки, чтобы распустить волосы, и смотрит на юношей, которые протягивают ей лавровый венок. Эти молодые люди смотрят на неё восхищением. Группа справа разнородна по возрасту и отношению к гетере: те, кто помоложе, держат в руках цветущие ветки, олицетворяющие любовь и поклонение Афродите, другие, особенно старики, смотрят с неодобрением и осуждением.

На лицо Фрины падает тень от зонтика, но кажется, что она залилась румянцем смущения. Музыкант готов к песнопениям в её честь, молодой человек поправляет ковровую дорожку, чтобы Фрина могла сойти по ступенькам в море, не поранив о камни нежные ножки. Вслед за белокожей красавицей к морю тронется ритуальная процессия с иконами, священнослужителями и прочей публикой.

В нижнем левом углу девочка-служанка засмотрелась в приоткрытый ларец, а обернувшаяся к ней девушка с подносом на голове торопит её, ведь когда Фрина выйдет из моря, её тело надо будет омыть от морской воды и смазать благовониями. По преданию богиня любви совершала ритуальные омовения, благодаря которым возвращала себе девственность.

Русский поэт Лев Мей посвятил Фрине в образе Афродиты Книдской возвышенные строчки:

Работу над картиной Генрих Семирадский завершил в начале 1889 года. Картина была выставлена на персональной выставке художника в рафаэлевском зале Академии художеств Петербурга. Выставка имела большой успех, она привлекла более 30 тысяч посетителей.

Интересно вспомнить, что десять лет назад, в 1879 году, Павел Михайлович Третьяков пробовал купить для своей галереи другую картину Семирадского «Светочи христианства». Художник оценил картину в 50 тысяч рублей, потом снизил до сорока. У Третьякова хоть и были средства, но и 40 тысяч были для него ценой завышенной. Скинуть цену Семирадский не хотел и выжидал, надеясь, что картину, не торгуясь, выкупит император, но императорский двор медлил и затягивал переговоры о покупке. Тогда Семирадский, вспомнив о своих польских корнях, подарил картину Кракову, где она стала основой фонда краковского музея за инв. номером 1.

Узнав об этом, Третьяков рассердился: «Семирадский свою лучшую картину подарил городу Кракову. Значит, он считает себя у нас иностранцем. Как же я буду держать его в русской галерее?» После этого Третьяков категорически не покупал картины Семирадского и завещал Совету галереи не покупать их и в дальнейшем.

Картину «Фрида на празднике Посейдона» Третьяков не смог бы купить, даже если бы захотел, – прямо с выставки она была приобретена императором Александром III, заплатившим за картину через Министерство императорского двора 30 000 рублей.
Говорят, что именно тогда император высказал мысль о создании Русского музея, который был создан уже при Николае II, и открылся в 1895 году.
Картина Семирадского сначала находилась в Русском отделе Эрмитажа, а в 1897 году была передана в Русский музей, где находится в настоящее время в зале № 21.

Начиная в 1886 году работать над картиной, Семирадский писал: «Давно я мечтал о сюжете из жизни греков, дающем возможность вложить как можно больше классической красоты в его представление. В этом сюжете я нашел громадный материал! Солнце, море, архитектура, женская красота и немой восторг греков при виде красивейшей женщины своего времени».

Мечта художника воплотилась в его замечательной картине. И очень хорошо, что она находится не за рубежом, а в России, пусть не в Третьяковской галерее, а в Русском музее – всё равно в России. Может, этому и Третьяков был бы рад?!

Интересны мнения о картине Семирадского, их немного, но они все разные.

Художник Григорий Мясоедов: «Я вижу, что в основании Русского музея лежит картина Семирадского, разве это русская картина. «

Илья Ефимович Репин: «Большая картина несмотря на всю академическую риторику, производит „весёлое“ впечатление. Море, солнце, горы так влекут глаз и доставляют наслаждение; а храмы, а платан посредине; право, ни один пейзажист в мире не написал такого красивого дерева. Лица и фигуры меня не радуют, но они не портят впечатления».

Искусствовед Татьяна Львовна Карпова, мнение которой всегда находит во мне отклик, сказала о художнике Семирадском: «В русском искусстве, совсем не богатом на блестящих салонных живописцев, Семирадский остался своего рода диковинным «раритетом», виртуозом-фокусником, высокой пробы ремесленником, произведения которого до сих пор сохранили способность увлекать и восхищать».

Илл. Худ. Семирадский Г.И. Фрина на празднике Посейдона в Элевзине. 1889. Холст, масло. 390 ; 763,5 см
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Источник

«Фрина на празднике Посейдона», Семирадский — описание картины

семирадский фрина на празднике посейдона описание. Смотреть фото семирадский фрина на празднике посейдона описание. Смотреть картинку семирадский фрина на празднике посейдона описание. Картинка про семирадский фрина на празднике посейдона описание. Фото семирадский фрина на празднике посейдона описание

Описание картины:

Генрих Ипполитович Семирадский в своем творчестве всегда придерживался классического академического стиля живописи. Его любимыми темами были античные, библейские и исторические сюжеты.

Одним из шедевров является полотно «Фрина со служанками («Фрина на празднике Посейдона в Элевзине»), написанное в 1889 году, в самый расцвет творчества Семирадского.

Вдохновением для художника послужило сказание древнегреческого автора о гетере Фрине, которая жила в четвертом веке до нашей эры и славилась своей красотой и белизной кожи.

На картине изображено праздничное шествие в греческом городе Элевзине, в честь морского бога Посейдона. Фрина, уверенная в собственной неотразимости, решает сравниться с самой богиней любви Афродитой, показав свое совершенное, необыкновенной красоты тело.

Для этого, во время шествия, она сбрасывает одежды и спускается к морю. Живописец как бы разделяет полотно на три части. В центре гетера со своими служанками, которые помогают снять одежды и сандалии, защищают зонтиком ее кожу от жгучего солнца. Сама Фрина распускает свои золотистые локоны, которые через секунду упадут каскадом на ее плечи.

Процессия справа, идущая от храма Посейдона, остановилась. И кто с восторгом, а кто и с неодобрением смотрит на обнаженную Фрину. Группа слева, состоящая, возможно, из музыкантов, поэтов и просто праздных молодых людей, пребывает в единодушном восхищении от классически прекрасного тела греческой девушки.

И вся эта картина на фоне великолепно выписанного моря, с его переливами от бирюзового до переходящего в глубокую синеву оттенками. Мощный платан на берегу своей листвой еще больше подчеркивает прозрачность неба.

Все полотно дышит восторгом перед проявлением красоты женской, красоты моря, красоты природы.

Картина была выставлена в Санкт-Петербурге и имела громадный успех у зрителей. И более того, ее сразу же приобрел за 30000 рублей император Александр III.

Источник

ГЕНРИХ СЕМИРАДСКИЙ. ФРИНА НА ПРАЗДНИКЕ ПОСЕЙДОНА В ЭЛЕВСИНЕ

Сам он оставил свидетельство о первлм этапе своих творческих поисков в письме к конференц-секретарю Академии художеств Петру Исееву:
«. Не знаю до сих пор, примет ли Россия официально участие в парижской Всемирной выставке. На всякий случай готовлю большую картину, крупнее Нероновых светочей. Сюжет её — Фрина, являющаяся в роли Афродиты во время празднеств Посейдона в Элевзине. Давно я мечтал о сюжете из жизни греков, дающем возможность вложить как можно больше классической красоты в его представление. В этом сюжете я нашел громадный материал! Солнце, море, архитектура, женская красота и немой восторг греков при виде красивейшей женщины своего времени, — восторг народа-художника, ни в чём не похожий на современный цинизм обожателей кокоток. Картина уже подмалёвана. »
Дело в том, что «Фрину» Жерома обвиняли в излишнем эротизме, «чрезмерном смаковании наготы». И вот Семирадский, не отказываясь полностью от эротического мотива, столь явно звучащего в картине Жерома, решил создать произведение, которое оставалось бы в рамках приличий, и которое можно было бы демонстрировать на публичных выставках, а не только на закрытых показах для любителей клубнички. В общем, он хотел пройти по канату над пропастью, сохраняя при этом баланс.

Фрина была реальным персонажем античной истории, известной афинской гетерой, вокруг имени которой сложилась масса легенд. Основным ее достоянием считалось идеальной красоты тело, которое ей удалось сохранить до преклонных лет. В юности она позировала самому Праксителю (и спала с ним), а в зрелые годы вдохновляла художника Апеллеса (и с ним тоже спала). Плутарх писал о ней: «Фрина говорила, будучи уже в преклонных летах, что она получала самую высокую цену от своих поклонников именно за репутацию».
Одна из легенд о Фрине, которую как раз и проиллюстрировал Жером, касалась ее работы с Праксителем. Рассказывали, что когда скульптор ваял образ Афродиты со своей возлюбленной, её отвергнутый поклонник Евфий (или Евтиас) донес на нее властям, обвиняя гетеру в безбожии, кощунстве и создании нового религиозного культа. Для суда над Фриной собрался ареопаг, перед которым её защищал знаменитый оратор Гиперид (также ее любовник). Увидев, что его речь не производит на суд особого впечатления, Гиперид сдёрнул с Фрины её одеяние (по другой версии свои одежды сбросила сама Фрина по знаку защитника), и гетера предстала перед ареопагом обнаженной либо полностью, либо до пояса. Красота Фрины произвела такое впечатление на судей, что её оправдали, поскольку согласно греческим представлениям о прекрасном, такое совершенное тело, какое было у гетерв, не могло скрывать несовершенную душу, а потому она не могла быть ни в чем виновна по определению.

Семирадский предпочел обратиться к другой легенде о Фрине. Считалось, что гетера отличалась стыдливостью, и никто из посторонних даже случайно не мог увидеть ее обнаженной. Она не посещала общественные бани, одевалась в плотные одежды, прикрывала волосы, прятала запястья, и даже любовников предпочитала принимать в темноте. Но два раза в год, во время Элевсинских и Посейдоновых мистерий, она вставала в портике храма обнажённой с распущенными волосами, а затем шла через толпу прямо в море, чтобы воздать почести богам. А затем изображала новорождённую богиню Афродиту, выходящую из волн.
Как рассказывали, именно эта сцена, которую наблюдал художник Апеллес, навела его на мысль запечатлеть образ Афродиты, рождающейся из морской пены. И тогда он написал с Фрины свою знаменитую картину «Афродита Анадиомена», предназначенную для храма Асклета.

Вне всякого сомнения, Семирадский тщательно проштудировал все источники, рассказывающие о Фрине, прежде чем определиться с сюжетом. Он всегда подходил к работе системно, вот и на этот раз, прежде, чем засесть в своей римской мастерской, он отправился на этюды в Грецию, в Элевсин.

Источник

Семирадский фрина на празднике посейдона описание

Вы используете устаревший браузер.
Пожалуйста, обновите его.

Коллекция Государственного Русского музея

семирадский фрина на празднике посейдона описание. Смотреть фото семирадский фрина на празднике посейдона описание. Смотреть картинку семирадский фрина на празднике посейдона описание. Картинка про семирадский фрина на празднике посейдона описание. Фото семирадский фрина на празднике посейдона описание

семирадский фрина на празднике посейдона описание. Смотреть фото семирадский фрина на празднике посейдона описание. Смотреть картинку семирадский фрина на празднике посейдона описание. Картинка про семирадский фрина на празднике посейдона описание. Фото семирадский фрина на празднике посейдона описание

Фрина на празднике Посейдона в Элевзине

Пост. в 1897 из Императорского Эрмитажа

Семирадский остался в истории русского и европейского искусства как вдохновенный певец античности. Незаурядное живописное мастерство художника, глубокое знание им древней археологии, умение соединить в произведении броскую эффектность исполнения с занимательностью темы неизменно привлекали зрителей к его полотнам. Сюжет картины заимствован художником из древнегреческой истории. Изображенное событие переносит нас в 364 год до нашей эры. Знаменитая своей красотой гетера Фрина, излюбленная модель скульптора Праксителя, изображает на одном из элевзинских празднеств богиню любви и красоты Афродиту. Под восхищенными взглядами собравшихся Фрина сбрасывает с себя одежды, чтобы, спустившись по ступеням, погрузиться в морские волны. Слева – поэты, воспевающие ее красоту, справа – народ, бросающий цветы к ногам девушки. О замысле своей картины Генрих Семирадский писал: «Я хотел запечатлеть восторг народа-художника при виде красивейшей женщины своего времени».

Сцена, построенная наподобие театральной, разворачивается на фоне пышной южной природы, напоенной солнцем. Разноликая яркая толпа, многочисленные предметы „античной роскоши“ сливаются на полотне в огромный натюрморт, где каждый предмет занимает строго определенное ему место. Выстраивая композицию, Семирадский стремился создать видимость реальности происходящего события. Тем не менее картина содержит в себе все типичные черты живописной системы позднего академизма.

Русский музей. От иконы до современности. 2005. С. 184-185.

Примечательно также, что идея создания в Петербурге музея национального искусства впервые стала достоянием общественности после посещения Александром III выставки Генриха Семирадского, с которой император купил «Фрину на празднике Посейдона в Элевзине».

Генрих Семирадский. Фрина на празднике Посейдона. Е.В.Яковлева

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *