семь дней после аварии

Болезни, обнищавшая семья и провал с досрочным освобождением: как живет Ефремов в колонии

Продолжение: Тонны посылок и деньги от пенсионерок: Михаил Ефремов отметил 58-летие в тюрьме

Уже год известный артист Михаил Ефремов находится в исправительной колонии. Звезду отправили туда на семь с половиной лет после аварии, произошедшей летом прошлого года по вине Ефремова. Водитель газели Сергей Захаров скончался в больнице вскоре после ДТП. За время, проведенное в тюремном заключении, артист пережил немало трудностей.

ПО ТЕМЕ

«У меня на руках заключение»: Джигурда доказал невиновность Ефремова

«Смерти привели к состоянию раздрая»: друг раскрыл правду о звонке пьяного Ефремова перед ДТП

семь дней после аварии. Смотреть фото семь дней после аварии. Смотреть картинку семь дней после аварии. Картинка про семь дней после аварии. Фото семь дней после аварии

Михаил Олегович Ефремов Актер

Проблемы со здоровьем

В сентябре этого года стало известно, что в колонии актера сковал недуг. Адвокат Ефремова Петр Хархорин рассказал общественности о том, что у виновника смертельной аварии случился отек Квинке. По словам правозащитника, особенно тяжело артисту пришлось в августе – тогда стадия заболевания была настолько серьезной, что звезде понадобилась помощь медиков.

Позже сестра знаменитости рассказала, что у ее брата начались проблемы со зрением из-за тяжелой работы. Несмотря на то, что жизнь артиста сильно изменилась, по словам родственницы, он привык к жизни в колонии. К тому же, Ефремов получает невероятную поддержку: поклонники шлют ему письма, а жена, близкие и известные друзья часто приезжают к виновнику аварии с визитами.

Близкие актера не раз выражали беспокойство по поводу его состояния. К тому же, проблемы со здоровьем в колонии возникали у него и раньше: о проблемах звезды с легкими было известно давно, а в тюрьме у него обострилась бронхиальная астма. Некоторые знаменитые друзья прославленного заключенного уверены, что его необходимо срочно выпустить из тюрьмы, которая очень скоро может его погубить.

Трудности с финансами в семье

Несладко во время тюремного заключения актера приходится не только ему, но и его семье. 49-летняя жена артиста Софья Кругликова осталась без помощи мужа с тремя детьми. Чтобы прокормить себя и несовершеннолетних отпрысков, супруга Ефремова вынуждена трудиться на двух работах – женщина делает все сама и не принимает помощь от состоятельных друзей мужа.

Не так давно в эфире телепередачи «Ты не поверишь» Кругликова рассказала, что без главы семьи ей приходится очень тяжело. Ситуация с деньгами в семье действительно напряженная: женщина заявила, что все это лето их с артистом наследники, как и она, провели в городе. По словам «7Дней» Софью не спешат поддерживать даже старшие дети артиста: 32-летний Никита, рожденный в браке звезды с Асей Воробьевой, и 30-летний Николай, сын актера от Агнии Добровольской, не помогают ни отцу, ни мачехе.

Отказ в досрочном освобождении

В сентябре этого года прошло очередное заседание по делу знаменитого виновника ДТП. Адвокаты артиста собрали новые данные о смертельной аварии и настаивали на освобождении своего подопечного. Однако на решение кассационного суда не смогла повлиять ни информация об ухудшившемся состоянии здоровья Михаила Олеговича, ни его речь на заседании, ни новые подробности обстоятельств ДТП. Суд оставил назначенный ранее срок без изменений.

Адвокат Михаила Ефремова заявил, что артиста сильно расстроило решение суда – он надеялся на другой исход заседания. При этом юрист отметил, что это может быть не конец – обжалование решения все еще возможно. Однако если досрочного освобождения для Ефремова добиться не получится, он выйдет на свободу не раньше конца 2027 года.

Источник

Семь дней после аварии

Информационный отдел Чернобыльской АЭС закончил последнюю 8-ю часть фильма о первой неделе после аварии. Документальная лента содержит кадры кинохроники, точные данные, воспроизведенные по оперативным журналам, сканы документов, интервью очевидцев.

семь дней после аварии. Смотреть фото семь дней после аварии. Смотреть картинку семь дней после аварии. Картинка про семь дней после аварии. Фото семь дней после аварии

Зов Припяти: отчет о поездке в Зону Отчуждения. Часть 2. Чернобыль, кладбище техники, кости и черепа

семь дней после аварии. Смотреть фото семь дней после аварии. Смотреть картинку семь дней после аварии. Картинка про семь дней после аварии. Фото семь дней после аварии

семь дней после аварии. Смотреть фото семь дней после аварии. Смотреть картинку семь дней после аварии. Картинка про семь дней после аварии. Фото семь дней после аварии

семь дней после аварии. Смотреть фото семь дней после аварии. Смотреть картинку семь дней после аварии. Картинка про семь дней после аварии. Фото семь дней после аварии

Следующий блок фото будет посвящен образцам автомобильной и специальной техники разной степени зараженности и разукомплектованности. В окрестностях села Красно находится машинно-тракторная станция с остовами комбайнов.

семь дней после аварии. Смотреть фото семь дней после аварии. Смотреть картинку семь дней после аварии. Картинка про семь дней после аварии. Фото семь дней после аварии

семь дней после аварии. Смотреть фото семь дней после аварии. Смотреть картинку семь дней после аварии. Картинка про семь дней после аварии. Фото семь дней после аварии

семь дней после аварии. Смотреть фото семь дней после аварии. Смотреть картинку семь дней после аварии. Картинка про семь дней после аварии. Фото семь дней после аварии

семь дней после аварии. Смотреть фото семь дней после аварии. Смотреть картинку семь дней после аварии. Картинка про семь дней после аварии. Фото семь дней после аварии

Да, фотограф из меня как из говна пуля монолитовца лауреат Нобелевской премии мира, но тут уж сорян, маэмо що маэмо.

семь дней после аварии. Смотреть фото семь дней после аварии. Смотреть картинку семь дней после аварии. Картинка про семь дней после аварии. Фото семь дней после аварии

семь дней после аварии. Смотреть фото семь дней после аварии. Смотреть картинку семь дней после аварии. Картинка про семь дней после аварии. Фото семь дней после аварии

семь дней после аварии. Смотреть фото семь дней после аварии. Смотреть картинку семь дней после аварии. Картинка про семь дней после аварии. Фото семь дней после аварии

семь дней после аварии. Смотреть фото семь дней после аварии. Смотреть картинку семь дней после аварии. Картинка про семь дней после аварии. Фото семь дней после аварии

семь дней после аварии. Смотреть фото семь дней после аварии. Смотреть картинку семь дней после аварии. Картинка про семь дней после аварии. Фото семь дней после аварии

семь дней после аварии. Смотреть фото семь дней после аварии. Смотреть картинку семь дней после аварии. Картинка про семь дней после аварии. Фото семь дней после аварии

Судя по тому, что мы увидели внутри, когда-то здесь была лаборатория по поиску водяных мутантов мониторингу состояния водной среды Припяти.

семь дней после аварии. Смотреть фото семь дней после аварии. Смотреть картинку семь дней после аварии. Картинка про семь дней после аварии. Фото семь дней после аварии

семь дней после аварии. Смотреть фото семь дней после аварии. Смотреть картинку семь дней после аварии. Картинка про семь дней после аварии. Фото семь дней после аварии

семь дней после аварии. Смотреть фото семь дней после аварии. Смотреть картинку семь дней после аварии. Картинка про семь дней после аварии. Фото семь дней после аварии

семь дней после аварии. Смотреть фото семь дней после аварии. Смотреть картинку семь дней после аварии. Картинка про семь дней после аварии. Фото семь дней после аварии

семь дней после аварии. Смотреть фото семь дней после аварии. Смотреть картинку семь дней после аварии. Картинка про семь дней после аварии. Фото семь дней после аварии

семь дней после аварии. Смотреть фото семь дней после аварии. Смотреть картинку семь дней после аварии. Картинка про семь дней после аварии. Фото семь дней после аварии

семь дней после аварии. Смотреть фото семь дней после аварии. Смотреть картинку семь дней после аварии. Картинка про семь дней после аварии. Фото семь дней после аварии

семь дней после аварии. Смотреть фото семь дней после аварии. Смотреть картинку семь дней после аварии. Картинка про семь дней после аварии. Фото семь дней после аварии

семь дней после аварии. Смотреть фото семь дней после аварии. Смотреть картинку семь дней после аварии. Картинка про семь дней после аварии. Фото семь дней после аварии

семь дней после аварии. Смотреть фото семь дней после аварии. Смотреть картинку семь дней после аварии. Картинка про семь дней после аварии. Фото семь дней после аварии

семь дней после аварии. Смотреть фото семь дней после аварии. Смотреть картинку семь дней после аварии. Картинка про семь дней после аварии. Фото семь дней после аварии

семь дней после аварии. Смотреть фото семь дней после аварии. Смотреть картинку семь дней после аварии. Картинка про семь дней после аварии. Фото семь дней после аварии

семь дней после аварии. Смотреть фото семь дней после аварии. Смотреть картинку семь дней после аварии. Картинка про семь дней после аварии. Фото семь дней после аварии

Зов Припяти: маленький отчет о поездке в Зону Отчуждения. Часть 1

К сожалению, я рукожоп с задержкой в развитии камера моего тогдашнего телефона делала максимально убогие снимки, поэтому бОльшая часть фото здесь будет отвратительного качества, а некоторые неплохие по задумке кадры вообще не войдут в пост. Обещаю, что в следующий раз постараюсь сделать всё получше.

семь дней после аварии. Смотреть фото семь дней после аварии. Смотреть картинку семь дней после аварии. Картинка про семь дней после аварии. Фото семь дней после аварии

Далее мы попадаем в городок Чернобыль. На тот момент его «население» составляло около тысячи человек. Честно, за давностью лет не помню, были ли это вахтовики-работники станции или представители каких-то других служб и сфер, но суть в том, что в городе был как минимум один продуктовый магазин, столовая и даже кафе-бар с алкоголем и спортивными трансляциями. Кстати, горилка с перцем отлично идет под бутеры со смальцем, рекомендую всем алкобушникам.

семь дней после аварии. Смотреть фото семь дней после аварии. Смотреть картинку семь дней после аварии. Картинка про семь дней после аварии. Фото семь дней после аварии

Опять же, не помню, как называется это заведение, но именно туда нас привезли первым делом. Что-то вроде гостиницы, вернее, ее административной части, ну и плюс неплохое кафе, где нас кормили завтраками.

семь дней после аварии. Смотреть фото семь дней после аварии. Смотреть картинку семь дней после аварии. Картинка про семь дней после аварии. Фото семь дней после аварии

Поселились на втором этаже. Стены слегка фонили, но опасности для жизни это не представляло, во всяком случае, нам так объяснили) В квартирах было отопление, электричество, канализация, душ.

семь дней после аварии. Смотреть фото семь дней после аварии. Смотреть картинку семь дней после аварии. Картинка про семь дней после аварии. Фото семь дней после аварии

семь дней после аварии. Смотреть фото семь дней после аварии. Смотреть картинку семь дней после аварии. Картинка про семь дней после аварии. Фото семь дней после аварии

Также нас предупредили, что лучше носить максимально закрытую одежду, не принимать пищу вне помещений и, т.к. в группе были девушки, избегать секса. Конечно же, в первый же вечер я выперся на улицу покурить в трусах и майке, а на второй день в сотне метров от припятского госпиталя с удовольствием употреблял тушенку прямо из банки.

семь дней после аварии. Смотреть фото семь дней после аварии. Смотреть картинку семь дней после аварии. Картинка про семь дней после аварии. Фото семь дней после аварии

семь дней после аварии. Смотреть фото семь дней после аварии. Смотреть картинку семь дней после аварии. Картинка про семь дней после аварии. Фото семь дней после аварии

семь дней после аварии. Смотреть фото семь дней после аварии. Смотреть картинку семь дней после аварии. Картинка про семь дней после аварии. Фото семь дней после аварии

семь дней после аварии. Смотреть фото семь дней после аварии. Смотреть картинку семь дней после аварии. Картинка про семь дней после аварии. Фото семь дней после аварии

семь дней после аварии. Смотреть фото семь дней после аварии. Смотреть картинку семь дней после аварии. Картинка про семь дней после аварии. Фото семь дней после аварии

семь дней после аварии. Смотреть фото семь дней после аварии. Смотреть картинку семь дней после аварии. Картинка про семь дней после аварии. Фото семь дней после аварии

Точный маршрут в хронологическом порядке восстановить у меня не получается. Скорее всего, отсюда мы отправились на ЧАЭС, но, наверное, фотки оттуда я оставлю на следующую часть, здесь покажу только парочку.

Итак, на тот момент бетонный Саркофаг, он же Объект «Укрытие», возведенный поверх разрушенного 4-го энергоблока станции, уже не мог в полной мере выполнять свои функции, поэтому в нескольких сотнях метров от него возводился новый объект, который сейчас уже полностью закончен и накрыл собой знакомый всем силуэт.

Общий вид стелы в честь строителей первого Саркофага показать не могу, т.к. там везде моя рожа) Нагуглите, кому интересно.

семь дней после аварии. Смотреть фото семь дней после аварии. Смотреть картинку семь дней после аварии. Картинка про семь дней после аварии. Фото семь дней после аварии

семь дней после аварии. Смотреть фото семь дней после аварии. Смотреть картинку семь дней после аварии. Картинка про семь дней после аварии. Фото семь дней после аварии

семь дней после аварии. Смотреть фото семь дней после аварии. Смотреть картинку семь дней после аварии. Картинка про семь дней после аварии. Фото семь дней после аварии

семь дней после аварии. Смотреть фото семь дней после аварии. Смотреть картинку семь дней после аварии. Картинка про семь дней после аварии. Фото семь дней после аварии

Затем мы посетили село Красно, в котором стоит деревянная церковь, послужившая, как я понимаю, прототипом для затопленной церкви в игре «Чистое Небо».

семь дней после аварии. Смотреть фото семь дней после аварии. Смотреть картинку семь дней после аварии. Картинка про семь дней после аварии. Фото семь дней после аварии

семь дней после аварии. Смотреть фото семь дней после аварии. Смотреть картинку семь дней после аварии. Картинка про семь дней после аварии. Фото семь дней после аварии

семь дней после аварии. Смотреть фото семь дней после аварии. Смотреть картинку семь дней после аварии. Картинка про семь дней после аварии. Фото семь дней после аварии

семь дней после аварии. Смотреть фото семь дней после аварии. Смотреть картинку семь дней после аварии. Картинка про семь дней после аварии. Фото семь дней после аварии

семь дней после аварии. Смотреть фото семь дней после аварии. Смотреть картинку семь дней после аварии. Картинка про семь дней после аварии. Фото семь дней после аварии

семь дней после аварии. Смотреть фото семь дней после аварии. Смотреть картинку семь дней после аварии. Картинка про семь дней после аварии. Фото семь дней после аварии

Само село заросло до крыш, многие дома разрушены непогодой и временем. Кое-что более-менее неплохо сохранилось, например, отделение почты.

семь дней после аварии. Смотреть фото семь дней после аварии. Смотреть картинку семь дней после аварии. Картинка про семь дней после аварии. Фото семь дней после аварии

семь дней после аварии. Смотреть фото семь дней после аварии. Смотреть картинку семь дней после аварии. Картинка про семь дней после аварии. Фото семь дней после аварии

семь дней после аварии. Смотреть фото семь дней после аварии. Смотреть картинку семь дней после аварии. Картинка про семь дней после аварии. Фото семь дней после аварии

семь дней после аварии. Смотреть фото семь дней после аварии. Смотреть картинку семь дней после аварии. Картинка про семь дней после аварии. Фото семь дней после аварии

З.Ы. @t94322 просил позвать, когда пост запилю. Ну и вот)

семь дней после аварии. Смотреть фото семь дней после аварии. Смотреть картинку семь дней после аварии. Картинка про семь дней после аварии. Фото семь дней после аварии

семь дней после аварии. Смотреть фото семь дней после аварии. Смотреть картинку семь дней после аварии. Картинка про семь дней после аварии. Фото семь дней после аварии

Первый робот-ликвидатор в Чернобыле

Рассказывая про многочисленных роботов, задействованных на ликвидации катастрофы на ЧАЭС здесь Роботы-ликвидаторы в Чернобыле, Роботы-ликвидаторы в Чернобыле 2, Роботы-ликвидаторы в Чернобыле 3, совсем забыл рассказать про самого первого.

С первых дней работы на разрушенном блоке постоянно ощущалась острая необходимость в дистанционных средствах разведки и диагностики. Решение применить роботизированную телеуправляемую технику было принято немедленно. Исследователи, работающие на «Укрытии», пытались создать такие средства из подручных механизмов и материалов.

Одним из самых известных примеров самодельных «роботов» стало использование детской игрушки – самоходного танка, купленного в магазине «Детский мир».

семь дней после аварии. Смотреть фото семь дней после аварии. Смотреть картинку семь дней после аварии. Картинка про семь дней после аварии. Фото семь дней после аварии

Вот как это описывает один из участников работы:

— Танк был пластмассовый, величиной с небольшой телефонный аппарат, имел гусеницы и длинный кабель, идущий к пульту управления. По этому кабелю шло питание от батарейки на пульте к электромоторчику на танке и сигналы управления.

Танк мог ехать вперед и назад, разворачиваться и тарахтеть, имитируя стрельбу. Последнее свойство на блоке не пригодилось, а остальные были использованы в полной мере.

Танк переоборудовали: заменили кабель на более длинный (около

15 м) и многожильный, поставили на верх дозиметр, ТВ-камеру, измеритель температуры и закрепили сильный фонарь.

Теперь танк не только двигался, но и проводил примитивную дозиметрическую и тепловую разведку и вообще представлял собой своеобразную «охотничью собаку», которая могла бежать на поводке перед разведчиками при обследованиях блока и предупреждать об опасности.

Несмотря на свои весьма ограниченные возможности, он с честью выполнял работу и относительно легко отмывался от радиоактивности. Танк «дожил» до весны 1987 г., после чего уже не подлежал дезактивации и был захоронен на блоке».

семь дней после аварии. Смотреть фото семь дней после аварии. Смотреть картинку семь дней после аварии. Картинка про семь дней после аварии. Фото семь дней после аварии

семь дней после аварии. Смотреть фото семь дней после аварии. Смотреть картинку семь дней после аварии. Картинка про семь дней после аварии. Фото семь дней после аварии

Технологии Чернобыля. Клеевые захваты «Промокашка»

«Промокашка» это не сложное техническое средство. Это интересное приспособление, которое составило конкуренцию роботам и о котором стоит упомянуть в контексте безлюдной очистки кровли от радиоактивного мусора. Эта технология спасла сотни жизней, но могла бы спасти тысячи..

семь дней после аварии. Смотреть фото семь дней после аварии. Смотреть картинку семь дней после аварии. Картинка про семь дней после аварии. Фото семь дней после аварии

На одном из совещаний директор Научно-исследовательского и конструкторского института монтажной технологии (НИКИМТ) Ю.Ф. Юрченко предложил специалистам подумать, как с кровель зданий, окружающих разрушенный реактор, дистанционно убрать выброшенные взрывом высокорадиоактивные обломки, пыль и куски графита.

Козлова Елена Михайловна, ликвидатор, старший научный сотрудник НИКИМТ

К 6-метровой ленте сетки «рабица» привязывали кисти из хлопчатобумажных нитей, так называемых «концов» (отходов), упаковывали в полиэтиленовую пленку и транспортировали на площадку для пропитки клеем.

Но первый блин оказался комом:

Состав клея был рассчитан на жизнеспособность не менее 40-60 минут. На один клеевой захват площадью 16 кв. м необходимо было около 300 кг клея. Сработал эффект массы, и отвердение началось уже в ванне в момент пропитки. Обидно было до слез. Вернулись на базу отрабатывать технологию.

Козлова Елена Михайловна, ликвидатор, старший научный сотрудник НИКИМТ

семь дней после аварии. Смотреть фото семь дней после аварии. Смотреть картинку семь дней после аварии. Картинка про семь дней после аварии. Фото семь дней после аварии

И вот снова поле аэродрома. Наконец «промокашка», пропитанная новым клеевым составом, извлекается из ванны тросом, закрепленном на вертолете. Дождь клеевых брызг, и вертолет уносит ее к крыше третьего блока. Вертолет зависает над кровлей, «промокашка» на 100-метровом тросе накрывает обломки на крыше, срабатывает замок, «промокашка» остается застывать на кровле, вертолет благополучно возвращается на аэродром.

На следующий день готовим уже несколько клеевых захватов. Все идет удачно, захваты опускаются на крышу 3-го блока в места наибольших скоплений обломков. Летчики, возвращаясь на аэродром, по рации требуют: «Лена, вари кашу!», чтобы, не заглушая моторы, взять следующий клеевой захват.

семь дней после аварии. Смотреть фото семь дней после аварии. Смотреть картинку семь дней после аварии. Картинка про семь дней после аварии. Фото семь дней после аварии

Через определенное время, когда клей застывал, набирал необходимую прочность и сцепление с крышей, «промокашки» снимали, прикрепляя к вертолетам трос с якорем на конце, которым и подхватывалась пирамидка на «промокашке». Все вместе с налипшими кусками обломков и кусками кровли отрывалось и сбрасывалось в завал 4-го блока. Часть захватов сняли с помощью вертолетов МИ-26, а часть – с помощью крана Liebherr.

Вертолетами было установлено 17 клеевых захватов общей площадью около 300 квадратных метров.

К сожалению, эти работы вскоре пришлось прекратить, поскольку вертолетные винты поднимали пыль, мешая работать людям на строительстве «укрытия». Имеющиеся на площадке краны также были заняты.

семь дней после аварии. Смотреть фото семь дней после аварии. Смотреть картинку семь дней после аварии. Картинка про семь дней после аварии. Фото семь дней после аварии

В мае 1987 года начались подготовительные работы для пуска 3-го энергоблока, Правительственная комиссия снова вспомнила о технологии «Промокашка». Необходимо было снять покрытие машинного зала и деаэраторной этажерки 4-го реактора площадью 10000 квадратных метров. Было подсчитано, что для снятия 1 квадратного метра человеком потребуется не менее 40 минут.

Битум расплавился, и все осколки, даже маленький кусок графита, невозможно было оторвать. Все это нужно было убирать вместе с кровлей. Что здесь можно было сделать вручную?! Нас охватывала досада, что мы, находясь на ЧАЭС в первые дни, не смогли настоять на применении своего метода очистки кровель, хотя в 1987 году мы это сделали. Сколько бы людей мы смогли спасти от облучения!

Козлова Елена Михайловна, ликвидатор, старший научный сотрудник НИКИМТ

Предыдущие части о технологиях в Чернобыле:

Козлова Е. А. «Схватка с неизвестностью», 2011

Козлова Е. А. «Неизвестные герои советской эпохи», 2006

семь дней после аварии. Смотреть фото семь дней после аварии. Смотреть картинку семь дней после аварии. Картинка про семь дней после аварии. Фото семь дней после аварии

семь дней после аварии. Смотреть фото семь дней после аварии. Смотреть картинку семь дней после аварии. Картинка про семь дней после аварии. Фото семь дней после аварии

Роботы-ликвидаторы в Чернобыле 3

Для работ на ЧАЭС были направлены сотни единиц дорожных и строительных машин (бульдозеры, бетоновозы, скреперы, грейдеры, автокраны и т.д.), а также специальной техники инженерных войск. Многие из них были роботизированы и имели дистанционное управление.

семь дней после аварии. Смотреть фото семь дней после аварии. Смотреть картинку семь дней после аварии. Картинка про семь дней после аварии. Фото семь дней после аварии

НИКИМТ ИМР-2Д «Динозавр»

Определяющую роль для разбора радиоактивных завалов вокруг 4-го блока сыграли инженерные машины разграждения (чаще всего – ИМР и ИМР-2). В Чернобыле их называли «Динозаврами» из-за внешнего сходства. Они были оснащены бульдозерным и крановым оборудованием и имели телескопическую стрелу с захватом-манипулятором. Они использовались для разгребания завалов, снесения построек, покрытия территории слоем песка, гравия и др.

О роботизированном комплексе «Клин-1» ВНИИТрансмаш на базе ИМР рассказывал тут: Роботы-ликвидаторы в Чернобыле

семь дней после аварии. Смотреть фото семь дней после аварии. Смотреть картинку семь дней после аварии. Картинка про семь дней после аварии. Фото семь дней после аварии

Разбросанные взрывом радиоактивные обломки сгребались и загружались ими в металлические контейнеры, затем контейнеры захватом-манипулятором устанавливали на бронетранспортеры.

Почти сразу же выяснилось, что для работы в специфических условиях локальной зоны 4-го блока ИМР имеет ряд существенных недостатков. Ее конструкция предусматривала защиту от радиоактивных источников, расположенных на земле. У разрушенного блока излучение падало на ИМР и с боков, и сверху. Управление механизмами машины осуществлялось визуально, что приводило к облучению оператора.

Когда случилась авария на ЧАЭС в 1986 году, Научно-исследовательский и конструкторский институт монтажной технологии (НИКИМТ) уже располагал не только практическим опытом ликвидации различных аварийных ситуаций на ядерных объектах (в том числе ликвидации последствий радиационных аварий на ПО «Маяк» 29.09.1957 в Челябинске-40), но и большим научно-производственным потенциалом.

НИКИМТ было поручено срочно доработать ИМР-2. Силами инженеров по мере выявления недостатков ИМР шла ее модернизация, которая выполнялась буквально за считанные дни. На

Опытном заводе НИКИМТ была создана модификация ИМР-2Д.

Машина ИМР-2Д доставлена в Чернобыль.

— усиленная защита от радиации (коэффициент ослабления до 1000),

— возможность наблюдения за движением и действиями механизмов с помощью телекамер,

— оснащение системами тонкой очистки воздуха от радиоактивных аэрозолей на базе системы фильтрации воздуха от Т-80 и т.п.

семь дней после аварии. Смотреть фото семь дней после аварии. Смотреть картинку семь дней после аварии. Картинка про семь дней после аварии. Фото семь дней после аварии

семь дней после аварии. Смотреть фото семь дней после аварии. Смотреть картинку семь дней после аварии. Картинка про семь дней после аварии. Фото семь дней после аварии

Общий вес машины ИМР-2Д составил 57 тонн за счет 13 тонн свинцовой защиты и дополнительного оборудования. Данные машины, активно искользовались в качестве пункта управления для другой техники, оснащенной радиоуправлением: на видео ниже из ИМР управляют тракторами ДЭТ-250 и ПДМ Sandvik Tamrock TORO 400

НПО «Сибцветметавтоматика» Робот-бульдозер ДЭТ-250

Накануне 9 мая 1986 года, генеральный директор красноярского НПО «Сибцветметавтоматика» М.Е. Царегородцев, принимал в гостях соседа, полковника КГБ. Мужчины сели за стол, поговорить и отметить годовщину Победы в Великой Отечественной войне. В этот момент раздался звонок, в комнату вошла супруга Михаила Егоровича.
— Миша, Москва на проводе.
Царегородцев быстро подошел к телефону. Первым заговорил начальник главка, которому подчинялось НПО «Сибцветметавтоматика».
— Ты про беду нашу слышал?
— Краем уха, — ответил Михаил Егорович.
— Что у тебя есть готового?
Два бульдозера. Один опытный, второй в Балее, на складе. К разговору подключился заместитель председателя Совета министров СССР Борис Евдокимович Щербина. Он был немногословен.
— Тебе даются чрезвычайные полномочия. Любые твои пожелания будут выполнены.

«Сибцветметавтоматика» вела разработку радиоуправляемых бульдозеров ДЭТ-250 Челябинского тракторного завода. По каким-то причинам, после первых испытаний работы были прекращены, а документация в весьма сыром виде направлена в архив.

семь дней после аварии. Смотреть фото семь дней после аварии. Смотреть картинку семь дней после аварии. Картинка про семь дней после аварии. Фото семь дней после аварии

По заказу «Забайкалзолота» работа возобновилась. Фактически пришлось заново формировать команду инженеров-разработчиков. Часть аппаратуры была изготовлена по имеющимся документам, часть пришлось разрабатывать вновь. Первый бульдозер ДЭТ-250 на радиоуправлении был испытан в деревне Хмелево летом 1983 года. Бульдозер был сдан заказчикам, документация ушла в архив и работы прекратились в очередной раз.

Столичное руководство дало Михаилу Царегородцеву распоряжение в сжатые сроки подготовить 10–12 бульдозеров, оснащенных системой радиоуправления. Такая техника требовалась для работы на ЧАЭС, в районах с высоким уровнем радиации. Вот эти разработки и легли в основу правительственного задания.

Радиоуправляемые бульдозеры ДЭТ-250 были направлены на расчистку завалов и строительство дорог к разрушенному энергоблоку, работы по созданию фундамента под Саркофаг. На этом участке были задействованы 7 бульдозеров, остальные распределены по соседним участкам.

семь дней после аварии. Смотреть фото семь дней после аварии. Смотреть картинку семь дней после аварии. Картинка про семь дней после аварии. Фото семь дней после аварии

НИКИМТ Робот на основе Foresteri

Поставлена задача разработать управляемого дистанционно робота на основе манипулятора грейферного погрузчика финского производства Foresteri. Для очистки кровли 4-го блока от радиоактивного мусора необходимо было оснастить его опорой с распределенным давлением на крышу, автономной гидравлической станцией и рабочим органом, а также дистанционным управлением и телевизионной системой наблюдения.

семь дней после аварии. Смотреть фото семь дней после аварии. Смотреть картинку семь дней после аварии. Картинка про семь дней после аварии. Фото семь дней после аварии

Мной было предложено оснастить робот шагающим приводом, чтобы он мог автономно передвигаться по крыше, но из-за жестких сроков мое предложение было отклонено, что сыграло впоследствии негативную роль

Вячеслав Павлович Соболин, ликвидатор, начальник группы отдел №46 НИКИМТ

2 робота на основе манипулятора Foresteri доставлены в Чернобыль. Но применение роботов было отложено.

Все уповали на работу автоматической зарубежной техники, которая, как оказалось, в тех условиях радиоактивности показала себя не особенно надежной

Вячеслав Павлович Соболин, ликвидатор, начальник группы отдел №46 НИКИМТ

Когда робот потребовался для очистки крыши, оказалось, что во время транспортировки на ЧАЭС роботы были повреждены, нахождение на складе в течение 5 месяцев также негативно сказалось на состоянии робота.

Прикомандированы сотрудники НИКИМТ для починки механизмов робота. Через неделю один из роботов был установлен на крышу одного из зданий для сдирания настила кровли нашпигованного кусками радиоактивного топлива и другого мусора, который вплавился в рубероид. За один день дистанционного управления роботом удалось очистить 100 кв. метров крыши.

И вот встал вопрос о перемещении робота на новое место. Сам он двигаться не мог, здесь бы пригодился автономный ход. Кран Demag способный его переместить был нарасхват, выбить его было очень сложно. Во время перемещения необходимо было выходить на чердак и через окно по рации координировать крановщика.

Роботами на основе манипулятора Foresteri очищено 700 кв. метров крыш различных зданий.

Робот-бульдозер Komatsu D155W

семь дней после аварии. Смотреть фото семь дней после аварии. Смотреть картинку семь дней после аварии. Картинка про семь дней после аварии. Фото семь дней после аварии

На данный момент произведено всего 36 подобных бульдозеров, в строю остались всего 5, все они принадлежат Komatsu. Ещё один компания собрала для ускорения восстановительных работ в Японии после Великого восточно-японского землетрясения в 2011.

В Чернобыле D155W применялись для уборки высокорадиоактивного «мусора» на территории ЧАЭС, а также участвовали в ликвидации Рыжего Леса. Из-за отсутствия какой-либо защиты от радиации регулярно терял управление на территории, непосредственно прилегающей к АЭС.

семь дней после аварии. Смотреть фото семь дней после аварии. Смотреть картинку семь дней после аварии. Картинка про семь дней после аварии. Фото семь дней после аварии

Самоходная погрузочно-доставочная машина Sandvik Tamrock TORO 400

семь дней после аварии. Смотреть фото семь дней после аварии. Смотреть картинку семь дней после аварии. Картинка про семь дней после аварии. Фото семь дней после аварии

Дистанционно-управляемые краны и бетононасосы

На объекте появились три автокрана немецкого концерна Liebherr со 110-метровой стрелой и компьютерным управлением. Они предназначались для строительства Игналинской АЭС в Литве, но судьба распорядилась иначе. Коллега писал тут: Техника Чернобыля. Краны.

При строительстве Саркофага использовались иностранные бетононасосы фирм Worthington, Putzmeister и Schwing. Их основная задача — подача бетона под давлением на определённую высоту. Все бетононасосы были оборудованы пультами дистанционного управления и видеокамерами для дистанционного управления. Коллега подробно рассказывал тут: Техника Чернобыля. Бетононасосы.

Козлова Е. А. «Схватка с неизвестностью», 2011

Козлова Е. А. «Неизвестные герои советской эпохи», 2006

А. Боровой, Е.П. Велихов. Опыт Чернобыля (работы на объекте «Укрытие»), 2012

семь дней после аварии. Смотреть фото семь дней после аварии. Смотреть картинку семь дней после аварии. Картинка про семь дней после аварии. Фото семь дней после аварии

семь дней после аварии. Смотреть фото семь дней после аварии. Смотреть картинку семь дней после аварии. Картинка про семь дней после аварии. Фото семь дней после аварии

Роботы-ликвидаторы в Чернобыле 2

Хронология с конца лета 1986 года с уникальными видеокадрами работы роботов-ликвидаторов и комментариями ликвидаторов, руководителей КБ и НИИ.

семь дней после аварии. Смотреть фото семь дней после аварии. Смотреть картинку семь дней после аварии. Картинка про семь дней после аварии. Фото семь дней после аварии

ЦНИИ РТК ТР-Г1 «Федя» и «Вася»

«При создании роботов для работы на ЧАЭС выручил разработанный нами модульный принцип построения роботов, – рассказывает руководитель ЦНИИ РТК Е.И. Юревич. – Именно он позволил в течение двух месяцев разработать, изготовить и поставить на ЧАЭС более 15 различных роботов, собранных из ранее отработанных унифицированных модулей.

У появившегося затем ТР-Б1 аккумуляторы сменил бензиновый генератор с баком на 15 л, который обеспечивал до восьми часов автономной работы. Управлялся он уже по радио.

семь дней после аварии. Смотреть фото семь дней после аварии. Смотреть картинку семь дней после аварии. Картинка про семь дней после аварии. Фото семь дней после аварии

Модульный принцип построения позволял менять рабочий инструмент робота. Здесь представлен вариант с бульдозерным отвалом:

семь дней после аварии. Смотреть фото семь дней после аварии. Смотреть картинку семь дней после аварии. Картинка про семь дней после аварии. Фото семь дней после аварии

Модификация тяжелого радиоуправляемого робота ТР-Б1, укомплектованного манипулятором с дисковой пилой. Он использовался для резки рубероидного покрытия крыши.

семь дней после аварии. Смотреть фото семь дней после аварии. Смотреть картинку семь дней после аварии. Картинка про семь дней после аварии. Фото семь дней после аварии

Модификация c навесным рабочим инструментом:

семь дней после аварии. Смотреть фото семь дней после аварии. Смотреть картинку семь дней после аварии. Картинка про семь дней после аварии. Фото семь дней после аварии

Сборка и вся работа роботов документировалась с помощью миниатюрных телекамер. Для этого были необходимы видеомагнитофоны. А в то время в СССР только появились первые японские образцы этой техники и одному из заводов в Пскове было дано задание срочно воспроизвести эти устройства. Я поехал на этот завод и договорился об изготовлении 10 опытных образцов. И нам сделали эти первые советские видеомагнитофоны. Они исправно отработали в Чернобыле и остались там вместе с роботами.

Руководитель ЦНИИ РТК Евгений Иванович Юревич

семь дней после аварии. Смотреть фото семь дней после аварии. Смотреть картинку семь дней после аварии. Картинка про семь дней после аварии. Фото семь дней после аварии

семь дней после аварии. Смотреть фото семь дней после аварии. Смотреть картинку семь дней после аварии. Картинка про семь дней после аварии. Фото семь дней после аварии

Роботы-бульдозеры ЦНИИ РТК занимались очисткой кровли, сдирая с них все рубероидное покрытие, так как со временем оно стало радиоактивным. Радиоактивный фон снизился в несколько раз, на кровлю отправляют солдат-резервистов. На трубу послали солдат с лопатами, топорами и ломами. Солдаты, очищая кровлю, сбрасывали с нее радиоактивный мусор на нижерасположенную крышу, по которой имелся доступ к провалу четвертого блока, а роботы-бульдозеры ЦНИИ РТК – сгребали этот мусор и сбрасывали в провал.

Происходило это так: боец, одетый в специальное защитное обмундирование, бежал по заранее намеченному маршруту к очередному куску. Штыковой лопатой делал вокруг него два-три надреза и со всех ног несся обратно. Затем бежал второй солдат, чтобы выполнить еще пару надрезов. Далее двое бойцов помещали фрагмент в полиэтиленовый мешок. Следующий кусок убирали уже другие солдаты. А те, что отработали на крыше положенные им секунды, спускались вниз, снимали там всю одежду. Она подлежала утилизации, ведь загрязнилась радиацией. Эти вещи тоже упаковывали в полиэтиленовые мешки. Солдаты мылись, переодевались во все новое.

Полковник в отставке Виктор Инюшин

ПО «СПЕЦАТОМ» Гусенечный грузовик

Грузовичок был разработан и изготовлен группой инженеров робототехники из Ленинграда и опытного завода ПО «СПЕЦАТОМ». На стандартной раме с гусеничным электроприводом был изготовлен кузов самосвала и кабелеукладчик. Использовался в машинном зале 4 блока, в высоких полях для вывоза контейнеров с радиоактивными отходами для дальнейшего захоронения на ПЗРО «Подлесный». Погрузку отходов осуществлял финский гидравлический грейферный погрузчик Foresteri.

семь дней после аварии. Смотреть фото семь дней после аварии. Смотреть картинку семь дней после аварии. Картинка про семь дней после аварии. Фото семь дней после аварии

семь дней после аварии. Смотреть фото семь дней после аварии. Смотреть картинку семь дней после аварии. Картинка про семь дней после аварии. Фото семь дней после аварии

Вторая попытка MF-3 (ФРГ)

Немецкий робот MF-3 был доработан силами советских инженеров на предприятии «Белоярскатомэнергоремонт» (БАЭР): ранее установленные видеокамеры фирмы «Grundig» вышли из строя и порядком «светили», электроника не выдержала высоких радиоактивных полей. После переоборудования были установлены две отечественные видеокамеры КТП – 67. Летом были проведены ходовые испытания на промышленной площадке, были обнаружены частицы топлива, которые разлетелись, при взрыве на блоке. Манипулятором их собрали в контейнер и отправили на захоронение. Закрепили на конечном звене манипулятора совковую лопату и вновь подняли на кровлю. Однако в тот же день кабель был порван, оператор, видимо, потерял его из вида при маневрировании.

семь дней после аварии. Смотреть фото семь дней после аварии. Смотреть картинку семь дней после аварии. Картинка про семь дней после аварии. Фото семь дней после аварии

МГТУ имени Н.Э.Баумана Мобот-Ч-ХВ

Коллективу инженеров удалось быстро создать робота благодаря уже имевшемуся опыту по созданию робототехнических средств. За три года до аварии на ЧАЭС, в 1983 году, ученые создали первый макет модели такого робота. По сути, работа над созданием робота для ЧАЭС послужила основой для создания целого конструкторско-технического бюро по мобильным роботам, которое существует и работает (разрабатывает роботы) и сегодня.

семь дней после аварии. Смотреть фото семь дней после аварии. Смотреть картинку семь дней после аварии. Картинка про семь дней после аварии. Фото семь дней после аварии

семь дней после аварии. Смотреть фото семь дней после аварии. Смотреть картинку семь дней после аварии. Картинка про семь дней после аварии. Фото семь дней после аварии

Начало сентября 1986

Робот-разведчик РР-Г2 задействован для обследования обстановки непосредственно в районе провала 4-го энергоблока и на кровле 3-го энергоблока.

При переносе вертолетом робота «Мобот-Ч-ХВ» с крыши на крышу сработал электрозамок и «Мобот-Ч-ХВ» разбился. В отчете о результатах применения «Мобот Ч-ХВ» по уборке с крыши 3-го блока радиоактивных обломков и мусора от разрушенного 4-го блока оказались успешными:

Очистка кровли
Зона «Н». Подбор радиоактивных кусков и мусора ковшом, манипулятором, транспортировка и сброс в развал 4-го блока.
Сброшено в 4-й блок 2,2 тонны радиоактивных продуктов очищено 150 м2 крыши. Радиационный фон понижен в 2. 3 раза. Очистка кровли до 15.09.86 г

Правительственная комиссия поручила МВТУ им. Н.Э. Баумана срочно изготовить еще два комплекса «Мобот Ч-ХВ» для завершения работ на крыше 3-го энергоблока и в машинном зале.

Вторая половина сентября 1986

Спасательная операция MF-2 Joker

Немецкий робот MF-2, застявщий в первой части, все еще находится на крыше 4-го энергоблока.

MF-2 создал массу проблем: встал на пути, по которому бегали солдаты, сбрасывавшие продукты взрыва в 4-й реактор вручную, лопатами. На станции их звали «биороботами», недобрым словом поминая тех руководителей, кто еще в самом начале ликвидации последствий аварии пообещал, что на кровлях не будет людей, все сделают машины.

Начальник лаборатории ВНИИТрансмаш, доктор технических наук Михаил Маленков

Специально смонтированный сюжет спасения немецкого MF-2 Joker:

Солдаты-«партизаны» пробовали вытащить его из завала лебедкой с монтажно-тяговым механизмом «лягушка» (на видео), но она сломалась. Только через два дня его смогли зацепить краном парни из отряда дозиметрической разведки и снять на землю.

«Joker» больше не заработал. Электронный мозг не выдержал такой дозовой нагрузки. Доза в месте его выгрузки и работы составляла более 10000 бэр (100 Зв). Теперь он стал никому не нужным фонящим кусоком железа.

Развал реактора необходимо было контролировать, ежедневно применялись вертолёты для сброса буев, позволяющих замерять данные. Вертолётчики сильно облучались. Группа Белоярского Атомэнергоремонта (БАЭР) Арнольда Георгиевича Шастина разработала устройство «Канатоход»: оно двигалось по канату, переброшенному ракетой над развалом четвертого реактора, доходило до точки и спускало на лебедке «корзину», оснащённую камерой и разными датчиками (измерение фона, температуры, отборы проб воздуха и пыли). На все уходило 15 минут, а кабеля для управления хватало на четыре хода (обычно кабель терял электроизоляцию от радиационного фона за два часа).

Устройство было готово, можно было обойтись без вертолётов, но возникла проблема. Научным центром процесса ликвидации последствий аварии являлся Курчатовский институт.

Его представитель, прибывший за место академика Легасова академик Евгений Велихов ответил: «Видите, на вертодроме буи лежат, они все с новой изоляцией». Я в ответ говорю, что мы пилотов вертолётов освободим и сможем отбирать пробы, в том числе и образцы на анализ. Он отвечает: «Достаточно той информации, которая есть». Так прошло две недели. Ко мне подходит заместитель Велихова: «Арнольд, он согласен, давайте. Что случилось? Да эта изоляция ещё хуже, чем старая!» Так мы пустили в ход нашего «канатоходца».

Арнольд Георгиевич Шастин

Группа инженеров Белоярского Атомэнергоремонта (БАЭР), разработала несколько типов других машин: робот «Пылесос» для дистанционного ведения работ по дезактивации поверхностей помещений и его облегчённый аналог «Урал» (на базе пылесосов «Урал»), автоматическую газорезку, самоходный модуль на магнитных двигателях и другие.

Робот-магнитоход умел передвигаться по металлическим поверхностям благодаря мощным редкоземельным магнитам.

семь дней после аварии. Смотреть фото семь дней после аварии. Смотреть картинку семь дней после аварии. Картинка про семь дней после аварии. Фото семь дней после аварии

При обработке кровли клеевым раствором для сбора радиоактивной пыли и сокращения радиоактивного излучения от рубероида вертолет Ми-8 Владимира Воробьева задевает лопастями трос одного из кранов и терпит крушение вдоль стены третьего реактора в нескольких десятках метров от самого реактора.

А это уже было где-то в районе 17 часов, на закате, и мы заходили как раз против солнца, которое слепило. Там стояли три крана, мы еще с утра жаловались, что они мешают нам. Раньше на тросе крана висела рельса, а тут ее убрали, и остался один трос, а без рельса он уже не виден.
Я за Вовкой висел в ста метрах. Володька шел-шел, и тут вдруг — бах! Брызги лопастей, вертолет переворачивается — и вниз.
Это было над третьим реактором, еще повезло, что вертолет упал с высоты 100 метров не на реактор, уже заглушенный, а вдоль его стенки на землю. Если бы на реактор упал Ми-8 с полной заправкой, мало бы не показалось.

Командир другого Ми-8 Вячеслав Жиронкин

После катастрофы полеты над реакторами были запрещены, доставка роботов осуществлялась только башенными кранами.

Завершение строительства объекта «Укрытие» (он же «саркофаг»).

семь дней после аварии. Смотреть фото семь дней после аварии. Смотреть картинку семь дней после аварии. Картинка про семь дней после аварии. Фото семь дней после аварии

МГТУ имени Н.Э.Баумана Мобот-Ч-ХВ-2

Разработчики с учетом опыта эксплуатации «Мобот Ч-ХВ» существенно модернизировали комплекс и расширили выполняемые им функции:

— оснастили манипулятор сменным двупалым схватом;

— оснастили отбойным молотком, устанавливаемым вместо схвата или на фронтальном погрузчике;

— оснастили полуавтоматическим стыковочным устройством для снятия и установки робота на кровлю 3-го энергоблока;

— для увеличения силы тяги увеличили массу робота;

— увеличили грузоподъемность и зону обслуживания манипулятора и фронтального погрузчика;

— изменили конструкцию кабелеукладчика и место выхода кабеля из корпуса робота;

— усовершенствовали и дополнили систему управления, ввели систему акустической связи;

доработали пост управления.

семь дней после аварии. Смотреть фото семь дней после аварии. Смотреть картинку семь дней после аварии. Картинка про семь дней после аварии. Фото семь дней после аварии

Данные роботы обладали функциональностью и маневренностью совершенного нового уровня. Робот позволял выполнять сложные задачи без присутствия людей на крыше 3-го энергоблока, такие как: дробление графитовых блоков и бетонных обломков отбойным молотком, уборка и контейнирование оставшихся на крыше радиоактивных обломков, демонтаж стальной трубы, возведение опалубки по периметру крыши зоны “М” для бетонирования, размещение маяков в заданных точках крыши для определения высоты уровня заливаемого на кровлю бетона. По существу, с помощью роботов, впервые удалось выполнить весь перечень подготовительных работ перед бетонированием кровли без выхода на нее людей.

семь дней после аварии. Смотреть фото семь дней после аварии. Смотреть картинку семь дней после аварии. Картинка про семь дней после аварии. Фото семь дней после аварии

семь дней после аварии. Смотреть фото семь дней после аварии. Смотреть картинку семь дней после аварии. Картинка про семь дней после аварии. Фото семь дней после аварии

В результате несогласованных действий персонала в зоне работ на кабель одного из роботов «Мобот-Ч-ХВ-2» была поставлена бетонная плита. Робот вышел из строя и связь с ним была потеряна. Во всех похожих ситуациях ранее, при застревании роботов или при переворачивании при наезде на препятствие, на кровлю приходилось выводить людей.

Специалисты МГТУ и других предприятий разработали план эвакуации робота с использованием второго робота «Мобот-Ч-ХВ-2» и дистанционно управляемого подъемного крана Demag. Через два дня специально разработанное приспособление было спущено подъемным краном на кровлю. Робот взял манипулятором за переднюю скобу и тянул приспособление за собой до требуемого положения, после чего надел крюк от тросса в буксирное кольцо поврежденного робота. Подъемный кран Demag подвесным крюком начал медленно тащить второй конец троса, работающий робот контролировал и фронтальным погрузчиком поправлял траекторию движения поврежденного робота. Впервые в мировой практике мобильный робот был эвакуирован с помощью второго робота.

Из акта правительственной комиссии о результатах работы роботов «Мобот-Ч-ХВ-2» на крыше «М» 3-го энергоблока ЧАЭС от 13 апреля 1987 года:

«…Данные работы проводились в период с 7 января по 10 апреля 1987 года. В результате уборки площадей кровли уровень фона по гамма-излучению уменьшался в 3-5 раза. Весь объем работ был выполнен без привлечения на вспомогательные операции личного состава, что полностью исключило необходимость вывода человека в зону с повышенной радиацией.
Выполнение указанного объема работ роботизированными комплексами «МОБОТ» позволило согласно проведенным расчетам исключить 800 человеко-выходов на крышу «М» 3-его энергоблока с получением предельно допустимых доз облучения для личного состава.
Из всех имеющихся в наличии робототехнических средств для работы на кровле «МОБОТ» МВТУ им. Н.Э.Баумана является наиболее совершенной системой и может быть использован как прототип для дальнейшей разработки подобных телеуправляемых роботизированных систем…»

д/ф Чернобыль: Два цвета времени (мини–сериал 1986)

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *