семь дней любви и вечная разлука
Анна Ахматова и Борис Анреп: семь дней любви и вечная разлука.
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Судьбе угодно было мастера пера и кисти познакомить
Необычность знакомства Анны Ахматовой и Бориса Анрепа была в том, что произошло оно благодаря Николаю Недоброво, которого с Борисом связывала дружба еще с детских лет, а с Анной Николая был некоторое время «интимным другом», любовником, ставшим в последствии близким человеком. Можно сказать, что Борис узнает Анну из переписки с Николаем, где он, не называя Анну красавицей, говорит о том, что ее облик настолько уникален и завораживает, что достоин быть изображен на холсте и помещен в центр мозаики, где были бы представители мира поэтического слова. Во время, когда судьба сплела дороги двух творцов, Ахматовой и Анрепа, Борис был успешен в общении с женщинами – жизнерадостный, хорошо сложен, высок и в то же время, необыкновенно талантлив и утончен, знаток поэзии и искусства.
Род Анрепа в России начинается с плененного шведа фон Анрепа. И всю свою жизнь он проводит между Россией и Европой, где он тоже жил и творил. Начал свое обучение в России, решив стать юристом, но передумав, уходит в искусство, изучая мозаику в университете Санкт-Петербурга, затем была академия в Париже, Лондон. В 1913 году именно в Лондоне Анреп первый раз выставлял свои работы. Анне на тот момент было 26 лет, она уже известна, опубликовано несколько ее сборников. Одним из предков Ахматовой считается татарский хан Ахмат, благодаря которому и появился псевдоним Анны. Писать стихи начала еще подростком, в дальнейшем продолжив обучение на литературных курсах в Петербурге. В 1910 году становится женой Николая Гумилева. С одобрения мужа своему поэтическому таланту, Анна начинает профессионально писать, издавать сборники стихов, ее слава растет.
С 1913 году Анна ведет Бестужевские курсы, становится музой для художников, ей посвящают стихи. Сборник «Четки», который вышел в 1914 году делает ее известной и узнаваемой. Будучи замужем, Анна не ограничивает своих привязанностей и под мощь ее глубины и яркости натуры попадают известные поэты, художники, композиторы. И происходит встреча двух личностей, талантов, людей, которые сами по себе яркие события на жизненном небосклоне.
Борис очарован Анной, он отмечает ее острый ум, утонченность, его покоряют невероятные стихи. Знакомство происходит перед тем, как ему нужно ехать в армию. Но были командировки и они встречались, продолжая знакомство, которое выливается в настоящие чувства. Встречи их были легки и радостны, оба творческие и увлеченные, они с интересом открывали друг друга. Стихи, разговоры о живописи и поэзии, невероятное притяжение – все это захватило любовником настолько, что они не обращали внимание, что оба не свободны.
Кольцо, как знак признания в любви
В 1916 году в в Царском селе Анна и Борис снова встречаются у общего друга Недоброво. В воспоминаниях, Борис говорит о своем волнении, когда видит свою подругу, музу, и отмечает чувство трепета, которое всегда сопровождает их встречи. В этот вечер Анна дарит ему свое кольцо, «черное кольцо», как называет его Борис. Лишь несколько дней они проводят вместе и перед отъездом Анрепа в Англию, Анна дарит ему сборник своих стихов с пророческой надписью, что его мыслям о возвращении не суждено будет осуществиться.
Анрепа действительно остается в Лондоне.
Только в 1917 году у Бориса появляется возможность посетить Россию. Зная о событиях в стране, он думает только о встрече с Анной. По льду через Неву он идет к ней, на квартиру Срезневского, где Анна в то время жила. И снова встреча, долгие разговоры, Борис показывает ее кольцо, которое, не снимая, носит на цепочке, называя его святыней. В июле 1917 года Борис возвращается в Англию, занимается мозаикой. Однажды цепочка, на которой Борис, как драгоценный талисман, носит кольцо Анны, обрывается, и на время он оставляет его в шкатулке. Оно потом еще долго там остается и Борис, по какой-то причине не носит его, но не забывает, достает, прикасается.
И вдохновение, как цветок, что распускается в сиянии любви
Любовь для творческого человека – это воздух. После знакомства с Борисом, Анна пишет своему сердечному другу пронзительные стихи. Считается, что большая часть произведений Ахматовой посвящена именно Борису Анрепу. Он в свою очередь в мозаике увековечил образ Анны. В ирландском городе Маллингар собор Христа-Владыки украшен мозаичной композицией, в центре которой Святая Анна. По мнению видевших у святой абсолютная схожесть с русской поэтессой Анной Ахматовой.
Бонус
Так. Память освежить.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Семь дней любви и вечная разлука.
Анна Ахматова и Борис Анреп.
https://ok.ru/menyakruzhit/topic/66183834711472
Он жил в разных городах и странах, и навсегда покинул Родину, когда тут стало трудно. Он любил многих женщин. Он создавал мозаики, в одной из которой запечатлел ее.
Она любила его, посвящала ему свои стихи. Подарила то, с чем не расставалась никогда, а он нечаянно потерял это. Ею восторгались многие, она была излюбленной моделью для художников. Не покинув Родину, она пережила много горьких минут.
Они оба не были свободны, но тянулись друг к другу. И вначале все было романтично и взаимно. А потом наступили долгие годы разлуки.
Необычность знакомства Анны Ахматовой и Бориса Анрепа была в том, что произошло оно благодаря Николаю Недоброво, которого с Борисом связывала дружба еще с детских лет, а с Анной Николая был некоторое время «интимным другом», любовником, ставшим в последствии близким человеком.
Можно сказать, что Борис узнает Анну из переписки с Николаем, где он, не называя Анну красавицей, говорит о том, что ее облик настолько уникален и завораживает, что достоин быть изображен на холсте и помещен в центр мозаики, где были бы представители мира поэтического слова. Во время, когда судьба сплела дороги двух творцов, Ахматовой и Анрепа, Борис был успешен в общении с женщинами – жизнерадостный, хорошо сложен, высок и в то же время, необыкновенно талантлив и утончен, знаток поэзии и искусства.
Род Анрепа в России начинается с плененного шведа фон Анрепа. И всю свою жизнь он проводит между Россией и Европой, где он тоже жил и творил. Начал свое обучение в России, решив стать юристом, но передумав, уходит в искусство, изучая мозаику в университете Санкт-Петербурга, затем была академия в Париже, Лондон. В 1913 году именно в Лондоне Анреп первый раз выставлял свои работы. Анне на тот момент было 26 лет, она уже известна, опубликовано несколько ее сборников. Одним из предков Ахматовой считается татарский хан Ахмат, благодаря которому и появился псевдоним Анны. Писать стихи начала еще подростком, в дальнейшем продолжив обучение на литературных курсах в Петербурге. В 1910 году становится женой Николая Гумилева. С одобрения мужа своему поэтическому таланту, Анна начинает профессионально писать, издавать сборники стихов, ее слава растет.
С 1913 году Анна ведет Бестужевские курсы, становится музой для художников, ей посвящают стихи. Сборник «Четки», который вышел в 1914 году делает ее известной и узнаваемой. Будучи замужем, Анна не ограничивает своих привязанностей и под мощь ее глубины и яркости натуры попадают известные поэты, художники, композиторы. И происходит встреча двух личностей, талантов, людей, которые сами по себе яркие события на жизненном небосклоне.
Борис очарован Анной, он отмечает ее острый ум, утонченность, его покоряют невероятные стихи. Знакомство происходит перед тем, как ему нужно ехать в армию. Но были командировки и они встречались, продолжая знакомство, которое выливается в настоящие чувства. Встречи их были легки и радостны, оба творческие и увлеченные, они с интересом открывали друг друга. Стихи, разговоры о живописи и поэзии, невероятное притяжение – все это захватило любовником настолько, что они не обращали внимание, что оба не свободны.
В 1916 году в в Царском селе Анна и Борис снова встречаются у общего друга Недоброво. В воспоминаниях, Борис говорит о своем волнении, когда видит свою подругу, музу, и отмечает чувство трепета, которое всегда сопровождает их встречи. В этот вечер Анна дарит ему свое кольцо, «черное кольцо», как называет его Борис. Лишь несколько дней они проводят вместе и перед отъездом Анрепа в Англию, Анна дарит ему сборник своих стихов с пророческой надписью, что его мыслям о возвращении не суждено будет осуществиться.
Только в 1917 году у Бориса появляется возможность посетить Россию. Зная о событиях в стране, он думает только о встрече с Анной. По льду через Неву он идет к ней, на квартиру Срезневского, где Анна в то время жила. И снова встреча, долгие разговоры, Борис показывает ее кольцо, которое, не снимая, носит на цепочке, называя его святыней. В июле 1917 года Борис возвращается в Англию, занимается мозаикой. Однажды цепочка, на которой Борис, как драгоценный талисман, носит кольцо Анны, обрывается, и на время он оставляет его в шкатулке. Оно потом еще долго там остается и Борис, по какой-то причине не носит его, но не забывает, достает, прикасается.
Любовь для творческого человека – это воздух. После знакомства с Борисом, Анна пишет своему сердечному другу пронзительные стихи. Считается, что большая часть произведений Ахматовой посвящена именно Борису Анрепу. Он в свою очередь в мозаике увековечил образ Анны. В ирландском городе Маллингар собор Христа-Владыки украшен мозаичной композицией, в центре которой Святая Анна. По мнению видевших у святой абсолютная схожесть с русской поэтессой Анной Ахматовой.
Пусть голоса органа снова грянут,
Как первая весенняя гроза:
Из-за плеча твоей невесты глянут
Мои полузакрытые глаза.
Семь дней любви, семь грозных лет разлуки,
Война, мятеж, опустошенный дом,
В крови невинной маленькие руки,
Седая прядь над розовым виском.
Прощай, прощай, будь счастлив, друг прекрасный,
Верну тебе твой сладостный обет,
Но берегись твоей подруге страстной
Поведать мой неповторимый бред, –
Затем что он пронижет жгучим ядом
Ваш благостный, ваш радостный союз;
А я иду владеть чудесным садом,
Где шелест трав и восклицанья муз.
_______________________________________________
Анна Ахматова: «Семь дней любви и вечная разлука…»
Бывало, я с утра молчу…
О том, что сон мне пел.
Румяной розе, и лучу,
И мне – один удел.
С покатых гор ползут снега,
А я белей, чем снег.
Но сладко снятся берега
Разливных мутных рек.
Еловой рощи свежий шум
Покойнее рассветных дум.
Это стихотворение 1916 года, единственный в творчестве Ахматовой акростих, посвящено художнику Борису Анрепу. Как-то, беседуя с П.Н. Лукницким, Анна Андреевна вспоминала: «Знаете, когда началась революция, он под пулями приходил ко мне на Выборгскую сторону. И не потому, что любил, просто приходил. Ему приятно было под пулями пройти». «Он вас не любил?» – изумился Лукницкий. «Нет, – Анна Андреевна пожала плечами. – Нет, конечно, не любил. Это не любовь была. Но он всё мог для меня сделать. Вот так просто…»
Русский художник и витражист Борис Васильевич Анреп родился в 1885 году в Петербурге. Его предки принадлежали к шведской знати, и история графов фон Анреп в России началась во времена Петра Великого, когда один из фон Анрепов был захвачен в плен во время русско-шведской войны. С этого времени фон Анрепы состояли на русской государственной службе. В 1907 году отец Бориса Василий Константинович стал депутатом Государственной думы.
Борис учился в Харьковской гимназии, где его однокашником был будущий поэт Николай Недоброво. Шестнадцатилетним юношей Анреп впервые попал в Лондон, куда родители послали его на год. Борис изучал язык, культуру, живопись. Вернувшись в Петербург, поступил в Императорское училище правоведения, а после окончания училища – в университет. Параллельно Борис учился живописи у живописца Дмитрия Стеллецкого. И это увлечение поломало все прежние планы – Борис решил посвятить себя искусству.
Особенно его привлекала мозаика. Сначала Борис учился мастерству в Петербурге, затем – за границей. Борис путешествовал по Италии и Ближнему Востоку. В 1908 году поступил в Парижскую академию Academie Julienne. С 1910 по 1912 год обучался в Эдинбургском колледже College of Art, где особенно увлёкся византийской мозаикой.
В Лондоне Борис подружился с известным художником Огастасом Джоном, и благодаря этой дружбе перед ним открылись двери в элитные художественные салоны. В частности, он стал членом кружка писательницы Вирджинии Вульф. Вскоре Борис Анреп (он намеренно отказался от аристократической приставки фон) уже модный художник, у него много заказов.
В 1908 году Борис женился на русской аристократке Юнии Хитрово. Однако он пользовался большим успехом у женщин, и вскоре в доме появилась вторая дама сердца – англичанка Эллен Мейтленд, которая родила Борису двоих детей. Юния Хитрово довольно долго терпела этот треугольник. Даже четырёхугольник, так как в Бориса была страстно влюблена сестра Вирджинии Вульф Оттолин Морелл – и не безответно.
Высокий, светловолосый, атлетического телосложения и весьма романтического мироощущения, Борис Анреп слыл большим дамским угодником, и даже в лондонском высшем свете, весьма чопорном, на его похождения смотрели сквозь пальцы.
В Европе дела Бориса идут прекрасно. Анреп организовывает выставки молодых художников – он одним из первых показывает публике таких русских живописцев, как Н. Гончарова, К. Петров-Водкин.
Мэрия Лондона заказывает ему мозаичную крипту и фрески в Вестминстерском соборе. Также он получает заказы на мозаику в богатейших английских частных домах, создаёт мозаичный пол в зале Блейка в галерее Тейт.
Накануне Первой мировой войны Юния Анреп всё-таки возвращается в Россию и Борис женится на Эллен Мейтленд.
Организуя в Лондоне выставку русских художников, Борис частенько навещает Петербург и встречается со старым гимназическим товарищем Николаем Недоброво. Николай Недоброво в этот момент влюблён в поэтессу Ахматову, и она отвечает ему взаимностью.
В одном из писем к Анрепу в 1914 году Недоброво так описывает Анну Андреевну: «Попросту красивой её назвать нельзя, но внешность её настолько интересна, что с неё стоит сделать леонардовский рисунок, и гейнсборовский портрет маслом, и икону темперой, а пуще всего поместить её в самом значащем месте мозаики, изображающей мир поэзии». Позднее Борис признавался, что письмо заинтриговало его.
Когда началась Первая мировая война, Анреп, как офицер запаса, вернулся в Россию. Накануне отъезда в армию – Борис направлялся в Галицию – Недоброво представил Анрепа Ахматовой на поэтическом вечере в 1915 году.
Анне Ахматовой в это время было 26 лет, она была в расцвете красоты, в зените творческой славы. Анна Андреевна преподавала на Бестужевских курсах, у неё вышли два сборника стихов. Отношения с Гумилёвым разладились, на сердце, по собственному признанию поэтессы, «было скверно».
Борис сразу произвёл впечатление. Анна Адреевна записала в дневнике: «1915. Вербная суббота. У друга (Недоброво) офицер Б.В.А. Импровизация стихов, вечер. Потом ещё два дня, на третий он уехал. Провожала на вокзал».
После этой встречи муза поэтессы заговорила с новой силой. Ахматова много пишет, всего Борису Анрепу ею посвящено тридцать шесть стихотворений, в том числе самые светлые строки о любви из цикла «Белая стая».
Я улыбаться перестала,
морозный ветер губы студит,
одной надеждой меньше стало,
одною песней больше будет.
И эту песню я невольно
отдам на смех и поруганье,
затем что нестерпимо больно
душе любовное молчанье.
Анреп провёл на фронте два года. Он воевал в Галиции и Закарпатье. С фронта он приезжал в командировки и в отпуск. Их встречи с Ахматовой переросли в горячий интерес с обеих сторон. Оба были весьма романтически настроены – катания на санях, разговоры, стихи экспромтом. Оба не были свободны, но это не имело никакого значения.
История любви оказалась недолгой, но оставила след в сердцах обоих. Как сказала сама Ахматова, «семь дней любви и вечная разлука». Возможно, предчувствуя расставание, Ахматова в 1916 году подарила Борису на память чёрное кольцо, которое носила сама. Этому кольцу она приписывала чудодейственную силу. «Как за ужином сидела, в очи чёрные глядела, как не ела, не пила у дубового стола, как под скатертью узорной протянула перстень чёрный…»
Борис Васильевич вспоминал позднее об этом событии так:
«В начале 1916 года я был командирован в Англию и приехал на более продолжительное время в Петроград для приготовления моего отъезда в Лондон. Недоброво с женой жили тогда в Царском Селе, там же жила Анна Андреевна. Николай Владимирович просил меня приехать к ним 13 февраля слушать только что законченную им трагедию «Юдифь». «Анна Андреевна тоже будет», – добавил он. Помню, стихотворные, мерные звуки наполняли мои уши, как стук колёс поезда. Я закрыл глаза, откинул руку на сидение дивана. Внезапно что-то упало в мою руку – это было чёрное кольцо. «Возьмите, – прошептала Анна Андреевна, – Вам». Через несколько дней я должен был уезжать в Англию, по союзническим делам».
Борис, по его признанию, повесил кольцо на цепочку и некоторое время носил не снимая. Уже позднее, во время Второй мировой войны, когда Лондон бомбили, цепочка оборвалась. «Я положил кольцо в шкатулку, но после очередной бомбёжки оно пропало».
В Англии Борис познакомился с писателем Олдосом Хаксли и тут же начал волочиться за Марией Нис, ставшей позднее женой писателя. Хаксли ревновал и впоследствии представил Анрепа в главном герое сатирического романа «Жёлтый Кром».
Вернувшись, Борис застаёт в Петрограде революционные события. Они произвели на него гнетущее впечатление. Во всём ощущалось приближение катастрофы. Во всём, по словам Ахматовой, «сквозила пронзительная печаль».
Ахматова и Анреп встречаются в доме профессора Срезневского. Борис достал билеты на генеральную репетицию «Маскарада», поставленного Мейерхольдом в Александринском театре, он каждый день дарит Анне цветы. Однако всё чаще думает об отъезде в Англию на постоянное жительство.
«Он был захвачен присущим Ахматовой чувством судьбы, её трагической изысканностью и стихами, – пишет биограф Анрепа Аннабел Фарджет, невестка Анрепа. – Её чувства к нему остались прежними, хотя он не скрывал, что намерен связать свою дальнейшую жизнь с Англией. Вдали от семьи его романтическая влюблённость приобретала особенную значительность, чего никогда не случилось бы в обычной жизни. Хнычущие дети и женщина, не умеющая одеться как подобает и не переносящая светского общества, никак не способствовали подобным чувствам. Хотя Борис и был по природе своей авантюристом, но его привлекал английский здравый смысл, честность и свобода, и, как ни странно, стабильность в семейной жизни».
Мы не умеем прощаться,
– всё бродим плечо к плечу.
Уже начинает смеркаться,
ты задумчив, а я молчу.
В церковь зайдём, увидим,
отпеванье, крестины, брак.
Не взглянув друг на друга, выйдем,
отчего всё у нас не так?
Или сядем на снег примятый
на кладбище, легко вздохнём.
И ты палкой чертишь палаты,
где мы будем всегда вдвоём.
Март 1917
Ахматова предчувствовала разлуку.
Виктория Дьякова
Продолжение читайте в №3/2019 журнала «Тёмные аллеи»
Посвящённое Анне Ахматовой.
Семь дней любви и вечная разлука.
Светлана Водолей
Анна Ахматова и Борис Анреп.
https://ok.ru/menyakruzhit/topic/66183834711472
Он жил в разных городах и странах, и навсегда покинул Родину, когда тут стало трудно. Он любил многих женщин. Он создавал мозаики, в одной из которой запечатлел ее.
Она любила его, посвящала ему свои стихи. Подарила то, с чем не расставалась никогда, а он нечаянно потерял это. Ею восторгались многие, она была излюбленной моделью для художников. Не покинув Родину, она пережила много горьких минут.
Они оба не были свободны, но тянулись друг к другу. И вначале все было романтично и взаимно. А потом наступили долгие годы разлуки.
Необычность знакомства Анны Ахматовой и Бориса Анрепа была в том, что произошло оно благодаря Николаю Недоброво, которого с Борисом связывала дружба еще с детских лет, а с Анной Николая был некоторое время «интимным другом», любовником, ставшим в последствии близким человеком.
Можно сказать, что Борис узнает Анну из переписки с Николаем, где он, не называя Анну красавицей, говорит о том, что ее облик настолько уникален и завораживает, что достоин быть изображен на холсте и помещен в центр мозаики, где были бы представители мира поэтического слова. Во время, когда судьба сплела дороги двух творцов, Ахматовой и Анрепа, Борис был успешен в общении с женщинами – жизнерадостный, хорошо сложен, высок и в то же время, необыкновенно талантлив и утончен, знаток поэзии и искусства.
Род Анрепа в России начинается с плененного шведа фон Анрепа. И всю свою жизнь он проводит между Россией и Европой, где он тоже жил и творил. Начал свое обучение в России, решив стать юристом, но передумав, уходит в искусство, изучая мозаику в университете Санкт-Петербурга, затем была академия в Париже, Лондон. В 1913 году именно в Лондоне Анреп первый раз выставлял свои работы. Анне на тот момент было 26 лет, она уже известна, опубликовано несколько ее сборников. Одним из предков Ахматовой считается татарский хан Ахмат, благодаря которому и появился псевдоним Анны. Писать стихи начала еще подростком, в дальнейшем продолжив обучение на литературных курсах в Петербурге. В 1910 году становится женой Николая Гумилева. С одобрения мужа своему поэтическому таланту, Анна начинает профессионально писать, издавать сборники стихов, ее слава растет.
С 1913 году Анна ведет Бестужевские курсы, становится музой для художников, ей посвящают стихи. Сборник «Четки», который вышел в 1914 году делает ее известной и узнаваемой. Будучи замужем, Анна не ограничивает своих привязанностей и под мощь ее глубины и яркости натуры попадают известные поэты, художники, композиторы. И происходит встреча двух личностей, талантов, людей, которые сами по себе яркие события на жизненном небосклоне.
Борис очарован Анной, он отмечает ее острый ум, утонченность, его покоряют невероятные стихи. Знакомство происходит перед тем, как ему нужно ехать в армию. Но были командировки и они встречались, продолжая знакомство, которое выливается в настоящие чувства. Встречи их были легки и радостны, оба творческие и увлеченные, они с интересом открывали друг друга. Стихи, разговоры о живописи и поэзии, невероятное притяжение – все это захватило любовником настолько, что они не обращали внимание, что оба не свободны.
В 1916 году в в Царском селе Анна и Борис снова встречаются у общего друга Недоброво. В воспоминаниях, Борис говорит о своем волнении, когда видит свою подругу, музу, и отмечает чувство трепета, которое всегда сопровождает их встречи. В этот вечер Анна дарит ему свое кольцо, «черное кольцо», как называет его Борис. Лишь несколько дней они проводят вместе и перед отъездом Анрепа в Англию, Анна дарит ему сборник своих стихов с пророческой надписью, что его мыслям о возвращении не суждено будет осуществиться.
Только в 1917 году у Бориса появляется возможность посетить Россию. Зная о событиях в стране, он думает только о встрече с Анной. По льду через Неву он идет к ней, на квартиру Срезневского, где Анна в то время жила. И снова встреча, долгие разговоры, Борис показывает ее кольцо, которое, не снимая, носит на цепочке, называя его святыней. В июле 1917 года Борис возвращается в Англию, занимается мозаикой. Однажды цепочка, на которой Борис, как драгоценный талисман, носит кольцо Анны, обрывается, и на время он оставляет его в шкатулке. Оно потом еще долго там остается и Борис, по какой-то причине не носит его, но не забывает, достает, прикасается.
Любовь для творческого человека – это воздух. После знакомства с Борисом, Анна пишет своему сердечному другу пронзительные стихи. Считается, что большая часть произведений Ахматовой посвящена именно Борису Анрепу. Он в свою очередь в мозаике увековечил образ Анны. В ирландском городе Маллингар собор Христа-Владыки украшен мозаичной композицией, в центре которой Святая Анна. По мнению видевших у святой абсолютная схожесть с русской поэтессой Анной Ахматовой.
Пусть голоса органа снова грянут,
Как первая весенняя гроза:
Из-за плеча твоей невесты глянут
Мои полузакрытые глаза.
Семь дней любви, семь грозных лет разлуки,
Война, мятеж, опустошенный дом,
В крови невинной маленькие руки,
Седая прядь над розовым виском.
Прощай, прощай, будь счастлив, друг прекрасный,
Верну тебе твой сладостный обет,
Но берегись твоей подруге страстной
Поведать мой неповторимый бред, –
Затем что он пронижет жгучим ядом
Ваш благостный, ваш радостный союз;
А я иду владеть чудесным садом,
Где шелест трав и восклицанья муз.
«Анна Ахматова. Луна в зените» Александр Мосолов.
Роль- Борис Анреп в молодости.
Борис Анреп. Мозаика судьбы.
https://ok.ru/menyakruzhit/topic/66183834711472
*Семь дней любви и вечная разлука.
https://stihi.ru/2018/07/09/2334
Творения дней обетованных. 1
Светлана Водолей
Анна Ахматова. 1921 год.
Семь дней любви, семь грозных лет разлуки,
Война, мятеж, опустошенный дом,
В крови невинной маленькие руки,
Седая прядь над розовым виском.
Надеюсь, век согласен с этой
формулировкой для Ответа!
Пусть голоса органа снова грянут,
Как первая весенняя гроза:
Из-за плеча твоей невесты глянут
Мои полузакрытые глаза.
Семь дней любви, семь грозных лет разлуки,
Война, мятеж, опустошенный дом,
В крови невинной маленькие руки,
Седая прядь над розовым виском.
Прощай, прощай, будь счастлив, друг прекрасный,
Верну тебе твой сладостный обет,
Но берегись твоей подруге страстной
Поведать мой неповторимый бред, –
Затем что он пронижет жгучим ядом
Ваш благостный, ваш радостный союз;
А я иду владеть чудесным садом,
Где шелест трав и восклицанья муз.
Мятежных войн не выспавшийся пляж,
когда за домом тот же вечный кряж.
Два дня Любви в году, а после Слава
из-за плечей, забытая державой.
И сто речей на розоватом фоне.
Прощай, прощай, мой друг! Ты на перроне
как вечный двигатель притягиваешь прядь
из самых ароматных, чтоб запомнить.
И столько пламени и пепла от Огня,
и столько дум, точащих постепенно.
Но берегись! Подруги этой страсть
в прощальном неухоженном приливе
готова применить иную власть,-
и вот в крови закатной грудь отлива.
Куда-то далеко, в Амфибий плен
уходит то, что было в миг союза.
Мой бред неповторяемый взамен
кровавой книги, где без Тома Круза
всё разрешилось. Свергли города
на набережной, где тебя не будет.
А я довлею этим, навсегда
звуча смычком змеящимся Иегуди.*
Владею Садом, где Эдем не спит.
А нижет сосны смоляным надсадным,
переливаясь в янтари Лилит,
в легчайший шелест трав с твоим приглядом.
Иди. Владей. Наш «радостный союз»
имеет силу жить без всяких правил.
Где смех дубрав под восклицанья Муз,
тебя рыдать заставит, и заставил!
След Блаженства. 3
Светлана Водолей
Душой писала, как летела.
Григорий Болдырев
http://www.stihi.ru/2018/07/10/8213
Саднит оставленная Вишня
с прикормом вишен для Вороны.
И ты под деревом как лишний
с позавчерашним обертоном.
Всё ловишь, ловишь неумело
подсудность Счастья между нами.
Годины смутные как тело,
что загорело под стогами.
На чёрно-белом поле маги
руины судеб зазывают.
А два крыла как змеи-флаги
голубизной одолевают,
извечность Дамы с чёрным сглазом.
Кровавым облаком молитвы
идёт Закат на счастье лазом,
как След Блаженства после битвы!
СтРОКа саднила и слезала
с ветвей сосны смолой янтарной.
И никого не признавала,
вертясь на площади базарной.
Гремя шелками, стиснув зубы
иду как Ида вдоль и мимо.
С прямой спиной кедровой, грубо
и нежно Страстью уловима!
В поисках Утраченного Времени. 4
Светлана Водолей
«Семь дней любви и вечная разлука. »
Светлана Водолей
http://www.stihi.ru/2018/07/09/2334
И то, что было или быть могло,
теперь не устранить неловким взглядом.
Что не сбылось, подспудно нас вело
туда, где Неизменность бьёт каскадом
неуловимых мыслей. Атрибут
тончайших чувств, задействованных встречей!
О, как Она бесстрашна, словно Пруст,*
желающая взглядов как картечи
на поле боя. Где уже ушло
и изменилось в сонм противоречий.
Но солнце как и прежде снизошло
дарить Закат и вечер. Шаль на плечи
так бесподобно царственно слегла,
как будто чувства живы, не остыли.
И жизнь была и есть, почти Игра!
И не на деньги, а на Время, что любило.
*Имеется ввиду роман Марселя Пруста «В поисках утраченного времени».
Поэт обязан быть мятежен! 5
Светлана Водолей
Обида гложет. от чего
Устимов Александр
http://www.stihi.ru/2018/02/11/5868
Поэт обязан быть мятежен,
и как ЛермОнт отягощён
любовным бременем Надежды,-
за это Богом он прощён!
Ещё стихами награжденный,
во искупление Себя,
не преждевременно рожденный,
а вовремя! Себя губя,
Час беса. 6
Светлана Водолей
«Она держала себя,
как экс-королева на буржуазном курорте».
Лидия Гинзбург об Анне Ахматовой.
Пришла в этот мир ниоткуда.
Отрезано пламя Огня.
Язык не смолчит, если чудо
с гримасами выберет Дня
упрочит две стороны Света.
На том и стояли Семь Вёрст
до неба. Срединное Лето!
Июль скалит зубы до слёз.
идти лабиринтом внутрь, дальше.
Для нового площадь стереть,
не зная, без лома и фальши,
над чем теперь стоит корпеть.
Задвину, невзвижу экраны.
В затворе живу, чтоб НЕ ЗНАТЬ.
И не признавая РЕАЛьность,
спешу ВИРТуальность создать.
Но то, что действительно нужно,
я с молниесносностью дня
«величественную неустроенность»*
снесу с увлечением Огня!
13 июля 2018 года. Пятница.
*Аннинский Лев Александрович. Красный век. Эпоха и ее поэты. В 2 книгах.
АННА АХМАТОВА: «…В РОССИЮ ПРИШЛА НИОТКУДА».
От плеча до бедра. 7
Светлана Водолей
Ахматова. Рисунок Модильяни.
Точной хваткой его изваяния,
средь листвы царскосельской, не пуганой,
напророчу весомые Знания,
чтоб не Я колесницею угнана.
Чемодан, перевязанный накрепко
той верёвкой, в ней сняли Цветаеву.
И роскошное платье залатано,
выключателем щёлкнуто, стаяно.
День идёт с прямотой безоружною,
корм насыпан, но птицей не склёвано.
Через лужу ведут, что заплёвана.
Есть рука с пиететом, так нужная!
Изваянностью скорбной к весёлости.
Извращением к тем, кого не было.
Всей своей гениальною полостью
еду срочно сейчас в Домодедово.
Обезвожено бурей пространственной,
хоть бесовской, хоть просто Тринадцатым.
А ты знаешь, в келейно-светлановом
хорошо упиваться и Надсоном. *
*Семён Я;ковлевич Надсон ( 14 (26) декабря 1862, Санкт-Петербург — 19 (31) января 1887, Ялта) — русский поэт.