сегодня день рождения пресвятой богородицы

Когда День Рождения Богородицы?

Спасибо что зашли на наш сайт, перед тем как начать чтение вы можете подписаться на интересную православную mail рассылку, для этого вам необходимо кликнуть по этой ссылке «Подписаться»

сегодня день рождения пресвятой богородицы. Смотреть фото сегодня день рождения пресвятой богородицы. Смотреть картинку сегодня день рождения пресвятой богородицы. Картинка про сегодня день рождения пресвятой богородицы. Фото сегодня день рождения пресвятой богородицы

21 сентября по календарю Григория Православная Церковь отмечает день Рождества Пресвятыя Владычицы нашея Богородицы, и Приснодевы Марии — как он официально именуется. По календарю Юлия эта дата приходится на 8 сентября.

Сие празднование относится к двунадесятым (в переводе с церковнославянского — “двенадцатым”) — одно из двенадцати самых великих отмечаемых в Православии событий, не считая Пасхи — величайшего дня. В перешедших на новый календарный стиль Поместных Православных Церквях этот день отмечается тоже 8 сентября. То есть в них время его празднования относительно придерживающихся прежнего стиля отсчёта времени сдвигается.

Событие праздника

В день Рождения Богородицы Марии Церковь вспоминает рождение Пресвятой Приснодевы от Её святых праведных родителей — Иоакима и Анны.

Первоисточник информации о них и событиях Рождения Небесной Царицы — это протоевангелие от Иакова, которое является апокрифическим, то есть не вошедшим в собрание канонических православных текстов. Источник датируется примерно 200 годом от Христова Рождества. Гипотетически можно допустить вероятность существования других документов со сведениями о сем, которые не сохранились.

Второй источник, который содержит больше информации об этом событии — документ примерно VI века. Он приписывается святому блаженному Иерониму Стридонскому. Однако отсутствуют достаточные основания считать именно его автором, к тому же на сегодня не установлено, что из изложенного в этих источниках есть правда, а что нет.

сегодня день рождения пресвятой богородицы. Смотреть фото сегодня день рождения пресвятой богородицы. Смотреть картинку сегодня день рождения пресвятой богородицы. Картинка про сегодня день рождения пресвятой богородицы. Фото сегодня день рождения пресвятой богородицы

Икона святых праведных Богоотец Иоакима и Анны

Святые праведники Иоаким со Анною во время Рождения Пресвятой Богородицы жили в Ветхозаветный период времени в городе Назарете в Иудее. По вероисповеданию они являлись ветхозаветными иудеями (представителями истинной религии, которая позже переросла в Христианство), по этническому происхождению же — евреями. Святые праведники Иоаким и Анна происходили из рода святого пророка, псалмопевца и царя Давида. Они относились к колену Левииному, роду Ааронову.

Анна была дочерью священника Матфана. В жёны Анну Иоаким взял, когда ему было двадцать годов. Они, согласно источнику шестого столетия, двадцать годов не могли родить детей. В соответствии с распространённой в нынешнее время версией эти святые супруги безчадствовали пятьдесят лет.

Прот. Константин Пархоменко, канд. богословия, утверждает, что информация про пятьдесят лет в древних источниках, в том числе в протоевангелии от Иакова, отсутствует и является додуманной впоследствии.

Однажды Иоакиму по причине их с Анной безчадства книжник храма Рувим не разрешил принести жертву. В Ветхозаветной религии рождение детей было обязательным и было связано с напряжённым ожиданием Христа, которое началось после Божиего обещания этого Еве.

После сего огорчения Иоаким не вернулся к Анне, но ушёл в отдаление от жены и стад. При этом Иоаким не предупредил Анну об уходе. Святая праведная Анна, плача, с сетованием молилась Богу, однако позже, после того, как она увидела на лавровой ветке птичье гнездо, Анна явила смирение и принесла Богу благодарность за случившееся с ней.

Как замечает свящ. Константин Пархоменко, протоевангелие Иакова передаёт несмиренную молитву Анны, в которой отсутствует благодарение Бога. Сегодня принята и отражена в богослужебных текстах версия со смирением. В источнике шестого века Анна во время этой молитвы произносит обет посвящения своего отпрыска Богу в Его святом храме. После обета женщине явился Ангел Господень и сказал, что ребёнок предрешён Богом и будет почитаться во веки веков. Потом Анна укорила служанку за то, что служанка не пришла к ней в её горе. В ответ на это служанка укорила Анну, указав ей на то, что она наказана Богом бесплодием и удалением мужа. Анна, услышав это, горько плакала.

В это время Ангел явился Иоакиму и спросил его о причине невозвращения к супруге. Иоаким ответил, что причина в неплодстве Анны и в том, что ему из-за этого пришлось терпеть поношения в храме.

Он сказал, что он намерен раздать то, чем пользуется Анна, и не возвращаться к ней. Но Ангел поведал о скором утешение: о зачатии Анной Дочери, которая будет пребывать в Божием храме, что на Ней будет Святой Дух. После принесения Иоакимом жертвы Ангел восшёл на Небеса вместе с дымом от жертвоприношения.

Иоаким пал ниц и лежал так от шестого часа до вечера, размышляя о случившемся, уснул. Явившийся во время сна Ангел повелел идти к Анне небыстро, позволяя животным пастись. По прошествии тридцати дней от начала следования Иоакима он явился Анне и велел ей идти к Золотым воротам. Супруги встретились, и после этого Анна зачала и назвала Дочь Марией.

сегодня день рождения пресвятой богородицы. Смотреть фото сегодня день рождения пресвятой богородицы. Смотреть картинку сегодня день рождения пресвятой богородицы. Картинка про сегодня день рождения пресвятой богородицы. Фото сегодня день рождения пресвятой богородицы

История установления даты празднования 21 сентября

Имеется предположение, что официально праздник Дня Рождения Пресвятой Царицы Небесной Богородицы установлен при византийском императоре Маврикии в конце VI — начале VII столетия.

Существует мнение, что текстовому проявлению праздника Рождества Пресвятой Богородицы положили начало гимны Романа Сладкопевца (середина VI века). Предполагают, что празднование имеет начало в Греции, откуда спустя непродолжительное время оно перешло в Рим и на прочие Поместные Православные Церкви.

В западной части империи, которая в 1054 году отпала в католичество, празднование Дня Рождения Пресвятой Небесной Царицы не отмечалось торжественным богослужением до XII-XIII столетия.

сегодня день рождения пресвятой богородицы. Смотреть фото сегодня день рождения пресвятой богородицы. Смотреть картинку сегодня день рождения пресвятой богородицы. Картинка про сегодня день рождения пресвятой богородицы. Фото сегодня день рождения пресвятой богородицы

Прп. Роман Сладкопевец

Особенности богослужения

Богослужение этого праздника содержится в Минее Праздничной, где приведены относящиеся к празднованию:

Кондак праздника Дня Рождения Пресвятой Богородицы совпадает с католическим, что указывает на его древность: он принадлежит к V-VI столетиям.

Что важно сделать и что понять в этот день

Чтобы как следует понять, что означает этот праздник, нужно вникнуть в его богослужебные тексты. При этом необходимо понимать роль Пресвятой Богородицы в деле нашего спасения, чётко осознавая уровень Её святости. Для этого надо быть знакомым с Православным Учением.

сегодня день рождения пресвятой богородицы. Смотреть фото сегодня день рождения пресвятой богородицы. Смотреть картинку сегодня день рождения пресвятой богородицы. Картинка про сегодня день рождения пресвятой богородицы. Фото сегодня день рождения пресвятой богородицы

Рождество Пресвятой Богородицы. Ферапонтов монастырь, Дионисий.

Значение

Значение факта рождения Пресвятой Богородицы очень велико, ведь Бог Своей второй Ипостасию — Богом Сыном (Логосом) вочеловечился через принятие человеческой природы именно от Богородицы Марии. Он сделал это ради нашего спасения — исправления повреждённой грехопадением Евы и Адама человеческой природы.

Самосознающий субъект (говоря современными понятиями) во Христе один, не отделимый от Бога Отца и Бога Духа Святого, как и не сливающийся с Ними, и являющийся с Ними одним единственным препростым Богом в трёх Ипостасях, однако воли во Христе две, от обеих природ.

То есть в день Рождества Пресвятой Богородицы празднуется начало Боговоплощения, приход в бытие его источника с человеческой стороны, ибо в Ней Богу безсеменно, без совокупления с мужем, но единственно нашествием Святого Духа, плоть исткася.

Что нельзя делать

Приводится мнение автора. На основании заповеди о субботе, церковных предписаний и здравого смысла в этот праздник, как и в другие в подобной или большей степени значимые праздники, нельзя, поскольку это будет грехом:

При наличии возможности не стоит отказываться от его богослужебного почтения посредством молитвенного присутствия на всенощном бдении, где и раскрывается праздничный смысл. Не нужно пренебрегать самостоятельными молитвами по праздничным богослужебным текстам, по крайней мере, при непосещении праздничной литургии.

Нельзя специально вопреки празднику поститься, то есть противопоставлять себя Церкви, бросая таким образом вызов.

Приметы, обычаи, традиции

У крестьян существовал обычай связывать праздник Дня Рождения Богородицы с окончанием сельскохозяйственных работ: после него начинался период отдыха, а в сам день проводили посиделки. Кое-где осуществлялись поминки.

сегодня день рождения пресвятой богородицы. Смотреть фото сегодня день рождения пресвятой богородицы. Смотреть картинку сегодня день рождения пресвятой богородицы. Картинка про сегодня день рождения пресвятой богородицы. Фото сегодня день рождения пресвятой богородицы

Иконография

Иконография сего праздничного события предполагает изображение святой праведницы Анны в полулежачем состоянии, маленькой Пресвятой Приснодевы, Которую омывают, и принесение даров по случаю Рождества. Первая фреска о данном празднике датируется девятым веком. Икона праздника Рождества Пресвятой Богородицы аналогична иконе Рождества Христова.

Как мы можем поздравить Пресвятую Богородицу с Днем Рождения?

Мы можем поздравить Пресвятую Богородицу с Днём Рождения и вообще сделать Ей приятное правильной духовной жизнью, которая сопряжена с покаянием. И, конечно же, поздравление и делание приятного можно осуществить богослужением и прочим почтением этого дня, но без искреннего прилагания усилий ко спасению, которое выражается в правильной духовной жизни, простая внешняя, фарисейская, форма не приятна Богу, а значит, и Богородице как ближайшей к Нему по подобию.

Алексей Мартышкин

Источник

О Рождестве Пресвятой Богородицы

Спасибо что зашли на наш сайт, перед тем как начать чтение вы можете подписаться на интересную православную mail рассылку, для этого вам необходимо кликнуть по этой ссылке «Подписаться»

сегодня день рождения пресвятой богородицы. Смотреть фото сегодня день рождения пресвятой богородицы. Смотреть картинку сегодня день рождения пресвятой богородицы. Картинка про сегодня день рождения пресвятой богородицы. Фото сегодня день рождения пресвятой богородицы

В Иерусалиме, неподалеку от ворот, называемых Львиными, храм Рождества Богородицы в монастыре Святой Анны, под которым — пещера. Это уцелевшая до наших дней часть строения, в котором более двух тысячелетий назад появилась на свет Та, Кто привела в мир Спасителя.

История праздника

День Рождения Богородицы

Дата праздника: 21 сентября (8 сентября по старому стилю) отмечают Рождество Пресвятой Богородицы.

В городе Назарете жила праведная, благочестивая семья. Из колена Иудина, рода царя Давида происходил Иоаким, а его жена Анна была дочерью Матфана из рода первосвященника Аарона. Супруги прожили вместе более полувека и были в преклонных годах, но оставались бездетными.

Иоаким и Анна со смирением сносили насмешки и осуждение, которым подвергались за грехи – они, как верили иудеи, и препятствуют появлению детей. Когда первосвященник в Иерусалимском Храме по этой причине не допустил Иоакима принести жертвы, праведник на сорок дней удалился для молитвы в пустыню.

сегодня день рождения пресвятой богородицы. Смотреть фото сегодня день рождения пресвятой богородицы. Смотреть картинку сегодня день рождения пресвятой богородицы. Картинка про сегодня день рождения пресвятой богородицы. Фото сегодня день рождения пресвятой богородицы

Святые праведные Богоотец Иоаким и Анна. Икона зачатия Пресвятой Богородицы.

Праздник Рождества Пресвятой Богородицы на девять месяцев отнесен от другого – Зачатия Пресвятой Богородицы 22 (9) декабря.

Иоакиму и молящейся дома Анне явился ангел. Он утешил супругов вестью, что им будет даровано потомство, моления их услышаны, и что потомство их будет прославлено в мире.

У Золотых ворот встретились Иоаким и Анна, спеша поделиться добрыми вестями. В положенный срок у них родилась дочь. Свое дитя праведные супруги обещали посвятить Богу, Анна дала обет, что девочка не ступит на землю до тех пор, пока не войдет в Храм.

Полезные материалы

Во исполнение обета Иоаким и Анна принесли в Иерусалимский Храм трехлетнюю дочь Марию. Маленькая девочка с легкостью вошла по высоким ступеням и оставалась в Храме вплоть до обручения с праведным Иосифом.

Дева Мария

Имя «Мария» означает «надежда» или «госпожа». Пресвятая Дева стала Надеждой и Госпожой всего человечества, ведь через Неё к нам пришел Христос.

Иоаким и Анна неслучайно именуются «Богоотцы». Сбылись ветхозаветные обетования, что Спаситель будет происходить из рода царя и священника.

Празднование Рождества Пресвятой Богородицы и Приснодевы Марии – таково полное наименование праздника – основано на церковном Предании. О событиях, которым посвящен праздник, мы узнаем из Протоевангелия Иакова (II век) и апокрифа, Евангелия псевдо-Матфея ( IX век).

Возникновение праздника исследователи относят к VII веку, ко времени правления императора Византии Маврикия (ок. 539-602 гг.).

сегодня день рождения пресвятой богородицы. Смотреть фото сегодня день рождения пресвятой богородицы. Смотреть картинку сегодня день рождения пресвятой богородицы. Картинка про сегодня день рождения пресвятой богородицы. Фото сегодня день рождения пресвятой богородицы

Иконография: Рождество Богородицы Датировки: XIX в. Первая треть XIХ века.Происхождение: Из церкви во имя Святой Живоначальной Троицы деревни Улома, Череповецкого уезда Новгородской губернии (ныне Череповецкий район Вологодской области). Материал: Дерево, темпера. Размеры иконы: высота 107 см, ширина 77 см Сюжет разворачивается на фоне сложного архитектурного стаффажа. Под аркой с ионическими колоннами изображена Анна со служанками. Ниже – сцена Омовения Марии. В верхних углах иконы фигуры Иоакима и Анны, которые получают благовестие от ангелов о рождении ребенка. В центре – полуфигура Господа Саваофа в облаках. В левом в нижнем углу расположена сцена встречи Иоакима и Анны у Золотых ворот, в правом – святой Иоаким. Поступила в 1938 году.Реставрация: ВХНРЦ, 1992 г., реставратор – Тимофеев Н.Г.Инв. № 1256/3. © Череповецкое музейное объединение. Литература: Куликова О.В. Древние лики Русского Севера. Из музейного собрания икон XIV-XIX веков города Череповца. М., 2009. Кат. № 115 (Илл. 116).

Символическое значение события для всего человечества

На двунадесятый праздник Рождества Пресвятой Богородицы ликует вся Вселенная. РОдилась Дева, через Которую в мир придет Христос.

В святоотеческих поучениях мы находим толкование великого события. Как через жену, прародительницу Еву, человечество пало и поработилось грехом и смертью, так через Пресвятую Богородицу происходит Боговоплощение, и человечество спасено от вечной смерти.

Но спасение и Боговоплощение было бы невозможно без простых слов, сказанных юной Приснодевой Марией:

Икона Рождества Богородицы

сегодня день рождения пресвятой богородицы. Смотреть фото сегодня день рождения пресвятой богородицы. Смотреть картинку сегодня день рождения пресвятой богородицы. Картинка про сегодня день рождения пресвятой богородицы. Фото сегодня день рождения пресвятой богородицы

Рождество Пресвятой Богородицы. Ферапонтов монастырь, Дионисий.

До наших дней дошла фреска в Ферапонтовом монастыре, на которой в начале XVI века знаменитый иконописец Дионисий запечатлел праведных Иоакима и Анну с девой Марией.

сегодня день рождения пресвятой богородицы. Смотреть фото сегодня день рождения пресвятой богородицы. Смотреть картинку сегодня день рождения пресвятой богородицы. Картинка про сегодня день рождения пресвятой богородицы. Фото сегодня день рождения пресвятой богородицы

Традиционная иконография праздника относится к позднему времени – в IX веке появились первые изображения: Анна на ложе, девы, омывающие младенца Марию, дары, которые принесли Анне. Но ранних изображений праздника дошло до наших дней крайне мало. Это связано с иконоборческой ересью VIII – начала IX веков, когда создание икон прекратилось, а уже написанные были уничтожены.

Позднее икона становится житийной – добавляются клейма с различными событиями из жизни благочестивых Богоотец.

сегодня день рождения пресвятой богородицы. Смотреть фото сегодня день рождения пресвятой богородицы. Смотреть картинку сегодня день рождения пресвятой богородицы. Картинка про сегодня день рождения пресвятой богородицы. Фото сегодня день рождения пресвятой богородицы

Праведный Иоаким только в XIII веке появляется на иконах Рождества Пресвятой Богородицы. Это объясняется строгими запретами иудаизма. Мужчина не мог войти на женскую половину дома в момент появления ребенка. Поэтому Иоаким изображен то заглядывающим в окно, то стоящим в дверном проеме. На более поздних иконах праведный Иоаким уже находится рядом с Анной.

Иногда на иконах можно видеть фонтан или источник. Из него пьют птицы и их птенцы. Это символическое осмысление иконописцем важной роли не только рождения, но и воспитания родителями Приснодевы Марии.

Приметы. Обычаи. Обряды. Что нельзя делать 21 сентября в День Рождения Богоматери?

Этот день в народе отмечен различными традициями. Первый месяц осени, в каком отмечается Рождество Божией Матери – щедрое время после уборки урожая. Если в селах были выстроены храмы в честь Рождества пресвятой Богородицы, то на ярмарки в честь праздника съезжались жители со всей округи.

Что нельзя делать в праздничный день:

С праздником связаны и народные приметы:

Женщины обращались с молитвами к Богоматери, прося даровать им детей, которые стали бы радостью родителям.

Особенности богослужения

Само Рождество Богородицы предваряют предпразднство и четыре дня попразднства.

В паремиях раскрывается смысл события и его значение для всего человечества. Иакову в пустыне видится во сне лестница, ангелы восходят по ней, и сам Господь дает обещание: «благословятся в тебе и в семени твоем все племена земные» (Быт. XXVIII, 10–17). Во второй — Ту, Кому посвящен праздник, пророк Иезекииль называет вратами спасения (Иез. XLIII, 27; XLIV, 1–4). Последняя из паремий именует Её «Домом, преуготованном Премудростью» (Притч. IX, 1–11).

События праздника нашли отражение в творениях христианских авторов:

Служба Рождества Пресвятой Богородицы сложилась уже к XI веку.

Есть ли пост в этот день?

21 сентября – в день, когда празднуется Рождество Пресвятой Богородицы, по православному календарю поста нет. Однако, если эта дата выпадает на среду или пятницу, то верующим разрешается кушать рыбные блюда.

Тропарь. Кондак. Молитва

Тропарь праздника, глас 4:

Кондак праздника, глас 4:

«Иоаким и Анна поношения безчадства, и Адам и Ева от тли смертныя свободистася, Пречистая,/ во святем рождестве Твоем. /То празднуют и людие Твои, вины прегрешений избавльшеся, внегда звати Ти: неплоды раждает Богородицу и Питательницу жизни нашея».

Песнь Пресвятой Богородицы

«Величит душа Моя Господа, и возрадовался дух Мой о Боге, Спасителе Моём, что призрел Он на смирение Рабы Своей, ибо отныне будут ублажать Меня все роды; что сотворил Мне величие Сильный, и свято имя Его; и милость Его в роды родов к боящимся Его; явил силу мышцы Своей; рассеял надменных помышлениями сердца их; низложил сильных с престолов, и вознёс смиренных; алчущих исполнил благ, и богатящихся отпустил ни с чем; воспринял Израиля, отрока Своего, воспомянув милость, как говорил отцам нашим, к Аврааму и семени его до века».

Величание

Велича́ем Тя, Пресвята́я Де́во, и чти́м святы́х Твои́х роди́телей, и всесла́вное сла́вим рождество́ Твое́.

Этот праздник – «день всемирной радости» (св. Иоанн Дамаскин). Пресвятая Богородица и Приснодева Мария — заступница всех, кто просит Богоматерь о помощи.

Источник

Рождество Пресвятой Богородицы

Событие праздника и его эортологическая динамика

С точки зрения вероучения, рождение Пресвятой Богородицы, Матери Иисуса Христа, не было событием случайным и обычным, ибо Ей была отведена важная роль в осуществлении Божественного плана спасения человечества. О Ее рождении еще задолго до этого события содержится много предсказаний в ветхозаветных пророчествах и прообразах (чудесное произрастание; рождение Эммануила (Богочеловека) от Девы; врата, чрез которые пройдет Господь, но врата те останутся по-прежнему закрыты и проч. См.: Ис. 7: 14; Иез. 44: 1–3 и др.).

В Новом Завете содержатся крайне скудные сведения о земной жизни Пресвятой Богородицы. Сведения о событии праздника можно найти в апокрифе II века – Протоевангелии Иакова. Оно повествует о скорби благочестивой иудейской четы в Назарете – Иоакима и Анны, которым Господь не дал потомства. А бесплодие считалось знаком гнева Божия (см., напр.: Ос. 9: 14; Иер. 29: 32). Каждый ветхозаветный праведник питал в душе надежду, что если не от него, то от его потомства произойдет Мессия и что если не он сам, то его потомки будут участниками славного мессианского царства. И Иоакиму и Анне нередко приходилось терпеть обиды, пренебрежение и упреки от своих соотечественников.

Во время одного из великих еврейских праздников, когда Иоаким пришел в Иерусалимский храм, чтобы принести по закону Моисееву сугубую жертву Господу, первосвященник Иссахар отклонил дары и сказал: «Не должно принимать от тебя дары, потому что ты не имеешь детей, а следовательно, и благословения Божия»[1]. Убитый стыдом и печалью, Иоаким не пошел домой, а скрылся в горах, где пастухи сторожили его стадо. Анна осталась в одиночестве. Она ходила по саду и плакала.

И тогда явился в саду ангел Господень: «Анна! Бог услышал молитву твою: ты зачнешь и родишь Дщерь Преблагословенную; через Нее будет славен во всем мире род твой»[2]. Такое же видение было и Иоакиму. Он поспешил домой, обещав принести в жертву десять овец, двенадцать тельцов и сто козлов. Анна была у дверей дома и увидела Иоакима, шедшего со стадами своими, и она побежала и пала на его грудь. После встречи праведные Иоаким и Анна дали обет, что если Господь дарует им дитя, то они посвятят его Богу и, как было тогда заведено, отдадут его в храм для служения до совершеннолетия. И действительно, в свой срок, 8 сентября, у них родилась Дочь. Они назвали Ее Мариею, что в переводе с еврейского означает «госпожа и надежда».

Начиная анализ установления рассматриваемого празднования, необходимо вспомнить о том, что Богородичные праздники появляются позднее Господских.

Первые упоминания о праздновании Рождества Пресвятой Богородицы встречаются на Востоке в V веке – в словах Прокла, патриарха Константинопольского (439–446), а на Западе – в сакраментарии папы Геласия (492–496). Но эти свидетельства не имеют полной достоверности. Подлинность слов Прокла оспаривается, а древнейшие списки указанного требника появляются поздно – не ранее VIII века.

В сирийском месяцеслове 412 года не зафиксирован не только праздник Рождества Богородицы, но и ни один из Богородичных праздников (из Господских перечислены только Рождество Христово и Крещение). Под датой 8 сентября здесь стоит следующая память: «Пресвитер Фавст и Аммоний и 20 других мучеников».

Праздник Рождества Богородицы возник, по-видимому, в Греческой Церкви и скоро после этого появился в Риме, распространяясь на дочерние Церкви.

Знаменательно, что празднество совершается и иаковитами, и несторианами, которые называют его Рождеством Владычицы Марии. Происходит это, как правило, 8 сентября, хотя в некоторых древних коптских месяцесловах он датируется 26 апреля. Подобный эортологический параллелизм служит признаком того, что праздник появился в Восточной Церкви до отделения от нее многих еретических течений, то есть в V столетии.

Для святого Андрея Критского, составившего на праздник два слова и канон (около 712 г.), Рождество Богородицы является праздником большой торжественности. В каноне он говорит, что в этот день должны «ликовствовать вся тварь», «веселиться небо и радоваться земля», «дерзать и играть безчадныя и неплоды».

Помечен праздник в Иерусалимском канонаре VII века, по грузинской версии – с явными отличиями от других дней. Праздник поименован в праздничном Евангелии, которое подарено Синайскому монастырю императором Феодосием III (715–717).

В западных месяцесловах праздник впервые упоминается в римском псевдо-Иеронимовом мартирологе VII столетия.

На Западе, должно быть, примерно в это же время выдвинута версия, связанная с датировкой рассматриваемого праздника – 8 сентября. Один благочестивый человек несколько лет подряд в ночь накануне слышал с неба праздничное пение ангелов. На вопрос о причине ему было открыто, что ангелы веселятся, так как в эту ночь родилась Дева Мария. Узнав об этом, папа тотчас распорядился, чтобы, по примеру небожителей, и на земле праздновалось рождение Святой Девы[3].

Несмотря на упоминания о Рождестве Богородицы в латинских источниках VII столетия, праздник не был там распространен и долгое время вплоть до XII–XIII веков не имел торжественной службы. Лишь на Лионском Соборе 1245 года папа Иннокентий IV сделал октаву праздника обязательной для всей Западной Церкви, а папа Григорий XI (1370–1378) установил для праздника бдение с постом и особую службу литургии.

Праздник в православном богослужении

Синайский канонарь важен для исторической литургики тем, что в нем для указанного празднования даны паремии, тропарь, апостол, Евангелие и причастен, идентичные современным.

Анализируя отдельные редакции Студийского типикона (Евергетидского, Гроттофератского монастырей и некоторых других), который применялся в обителях и, возможно, в приходских храмах Византии в IX–XII столетий и был воспринят на Руси X–XIV веков, можно обнаружить следующие особенности, отличающие их от нынешнего устава: на «Господи, воззвах» кодифицированы три современные стихиры на шесть; лития на вечерне отсутствует; стихиры на стиховне: первая – синхронная, вторая – стоит на месте современной третьей, а третья – на месте четвертой; «Слава и ныне», глас 2 подобен «Доме Евфрафов». На утрене после Евангелия, как и в другие праздники, положен прокимен «В нощех воздежите руки вашя». Каноны пелись так: в первом каноне в первой, третьей, четвертой и шестой песнях ирмосы по единожды, стихи – по дважды; в пятой, седьмой, восьмой и девятой песнях – и ирмос, и стихи по дважды, поскольку в первых песнях было по три стиха, а в последних – по два. Во втором каноне ирмос и стихи предписаны по единожды. На Хвалитех следовали нынешние три стихиры по дважды. На утрене полагались всегда и стиховные стихиры: в этот праздник стиховны утрени (глас 2) подобен «Доме Евфрафов»[4].

При подобном же сопоставлении синхронного положения с древнейшими списками Иерусалимского устава, на который в XII–XIII веках перешла Греческая, в XIV веке – южнославянские, в конце XIV – начале XV столетий – Русская Православная Церкви, можно найти следующие диахронические изменения: на «Господи, воззвах» повторяются две первые стихиры; из канонов второй одни рукописи указывают петь на шесть и только тропари (без ирмоса), другие, главным образом славянские, предписывают петь его ирмос и тропари по единожды; ексапостиларий праздника – дважды; на литургии на Блаженных полагаются песни только из первого канона.

В настоящее время Рождество Пресвятой Богородицы, которое до сих пор отмечается Церковью 8 сентября, имеет один день предпразнства (7 сентября) и четыре дня попразднства, а также отдание (12 сентября).

Святоотеческая экзегеза праздника

Событие праздника Рождества Пресвятой Богородицы заставляло святых отцов задавать вопрос: почему Богоматерь, Корень жизни, родилась от неплодной?

Ответ, который приводится в многочисленных праздничных гомилиях, поражающих, с одной стороны, строгостью богословской мысли, а с другой – вдохновляющих своими красочными описаниями, совершенно ясен: «Потому что чудесами должно было предуготовить путь к единственной новости под солнцем, главнейшему из чудес, и постепенно восходить от меньшего к большему. Впрочем, я знаю и другую причину этого, гораздо возвышеннее и божественнее, именно: природа уступает могуществу благодати и, объятая трепетом, останавливается, не смея идти далее. Так как Дева Богородица долженствовала родиться от Анны, то природа не дерзала предупредить семени благодати, но оставалась бесплодною, доколе благодать не произрастила плода. Надлежало родиться первородной, чтобы родить Перворожденного всей твари, в Немже вся состоятся» (преподобный Иоанн Дамаскин)[5].

И, конечно, святые отцы неустанно прославляют высшую степень приближения Божества к благодатному единению с человечеством в лице предызбранной Девы, рожденной по обетованию Божию: «Сегодня приготовлена на земле поразительная Книга, не начертания слов, но могущая носить Самое Живущее Слово; и слово, не в воздухе носящееся, но – Небесное; не обреченное на исчезновение, но – внемлющих Ему похищающее от гибели; не от движения человеческого языка, но – от Бога Отца превечно рождающееся. Сегодня видима бывает Одушевленная и Нерукотворенная Божия Скиния и Словесный и Духовный Кивот воистину нам “посланнаго с небес Хлеба жизни” (см.: Ин. 6: 32–33)… Сегодня произрос предсказанный в пророчестве (см.: Ис. 11: 2) “Жезл из Корене Иессеова”, от Которого “Цвет изыдет”; Цвет, не подверженный завяданию, но и наше естество – увядшее и посему лишившееся неувядающего места наслаждения – снова призывающий и возводящий к цветению, и дарующий ему вечное цветение, и возводящий на небо, и вводящий в рай; Жезл же – при помощи Которого Великий Пастырь управил словесную паству на вечные пастбища; Жезл – опершись на Который наше естество, сложив с себя древнейшую дряхлость и немощь, легко шествует на небо, оставляя землю внизу для тех, которые склонились долу, как лишенные опоры» (святитель Григорий Палама).

В «Слове на Рождество Пресвятой Богородицы» преподобный Андрей Критский также говорит: «Служа пределом закону и прообразованиям, он (праздник Рождества Богородицы. – Г.Б.) вместе служит дверью к благодати и истине. Возвещая славу девства, настоящий богоблагодатный день предлагает всей твари общую радость. Дерзайте, говорит он, се праздник Рождества Девы, и с ним обновление человеческого рода. Дева рождается и готовится быть Материю Царя всех – Бога. Дева становится посредницею между величием Божества и ничтожеством плоти».

Именно поэтому весь человеческий род должен благолепно и многоголосо, всей душой, сердцем и помышлением прославлять Рождество Богородицы: «Итак, счастлив и преблажен человеческий род, от корня которого произошел столь святой и благодатный плод… Обозрите чудесные дела всемогущего Божественного Промысла, как мудро он извлекает лекарство из того самого, из чего рождаются болезни. Какая радость видеть сегодня рождение Девы – изменение несчастного нашего состояния! Видеть, что отверзаются перед нами врата, которые заключило преслушание! Что нам даруется благодать для достижения того блаженства, которого лишало нас коварство диавола! Какая слава для нас возвыситься до того, чтобы войти в близость с Самой Пресущественной Троицей, дав Отцу Дщерь, Сыну – Матерь и Святому Духу – Невесту! Поистине я дерзаю сказать, мы вынудили Бога быть милостивым и имеем теперь в лице Марии прекрасное ограждение, чтобы далеко отражать от нас стрелы угрожающего гнева» (святитель Илия Минятий).

Праздник в дохалкидонской и западной традициях

Католическое Рождество Пресвятой Богородицы при этом имеет, как все великие праздники, восьмидневное попразднство (octava).

Нужно сказать, что вообще по составу и композиции богослужение Римо-Католической Церкви значительно отличается от православного. Преобладающее место в нем занимают псалмы, а затем чтения библейские и святоотеческие (стоит оговориться, что праздник Рождества Пресвятой Богородицы специальных гимнов не имеет, извлекая их из общей Богородичной службы)[6].

Те и другие предваряются и заключаются отдельными стихами, частью из псалмов и вообще из Библии, применимыми к празднуемому событию. Среди них встречаются стихи и не из Библии, а составленные разными церковными писателями. Данные гимнографические произведения, сопровождающие и псалмы, и чтения, похожие на прокимны православной службы и называемые антифонами («около псалмов») и респонсориями («около чтений») и составляют главный праздничный певческий материал богослужения.

На каждой из главнейших служб – вечерне и утрене (которая делится на ночную службу – nocturnum и утреню в собственном смысле, называемую ad laudes – хвалитны) – празднику также посвящены один-два гимна, соответствующие стихирам.

Кроме того, о праздновании говорят имеющиеся в каждой службе (большей частью по одной) краткие молитвы.

Конечно, имеются и приспособленные к празднику чтения (lectiones). Это сравнительно большие, положенные на утрене (в количестве девяти) и на литургии (из Апостола и Евангелия) отрывки, которые сопровождены стихами, аналогичными прокимну и аллилуарию (graduale и sequentia), а также фрагменты из гомилий святых отцов. На Рождество Богоматери предписаны на утрене первое, второе и третье чтения из первой главы Песни песней; четвертое, пятое, шестое – из слова блаженного Августина; седьмое и восьмое – из комментария блаженного Иеронима на Мф. 1: 1–16, читаемое за литургией; девятое – о мученике Адриане.

На литургии, где «Рождество Марии похваляется из перспективы Ее Богоматеринства и тем самым Рождества Христова»[7], вместо Апостола устанавливаются Притч. 8: 22–35 и уже указанный евангельский фрагмент.

Кроме того, имеются еще – по одному – краткие чтения (capitula) из одного-двух библейских стихов. В рассматриваемом случае они таковы: на вечерне, в конце утрени и на третьем часе – Сир. 24: 10; на шестом часе – Сир. 24: 11–13 («Прежде века от начала Он произвел Меня, и Я не скончаюсь во веки», «Я служила пред Ним во святой скинии и так утвердилась в Сионе, Он дал Мне также покой в возлюбленном городе и в Иерусалиме – власть Моя. И укоренилась Я в прославленном народе, в наследственном уделе Господа»).

Иконография праздника

Образность не является при этом только передачей богословско-литургического содержания праздника, но содержит чрезвычайно субъективные детали, в том числе и бытовые.

Исследователи отмечают, что артефакты доиконоборческого периода (VIII в.) не сохранились, и наиболее древние иконы и фрески относят к X–XI столетиям.

Однако устойчивая имеющая широко распространение изобразительная тематика и композиция косвенно свидетельствуют о том, что иконография Рождества Пресвятой Богородицы существует с ранних времен.

Из древнейших сохранившихся изображений праздника Рождества Богородицы наиболее известными являются фрески Рождества Богородицы в церкви Иоакима и Анны в Сербском монастыре Студеница (1304), Киевского Софийского собора (первая половина XI в.), росписи Преображенского собора псковского Мирожского монастыря (XII в.).

На иконографии ранних изводов праведная Анна полулежит или сидит на высоком ложе (принятый тип рождества без страданий), ее изображение крупнее других; ей предстоят жены с дарами, перед ней находится повивальная бабка и служанки, омывающие Богоотроковицу в купели или уже подносящие Ее матери, нередко присутствует и Дева Мария в колыбели.

На иконах более позднего времени изображается и праведный Иоаким. Иконы содержат больше подробностей: стол с принесенными дарами и угощениями, водоем, птицы.

Большой интерес для эортологической истории представляют клейма, фабула и архитектоника которых характеризуются самостоятельностью. Основные сюжетные линии исчерпывают событийные вехи: праведный Иоаким приносит свою жертву в Иерусалимский храм; первосвященник отказывается принять жертву у бесчадного как имеющего тайные грехи или пороки; Иоаким укоряет Анну (встречается нечасто); плач Иоакима в пустыне; плач Анны в саду; моление Иоакима и Анны; благовестие Иоакиму и Анне; встреча супругов у Золотых ворот Иерусалимского храма; беседа Иоакима и Анны; собственно Рождество Богородицы; ласкание Девы Марии (Иоаким и Анна сидят рядом, придерживая Новорожденную).

21 сентября 2009 г.

[1] Скабалланович М.Н. Рождество Пресвятой Богородицы. Киев, 2004. С. 14.

[4] См. подробнее: Скабалланович М.Н. Рождество Пресвятой Богородицы. С. 44–47; Бернацкий М.М. История праздника Рождества Пресвятой Богородицы // http://www.patriarchia.ru/db/text/40778.html

[5] Здесь и далее цит. по: Скабалланович М.Н. Рождество Пресвятой Богородицы. С. 149–151.

[7] Кунцлер М. Литургия Церкви. М., 2001. Кн. 3. С. 224.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *