сегодня день моряка подводника
День моряка-подводника в России
Первое соединение России — бригада подводных лодок — было сформировано в 1911 году (Фото: Meoita, Shutterstock)
Ежегодно 19 марта в России отмечается День моряка-подводника — профессиональный праздник военнослужащих и гражданского персонала подводных сил Военно-Морского Флота Российской Федерации, установленный Главкомом ВМФ РФ в 1996 году.
В 1906 году по указу императора Николая II в классификацию судов военного флота был включен новый разряд кораблей — подводные лодки. Этим же указом в состав Российского флота были включены 10 подводных лодок. Первая из них — «Дельфин» — была построена на Балтийском заводе в 1904 году.
Русско-японская война (1904-1905) стала первой в мировой истории войной, в которой принял участие еще официально не признанный, но уже заставивший противника дрогнуть, новый класс военных кораблей — подводные лодки.
Первое соединение России — бригада подводных лодок — было сформировано в 1911 году в составе Балтийского флота и базировалось в Либаве. Бригада включала в себя 11 подводных лодок, плавучие базы «Европа» и «Хабаровск».
В Первую мировую войну в 1914-1918 годах подводные лодки широко применялись для борьбы на морских коммуникациях. А к концу войны подлодки окончательно сформировались в самостоятельный род сил ВМФ, способный решать как тактические, так и некоторые оперативные задачи.
За период с 1930 по 1939 год для флота СССР было построено более 20 больших, 80 средних, 60 малых подводных лодок и 20 подводных минных заградителей. К началу Великой Отечественной войны в составе четырех флотов имелось 212 подводных лодок.
Переломным этапом в истории советского Морфлота явилось внедрение на подводные лодки в 1950-е годы ядерных энергетических установок. Благодаря этому они получили практически неограниченную автономность плавания.
Уже к 1961 году российский флот имел 9 атомных лодок — 4 ракетных и 5 торпедных. А всего Советский Союз построил 243 атомные подводные лодки различных классов и, с учетом царской России, свыше 1000 дизельных подводных лодок. Кстати, первая в мире атомная подводная лодка сошла с верфи Гротона (штат Коннектикут) 21 января 1954 года.
Сами подводные силы, как род сил ВМФ РФ, включающий атомные ракетные подводные лодки стратегического назначения, атомные многоцелевые подводные лодки и дизель-электрические (неатомные) подводные лодки, являются ударной силой флота, способной контролировать просторы Мирового океана, скрытно и быстро развертываться на нужных направлениях и наносить неожиданные мощные удары из глубины океана по морским и континентальным целям.
Но современный подводный флот России — это не только передовые конструкторские решения и технологии в области кораблестроения, но и высокопрофессиональные специалисты-подводники, знающие и гордящиеся своей профессией. Традиционно в свой праздник — День моряка-подводника — они получают поздравления от командования, а особо отличившиеся моряки подводных сил награждаются государственными наградами, памятными подарками и благодарностями. Также в этот день проводятся торжественные праздничные мероприятия и концерты.
Другие праздники в разделе «Праздники России»
День моряка-подводника. Как начинался русский подводный флот
19 марта Россия отмечает День моряка-подводника. Это профессиональный праздник военнослужащих подводных сил ВМФ России, а также гражданского персонала и всех, кто имеет отношение к подводному флоту.
В наше время подводный флот остается одним из самых важных инструментов обороны нашей страны, неотъемлемым компонентом ядерного щита. Подводники – элита российского флота, сложнейшая и почетнейшая военно-морская профессия. Между тем, еще чуть более 100 лет назад подводный флот только делал в России свои первые шаги. В память о событиях тех лет и была выбрана дата 19 марта для празднования Дня моряка – подводника. С этой датой связано эпохальное событие в истории российского военно-морского флота.
19 марта (по старому стилю 6 марта) 1906 года, 112 лет назад, император Николай II включил в классификацию судов российского императорского военного флота новый вид судов – подводные лодки. Приказ о включении подводных лодок в состав флота подписал тогдашний морской министр вице-адмирал Алексей Алексеевич Бирилев. Так началась официальная история российского подводного флота, хотя на самом деле о возможностях применения подводных кораблей в России задумались гораздо раньше.
Еще в 1718 г. плотник Ефим Никонов подал челобитную Петру I с предложением о строительстве «потаенного судна», которое могло бы внезапно атаковать корабли противника. Петру I идея Никонова понравилась и он даже вызвал талантливого мастерового в Петербург, где на верфи приступили к постройке судна. Однако, со смертью Петра разработки прекратились.
Вернулись к теме подводной лодки в России лишь в 1834 году, когда на Александровском литейном заводе по проекту военного инженера генерал-адъютанта Карла Шильдера была построена подводная лодка, вооруженная специальными установками для запуска ракет. Передвигалась лодка с помощью четырех гребков, расположенных попарно на каждом борту лодки, а приводились в действие гребки усилиями матросов-гребцов. Однако, скорость подводного хода лодки не превышала полукилометра в час. Шильдер планировал перевести гребки на электрическое движение, но тогдашний уровень развития технологий еще не позволял реализовать эту задумку. В итоге, в 1841 году испытания лодки и работы по ее совершенствованию были прекращены, а дата создания в России подводного флота опять отдалилась.
Тем не менее, именно в Российской империи впервые в мире было налажено серийное производство подводных лодок. У его истоков стоял русский инженер и конструктор польского происхождения Степан Карлович Джевецкий. Выходец из богатой и знатной семьи, Джевецкий получил техническое образование в Париже, где познакомился и близко дружил с Гюставом Эйфелем, прославленным автором Эйфелевой башни. Обширные знания Джевецкого привлекли внимание великого князя Константина Николаевича – российского наместника в Царстве Польском, который предложил Степану Карловичу устроиться на службу в Морской технический комитет в Санкт-Петербурге. Во время Русско-турецкой войны 1877-1878 гг. Джевецкий добровольно пошел на Черноморский флот – простым матросом, участвовал в бою парохода «Веста» с турецким броненосцем «Фехти-Булленд», за храбрость получил Георгиевский крест.
После демобилизации Джевецкий жил в Одессе, где и сконструировал первую подводную лодку, построенную на местной верфи на деньги мецената Феодора Родоконаки. Вторая подводная лодка была построена по проекту Джевецкого в 1879 году уже в Санкт-Петербурге, а испытали ее 29 января 1880 года на Серебряном озере в Гатчине, в присутствии наследника престола великого князя Александра Александровича. Наследник престола был в восторге и вскоре последовал заказ на производство целой серии подводных лодок, которые должны были обеспечивать безопасность российских крепостей. В 1881 году лодки построили и распределили по крепостным гарнизонам, но в бою их так и не применили. Низкая эффективность подводных лодок Джевецкого привела к тому, что в 1886 году их сняли с вооружения и более не производили.
Следующей серьезной вехой в истории российского подводного флота стала постройка подводной лодки «Дельфин» в 1900-1904 гг. Главным конструктором «Дельфина» был русский инженер Иван Григорьевич Бубнов, в 1903 – 1904 гг. руководивший кораблестроительной чертежной Морского технического комитета. В марте 1902 года «миноносец №113» был зачислен в списки флота под названием «миноносец № 150». В октябре 1903 года его зачислили в состав Балтийского флота, в 1904 году перебросили на Дальний Восток – для участия в Русско-японской войне, а 28 февраля 1905 года подводная лодка «Дельфин» под командованием Георгия Завойко впервые вышла в море.
24 мая 1904 года Российская империя подписала контракт о строительстве для нужд российского военного флота трех подводных лодок типа «Е» («Карп»), изготовленных на судостроительной верфи Фридриха Круппа в Киле (Германия). Поскольку Крупп обещал подарить России в случае заключения контракта свою первую подводную лодку, 7 июня 1904 года подводная лодка «Форель» по железной дороге была перевезена в Россию. Ее сопровождали немецкие офицеры, которые должны были обучить русский экипаж. В России на лодку были установлены два торпедных аппарата, подготовлен экипаж, после чего лодка была зачислена в состав флота как миноносец «Форель» и 25 августа 1904 года переброшена по железной дороге на Дальний Восток, где вошла в состав Сибирской военной флотилии. «Форель» стала первой настоящей и полноценной подводной лодкой русского флота на Тихом океане.
Еще две подводные лодки Российская империя приобрела в США. Так, 31 мая 1904 года была приобретена лодка «Фултон», построенная по проекту Holland-VIIR Джона Филипа Голланда. В составе российского флота она получила имя «Сом». 18 июня 1904 года в состав российского флота была принята американская подводная лодка «Протектор», получившая в России новое имя «Осетр». Подводная лодка «Сом» дала начало целой серии российских подводных лодок. На Дальнем Востоке из шести подводных лодок был сформирован отряд миноносцев.
Естественно, что появление в Российской империи своего подводного флота потребовало от морского командования и принятия соответствующих мер по подготовке личного состава. В первую очередь, требовалось подготовить командиров и офицеров подводных лодок. Уже 29 мая 1906 года на военно-морской базе в Либаве был создан Учебный отряд подводного плавания. Его командиром был назначен контр-адмирал Эдуард Николаевич Щенснович – один из «отцов-основателей» подводного плавания и минного дела в российском военно-морском флоте.
Выпускник Морского училища, контр-адмирал Щенснович прошел путь от минного офицера канонерской лодки до командира броненосца, а затем и младшего флагмана Балтийского флота. Во время Русско-японской войны капитан 1 ранга Эдуард Щенснович, командовавший тогда броненосцем «Ретвизан», был тяжело ранен, после чего вернулся на Балтийский флот. Именно ему Николай II и Морское ведомство доверили возглавить необычное и очень важное направление – создание и укрепление российского подводного флота. Именно по инициативе Щенсновича, в Либаве была создана первая в Российской империи полноценная база для подводных лодок, построен специальный бассейн, который мог вместить до 20 подводных лодок. Огромный вклад внес контр-адмирал Щенснович и в разработку «Правил плавания в подводном флоте и отбора людей для службы на подводных лодках», в систему дополнительного образования морских офицеров, готовившихся в Учебном отряде для службы на подводных лодках.
Первый выпуск офицеров подводного плавания состоялся в 1907 году – российский флот получил 68 дипломированных специалистов – подводников. Только в течение 1907-1909 гг. учебный отряд в Либаве выпустил 103 офицера и 525 специалистов нижних чинов для российских подводных лодок. Интересно, что в 1906-1911 гг. обучение в Либавском отряде прошли и 12 морских врачей, которые также получили специальность офицеров подводного плавания. От врачей, помимо наличия профильного медицинского образования, требовался опыт службы на корабле врачом и двухмесячный опыт плавания на подводной лодке во время учебы. Как видим, к обучению подводников в Либаве подходили достаточно основательно.
Для российских моряков первое время подводные лодки были чем-то диковинным, но это скорее пробуждало у офицеров и унтер-офицеров интерес к профессии подводника. В те далекие годы служба подводников была очень тяжелой, не шедшей ни в какое сравнение со службой на обычном корабле. Технические особенности тогдашних подводных лодок не могли обеспечить комфортное несение службы, но это не пугало героических моряков, стремившихся попробовать себя в профессии подводника. Офицеры подводной лодки во время плавания спали в небольшой кают-компании, а нижние чины – прямо на рундуках для хранения мин.
25 февраля 1911 года была создана первая в российской истории бригада подводных лодок в составе двух дивизионов, а возглавил бригаду контр-адмирал Павел Павлович Левицкий, сменивший контр-адмирала Эдуарда Щенсновича на посту командира Учебного отряда подводного плавания в Либаве. Левицкий был потомственным моряком, всю жизнь прослужил на флоте, участвовал в Русско-японской войне в должности командира крейсера, а затем командовал Учебным отрядом подводного плавания.
Темпы создания отечественных подводных лодок активизировались перед Первой мировой войной. Так, уже в 1912 году на Балтийском судостроительном заводе была выпущена дизельная подводная лодка «Барс», вооруженная 12 торпедными аппаратами, 2 артиллерийскими орудиями и 1 пулеметом. После начала войны, в 1915 и 1916 гг., на вооружение Балтийского флота поступили 7 подводных лодок типа «Барс» и 5 подводных лодок «Американский Голланд», которые были приобретены в США, но собраны уже на российской верфи. В годы Первой мировой войны подводный флот уже полноценно применялся. Так, перечисленные лодки совершили 78 боевых походов, потопив 2 крейсера и 16 транспортных судов противника.
В то же время, вряд ли подводный флот мог похвастать в Российской империи особой любовью со стороны адмиралов и Морского ведомства. Воспитанные «старой школой» российские адмиралы в большинстве своем благоволили к крейсерам и броненосцам надводного флота, считая, что они куда больше заслуживают внимания, чем неказистые подводные лодки. Важность подводного флота понимали и признавали немногочисленные подвижники вроде контр-адмирала Щенсновича, но таких офицеров было в морском командовании не так много. Лишь Первая мировая война, давшая подводникам возможность действительно показать, на что способны подводные лодки и какую роль они будут играть в современной морской войне, способствовала изменению отношения к подводному флоту со стороны морского командования. Однако, в 1917 году произошли Февральская, а затем и Октябрьская революции, серьезно отразившиеся на положении российского флота и на отечественном судостроении.
Именно в советский период происходило стремительное и быстрое развитие отечественного подводного флота, благодаря которому и современная Россия в настоящее время является одной из крупнейших подводных держав мира. Все сто двенадцать лет официального существования российского подводного флота моряки – подводники остаются элитой российского военно-морского флота. Не зря говорят, что подводники – это особая каста. И это действительно так.
Сложнейшие условия службы, постоянный риск, нахождение многими месяцами вдали от дома, необходимость осваивать в совершенстве самую современную и трудную технику – все это требует и от офицеров и мичманов, и от матросов не только больших способностей, профессиональных знаний и отменного здоровья, но и небывалой психологической устойчивости. Служба в подводном флоте ВМФ России не зря пользуется таким престижем – и военнослужащие, и даже совершенно далекие от армии и флота люди понимают и всю значимость подводников для страны, и объем трудностей и невзгод, с которыми им приходится сталкиваться.
В этот знаменательный день «Военное обозрение» поздравляет всех моряков-подводников – адмиралов, офицеров, мичманов, старшин и матросов, ветеранов подводного флота, а также гражданский персонал и членов их семей с Днем моряка-подводника. Вечная память погибшим и покинувшим этот мир морякам-подводникам, долгих лет жизни, крепкого здоровья и отсутствия боевых и небоевых потерь –ныне служащим подводникам и ветеранам.
19 марта – День моряка-подводника в России
В этот день более века назад, в 1906 году российский император Николай II издал указ, согласно которому в Военно-морских силах страны появился новый класс боевых кораблей. Ими стали подлодки. К тому времени Россия уже располагала субмаринами четырех типов – «Касатка», «Осетр», «Сом» и «Форель». Уже через несколько недель после императорского указа в Либаве организовали Учебный отряд подводного плавания.
С тех пор в Российской империи 6 марта (а по нашему новому стилю – 19-го) на флоте стали отмечать День моряка-подводника.
После Октябрьской революции многое в стране отменили, в том числе и этот праздник. А вернули его уже после распада СССР, в 1996 году, приказом Главнокомандующего Военно-морским флотом РФ, которым на тот момент был адмирал Н. Ф. Громов.
В этот день обычно организуют торжественные собрания, концерты и другие праздничные мероприятия в честь подводников. Свои поздравления направляет военнослужащим, гражданскому персоналу и ветеранам подводного флота лично Главнокомандующий ВМФ Российской Федерации.
Редакция «Военного обозрения» поздравляет моряков-подводников с профессиональным праздником! Мы выражаем вам, уважаемые военнослужащие, ветераны, рабочие и служащие подводного флота ВМФ России, свою признательность за ваш нелегкий ратный труд и вклад в обороноспособность нашей страны.
Доброго вам здоровья, счастья и благополучия!
19 марта Россия отмечает День моряка-подводника
Подводный флот. Начало
19 марта (6 марта по старому стилю) 1906 года указом российского императора Николая II подводные лодки официально вошли в перечень классов кораблей российского флота. Этот же указ, подписанный лично императором, включал в состав отечественного флота первые 20 построенных и закупленных к тому моменту субмарин. Таким образом, наша страна стала одним из первых государств, которые обзавелись собственным подводным флотом. Ровно через 90 лет, в 1996 году, дата 19 марта была выбрана для установления в стране ежегодного профессионального праздника – Дня моряка-подводника.
Таким образом, история российского подводного флота официально насчитывает уже 114 лет. Первой базой российского подводного флота в 1906 году была определена военно-морская база Либава, расположенная сегодня на территории Латвии. Приказом по Морскому ведомству Российской империи новые корабли не только были выделены в самостоятельный класс, но и получали наименование. В те годы их называли «потаенными судами», это название также хорошо отражает характер использования боевых подводных лодок.
При этом идея постройки подводных судов была не нова и впервые появилась еще в XVII веке в Голландии. В России к идее строительства таких судов в 1700-е годы обращался Пётр I. Естественно, что все разработки тех лет были очень примитивны в силу недостаточного уровня промышленного развития стран. Прорывным для подводного флота стал XIX век. В России интересные разработки, которые привели к созданию полноценных подводных судов, относятся именно к этому времени.
В 1834 году в Петербурге на мощностях Александровского литейного завода по проекту военного инженера К. А. Шильдера удалось построить субмарину, которую конструктор вооружил пусковыми ракетными установками (на лодке имелось по три пусковых установки с каждого борта). По сути, разработка Шильдера была прообразом ударных субмарин будущего с вертикальным пуском ракет различных классов. В движение подводную лодку приводили 4 специальных гребка, конструкция которых напоминала форму лапок обычной утки. Гребки были расположены попарно с каждого борта лодки, вне прочного корпуса. В движение конструкцию приводили матросы-гребцы. При этом скорость подводного хода такой лодки была серьезно ограничена и не превышала 0,5 км/ч, и это при огромных усилиях со стороны экипажа. В будущем военный инженер рассчитывал оснастить лодку электродвигателем, но прогресс в этой сфере в те годы был настолько медленным, что идея так и не была реализована.
Только спустя полвека русский изобретатель С. К. Джевецкий добился ощутимого успеха в этом направлении. В 1884 году ему удалось установить на борту субмарины собственной конструкции электродвигатель. Это был небольшой мотор мощностью всего в 1 л. с., но само решение было прорывным. Помимо электродвигателя, Джевецкий использовал и совершенно новый для своего времени источник электроэнергии – аккумуляторную батарею. Лодка Джевецкого проходила испытания в Неве, где могла идти против течения реки со скоростью до 4 узлов. Данная субмарина стала первый в мире подводной лодкой, получившей электродвижитель.
Самые-самые отечественные субмарины
Самыми боевыми подлодками в истории отечественного подводного флота по праву считаются субмарина типа «Щ», они же «Щуки». Лодки стали самым массовым и одним из самых известных проектов субмарин периода Великой Отечественной войны. В войне приняли участие 44 таких субмарины, из них погибла по разным причинам 31 лодка. Спустя много десятилетий после завершения войны поисковики по-прежнему продолжают находить погибшие корабли данного проекта в акваториях Балтийского и Черного морей. Подлодки, обладающие подводным водоизмещением более 700 тонн, продолжали свою службу и после завершения Второй мировой войны. Всего в СССР построили 86 кораблей данного проекта нескольких серий, обладавших серьезными отличиями. «Щуки» несли службу на всех флотах, а последние из них покинули состав флота только в конце 1950-х годов.
Самыми массовыми подводными лодками в составе отечественного флота стали лодки проекта 613, по кодификации НАТО «Whiskey». «Виски» серийно производились в СССР с 1951 по 1957 год. За это время советскому флоту было передано 215 дизель-электрических лодок, которые разрабатывались под влиянием последних немецких проектов подводных лодок конца Второй мировой войны. Лодки оказались очень удачными и оставались на службе несколько десятилетий. Подводные лодки проекта 613 обладали подводным водоизмещением около 1350 тонн, хорошей скоростью подводного хода – 13 узлов и неплохой автономностью – 30 суток. За все время службы советский флот потерял только две лодки данного проекта. Впоследствии 43 лодки СССР передал дружественным странам, а еще 21 субмарина по этому проекту была построена в КНР для китайского флота.
Самая быстрая подводная лодка в истории была построена в нашей стране. Речь идет о субмарине К-162 (затем К-222). Построенная по проекту 661 «Анчар» атомная подводная лодка получила прозвище «Золотая рыбка». Во многом это объяснялось высокой стоимостью строительства субмарины, которая была выполнена из титана. Лодка была построена в единственном экземпляре, в дальнейшем полученный конструкторами опыт использовался при создании ПЛАРК 2-го и 3-го поколений, а основные работы были направлены на снижение стоимости и уменьшение шумности лодки. До сих пор именно «Золотой рыбке» принадлежит мировой рекорд скорости подводного хода. На испытаниях в 1971 году подлодка продемонстрировала скорость подводного хода 44,7 узла (почти 83 км/ч).
Самые большие подводные лодки в истории также были созданы в нашей стране. Речь идет об атомным субмаринах проекта 941 «Акула», по натовской кодификации «Тайфун». Подводное водоизмещение лодок данного проекта составляло ни много ни мало 48 тысяч тонн, что практически сопоставимо с водоизмещением единственного российского авианосца «Адмирал Кузнецов». Стоит отметить, что «Акулы» в два раза превосходят по подводному водоизмещению современные российские атомные стратегические лодки проекта «Борей» и в 18 раз дизель-электрические подлодки проекта 677 «Лада».
Подводник – профессия мужественная
Служба на подводной лодке всегда сопряжена с риском, который существует даже в мирное время, а во время боевых действий возрастает многократно. Подводники советского флота с честью прошли испытания Великой Отечественной войны. За боевые заслуги примерно тысяча моряков-подводников была представлена к правительственным наградам, двадцать моряков-подводников стали Героями Советского Союза.
В боях с агрессорами советский флот понес серьезные потери. Всего в Великой Отечественной войне приняло участие более 260 подводных лодок различных классов и проектов. При этом за годы Второй мировой войны подводный флот СССР потерял по различным причинам боевого и небоевого характера 109 субмарин. На родные базы из походов не вернулось 3474 моряка-подводника. Такие данные опубликованы в книге «Мартиролог погибших подводных лодок военно-морского флота Отечества» Владимира Бойко.
Профессия моряка остается опасной и в мирное время. У всех нас на слуху катастрофы, которые произошли в нашем флоте в течение последних нескольких десятилетий. Это и гибель атомной подводной лодки «Комсомолец» ВМФ СССР 7 апреля 1989 года, которая унесла жизни 42-моряков-подводников, и гибель атомохода «Курск» 12 августа 2000 года, унесшая жизни 118 членов экипажа. Эти катастрофы оставили шрамы не только в сердцах моряков, но и простых граждан нашей страны.
Неслучайно моряков-подводников всегда считали представителями одной из самых мужественных, героических и одновременно с этим романтических профессий. Этих людей отличает храбрость, мужество, смелость и беззаветная преданность воинскому долгу. Именно этими качествами и объясняется народная любовь и признание моряков-подводников, которые, погружаясь в пучины Мирового океана, подобны космонавтам, отправляющимся в очередной полет за пределы Земли. И моряки-подводники, и космонавты работают в несвойственных и агрессивных для человека средах.
19 марта «Военное обозрение» поздравляет всех граждан, напрямую причастных к этой героической профессии, особенно ветеранов-подводников нашего флота, с профессиональным праздником. Всегда возвращайтесь домой!