седьмой день творения 6 букв сканворд
Седьмой день творения 6 букв сканворд
Мир, который окружает нас, устроен Богом так, что ничего в нем не появляется внезапно. Все словно развивается само собой. Иногда бывает нужно долго присматриваться, чтобы увидеть: ничего не происходит в мире без Божией воли.
Так было и в самом начале мира. Всемогущий Бог мог бы сотворить его в одно мгновение, но Он повелел, чтобы одно порождало другое в течение долгого времени. Библия называет это время «днем», только это не такой день, как у нас.
В первый день Бог создал небо и землю и дал им свет. Возможно, этот день длился миллионы лет, если считать время так, как его считаем мы.
Во второй день по велению Божию появились законы, по которым стали жить земля и небо. В первый день были только верх и низ, но еще не было никакого вещества. А во второй день атомы стали собираться в молекулы, и из молекул сложилось вещество. Законы жизни материи, которые Бог установил во второй день творения, до сих пор исследует физика, и окончания этим исследованиям не предвидится. Вещество — творение Божие — бесконечно изменчиво и потому многообразно. И в бесконечной изменчивости творения можно разглядеть бесконечность его Творца и Создателя.
Третий день творения был еще более чудесным и удивительным, чем первые два. Земля казалась совершенно безжизненной, но вот Бог повелел ей произрастить из себя живую зелень, и появились растения. Бог словно посеял семена жизни в Своих творениях и по Его повелению они проросли.
В четвертый день Бог устроил космос. В течение этого дня Он украсил мир светилами и планетами и указал пути, которыми стали двигаться небесные тела.
В пятый день вода по велению Божию породила животных: древних пресмыкающихся — огромных ящеров, моллюсков и гигантских рыб. В течение этого дня некоторые из морских хищных ящеров вышли на сушу и из хищников превратились в травоядных зверей. Они стали питаться большими древними травами — хвощами и папоротниками, которыми к тому времени уже была покрыта земля.
Какова была протяженность каждого из дней творения? В Священном Писании сказано: «У Господа один день, как тысяча лет, и тысяча лет, как один день» (2 Пет. 3, 8). Ведь и время сотворено Богом, Который не подвластен законам времени. Наоборот, время послушно Ему. Для Бога нет прошлого и настоящего, потому что у Него есть вечность, и Он — Вечен. Вся история земли в сравнении с вечностью покажется одним мгновением. Поэтому каждый день творения — это просто законченный кусочек времени, в который была создана каждая из частей мира.
Когда настал шестой день, Бог повелел:
— Да произведет земля душу живую.
До этого земля породила только лишь растения, а древние животные произошли из водной стихии. И хотя они все-таки вышли на сушу и стали на ней жить, они оставались по происхождению водными животными. Динозавры жили в очень жарком и влажном климате, и совершенно не умели приспособиться к изменяющимся условиям жизни на планете. Потомки древних ящеров тоже не могут жить без тепла. В наши дни многие змеи, черепахи и ящерицы обитают в пустынях, но они великолепно чувствуют себя и в воде.
Первых пресмыкающихся, моллюсков и рыб Библия называет «душа живая». Конечно, у этих существ было более развитое сознание и мышление, чем у растений. Растения только лишь способны воспринимать свет и темноту, тепло и холод. Но им совершенно не нужно никакой работы мысли. Ведь растения не добывают себе корм: все нужное для жизни им доставляют свет и вода.
Животным же нужно охотиться или как-то иначе искать пищу. Конечно, это требует более развитого мышления.
А любовь — это то, что дает жизненную силу.
В шестой день творения время динозавров закончилось. На земле появились травоядные животные и хищники. Это были совершенно другие, гораздо более развитые существа, более способные к любви, чем ящеры.
И поэтому одни динозавры вымерли, другие — измельчали. Прежде они жили по всей земле, но теперь пресмыкающиеся обитают уже далеко не во всяком месте на планете.
Но зачем же Бог творил мир так сложно? Зачем он создавал одних существ, а потом позволял им исчезнуть? Разве Он не мог сотворить мир окончательным и бесповоротным?
Для Бога нет невозможного. Но мир Он творил не ради Себя Самого. Бог не нуждался в мире тогда и не нуждается в нем теперь. Он создал мир ради своего любимого создания — человека. И в этом объяснение всей сложности творения.
В шестой день, после сотворения животных, Бог называет мир весьма хорошим. Конечно, Всеведущий Бог знал, что мир выйдет хорош. Но не для Себя он называет его хорошим, Он признает его годным для того, чтобы в мире появился человек.
Бог с самого начала задумал сотворить его, но мы понимаем это, когда доходим до шестого дня творения.
В описании этого дня Книга Бытия приоткрывает нам тайну Святой Троицы — Предвечного Совета, в Котором словно собеседуют Бог-Отец, Бог-Сын и Бог-Дух Святый.
Прежде Бог просто повелевал и мир появлялся из небытия. Но когда Бог творил человека, Он сказал:
— Сотворим человека по образу Нашему и по подобию Нашему.
Триединый Бог советуется в Себе Самом о человеке и создает его не по образу Одного из Лиц Святой Троицы, но по образу Всех Трех, Существующих неразрывно и неслитно.
Прежде одно творение, по велению Божию, порождало другое, но в шестой день было иначе. Книга Бытия сообщает, что человек был сотворен «из праха земного», то есть из пыли, из совершенно неживой материи. И в эту неживую материю, в прах земной Бог вдохнул жизнь.
— Вдунул в лице его дыхание жизни,— говорит Книга Бытия (ср.: Быт. 2, 7).
С самого начала новый обитатель мира был непохож на всех остальных. Сотворенный по образу Божию, он был назначен от Бога владычествовать над всей землей и всеми живыми существами. Об этой власти, врученной Богом, замечательно сказал французский писатель Антуан де Сент-Экзюпери в сказке «Маленький принц»:
— Человек в ответе за тех, кого он приручил.
Человек был сотворен не один — Бог создал мужчину и женщину. Их вдвоем Книга Бытия называет именем человека.
Божественный замысел состоит в том, что человеку дано много любви — больше, чем всему остальному творению. Ведь он — образ Божий, он — существо, которое должно стать подобным Богу. И весь мир, всех существ одушевленных и неодушевленных человек своей любовью должен тоже привести к соединению с Богом.
Но любовь к самому себе — это не совсем любовь. И поэтому Бог говорит:
— Нехорошо человеку одному, сотворим ему помощника, соответственного ему.
Бог приводил к человеку всех живых существ, бывших в мире, и человек давал им имена. Это было первым делом, которое совершила человеческая любовь, данная Богом. Ведь наше имя — это самое лучшее ласковое слово, которое мы готовы слышать постоянно. Бог дал человеку слово, и человек поделился им со всем миром, который словом не владел и не владеет.
Но среди живых существ не нашлось для человека подобного, обладавшего даром любви и слова, который бы помогал ему умножать эти бесценные Божественные дары.
И тогда Бог сотворил из ребра человека жену для него. Ребро прилегает к сердцу, а, по древнему верованию в сердце пребывает душа. Жена — это часть души человека.
Когда Бог творил жену, Он навел на человека сон, и человек не помнил, как была сотворена жена.
Но когда Бог привел ее к человеку, тот сказал:
— Вот кость от кости моей и плоть от плоти моей.
Первого человека звали Адам, а жену — Ева. Бог благословил их и заповедовал им:
— Плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею.
Дары любви и слова, данные Богом Адаму и Еве, предстояло умножить так, чтобы вся земля была наполнена любовью и словом. Бог устроил человеку удивительно спокойные условия жизни: земля не знала никаких бурь и потрясений. Согреваемая Дыханием Божиим, она произрастила из себя многие прекрасные растения. Пищей человеку были плоды деревьев и семена полевых растений. А животные не поедали друг друга, но питались полевой зеленью.
Адам и Ева обитали в Эдеме, в райском саду, расположенном между реками Тигр, Евфрат, Фисон и Геон. Там росли многие деревья с великолепными плодами, и здесь было дерево жизни, и дерево познания добра и зла. По Божественному Замыслу, вся земля и весь космос должны стать Эдемом.
Но теперь это должно случиться не по велению Божию, а благодаря действенной любви человека. Так наступил седьмой день творения, когда Бог, устроив прекрасный мир, вверил его дальнейшую жизнь человеку. Конечно, Он не оставил ни мир, ни человека и не перестал заботиться о них.
Но отныне мир устроен, и человек в ответе за него. И только от него зависит: когда наступит восьмой, будущий день мира, и вселенная станет раем.
Лекция 1.2. О седьмом дне творения мира
Аудио
Следующая наша тема сегодня – седьмой день творения. В Библии сказано, что шесть дней творил Бог этот мир, а в седьмой день упокоился. Мы уже говорили, что шесть дней творения — это достаточно продолжительные промежутки времени. Седьмой день тоже продолжительный, длится он не несколько лет, а тысячелетия. Продолжает он длиться и поныне, восьмого дня еще не наступило. Седьмой день творения — это время, когда Бог сотворил человека, ввел его в мир, даровал ему власть над всем существующим и сделал его царем мира: «Теперь ты творец и хозяин этого мира». Человеку надлежало понять, что быть хозяином в этом мире он может только в неразрывной связи с настоящим Хозяином, с Тем, Кто этот мир создал, потому что понять, как этот мир существует, какими законами он живет, видеть всю его сущность можно было только в свете благодати Божией. Правильно управлять этим миром человек мог только с Богом. Адам должен был управлять этим миром, а Бог отходит в сторону, давая возможность раскрыть человеку всю ту глубину, мощь, благодать, дар, образ Божий, вложенный Им в человека: «Раскрывай, созидай мир, возделывай рай, в который Я тебя ввел». Он делает человека богом этого мира, позволяя ему соучаствовать в творении этого мира. Мы знаем, что все это закончилось грехопадением, но пока важно понимать, что суббота — это именно вся та человеческая история, которая до сих пор длится с того момента, как создан человек.
Почему еврейскому народу была дана заповедь о том, чтобы чтить день субботний? Непочитание этого дня каралось смертной казнью. Если это просто день покоя, что тут особенного? Ветхозаветное представление о субботе невозможно понять, если не соотнести его с историей Нового Завета. В Новом Завете в пятницу Христос был распят на кресте. Вечером жены-мироносицы, Иосиф Аримафейский и Никодим сняли Иисуса с креста и положили Его во гробе. Всю Великую Субботу, особый день еврейского народа, Христос провел во гробе. Только пребывание Христа во гробе открывает тайну ветхозаветного субботствования. Христос, как истинный Бог, в этот момент пребывает в покое. Он не просто метафорически отказывается что-то делать. Он, как мертвый, по Своему человеческому телу, которое Он усвоил и соединился с ним неразрывно и навечно; Он умер по человечеству, лежит, пребывает в покое. Еще в глубокой древности, не зная, что произойдет, говорили о том, что будет суббота, когда Бог успокоится, обретет покой во гробе. Как древний человек мог говорить о той Великой Субботе? Это можно объяснить лишь тем, что Библия писалась Духом Святым. Только Дух Святой знал и провидел, что наступит этот день, и о нем свидетельствовал на страницах Священного Писания.
Чем, собственно, мир живет? Что больше всего волнует мир? Страх смерти. Люди боятся умирать, торопятся жить. Там, за неизвестной чертой, не будет тех радостей, которые есть здесь: радости общения с близкими, любви, семьи, славы, успеха, могущества и многого другого. Христианин знает, что он не может умереть, потому что уже умер – второй смерти для него не будет. К сожалению, верить в это до конца удается не всем христианам, и великая печаль для христиан в том, что мы снова подвергаем себя смертному страху. Сохранить себя на такой высоте мужественного бесстрашия перед лицом смерти, такой веры в Бога получается не всегда. Удержаться получается у очень немногих людей, но дар не бояться смерти, при случае не задумываясь отдать свою жизнь за исповедование имени Христова, за веру во Христа – такое бесстрашие в нас есть, в нужный момент оно просыпается и возрастает с удивительной силой благодаря благодатному дару. Мы обязаны великому сонму мучеников и исповедников, которых даровал XX век. Люди не боялись смерти, лагерей и, несмотря ни на что, исповедовали имя Иисуса Христа.
Мы возвращаемся к истории Ветхого Завета. И еще один очень интересный вопрос, который мы сегодня рассмотрим, — о рае. Во второй главе книги Бытия повествуется о том, что насадил Господь рай во Едеме. Подробно описывается географическое расположение, написано, что из рая истекало четыре реки, две из которых нам известны – Тигр и Евфрат. Но сейчас они текут не совсем так, как об этом сказано в Ветхом Завете. Мир пережил грехопадение, потом потоп; русла рек могли меняться. Очевидно, в том месте, где сейчас находится великая пустыня, ее не было. Раньше здесь была колыбель человечества в междуречье Тигра и Евфрата: первые поселения, первое земледелие, древнейшие города, орудия производства, ничего более древнего в других краях и материках света не обнаружено.
Христос призывает учеников проповедовать Евангелие всей твари, не только людям. Он направляет апостолов, посылает их на то дело, которое должен был исполнить Адам, но не исполнил. Он должен был принести весть о Боге, наполнить Духом Божиим окружающий мир, но сделать этого не смог. Мы знаем из опыта Церкви, что такое у некоторых людей получалось. Мы знаем Серафима Саровского, который принимал медведя, кормил его, и медведь его понимал. Герасим Иорданский говорил со львом, лев его понимал, вместо Герасима пас и водил на водопой его осла. Об этом говорит Христос: животные, как существа нейтральные и Бога познать неспособные, через молитву, слово, служение, разум человека могут одухотворяться, возвышаться, чтобы весь мир был наполнен Богом. И это будет в конце времени, когда Христос приведет весь мир к познанию Его.
Седьмой день творения. Заповедь о покое (2:1-3)
«И почил в день седьмый от всех дел Своих». Глагол «шабат» буквально означает «прекратить, перестать, закончить». От этого слова образован термин суббота. Слова Библии о том, что Бог почил от Своих дел означают только то, что Он перестал творить, приводить «из небытия в бытие» (св. Иоанн Златоуст), но не означает прекращения действия Промысла Божия в мире
«И благословил Бог седьмой день, и освятил его». Здесь третий раз используется глагол «благословил», что говорит о важности седьмого дня. Кроме того, впервые используется термин «освятил». Святость («кодеш») – уникальность, отделенность. Таким образом, седьмой день выделяется среди других дней творения как особый период времени. Библеисты указывают, что седьмой день не закончился, но длится до сих пор. И на протяжении всего периода времени Бог покоится, т.е. покой является образом Божественного бытия. Человек также призван приобщиться к образу бытия Бога и потому возникает впоследствии заповедь о почитании субботы – седьмого дня недели. Также субботний покой прообразует собой жизнь в Царстве Небесном.
Жизнь человека в раю (2:4-17).
4 ст.В этом стихе и далее в тексте этой и следующих глав используется имя «Яхве Бог» (в русской Библии – Господь Бог). Так как имя Божие Яхве впервые было открыто Моисею и в патриархальный период было неизвестно (Исх. 6:3), его употребление в книге Бытие является, скорее всего, ретроспективой, добавлением священного автора. Все исследователи обращают внимание на чередование в книге Бытие имен Божиих Элохим и Яхве (в 1:1 – 2:3 Бог называется Элохим, в 2:4 – 3:24 (кроме 3:1-5) Он именуется Яхве Элохим, в 4-й главе используется только имя Яхве, затем в главе 5 снова Элохим и т.д.). Библейские критики в XVIII – XIX вв. делали вывод, что это чередование явным образом говорит о наличии нескольких источников в книге Бытие (которые были названы соответственно Элогист и Яхвист). Однако в настоящее время преобладает мнение, что само по себе чередование тетраграммы и имени Элохим не является основанием для однозначного и механического разграничения источников, но употребление каждого имени в определенном контексте имеет также и богословское значение. В 1-й главе Бог представлен как Творец и потому вполне уместно имя Элохим, которое содержит идею силы и могущества. Но во 2-й главе говорится об отношениях Бога с человеком и о заключении Завета с Адамом, потому используется имя Яхве, в котором заключается мысль о близости Бога к человеку. Также имена Яхве и Элохим имеют разные смысловые аспекты в других случаях: Яхве – спасающий и милосердный Бог, Элохим – Бог суда; Яхве – Бог Израиля, Элохим – Бог всех народов.
8 ст. «И насадил Господь Бог рай в Едеме на востоке». «Едем» (евр. Эден) происходит, вероятно, от аккадского «эдину» – равнина. Выражение «в Эдеме» указывает, что пределы Эдема не ограничивались только садом, но охватывали большую территорию. География рая – условная: четыре реки соответствуют четырем сторонам света. Упоминание среди них халдейских рек связано с тем, что в библейские времена Междуречье считалось центром мира. В историческом плане эту область земли можно считать колыбелью цивилизации.
На Древнем Востоке верили, что боги обладали великолепными садами, наподобие тех, что были у великих царей того времени. Библейский рай – сад Божий, в который Господь вводит человека. Как указывает свят. Филарет (Дроздов), «человек был сотворен вне рая и потом введен в него», чтобы он ощущал себя не хозяином этого великолепного сада, а насельником. В этом саду человек – садовник, который должен обрабатывать землю, чтобы она плодоносила, и развивать творение своего Бога. Таким образом, снова встречаемся (но в новой форме) с темой сотрудничества человека и Бога в деле творения.
15 ст.«Возделывать и хранить» – указание на творческую роль человека в природе. Труд должен был, прежде всего, развивать и совершенствовать физические силы человека, но с другой стороны, телесный труд имел для человека и высшее духовное значение, ибо, поставляя его в особенную близость к предметам природы, давал ему возможность изучать ее законы. Кроме того, изучая предметы и явления природы, человек мог опытно познавать премудрость и благость Творца и учиться любить Его.
«Дерево жизни посреди рая». Отцы Церкви видят в дереве жизни символ Самого Бога, Который является Источником жизни. Похожий образ используется в Иер. 2:13, где Господь назван «источником воды живой». Как пища поддерживает физические силы человека, так и плоды древа жизни непрерывно обновляли жизнь человека, способствовали расцвету всех его способностей. Оно было подобно пуповине, через которую человек связан со своим Создателем. Образ дерева жизни используется в Откр. 2:7; 22:2, где говорится, что все праведники вновь будут иметь доступ к дереву жизни.
«Дерево познания добра и зла». Слово «познать» в Библии нередко означает «уметь», «владеть», «обладать». Словосочетание «добро и зло» есть идиома, обозначающая «все». Поэтому дерево познания добра и зла можно понимать как смысл власти над миром, но не власти, даруемой Богом, а той на которую человек мог бы претендовать независимо от Него.
Другое вероятное толкование: в древе познания добра и зла была заключена возможность для человека самому определять добро и зло, т.е. поступать не в соответствии с вечными божественными критериями добра и зла, а по собственным прихотям. Но принятие собственных критериев означает не только способность творить зло, но и морально соглашаться со злом, одобрять его. В этом случае человек был бы подобен малому ребенку, который предоставлен самому себе и поступает только по своим желаниям, что неминуемо привело бы человека к гибели.
«. ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертию умрешь». Так как смертью Господь угрожает человеку только в случае непослушания, то из этого можно и должно заключить, что человек создан для бессмертия, и не узнал бы смерти, если бы не вкусил от запрещенного плода. «Если бы наши прародители, – говорит преп. Ефрем Сирин, – повиновались заповеди, Бог стал бы для них познанием добра и жизнью, и они возвысились бы до сладости созерцания, которое заключается в Древе Жизни, которое есть Бог». Т.е. человеку был предложен выбор: или познавать мир с помощью Бога, находясь в тесном общении с ним, или же без Бога.
На первый взгляд угроза Божия не оправдалась впоследствии, ибо человек не умер в тот день, в который он вкусил запрещенный плод. Но слова Господни вовсе не означали, что человек непременно должен будет умереть в тот именно день, в который он вкусит запретный плод. Во-первых, выражение «смертию умрешь» означает то, что человек внесет в свою природу смертность, подчинится необходимости смерти. Поэтому и Симмах переводит словами: «сделаешься смертен». Так толкуют эту фразу блаж. Иероним, Августин и Феодорит. Во-вторых, как мы уже говорили, слово «йом» в еврейском языке значит не только сутки или часть суток, но и некоторый период времени, иногда длительный. Потому слова Господни «в день, в который…» означают: «после того, как ты вкусишь, станешь смертным».
Дата добавления: 2018-02-28 ; просмотров: 356 ; Мы поможем в написании вашей работы!