седмичный день великого поста

Великий пост

Святая Четыредесятница и ее богослужения начинаются с вечерни Недели сыропустной. Сыропустное воскресенье называется еще в просторечии Прощеным воскресеньем, ибо за вечерним богослужением в этот день бывает чин или обряд, общего прощения в храме.

Чин прощения совершается так: на солею выносят и полагают на аналоях иконы Спасителя и Божией Матери; настоятель творит земные поклоны пред ними и лобызает их, затем он обычно произносит слово, испрашивает прощения своих грехов у причта и народа, говоря: «Благословите мя, отцы святии и братия, и простите мне, грешному, елика (что) согреших в сей день и во вся дни живота моего: словом, делом, помышлением и всеми моими чувствы». При этом он творит общий земной поклон духовенству и народу. Все отвечают ему также земным поклоном, говоря: «Бог простит ти, отче святый. Прости и нас, грешных, и благослови». Затем настоятель берет напрестольный Крест, и все священнослужители в порядке старшинства прикладываются к иконам на аналое, подходят к настоятелю, целуют честный Крест и руку его, держащую Крест, лобызаются с настоятелем. После них подходят миряне, прикладываются к святым образам и Кресту и испрашивают прощения у причта и друг у друга.

Первая седмица Великого поста отличается особенной строгостью, ибо прилично иметь ревность к благочестию при начале подвига. Сообразно этому, Церковь на первой седмице совершает богослужения продолжительнее, чем в следующие дни. С понедельника по четверг на великих повечернях читается покаянный канон святого Андрея Критского (+ 712). Канон этот назван Великим как по множеству мыслей и воспоминаний, в нем заключенных, так и по количеству содержащихся в нем тропарей – около 250 (в обычных канонах нх около 30). Для чтения на первой седмице поста канон разделяется на четыре части, по числу дней.

В среду и четверг к Великому канону прибавляется несколько тропарей в честь преподобной Марии Египетской (+ 522), пришедшей из глубокого духовного падения к высокому благочестию.

Великий канон завершается тропарями в честь его творца – святого Андрея Критского.

В понедельник или вторник первой седмицы после утрени или часов священник в епитрахили читает прихожанам «Молитвы в начале поста Святыя Четыредесятницы», положенные в Требнике.

Во многих храмах в пятницы или по воскресеньям совершается умилительный богослужебный обряд, именуемый пассией (от лат. passio – страдание). Он введен в церковное употребление при митрополите Киевском Петре Могиле (XVII в.). Совершается он на повечерии (в пятницу) или за вечерней (в воскресенье) в первую, вторую (часто со второй), третью и четвертую седмицы поста и состоит из чтения Евангелия о Страстях Христовых, пения песнопений Страстной седмицы – «Тебе, одеющагося светом, яко ризою», «Приидите, ублажим Иосифа приснопамятнаго» и других – и поучения. О пассиях в Церковном уставе не говорится. Чин пассий был впервые помещен в конце Триоди цветной, изданной в 1702 году архимандритом Киево-Печерской Лавры Иоасафом Кроновским. В конце описания чина сказано: «Сия вся воспоминаются по совету, а не по повелению, яже вся под разсуждение Церкви Святыя Православныя подаются».

Первая Неделя (воскресенье) Великого поста называется иначе Неделей, или торжеством, Православия. В этот день совершается воспоминание торжества Православия, установленного в Византии в первой половине IX века в память окончательной победы Православной Церкви над всеми еретическими учениями, возмущавшими Церковь, особенно над последней из них – иконоборческой, осужденной Седьмым Вселенским Собором в 787 году. В эту Неделю совершается особое богослужение, называемое чином Православия. Чин этот составлен Мефодием, патриархом Константинопольским (842 – 846). Победа Православия первоначально была отпразднована в первую Неделю Великого поста, и, таким образом, основание празднования в этот день торжества Православия историческое.

Чин Православия состоит в основном из молебного пения и совершается в кафедральных соборах после прочтения часов пред литургией или после литургии на средине храма, пред иконами Спасителя и Божией Матери.

Вторая седмица и воскресенье Великого поста называются седмицей и Неделей светотворных постов: Церковь молит Господа о благодатном озарении постящихся и кающихся. В богослужении этой седмицы и воскресенья наряду с сокрушением о греховном состоянии человека восхваляется пост как путь к такому внутреннему благодатному озарению.

Церковная служба в честь святого Григория Паламы и его Житие составлены Филофеем, патриархом Константинопольским (XIV в.), а канон – Геннадием Схоларием (XV в.).

Третья Неделя Великого поста называется Крестопоклонной, так как в это воскресенье Церковь прославляет Святой Крест и духовные плоды Крестной смерти Спасителя.

Кроме прославления Святого Креста, на котором Господь смирил Себя до смерти, в богослужении четвертой седмицы Великого поста обличается фарисейская гордость, осужденная Богом, и восхваляется мытарево смирение.

Начиная со среды Крестопоклонной седмицы на литургиях Преждеосвященных Даров до Великой среды произносятся особые ектений о готовящихся к просвещению (крещению).

В четверг ради чтения Великого канона совершается литургия Преждеосвященных Даров и звон бывает в «красныя», то есть не великопостный.

В песнопениях канона на эту Неделю, а также в богослужении седмичных дней следующей седмицы – ваий раскрывается евангельская притча о богатом и Лазаре, чтобы побудить верующих к истинному покаянию, которым достигается Царствие Божие. Церковь убеждает верующих избегать немилосердия и бесчеловечия богача, ревновать же терпению и великодушию Лазаря, ибо Царствие Божие не есть пища и питие, а праведность и воздержание со святостью и милосердием.

В субботу шестой седмицы – ваий Церковь воспоминает чудо воскрешения Господом Иисусом Христом Лазаря, поэтому она называется Лазаревой субботой.

Неделя ваий посвящена воспоминанию торжественного Входа Господня во Иерусалим, куда Он шел для страданий и Крестной смерти. Это событие описано всеми евангелистами: Мф. 21, 1 – 11; Мк. 11, 1 – 11; Лк. 19, 29 – 44; Ин. 12, 12 – 19. Этот праздник называется Неделей ваий (ветвей), Неделей цветоносной, а в просторечии у русских также Вербным воскресеньем от обычая освящать в этот день пальмовые ветви, заменяемые у нас вербами.

Праздник Входа Господня в Иерусалим принадлежит к двунадесятым праздникам, но не имеет ни предпразднства ни попразднства, так как окружен днями поста Четыредесятницы и Страстной седмицы. Однако, хотя он и не имеет дней предпразднства, подобно другим двунадесятым праздникам, богослужение всей предыдущей седмицы, начиная с понедельника, во многих стихирах и тропарях посвящено событию входа Господа в Иерусалим.

В пятницу седмицы ваий заканчивается пост Святой Четыредесятницы. В этот день в одной из стихир на «Господи, воззвах» поется: «Душеполезную совершивше Четыредесятницу, и святую седмицу Страсти Твоея просим видети, Человеколюбче».

Лазарева суббота и Вербное воскресенье служат переходом от Четыредесятницы к Страстной седмице.

Источник

1-я седмица Великого поста

Иные седмицы Великого поста

Пост пер­вой сед­ми­цы ве­ли­кой Че­ты­ре­де­сят­ни­цы стро­же дру­гих по уста­ву. Бо­го­слу­же­ние пер­вых дней Ве­ли­ко­го по­ста так­же бо­лее стро­гое, по­ка­ян­ное, ме­нее тор­же­ствен­ное.

В по­не­дель­ник, втор­ник и чет­верг утрен­нее бо­го­слу­же­ние со­сто­ит из утре­ни, ча­сов, изо­бра­зи­тель­ных и ве­чер­ни. Ли­тур­гия не со­вер­ша­ет­ся. В сре­ду и пят­ни­цу утрен­нее бо­го­слу­же­ние со­сто­ит из утре­ни, ча­сов, изо­бра­зи­тель­ных и Ли­тур­гии Пре­ждео­свя­щен­ных да­ров.

Ве­че­ром в пер­вые че­ты­ре дня Ве­ли­ко­го по­ста на ве­ли­ком по­ве­че­рии со­вер­ша­ет­ся чте­ние Ве­ли­ко­го по­ка­ян­но­го ка­но­на пре­по­доб­но­го Ан­дрея Крит­ско­го. Ве­ли­ким по­стом ка­нон прп. Ан­дрея Крит­ско­го про­чи­ты­ва­ет­ся два­жды. На пер­вой сед­ми­це он раз­де­ля­ет­ся на 4 ча­сти и про­чи­ты­ва­ет­ся в пер­вые че­ты­ре дня. Пол­но­стью он про­чи­ты­ва­ет­ся на утре­ни чет­вер­га 5-й сед­ми­цы.

В пят­ни­цу по­сле за­ам­вон­ной мо­лит­вы (по окон­ча­нии Ли­тур­гии) со­вер­ша­ет­ся мо­леб­ный ка­нон прп. Фе­о­до­ру Ти­ро­ну и освя­ще­ние ко­ли­ва (ва­ре­ной пше­ни­цы на ме­ду или рис с изю­мом). Свя­за­но это со сле­ду­ю­щим слу­ча­ем. В 362 го­ду им­пе­ра­тор Юли­ан От­ступ­ник на пер­вой сед­ми­це Ве­ли­ко­го по­ста при­ка­зал тай­но окро­пить все про­дук­ты, ко­то­рые про­да­ва­лись на рын­ках, кро­вью идо­ло­жерт­вен­ных жи­вот­ных. Но свя­той ве­ли­ко­му­че­ник Фе­о­дор Ти­рон явил­ся в сон­ном ви­де­нии епи­ско­пу Ев­док­сию, от­крыл ему тай­ное рас­по­ря­же­ние им­пе­ра­то­ра и по­ве­лел ни­че­го не по­ку­пать на рын­ке, а пи­тать­ся ко­ли­вом. По­это­му в пят­ни­цу на мо­леб­ном ка­ноне освя­ща­ет­ся ко­ли­во, а в суб­бо­ту пер­вой сед­ми­цы Ве­ли­ко­го по­ста со­вер­ша­ет­ся бла­годар­ствен­ное празд­но­ва­ние ве­ли­ко­му­че­ни­ку Фе­о­до­ру Ти­ро­ну.

Пер­вая сед­ми­ца и пер­вая Неде­ля Ве­ли­ко­го По­ста

С по­не­дель­ни­ка по чет­верг на ве­ли­ких по­ве­че­ри­ях чи­та­ет­ся Ве­ли­кий ка­нон свя­то­го Ан­дрея Крит­ско­го. В ка­ноне со­бра­ны и пред­став­ле­ны мно­го­чис­лен­ные об­ра­зы по­ста и по­ка­я­ния, при­во­дит­ся мно­же­ство при­ме­ров из Вет­хо­го и Но­во­го За­ве­та при­ме­ни­тель­но к нрав­ствен­но­му со­сто­я­нию ду­ши греш­ни­ка, опла­ки­ва­ю­ще­го свои гре­хи. Ка­нон на­зван ве­ли­ким, как по мно­же­ству мыс­лей и вос­по­ми­на­ний, за­клю­чен­ных в нем, так и по чис­лу со­дер­жа­щих­ся в нем тро­па­рей (око­ло 250, то­гда как в обыч­ных ка­но­нах их бы­ва­ет око­ло 30). По­ве­че­рие пер­вых че­ты­рех дней пер­вой сед­ми­цы на­зы­ва­ет­ся «Ма­лым сто­я­ни­ем» в от­ли­чие от «Ан­дре­ева или Ма­ри­и­на сто­я­ния» на 5 сед­ми­це и ве­ли­ко­го сто­я­ния в Ве­ли­кий Пя­ток.

Эти по­ве­че­рия так­же на­зы­ва­ют­ся «ме­фи­мо­на­ми» (греч. – «с на­ми»), по­то­му что на этих по­ве­че­ри­ях по­ет­ся песнь «С на­ми Бог». Внеш­нее от­ли­чие Ве­ли­ко­го ка­но­на свя­то­го Ан­дрея Крит­ско­го от дру­гих ка­но­нов со­сто­ит в том, что он име­ет все 9 пес­ней (вклю­чая так­же 2 песнь), и к каж­до­му тро­па­рю при­ла­га­ет­ся при­пев «По­ми­луй мя, Бо­же, по­ми­луй мя». В сре­ду и чет­верг к по­ка­ян­но­му ка­но­ну при­бав­ля­ют­ся несколь­ко тро­па­рей в честь пре­по­доб­ной Ма­рии Еги­пет­ской, вос­шед­шей от глу­бо­ко­го па­де­ния к вы­со­ко­му бла­го­че­стию. Впо­след­ствии к это­му ка­но­ну бы­ли при­со­еди­не­ны тро­па­ри в честь его твор­ца свя­то­го Ан­дрея Крит­ско­го.

В по­не­дель­ник или втор­ник пер­вой сед­ми­цы по­сле утре­ни или по­сле ча­сов свя­щен­ник в епи­тра­хи­ли чи­та­ет в церк­ви сво­им при­хо­жа­нам «Мо­лит­вы в на­ча­ле по­ста Свя­тыя Че­ты­ре­де­сят­ни­цы», из­ло­жен­ные в Треб­ни­ке.

В суб­бо­ту пер­вой сед­ми­цы Цер­ковь тво­рит па­мять свя­то­го ве­ли­ко­му­че­ни­ка Фе­о­до­ра Ти­ро­на и вос­по­ми­на­ет чу­дес­ную по­мощь, ока­зан­ную им кон­стан­ти­но­поль­ским хри­сти­а­нам в 362 го­ду при им­пе­ра­то­ре Юли­ане От­ступ­ни­ке. То­гда хри­сти­ане бы­ли со­хра­не­ны ве­ли­ко­му­че­ни­ком Фе­о­до­ром от осквер­не­ния идо­ло­жерт­вен­ной кро­вью в первую сед­ми­цу Ве­ли­ко­го По­ста: свя­той явил­ся ар­хи­епи­ско­пу Ев­док­сию и по­ве­лел хри­сти­а­нам упо­треб­лять ко­ли­во вме­сто осквер­нен­ной на тор­жи­ще пи­щи. Этим вос­по­ми­на­ни­ем Цер­ковь вну­ша­ет ве­ру­ю­щим, что пост уго­ден Бо­гу, и что по­стя­щи­е­ся на­хо­дят­ся под осо­бым по­кро­ви­тель­ством Бо­жи­им.

На утрене в суб­бо­ту по­ет­ся ка­нон в честь свя­то­го Фе­о­до­ра, со­став­лен­ный Иоан­ном, мит­ро­по­ли­том Ев­ха­ит­ским.

На Ли­тур­гии в суб­бо­ту по­ло­же­но чи­тать два Апо­сто­ла и два Еван­ге­лия: дню и свя­то­му, а про­ки­мен по­ет­ся один, 7 гла­са: «Воз­ве­се­лит­ся пра­вед­ник о Гос­по­де».

Ес­ли в по­не­дель­ник пер­вой сед­ми­цы слу­чит­ся Сре­те­ние Гос­подне, хра­мо­вый празд­ник или Об­ре­те­ние гла­вы Иоан­на Кре­сти­те­ля, то служ­ба им со­вер­ша­ет­ся в Про­ще­ное вос­кре­се­нье.

Ес­ли Об­ре­те­ние гла­вы Иоан­на Кре­сти­те­ля и хра­мо­вый празд­ник слу­чит­ся в пе­ри­од от втор­ни­ка до пят­ни­цы пер­вой сед­ми­цы, то служ­ба Пред­те­чи со­вер­ша­ет­ся или в Про­ще­ное вос­кре­се­нье или в суб­бо­ту 1 сед­ми­цы по­ста, а хра­му – в суб­бо­ту пер­вой сед­ми­цы.

Пер­вая Неде­ля Ве­ли­ко­го По­ста на­зы­ва­ет­ся так­же Неде­лей Пра­во­сла­вия по со­вер­ша­е­мо­му в этот день тор­же­ству Пра­во­сла­вия, уста­нов­лен­но­му в Гре­ции в пер­вой по­ло­вине IX ве­ка в па­мять о тор­же­стве Пра­во­слав­ной Церк­ви над все­ми ере­ся­ми, воз­му­щав­ши­ми Цер­ковь, и осо­бен­но над по­след­ней из них – ико­но­бор­че­ской, осуж­ден­ной на VII Все­лен­ском Со­бо­ре в 787 го­ду. В эту Неде­лю со­вер­ша­ет­ся осо­бое бо­го­слу­же­ние, на­зы­ва­е­мое чи­ном Пра­во­сла­вия. Этот чин со­став­лен в се­ре­дине IX ве­ка свя­тым Ме­фо­ди­ем, Пат­ри­ар­хом Кон­стан­ти­но­поль­ским.

Из Гре­ции чин Тор­же­ства Пра­во­сла­вия пе­ре­шел в Рус­скую Цер­ковь. По­бе­да Пра­во­сла­вия в са­мой Гре­че­ской Церк­ви пер­во­на­чаль­но празд­но­ва­лась в первую Неде­лю Ве­ли­ко­го По­ста. Та­ким об­ра­зом, ос­но­ва­ние празд­но­ва­ния в этот день тор­же­ства Пра­во­сла­вия име­ет глу­бо­кие ис­то­ри­че­ские кор­ни. Цер­ковь этим тор­же­ством да­ру­ет вы­со­кое уте­ше­ние про­хо­дя­щим по­двиг по­ста, яв­ляя до­ка­за­тель­ство жи­во­го об­ще­ния каж­до­го из нас по ве­ре и жиз­ни со всей Цер­ко­вью и по­ла­га­ет ос­но­ва­ние для мо­лит­вен­но­го хо­да­тай­ства за всех пе­ред Бо­гом. Тор­же­ство Пра­во­сла­вия утвер­жда­ет и укреп­ля­ет ве­ру­ю­щих в пра­вой ве­ре, непре­рыв­но и неиз­мен­но со­хра­ня­ю­щей­ся от вре­мен апо­столь­ских и име­ю­щей со­хра­нить­ся в чи­сто­те до скон­ча­ния ми­ра по обе­то­ва­нию Гос­по­да (Мф.16:18).

При­ме­ча­ния

[1] См. по­дроб­нее об этом: Ти­пи­кон, гл. 33.

[2] Чин мо­леб­на на­хо­дит­ся в Ти­пи­коне и в Пост­ной Три­о­ди в ис­сле­до­ва­нии пят­ка 1 сед­ми­цы, а так­же в «Бо­го­слу­жеб­ных ука­за­ни­ях на 1951 г». Мо­лит­ва на бла­го­сло­ве­ние ко­ли­ва на­хо­дит­ся в Слу­жеб­ни­ке и в Чине бла­го­сло­ве­ния ко­ли­ва в празд­ни­ки.

[3] В на­сто­я­щее вре­мя во мно­гих при­хо­дах цен­траль­ных и Юго-За­пад­ных об­ла­стей в пят­ни­цу (в Москве – по вос­кре­се­ни­ям) со­вер­ша­ет­ся тро­га­тель­ный цер­ков­но-бо­го­слу­жеб­ный об­ряд, на­зы­ва­е­мый пас­си­ей (стра­да­ни­ем). Этот об­ряд был вве­ден при Ки­ев­ском мит­ро­по­ли­те Пет­ре Мо­ги­ле (XVII в.). Слу­жит­ся он на по­ве­че­рии (в пят­ни­цу) или на ве­черне (в вос­кре­се­ние) в 1, 2, 3 и 4 сед­ми­цы или Неде­ли Ве­ли­ко­го По­ста, и со­сто­ит из чте­ния Еван­ге­лия и пе­ния неко­то­рых пес­но­пе­ний Страст­ной сед­ми­цы («Те­бе оде­ю­ща­го­ся све­том, яко ри­зою», «При­и­ди­те, убла­жим Иоси­фа»), ка­са­ю­щих­ся вос­по­ми­на­ния стра­стей (стра­да­ний) Хри­сто­вых, от­ку­да про­изо­шло и са­мо на­зва­ние об­ря­да. О пас­си­ях наш цер­ков­ный Ти­пи­кон ни­че­го не го­во­рит. Устав и об­ряд пас­сии по­ме­щен был впер­вые в кон­це Цвет­ной Три­о­ди, из­дан­ной в 1702 г. при ар­хи­манд­ри­те Ки­е­во-Пе­чер­ском Иоаса­фе Кро­нов­ском, где в кон­це опи­са­ния чи­на бы­ло ска­за­но: «Сия вся вос­по­ми­на­ют­ся по со­ве­ту, а не по по­ве­ле­нию, яже вся под раз­суж­де­ние Церкве свя­тыя пра­во­слав­ныя по­да­ют­ся».

[4] «Чин мо­леб­на в Неде­лю Пра­во­сла­вия», как он со­вер­ша­ет­ся в на­сто­я­щее вре­мя, на­пе­ча­тан в «Бо­го­слу­жеб­ных ука­за­ни­ях» на 1949 год.

[5] На вос­крес­ном бо­го­слу­же­нии от Неде­ли о Мы­та­ре и фа­ри­сее до Неде­ли Всех свя­тых еван­гель­ская сти­хи­ра утре­ни по­ет­ся (или чи­та­ет­ся) пред пер­вым ча­сом (пред нею по­ет­ся или чи­та­ет­ся «Сла­ва, и ныне»).

Источник

Великий пост в 2022 году. 7 марта – 23 апреля

Под­го­то­ви­тель­ный период к Вели­кому посту

(с 13 фев­раля ; завер­ша­ется Про­щё­ным вос­кре­се­ньем, 6 марта ).

седмичный день великого поста. Смотреть фото седмичный день великого поста. Смотреть картинку седмичный день великого поста. Картинка про седмичный день великого поста. Фото седмичный день великого поста

Неделя мясо­пуст­ная (послед­ний день вку­ше­ния мяса),

Кален­дарь Вели­кого Поста

1. Святая Четы­ре­де­сят­ница

• В первые четыре дня первой сед­мицы Вели­кого поста (с поне­дель­ника по чет­верг, 7 марта – 10 марта ) за вечер­ним бого­слу­же­нием чита­ется Вели­кий (Пока­ян­ный) канон, про­из­ве­де­ние гени­аль­ного визан­тий­ского гим­но­графа свя­ти­теля Андрея Крит­ского (VIII в.).

• В пят­ницу сед­мицы вáий, 15 апреля – окон­ча­ние Святой четыредеся́тницы, то есть Соро­ка­днев­ного поста («душе­полéз­ную совер­шив Че­ты­ре­де­ся́тницу…», – поётся за вечер­ним бого­слу­же­нием).

2. Страст­ная сед­мица, или Неделя Стра­да­ний Гос­пода

Вели­кий Поне­дель­ник ( 18 апреля ). Темы бого­слу­жеб­ных вос­по­ми­на­ний: Иосиф Пре­крас­ный, про­дан­ный в Египет за два­дцать среб­ре­ни­ков ( Быт.37 ); про­кля­тие бес­плод­ной смо­ков­ницы, притча о злых вино­гра­да­рях; про­ро­че­ство о раз­ру­ше­нии Иеру­са­лима ( Мф.21:18-43; 24:3-35 ).

Вели­кий Втор­ник ( 19 апреля ). Притчи: о десяти девах и талан­тах; про­рочество о Страш­ном суде (Мф.24:36–26:2).

Вели­кая Среда ( 20 апреля ). Пока­я­ние греш­ницы, воз­лив­шей миро на ноги Иисуса, и пре­да­тель­ство Иуды (Мф.26:6–16).

Послед­ний раз чита­ется молитва прп. Ефрема Сирина с тремя вели­кими покло­нами. На вечер­ней службе в этот день все ста­ра­ются при­нять уча­стие в Таин­стве Пока­я­ния (Испо­веди).

Вели­кий Чет­верг ( 21 апреля ). Вос­по­ми­на­ние Тайной Вечери и уста­нов­ле­ние Таин­ства Евха­ри­стии. Все пра­во­слав­ные хри­сти­ане ста­ра­ются при­ча­ститься Святых Хри­сто­вых Таин.

В кафед­раль­ных собо­рах, в конце Литур­гии, совер­ша­ется Чин умо­ве­ния ног (архи­ерей умы­вает ноги две­на­дцати сослу­жи­те­лям).

Пат­ри­арх совер­шает освя­ще­ние мира.

День вели­кой скорби и стро­гого поста (Устав пове­ле­вает полное воз­дер­жа­ние от пищи в тече­ние всего дня; но, согласно уза­ко­нен­ной тра­ди­ции, здо­ро­вые люди воз­дер­жи­ва­ются от пищи до окон­ча­ния выноса Пла­ща­ницы).

Литур­гия (Бес­кров­ная Жертва) в этот день не слу­жится, потому что Жертва при­не­сена на Гол­гофе (един­ствен­ное исклю­че­ние – в случае сов­па­де­ния Страст­ной Пят­ницы с празд­ни­ком Бла­го­ве­ще­ния).

Утром – чтение Вели­ких (Цар­ских) Часов.

В сере­дине дня (обычно в 14 часов) совер­ша­ется Чин выноса Пла­ща­ницы.

Вече­ром (обычно в 18 часов) совер­ша­ется Чин Погре­бе­ния.

Вели­кая Суб­бота ( 23 апреля ) Пре­бы­ва­ние Гос­пода телом во гробе, со­шествие душою во ад и одно­вре­менно пре­бы­ва­ние на Пре­столе со Отцом и Святым Духом (см. Святая Троица).

Утром совер­ша­ется Литур­гия Вели­кой Суб­боты, после кото­рой, по тра­ди­ции, освя­ща­ется празд­нич­ная тра­пеза (по Уставу, это освя­ще­ние совер­ша­ется в Пас­халь­ную ночь, после Литур­гии и освя­ще­ния артоса).

Свет­лое Хри­стово Вос­кре­се­ние. Пасха – 24 апреля

Недели после Пасхи

Сед­мица 1‑я по Пяти­де­сят­нице, сплош­ная ( 13 июня – 18 июня ).

Источник

7 недель Великого поста. О чем говорят их названия?

1 неделя (21 марта) — Торжество Православия

2 неделя (28 марта) — Святителя Григория Паламы

3 неделя (4 апреля) — Крестопоклонная

4 неделя (11 апреля) — преподобного Иоанна Лествичника

5 неделя (18 апреля) — преподобной Марии Египетской

6 неделя (25 апреля) — Вход Господень в Иерусалим, неделя ваий

7 неделя (26 апреля — 1 мая)— Страстная седмица

Приблизительное время чтения: 17 мин.

Великий пост для христиан — это семь недель (седмиц) напряженного духовного труда. Каждая из них заканчивается воскресным днем (неделей)*, в который верующие вспоминают какое-либо важное событие в жизни Церкви или святого человека, чей подвиг Церковь почитает как особо значимый для всех христиан. Названия некоторых из этих семи недель достаточно широко известны — такие как Крестопоклонная, Страстная.

Но вот смысл этих названий зачастую понятен далеко не всем. А ведь это не просто красивые слова. Это прежде всего — символы, за которыми стоит вполне определенная духовная реальность. Что же символизирует каждая из Недель Великого поста? Почему они названы именно так, а не иначе? И самое главное — к чему же призывают нас эти символы, о чем напоминают, на что указывают?

1 неделя (21 марта) — Торжество Православия

В этом названии Церковь хранит память о победе над ересью иконоборчества, сутью которой было отрицание почитания икон. В 730 году византийский император Лев III Исавр запретил почитание икон. Результатом этого решения стало уничтожение тысяч икон, а также мозаик, фресок, изваяний святых и расписных алтарей во многих храмах. Иконоборчество было официально признано в 754 году на так называемом Иконоборческом соборе при поддержке императора Константина V Копронима, сурово ополчившегося на православных почитателей икон, особенно монахов. По своей жестокости иконоборческие гонения были сопоставимы с гонениями на Церковь языческих императоров Диоклетиана и Нерона. По свидетельству летописца Феофана, современника этих печальных событий, император: «…многих монахов умертвил ударами бичей, и даже мечем, и бесчисленное множество ослепил; у некоторых обмазывали бороду спуском воска и масла, подпускал огонь и таким образом обжигал лица их и головы; иных после многих мучений отсылал в изгнание».

седмичный день великого поста. Смотреть фото седмичный день великого поста. Смотреть картинку седмичный день великого поста. Картинка про седмичный день великого поста. Фото седмичный день великого поста

Борьба с иконопочитанием растянулась почти на столетие, и прекратилась лишь в 843 году, когда по инициативе императрицы Феодоры в Константинополе был созван собор, на котором было решено восстановить почитание икон в Церкви. После того как собор осудил еретиков-иконоборцев, Феодора устроила церковное торжество, которое пришлось на первое воскресенье Великого поста. В тот день патриарх, митрополиты, игумены монастырей, священники и огромное множество мирян впервые за много десятилетий открыто вышли на улицы столицы с иконами в руках. К ним присоединилась и сама императрица Феодора. В воспоминание об этом событии ежегодно в первое воскресенье Великого поста Православная Церковь торжественно празднует восстановление иконопочитания, именуемое Торжеством Православия.

2 неделя (28 марта) — Святителя Григория Паламы

Святитель Григорий Палама был епископом города Фессалоники уже на закате Византийской империи, в XIV веке. В Церкви он почитается как участник и победитель одного из самых сложных богословских споров в истории христианства. Не вдаваясь в тончайшие оттенки этой полемики, можно объединить их общим вопросом: каким образом сотворенный Богом мир связан со своим Создателем и существует ли эта связь вообще; или же Бог настолько далек от мира, что познать Его человек может лишь после собственной смерти, когда его душа покинет этот мир?

Святитель Григорий Палама выразил свою точку зрения на это в блестящей формулировке: «Бог есть и называется природой всего сущего, ибо Ему все причастно и существует в силу этой причастности, но причастности не к Его природе, а к Его энергиям». С этой точки зрения весь наш огромный мир существует благодаря творческим энергиям Бога, непрерывно поддерживающим этот мир в бытии. Мир не является частью Бога. Но и не отделен от Него совершенно. Их связь можно уподобить звучащей музыке, которая не является частью музыканта, но в то же время является осуществлением его творческого замысла, и звучит (то есть — имеет бытие) лишь благодаря творческому действию ее исполнителя.

седмичный день великого поста. Смотреть фото седмичный день великого поста. Смотреть картинку седмичный день великого поста. Картинка про седмичный день великого поста. Фото седмичный день великого поста

Святитель Григорий Палама утверждал, что творческие энергии Божества, поддерживающие бытие мира, человек способен увидеть еще здесь, в земной своей жизни. Таким явлением этих нетварных энергий он считал Фаворский свет, который видели апостолы во время Преображения Иисуса Христа, а также свет, который открывался некоторым христианским подвижникам в результате высокой чистоты жизни и длительных аскетических упражнений. Таким образом, была сформулирована главная цель христианской жизни, сама суть нашего спасения. Это — обо´ жение, когда человек по милости Божьей всей полнотой своего существа посредством нетварных энергий соединяется с Богом.

Учение святителя не было чем-то новым в Церкви. Догматически его учение является сходным с учением святого Симеона Нового Богослова о Божественном (Фаворском) свете и учением преподобного Максима Исповедника о двух волях во Христе. Однако именно Григорий Палама наиболее полно выразил церковное понимание этих важнейших для каждого христианина вопросов. Поэтому Церковь и чтит его память во вторую Неделю Великого поста.

3 неделя (4 апреля) — Крестопоклонная

Эта Неделя — середина Великого Поста. Крестопоклонной она называется потому, что в этот период Поста из алтаря выносится для поклонения украшенный цветами Крест. Крест находится посреди храма до пятницы 4-й седмицы Великого поста.

седмичный день великого поста. Смотреть фото седмичный день великого поста. Смотреть картинку седмичный день великого поста. Картинка про седмичный день великого поста. Фото седмичный день великого поста

Возникает закономерный вопрос — почему же орудие казни Спасителя оказалось у христиан в таком почете? Дело в том, что почитание Креста всегда понималось учением Церкви как поклонение Иисусу Христу в свете Его искупительного подвига. Кресты на куполах, нательные кресты, поклонные кресты, установленные в памятных местах, — все они призваны напоминать, какой страшной и дорогой ценой Иисус Христос совершил наше спасение. Не орудию казни поклоняются христиане, почитая крест, а Самому Христу, обращаясь к величию той жертвы, в которую Иисус Христос принес Себя ради всех нас.

Одно из песнопений, звучащих в Церкви на Крестопоклонной неделе, на современном русском языке звучит примерно так: «Уже пламенный меч не охраняет врат Едема: он чудесно угашен Древом Креста; жала смерти и адовой победы больше нет; ибо явился Ты, Спаситель мой, с кличем к находившимся в аду: «Идите опять в рай!»

4 неделя (11 апреля) — преподобного Иоанна Лествичника

В Богослужении четвертой Недели Великого поста Церковь предлагает всем христианам высокий пример постнической жизни в лице преподобного Иоанна Лествичника. Он родился около 570 года и был сыном святых Ксенофонта и Марии. Всю свою жизнь преподобный провел в монастыре, расположенном на Синайском полуострове. Иоанн пришел туда шестнадцатилетним юношей и с тех пор никогда уже не покидал святую гору, на которой пророк Моисей когда-то получил от Бога Десять заповедей. Пройдя все ступени монашеского совершенствования, Иоанн стал одним из самых почитаемых духовных наставников монастыря. Но однажды недоброжелатели позавидовали его славе и стали обвинять его в болтливости и лжи. Иоанн не стал спорить со своими обвинителями. Он просто замолчал, и за целый год не произнес ни одного слова. Лишившись духовного наставления, его обвинители сами вынуждены были просить святого возобновить прерванное их интригами общение.

Он уклонялся от всякого рода особенных подвигов. Вкушал он все, что дозволялось по иноческому обету, но — умеренно. Не проводил ночей без сна, хотя спал не более того, сколько необходимо для поддержания сил, чтобы непрестанным бодрствованием не погубить ума. Перед сном долго молился; много посвящал времени чтению душеспасительных книг. Но если во внешней жизни прп. Иоанн действовал во всем осторожно, избегая крайностей, опасных для души, то во внутренней духовной жизни он, «возгораемый божественной любовью», не хотел знать границ. Особенно глубоко он был проникнут чувством покаяния.

седмичный день великого поста. Смотреть фото седмичный день великого поста. Смотреть картинку седмичный день великого поста. Картинка про седмичный день великого поста. Фото седмичный день великого поста

В 75-летнем возрасте Иоанн против своего желания был возведен в должность начальника Синайской обители. Монастырем он управлял недолго, всего четыре года. Но именно в это время им была написана удивительная книга — «Лествица». История ее создания такова. Однажды иноки монастыря, расположенного в двух днях пути от Синая, прислали Иоанну письмо с просьбой составить для них руководство в духовно-нравственной жизни. В письме они называли такое руководство надежной лестницей, по которой им можно было бы безопасно восходить от земной жизни к Небесным вратам (духовному совершенству). Иоанну понравился этот образ. Откликнувшись на просьбу собратьев, он написал книгу, которую так и назвал — Лествица. И хотя книга эта появилась 13 веков назад, ее до сих пор с огромным интересом и пользой для себя читает множество христиан во всем мире. Причина такой популярности — удивительно простой и доходчивый язык, которым святой Иоанн сумел объяснить сложнейшие вопросы духовной жизни.

Вот лишь несколько мыслей Иоанна Лествичника, которые по-прежнему остаются актуальными для каждого внимательного к себе человека:

«Тщеславие выказывается при каждой добродетели. Когда, например, храню пост — тщеславлюсь, и когда, скрывая пост от других, разрешаю на пищу, опять тщеславлюсь — благоразумием. Одевшись в красивую одежду, побеждаюсь любочестием, и, переодевшись в худую, тщеславлюсь. Говорить ли стану? Попадаю во власть тщеславия. Молчать ли захочу? Опять предаюсь ему. Куда ни поверни эту колючку, она всегда встанет шипом кверху»

«…Никогда не стыдись того, кто перед тобою злословит ближнего, но лучше скажи ему: «Перестань, брат, я ежедневно падаю в лютейшие грехи и как я могу его осуждать?» Ты сделаешь таким образом два добра и одним пластырем исцелишь и себя и ближнего».

«…Зла и страстей по естеству нет в человеке; ибо Бог не творец страстей. Добродетели же многие даровал Он нашей природе, из которых известны следующие: милостыня, ибо и язычники милосердствуют; любовь, ибо часто и бессловесные животные проливают слезы, когда их разлучают; вера, ибо все мы от себя ее порождаем; надежда, потому что мы и взаем берем, и взаем даем, и сеем, и плаваем, надеясь обогатиться. Итак, если, как мы здесь показали, любовь есть добродетель естественная нам, а она есть союз и исполнение закона: то значит, добродетели недалеки от нашего естества. Да постыдятся же те, которые представляют свою немощь к исполнению их».

«Лествица» и по сей день остается одной из самых известных и читаемых книг у православных христиан. Поэтому Церковь чтит память ее автора, называя именем преподобного Иоанна четвертую Неделю Великого поста.

5 неделя (18 апреля) — преподобной Марии Египетской

История преподобной Марии Египетской, пожалуй, самый яркий пример того, как через усиленный пост человек способен с Божией помощью вывести свою жизнь к свету даже из самых страшных и беспросветных духовных тупиков.

седмичный день великого поста. Смотреть фото седмичный день великого поста. Смотреть картинку седмичный день великого поста. Картинка про седмичный день великого поста. Фото седмичный день великого поста

Мария родилась в пятом веке в Египте и была, что называется, «трудным ребенком». В 12 лет девочка убежала из дома и отправилась на поиски приключений в Александрию — самый крупный город Империи после Рима. Там все ее приключения очень скоро свелись к обыкновенному разврату. Семнадцать лет она провела в непрерывных блудных похождениях. Блуд не был для нее способом заработка: в нем несчастная девушка находила единственный и главный смысл своего существования. Со своих знакомцев Мария не брала ни денег, ни подарков, рассудив, что таким образом она привлечет к себе больше мужчин.

Однажды она попала на корабль, перевозивший в Иерусалим паломников. Но совсем не для поклонения христианским святыням отправилась Мария в это плавание. Ее целью были молодые моряки, с которыми она все путешествие провела в привычных забавах. Прибыв в Иерусалим, Мария и здесь продолжала развратничать по своему обыкновению.

Но однажды, во время большого праздника, она из любопытства решила зайти в Иерусалимский храм. И с ужасом обнаружила, что не может этого сделать. Несколько раз она пыталась вместе с толпой паломников попасть внутрь храма. И каждый раз, как только ее нога касалась порога, толпа отбрасывала ее к стене, а все остальные беспрепятственно проходили внутрь.
Марии стало страшно, и она заплакала.

В притворе храма висела икона Богородицы. Мария никогда раньше не молилась, но теперь перед иконой она обратилась к Божией Матери и поклялась изменить свою жизнь. После этой молитвы она снова попробовала переступить порог храма — и теперь благополучно прошла внутрь вместе со всеми. Поклонившись христианским святыням, Мария отправилась к реке Иордан. Там, на берегу, в небольшой церкви Иоанна Крестителя она причастилась Тела и Крови Христовых. А на следующий день переправилась через реку и ушла в пустыню для того, чтобы уже никогда не возвращаться к людям.

Но даже там, вдали от привычных соблазнов большого города, Мария не нашла себе покоя. Мужчины, вино, разгульная жизнь — всего этого в пустыне, конечно же, не было. Но куда можно было убежать от собственного сердца, которое помнило все греховные удовольствия прежних лет и никак не хотело от них отказываться? Блудные желания терзали Марию и здесь. Бороться с этой бедой было невероятно трудно. И всякий раз, когда у Марии уже не оставалось сил противиться страсти, ее спасала память о клятве перед иконой. Она понимала, что Матерь Божия видит все ее поступки и даже мысли, обращалась в молитве к Богородице и просила помощи в исполнении своего обещания. Спала Мария на голой земле. Питалась скудной растительностью пустыни. Но полностью избавиться от блудной страсти она смогла лишь через семнадцать лет такой напряженной борьбы.

После этого она провела в пустыне еще два десятилетия. Незадолго до своей кончины Мария впервые за все эти годы встретила среди песков человека. Это был странствующий монах Зосима, которому она и рассказала историю своей жизни. К этому времени Мария Египетская достигла удивительных высот святости. Зосима видел, как она переходила реку по воде, а во время молитвы отрывалась от земли и молилась, стоя на воздухе.

Имя Мария в еврейском языке означает — госпожа, хозяйка. Всей своей жизнью Мария Египетская засвидетельствовала, что человек действительно является хозяином своей судьбы. Вот только распорядиться ею можно очень и очень по-разному. Но все же возможность с Божией помощью изменить себя к лучшему остается у каждого даже на самых запутанных житейских дорогах.

6 неделя (25 апреля) — Вход Господень в Иерусалим, неделя ваий

седмичный день великого поста. Смотреть фото седмичный день великого поста. Смотреть картинку седмичный день великого поста. Картинка про седмичный день великого поста. Фото седмичный день великого поста

Это странное название шестой Недели происходит от греческого слова «вайи». Так называют разлапистые широкие листья пальм, которыми жители Иерусалима устилали дорогу перед въезжающим в город Христом за неделю до Его Распятия. Вход Господень в Иерусалим — одновременно и радостный, и печальный праздник. Радостный потому, что в этот день Христос несомненно явил Себя людям как Мессия, Спаситель мира, многие века ожидаемый человечеством. А грустный этот праздник потому, что вход в Иерусалим, по сути, стал началом Крестного пути Христа. Израильский народ не принял своего истинного Царя, и большинство тех, кто восторженно приветствовал Спасителя с вайями в руках, и кричал: «Осанна Сыну Давидову!», уже через несколько дней в остервенении будут вопить: «Распни Его, распни!»

Православные христиане на этот праздник тоже приходят в храм с ветвями в руках. Правда, у нас в России это не пальмы, а веточки вербы. Но суть этого символа — та же, что и две тысячи лет назад в Иерусалиме: ветвями мы встречаем нашего Господа, вступающего на Свой Крестный Путь. Только современные христиане, в отличие от жителей древнего Иерусалима, абсолютно точно знают, Кого они приветствуют в этот день и что Ему предстоит вместо царственных почестей. Об этом прекрасно сказал в одной из проповедей митрополит Антоний Сурожский: «Народ Израилев от Него ожидал, что, вступая в Иерусалим, Он возьмет в свои руки власть земную; что Он станет ожидаемым Мессией, Который освободит Израильский народ от врагов, что кончена будет оккупация, что побеждены будут противники, отмщено будет всем. А вместо этого Христос вступает в Священный Град тихо, восходя к Своей смерти. Народные вожди, которые надеялись на Него, поворачивают весь народ против Него; Он их во всем разочаровал: Он не ожидаемый, Он не тот, на которого надеялись. И Христос идет к смерти. » В праздник Входа Господня в Иерусалим верующие тоже, подобно евангельским иудеям, приветствуют Спасителя вайями. Но каждый, взявший их в руки, должен честно спросить себя, готов ли он принять Христа не как могущественного земного царя, а как Владыку Царства небесного, Царства жертвенной любви и служения? Вот к чему призывает Церковь в эту радостно-печальную неделю с непривычным для русского слуха названием.

7 неделя (26 апреля — 1 мая)— Страстная седмица

седмичный день великого поста. Смотреть фото седмичный день великого поста. Смотреть картинку седмичный день великого поста. Картинка про седмичный день великого поста. Фото седмичный день великого поста

Среди седмиц Великого Поста Страстная занимает особое положение. Предыдущие шесть недель, или Четыредесятница, установлены в честь сорокадневного поста Спасителя. А вот Страстная седмица — уже в воспоминание последних дней земной жизни, страданий, смерти и погребения Христа.

На голову Спасителя палачи надели терновый венец в форме шапки, похожей на митру (символ царской власти на Востоке). Когда легионеры глумились над Ним, от каждого удара палкой по «терновой митре» острые и крепкие четырехсантиметровые шипы вонзались все глубже, вызывая сильную боль и кровотечение…

Его били по лицу палкой толщиной около 4,5 см. Специалисты, исследующие Туринскую плащаницу, констатировали многочисленные повреждения: разбитые брови, порванное правое веко, травма носового хряща, щек, подбородка; около 30 проколов, сделанных шипами…

Потом Его приковали к столбу и стали избивать бичом. По следам на Туринской плащанице выходит, что Христу было нанесено 98 ударов. Многие приговоренные к такой экзекуции не выдерживали ее и умирали от боли еще до конца бичевания. В римский бич вплетались металлические шипы, когти хищных животных, на конце привязывался груз, чтобы хлыст лучше обвивал тело. При ударах такой плетью человеческая плоть рвалась на куски… Но это был еще не конец, а только начало страданий Спасителя.

Современному человеку трудно даже представить, что же происходило на кресте с человеком, приговоренным к смерти через распятие. А происходило там вот что. Человека укладывали на крест, лежащий на земле. Огромные кованые гвозди с зазубренными гранями вбивались казнимому в запястья, чуть выше ладоней. Гвозди задевали срединный нерв, причиняя страшную боль. Затем гвозди вгонялись в стопы. После этого крест с прибитым к нему человеком поднимали и вставляли в специально приготовленное отверстие в земле. Повисая на руках, человек начинал задыхаться, так как грудная клетка его оказывалась сдавленной под весом тела. Единственным способом глотнуть воздуха было опереться на гвозди, прибивающие ноги к кресту. Тогда человек мог выпрямиться и сделать глубокий вдох. Но боль в пробитых стопах не позволяла долго находиться в таком положении, и казнимый вновь повисал на своих руках, пробитых гвоздями. И опять начинал задыхаться…

седмичный день великого поста. Смотреть фото седмичный день великого поста. Смотреть картинку седмичный день великого поста. Картинка про седмичный день великого поста. Фото седмичный день великого поста

седмичный день великого поста. Смотреть фото седмичный день великого поста. Смотреть картинку седмичный день великого поста. Картинка про седмичный день великого поста. Фото седмичный день великого поста

И вся Вселенная в трепете: ад погиб; мертвый — ни един во гробе; отделенность, безнадежная отделенность от Бога побеждена тем, что Сам Бог пришел в место последнего отлучения. Ангелы поклоняются Богу, восторжествовавшему над всем, что земля создала страшного: над грехом, над злом, над смертью, над разлукой с Богом.

И вот мы трепетно будем ждать того мгновения, когда сегодня ночью и до нас дойдет эта победоносная весть, когда мы услышим на земле то, что в преисподней гремело, то, что в небеса пожаром поднялось, услышим это мы и увидим сияние Воскресшего Христа».

*Во избежание путаницы. Слово «неделя» в богослужебном языке обозначает воскресный день, неделя же в нашем сегодняшнем понимании называется «седмицей». Каждая из шести седмиц Великого поста (в месяцеслове они обозначаются порядковыми номерами — первая, вторая и т. д.) завершается неделей, посвященной тому или иному празднику или святому. Великий пост, как период сугубого покаяния, заканчивается в пятницу шестой седмицы. Лазарева суббота и Вход Господень в Иерусалим (Вербное воскресенье, или Неделя ваий) стоят особняком и в Великий пост не входят, хотя пост в эти дни, разумеется, не отменяется. Седьмая постная седмица — Страстная — с богослужебной точки зрения также не входит в святую Четыредесятницу. Эти дни посвящены уже не нашему покаянию, а воспоминанию последних дней жизни Христа. Седьмое воскресенье — Пасха. Далее в статье под словом «неделя» понимается воскресный день (кроме Страстной недели) — Ред.

Фотографии Владимира Ештокина и Александра Болмасова

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *