се ныне время благоприятно се ныне день спасения

Толкования Священного Писания

Содержание

Толкования на 2 Кор. 6:2

Свт. Иоанн Златоуст

Ибо сказано: во время благоприятное Я услышал тебя и в день спасения помог тебе. Вот, теперь время благоприятное, вот, теперь день спасения

Беседы на 2-е послание к Коринфянам.

Толкование на пророка Исаию.

Свт. Василий Великий

Ибо сказано: во время благоприятное Я услышал тебя и в день спасения помог тебе. Вот, теперь время благоприятное, вот, теперь день спасения

Пространные аскетические правила (Пролог).

Свт. Максим Туринский

Ибо сказано: во время благоприятное Я услышал тебя и в день спасения помог тебе. Вот, теперь время благоприятное, вот, теперь день спасения

Святой апостол приводит свидетельство пророка… и я тоже свидетельствую вам о том, что настали дни искупления, пришло время своего рода небесного исцеления, когда мы сможем залечить всякую язву наших пороков и каждую рану от наших грехов. Мы достигнем этого, если, исполнившись веры, станем молить Исцелителя наших душ и не отвергнем, как недостойные, Его предписаний. Ведь охваченный болезнью человек уже нашел исцеление, если он тщательно исполняет указания своего врача; но если он делает одно, а предписано другое, то тогда на нарушителе, а не на враче лежит вина за то, что болезнь прогрессирует.

Собрание речей.

Свт. Тихон Задонский

Глаголет бо: во время благоприятно послушах тебе, и в день спасения помогох ти. Се ныне время благоприятно, се ныне день спасения

Свт. Феофан Затворник

Глаголет бо: во время благоприятно послушах тебе, и в день спасения помогох ти. Се ныне время благоприятно, се ныне день спасения

Продолжает убеждать, чтоб не делали тщетною принятой благодати. Спешите, говорит, пользоваться временем; теперь оно очень благоприятно спасению; если пропустите, погибнете. Время, разумеет он,– время сей жизни для каждого и время до второго пришествия для всех людей. Так святой Златоуст: «Не предавайтесь беспечности, старайтесь всячески угодить Богу и собирать сокровища духовные; дабы после толикого Божия попечения, предавшись беспечности и не показавши ничего доброго, не лишиться вам столь великих благ. Не думайте, чтобы это умаливание продолжалось вечно. Оно продолжится только до второго пришествия Господня. Он будет умолять и призывать, доколе только мы здесь находимся, а после сего – суд и мучение. Сие-то, говорит, и побуждает нас умолять вас. Он возбуждает верующих не только обилием и высотою благ и человеколюбием Божиим, но и краткостию времени, и не только краткостию данного времени, но и тем, что сие только время и благоприятно для спасения. Се ныне, говорит, время благоприятно, се ныне день спасения. Не будем же терять благоприятного времени, но покажем достойное данной нам благодати попечение. Потому, говорит, и мы сами спешим, зная краткость благоприятного времени. Время благоприятно. Какое это время? – Время дара и благодати, в которое не отчета в грехах требуют и не осуждение произносят, но с прощением грехов предлагают и бесчисленные блага к наслаждению, оправдание, освящение и все другие. Сколько надлежало трудиться, чтобы получить такое время? Но вот без всякого с нашей стороны труда пришло это время, неся с собою оставление всех прежде бывших грехов. Посему и называет его благоприятным; потому что Господь принимает ныне и величайших грешников, и не только принимает, но еще удостаивает их высочайших почестей. Ибо в пришествие царя не суда время, но милости и спасения. Потому, опять, и называет время благоприятным, доколе мы находимся в подвиге, доколе делаем в винограднике, доколе остается единонадесятый час. Итак, приступим к подвигу, покажем жизнь добродетельную; ибо легко и удобно получить награду подвизающемуся в такое время, в которое излились толикие дары, толикая благодать. И у земных царей во время торжеств, когда они являются в царских одеждах, и мало потрудившийся получает великие дары; а в то время, когда они судят, большая требуется исправность и великое усилие, чтобы получить что-нибудь. Посему и мы будем подвизаться в столь благоприятное ныне время, в которое все дают даром. Ибо ныне время благодати, Божией благодати, в которое легко можем получить венцы. Ибо если обремененных толикими грехами принял и простил нас Бог, то не тем ли паче примет нас, прощенных уже, и когда привносим нечто и от своего произволения».

Второе послание к Коринфянам святого апостола Павла, истолкованное святителем Феофаном.

Прп. Ефрем Сирин

Ибо сказано: во время благоприятное Я услышал тебя и в день спасения помог тебе. Вот, теперь время благоприятное, вот, теперь день спасения

Толкование на священное Писание. Второе послание к Коринфянам.

Блж. Феодорит Кирский

Ибо сказано: во время благоприятное Я услышал тебя и в день спасения помог тебе. Вот, теперь время благоприятное, вот, теперь день спасения

Так, воспользовавшись пророческим свидетельством, апостол усиливает свое увещание.

Толкования на послания апостола Павла (2 Кор. 6:2).

Блж. Феофилакт Болгарский

Ибо сказано: во время благоприятное Я услышал тебя и в день спасения помог тебе. Вот, теперь время благоприятное, вот, теперь день спасения

Какое это благоприятное время? Время благодати, в котором прощение грехов и сообщение оправдания. Время благоприятное есть то, в которое Бог принимает нас, выслушивает нас и спасает. Ибо во время суда Он не будет ни выслушивать, ни помогать, ни спасать. Итак, мы должны подвизаться в это время благодати, потому что легко получим награды.

Толкование на Второе послание к Коринфянам святого апостола Павла.

Мартирий Сахдона

Ибо сказано: во время благоприятное Я услышал тебя и в день спасения помог тебе. Вот, теперь время благоприятное, вот, теперь день спасения

Если бы мы, умножив наше воззвание, ради нашей же пользы не получили ответа, то и тогда не должно нам отчаиваться и расслабляться, но с еще большим усердием просить. Ибо во время благоприятное и в должный час Он ответит нам и спасет.

Книга совершенства.

Фульгенций Руспийский

Ибо сказано: во время благоприятное Я услышал тебя и в день спасения помог тебе. Вот, теперь время благоприятное, вот, теперь день спасения

К Евфимию о прощении грехов.

О прощении грехов.

Амвросиаст

Ибо сказано: во время благоприятное Я услышал тебя и в день спасения помог тебе. Вот, теперь время благоприятное, вот, теперь день спасения

Это записано в книге пророка Исайи (Ис. 49:8). Апостол Павел учит, что милость Бога во Христе была предопределена. Ибо определил Бог пролить милость Свою так, чтобы щедро одарить помощью тех, кто молил [Его] именем Христа.

На Послания к Коринфянам.

Архиеп. Евсевий (Орлинский)

Ибо сказано: во время благоприятное Я услышал тебя и в день спасения помог тебе. Вот, теперь время благоприятное, вот, теперь день спасения

Во время благоприятное Я услышал тебя, и в день спасения помог тебе. Сказано это у пророка Исаии: Бог Отец говорит Сыну, обещанному Спасителю мира. Это показывает порядок речи. Выше у пророка сказано от лица Бога Отца к обетованному Спасителю: Се дах Тя в завет рода, во свет языком, еже быти Тебе во спасение, даже до последних земли (Ис. 49:7). И непосредственно после слов: в день спасения помог Тебе, – читаем: и сотворих Тя, и дах Тя в завет вечный языков (в посредника нового завета с народами), еже устроити землю и наследити наследия пустыни (чтобы восстановить падшее человечество и возвратить ему потерянные дары благодатные (стих 8, сл. Ис. 42:6). В прошедшем времени говорится вместо будущего: пророку дано было так созерцать для означения того, что обетование несомненно исполнится. Оно исполнилось, когда Иисус Христос совершил на земле спасение рода человеческого, принесши самого Себя в умилостивительную жертву за грехи мира. Бог Отец услышал ходатайственное моление единородного Сына Своего, благоволил принять искупительную жертву – Его, и излил милости на падший род человеческий, бывший до того времени под клятвою Божеского праведного гнева.

Вот, теперь время благоприятное, вот, теперь день спасения. Время до пришествия в мир обетованного Искупителя, Иисуса Христа, было время неблагоприятное, время сеней и гаданий; была ночь, время ожидания будущего благодатного рассвета; а по явлении Господа Спасителя в мир ночь прошла и настал день; обетования и пророчества исполнились; спасительное ведение распространилось по всем странам вселенной; образы будущих благ заменены исполнением обетований; спасение сделалось всем доступным чрез веру в Иисуса Христа. Апостол как бы так говорит: вот теперь – то время, о котором пророк Исаия предсказал; вот, теперь продолжается тот день спасения, которого ожидали ветхозаветные патриархи. Это благоприятное время и этот день спасения продолжается с той эпохи, как единородный Сын Божий, восприняв естество человеческое, совершил на земле искупление рода человеческого, примирил мир с Богом и открыл человекам вход в обители небесные. А для Коринфян настало это благоприятное время, этот день спасения с того дня, как им возвещено благовестие о спасении чрез веру в Иисуса Христа, и открылась возможность идти путем спасения, последуя Евангельскому учению. Это благоприятное время, по отношению ко всей Церкви Христовой, есть все то время, которое прошло и пройдет с того времени, как совершилось искупление рода человеческого чрез Иисуса Христа, и до скончания мира; а по отношению к каждому человеку есть время его жизни в недрах православной Церкви Христовой; и если христианин постоянно и усердно заботится о своем спасении, то должен почитать благоприятным временем для своего спасения всякую настоящую минуту, которою надобно пользоваться для своего спасения без промедления, не отлагая до будущего времени, которое не в наших руках, и о котором мы не знаем, дано ли будет оно нам. Так Господь заповедал Своим ученикам: бдите убо, яко не весте дне, ни часа, в онеже Сын человеческий приидет (Мф. 25:13).

Беседы на воскресные и праздничные чтения из Апостола.

Лопухин А.П.

Ибо сказано: во время благоприятное Я услышал тебя и в день спасения помог тебе. Вот, теперь время благоприятное, вот, теперь день спасения

Источник

Время благоприятное

Поучение в первую неделю Великого поста

Се ныне время благоприятно, се ныне день спасения.

се ныне время благоприятно се ныне день спасения. Смотреть фото се ныне время благоприятно се ныне день спасения. Смотреть картинку се ныне время благоприятно се ныне день спасения. Картинка про се ныне время благоприятно се ныне день спасения. Фото се ныне время благоприятно се ныне день спасения

Братья! С такими словами обращается святой апостол Павел к коринфским христианам. Слова эти не потеряли силу и значение на протяжении 19 веков, они приложимы и к нам, в настоящее время. Поистине время благоприятное, теперь день спасения. Время Великого поста – самое удобное и благоприятное для покаяния и исправления нашего, и Святая Церковь, как чадолюбивая Мать, внушает нам воспользоваться им для нашего исправления и спасения. Время Великого поста есть время воздержания и исправления, время покаяния, для чего каноны церковные запрещают нам употреблять скоромную пищу, да и постную советуют употреблять как можно умереннее, меньше и проще; запрещают всякие шумные собрания и увеселения. Но для истинного, настоящего поста не довольно есть только поменьше и есть постную пищу, недостаточно того, что мы лишимся разных удовольствий и радостей. Надобно еще воздерживаться в словах и речах, надобно обуздать язык свой и избегать тех людей, которые много говорят праздно. Надобно смирять себя, не жаловаться и не роптать в случаях несчастных, надо с терпением нести свой жизненный крест. Ко всему этому надобно присоединить и дела любви и милосердия. Раздробляй алчущим хлеб твой и нищия безкровныя введи в дом твой (Ис. 58: 7), – говорит Господь чрез пророка Своего Исаию.

Уклонися от зла и сотвори благо (Пс. 33: 15). Покайтесь, загляните в глубокие тайники своих душ, и отыщите дела греховные, и откройте их духовному отцу, воздержитесь от всякого злого слова и дела, поучайтесь добродетели, и тогда только ваш пост будет истинно христианским постом. Каждый не соблюдающий сказанного напрасно постится.

Аще в судех и сварех поститеся, вскую мне поститеся… Не такового поста Аз избрах (Ис. 58: 4–6), – через Исаию говорит Господь. Пост должен быть временем покаяния и сокрушения о своих грехах. Все способствует этому покаянию. Веселье, шумные собрания, развлечения прекращены, даже и самое богослужение Великого поста располагает к душевной скорби и раскаянию. Многие из нас за собою не признают важных грехов, а о мелких можно и умолчать, многие так думают. Но если мы заглянем в свое сердце, рассмотрим свою жизнь, то каждый из нас много найдет за собой недостатков и ошибок, даже преступлений, за которые должен каждый дать отчет Господу. Поэтому теперь, когда время благоприятное, когда наступил день спасения, будем испытывать свое сердце, принесем сердечное и истинное покаяние во всех своих преступлениях, недостатках и ошибках. Когда бы мы уразумели надлежащим образом то бедствие, в которое впали через грехи, когда бы сознали и поняли, что своими силами мы не в состоянии исправиться, то мы бы обратились за помощью к Милосердному Богу. Он к нам так милостив, так снисходителен, что через причащение Его Святых Таин – Тела и Крови – мы очищаемся, освящаемся и нам прощаются все наши грехи. Братья! Послушайте только, что нам говорит наш сладчайший Спаситель: Ядый Мою плоть и пияй Мою кровь во Мне пребывает, и Аз в нем (Ин. 6: 56). Кто после этого не поспешит соединиться со Христом? Как человек смеет отказываться, а тем более не считать нужным сие общение?

Аще не снесте плоти Сына Человеческаго, не пиете крови Его, живота не имате в себе. Ядый Мою плоть и пияй Мою кровь имать живот вечный, и Аз воскрешу его в последний день (Ин. 6: 53–54), – говорит нам и всему человечеству Господь Иисус.

Вот как спасительно бывает для нас причащение Святых Христовых Таин! Кто же после этого будет удаляться от причащения? Неужели кто захочет быть врагом для себя? К несчастью, такие люди есть между нами. Обязанности и мирские заботы, – говорят они, – не позволяют нам пойти в церковь и приобщиться. Неужели из-за земных, житейских забот и выгод мы должны позабыть заботы о Небесном Царстве, о вечном спасении? Неужели невозможно уделить несколько дней в течение целого года, чтобы употребить их для исполнения первейшего долга каждого христианина? Какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит (Мк. 8: 36)? – говорит Спаситель. Но есть люди, которые не в силах посвятить для Бога и своего спасения ни одного дня. Они настолько сроднились с грехом, что не могут с ним расстаться. А есть и такие, которые говорят: «Покаемся в своих грехах при смерти». О, безумцы! Разве вы не знаете, что жизнь ваша во власти Бога и Он может в одно мгновение прекратить ее? Господь вас зовет получить вечное блаженство и рай, а вы нераскаянным сердцем и с самонадеянностью отвечаете Ему: «Завтра, послезавтра приду». Но тогда будет поздно. Вы услышите Его голос: не вым вас… понеже звах вас и не послушасте, простирах словеса и не внимасте, но отметасте Мои советы (Притч. 1: 24, 25).

О, жестокосердие и нераскаянность человеческая! Братья заблуждающиеся! Днесь аще глас Божий услышите, не ожесточите сердец ваших (Евр. 3: 7–8).

Не отлагайте, возлюбленные братья, день спасения. Теперь, как никогда, пришло благоприятное время соединиться с Христом, вечным Источником вечной жизни, Который принес Себя в жертву и предлагает нам воспользоваться этой жертвой. Неужели мы не воспользуемся?

Сказано в первую неделю Великого поста в церкви Кишиневской митрополии 7 марта 1910 года.

Источник

Се время благоприятное, се ныне день спасения

Святая и великая Четыредесятница – светлое и благоприятное поприще добродетелей, которое Церковь нам предлагает в определенный период и открывает нам свои двери, чтобы все мы с радостью и добрым расположением вошли в нее, дабы воспринять на себя особый подвиг и принести Богу как дар наше собственное время.

«Се время благоприятное, се ныне день спасения», – такие умиленные слова мы слышим на вечерней службе. Се ныне время благоприятное для служения Богу, время покаяния и время спасения. Святая Четыредесятница характеризуется благодатью покаяния, которое привлекает благодать Святого Духа в сердце человека. По этой причине с первого дня святой Четыредесятницы Мать-Церковь полагает как фундамент прощение и оставление обид между нами. «Если будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец наш Небесный» (Ср.: Мф. 6, 14), – говорит Христос в Евангелии.

Когда человек борется со страстями и немощами, он нуждается в присутствии Божественной благодати, потому что это не просто борьба собственными силами с самим собой, страстями, диаволом и миром (в отрицательном понимании этого слова). Также пост не является диетой, которую соблюдают ради телесного здоровья, по строго заданной программе, надеясь только на свои собственные ресурсы. У Великого поста совершенно другой смысл и предназначение. Смысл его состоит в привлечении Божественной благодати в сердце человека, в избегании греха, в том, чтобы умертвить страсти, мертвящие нашу душу. Сердце, очистившееся от страстей, Господь просвещает Своим Божественным светом, и оно становится способным узреть правильный путь в Царствие Небесное. Нам необходимы телесные подвиги и труд поста, но они нуждаются и в Божественной поддержке. Для того мы и просим прощения друг у друга, смиряясь друг перед другом, – чтобы Дух Святой освятил наши души и открыл наши глаза, дабы мы смогли узреть нашу собственную греховность и стали способными всецело развернуть себя к Богу и испросить прощения наших собственных согрешений. Потому что если весь наш подвиг не направлен на прощение грехов и благословенное состояние покаяния, то тогда он, к сожалению, остается бесплодным.

Путь покаяния сопряжен с душевной болью и слезами, но только такое покаяние приносит свои плоды

Подвиг покаяния, по учению отцов Церкви, очищает сердце человека. «Окропиши мя иссопом, и очищуся, омыеши мя, и паче снега убелюся» (Пс. 50: 9), – говорит божественный Давид в Псалтири. Сам путь покаяния сопряжен с сердечным сокрушением, с душевной болью, слезами и сожалением о соделанных грехах. Однако только такое покаяние приносит свои сладостные плоды, потому что лишь такое подлинное покаяние «смывает» с нас бремя греховности. Сердце, предочищенное покаянием, снова посещает Божественная благодать, которая нас обновляет, облегчает нашу совесть и возвращает нас в состояние первозданности, к тому, какими нас создал Бог, творя по Своему образу и подобию. Вот в чем заключается покаянный подвиг святой Четыредесятницы.

Телесный пост, бдение, множество долгих богослужений и стояние на них, коленопреклонения – все эти подвиги Великого поста направлены на то, чтобы привести уязвленное грехом сердце человека в умиление. Это окаменевшее, бесчувственное ко всему духовному от бесчисленного множества грехов сердце человека, которое не в состоянии принести равносильный своим грехам плач, потому что удалилось от Бога, Церковь своим аскетическим, покаянным настроем и учением сначала раскрывает, делает более чувствительным и наконец «сокрушает» всю его окаменелость. От этого сокрушения, этих методических «ударов» по сердцу человек постепенно приходит в умиление, умиление же, в свою очередь, очищает нашу душу, обновляет ее и просвещает.

В самом начале подвиг покаяния можно уподобить попаляющему огню, сжигающему в человеке все ветхое, он оставляет в душе некое томление; потом, когда христианин упражняется в покаянии постоянно, этот огонь уже не обжигает, но превращается в свет, который его просвещает, услаждает и извещает, что Иисус Христос простил его и Сам является Сладчайшим Светом, по сравнению с Которым все мирские блага меркнут.

Так давайте же приступим к этому подвигу с большой ревностью, а не с малодушием и трусостью. Человек трусливый нисколько не преуспеет на сем пути, потому что он нисколько не причастен к Царствию Небесному, так как полагается только на свои собственные силы. Он забывает о Всемогуществе Божием, он забывает о том, что говорит апостол Павел: «Все могу в укрепляющем меня Иисусе Христе» (Флп. 4, 13); и еще: «Немощное мира избрал Бог, чтобы посрамить сильное» (1 Кор. 1, 27); и еще: «ибо сила Моя совершается в немощи» (2 Кор. 12, 9). Я всё могу – не сам по себе, конечно, и не своими силами, но силой Христовой, которая меня укрепляет. С такими мыслями и радостным настроением мы должны приступить к этому благословенному подвигу; святитель Иоанн Златоуст пишет об этом так: мы, подобно львам, готовящимся к прыжку, даже и помыслить не должны, что не выдержим подвига Великого поста.

«С нами Бог», – поется на великом повечерии, а если Он с нами, то нас не оставит, но даст нам силы. Дай Богу свое доброе расположение, и получишь от Него силу совершить дело спасения своей души, а не только пройти весь Великий пост.

Если же нам по телесной немощи не удается держать пост так, как это предписывает Устав Церкви, то мы должны взять благословение у духовника на послабление поста, нисколько не смущаясь, так как в Церкви существует такое понятие, как икономия (то есть бережное отношение к кому-либо или чему-либо).

Кто нам мешает смириться и покаяться, кроме самих себя?

Кто нам мешает смириться и покаяться, кроме самих себя? Для смирения от человека не требуется, чтобы он был молод и полон телесных сил. Ему нужно лишь иметь смиренное о себе мнение, всеми силами избегать греха и постоянно иметь сердце сокрушенное. Мы все, молодые и старые, здоровые и больные, можем привлечь в свое сердце благодать, рождающуюся от смирения. То, что требует от нас Господь, – это наше сердце: все его желания и любовь должны быть устремлены к Богу – «сыне, даждь Ми сердце твое». Нам удастся это, если мы освободимся от самих себя и от страстей, связывающих нас. Пост является на этом пути только первой, но очень необходимой ступенькой, которая возводит нас к мужественному состоянию, в котором мы «обрываем» всю связку страстей. А потом мы с большим дерзновением в духовной борьбе сможем избавиться от злобы, лукавства и всего того, что очерняет икону Божию – человека. Но всем нам, повторю еще и еще раз, необходимо приобрести смирение. А о том, как достичь смирения, очень много написано в аскетической литературе.

Человек смиренный с легкостью может покаяться в своих грехах, помолиться, вернуть здравое состояние души и тела. Гордый же покаяться не может. Он не может трезво оценить действительное положение вещей: понять, что он нуждается в поддержке Бога. Гордый никогда не испытывает чувства вины. Он всегда прав, он никогда не скажет «Прости», он все время оправдывает себя. И что еще хуже, в его жизни нет Христа. Христос в сердцах тех, кто смиренно признаёт себя грешником и кается, но никакого места для Него нет в сердце, исполненном гордости. «Бог гордым противится, а смиренным же дает благодать» (Иак. 4, 6), – сказано в Священном Писании.

Давайте примем решение в этот благословенный период вместе с телесным подвигом поста наибольшее внимание уделять покаянию. Поразмыслим над тем, какую жертву принес ради нас Христос, над тем, как Он любит нас и как далеко мы от Него находимся. Видя это расстояние, отделяющее нас от Бога, да будем сокрушаться об этом, да будем умолять Его, чтобы Он простил нам наши грехи, приблизился к нам и вошел в наше сердце. И да будем уверены, что Господь, видя такое наше смирение, придет в наше сердце, утешит нас и поддержит, удостоверит нас в Своей любви и в нашем спасении.

В Церкви мы живем не ложными утопическими идеями, не нравственной набожностью, но живем личным опытом общения с Богом. Бог всегда «обращает Лицо Свое» к нам, Он всегда рядом, и человек призван обрести свой личный опыт общения с Богом, который становится для него самым значимым, самым главным опытом его жизни. Примером служат нам святые, в жизни которых было явное присутствие Бога.

Живя так, мы со временем станем подлинными христианами. А исполнение евангельских заповедей, если мы будем следовать этому постоянно, в свое время принесет достойный плод, преображая нашу сущность, соделывая ее храмом Святого Духа и благословенным сосудом Божиим.

Источник

Толкование на 2 Коринфянам 6:2

Сравнение переводов, параллельные ссылки, текст с номерами Стронга.
Толкование отцов церкви.

Толкование на 2 Коринфянам 6:2 / 2Кор 6:2

Источник: Беседы на 2-е послание к Коринфянам.

См. Толкование на Ис. 49:8

Источник: Толкование на пророка Исаию.

Василий Великий (329/30−379)

Ибо сказано: во время благоприятное Я услышал тебя и в день спасения помог тебе. Вот, теперь время благоприятное, вот, теперь день спасения

Этот век — покаяния, а тот — воздаяния; этот — делания, а тот — отплаты; этот — терпения, а тот — утешения. Ныне Бог — помощник отвращающихся от злого пути, а тогда — страшный и безошибочный исследователь человеческих дел, слов и помышлений. Ныне мы наслаждаемся долготерпением, а тогда познаем правосудие, когда восстанем: одни на вечное мучение, а другие для вечной жизни, — и каждый получит по своим делам.

Источник: Пространные аскетические правила (Пролог).

Максим Туринский (IV—V вв.)

Ибо сказано: во время благоприятное Я услышал тебя и в день спасения помог тебе. Вот, теперь время благоприятное, вот, теперь день спасения

Святой апостол приводит свидетельство пророка… и я тоже свидетельствую вам о том, что настали дни искупления, пришло время своего рода небесного исцеления, когда мы сможем залечить всякую язву наших пороков и каждую рану от наших грехов. Мы достигнем этого, если, исполнившись веры, станем молить Исцелителя наших душ и не отвергнем, как недостойные, Его предписаний. Ведь охваченный болезнью человек уже нашел исцеление, если он тщательно исполняет указания своего врача; но если он делает одно, а предписано другое, то тогда на нарушителе, а не на враче лежит вина за то, что болезнь прогрессирует.

Источник: Собрание речей.

Феофан Затворник (1815−1894)

Глаголет бо: во время благоприятно послушах тебе, и в день спасения помогох ти. Се ныне время благоприятно, се ныне день спасения

Продолжает убеждать, чтоб не делали тщетною принятой благодати. Спешите, говорит, пользоваться временем; теперь оно очень благоприятно спасению; если пропустите, погибнете. Время, разумеет он,— время сей жизни для каждого и время до второго пришествия для всех людей. Так святой Златоуст: «Не предавайтесь беспечности, старайтесь всячески угодить Богу и собирать сокровища духовные; дабы после толикого Божия попечения, предавшись беспечности и не показавши ничего доброго, не лишиться вам столь великих благ. Не думайте, чтобы это умаливание продолжалось вечно. Оно продолжится только до второго пришествия Господня. Он будет умолять и призывать, доколе только мы здесь находимся, а после сего — суд и мучение. Сие-то, говорит, и побуждает нас умолять вас. Он возбуждает верующих не только обилием и высотою благ и человеколюбием Божиим, но и краткостию времени, и не только краткостию данного времени, но и тем, что сие только время и благоприятно для спасения. Се ныне, говорит, время благоприятно, се ныне день спасения. Не будем же терять благоприятного времени, но покажем достойное данной нам благодати попечение. Потому, говорит, и мы сами спешим, зная краткость благоприятного времени. Время благоприятно. Какое это время? — Время дара и благодати, в которое не отчета в грехах требуют и не осуждение произносят, но с прощением грехов предлагают и бесчисленные блага к наслаждению, оправдание, освящение и все другие. Сколько надлежало трудиться, чтобы получить такое время? Но вот без всякого с нашей стороны труда пришло это время, неся с собою оставление всех прежде бывших грехов. Посему и называет его благоприятным; потому что Господь принимает ныне и величайших грешников, и не только принимает, но еще удостаивает их высочайших почестей. Ибо в пришествие царя не суда время, но милости и спасения. Потому, опять, и называет время благоприятным, доколе мы находимся в подвиге, доколе делаем в винограднике, доколе остается единонадесятый час. Итак, приступим к подвигу, покажем жизнь добродетельную; ибо легко и удобно получить награду подвизающемуся в такое время, в которое излились толикие дары, толикая благодать. И у земных царей во время торжеств, когда они являются в царских одеждах, и мало потрудившийся получает великие дары; а в то время, когда они судят, большая требуется исправность и великое усилие, чтобы получить что-нибудь. Посему и мы будем подвизаться в столь благоприятное ныне время, в которое все дают даром. Ибо ныне время благодати, Божией благодати, в которое легко можем получить венцы. Ибо если обремененных толикими грехами принял и простил нас Бог, то не тем ли паче примет нас, прощенных уже, и когда привносим нечто и от своего произволения».

Источник: Второе послание к Коринфянам святого апостола Павла, истолкованное святителем Феофаном.

Ефрем Сирин (

Ибо сказано: во время благоприятное Я услышал тебя и в день спасения помог тебе. Вот, теперь время благоприятное, вот, теперь день спасения

Ибо это есть время приятное, о коем предвозвещали пророки, — и это есть день спасения, в который вы спасены от скрытой смерти той, как и Писания предвозвещали (Ис. 49:8).

Источник: Толкование на священное Писание. Второе послание к Коринфянам.

Феодорит Кирский (386/93−

Ибо сказано: во время благоприятное Я услышал тебя и в день спасения помог тебе. Вот, теперь время благоприятное, вот, теперь день спасения

Так, воспользовавшись пророческим свидетельством, апостол усиливает свое увещание.

Источник: Толкования на послания апостола Павла (2 Кор. 6:2).

Феофилакт Болгарский (

Ибо сказано: во время благоприятное Я услышал тебя и в день спасения помог тебе. Вот, теперь время благоприятное, вот, теперь день спасения

Какое это благоприятное время? Время благодати, в котором прощение грехов и сообщение оправдания. Время благоприятное есть то, в которое Бог принимает нас, выслушивает нас и спасает. Ибо во время суда Он не будет ни выслушивать, ни помогать, ни спасать. Итак, мы должны подвизаться в это время благодати, потому что легко получим награды.

Источник: Толкование на Второе послание к Коринфянам святого апостола Павла.

Мартирий Сахдона

Ибо сказано: во время благоприятное Я услышал тебя и в день спасения помог тебе. Вот, теперь время благоприятное, вот, теперь день спасения

Если бы мы, умножив наше воззвание, ради нашей же пользы не получили ответа, то и тогда не должно нам отчаиваться и расслабляться, но с еще большим усердием просить. Ибо во время благоприятное и в должный час Он ответит нам и спасет.

Источник: Книга совершенства.

Фульгенций Руспийский (468−533)

Ибо сказано: во время благоприятное Я услышал тебя и в день спасения помог тебе. Вот, теперь время благоприятное, вот, теперь день спасения

Благословенный Павел знал разницу между веком нынешним и будущим. Он знал, что только в нынешнем мире возможно принять благословение спасения и что только в жизни грядущей придет справедливое воздаяние людям за их дела — добрые и злые. И вот, когда он повторил, что Бог говорит через пророка: во время благоприятное Я услышал тебя и в день спасения помог тебе, — он тут же добавил: Вот, теперь время благоприятное, вот, теперь день спасения. А относительно будущего он говорит: ибо всем нам должно явиться пред судилище Христово, чтобы каждому получить соответственно тому, что он делал, живя в теле, доброе или худое (2 Кор. 5:10). Итак, жизнь вечная будет дарована только тому, кто получил прощение грехов в этой жизни. И только тот получит отпущение грехов здесь, кто свой грех признает и поспешит к всевышнему и истинному Богу с искренним раскаянием в сердце. Ведь судилище это не будет временем прощения, но временем воздаяния — там не милость будет оправдывать грешника, а справедливость отделит праведника от грешника.

Источник: К Евфимию о прощении грехов.

Там они будут мучиться бесконечно, и не только адскими муками души и тела, но и самим мраком погруженной во зло воли. Здесь этим людям сама злая воля станет пределом мученья — из-за нее муки и будут бесконечны. Теперь они пренебрегают возможностью использовать время благоприятное и день спасения, не ищут они помощи Божией.

Источник: О прощении грехов.

Амвросиаст (IV в.)

Ибо сказано: во время благоприятное Я услышал тебя и в день спасения помог тебе. Вот, теперь время благоприятное, вот, теперь день спасения

Это записано в книге пророка Исайи (Ис. 49:8). Апостол Павел учит, что милость Бога во Христе была предопределена. Ибо определил Бог пролить милость Свою так, чтобы щедро одарить помощью тех, кто молил [Его] именем Христа.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *