сатин на дне ударение в фамилии
Ударение в именах Бубнов и Сатин из пьесы Горького «На дне»
Почему так и откуда может быть достоверно известно об ударениях в фамилиях героев пьес?
3 ответа 3
1) Бубнов — русская фамилия, ударение обычно ставилось на второй слог. Например: Андре́й Серге́евич Бу́бнов — советский политический и военный деятель.
Происхождение фамилии имеет две версии: а) Сата, Сатя — уменьшительные формы от имени Сатир. б) Сатой называли в северных губерниях болотное растение или даже само болото. Возможно это перекликается с названием пьесы —Сатин скатился на самое дно — в болото жизни. Значение и происхождение фамилии Сатин | NeoLove.ru
Впрочем, в отношении героев классических пьес, впервые поставленных еще при жизни автора, подобных проблем обычно не возникает. Традиция закрепляется с первой же постановки.
В отношении этимологии. Говорить об этимологии фамилий конкретных героев пьесы не приходится, они выдуманы автором. Причем для Горького использование «говорящих» фамилий (с намеком на происхождение или какое-то качество героя) в целом не характерно, скорее всего это просто случайный, чисто фонетический выбор автора.
Что же касается фамилий вообще, то тут можно более или менее сформулировать этимологию.
Cатин (На дне)
Произведение “На дне” М. Горького – остросоциальная пьеса о самых низших слоях общества. Ночлежка, где собираются герои, становится не только единственным пристанищем, но и местом, где происходят споры о свободе, сущности бытия и предназначении человека. Одним из центральных персонажей является Сатин. Так кто же это такой, и каков образ Сатина в пьесе Горького?
Характеристика Константина Сатина
Константин Сатин – мужчина лет сорока, он является пьяницей и ночлежка – единственное место, где он может выспаться и привести себя в порядок. Мужчина увлекается игрой в карты и шулерством. Сатин опустился на самое дно, с которого вряд ли сможет подняться наверх. При этом он не всегда был таким. Герой очень образован и начитан, многое понимает в этой жизни. Себя он считает уже мертвым человеком, что подтверждается следующими цитатами Актера и Сатина:
“Актер: Однажды тебя совсем убьют… до смерти…
Сатин очень часто размышляет о месте человека в этом мире. он считает, что работа человека должна быть в удовольствие, иначе это не работа, а рабство. Именно поэтому Сатин и не хочет трудоустраиваться, потому что хочет оставаться свободной личностью. Его умозаключения имеют философский смысл:
…Работа? Сделай так, чтоб работа была мне приятна – я, может быть, буду работать… да!Может быть! Когда труд – удовольствие, жизнь – хороша! Когда труд – обязанность, жизнь – рабство. ”
Отношение Константина Сатина к обитателям ночлежки
Сатин – человек прямолинейный. Он всегда говорит правду другим жителям ночлежки, даже если знает,что она им точно не понравится. Больше всего на свете он презирает жалость, как по отношению к себе, так и по отношению к другим. он считает, что каждый человек должен сам творить свою судьбу, быть кузнецом своего счастья.
Герой привык, что все его осуждают, не принимают за нормального человека. Поэтому он и сам поверил в то, что он никчемный и уже мертвый человек.
Сатин – герой, который больше всех остальных отражает позицию автора. Он часто спорит с обитателями ночлежки и о жалости, и о правде. В противовес страннику Луки, считающему, что к правде нужно стремиться, он считает, что правда – это факты, то, что уже произошло. В разговоре с Лукой, в его знаменитом монологе, раскрывается характер Сатина. Он, несмотря ни на что, в отличие от остальных верит в человека, в то, что человек – прекрасное создание, способное вершить самостоятельно свою судьбу. Его трагедия заключается в том, что сам он свою жизнь исправить не может, считает себя потерянным человеком. Однако из всех представленных в ночлежке жителей только он обладает внутренним стержнем.
Сатин часто спорит с другими обитателями ночлежки. Он с яростью стремится убедить своих оппонентов в своей правоте. Его речи всегда яркие, наполнены афоризмами.
Сатин в пьесе «На дне»: образ, характеристика, описание, биография, история жизни
Сатин в исполнении К. С. Станиславского. 1902 г. |
Господин Сатин является одним из центральных персонажей пьесы «На дне» Горького.
Ниже представлен цитатный образ и характеристика Сатина в пьесе «На дне» Горького: описание, биография, история жизни, критика о персонаже и т.д.
Смотрите:
— Краткое содержание пьесы
— Все материалы по пьесе «На дне»
Образ и характеристика Сатина в пьесе «На дне» Горького: описание, биография, история жизни
Сатин является бездомным пьяницей, жителем ночлежки для бедняков:
«. Ты бы, насчет совести, Сатина послушал… а то – Барона Они – поумнее тебя будут… хоть и пьяницы…»
«. Нелепо, и всё тут! Дай, я пропью… а то – проиграю…»
Сатин и его приятель Актер вместе пьянствуют. При этом деньги на пьянство они иногда выпрашивают у своего соседа, вора Васьки Пепла:
«Сатин. Василий! Дай пятак…
Актер (Сатину). Эх ты… пятак! Вася! Дай нам двугривенный…
Пепел. Надо скорее дать… пока рубля не просите… на!»
Сатин любит вставлять в речь необычные слова:
«. Сатин. Макробиотика… ха! А то еще есть – трансцендентальный…
«. Надоели мне, брат, все человеческие слова… все наши слова – надоели! Каждое из них слышал я… наверное, тысячу раз…»
«. Люблю непонятные, редкие слова…»
Константин Сатин говорит жителям ночлежки правду, которую те не хотят слышать:
«. Фата-моргана! Наврал тебе старик… Ничего нет! Нет городов, нет людей…ничего нет. «
Сатин считает, что труд должен быть в удовольствие, иначе жизнь превращается в рабство:
«. Работа? Сделай так, чтоб работа была мне приятна – я, может быть, буду работать… да!Может быть! Когда труд – удовольствие, жизнь – хороша! Когда труд – обязанность, жизнь
– рабство. «
История жизни Сатина: биография в цитатах
В молодости Сатин работал телеграфистом и много читал:
«. Когда я был мальчишкой… служил на телеграфе… я много читал книг…»
«Бубнов. А ты был и телеграфистом?
Сатин. Был…»
Молодой Константин Сатин был веселым парнем и хорошо танцевал:
«. Я, брат, молодой – занятен был! Вспомнить хорошо. Рубаха-парень… плясал великолепно, играл на сцене, любил смешить людей… славно. «
В тюрьме Сатин научился шулерству:
«. В тюрьме я и в карты играть научился…»
После тюрьмы жизнь Сатина пошла под откос. Он стал бездомным шулером:
«. а после тюрьмы – нет ходу. «
Роль Сатина в пьесе «На дне»
«. Сатин, который отражает позицию автора, направляет свои реплики и против бесперспективной философии Бубнова, и против утешительства Луки.
. в бодром, оптимистическом горьковском тоне пьесы, и в развитии сюжета, и в монологах Сатина, в его убежденности в способность человека строить свою жизнь.
Это был цитатный образ и характеристика Сатина в пьесе «На дне» Горького: описание, биография, история жизни, критика об образе Сатина.
Презентация к уроку литературы в 11 классе «Пьеса «На дне». История создания. Смысл названия. Значение имен героев»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Описание презентации по отдельным слайдам:
Максим Горький «На дне»
История создания Экономический и промышленный кризис начала века, голодный 1900-й год : потоки обездоленных людей, шедших из города в город в поисках заработка и хлеба резкий всплеск философских и религиозных исканий, вызванный тотальным кризисом всей системы ценностей минувшего века.
История создания «Какой вредный писатель! Какие жалкие, слепые поклонники, читатели и зрители!» 8 декабря 1902 года пьеса «На дне» была поставлена в Художественном театре в Москве и вызвала яростные споры.
Словарь: ДРАМА род литературы, принадлежащий одновременно двум искусствам: театру и литературе произведение, которое изображает частную жизнь человека в его остроконфликтных, но не безысходных отношениях с обществом или собой.
Смысл названия Прежде чем Горький остановился на окончательном варианте названия пьесы, он одно за другим отклонил такие названия, как «Без солнца», «Ночлежка», «Дно», «Дно жизни» ( последнее стояло на афише премьерного спектакля). Как бы вы объяснили, почему драматург остановил свой выбор на нынешнем названии?
Перечитайте афишу пьесы. Обратите внимание на то, как поименованы персонажи, какие характеристики дает автор действующим лицам. Какие еще сведения автор посчитал нужным сообщить до начала действия? Что вы узнали о персонажах, об их взаимоотношениях, о жанровых особенностях пьесы?
Значение имен (прозвищ) персонажей ЛУКА Согласно учению богомилов, Бог, чтобы спасти мир от Сатаны, послал на землю Христа. В пьесе М.Горького учение Христа представляет Лука, имя которого явно восходит к имени апостола Луки.
Значение имен (прозвищ) персонажей АКТЁР Назван по своей прошлой профессии, так как действительно потерял имя: «Нет у меня здесь имени… Понимаешь ли ты, как это обидно – потерять имя? Даже собаки имеют клички…»
Значение имен (прозвищ) персонажей БАРОН По своему прошлому социальному положению назван Барон, который «нет-нет, да и покажет из себя барина». Самый безвольный из ночлежников. Он даже не помнит, как оказался среди босяков.
Значение имен (прозвищ) персонажей КЛЕЩ Костылев: «Эх, Андрюшка, злой ты человек! Жена твоя зачахла от твоего злодейства…никто тебя не любит, не уважает». Отсюда и имя персонажа: клещ – насекомое, впивающееся в кожу, кровосос.
Значение имен (прозвищ) персонажей КВАШНЯ Оказавшись в ночлежке, Квашня почувствовала себя не «на дне», а на «вершине». Она быстро приспосабливается к обстоятельствам, «растет» как забродившее тесто. С вершины своего нового как положения Квашня начинает уже тиранить окружающих: «Ты гляди у меня…слякоть! Не балуй…»
Значение имен (прозвищ) персонажей НАСТЯ Анастасия – имя,которое в переводе с греческого означает «воскресшая», «возрожденная».
Значение имен (прозвищ) персонажей КОСТЫЛЁВ «костыль»,»клюка», переносно – о человеке: «»о хромом человеке»», «»о плохом работнике»», «»о скупом человеке»» Обитатели подвала относятся к Костылеву с нескрываемой, откровенной брезгливостью.
Вывод: Чтобы ярче представить характеры действующих лиц, Горький и обратился к сложной системе наименований. Имена изображаемых им ночлежников и их хозяев не только называют, но и раскрывают в них нечто важное, существенное, они позволяют создать многогранные характеры, отражают различные взгляды на одного и того же обитателя ночлежки, выявляют их отношение друг к другу.
Значение имен (прозвищ) персонажей
Номер материала: ДБ-768789
Международная дистанционная олимпиада Осень 2021
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами
Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно
Минпросвещения разработало проект новых правил русского языка
Время чтения: 2 минуты
На Госуслугах ввели запись детей на кружки и секции
Время чтения: 2 минуты
Систему ЕГЭ сделают независимой от Microsoft
Время чтения: 1 минута
СК предложил обучать педагогов выявлять деструктивное поведение учащихся
Время чтения: 1 минута
В Ульяновской области продлили школьные каникулы
Время чтения: 1 минута
День преподавателя высшей школы будет отмечаться 19 ноября
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Действующие лица и экспозиция в пьесе «На дне»
Цели урока. Развивать умение внимательного прочтения списка действующих лиц в драматическом произведении; развивать творческое мышление, умение сопоставлять, делать выводы; воспитывать внимание к слову.
Домашнее задание при подготовке к уроку.
Своеобразие драматических произведений (индивидуальное задание).
“Исследование” афиши (название пьесы, значение имён, профессий, возрастов героев).
Выразительное чтение 1-го акта по ролям (выбор героя — индивидуальные задания).
Словарь: драма, пьеса, конфликт, полилог.
Ход урока
Повторение. Драматические произведения.
Учитель. В чём состоит своеобразие драмы? Почему это самый сложный для восприятия род искусства?
Драма (греч. — “действие”) — самый действенный род литературы. Она предназначена для постановки на сцене. Поэтому драматург не может в отличие от автора эпического произведения прямо выразить свою позицию — исключения составляют лишь авторские ремарки, которые предназначены для читателя или актёра, но которых не увидит зритель. Драматург ещё и ограничен в объёме произведения (спектакль может идти два-три часа) и в числе действующих лиц (все они должны поместиться на сцене и успеть реализовать себя).
Учитель. Поэтому в драме особая нагрузка ложится на конфликт — острое столкновение между героями по очень значимому для них поводу. В ином случае герои просто не смогут реализовать себя в ограниченном объёме драмы и сценического пространства. Драматург завязывает такой узел, при распутывании которого человек показывает себя со всех сторон. При этом в драме не может быть лишних героев — все герои должны быть включены в конфликт.
Прежде чем приступить к изучению пьесы, задержимся на названии пьесы, афише к ней, познакомимся с действующими лицами. Наличие конфликта обозначено уже в названии пьесы и афише.
Обратимся к афише. Поговорим об именах, фамилиях. Сила имени огромна. В одной из старинных песен поётся: “Ты скажи, молодец, каким именем зовут. А по имени тебе можно место дать”.
— Чем могло привлечь зрителей — современников М.Горького — название пьесы «На дне?
— “Дном” называли Хитров рынок. Каждый интеллигентный человек должен быть с этим знаком, считал Горький. Конфликт, несомненно, уже обозначен в названии. Ведь сам факт существования “дна” жизни предполагает и наличие “верхнего течения”, к которому стремятся персонажи.
— Какие ассоциации возникают у вас в связи с фамилиями Пепел, Клещ, Бубнов, Сатин, именем Лука? Есть ли в них намёк на черты их личности, род занятий, судьбу?
— Лука — один из евангелистов, Горький даёт ему имя, которое ему дорого. (Газета «Московские ведомости», 23.12.1902 г.: “Этот странник вошёл в подвал, как луч яркого солнца, осветив в нём всё дурное. и. пробудив к жизни ростки добра”.)
— Имя Лука происходит от слова “лукавый”. Именно таким видят старика и современники Горького (Д.Мережковский: “Религия старца лукавого есть религия лжи”).
— В Красноярске жил современник М.Горького архиепископ Лука (1877–1961). Это был известный священник и хирург, человек, достойный уважения. Безусловно, он был известен Горькому. Красноярский архиепископ Лука провёл двенадцать лет в сталинских лагерях. В октябре 2002 года в честь 125-летия со дня его рождения в Красноярске был открыт памятник. Священник и хирург в ватнике — таким увидел его скульптор. (Учитель подчёркивает неоднозначное отношение к имени так же, как и к самому герою.)
— Сатин — в этом имени звучание слова “сатана”. Но какое испытание придумает он? Может быть, Сатин испытывает человека возможностью новой веры?
— О чём говорит род занятий действующих лиц?
— Клещ — слесарь, Квашня — торговка пельменями, Алёшка — сапожник, Кривой Зоб и Татарин — ключники. Всё это нужные профессии, то есть эти люди могут зарабатывать себе на жизнь. В этом тоже угадывается социальный конфликт. Почему эти люди не работают? Кто в этом виноват? И будет ли дан ответ на вопрос самой пьесой?
— Каков возраст ночлежников? О чём это говорит?
Клещу и Квашне по 40 лет, Анне — 30, Бубнову — 45. Это самый работоспособный возраст. А ещё это возраст, в котором человек уже должен сложиться, что-то иметь за плечами. Но эти люди — в ночлежке, они не имеют ничего.
— Барону 33 года. Это возраст Иисуса Христа. Почему Горький (а мы знаем, что у большого художника ничего не бывает случайным) даёт возраст Христа одному из нелюбимых героев с прозвищем Барон? Возможно, анализируя пьесу, раскрывая образ героя, мы ответим на этот вопрос.
— Родство супругов Костылёвых и полицейского подчёркивает социальный конфликт между ними и обитателями ночлежки.
— Почему одни действующие лица названы только по фамилии, другие — по имени, третьи — полностью, с указанием рода занятий?
Уже само название пьесы и список действующих лиц говорят о социальных конфликтах, жертвами которых стали герои пьесы, оказавшиеся на “дне” жизни, в ночлежке.
Частью социального конфликта является и любовный конфликт (он обозначен в афише разницей в возрасте супругов Костылёвых, присутствием девушки с нежным именем Наташа).
Понятно, что здесь, в условиях “дна”, самые возвышенные чувства не принесут счастья.
Следующий этап урока — чтение по ролям 1-го акта (в драме важно появление героев, их первые реплики).
Действие 1-го акта предваряется подробным описанием подвала. Автору хотелось ввести зрителя именно в этот подвал. Он похож на пещеру. Но это дом ночлежников, они привязаны к своему жилищу. От другого мира веет холодом. “Озяб”, — говорит Бубнов, холодно Алёшке, Клещу.
Перед учащимися поставлена задача: при чтении передать интонацией характер своего героя; после прочтения 1-го акта дать ему характеристику.
Сатин появился не со словами, а с рычанием. Его первая реплика говорит о том, что он карточный шулер и пьяница. Он когда-то служил на телеграфе, был образованным человеком. Он произносит непонятные для окружающих слова. Органон в переводе означает “орудие”, “орган знания”, “разум”. (Может быть, Сатин имеет в виду, что отравлен не человеческий организм, а сама разумность жизни.) Сикамбр — это древнегерманское племя, означает “тёмный человек”. В этих словах чувствуется превосходство Сатина над остальными ночлежниками.
Актёр — пьяница, постоянно вспоминающий своё актёрское прошлое. Он безобиден, никому не делает зла, помогает Анне, жалеет её. Цитирование им классических произведений говорит в пользу героя.
Он предпочитает одиночество, общество самого себя, вернее, своих дум, мечтаний, воспоминаний. Характерны ремарки к его репликам: “помолчав”, “вдруг как бы проснувшись”.
У него нет имени (его звали Сверчков-Заволжский, но “никто этого не знает”). Как утопающий, он хватается за любую соломинку, если она создаёт иллюзию этого имени, индивидуальности. “Мой организм отравлен алкоголем”. Ремарка “с гордостью” многое объясняет: вот и у меня есть то, чего нет у других.
Бубнов. С первых реплик проявляется тугодумие, равнодушие. С.Лужский, исполнявший в МХАТе роль Бубнова, вспоминает беседу с Горьким: “Меня он просил в 3-м акте быть ещё тупее”.
Клещ. В 1-м акте — два раза ремарка “угрюмо”. Это самая мрачная фигура. Он трезво смотрит на жизнь и угрюмо перед собой.
Она уже нашла “возвышающий обман” до прихода Луки.
Лука появляется со словами: “Доброго здоровья, народ честной”. На вопрос Василисы: “Ты кто такой?” отвечает: “Проходящий. странствующий”.
(В дальнейшем один из учащихся выступит с сообщением «Странничество на Руси. Отношение Горького к странникам».)
Выводы после чтения.
В 1-м акте мы встретились со всеми героями пьесы. Эти люди в большинстве своём равнодушны друг к другу, часто не слышат, что говорят другие, не пытаются понять. В 1-м акте говорят все персонажи, но каждый почти не слушая других, — о своём.
Взаимоотчуждение постояльцев ночлежки Костылёва, атмосферу духовного разобщения людей автор передаёт в оригинальной форме полилога. (Полилог — форма речевой организации в драме, совмещение реплик всех участников сцены.) Герои сознательно разрознены Горьким — каждый говорит о своём. О чём бы ни начал говорить герой пьесы, он всё равно заговорит о том, что болит. В речи персонажей есть слова, фразы, имеющие символическое значение. (Бубнов: “А ниточки-то гнилые. ”; Бубнов — Насте: “Ты везде лишняя”.) Этими словами раскрывается “подтекстовый смысл”: мнимость связей, ненужность этих людей.
Несмотря на обилие реплик, действие 1-го акта замедленное, “сонное”. Развитие конфликта начинается с появления Луки.
Литература для справок:
1. Юзовский Ю. «На дне» М.Горького. Идеи и образы. М., 1968.
2. Горький М. Статья «О пьесах».
3. Кузьмичёв И. «На дне» М.Горького. Судьба пьесы в жизни, на сцене, в критике. М., 1981.