sata 3m wdc что это
Нужен ли геймеру SSD? Разбираемся на примере WD Black NVMe 1TB
6 апреля 2020, 17:39
К счастью, в 2020 году уже никому не нужно объяснять, что такое SSD и чем он лучше устаревающих HDD. Если вы не знаете ответов на эти вопросы, то стыдитесь пять минут, а затем возвращайтесь на сайт своего пенсионного фонда, откуда вы так неудачно перешли на молодежный портал.
Твердотельные накопители на NAND-памяти сейчас встречаются практически в любой электронике, а к концу года SSD наконец придут в Sony PlayStation 5 и Xbox Series X. Компьютер или ноутбук без SSD при запуске Windows или игр страдальчески трещат головками жесткого диска, а потом просят их пристрелить, чтоб не мучились.
Так, минуточку, с SSD в качестве системного диска для операционной системы всё давно понятно — Windows загружается за секунды, программы и браузер запускаются быстро и не тормозят. Но как насчет игр, разумно ли купить в компьютер еще один емкий SSD для переноса на него своей игровой библиотеки?
На первый взгляд вопрос очень неоднозначный. Естественно, SSD на порядки быстрее HDD, а значит и игры с твердотельного накопителя должны загружаться практически мгновенно. Но тут возникают нюанс: при пересчете на 1 Гбайт SSD всё еще сильно дороже, чем HDD. И если для операционной системы хватает даже диска на 120 Гбайт, то для игр далеко не всегда хватает диска на 500 Гбайт, а значит, придется выбирать, какие тайтлы перенести на SSD.
Знакомство с WD Black CN750
Искать ответы на вопросы будем не на бумаге, а с помощью нового твердотельного накопителя WD Black SN750 на 1 Тбайт. WD Black как когда-то в HDD, так теперь и в SSD включает модели с максимально возможной производительностью, ну, и соответствующей ценой. SN750 является новинкой 2019 года, эволюционным развитием WD Black SN720 2018 года, который в свое время наделал немало шума и собрал немало заслуженных наград как один из лучших SSD на рынке.
Перед тем, как переходить к тестам и рассуждениям, немного изучим WD Black SN750.
Western Digital очень быстро и удачно расширили сферу своей деятельности, выйдя за пределы рынка HDD. Самые первые SSD компании получились весьма средненькими, но в 2018 году WD в хорошем смысле взорвали рынок. Вместо того, чтобы просто закупать готовые SSD других производителей и брендировать их своей этикеткой, WD решили заняться разработкой самостоятельно, заручившись поддержкой гиганта мира флеш-памяти SanDisk.
Сообща обе компании создали контроллер SanDisk 20-82-007011, получившийся фантастически удачным. Вместе с тем WD разработали 64-слойную 3D TLC-память — выносливую и быструю. Объединив контроллер и память, WD выпустили легендарный WD Black SN720, а теперь мы видим его улучшенную версию SN750.
Перед нами накопитель стандарта NVMe, то есть в форм-факторе платы с разъемом M.2 и интерфейсом PCI Express x4. На обзор попала модификация с массивным радиатором, но в продаже есть версии без радиатора на тот случай, если на материнской плате таковой уже предусмотрен. К сожалению, заглянуть под радиатор не удалось даже несмотря на открученные винты — он прочно посажен на термоклей, поэтому вместе с металлом можно оторвать от платы и чипы. Как нетрудно догадаться, версию с радиатором нельзя установить в ноутбук, только на материнскую плату десктопа.
Об охлаждении NVMe-SSD нельзя забывать, как минимум потому, что при достижении некоего порога температуры, который у WD Black SN750 составляет 85 градусов, производительность накопителя резко снижается для уменьшения тепловыделения. В режиме активного чтения SN750 едва разогревался до 50 градусов, но при линейной записи больших файлов спустя несколько минут SSD удалось прогреть до 68 градусов. Немало, но совершенно безопасно.
SATA SSD против NVMe SSD
Обычно интерфейсы в накопителях сменяют друг друга по мере устаревания, но с SSD получилось немного иначе. Пропускная способность старого доброго SATA 3.0 составляет 600 Мбайт/с. Это примерно втрое больше, чем скорости современных HDD, поэтому обычные жесткие диски вряд ли когда-нибудь сменять интерфейс с SATA — скорее всего, с ним они и умрут. Но SSD уперлись в «потолок» SATA 3.0 практически сразу после своего появления.
Чтобы раскрыть потенциал SSD, их начали переводить на интерфейс PCI Express, через который подключаются платы расширения, в том числе видеокарты. Но SSD с интерфейсом SATA и в форм-факторе 2,5’’ никуда не делись, хотя теперь в этот сегмент производители сливают самые бюджетные, медленные и нежизнеспособные модели.
Для подключения SSD к интерфейсу PCI Express на компьютерных материнских платах начали размещать разъем M.2, когда-то созданный для ноутбуков. К M.2 подводятся интерфейс SATA и (чаще всего) 4 линии интерфейса PCI Express, которые в версии PCI Express 3.0 имеют пропускную способность 4 Гбайта/с, то есть в 6,5 раз больше, чем SATA 3.0. Стандарт SSD для PCI Express получил имя NVMe (non-volatile memory express, энергонезависимая память express).
Лучшие NVMe-SSD, среди которых и WD Black SN750, уже вплотную приблизились к возможностям четырех линий PCI Express 3.0. Скорость линейного чтения у современных дисков составляет не менее 3,5 Гбайт/с, а через пару лет определенно перешагнет порог в 4 Гбайта/с.
Значит, любой SSD для разъема M.2 — это скоростной накопитель для интерфейса PCI Express? Нет. Без проклятых нюансов, как всегда, не обошлось. Помните, что к M.2 подводится SATA? M.2 — это только форм-фактор. В продаже встречаются хитрые и очень дешевые SSD в форм-факторе M.2, которые даже при подключении к этому разъему работают через интерфейс SATA. Разъем новый, а интерфейс и скорости старые! Чтобы не ошибиться, нужно смотреть на вырезы (ключи) на SSD. Ключ в левой части разъема называется B и отвечает за поддержку SATA, ключ в правой зовется M и говорит о наличии в разъеме M.2 линий PCI Express. На материнской плате всегда один из этих ключей, на SSD же вырезов под ключи может быть два. Если их два, то перед вами медленный SATA-накопитель. Если только один (традиционно это M-ключ), то такой SSD можно смело брать как высокопроизводительную модель для PCI Express.
Чтобы удостовериться, что ваша материнская плата поддерживает NVMe-SSD, стоит заглянуть в ее спецификации на сайте производителя или в инструкции. Нужный нам разъем будет называться M.2 PCI Express или M.2 with M key.
SATA против NVMe
Есть ли разница между SSD с интерфейсом SATA и NVMe-моделями? Есть, и она заключается не только в скорости — сейчас в SATA «сливают» дешевую, медленную и недолговечную QLC-память, а сайты магазинов заполнены гневными отзывами о кончине дешевых SSD буквально через одну-две недели после покупки.
Теперь сравним скорости WD Black SN750 и старенького изношенного SSD под SATA в «синтетическом» тесте CrystalDiskMark.
Параметр Seq Q32T1 — оценка скорости линейного чтения и записи, то есть, когда диск оперирует с одним большим файлом на сотни мегабайт и даже гигабайты. В таком случае NVMe-накопитель раскрывает себя во всей красе. WD Black SN750 показывает какие-то запредельные скорости, тогда как SATA-SSD отстает от него на порядок. Да, самые современные и не самые дешевые SATA-диски имеют линейные скорости около 550 Мбайт/с, но это всё равно в шесть-семь раз меньше, чем у WD Black SN750.
Однако линейные скорости — параметр, что называется, сферический в вакууме, потому что большие программы состоят из сотен и даже тысяч небольших файлов. Поэтому более адекватный параметр сравнения быстродействия накопителей: скорости при работе с файлами объемом 4 Кбайта с разной длинной очереди. И в этом сценарии WD Black SN750 в разы обходит SATA-конкурентов.
Далеко не во всех играх ресурсы упакованы по нескольким многогигабайтным файлам. Установленная Civilization VI состоит из 12 141 файла, Dota 2 — 16 966 файлов, War Thunder — 5 530 файлов. Время загрузки этих тайтлов привязано к скорости чтения мелких файлов с большой очередью. Но все недавно вышедшие проекты явно оптимизированы под SSD: Metro Exodus насчитает только 95 файлов, Assassin’s Creed Odyssey — 268 файлов, Doom Eternal — 420 файлов, Fortnite — 469 файлов. А это значит, что современные и будущие игры будут требовательны как раз к скорости линейного чтения, где NVMe неизменно кладет SATA на лопатки.
SSD против HDD в играх
Даже самый захудалый SSD превосходит жесткие диски по всем параметрам, кроме цены за гигабайт. В синтетических тестах это особо заметно. Вот, к примеру, сравнение в CrystalDiskMark двухтерабайтного жесткого диска WD и WD Black SN750. Тут даже комментировать что-то бессмысленно.
С играми, чьи ресурсы упакованы в емкие файлы, HDD еще с горем пополам справляется, но если при загрузке диску приходится считывать тысячи файлов, то всё, туши свет — скорость чтения множества мелких файлов у HDD не выдерживает никакой критики. И, что характерно, так было, так есть и так будет всегда из-за особенностей самих жестких дисков — если SSD считывает данные из любого сектора мгновенно, то HDD нужно спозиционировать головку над поверхностью диска, докрутить диск до нужного сектора.
Но это всё сухие цифры и слова, гораздо интересней сравнить реальное время загрузки разных игр с HDD и SSD! Сталкивать лбами будем упомянутый HDD WD на 2 Тбайта со скоростью вращения шпинделя 7200 об/мин и WD Black SN750 на 1 Тбайт. Жесткий диск был дефрагментирован с помощью O&O Defrag, чтобы возможная фрагментация файлов игр не портила результаты.
WD Black SN750 справился с загрузкой на 30% быстрее, чем жесткий диск. Не очень заметное преимущество, к тому же общее время загрузки невелико — учитывая продолжительность партий в Civilization VI, можно и потерпеть.
Следующей игрой стала GTA V, чьи ресурсы находятся в значительно меньшем числе файлов.
На WD Black SN750 сплэш-скрин гораздо быстрее сменился заставками, итоговое время загрузки отличается от HDD на те же 30%. Значит ли это, что преимущество сверхбыстрого SSD перед HDD незначительно? На самом деле нет — первые две игры были выпущены достаточно давно, в них нет оптимизации под SSD. Так что переходим к Assassin’s Creed Odyssey, для загрузки сохранения в которой игре приходится подгружать множество моделей и текстур для открытого мира.
Вот что значит оптимизация! Загрузка за 17 секунд на WD Black SN750 и за 65 секунд на жестком диске — здесь разница укладывается не в проценты, а в разы. Также благодаря стремительной подгрузке текстур FPS в игре не проседает при взгляде в густонаселенную даль, например, на город с холма.
Наконец, проверим время загрузки карты Волга в Metro Exodus. Снова открытый мир, снова тонна моделей и текстур высокого разрешения.
33 секунды на WD Black SN750 и 68 секунд на HDD — двукратная разница.
NVMe—SSD для игр: так надо ли?
Как в случае с любыми топовыми комплектующими, этот вопрос упирается в финансовые возможности. Если деньги есть, если вы играете много, часто, вас бесит долгая загрузка — да, однозначно SSD не помешает. Причем не следует экономить, выбирая SATA-SSD с памятью QLC, иначе есть риск быстро попрощаться с содержимым диска. Его можно будет вернуть по гарантии, но оно вам надо морочиться?
Терабайтный WD Black SN750 с памятью TLC станет очень хорошим накопителем для игр, ресурса которого хватит примерно навсегда. Среди плюсов новых WD Black зашкаливающая скорость, хорошее охлаждение комплектным радиатором, ну и, конечно, надежность памяти TLC. Из минусов — только цена, автоматически выросшая вместе с весенним падением рубля, но это касается вообще всех комплектующих на рынке. Впрочем, даже SN750 на 500 Гбайт, стоящий вдвое дешевле, вместит 8-10 современных ААА-игр. То есть полутерабайта будет достаточно, чтобы сгрузить на него самые требовательные к дисковой подсистеме проекты, например, мультиплеерные и сессионные.
Введение в SSD. Часть 2. Интерфейсная
В прошлой части цикла «Введение в SSD» мы рассказали про историю появления дисков. Вторая часть расскажет про интерфейсы взаимодействия с накопителями.
Общение между процессором и периферийными устройствами происходит в соответствии с заранее определенными соглашениями, называемыми интерфейсами. Эти соглашения регламентируют физический и программный уровень взаимодействия.
Интерфейс — совокупность средств, методов и правил взаимодействия между элементами системы.
Физическая реализация интерфейса влияет на следующие параметры:
Параллельные и последовательные порты
По способу обмена данными порты ввода-вывода делятся на два типа:
Параллельные порты, на первый взгляд, отлично масштабируются: больше сигнальных линий — больше бит передается за раз и, следовательно, выше пропускная способность. Тем не менее, из-за увеличения количества сигнальных линий между ними возникает интерференционное взаимодействие, приводящее к искажению передаваемых сообщений.
Последовательные порты — противоположность параллельным. Отправка данных происходит по одному биту за раз, что сокращает общее количество сигнальных линий, но усложняет контроллер ввода-вывода. Контроллер передатчика получает машинное слово за раз и должен передавать по одному биту, а контроллер приемника в свою очередь должен получать биты и сохранять в том же порядке.
Малое количество сигнальных линий позволяет без помех увеличивать частоту передачи сообщения.
Small Computer Systems Interface (SCSI) появился в далеком 1978 году и был изначально разработан, чтобы объединять устройства различного профиля в единую систему. Спецификация SCSI-1 предусматривала подключение до 8 устройств (вместе с контроллером), таких как:
Изначально SCSI имел название Shugart Associates System Interface (SASI), но стандартизирующий комитет не одобрил бы название в честь компании и после дня мозгового штурма появилось название Small Computer Systems Interface (SCSI). «Отец» SCSI, Ларри Баучер (Larry Boucher) подразумевал, что аббревиатура будет произноситься как «sexy», но Дал Аллан (Dal Allan) прочитал «sсuzzy» («скази»). Впоследствии произношение «скази» прочно закрепилось за этим стандартом.
В терминологии SCSI подключаемые устройства делятся на два типа:
Используемая топология «общая шина» накладывает ряд ограничений:
Устройства на шине идентифицируются по уникальному номеру, называемому SCSI Target ID. Каждый SCSI-юнит в системе представлен минимум одним логическим устройством, адресация которого происходит по уникальному в пределах физического устройства номеру Logical Unit Number (LUN).
Команды в SCSI отправляются в виде блоков описания команды (Command Descriptor Block, CDB), состоящих из кода операции и параметров команды. В стандарте описано более 200 команд, разделенных в четыре категории:
Дальнейшее усовершенствование SCSI (спецификации SCSI-2 и Ultra SCSI) расширило список используемых команд и увеличило количество подключаемых устройств до 16-ти, а скорость обмена данными по шине до 640 МБ/c. Так как SCSI — параллельный интерфейс, повышение частоты обмена данными было сопряжено с уменьшением максимальной длины кабеля и приводило к неудобству в использовании.
Начиная со стандарта Ultra-3 SCSI появилась поддержка «горячего подключения» — подключение устройств при включенном питании.
Первым известным SSD диском с интерфейсом SCSI можно считать M-Systems FFD-350, выпущенный в 1995 году. Диск имел высокую стоимость и не имел широкой распространенности.
В настоящее время параллельный SCSI не является популярным интерфейсом подключения дисков, но набор команд до сих пор активно используется в интерфейсах USB и SAS.
ATA / PATA
Интерфейс ATA (Advanced Technology Attachment), так же известный как PATA (Parallel ATA) был разработан компанией Western Digital в 1986 году. Маркетинговое название стандарта IDE (англ. Integrated Drive Electronics — «электроника, встроенная в привод») подчеркивало важное нововведение: контроллер привода был встроен в привод, а не на отдельной плате расширения.
Решение разместить контроллер внутри привода решило сразу несколько проблем. Во-первых, уменьшилось расстояние от накопителя до контроллера, что положительным образом повлияло на характеристики накопителя. Во-вторых, встроенный контроллер был «заточен» только под определенный тип привода и, соответственно, был дешевле.
ATA, как и SCSI, использует параллельный способ ввода-вывода, что отражается на используемых кабелях. Для подключения дисков с использованием интерфейса IDE необходимы 40-жильные кабели, также именуемые шлейфами. В более поздних спецификациях используются 80-жильные шлейфы: более половины из которых — заземления для уменьшения интерференции на высоких частотах.
На шлейфе ATA присутствует от двух до четырех разъемов, один из которых подключается в материнскую плату, а остальные — в накопители. При подключении двух устройств одним шлейфом, одно из них должно быть сконфигурировано как Master, а второе — как Slave. Третье устройство может быть подключено исключительно в режиме «только чтение».
Положение перемычки задает роль конкретного устройства. Термины Master и Slave по отношению к устройствам не совсем корректны, так как относительно контроллера все подключенные устройства — Slaves.
Особенным нововведением в ATA-3 считается появление Self-Monitoring, Analysis and Reporting Technology (S.M.A.R.T.). Пять компаний (IBM, Seagate, Quantum, Conner и Western Digital) объединили усилия и стандартизировали технологию оценки состояния накопителей.
Поддержка твердотельных накопителей появилась с четвертой версии стандарта, выпущенной в 1998 году. Эта версия стандарта обеспечивала скорость обмена данными до 33.3 МБ/с.
Стандарт выдвигает жесткие требования к шлейфам ATA:
Стандарт Serial ATA (SATA) был представлен 7 января 2003 года и решал проблемы своего предшественника следующими изменениями:
Шестнадцать сигнальных линий для передачи данных в ATA были заменены на две витые пары: одна для передачи, вторая для приема. Коннекторы SATA спроектированы для большей устойчивости к множественным переподключениям, а спецификация SATA 1.0 сделала возможным «горячее подключение» (Hot Plug).
Некоторые пины на дисках короче, чем все остальные. Это сделано для поддержки «горячей замены» (Hot Swap). В процессе замены устройство «теряет» и «находит» линии в заранее определенном порядке.
Чуть более, чем через год, в апреле 2004-го, вышла вторая версия спецификации SATA. Помимо ускорения до 3 Гбит/с в SATA 2.0 ввели технологию Native Command Queuing (NCQ). Устройства с поддержкой NCQ способны самостоятельно организовывать порядок выполнения поступивших команд для достижения максимальной производительности.
Последующие три года SATA Working Group работала над улучшением существующей спецификации и в версии 2.6 появились компактные коннекторы Slimline и micro SATA (uSATA). Эти коннекторы являются уменьшенной копией оригинального коннектора SATA и разработаны для оптических приводов и маленьких дисков в ноутбуках.
Несмотря на то, что пропускной способности второго поколения SATA хватало для жестких дисков, твердотельные накопители требовали большего. В мае 2009 года вышла третья версия спецификации SATA с увеличенной до 6 Гбит/с пропускной способностью.
Особое внимание твердотельным накопителям уделили в редакции SATA 3.1. Появился коннектор Mini-SATA (mSATA), предназначенный для подключения твердотельных накопителей в ноутбуках. В отличие от Slimline и uSATA новый коннектор был похож на PCIe Mini, хотя и не был электрически совместим с PCIe. Помимо нового коннектора SATA 3.1 мог похвастаться возможностью ставить команды TRIM в очередь с командами чтения и записи.
Команда TRIM уведомляет твердотельный накопитель о блоках данных, которые не несут полезной нагрузки. До SATA 3.1 выполнение этой команды приводило к сбросу кэшей и приостановке операций ввода-вывода с последующим выполнением команды TRIM. Такой подход ухудшал производительность диска при операциях удаления.
Спецификация SATA не успевала за бурным ростом скорости доступа к твердотельным накопителям, что привело к появлению в 2013 году компромисса под названием SATA Express в стандарте SATA 3.2. Вместо того, чтобы снова удвоить пропускную способность SATA, разработчики задействовали широко распространенную шину PCIe, чья скорость превышает 6 Гбит/с. Диски с поддержкой SATA Express приобрели собственный форм-фактор под названием M.2.
«Конкурирующий» с ATA стандарт SCSI тоже не стоял на месте и всего через год после появления Serial ATA, в 2004, переродился в последовательный интерфейс. Имя новому интерфейсу — Serial Attached SCSI (SAS).
Несмотря на то, что SAS унаследовал набор команд SCSI, изменения были значительные:
Максимальное количество одновременно подключенных устройств в SAS-домене по спецификации превышает 16 тысяч, а вместо SCSI ID для адресации используется идентификатор World-Wide Name (WWN).
WWN — уникальный идентификатор длиной 16 байт, аналог MAC-адреса для SAS-устройств.
Несмотря на схожесть разъемов SAS и SATA, эти стандарты не являются полностью совместимыми. Тем не менее, SATA-диск может быть подключен в SAS-коннектор, но не наоборот. Совместимость между SATA-дисками и SAS-доменом обеспечивается при помощи протокола SATA Tunneling Protocol (STP).
Первая версия стандарта SAS-1 имеет пропускную способность 3 Гбит/с, а самая современная, SAS-4, улучшила этот показатель в 7 раз: 22,5 Гбит/с.
Peripheral Component Interconnect Express (PCI Express, PCIe) — последовательный интерфейс для передачи данных, появившийся в 2002 году. Разработка была начата компанией Intel, а впоследствии передана специальной организации — PCI Special Interest Group.
Последовательный интерфейс PCIe не был исключением и стал логическим продолжением параллельного PCI, который предназначен для подключения карт расширения.
PCI Express значительно отличается от SATA и SAS. Интерфейс PCIe имеет переменное количество линий. Количество линий равно степеням двойки и колеблется в диапазоне от 1 до 16.
Термин «линия» в PCIe обозначает не конкретную сигнальную линию, а отдельный полнодуплексный канал связи, состоящий из следующих сигнальных линий:
«Аппетиты» твердотельных накопителей растут очень быстро. И SATA, и SAS не успевают увеличивать свою пропускную способность, чтобы «угнаться» за SSD, что привело к появлению SSD-дисков с подключением по PCIe.
Хотя PCIe Add-In карты прикручиваются винтом, PCIe поддерживает «горячую замену». Короткие пины PRSNT (англ. present — присутствовать) позволяют удостовериться, что карта полностью установлена в слот.
Твердотельные накопители, подключаемые по PCIe регламентируются отдельным стандартом Non-Volatile Memory Host Controller Interface Specification и воплощены в множестве форм-факторов, но о них мы расскажем в следующей части.
Удаленные накопители
При создании больших хранилищ данных появилась потребность в протоколах, позволяющих подключить накопители, расположенные вне сервера. Первым решением в этой области был Internet SCSI (iSCSI), разработанный компаниями IBM и Cisco в 1998 году.
Идея протокола iSCSI проста: команды SCSI «оборачиваются» в пакеты TCP/IP и передаются в сеть. Несмотря на удаленное подключение, для клиентов создается иллюзия, что накопитель подключен локально. Сеть хранения данных (Storage Area Network, SAN), основанная на iSCSI, может быть построена на существующей сетевой инфраструктуре. Использование iSCSI значительно снижает затраты на организацию SAN.
У iSCSI существует «премиальный» вариант — Fibre Channel Protocol (FCP). SAN с использованием FCP строится на выделенных волоконно-оптических линиях связи. Такой подход требует дополнительного оптического сетевого оборудования, но отличается стабильностью и высокой пропускной способностью.
Существует множество протоколов для отправки команд SCSI по компьютерным сетям. Тем не менее, есть только один стандарт, решающий противоположную задачу и позволяющий отправлять IP-пакеты по шине SCSI — IP-over-SCSI.
Большинство протоколов для организации SAN используют набор команд SCSI для управления накопителями, но есть и исключения, например, простой ATA over Ethernet (AoE). Протокол AoE отправляет ATA-команды в Ethernet-пакетах, но в системе накопители отображаются как SCSI.
С появлением накопителей NVM Express протоколы iSCSI и FCP перестали удовлетворять быстро растущим требованиям твердотельных накопителей. Появилось два решения:
Протокол NVMe over Fabrics стал хорошей альтернативой iSCSI и FCP. В NVMe-oF используются волоконно-оптическая линии связи и набор команд NVM Express.
Стандарты iSCSI и NVMe-oF решают задачу подключения удаленных дисков как локальные, а компания Intel пошла другой дорогой и максимально приблизила локальный диск к процессору. Выбор пал на DIMM-слоты, в которые подключается оперативная память. Максимальная пропускная способность канала DDR4 составляет 25 ГБ/с, что значительно превышает скорость шины PCIe. Так появился твердотельный накопитель Intel® Optane™ DC Persistent Memory.
Для подключения накопителя в DIMM слоты был изобретен протокол DDR-T, физически и электрически совместимый с DDR4, но требующий специального контроллера, который видит разницу между планкой памяти и накопителем. Скорость доступа к накопителю меньше, чем к оперативной памяти, но больше, чем к NVMe.
Протокол DDR-T доступен только с процессорами Intel® поколения Cascade Lake или новее.
Заключение
Почти все интерфейсы прошли долгий путь развития от последовательного до параллельного способа передачи данных. Скорости твердотельных накопителей стремительно растут, еще вчера твердотельные накопители были в диковинку, а сегодня NVMe уже не вызывает особого удивления.
В нашей лаборатории Selectel Lab вы можете самостоятельно протестировать SSD и NVMe диски.