саодат исмаилова 40 дней тишины

Саодат исмаилова 40 дней тишины

Саодат Исмаилова – режиссёр, сделавший международную карьеру, живёт между Парижем и Ташкентом. Cвоё авторское кино Саодат снимает на пространствах Трансоксании, между съёмками принимая участие в европейских арт-резиденциях. В 2013 году Саодат представила свою первую видео-инсталляцию «Зухра» на Венецианской биеннале, годом позже свой первый полнометражный фильм «40 дней молчания» Саодат привезла на Берлинский кинофестиваль. Позже фильм был представлен на 35 международных кинофестивалях. Мы встретились в Ташкенте в фойе «Дома Кино», где на настенной росписи 80-х годов Баходира Джалала запечатлён отец Саодат Абдурахим Исмаилов — легендарный кинооператор, патриарх узбекского кино.

Кто оказал влияние на выбор Вашей профессии?

В семье, в которой я родилась, кино уже жило много лет до моего появления, мне не нужно было бороться за выбор, среда сама сформировала. Ну и конечно, моя бабушка, медиумом которой я и стала, излагая её ощущения и истории. Она была удивительным рассказчиком, это то, чем она смогла меня заразить, с той разницей, что мои рассказы используют изображение и звук, и это стало моей профессией, в то время как для бабушки это было естественным проявлением – рассказывать.

саодат исмаилова 40 дней тишины. Смотреть фото саодат исмаилова 40 дней тишины. Смотреть картинку саодат исмаилова 40 дней тишины. Картинка про саодат исмаилова 40 дней тишины. Фото саодат исмаилова 40 дней тишины

Зухра(фрагмент) / Видео инсталляция, 2013 г.

Какой увиденный фильм произвел впечатление на Вас?

В далёкие 90-е мой брат Бабур (прим.ред. – художник Бабур Исмалов) принёс фильм Сергея Параджанова «Цвет граната» на VHS. Недосказанность, отсутствие линейных текстов, пластическое решение линий и ритма, цветов, хореография персонажей – было настолько неожиданным. Пространство, объемный параллельный мир, где я почувствовала уютно, несмотря на то, что не всё понимала, я полностью доверилась.

А какие фильмы стали для Вас «настольными»?

Сложно перечислить. Зависит от моментов жизни, поиска вдохновения. Но если не задумываться, то это «Зеркало» и «Солярис» Андрея Тарковского, «Триптих» и «Без страха» Али Хамраева, «Страсти по Жанне д’Арк» и «Слово» Карля Теодора Дрейера, «Некоторые из нас» и «Коридор» Шарунаса Бартаса, «Мистический Объект Луны» и «Синдром и столетие» Апичатпонга Вирасеткула, «Внутреняя Рана» Филиппа Гарелля, «Домашняя работа» и «Крупный план» Аббаса Киаростами, и много других.

саодат исмаилова 40 дней тишины. Смотреть фото саодат исмаилова 40 дней тишины. Смотреть картинку саодат исмаилова 40 дней тишины. Картинка про саодат исмаилова 40 дней тишины. Фото саодат исмаилова 40 дней тишины

У Вас множество ипостасей: режиссёр, сценарист, художник. Кем Вы себя ощущаете в большей степени?

Себя определить я не смогу, возможно, и не нужно сковывать себя определениями, кинорежиссёр ли я или видеохудожник – для меня это равноценно. Выбранная тема сама диктует и подсказывает нужное ему средство изложения. Моё передвижение между пространствами традиционного кино и галереи/музея произошло органично, но думаю, что язык остается специфически кинематографичным.

саодат исмаилова 40 дней тишины. Смотреть фото саодат исмаилова 40 дней тишины. Смотреть картинку саодат исмаилова 40 дней тишины. Картинка про саодат исмаилова 40 дней тишины. Фото саодат исмаилова 40 дней тишины

Гулаим (фрагмент) / Видео инсталляция, 2014 г.

Как состоялся Ваш переход от кинематографа к миру визуального искусства?

Реализация моей первой полнометражной художественной картины, «40 дней молчания», далась сложно: со производство четырех стран, продюсеры, условия производства. В очередной год, когда я поняла, что не в состоянии сдвинуть с места этого огромного мамонта, и мне снова нужно ждать, я начала делать небольшие видео работы, для себя. Меня это успокаивало, отвлекало от проблем производства фильма. И появилась полная свобода – работаешь сама, бюджета нет, за счет чего выстраивается прямой контакт с темой. Цели, для чего я делала эти работы, и где они будут показываться, – не было и мысли. Видеосъёмки превратились для меня в белую бумагу и карандаш. Позже я стала сравнивать этот процесс с набросками. Наблюдешь за жизнью через свои ощущения, в коротких фильмах, свободных по форме, что и стало способом быстрого и независимого самовыражения. Вот так, совершенно неожиданно, мои видео работы оказались на площадках Венецианской, Сингапурской и Ташкентской биеннале, музеях и частных галереях Европы.

саодат исмаилова 40 дней тишины. Смотреть фото саодат исмаилова 40 дней тишины. Смотреть картинку саодат исмаилова 40 дней тишины. Картинка про саодат исмаилова 40 дней тишины. Фото саодат исмаилова 40 дней тишины

В своих проектах Вы часто обращаетесь к прошлому, к истории. Были ли у Вас попытки заглянуть в будущее?

В последнее время я перестала чувствовать и понимать где прошлое, где будущее, я знаю только что есть сейчас, наполненное памятью эмоциональной, интуитивной, подсознанием, семантикой и архетипами, вот и находишься в хроническом процессе, разбираясь с этим наследием. Наследием, что дает тебе силу, и веру, идти дальше, преодолевать трудности. Ведь старое в старом и есть новое, и так циклично всё повторяется.

саодат исмаилова 40 дней тишины. Смотреть фото саодат исмаилова 40 дней тишины. Смотреть картинку саодат исмаилова 40 дней тишины. Картинка про саодат исмаилова 40 дней тишины. Фото саодат исмаилова 40 дней тишины

Небесные круги (фрагмент) / Видео инсталляция, 2014 г.

Опишите свой творческий процесс «идея – написание сценария – реализация»?

Зависит от проекта. Если это кино, нужно иметь сценарий, увидеть и представить, как развивается эмоциональная наполненность персонажей, как они взаимодействуют, начинают ли они жить своей жизнью. Как только они становятся независимыми от меня, можно отпустить сценарий и довериться жизни. Сценарий – это всего лишь инструмент, чтобы встать на твердую основу, найти деньги на производство, и не потеряться в процессе. Когда всё определено, важно деконструировать бумагу и снимать, прислушиваясь к жизни, ведь каждый актёр и натура несёт за собой свою силу.

Отсняв материал, где Вы монтируете свои кино/видео работы?

У меня нет определенной рабочей студии. В Узбекистане я живу, пульсирую, работают чувства и эмоции. Аналитически формальный процесс происходит, когда я нахожусь на расстоянии. Место работы – везде, только процесс работы разный, в разных географических точках.

Вы много лет живете в Париже, но при этом продолжаешь оставаться гражданкой своей страны. Насколько Вам важно сохранять связь с истоками?

Моя земля – это моя аорта, мой хребет, вся я, то, что меня двигает и составляет. Я не вижу себя без неё. Я узбекский режиссёр и художник, только так я могу себя определить.

саодат исмаилова 40 дней тишины. Смотреть фото саодат исмаилова 40 дней тишины. Смотреть картинку саодат исмаилова 40 дней тишины. Картинка про саодат исмаилова 40 дней тишины. Фото саодат исмаилова 40 дней тишины

Шёпот Амударьи (фрагмент/коллаж) / Видео инсталляция, 2016 г.

В 2016 году Вы получили приз за лучшую видео инсталляцию на выставке Панорама 18, в Национальном Центре Современного Искусства Фресной, Франция, где были выставлены работы 48 художников со всего мира. Расскажите о «Шепоте Окса», работе, что получила приз.

До 21 года, каждое утро моя бабушка просила рассказать ей мой сон, когда ей не нравилось, она отправляла меня к раковине, и я пересказывала снова воде, чтобы она очистила меня. Видимо этот утренний ритуал развил во мне память и внимательность к снам. Я всегда хотела сделать какой-то проект со снами, но это то же самое, если я скажу, хотела сделать фильм о жизни. Как к этому подойти — не понятно, но тянуло очень сильно. После того как я сделала десять документальных фильмов о музыке Средней Азии, исколесив регион, я задумалась, какое же количество снов, переживаний рассказанных воде живет в Амударье? Окс, Джейхун, Аму – колыбель наших цивилизаций, артерия нашей жизни, 2500 километров воды, что берет свое начало на ледниках Памира, при Гималаях. Так я решила спуститься по реке и собирать сны людей, живущих на берегах реки, что они когда то рассказали Амударье. Это был один из самых впечатляющих опытов в моей жизни, когда ты двигаешься с рекой в одну ногу, спускаешься с ледников, гор и видишь, как эта древняя река рождается, растет, полнеет, становится зрелой, смелой и безмятежной, как сама жизнь. Так еще я, что пыталась проникнуть в память реки, что же ей рассказывали люди? В итоге получилась трех экранная видео инсталляция, 25 минут.

саодат исмаилова 40 дней тишины. Смотреть фото саодат исмаилова 40 дней тишины. Смотреть картинку саодат исмаилова 40 дней тишины. Картинка про саодат исмаилова 40 дней тишины. Фото саодат исмаилова 40 дней тишины

Шепот Амударьи (фрагмент/коллаж) / Видео инсталляция, 2016 г.

Вы уже готовы приступить к работе над следующим полнометражным фильмом?

Мой следующий полнометражный фильм «Барзаг» зреет, идут постоянные записи. Фильм уже получил поддержку Hubert Bals Fund, Роттердамский Кинофестиваль для разработки сценария и Asian Film Fund от Пусанского Кинофестиваля. Есть ещё пара параллельных проектов, но говорить о них ещё рано.

Источник

Унесенные призраками

Фильмы Саодат Исмаиловой. Совместный показ Центра Вознесенского и платформы «Пилигрим»

Сегодня, 11 марта, в 19:30 Центр Вознесенского проведет бесплатную мини-ретроспективу короткометражных работ узбекского режиссера и видеохудожницы Саодат Исмаиловой «Зухра», «Ее право» и «Заколдованный» (для просмотра необходима регистрация). На онлайн-платформе авторского кино «Пилигрим» фильмы будут доступны до 21 марта по ссылкам: «Заколдованный», «Зухра», «Ее право».

Исмаилова родилась в Узбекистане, уехала оттуда в 2002 году, получив резиденцию в арт-центре «Бенеттона» «Фабрика». Потом жила в Париже. Сняла полнометражный фильм «40 дней тишины», который побывал в программе «Форум» на Берлинале в 2014 году. Поставила спектакль. Делала инсталляции — собственно, «Зухра» сделана на основе одноименной инсталляции, с которой Исмаилова участвовала в 2013 году в Венецианской биеннале. Сегодня возглавляет междисциплинарную группу CCA LAB в Центре современного искусства в Ташкенте.

Тело — это суппорт, экран для звуковых проекций (визуальные проекции тоже иногда появляются, но совсем размытые, надо еще постараться их разглядеть). Что они представляют — сны? Воспоминания? Звуки то ненавязчивые, то в какой-то момент сгущаются, наплывают почти агрессивно. Пространство фильма перестает быть комфортным и расслабленным, «переполняется» тревогой и информацией — по своим меркам, конечно. Два голоса накладываются друг на друга, по обеим сторонам экрана одновременно появляются титры, рассказывающие две истории. Справа — сказка о девушке, которая по ночам исчезала из дома и которую брат заподозрил в том, что у нее любовная связь. Слева — рассказ от первого лица девушки, которой овладели духи, парализовав ее волю. А в конце само тело оказывается такой же проекцией, как другие, — растворяется.

Тело, его неподвижность, его призрачность. В свое время для объяснения работ самой известной мусульманской художницы Ширин Нешат было придумано понятие non-liberatory agency — «неэмансипаторная агентность». Оно понадобилось для того, чтобы показать, что мусульманские женщины могут быть наделены агентностью, не выходя (насильно) за рамки своей национальной и религиозной культуры, без отрыва от нее. Эта агентность не обязательно влечет за собой эмансипацию, грубо говоря, для нее не обязательно снимать паранджу и принимать чужие, европейские парадигмы. Паранджа тоже создает свою агентность, пусть слабую по европейским меркам. Так критика пыталась преодолеть стереотипные дихотомии Востока и Запада, активности и пассивности, мужского и женского, к которым сводилось творчество художниц с Востока.

Зухра в фильме Исмаиловой — кажется, само воплощение пресловутой восточной пассивности и податливости: она лежит, а свет и звуковые образы проходят через нее или поверх, кажется, совершенно ее не затрагивая. Закадровый текст — отрывки из интервью с девушками из Сурхандарьинской области Узбекистана, прошедшими через обряд изгнания духов и описывавшими свои переживания. Они не могли говорить. Они чувствовали себя запертыми в своем теле. Духи все решали за них. Они до сих пор боятся бывать в людных местах.

Но исчезновение девушки в конце фильма, возможно, становится освобождением. Возможно, это история об удавшемся экзорцизме. В буклете с Венецианской биеннале объяснялось, что Зухра по-узбекски — Венера, утренняя звезда, на короткое время появляющаяся в сумерках. Для узбекских женщин она воплощает любовь и желание, и к ней они обращаются в одиночестве на рассвете.

В «Ее праве» (2020), 14-минутном монтажном фильме, тоже вроде бы циркулируют излюбленные мотивы Нешат — женское лицо, паранджа, восточные узоры и вязь арабской письменности. Лиц в фильме много — он посвящается актрисам узбекского кино, и в нем используются фрагменты из 18 фильмов, документальных и игровых. Но кажется, что весь он родился из знаменитых начальных кадров фильма Али Хамраева «Без страха» (1971). На них красноармеец бежит со знаменем в руках перед толпой женщин в паранджах, и непонятно, гонятся они за ним или это он ведет их в атаку. «Атакой» («худжум») называлась официальная советская кампания по борьбе с ношением паранджи. Исмаилова позаимствовала у Хамраева принцип амбивалентности (кадры из «Без страха» в ее фильме тоже есть, но другие, не эти). В ее монтаже саспенс нагнетается так, что ужас вызывают и женщины в парандже, крадущиеся, как призраки, жмущиеся к стенам домов, и сам момент принародного ее сбрасывания. Кажется, что под паранджой должно оказаться нечто ужасное. Или зияющая пустота, которая поглотит все вокруг. И этот ужас одинаково написан на лицах как мужчин, так и других женщин, которые паранджи не носят. Когда же саспенс разрешается, на обнажившееся лицо накладываются кадры с другими лицами, образуя узор, рифмующийся с узором на распущенном хвосте павлина. Под паранджой не оказывается лица, под ней орнамент, вязь, мелькающие и разбегающиеся пятна.

Источник

Унесенные призраками

Фильмы Саодат Исмаиловой. Совместный показ Центра Вознесенского и платформы «Пилигрим»

Сегодня, 11 марта, в 19:30 Центр Вознесенского проведет бесплатную мини-ретроспективу короткометражных работ узбекского режиссера и видеохудожницы Саодат Исмаиловой «Зухра», «Ее право» и «Заколдованный» (для просмотра необходима регистрация). На онлайн-платформе авторского кино «Пилигрим» фильмы будут доступны до 21 марта по ссылкам: «Заколдованный», «Зухра», «Ее право».

Исмаилова родилась в Узбекистане, уехала оттуда в 2002 году, получив резиденцию в арт-центре «Бенеттона» «Фабрика». Потом жила в Париже. Сняла полнометражный фильм «40 дней тишины», который побывал в программе «Форум» на Берлинале в 2014 году. Поставила спектакль. Делала инсталляции — собственно, «Зухра» сделана на основе одноименной инсталляции, с которой Исмаилова участвовала в 2013 году в Венецианской биеннале. Сегодня возглавляет междисциплинарную группу CCA LAB в Центре современного искусства в Ташкенте.

Тело — это суппорт, экран для звуковых проекций (визуальные проекции тоже иногда появляются, но совсем размытые, надо еще постараться их разглядеть). Что они представляют — сны? Воспоминания? Звуки то ненавязчивые, то в какой-то момент сгущаются, наплывают почти агрессивно. Пространство фильма перестает быть комфортным и расслабленным, «переполняется» тревогой и информацией — по своим меркам, конечно. Два голоса накладываются друг на друга, по обеим сторонам экрана одновременно появляются титры, рассказывающие две истории. Справа — сказка о девушке, которая по ночам исчезала из дома и которую брат заподозрил в том, что у нее любовная связь. Слева — рассказ от первого лица девушки, которой овладели духи, парализовав ее волю. А в конце само тело оказывается такой же проекцией, как другие, — растворяется.

Тело, его неподвижность, его призрачность. В свое время для объяснения работ самой известной мусульманской художницы Ширин Нешат было придумано понятие non-liberatory agency — «неэмансипаторная агентность». Оно понадобилось для того, чтобы показать, что мусульманские женщины могут быть наделены агентностью, не выходя (насильно) за рамки своей национальной и религиозной культуры, без отрыва от нее. Эта агентность не обязательно влечет за собой эмансипацию, грубо говоря, для нее не обязательно снимать паранджу и принимать чужие, европейские парадигмы. Паранджа тоже создает свою агентность, пусть слабую по европейским меркам. Так критика пыталась преодолеть стереотипные дихотомии Востока и Запада, активности и пассивности, мужского и женского, к которым сводилось творчество художниц с Востока.

Зухра в фильме Исмаиловой — кажется, само воплощение пресловутой восточной пассивности и податливости: она лежит, а свет и звуковые образы проходят через нее или поверх, кажется, совершенно ее не затрагивая. Закадровый текст — отрывки из интервью с девушками из Сурхандарьинской области Узбекистана, прошедшими через обряд изгнания духов и описывавшими свои переживания. Они не могли говорить. Они чувствовали себя запертыми в своем теле. Духи все решали за них. Они до сих пор боятся бывать в людных местах.

Но исчезновение девушки в конце фильма, возможно, становится освобождением. Возможно, это история об удавшемся экзорцизме. В буклете с Венецианской биеннале объяснялось, что Зухра по-узбекски — Венера, утренняя звезда, на короткое время появляющаяся в сумерках. Для узбекских женщин она воплощает любовь и желание, и к ней они обращаются в одиночестве на рассвете.

В «Ее праве» (2020), 14-минутном монтажном фильме, тоже вроде бы циркулируют излюбленные мотивы Нешат — женское лицо, паранджа, восточные узоры и вязь арабской письменности. Лиц в фильме много — он посвящается актрисам узбекского кино, и в нем используются фрагменты из 18 фильмов, документальных и игровых. Но кажется, что весь он родился из знаменитых начальных кадров фильма Али Хамраева «Без страха» (1971). На них красноармеец бежит со знаменем в руках перед толпой женщин в паранджах, и непонятно, гонятся они за ним или это он ведет их в атаку. «Атакой» («худжум») называлась официальная советская кампания по борьбе с ношением паранджи. Исмаилова позаимствовала у Хамраева принцип амбивалентности (кадры из «Без страха» в ее фильме тоже есть, но другие, не эти). В ее монтаже саспенс нагнетается так, что ужас вызывают и женщины в парандже, крадущиеся, как призраки, жмущиеся к стенам домов, и сам момент принародного ее сбрасывания. Кажется, что под паранджой должно оказаться нечто ужасное. Или зияющая пустота, которая поглотит все вокруг. И этот ужас одинаково написан на лицах как мужчин, так и других женщин, которые паранджи не носят. Когда же саспенс разрешается, на обнажившееся лицо накладываются кадры с другими лицами, образуя узор, рифмующийся с узором на распущенном хвосте павлина. Под паранджой не оказывается лица, под ней орнамент, вязь, мелькающие и разбегающиеся пятна.

Источник

Исчезающий мир, мифы и паранджа: интервью с режиссёром и художницей Саодат Исмаиловой

О духовных практиках Центральной Азии, вынужденной эмансипации женщин востока и жизни между Парижем и Ташкентом.

саодат исмаилова 40 дней тишины. Смотреть фото саодат исмаилова 40 дней тишины. Смотреть картинку саодат исмаилова 40 дней тишины. Картинка про саодат исмаилова 40 дней тишины. Фото саодат исмаилова 40 дней тишины

Фотография: Анвар Ракишев для Aspan Gallery

Саодат Исмаилова — узбекская режиссёр, художница и участница европейских кинофестивалей и выставок. Она исследует в своих работах духовный и мифологический мир Центральной Азии.

Её персональная выставка «Как меня звали?», представленная впервые в Казахстане, рассказывает историю женщин, переживших идеологические трансформации прошлого столетия.

Мы встретились с Саодат Исмаиловой, чтобы поговорить об отражении исчезающих ритуалов в её творчестве, вопросах самоидентификации и насильственной эмансипации женщин со стороны советской власти.

саодат исмаилова 40 дней тишины. Смотреть фото саодат исмаилова 40 дней тишины. Смотреть картинку саодат исмаилова 40 дней тишины. Картинка про саодат исмаилова 40 дней тишины. Фото саодат исмаилова 40 дней тишины

— Саодат, почему женские духовные практики стали центральным исследованием в вашем творчестве?

Это случилось естественным образом: обряды сопровождали меня всю жизнь и казались довольно обыденными до определённого возраста. До 21 года я жила с бабушкой в одной комнате, которая передавала мне знания и знакомила с различными ритуалами. Помню, что она совершала обряды «кинна» и «мушкул кушод». Их часто использовали в качестве обычных национальных обрядов, которые проводили женщины.

Позже, когда бабушки уже не стало, перед съёмкой одного фильма я хотела, чтобы кто-то прочитал мне «мушкул кушод» для более лёгкой работы, но оказалось, что такие ритуалы проводить запрещено, потому что они не имеют ничего общего с исламом.

Тогда я узнала, что обряды, которые не несут ничего опасного, могут быть стигматизированы обществом.

Помню, как во время других съёмок в Таджикистане зашла во двор к одной семье. Из дома моментально выбежали испуганные женщины: они проводили обряд, чтобы помочь ребёнку избавиться от коликов, и решили, что я — инспектор, который проверяет их.

Постепенно исчезающие ритуалы, элементы культуры и природные явления стали увлекать всё больше, как символы утерянного, невидимого и недосказанного. Сюда же можно отнести такие работы, как «Арал. Рыбалка в невидимом море» о трагедии Аральского моря, «Заколдованный» о вымершем туранском тигре и все объекты выставки «Как меня звали?».

— Вы упомянули бабушку, которая оказала на вас и ваши работы огромное влияние. Расскажите, какой она была?

Она родилась в семье священнослужителей на юге Казахстана, в Туркестане. Её мама преподавала девочкам письменность, литературу и поэзию ещё до начала советизации. С приходом большевиков к власти отца бабушки отправили в ГУЛАГ, а все женщины семьи были вынуждены переселиться в Ташкент.

Новые условия жизни во многом сформировали мою бабушку: будучи воспитанной в семье просветителей, она так и не смогла окончить школу из-за того, что её отец был назван «врагом народа». Неудовлетворённость знаниями и жажда нового всегда присутствовала в ней, поэтому она много читала как на узбекском, так и на арабском.

Сила бабушки также заключалась в том, что она была прекрасным рассказчиком. Она всегда пересказывала мне истории и сказки из прошлого, а перед сном подсказывала, что можно загадать желание у Зухры — планеты Венеры.

— У наших бабушек был совсем другой мир и способы его познания. Они даже говорили иначе: афоризмами и образами. Мне кажется, что наше поколение потеряло этот способ мышления и общения, даже при знании языка и культуры.

Да, я тоже чувствую это. Они действительно были сильными рассказчиками, что и помогло сформироваться нам. Даже сейчас, с теми рассказами, которые мы помним благодаря им, передача информации будет совсем другой. Многое со временем бесследно исчезает.

Думаю, мир бабушки перешёл в меня и отражается во всех моих работах.

Последний элемент выставки «Как меня звали?» — запись молитвы из 90-х, записанной исследователями в Ферганской долине. Когда я обнаружила её, то была так удивлена, потому что фактура голоса, ритм и обращение очень напомнили мне бабушку и прежнее время. Только звук может так чётко запечатлеть время.

— А есть ли центральная работа всей выставки?

Да, это «Зухра» — моя первая видеоинсталляция, которая была представлена в Венеции в 2013 году. Её сюжет сконцентрирован на девушке, находящейся в летаргическом сне. Нарративом послужили интервью двух девушек, которые я записывала в 2005 году в Сухандарье. Они проходили древний обряд «чилля» — 40 дней молчания, уединения и чтения молитв.

саодат исмаилова 40 дней тишины. Смотреть фото саодат исмаилова 40 дней тишины. Смотреть картинку саодат исмаилова 40 дней тишины. Картинка про саодат исмаилова 40 дней тишины. Фото саодат исмаилова 40 дней тишины

В комнате Зухры можно увидеть, что на окружающих стенах, подобно сновидениям, появляются едва заметные знаки — это кадры из узбекских фильмов и архивные кадры худжума. Кульминация видеоинсталляции — звук ритуала «джахр», который чем-то схож с зикром, но имеет анимистический окрас. Он проводится мужчинами, которые имитируют звуки животных, очищая таким образом человека.

— Меня также очень заинтересовала другая инсталляция — чачваны, которыми женщины прикрывали лица. Когда вы обратили на них внимание?

Чачван — сетка, сотканная из конского волоса, которая ещё до мусульманской эпохи прикрывала лицо женщины от внешнего мира. Скорее всего конский хвост можно расценивать в качестве оберегающей силы, хотя судить, конечно, тяжело, потому что искусство чачванов полностью утеряно и совсем не изучено.

Кажется, первый чачван принёс мой брат Бабур. Раньше никто не замечал их, они продавались за копейки, потому что чачваны уже никто и не носил. Так я начала постепенно собирать их, потому что меня интересовала история, которая скрывалась за этими сетками.

А затем я прочитала книгу исследовательницы Марианны Камп — The New Woman in Uzbekistan, где она собрала интервью женщин, ранее носивших чачван. Это было очень трогательно, потому что я поняла, что за каждым чачваном скрывается женщина со своей особенной историей, часто — тяжёлой.

саодат исмаилова 40 дней тишины. Смотреть фото саодат исмаилова 40 дней тишины. Смотреть картинку саодат исмаилова 40 дней тишины. Картинка про саодат исмаилова 40 дней тишины. Фото саодат исмаилова 40 дней тишины

Чачваны можно увидеть в узбекских советских фильмах, где женщины скидывали и сжигали паранджу по идеологическим соображениям. Тогда всё преподносилось с пропагандистской точки зрения, но если задуматься, то женщины тогда оказались между двух угнетающих сил: новой властью и традиционным обществом.

Представьте, они всю жизнь прикрывали лицо, а затем их лишили этой защиты. В итоге на улице они прятали чачван, а, заходя домой, снова надевали, чтобы не подвергаться осуждениям и преследованиям родственников.

— Да, в вашем фильме «Её право» раскрывается тема худжума — ожесточённой политической кампании, сопровождаемой массовым снятием паранджи. Признаюсь, для меня было откровением, что мы можем рассматривать эмансипацию не только в положительном ключе, но и в качестве насильственного явления.

Да, это было агрессивно и кроваво. Бабушка рассказывала, что с приходом большевиков они были вынуждены закапывать книги, заворачивая их в саван.

Сначала власть напала и отняла их религию, затем — земли во время коллективизации, позже объявила мужей и отцов «врагами народа». Последняя атака была совершена на чачван.

Советская власть считала, что им удастся быстро мотивировать женщин на снятие чачвана, но это был только взгляд извне. В итоге они столкнулись с местным сопротивлением мужчин, которые были готовы поднять руки на родных женщин.

Худжум проводился на протяжении нескольких десятилетий и вся агрессия властей и народа была спущена на женщин. Очень показательна история первых узбекских актрис и танцовщиц, которые были убиты родственниками за то, что выходили в мир с открытым лицом.

При этом, если рассматривать историю, то можно обратить внимание на джадидов — представителей местной духовно-интеллектуальной элиты. Их последователи тоже планировали эмансипировать женщин, но в более либеральном ключе — с помощью образования, литературы, развития культурных институтов. Они хотели, чтобы женщины сделали это сознательно.

Затем пришла советская власть и решила, что сможет за полгода поменять всё. Так, 8 марта 1927 года тысячи женщин в Самарканде по инициативе власти сняли с себя паранджу и сожгли её. В итоге эта борьба растянулась на целые десятилетия. Говорят, что чачваны вернулись во время Второй мировой войны: когда мужчин отправили на фронт, женщины надели их в знак преданности и верности.

Иногда у меня спрашивают: «Ты что, защищаешь чачван?». Я не защищаю этот объект, он интересует меня в качестве пропущенной истории и напоминает о невидимом присутствии тех женщин, которые носили его.

саодат исмаилова 40 дней тишины. Смотреть фото саодат исмаилова 40 дней тишины. Смотреть картинку саодат исмаилова 40 дней тишины. Картинка про саодат исмаилова 40 дней тишины. Фото саодат исмаилова 40 дней тишины

— Вы постоянно обращаетесь к истории, помогает ли она узнавать или понимать себя лучше?

Да, бесспорно. Правда, история не интересует меня в чистом виде, скорее, она приходит на помощь интуиции. Я обращаюсь к ней, чтобы полностью не уйти в сказочное пространство мифов.

Мне нравится вдохновляться определёнными элементами в истории, теми же обложками женского агитационного журнала, где можно проследить, как государство создавало образ идеальной узбекской женщины. В период пандемии я также работала с архивами в двух фильмах — «Её право» о худжуме и «Пять жизней», где прослеживались изменения женщин в узбекском кино.

— Вы долгое время живёте в Париже, но все работы направлены на исследование Центральной Азии. Не возникало ли перед вами проблемы самоидентификации после жизни в Европе?

Да, я уже достаточно долго живу в Европе: сначала училась в Италии, затем жила в Берлине полгода, после чего три года в Барселоне вместе с супругом и дочерью. Позже мы переехали в Париж, думая, что проведём всего лишь год тут, но в итоге остались жить, потому что в городе живая сцена для кинематографистов и художников.

Отдалённость от Узбекистана даёт мне преимущество — жизнь между двумя мирами укрепляет связь с корнями и позволяет провести переоценку культуры.

Я не могу сказать, какой город мне ближе — Ташкент или Париж, но знаю, что мой дом всегда там, где мои дети: 14-летняя дочь и двухлетний сын. Это очень интересный переход, сначала твой дом там, где живут родители, а затем — там, где живут дети. Несмотря на это, я постоянно ищу темы в Центральной Азии, потому что регион сформировал меня. К тому же, в Ташкенте живут мои родители и семьи сестры и брата, поэтому стараюсь бывать там как можно чаще.

— Вы ведь родились в творческой семье: ваш отец Абдурахим Исмаилов — известный узбекский кинематографист, брат Бабур — современный художник. Как вы думаете, что больше формирует человека: генетическая связь или среда обитания?

Мне кажется, что эти понятия сращиваются друг с другом и влияют равнозначно, но, наверное, генетика остро проявляется именно в кризисных ситуациях и помогает тебе справиться с ними. Это такой внутренний фундамент человека.

В целом интересно, что мы с Бабуром и Адолат оказались меж двух разных миров: с одной стороны была бабушка по материнской линии, чьи предки занимались религиозно-просветительской деятельностью, а с другой — наш советский папа.

Дедушка с папиной стороны родился в Туркестане, но они бежали в Ташкент во время коллективизации и занимались скотоводством. Папа же решил совершить небольшую революцию в клане мясников и уехал учиться в Москву, чтобы стать кинооператором. Затем художником стал мой старший брат Бабур, а следом и я занялась искусством. Интересно, что мои дети и племянники совсем не тяготеют к творчеству. Дочка даже говорит: «Все мамы приходят домой каждый день в шесть вечера, а ты можешь пропасть на месяц».

— Вы с супругом снимали документальный фильм об Арале вместе. Удивительно, что герои картины как будто совсем не замечают камеры. Как вам удаётся так растворяться в кадре?

Когда я работаю «в поле», мне очень важно прежде всего сломать барьер с героями, чтобы люди могли довериться тебе. Для этого с ними нужно проводить максимальное количество времени вместе, потому что первые два часа они могут относиться к тебе как к гостю, но затем начинают заниматься своими обыденными делами и перестают замечать камеру.

По этой причине в поездках я никогда не останавливаюсь в отелях. Мне нужно установить прочный контакт с героями, когда получается достигать какого-то комфорта молчания. Это также зависит от количества человек на съёмочной площадке, поэтому часто работаю в одиночестве, хотя это и тяжело физически.

Помню, что идея о фильме пришла ко мне очень давно, потому что папа часто говорил об Аральской трагедии. Тогда я написала сценарий и думала, что поеду создавать художественный фильм, но когда оказалась в городе Муйнаке, поняла, что бессмысленно снимать что-то, кроме документалки. Это был абсолютно мёртвый город, а люди в нём присутствовали как призраки. После я вернулась туда в 2016, но ощущение призрачного так и осталось.

саодат исмаилова 40 дней тишины. Смотреть фото саодат исмаилова 40 дней тишины. Смотреть картинку саодат исмаилова 40 дней тишины. Картинка про саодат исмаилова 40 дней тишины. Фото саодат исмаилова 40 дней тишины

— Каких режиссёров Центральной Азии стоит смотреть нашим современникам?

Среди узбекских точно могу выделить Али Хамраева с фильмами «Без страха», «Триптих», «Человек уходит за птицами» и «Я тебя помню». Он создал особый поэтический язык узбекского кино и начал поднимать женские вопросы, пусть и сквозь мужской взгляд. В Казахстане это Дарежан Омирбаев — у него другой взгляд, более холодный и метафизический.

В Кыргызстане есть международно признанный Актан Арым Кубат, его творчество строится на сельской местности, он не такой урбанистический, как Дарежан. А в Таджикистане — Джамшед Усманов. Мне кажется, что это те режиссёры, которых нужно носить на руках и обязательно рассказывать о них в институтах.

— Как вы считаете, авторские фильмы когда-нибудь будут успешными в Центральной Азии?

Это проблема даже не региона, а всего мира. Есть общепотребительская масса и малая часть тех, кто интересуется авторскими фильмами. Кажется, отличается только отношение властей. Например, во Франции есть кинотеатры, которые показывают авторское кино на постоянной основе. То есть, есть коммерческая часть, а есть та, что знакомит людей с другим миром.

Сейчас многие спрашивают о том, что случилось с узбекским кино, но проблема в том, что с распадом Советского союза мы растеряли те голоса, которые создавали что-то во время оттепели.

Кино — это привезённая нам форма искусства, поэтому если не устраивать дискуссий и не поднимать тему киноиндустрии в разрезе всей культуры, то и не стоит ожидать стремительного развития.

Мне кажется, что мы недооцениваем наше общество, если считаем, что они поймут авторские фильмы. Нужно просто больше показывать, тогда у людей появится выбор и они будут размышлять. Думаю, нам всем нужно понять, что присутствие только коммерческих фильмов — это иллюстрация упадка в обществе.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *