санитарный день в библиотеке что это
Что такое САНИТАРНЫЙ ДЕНЬ В БИБЛИОТЕКЕ?
Первый понедельник месяца.У нас сегодня санитарный день.
Вот как звучит он на других языках:
Судя по данным многочисленных библиотечных сайтов – в библиотеках существуют такие дни и у всех по разным дням недели.
Вопрос дня: Чем же занимаются библиотекари в отсутствие читателей? Что такое САНИТАРНЫЙ ДЕНЬ В БИБЛИОТЕКЕ?
Начнём как всегда с истории:
Санитарные нормы содержатся в Правилах техники безопасности в библиотеках, утвержденные Министерством культуры СССР 1.09.1975 г. (введены с 1.01.1977 г.), согласованные с ЦК профсоюза работников культуры 20.08.1975 г.
Вот выдержка из документа:
5.129. В каждой библиотеке один раз в месяц нужно проводить санитарный день. В этот день библиотека читателей не обслуживает.
5.130. В санитарный день выполняют следующие работы:
обеспыливание фондов и каталогов;
проверка, мелкий ремонт,
проверка, чистка и устранение неисправностей в осветительной, электросиловой, вентиляционной, отопительной и водопроводно-канализационной системах;
мелкий ремонт помещений и другие неотложные работы.
Рекомендуется на каждый санитарный день составлять план работы, к работам в санитарный день привлекать читательский актив.
Использовать санитарный день на выполнение других работ запрещается.
Что же происходит в современном библиотечном сообществе в санитарный день? Какие нормативные документы существуют?
Познакомлю вас с Положением о санитарном дне учреждения «Гомельская областная универсальная библиотека им. В.И. Ленина»
1. Общие положения
Санитарный день проводится ежемесячно – первый понедельник месяца.
Работники библиотеки в санитарный день должны проводить санитарную уборку в отделах, где они работают и книгохранилищах.
Необходимые средства уборки и приспособления – веник, щётку, тряпку, ведро, совок, моющие средства, лестницу должен получить у завхоза назначенный от отдела работник.
Для поддержания чистоты в помещениях выполняются следующие виды уборки:
влажная уборка в труднодоступных местах – стены, багеты, стеллажи, шкафы, карнизы (вода и моющий раствор периодически меняются);
сухая уборка – люстры, бра, настольные лампы, компьютеры, принтеры, телефонные аппараты, картины, настенные часы, телевизоры, радиоаппаратура (применяются сухие салфетки и щётки);
сухое и влажное подметание и мытьё полов и плинтусов – вестибюль, лестницы, лестничные площадки, гардероб (помести пол, предварительно увлажнив его, вода и моющий раствор периодически меняются);
влажная протирка и мытьё – стены, колонны, дверные блоки, подоконники, радиаторы, лестничные перила, вешалки в гардеробе (вода и моющий раствор периодически меняются);
чистка с применением пылесосов – каталожные шкафы, каталожные карточки, стеллажи и размещенные на них книги;
влажная протирка и мытьё – столы, кафедры, шкафы, сейфы, вазоны с цветами (вода и моющий раствор периодически меняются);
мытьё с применением моющих средств – графины, стаканы, зеркала;
при мытье пола мебель (кроме стационарно установленной) следует отодвинуть, вымыть пол и поставить мебель на место (вода и моющий раствор периодически меняются);
чистка ковровых покрытий вручную и с применением пылесосов – дорожек, ковров, ковровых покрытий, мягких диванов, кресел, стульев;
проводится влажная уборка туалетных комнат мужской и женской – унитазы, писсуары, стены кафельные, раковины (с применением дезинфицирующих средств, вода и моющий раствор периодически меняются);
собранный в процессе уборки мусор выносится ведрами, мешками в специально отведённые места.
В конце смены полученный инвентарь возвращается завхозу.
(по материалам сайта библиотеки http://goub.org/article/a-92.html)
Приведу некоторые комментарии библиотекарей:
…А вообще у нас в библиотеке санитарного дня как такового нет. Все это происходит во время так называемого проветривания (два раза в день по полчаса) или в субботу после закрытия библиотеки. Естественно за отгулы. И не ропщите на санитарный день! Это же очень здорово – дружно поработать, как в старое советское время, а потом отметить окончание уборки!
…Каждый последний четверг мы так же моем книги. Абсурд, но именно моем. Других способов избавится от пыли на книгах у нас действительно нет. Однако и пылесос, я так думаю, от этой беды не спасёт. Нужен специальный пылесос для влажной уборки книг. Но это лишь наши библиотечные мечты 🙂
…В сельские библиотеки нашего района приходят новые работники, которые не знают чем нужно заниматься в этот день. К сожалению, нет актуальных современных нормативных актов (по крайней мере я не знаю о них) по этой теме.
… а мы в санитарный день еще умудряемся отмечать Дни рождения и поздравлять коллег! 🙂
…А мы в этот день до 2 часов только сидим) И только на кафедрах разбираемся. А полки как и полы уборщицы вытирают
…А мы моем все – и полы, и столы, и стены… Даже окна… А книжные полки – это же святое!
…а у нас санитарный день на 1 час короче рабочего дня и в первой половине дня мы пишем отчет за месяц и план на следующий, и прибираемся каждый на своем столе, полочках. пыль и все остальное убирает уборщица
…А у нас есть один такой санитарный день – в сентябре, когда мы отмечаем день здоровья. А отмечаем его так: мы ходим очень далеко пешком куда-нибудь на окраину города, в старый сквер например. Кушаем прямо на природе, фотографируемся, собираем желтые листики и др. Это своего рода – Санитарный день для нас самих – библиотекарей, которым тоже необходимо почистить свои легкие. Вот так!))
Не знаю, отмечают ли зарубежные библиотекари дни рождения в санитарный день, но понятно, что они в первую очередь наводят чистоту, а вот как они это делают в разных странах мира и, главное, с помощью каких приспособлений – давайте посмотрим. Названия библиотек и стран намеренно не указываю – думаю, что принципиальной разницы здесь нет 🙂
Положение о санитарном дне в МБУК «Маловишерская МЦБС»
Муниципальное бюджетное учреждение культуры
«Межпоселенческая библиотечная система
г. Малая Вишера, – 60) 31 – 235
Московская ул., д. 36. е-mail: *****@***ru
приказом директора МЦБС
Положение о санитарном дне
в МБУК «Маловишерская МЦБС»
1. Санитарный день в библиотеках проводится с целью тщательной уборки библиотечных помещений и очистки от пыли книжного фонда, каталогов и рабочих мест сотрудников.
2. Санитарный день проводится в библиотеке ежемесячно – каждый последний рабочий день месяца, в соответствии с графиком санитарных дней, который утверждается директором учреждения в начале года.
3. В санитарный день не проводится обслуживание читателей, проводятся производственные совещания для обсуждения текущих вопросов организации и содержания работы.
4. Заведующие отделами обязаны составлять планы работ проведения санитарного дня и четко следить за их выполнением. Каждый раздел книжного фонда и каждый каталог должен очищаться от пыли не менее 2-х раз в год. Весь объем работ – уборка в отделах и книгохранилищах – распределяется на всех сотрудников.
5. В санитарный день сотрудники выполняют следующие виды работ:
- проверка правильности расстановки фондов; перемещение фондов (в случае производственной необходимости); обеспыливание фондов: чистка с применением пылесосов – стеллажи и размещенные на них книги, каталожные шкафы, каталожные карточки; наведение порядка на рабочих местах и в помещениях, предназначенных для приема пищи,
– сухая уборка – компьютерная техника, телефонные аппараты, телевизор (применяются сухие салфетки),
- влажная протирка и мытьё – столы, кафедры, шкафы, сейфы, вазоны с цветами (вода и моющий раствор периодически меняются);
- влажная уборка внутренних помещений (за исключением полов).
6. В санитарный день уборщицы проводят тщательную уборку:
- влажную уборку в труднодоступных местах – стены, багеты, стеллажи, шкафы, карнизы (вода и моющий раствор периодически меняются); сухую уборку – светильники, настольные лампы, картины, настенные часы (применяются сухие салфетки и щётки); мытьё с применением моющих средств – стёкла, зеркала, графины; влажную протирку и мытьё – стены, колонны, дверные блоки, подоконники, радиаторы, лестничные перила, вешалки в гардеробе (вода и моющий раствор периодически меняются); чистку ковровых покрытий вручную и с применением пылесосов – дорожек, ковров, ковровых покрытий, мягких кресел, стульев; проводится влажная уборка туалетной комнаты – унитаз, стены кафельные, раковина (с применением дезинфицирующих средств, вода и моющий раствор периодически меняются); сухое и влажное подметание и мытьё полов и плинтусов – вестибюль, лестницы, лестничные площадки (помести пол, предварительно увлажнив его, вода и моющий раствор периодически меняются); при мытье пола мебель (кроме стационарно установленной) следует отодвинуть, вымыть пол и поставить мебель на место (вода и моющий раствор периодически меняются); собранный в процессе уборки мусор выносится мешками.
7. К санитарному дню необходимо подготовить средства уборки и приспособления в достаточном количестве – веники, щётки, тряпки, ведра, совки, моющие средства, лестницы.
8. В санитарный день продолжительность рабочего дня сокращается на 1 час в связи с тяжелым характером работ в этот день.
9. Контроль за выполнением работ в санитарный день осуществляют:
- в центральной библиотеке – зав. отделом обслуживания и заместитель директора; в детской библиотеке – зав. детской библиотекой; в городском и сельском филиалах – заведующие и библиотекари филиалов.
С Положением о санитарном дне в МБУК «Маловишерская МЦБС» ознакомлены:
Время мыть танки. Что происходит за дверями музея, библиотеки и архива в санитарный день
На страже порядка – мини-мойка «Керхер», пипидастры и лестницы
Наверняка каждый из нас хоть раз, собираясь обогатиться духовно или дописать, наконец, курсовую, натыкался на табличку «Санитарный день». «Да чем они там занимаются?!» – в сердцах думаем мы.
«БелПресса» тоже задалась этим вопросом и разобралась, что значит такая табличка в музее-диораме «Курская битва. Белгородское направление», в Государственном архиве области и в универсальной научной библиотеке.
Восстановление исторической справедливости
«Саш, смотри, чтобы я стеклом в крепление попал!» – сотрудники музея-диорамы при помощи специальных присосок ставят на место стекло одной из витрин.
«В витрине был муляж немецкого пистолета-пулемёта МП-40, – перекрикивая шум работающего рядом пылесоса, поясняет старший научный сотрудник музея Александр Кадира. – Он был сувенирный, производства одной испанской фирмы. А теперь мы туда поместили массогабаритный макет, сделанный из реального немецкого автомата времён Великой Отечественной войны. Само собой, пострелять из него не получится: он приведён в небоеспособное состояние».
Во всех залах наводят красоту сотрудники музея, каждый занят своим делом: кто‑то настраивает интерактивный экран, кто‑то моет полы в «штабе Ротмистрова». Санитарный день проводят в музее каждую последнюю пятницу месяца, о чём сообщает табличка на входе. Наиболее масштабные работы в санитарный день планируют накануне Дня Победы, перед началом и завершением отопительного сезона. В большой уборке участвуют все сотрудники музея, за исключением тех, кто в отпуске или на больничном.
— Какие планы на сегодня, кроме того, чтобы всё пропылесосить, почистить и надраить?
— Будем восстанавливать историческую справедливость – вешать Мо́деля! – улыбаясь, рассказывает Кадира.
— В смысле, вешать?!
— Генералу-фельдмаршалу Вальтеру Моделю за его действия во время войны светила виселица, но он сам застрелился. А мы сегодня будем менять его фотографию в экспозиции на более подходящую. Прежнее фото было отсканировано из книги немецкого писателя Франца Куровски, но недавно выяснилось, что у нас в фондах есть фотографии гораздо лучшего качества и более подходящие по времени.
За стеклом
В стороне от центрального входа сотрудники музея проветривают военную форму: шинели, кители, фуражки – смахивают с неё пыль. Тем временем в основной экспозиции на втором этаже открывают ещё одну витрину. Парадный мундир маршала бронетанковых войск Михаила Катукова отправят отдохнуть в фонды, а на его месте появится настоящий комбинезон танкиста – в таких воевали наши деды и прадеды.
«Все подлинники, которые находятся в экспозиции, по истечении определённого времени должны отправляться на отдых в запасники, – поясняет замдиректора диорамы по научной работе Валентина Павлова. – Там их помещают в морозильную камеру, сушат и проводят биохимическую обработку, чтобы уберечь от вредителей: жучка, моли».
По словам Валентины Николаевны, во время санитарного дня в музее работают не только над обновлением экспозиции. Художник-реставратор буквально на цыпочках, в специальных тапочках, пробирается к диораме и собирает всё, что туда уронили или специально бросили посетители: игрушки, фотоаппараты, мобильные телефоны. Сотрудники меняют лампы, освещающие холст. Техники проверяют, как в залах работает световая и звуковая аппаратура.
Пока мы беседуем с Павловой, музейщики с шутками устанавливают в витрине манекен, уже одетый в форму советского танкиста:
«Сапоги ровно поставь! Да чего ты носки так в стороны разводишь? Это ж не танкист у тебя получается, а балерина какая‑то!»
Танки грязи не любят
«Из‑за погоды к 9 Мая в этом году мы не стали красить технику – сделаем это к 5 Августа. Но помоем танки обязательно! – обещает Валентина Павлова. – Мы также протираем каждую витрину, потому что отпечатков пальцев на ней всегда очень много. Чистим и барельефную композицию напротив центрального входа. Восковые фигуры мы трогать не можем, поэтому художник-реставратор аккуратно проходится по ним специальной щёточкой. Будут наводить порядок и в подвале, где находятся все инженерные системы, обеспечивающие необходимый микроклимат внутри музея. Словом, перед Днём Победы у нас проходит большая приборка. Как и в любом уважающем себя доме, в котором ожидают прихода гостей».
Именно во время санитарных дней в экспозицию добавляют новые элементы. Как пояснил Александр Кадира, это время идеально подходит для такой работы: музей закрыт, посетителей нет, можно всё как следует обдумать и разместить так, чтобы всем было удобно.
«Вот относительно новый экспонат, – показывает Александр на крупный лист толстого металла, прислонённый к стене. – Это правый бортовой бронелист немецкого штурмового самоходного орудия StuG III, модификации G. Этот фрагмент брони долгое время использовался в качестве подпорки для крыльца жилого дома в хуторе Калинине Яковлевского района. Хозяин дома сам решил передать кусок брони в музей, посчитав, что лучше пусть он здесь будет, чем останется подпирать крыльцо дальше. И благодаря его поступку теперь каждый посетитель диорамы видит, как выглядела та самая немецкая рурская сталь, из которой собирали танки для вермахта».
А танки рядом с музеем действительно помыли. Взяли чёрно-жёлтую немецкую (вот уж ирония судьбы!) мойку высокого давления и струей воды сбили с брони налёт пыли и грязи, появившийся за зиму.
В борьбе с архивной пылью
В Государственном архиве Белгородской области (ГАБО) есть несколько разновидностей санитарных дней. Директор архива Павел Субботин говорит, что посетителям достаточно знать дату санитарного дня в читальном зале – его проводят каждый последний рабочий день месяца. В этот день точно не удастся поработать с документами, ведь здесь в это время протирают столы и подоконники, моют окна и удаляют пыль с растений.
Остальные разновидности санитарных дней не влияют на работу с посетителями. Раз в квартал проводят тотальную уборку всего архива, и в ней участвуют все сотрудники учреждения.
Отдельная тема – уборка в архивохранилище. Как рассказала «БелПрессе» начальник отдела сохранности архивных документов ГАБО Алевтина Шереметьева, всё дело в том, что в этом помещении для сохранности находящихся там документов поддерживают определённый уровень температуры, влажности и освещённости.
Оптимальная температура для хранения документов – от 17 до 19 градусов, влажность 50–55 %. Давление в хранилище тоже немного превышает атмосферное (на 0,05–0,1 атмосферу), чтобы сюда не попадала пыль извне. В архивохранилище ежедневно проводят влажную уборку полов, столов и вентиляционных коробов. Но в санитарный день здесь почти сухой тряпочкой протирают от пыли шкафы, полки, сами связки документов. Для этого связки аккуратно снимают с полок, протирают и укладывают строго на те же места, где они были.
«Приходится забираться на самые верхние полки, поэтому лестницы – необходимый атрибут санитарного дня, – поясняет Алевтина Шереметьева. – Также для обеспыливания мы используем пылесосы. Работаем только в спецодежде – в халатах. При уборке мы не применяем химические средства, так как трудно предугадать, как они могут воздействовать на бумагу. Ведь в нашем архиве есть документы XVIII века, и наша задача – сохранить их на долгие века».
Всё равно все на работе
Универсальная научная библиотека закрывается на санитарный день в каждый последний день месяца.
«Но это не значит, что в этот день сотрудники библиотеки отдыхают, – поясняет заведующая отделом координации библиотечной деятельности Ольга Лесных. – Все специалисты находятся в этот день на рабочем месте. Они занимаются обеспыливанием фонда библиотеки, расставляют книги в необходимом порядке – по алфавиту, тематике, по инвентарным номерам».
Сотрудникам отделов, у которых большие книжные фонды, помогают коллеги из других подразделений. В санитарный день библиотекари обновляют информационные таблички, афиши, объявления. Вообще это происходит постоянно и в обычные рабочие будни, но в санитарный день есть возможность уделить этому больше внимания.
Книжные фонды чистят как вручную, так и с помощью техники – специальных пылесосов, которые появились после обновления здания и внутренней начинки научной библиотеки в 2013 году. Помимо уборки, в этот день сотрудники библиотеки продолжают заниматься своей прямой работой, не связанной с посетителями.
Кстати, обратившись к истории вопроса, «БелПресса» выяснила, что в 1975 году появился документ, который регламентировал правила проведения санитарных дней в библиотеках. В 2004 году его отменили, но эти нормы продолжают действовать, так как не противоречат действующему российскому законодательству о библиотечном деле.
Санитарный день в библиотеке что это
Student’s club «Student’s book» open the doors for foreign students!
We invite the foreign students to learn more about Russian culture and Russian literature and to discover a lot of useful an interesting things about Russian customs and traditions. Приглашаем иностранных студентов познакомиться с русской культурой.
Историческая летопись Андрея Рябушкина
29 октября 2021 года отмечается 160-летие со дня рождения Андрея Петровича Рябушкина – живописца, графика, родившегося и проживавшего до 1875 года в Тамбовской губернии.
Тестовые доступы к электронным ресурсам компаний IWA Publishing, Taylor & Francis, Society for Industrial and Applied Mathematics, Duke University Press., American Mathematical Society, American Chemical Society Publications
Окончание доступа: 04-18.12.2021 г.
В этот день, библиотека закрыта для читателей, проводятся мероприятия по санитарному обслуживанию книгофонда и помещений библиотеки.
© Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина, 2014-2021
САНПИН для библиотеки
Какие санитарные нормы предъявляются к помещениям библиотеки образовательного учреждения?
Просмотр содержимого документа
«САНПИН для библиотеки»
Шумилина Т.О. //Народное образование.-№2.-2013.-с.146-150
Какие санитарные нормы предъявляются к помещениям библиотеки образовательного учреждения?
Среди документов, регламентирующих работу библиотек
образовательных учреждений, необходимо обратить внимание на санитарно-эпидемиологические правила и нормы.
С 1 сентября 2011 г. Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 189 Об утверждении СанПиН2.4.2.2821-10» вступили в силу Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях.
В пункте 4.19. СанПиН2.4.2.2821-10 указывается, что тип библиотеки зависит от вида общеобразовательного учреждения и его вместимости. В учреждениях с углубленным изучением отдельных предметов, гимназиях и лицеях библиотеку следует использовать в качестве справочно-информационного центра общеобразовательного учреждения.
Площадь библиотеки (информационного центра) необходимо принимать из расчёта не менее 0,6 м2 на одного учащегося. Предусмотрено разделение библиотеки общеобразовательного учреждения на несколько зон: читательские места; информационный пункт, где производится выдача и приём литературы; места для работы с каталогами; фонды открытого доступа; фонды закрытого хранения и др.
В соответствии с пунктом2.2.4.6. СанПиН 2.4.3.1186- 03 2.4.3. «Учреждения начального профессионального образования. Санитарно-эпидемиологические требования к организации учебно-производственного процесса в образовательных учреждениях начального профессионального образования», утверждёнными Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28 января 2003 г. № 2 (с изм. от 28 апреля 2007 г., 23 июля 2008 г., 30 сентября 2009 г.,4 марта 2011 г.) помещения библиотеки ОУ профессионального образования состоят из читального зала и книгохранилища. Общую площадь библиотеки следует принимать из расчёта 0,6 кв.м на 1 учащегося. Площадь хранения библиотечных фондов открытого хранения составляет не менее 4,5 м2 на 1 тыс. единиц хранения (пункт2.2А.1).
В соответствии с пунктом 4.28. СанПиН 2.4.2.2821-10 потолки и стены библиотеки должны быть гладкими, без щелей, трещин, деформаций, признаков поражений грибком и допускающими проводить их уборку влажным способом с применением дезинфицирующих средств.
Температура воздуха в зависимости от климатических условий в библиотеке должна составлять:
* 18—24°С — пункт 6.2 СанПиН 2.4.2.2821-10;
* 17—21°С — пункт 2.4.3.12 СанПиН 2.4.3.1186-03 2.4.3.
В п. 7.1.1, 7.2.1 СанПиН2.4.2.2821- 10 и п. 2.4.1.1,2.4.2.1
СанПиН 2.4.3.1186-03 2.4.3 определено, что в библиотеке должно быть естественное и искусственное освещение в соответствии с
СанПиН 2.2.1.1278-03 «Гигиенические требования к естественному, искусственному и совмещенному освещению жилых и общественных зданий».
Все помещения общеобразовательного учреждения, в том числе и библиотека ОУ, подлежат ежедневной влажной уборке с применением моющих средств (пункт 12.3СанПиН 2.4.2.2821-10; пункт 2.5.1.1 СанПиН 2.4.3.1186-03 2.4.3). Не реже одного раза в месяц (соответственно, пункты 12.6 и 2.5.1.2) в библиотеке проводится генеральная уборка (санитарный день).
В соответствии с пунктом 4.19 СанПиН2.4.2.2821-10 и с учётом ши-рокого применения в библиотечной работе компьютерной техники необходимо также использовать СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03 «Гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы», введённые в действие Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 3 июня 2003 г. № 118. Этим документом определяются санитарно-эпидемиологические требования к эксплуатации ПЭВМ, используемых в обучении (пункт 1.4).
Требования СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03 распространяются на условия и организацию работы с ПЭВМ; периферийные устройства вычислительных комплексов (принтеры, сканеры, клавиатуры, модемы внешние, электрические компьютерные сетевые устройства, устройства хранения информации, блоки бесперебойного питания и пр.), устройства отображения информации, видеодисплейные терминалы всех типов (пункт 1.5).
Предъявляют данные СанПиН требования и к помещениям для работы с ПЭВМ. Площадь на одно рабочее место пользователей ПЭВМ должна составлять не менее 4,5—6 кв.м (пункт 3.4).
Отдельные разделы СанПиН посвящены непосредственно безопасности учащихся при работе за компьютером, т.е. требованиям к организации и оборудованию рабочих мест с ПЭВМ для обучающихся в общеобразовательных учреждениях и учреждениях профессионального образования, где важное значение придаётся правильному соответствию высоты стола и стула росту учащегося.
В приложении 2 к рассматриваемым СанПиН даны оптимальные параметры микроклимата для всех типов учебных помещений, в которых используются персональныеЭВМ.
В библиотеке возможно применение в качестве услуги, оказываемой её пользователям, а также для нужд самой библиотеки, копировальных работ с использованием соответствующей техники. Соответствующие нормативы определены СанПиН 2.2.2.1332-03 «Гигиенические требования к организации работы на копировально-множительной технике» и введены в действие Постановлением Главного государственного санитарного врача
РФ от 30 мая 2003 г. № 107.
Данный документ предназначен для организаций, в которых используется копировально-множительная техника (пункт 1.1).
В пункте 1.5 определено, что ответственность за выполнение требований данных Санитарных правил возлагается на руководителей организаций. То есть, в случае применения копировальной техники в библиотеке образовательного учреждения ответственность за соблюдение данных СанПиН ложится на его директора