санитарный день проводится в аптеках сколько раз

Стиралка в аптеке

С 1 января 2021 года благодаря «регуляторной гильотине» в России вступило в силу сразу несколько новых нормативно-правовых актов, регулирующих фармацевтическую деятельность. Среди них — Постановление Главного государственного санитарного врача РФ (ГГСВ РФ) от 24.12.2020 № 44, содержащее Санитарные правила (СП) 2.1.3678–20. Они озаглавлены следующим образом: «Санитарно-эпидемиологические требования к эксплуатации помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта, а также условиям деятельности хозяйствующих субъектов, осуществляющих продажу товаров, выполнение работ или оказание услуг». Ещё один нормативный документ, действующий с начала 2021 года — это Приказ Минздрава РФ от 31.07.2020 № 780н «Об утверждении видов аптечных организаций». В этой статье мы рассмотрим важнейшие аспекты обоих документов. Обзор новых Правил продажи товаров, которые также вступили в силу с 1 января, читайте по этой ссылке.

санитарный день проводится в аптеках сколько раз. Смотреть фото санитарный день проводится в аптеках сколько раз. Смотреть картинку санитарный день проводится в аптеках сколько раз. Картинка про санитарный день проводится в аптеках сколько раз. Фото санитарный день проводится в аптеках сколько раз

Приказ № 309 по санитарному режиму в аптеке приказал долго жить

Нормативные документы, регулирующие санитарный режим аптечных организаций, всегда были одними из самых важных для провизоров и фармацевтов. В течение почти четверти века главным «регулировщиком» этой темы являлся Приказ Минздрава РФ от 21.10.1997 № 309 «Об утверждении Инструкции по санитарному режиму аптечных организаций (аптек)». Теперь он уступил место Постановлению ГГСВ РФ № 44.

Обратим внимание на одну существенную разницу. Если раньше тема санрежима в аптеке регулировалась нормативно-правовым актом, утверждённым Минздравом, то теперь источником законодательного регулирования в этой сфере становится Главный санитарный врач страны, коим является руководитель Роспотребнадзора. О том, что это может означать в плане подконтрольности аптечных организаций, мы поговорим ниже, а пока перейдём к содержанию Постановления № 44, по которому работают аптеки.

Аптечный раздел Санитарных правил

В Санитарных правилах, утверждённых новым Постановлением, имеется отдельный Раздел V, в котором сосредоточены интересующие нас нормы. Он озаглавлен как «Санитарно-эпидемиологические требования при предоставлении услуг аптечными организациями», и в нём 24 пункта.

У этого раздела есть предыстория. Его предыдущая редакция, которая была представлена на суд экспертного сообщества летом прошлого года, содержала 49 пунктов. Ранее мы уже писали о том, что многие из норм и требований, включённых в тот проект, выглядят ошибочными или избыточными.

В частности, свои замечания по проблематичным пунктам проекта представила на заседании рабочей группы «Санитарно-эпидемиологическое благополучие», имевшем место 20 августа, Елена Неволина, исполнительный директор Союза «Национальная фармацевтическая палата» и некоммерческого партнёрства «Аптечная гильдия». Учитывая содержание предыдущего проекта СП, их нынешнюю редакцию она оценивает, скорее, позитивно.

«Мы приятно удивлены тем, что Роспотребнадзор прислушался к нашим замечаниям, вследствие чего количество пунктов, а значит, требований Санитарных правил сократилось более, чем вдвое. Можно сказать, что подавляющее большинство ошибочных норм и избыточных требований удалось снять», — отмечает Елена Неволина, подчёркивая так же то обстоятельство, что почти половина оставшихся пунктов касается исключительно аптек, занимающихся изготовлением лекарственных средств.

Аптеки в жилых зданиях

Предыдущий проект СП действительно был сформулирован таким образом, что, если бы он вступил в силу, значительную часть аптечных объектов, расположенных в жилых зданиях, пришлось бы закрыть. В новых санитарных правилах для аптек по этому вопросу сохранились только следующие требования:

В ныне действующие СП не попала норма о необходимости проведения планового текущего ремонта всех помещений и планового технического обслуживания инженерных систем и оборудования аптек (электроснабжение, отопление, водоснабжение, вентиляция, канализация). Не найдёте вы в них и пункта, где говорится о необходимости осуществления в аптечных организациях производственного контроля за соблюдением санитарно-эпидемиологических правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий. Если их не удалось бы отклонить, то на провизоров и фармацевтов навалилось бы немало излишних хлопот — как в повседневной работе, так и при проверках.

Придётся заняться стиркой

А вот по теме стирки санитарной одежды, то есть халатов аптечных работников, вышло немного сложнее. Елена Неволина сообщает, что принцип «сама аптечная организация может решить, где ей стирать халаты» отстоять не удалось. Тем не менее удалось другое — существенным образом изменить изначально предлагавшуюся формулировку, исключив из неё наиболее проблемные нормы. Для того, чтобы наглядно продемонстрировать разницу, прибегнем к помощи таблицы:

Предыдущий проект СПДействующая редакция пункта 5.23 СП
Стирка санитарной одежды осуществляется централизованно в прачечных или в прачечной самой организации. Запрещается стирка санитарной одежды на дому.Стирка санитарной одежды осуществляется в прачечной (стиральной машине) самой организации, либо по договору со специализированной организацией.

Как видим, в Постановление № 44 не включено предложение о том, что запрещается стирка на дому. Хотя, конечно, действующая редакция СП это все же подразумевает. Важно также отметить, что в предыдущем проекте не было речи о стиральной машине.

Норма пункта 5.23 СП означает, что в случае проверки фармработники должны будут предъявить сотрудникам Роспотребнадзора либо стиральную машину аптечной организации, либо какие‑то документальные свидетельства заказов на стирку санодежды, предоставленных специализированной организации. Елена Неволина отмечает, что представитель Роспотребнадзора настоял на сохранении в Разделе V СП нормы о санитарной одежде (хотя бы в такой редакции), потому что, по мнению ведомства, запрет её стирки в домашних условиях является одним из обязательных требований санитарно-эпидемиологического благополучия.

В попытках понять, чем обусловлен этот запрет, можно предположить, что по мере перемещения из квартиры фармработника в аптеку, где он трудится, халат может потерять надлежащую степень санитарно-эпидемиологической чистоты. Но ведь то же самое может произойти и с санодеждой, перевозимой из прачечной. А в пункте 5.23 нет нормы об обязательной доставке стиранной санодежды по адресу аптеки в «стерильных» условиях.

В общем, высокий смысл пункта 5.23 СП до конца не ясен, но перспектива дополнительных расходов, связанных с приобретением стиральной машины или оплатой услуг прачечной для соблюдения требований санитарного режима в аптеке, налицо. К тому же многие аптечные объекты имеют маленькую площадь, на которой трудно найти подходящее свободное место для стиральной машины.

ИЛП и обезвреживание вакцин

Два пункта СП посвящены теме иммунобиологических лекарственных препаратов (ИЛП). Они носят общий характер. Аптечные организации, работающие с ИЛП, должны обеспечить их учёт и хранение, обезвреживание вакцин, непригодных к использованию, а также располагать необходимыми для этого помещениями, оборудованием и инвентарём.

Напомним, что эта тема регулируется Постановлением ГГСВ РФ от 17.02.2016 № 19 «СП 3.3.2.3332–16. Условия транспортирования и хранения иммунобиологических лекарственных препаратов». По словам Елены Неволиной, сейчас обсуждается проект нового нормативного документа, который придёт на смену Постановлению № 19, и предполагается, что требования к работе с вакцинами в нём будут ужесточены.

Добавим, что в итоговую редакцию Правил не попало требование о том, что в аптечных организациях, работающих с ИЛП, руководитель должен назначить лицо, ответственное за их доставку, учёт, хранение, реализацию, организацию «холодовой цепи», а также за обезвреживание вакцин, непригодных к использованию.

Кстати, об обезвреживании таких вакцин… С начала года оно осуществляется по новым правилам, точнее говоря, на его осуществление теперь даётся больший срок — до полугода (с необходимостью изъятия из оборота в течение 30 дней). Такая норма определена Постановлением Правительства РФ от 15.09.2029 № 1447, утвердившим новые Правила уничтожения изъятых фальсифицированных, недоброкачественных и контрафактных лекарственных средств.

Роль Росздравнадзора

Елена Неволина считает, что в том виде, в каком СП вступили в силу, они вполне выполнимы: «Отрасль получила довольно чёткие нормы, сверх которых Роспотребнадзор уже не имеет право ничего требовать. Нормы Раздела V действующих Санитарных правил относятся к полномочиям Роспотребнадзора, а за их пределами начинается компетенция Росздравнадзора. Это важно для аптечной организации в смысле понимания того, кто и что придёт проверять. Я считаю такое разделение одним из полезных эффектов «регуляторной гильотины». Но для большей ясности, чтобы чётко представлять, имеют ли право сотрудники Росздравнадзора проверять в аптеках соблюдение требований Санитарных правил, мы направили запрос в эту федеральную службу».

От редакции: в случае получения ответа от ведомства по этой теме, мы его обязательно опубликуем.

Виды аптечных объектов

И в заключение поговорим о Приказе Минздрава РФ № 780н от 31.07.20 «Об утверждении видов аптечных организаций», также вступившем в силу 1 января 2021 г. Он заменил Приказ Минздравсоцразвития РФ от 27.07.2010 № 553н с таким же названием.

Пожалуй, главное отличие нового приказа от упразднённого — появление такого вида аптечной организации, как «аптека — структурное подразделение медицинской организации» (назовём её «аптека-МО»). Один подвид аптеки-МО предусмотрен для аптеки готовых форм без производственной функции. Три остальных подвида — для производственных аптек-МО, причём два из них обозначены как «производственная с правом изготовления асептических лекарственных препаратов» и «производственная с правом изготовления радиофармацевтических лекарственных препаратов». Упомянем ещё такой новый вид, как «аптечный пункт как структурное подразделение МО».

Кроме того, в действующем приказе, в отличие от старого, нет такого вида организации, как «аптека индивидуального предпринимателя». Это можно оценить положительно: не следует особо подчёркивать разницу между юридическими лицами и ИП, так как эта разница зачастую никак не влияет на качество работы аптеки. Что касается «аптечного киоска», то такой вид в действующем приказе сохранился, причём по‑прежнему его можно открывать отдельно и самостоятельно, не имея до его открытия аптеки или аптечного пункта.

Нашли ошибку? Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.

Источник

Уборка помещений в аптеке

санитарный день проводится в аптеках сколько раз. Смотреть фото санитарный день проводится в аптеках сколько раз. Смотреть картинку санитарный день проводится в аптеках сколько раз. Картинка про санитарный день проводится в аптеках сколько раз. Фото санитарный день проводится в аптеках сколько раз

Одно из мест, где ежедневно скапливается много людей – это аптека. Многие из тех, кто туда приходит, уже имеет различные заболевания, некоторые из них передаются воздушно-капельным путем. Следовательно, особую важность имеет генеральная уборка в аптеке, а также дни санитарии.

Сан уборка – что это такое?

санитарный день проводится в аптеках сколько раз. Смотреть фото санитарный день проводится в аптеках сколько раз. Смотреть картинку санитарный день проводится в аптеках сколько раз. Картинка про санитарный день проводится в аптеках сколько раз. Фото санитарный день проводится в аптеках сколько раз

Аптечный клининг просто необходим для того, чтобы избежать бесконтрольной передачи каких-либо заболеваний. В том числе это касается самих сотрудников аптечного помещения. Для медикаментов аптечная уборка тоже важна. Ведь в загрязненном помещении, полном микробов и прочих вирусов, препараты портятся быстрее. Да и готовить их будет практически невозможно.

Уборку в аптеке необходимо проводить по правилам. Есть ряд определенных требований, которые необходимо соблюдать.

Мероприятия по уничтожению вирусов, бактерий и прочей инфекции, приводящей к заболеванию человека – это и есть санитарная уборка.

Имеется ряд определенных требований при санитарной уборке помещений, в которых готовят лекарства:

В специально отведенные санитарные часы или дни делают полную дезинфекцию во всем помещении. Наводят порядок на стеллажах, столах и так далее. Фармацевты обязаны проверить все медицинские препараты на срок годности и состояние внешнего вида.

График проведения уборки в аптечном помещении

санитарный день проводится в аптеках сколько раз. Смотреть фото санитарный день проводится в аптеках сколько раз. Смотреть картинку санитарный день проводится в аптеках сколько раз. Картинка про санитарный день проводится в аптеках сколько раз. Фото санитарный день проводится в аптеках сколько раз

Санитарные дни проводятся, согласно определенным регламентированным правилам, в основе которых предусмотрена четкая периодичность всех действий. Обязательно должен быть составлен график проведения генеральных уборок в аптеке, заведующий которой обязательно подписывает и утверждает его.

Уборка производится по определенному графику:

График проведения уборки генеральной аптечных помещений должен быть отражен в специальном журнале. В нем указывается:

Такой журнал ведется для контроля качества и учета.

В дни генерального клининга, как правило, помещение полностью закрывают. Также не стоит забывать про то, что за уборкой осуществляется тщательный контроль. Если итоги проверки окажутся неудовлетворительными, то придется проводить ее заново внепланово, но уже с дезсредством.

Если соблюдать эти несложные правила, то можно снизить возможность заражения заболеваниями, а также получить высокий уровень чистоты. Сан уборку оборудования в аптеке и помещениях в ней, если необходимо, можно проводить чаще.

Ежедневная аптечная уборка

санитарный день проводится в аптеках сколько раз. Смотреть фото санитарный день проводится в аптеках сколько раз. Смотреть картинку санитарный день проводится в аптеках сколько раз. Картинка про санитарный день проводится в аптеках сколько раз. Фото санитарный день проводится в аптеках сколько раз

Перед тем как начать рабочий день, проводится влажная уборка с дезсредством. Каждый день с применением дезинфицирующих жидкостей тщательно промывают:

Обязательно промывают внутренние двери в аптеке при помощи теплой воды и моющего средства. Затем протирают сухой тряпкой. Производят обработку, дверных ручек, которые прилегают к ним. Двери, расположенные с внешней стороны, моют по мере необходимости. Раковины, санузлы, мусорные контейнеры ежедневно промываются с дезинфекторами. Раз в день также происходит очистка входных ковриков.

Ежедневную уборку в аптеке может выполнять как сам персонал аптеки, так и специально нанятые люди, то есть уборщики. Важно соблюдать все правила работы.

Генеральная уборка в аптеке

санитарный день проводится в аптеках сколько раз. Смотреть фото санитарный день проводится в аптеках сколько раз. Смотреть картинку санитарный день проводится в аптеках сколько раз. Картинка про санитарный день проводится в аптеках сколько раз. Фото санитарный день проводится в аптеках сколько раз

Генеральная уборка производится как минимум один раз в неделю. Начинается она с промывки:

Важно не нарушать эту последовательность действий в процессе уборки. Благодаря соблюдению такого порядка действий, мыльных разводов и прочих загрязнений не останется на поверхности, очищенных уже ранее предметов. А для самих сотрудников в дальнейшем убираться сверху-вниз будет гораздо легче.

Окна, и все что к ним относится, моют примерно один или два раза в месяц при помощи специальных моющих средств или теплой воды. При благоприятной погоде можно мыть окна и снаружи.

Скопившуюся пыль на потолке очищают слегка смоченной в воде тряпкой.

Загрязненных уголков и прочих мест, по окончанию проведения генеральной уборки в помещении аптеки, присутствовать не должно.

Согласно нормативам Минздрава, после генеральной уборки все предметы в аптечном здании должны быть в идеальнейшей чистоте.

Чистка оборудования и предметов инвентаря, основные правила

санитарный день проводится в аптеках сколько раз. Смотреть фото санитарный день проводится в аптеках сколько раз. Смотреть картинку санитарный день проводится в аптеках сколько раз. Картинка про санитарный день проводится в аптеках сколько раз. Фото санитарный день проводится в аптеках сколько раз

Самыми важными в аптеке предметами считаются инвентарь и приборы. С их помощью производятся и хранятся лекарственные препараты, требующие особых условий для содержания и приготовления. В связи с этим, к мытью этих предметов стоит относиться особо тщательно.

Нюансы клининга аптечного помещения:

В заключении необходимо отметить, что все перечисленные выше правила и порядки уборки помещений аптеки носят строгий характер. И их выполнение обязательно. Невыполнение этих требований ведет к наказанию. Ведь чистота в аптеке влияет не только на безопасность, но и настроение посетителей. Про клининговые службы тоже не стоит забывать. Они всегда придут на помощь в вопросе качественной уборки, так как у самих сотрудников аптеки не всегда имеется возможность наводить генеральную чистоту. Профессиональные специалисты проведут любой вид уборки, включая генеральную и простую ежедневную.

Источник

Приложение. Инструкция по санитарному режиму аптек

от 30 апреля 1985 г. N 581

Инструкция
по санитарному режиму аптек

1.1. Настоящая инструкция содержит основные требования, предъявляемые к санитарному режиму аптечного производства и личной гигиене работников аптек. Выполнение гигиенических и санитарных требований, изложенных в данной инструкции, позволит поддерживать в аптеках надлежащий санитарный режим.

1.2. Действие инструкции распространяется на все аптеки, находящиеся на территории СССР, независимо от ведомственной подчиненности.

1.3. Ответственность за выполнение требований данной инструкции возлагается на заведующих аптеками.

2. Требования к помещениям и оборудованию

2.1. Отделка стен и потолков производственных помещений должна допускать влажную уборку с использованием дезсредств. В качестве отделочных материалов могут быть использованы водостойкие краски, эмали или кафельные глазурованные (майоликовые) плитки светлых тонов.

Полы покрываются керамическими неглазурованными (терракотовыми) плитками, линолеумом или релином с обязательной сваркой швов.

2.2. Поверхность аптечного оборудования как снаружи, так и внутри, должна быть гладкой, выполненной из материалов, устойчивых к воздействию медикаментов, а в необходимых случаях и к химическим реактивам. Оборудование и аптечная мебель располагаются так, чтобы не оставлять недоступных для уборки мест и не загораживать источников света. Запрещается размещать в производственных помещениях оборудование, не имеющее отношения к выполняемым работам.

2.3. В летний период, при необходимости, окна и витрины, расположенные на солнечной стороне, должны быть обеспечены солнцезащитными устройствами (жалюзи, маркизы и т.п.), которые располагаются с внешней стороны окон или между рамами.

2.4. Оконные фрамуги или форточки, используемые для проветривания помещений, защищаются съемными металлическими или пластмассовыми сетками с размерами ячейки не более 2 х 2 мм.

2.5. В производственных помещениях не допускается вешать занавески, расстилать ковры, разводить цветы, вывешивать стенгазеты, плакаты и т.п. Для этого могут быть использованы коридоры, комнаты отдыха персонала аптек, кабинеты.

Информационные стенды и таблицы, необходимые для работы в производственных помещениях, должны изготовляться из материалов, допускающих влажную уборку и дезинфекцию.

Декоративное оформление непроизводственных помещений, в том числе озеленение, допускается при условии обеспечения за ними необходимого ухода (очистка от пыли, мытье и т.д.) по мере необходимости, но не реже 1 раза в неделю.

2.6. Перед входами в аптеку должны быть оборудованы приспособления для очистки обуви от грязи (решетки, скребки и т.п.). Очистка самих приспособлений должна проводиться по мере необходимости, но не реже одного раза в день.

2.7. Рабочие места персонала аптеки в зале обслуживания населения должны быть оснащены устройствами, предохраняющими работников от прямой капельной инфекции. Кроме того, в периоды распространения острых респираторных заболеваний сотрудники аптек должны носить на лице марлевые повязки.

2.8. Перед входом в асептический блок, заготовочную (дефектарскую), ассистентскую комнату, в тамбуре туалета на полу должны быть резиновые коврики, смоченные дезинфицирующим раствором (приложение 1).

2.9. Для мытья рук персонала в шлюзах асептического блока и заготовочной, ассистентской, моечной, туалете должны быть установлены раковины (рукомойники), которые целесообразно оборудовать педальными кранами или кранами с локтевыми приводами. Рядом с умывальником устанавливаются емкости с дезрастворами, воздушные электросушилки. Пользоваться раковинами в производственных помещениях лицам, не занятым изготовлением и фасовкой лекарств, запрещается.

2.10. В моечной комнате должны быть выделены и промаркированы раковины для мытья посуды, предназначенной для приготовления: инъекционных растворов и глазных капель; внутренних лекарственных форм; наружных лекарственных форм. В этих же раковинах моется посуда (баллоны, мерные цилиндры, воронки, ступки и др.), используемая при изготовлении данных лекарственных форм.

Запрещается пользоваться этими раковинами для мытья рук.

2.11. Прием пищи в производственных помещениях запрещается.

3. Санитарные требования к уборке помещений,
уходу за аптечным оборудованием

3.1. Производственные помещения аптек должны подвергаться влажной уборке с применением моющих и дезинфицирующих средств (приложение 1). Сухая уборка категорически запрещается.

3.2. Полы моются не реже 1 раза в смену, а стены и двери не реже 1 раза в неделю с применением дезинфицирующих средств. Потолки 1 раз в месяц очищаются от пыли влажными тряпками.

3.3. Оконные стекла, рамы и пространства между ними моются горячей водой с мылом или моющими средствами не реже 1 раза в месяц. При этом снаружи окна моются только в теплое время года.

3.4. Оборудование производственных помещений и торговых залов подвергается ежедневной уборке, шкафы для хранения медикаментов в помещениях хранения лекарственных средств (материальные комнаты) убираются по мере необходимости, но не реже 1 раза в неделю.

3.5. Раковины для мытья рук и санитарные узлы чистятся и дезинфицируются ежедневно.

3.6. При необходимости уборка помещений и оборудования производится чаще.

3.7. Для уборки различных помещений (помещение для приготовления лекарств в асептических условиях; прочие производственные помещения; торговый зал; санитарные узлы) выделяется уборочный инвентарь (ведра, тазы, щетки, ветошь и др.), который маркируется и используется строго по назначению. Хранение его осуществляется в специально выделенном месте (комната, шкаф) раздельно.

Ветошь, предназначенная для уборки производственного оборудования, после дезинфекции и сушки хранится в чистой промаркированной плотно закрытой таре (банка, кастрюля и др.).

3.8. Санитарный день проводится в аптеках 1 раз в месяц. Кроме тщательной уборки в санитарные дни может производиться мелкий текущий ремонт.

4. Требования к личной гигиене сотрудников аптек

4.1. Работники аптек обязаны соблюдать следующие правила:

— придя на работу снять верхнюю одежду и обувь;

— перед началом работы надеть санитарную одежду (халат и шапочку) и санитарную обувь, вымыть и продезинфицировать руки (приложение 1);

— перед посещением туалета снимать халат, а после посещения тщательно мыть и дезинфицировать руки;

— не выходить за пределы аптеки в санитарной одежде и обуви.

4.2. Производственному персоналу запрещается хранить на рабочих местах и в карманах халатов предметы личного пользования, кроме чистого носового платка.

Лица, занятые изготовлением, контролем, фасовкой лекарств, должны коротко стричь ногти, не покрывать их лаком и не носить на пальцах колец.

4.3. Санитарная одежда и санитарная обувь выдается работникам аптек в соответствии с действующими нормами. Смена санитарной одежды должна проводиться не реже 2 раз в неделю, а при необходимости и чаще. Для этого каждый сотрудник аптеки должен быть обеспечен не менее, чем двумя комплектами санодежды.

4.4. Работникам, занятым изготовлением и фасовкой лекарств, перед началом смены должны выдаваться чистые полотенца для личного пользования.

4.5. Работники аптеки, занимающиеся изготовлением и контролем лекарств, расфасовкой медикаментов и обработкой аптечной посуды, а также соприкасающиеся с готовой продукцией, при поступлении на работу проходят медицинское обследование, а в дальнейшем профилактический осмотр в соответствии с действующими требованиями. Результаты обследования заносятся в санитарную книжку, что дает допуск к изготовлению, контролю и расфасовке лекарств, мойке аптечной посуды и другим производственным процессам.

4.6. Выявленные больные, а также бактерионосители направляются на лечение или санацию. Допуск этих лиц к работе, связанной с изготовлением, фасовкой, контролем качества, отпуском лекарств, производится только при наличии справки лечебно-профилактического учреждения о выздоровлении или отрицательных результатах на бактерионосительство.

4.7. Работники аптеки обязаны систематически принимать участие в занятиях по теме «личная гигиена», организуемых администрацией аптеки ежегодно.

4.8. Сотрудники аптеки обязаны соблюдать действующие правила техники безопасности и производственной санитарии при работе в аптеках.

5. Санитарные требования к получению,
транспортировке и хранению дистиллированной воды
и воды для инъекций

5.2. Руководством аптеки назначается лицо, ответственное за получение дистиллированной воды.

5.6. Получаемая дистиллированная вода и вода для инъекций собирается в чистые простерилизованные или обработанные паром сборники промышленного производства или, в порядке исключения, в стеклянные баллоны. Сборники должны иметь четкую надпись: «вода дистиллированная», «вода для инъекций». Если одновременно используется несколько сборников, они нумеруются.

5.7. Стеклянные сборники должны быть плотно закрыты пробками (крышками) с двумя отверстиями: одно для трубки, по которой поступает вода, другое для стеклянной трубки, в которую вставляется тампон из стерильной ваты (меняется ежедневно).

Сборники устанавливаются на поддоны или баллоноопрокидыватели.

5.8. Сборники соединяются с аквадистиллятором с помощью стеклянных трубок, которые должны вплотную соприкасаться с трубкой холодильника. Резиновые трубки используются только для скрепления стеклянных трубок.

5.9. Подача воды на рабочие места осуществляется через трубопроводы или в баллонах. Трубопроводы для подачи дистиллированной воды и воды для инъекций на рабочие места изготавливаются из материалов, не влияющих на качество воды и дающих возможность их эффективной мойки и обеззараживания (приложение 2).

5.11. Мытье и дезинфекция трубопровода производится перед сборкой, в процессе эксплуатации не реже 1 раза в 14 дней, а также при неудовлетворительных результатах бактериологических исследований.

5.12. Для обеззараживания стеклянных и металлических трубопроводов через них пропускают острый пар от автоклава, отсчет времени стерилизации ведут с момента выхода пара в конце трубопровода. Обработку паром ведут в течение 30 минут.

Трубопроводы из полимерных материалов и стекла стерилизуют 6% раствором перекиси водорода в течение 6 часов с последующим промыванием дистиллированной водой. Регистрацию обработки трубопровода ведут в специальном журнале (приложение 3).

5.14. Подачу дистиллята регулируют таким образом, чтобы воздух не попадал в трубопровод и не образовывались воздушные пробки. После окончания работы вода из трубопровода сливается.

5.15. Подача дистиллированной воды и воды для инъекций на рабочие места должна осуществляться непосредственно из трубопровода, а при наличии на рабочем месте емкости для дистиллированной воды после окончания работы вода из нее должна полностью сливаться.

5.16. Хранение дистиллированной воды осуществляется в асептических условиях не более 3-х суток.

5.17. Вода для инъекций применяется свежеперегнанной. Хранится в асептических условиях. Годна к употреблению в продолжении не более 24 часов.

6. Санитарные требования при изготовлении
лекарств в асептических условиях

6.1. Стены помещений для приготовления лекарств в асептических условиях должны быть окрашены масляной краской или выложены светлой кафельной плиткой, при этом не должно быть выступов, карнизов, трещин. Потолки окрашиваются клеевой или водоэмульсионной краской. Полы покрываются линолеумом или релином с обязательной сваркой швов. Двери и окна должны быть плотно подогнаны и не иметь щелей.

6.2. Асептический блок оборудуется приточно-вытяжной вентиляцией с преобладанием притока воздуха над вытяжкой. Для снижения микробной обсемененности рекомендуется установка воздухоочистителей передвижных рециркуляционных ВОПР-0,9 и ВОПР-1,5 (приложение 4).

Поскольку ультрафиолетовые облучатели образуют в воздухе токсические продукты (озон и окислы азота), при их работе вентиляция должна быть включена.

6.4. Все оборудование и мебель, вносимые в асептический блок, предварительно обрабатывают ветошью, смоченной дезинфицирующим раствором (приложение 1). Хранение в асептическом блоке неиспользуемого оборудования категорически запрещается.

6.5. Уборка асептического блока (заготовочной) проводится не реже 1 раза в смену с использованием дезинфицирующих средств (приложение 1).

6.6. Один раз в неделю проводится генеральная уборка асептического блока. При этом помещения по возможности освобождают от оборудования, моют и дезинфицируют стены, двери, полы. Стационарное оборудование моют и дезинфицируют на месте. После дезинфекции помещения облучают ультрафиолетовым светом.

6.7. Перед входом в помещение для приготовления лекарств в асептических условиях должны быть резиновые коврики, которые 1 раз в смену смачиваются дезинфицирующим раствором (приложение 1).

6.8. Асептический блок (заготовочная) отделяются от остальных помещений аптеки шлюзами. Лица, участвующие в изготовлении лекарств в асептических условиях, при входе в шлюз надевают специальную обувь, моют и дезинфицируют руки, надевают стерильный халат, 4-х слойную марлевую повязку, шапочку (при этом волосы тщательно убирают), бахилы. Марлевая повязка должна меняться каждые 4 часа. Вход из шлюза в помещение для приготовления и фасовки лекарств в асептических условиях в нестерильной санитарной одежде запрещен. Запрещается также выходить за пределы асептического блока в стерильной санитарной одежде.

6.9. Санитарная одежда стерилизуется в биксах в соответствии с приложением 5 и хранится в закрытых биксах не более 3 суток. Обувь перед началом и после окончания работы дезинфицируется снаружи в соответствии с приложением 1 и хранится в закрытых шкафах, ящиках и т.п. в шлюзах.

6.10. Медикаменты, необходимые для приготовления лекарств в асептических условиях, хранят в плотно закрывающихся шкафах в штангласах в условиях, исключающих их загрязнение. Штангласы перед каждым заполнением моются и стерилизуются.

6.11. Вспомогательный материал (вата, марля, пергаментная бумага, фильтры и т.д.) стерилизуют в биксах или банках с притертыми пробками в соответствии с приложением 5 и хранят в закрытом виде не более 3 суток. Вскрытые материалы могут использоваться в течение 24 часов. После каждого забора материала бикс (банка) плотно закрывается. Забор производится стерильным пинцетом. При этом следует иметь в виду, что вспомогательный материал должен укладываться для стерилизации в биксы (банки) в готовом к применению виде (пергаментная и фильтровальная бумага, марля режутся на куски нужного размера; из ваты делаются тампоны и т. д.).

6.12. Аптечная посуда моется в соответствии с приложением 6. Посуда, бывшая в употреблении в инфекционных отделениях больниц, предварительно дезинфицируется в соответствии с приложением 7. Наличие на посуде остатков моющих средств и степень чистоты посуды проверяется в соответствии с приложением 8. После мытья посуда стерилизуется, укупоривается и хранится в плотно закрывающихся шкафах, выкрашенных изнутри светлой масляной краской или покрытых пластиком.

Срок хранения стерильной посуды (баллонов), используемой для приготовления и фасовки лекарств в асептических условиях не более 24 часов.

6.13. Крупноемкие баллоны в порядке исключения разрешается обеззараживать после мытья пропариванием острым паром в течение 30 мин. После стерилизации (или обеззараживания) емкости закрывают стерильными пробками или обвязывают стерильным пергаментом и хранят в условиях, исключающих их загрязнение не более 24 часов.

6.14. Подготовка и мытье пробок и алюминиевых колпачков для укупорки растворов для инъекций и глазных капель производится в соответствии с приложением 9.

6.15. Применение средств малой механизации при изготовлении растворов для инъекций и глазных капель допускается при условии возможности их обеззараживания или стерилизации.

6.16. Концентрированные растворы, полуфабрикаты, внутриаптечную заготовку изготавливают в асептических условиях и хранят в соответствии с их физико-химическими свойствами и установленными сроками годности в условиях, исключающих их загрязнение.

6.17. Персоналу, не работающему в асептическом блоке (заготовочной), вход в эти помещения категорически запрещен.

7. Санитарные требования при изготовлении
нестерильных лекарственных форм

7.1. Медикаменты, используемые при изготовлении нестерильных лекарственных форм, должны хранится в плотно закрытых штангласах (или другой таре) в условиях, исключающих их загрязнение.

7.2. Используемые для хранения лекарственных средств штангласы перед наполнением моются и стерилизуются.

7.3. Вспомогательный материал, необходимый для изготовления и фасовки лекарств, подготавливается, стерилизуется и хранится в соответствии с пунктом 6.11. данной инструкции.

7.4. Аптечная посуда моется и стерилизуется в соответствии с пунктом 6.12. данной инструкции. Срок хранения стерильной посуды, используемой для приготовления нестерильных лекарственных форм, не более 3-х суток.

7.5. Полиэтиленовые пробки для укупорки изготовляемых и фасуемых в аптеках лекарств, а также пластмассовые навинчивающиеся пробки моют, стерилизуют и хранят в соответствии с приложением 10.

7.7. В начале каждой смены весы, шпатели, ножницы, и другой мелкий аптечный инвентарь протирают 3% раствором перекиси водорода или спирто-эфирной смесью (1:1).

Сливные краны бюреточных установок пред началом работы очищают от налетов солей растворов, экстрактов, настоек и протирают спирто-эфирной смесью (1:1).

7.9. После каждого отвешивания или отмеривания лекарственного вещества из штангласа горлышко и пробку штангласа, а также ручные весы вытирают салфеткой из марли. Салфетка употребляется только один раз. Вытирать штангласы и весы личным полотенцем запрещается.

7.10. Воронки при фильтрации или процеживании жидких лекарств, а также ступки с порошковой или мазевой массой до развески и выкладывания в тару накрывают пластмассовыми или металлическими пластинками, которые дезинфицируют согласно приложению 1.

7.11. Для выборки из ступок мазей и порошков используют пластмассовые пластинки или освобожденную от эмульсии засвеченную рентгеновскую пленку. Применение картона не допускается.

7.12. После изготовления мазей остатки жира удаляются при помощи картона, бумаги, лигнина, ступки моют и стерилизуют в соответствии с приложением 5.

7.13. Используемые для работы бумажные и вощаные капсулы, шпатели, нитки, резинки обхваточные и др. хранятся в ящиках ассистентского (фасовочного) стола, которые ежедневно моются. В помещениях хранения вспомогательные материалы хранятся в закрытых шкафах (ларях и т.п.) в условиях, исключающих их загрязнение.

Начальник Главного аптечного
управления Минздрава СССР

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *