санитарная уборка палат в стационарных отделениях соматического профиля проводится раз раза в день

Приложение 14. Порядок уборки помещений различных структурных отделений акушерского стационара

Порядок уборки помещений различных структурных отделений акушерского стационара
(утв. постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 8 мая 2010 г. N 58)

родильный зал, боксированный родильный блок

послеродовое физиологическое отделение с раздельным и совместным пребыванием матери и ребенка

Влажная уборка 2 раза в день с использованием моющего средства, один раз в сутки уборка с использованием дезинфицирующего средства. После каждой уборки производится обеззараживание воздуха После обеззараживания воздуха УФ-излучением помещение проветривают в течение 20 минут.

Обработку помещений проводят в следующем порядке: сначала комнату-фильтр, затем смотровую, душевую, санузел.

обеззараживания воздуха УФ-излучением помещение проветривают в течение 20 минут.

2. При наличии двух и более родзалов (боксированных родблоков) уборку проводят в каждом из них после приема родов

Влажная уборка с использованием дезинфицирующего средства не реже 1 раза в день

После каждой уборки все объекты и поверхности в помещениях протирают салфеткой, смоченной водопроводной водой, воздух обеззараживают. После обеззараживания воздуха УФ-излучением помещение проветривают в течение 20 минут

Уборка по типу заключительной дезинфекции

При наличии одного родильного зала уборку проводят не реже одного раза в три дня. При наличии двух родзалов, в боксированном родблоке уборку проводят поочередно в каждом из них с применением дезинфицирующего средства. После каждой уборки все объекты и поверхности в помещениях протирают салфеткой, смоченной водопроводной водой, воздух обеззараживают. После обеззараживания воздуха

УФ-излучением помещение проветривают в течение 20 минут. Дату проведения дезинфекции фиксируют в журнале.

После выписки родильницы и новорожденного или при переводе в обсервационное отделение с применением дезинфицирующего средства

После каждой уборки все объекты и поверхности в помещениях протирают салфеткой, смоченной водопроводной водой, воздух обеззараживают. После обеззараживания воздуха УФ-излучением помещение проветривают в течение 20 минут.

После выписки родильницы проводят заключительную дезинфекцию

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Источник

Приложение N 1. Методические рекомендации по организации проведения текущей и генеральной уборок помещений лечебно-профилактических учреждений

Приложение N 1
к приказу Комитета по здравоохранению
Администрации Волгоградской области
от 12.03.2008 г. N 393

Методические рекомендации
по организации проведения текущей и генеральной уборок помещений лечебно-профилактических учреждений

I. Все помещения, оборудование, медицинский и другой инвентарь должны содержаться в чистоте. Влажная уборка помещений (обработка полов, мебели, оборудования, подоконников, дверей) должна осуществляться не менее 2-х раз в сутки с использованием моющих и дезинфицирующих средств, разрешенных к использованию в установленном порядке.

II. Мытье оконных стекол должно проводиться не реже 1 раза в месяц изнутри и не реже 1 раза в 3 месяца снаружи (весной, летом, осенью).

III. Генеральная уборка помещений палатных отделений и других функциональных помещений и кабинетов должна проводиться по графику не реже 1 раза в месяц с обработкой стен, полов, оборудования, инвентаря, светильников.

Клинико-диагностические лаборатории 1 раз в месяц в помещениях, где проводится работа с нативной кровью, сывороткой.

Генеральная уборка (мойка и дезинфекция) операционного блока, перевязочных, родильных залов, процедурных, манипуляционных, стерилизационных проводится один раз в неделю с обработкой и дезинфекцией оборудования, мебели, инвентаря.

В отделениях новорожденных и недоношенных детей через 10-12 дней пребывания детей в боксе (с обязательным переводом детей в обеззараженное помещение) и после их выписки проводят уборку бокса по типу заключительной дезинфекции.

IV. График проведения генеральных уборок ежемесячно составляется старшей медицинской сестрой и утверждается заведующим отделения. Отметка о проведении генеральной уборки делается в журнале (графике) проведения генеральных уборок, лицом, ответственным за проведение генеральной уборки.

V. Цель проведения уборок:

— создание безопасной чистой окружающей среды для пациентов и персонала;

— разрушение и сведение к минимуму большинства болезнетворных микроорганизмов на поверхности неживых предметов;

— снижение риска перекрестного заражения.

— Ветошь, стерильная ветошь при генеральной уборке «асептичных» помещений.

— Спецодежда: халат, шапочка, фартук клеенчатый, перчатки, очки, маска или респиратор, резиновая обувь.

— Дезинфицирующие и моющие средства.

Технология проведения уборки помещений по типу текущей дезинфекции

Текущая уборка палат проводится утром (вечером), кабинетов, асептичных помещений перед началом работы (в конце работы), по мере загрязнения в течение работы младшим медицинским персоналом, в специальной одежде, под контролем медицинской сестры.

Текущая уборка включает в себя:

— обработку рабочих поверхностей, оборудования, дверей, раковин, путем протирания ветошью, смоченной дезинфицирующим раствором*(1), с последующим смыванием водопроводной водой при помощи чистой ветоши*(2).

— облучение помещения бактерицидной лампой. Время экспозиции рассчитывается исходя из данных паспорта конкретной бактерицидной лампы и площади обрабатываемого помещения. Время работы бактерицидной лампы рекомендуется фиксировать в журнале учета работы бактерицидных ламп (приложение)*(3).

— надеть специальную одежду;

— обработать последовательно рабочие поверхности, оборудование, двери, раковины дезинфицирующим раствором*(1) (использовать емкость для поверхностей и чистую ветошь).

— смыть дезинфицирующий раствор чистой водопроводной водой при помощи чистой ветоши*(2);

— вымыть пол методом «двух ведер» (использовать ведро для мытья полов и ветошь для пола);

— включить бактерицидную лампу, выдержать экспозицию;

— выключить бактерицидную лампу;

— проветрить помещение до исчезновения запаха озона;

— обеззаразить ветошь, уборочный инвентарь в дезинфицирующем растворе, промыть и обязательно просушить в специальном помещении.

Примечание : во время работы процедурного (манипуляционного, перевязочного) кабинета проводится*(4) дезинфекция валика, жгута, клеенки, поверхности кушетки после каждой процедуры, поверхности рабочего стола по мере загрязнения. Ветошью, смоченной дезинфицирующим раствором, обрабатывается валик под руку, жгут, клеенка, поверхность кушетки. В случае загрязнения рабочих поверхностей в ходе процедур кровью их следует тщательно обработать ветошью, смоченной дезинфицирующим раствором, затем дезинфицирующий раствор смыть водопроводной водой с помощью чистой ветоши. После использования провести обеззараживание ветоши в емкости для дезинфекции.

Технология проведения генеральной уборки помещений по типу заключительной дезинфекции

Генеральная уборка по типу заключительной дезинфекции проводится медицинским персоналом в соответствии с утвержденным графиком.

Генеральная уборка предполагает обработку раствором дезинфицирующего средства стен до потолка, потолка, пола, рабочих и труднодоступных поверхностей, оборудования, окон, в том числе внутренних поверхностей оконных стекол (по графику). Окна моют теплой водой с добавлением 1 столовой ложки нашатырного спирта на 1 литр воды или разрешенного специального моющего средства для окон. Последовательность действий:

— надеть специальную одежду;

— отодвинуть от стен мебель и оборудование для уборки стен и пола за ними;

— провести механическую очистку стен и пола от загрязнений, используя чистую ветошь (1-я ветошь) и моющий раствор, пространство за отопительными батареями и между ними обрабатывать последовательно 2 ершами, смоченными дезраствором*(1),

— смыть моющий раствор водопроводной водой*(1);

— нанести на все поверхности чистой ветошью (2-я ветошь) дезинфицирующий раствор, выдержать экспозицию*(2).

— снять фартук, поменять перчатки;

— отмыть все поверхности водопроводной водой, используя стерильную ветошь*(6) (3-я ветошь);

ГАРАНТ:

По-видимому, в предыдущем разделе настоящего приложения допущена опечатка, вместо «*(6) (3-я ветошь)» следует читать «*(5) (3-я ветошь)»

— протереть отмытые поверхности стерильной ветошью (4-я ветошь);

— включить бактерицидную лампу, выдержать экспозицию;

— проветрить помещение до исчезновения запаха озона;

— обеззаразить уборочный инвентарь в дезинфицирующем растворе, промыть и обязательно просушить в специальном помещении;

— снять спецодежду, отправить в прачечную;

— сделать отметку в «Журнале учета проведения генеральных уборок», «Журнале регистрации и контроля ультрафиолетовой бактерицидной установки»*(3).

Для проведения генеральных уборок разрешено применять дезинфицирующие средства, входящие в перечень дезинфекционных средств, разрешенных к применению в Российской Федерации.

На рабочих местах целесообразно иметь методические указания или выписки из инструкций по применяемым дезинфицирующим средствам.

*(1) При работе с дезинфицирующими средствами необходимо строго соблюдать меры предосторожности, определенные инструкцией или методическими указаниями по применению. При использовании дезинфицирующего раствора с моющим эффектом механическая очистка может быть совмещена с дезинфекцией. Если дезинфицирующее средство не требует смывания, обработка включает только протирание поверхностей дезинфицирующим средством с последующим облучением бактерицидной лампой.

*(2) Время экспозиции зависит от дезинфицирующей активности препарата и рекомендаций по применению.

*(3) Ведение журнала учета работы бактерицидных ламп рекомендовано службой метрологического контроля.

*(4) Примерный расход дезинфицирующих средств составляет: 100-150 мл рабочего раствора на 1 кв. м площади поверхностей стен, потолка, пола, мебели, окон.

Растворы дезинфицирующих средств необходимо менять после обработки способом протирания 60-100 кв. м поверхностей.

Для обработки медицинских приборов, аппаратов, оборудования с лакокрасочным, гальваническим и полимерным покрытием, в т.ч. холодильников, используются те же дезинфицирующие, моющие средства или рекомендованные в паспорте на медицинское оборудование (аппарат).

Возможно применение для дезинфекции специальных гранулированных препаратов с коротким бактерицидным эффектом или средств в аэрозольной упаковке (распыление), а также использование метода орошения рабочих поверхностей дезинфицирующим средством с помощью другой распылительной аппаратуры.

*(5) Стерильная ветошь используется при проведении генеральной уборки режимных и «асептичных» помещений, кабинетов.

Согласовано
Управление Роспотребнадзора
по Волгоградской области

Правила
эксплуатации и контроля работы бактерицидных облучателей

Настенный бактерицидный облучатель оборудуется на легко доступной для его обработки высоте (около 2 м) таким образом, чтобы поток ультрафиолетовых лучей был направлен в чистую зону и не экранировался оборудованием.

Арматура бактерицидной лампы при проведении генеральной уборки обрабатывается 3% раствором перекиси водорода с добавлением 0,5% моющего средства (или другими дезинфицирующими препаратами), а затем дистиллированной водой.

Помещения с бактерицидными установками подразделяют на две группы:

— А, в которых обеззараживание воздуха осуществляют в присутствии людей в течение рабочего дня;

— Б, в которых обеззараживание воздуха осуществляют в отсутствии людей.

Высота помещения, в котором предполагается размещение бактерицидной установки, должна быть не менее 3 м.

В помещениях группы А для обеззараживания воздуха необходимо применять ультрафиолетовые бактерицидные установки с закрытыми облучателями, исключающие возможность облучения ультрафиолетовым излучением людей, находящихся в этом помещении.

Все помещения, где размещены бактерицидные установки, должны быть оснащены общеобменной приточно-вытяжной вентиляцией либо иметь условия для интенсивного проветривания через оконные проемы, обеспечивающие однократный воздухообмен не более чем за 15 минут.

Руководство Р 3.5.1904-04 «Использование ультрафиолетового бактерицидного излучения для обеззараживания воздуха в помещениях»
(утверждено Главным санитарным врачом РФ 04.03.04)
(извлечение)

7. Применение ультрафиолетовых бактерицидных установок для обеззараживания воздуха в помещениях

7.2. Закрытые облучатели и приточно-вытяжная вентиляция в присутствии людей должны работать непрерывно в течение всего рабочего времени.

7.3. Бактерицидные установки с открытыми и комбинированными облучателями могут использоваться в повторно-кратковременном режиме тогда, когда на время облучения (tэ) в пределах 0,25-0,5 ч люди из помещения удаляются. При этом повторные сеансы облучения должны проводиться через каждые 2 ч в течение рабочего дня.

7.4. В помещениях первой категории рекомендуется использовать бактерицидные установки, состоящие из открытых или комбинированных и закрытых облучателей или приточно-вытяжной вентиляции и открытых или комбинированных облучателей. При этом открытые и комбинированные облучатели включаются только в отсутствии людей на время (Тэ) в пределах 0,25-0,5 ч на период предоперационной подготовки помещения. Это позволяет сократить время и повысить уровень обеззараживания воздуха помещений с повышенными эпидемиологическими требованиями.

7.5. Бактерицидные установки с приточно-вытяжной вентиляцией и дополнительными закрытыми облучателями применяются тогда, когда существующая приточно-вытяжная вентиляция обеспечивает заданный уровень бактерицидной эффективности за время tэ более 1 ч.

7.6. При применении приточно-вытяжной вентиляции бактерицидные лампы размещают в выходной камере после пылеулавливающих фильтров.

8. Требования безопасности и правила эксплуатации ультрафиолетовых бактерицидных установок

8.1. Общие требования к эксплуатации бактерицидных установок

Создание или модернизация бактерицидных установок проводится в соответствии с медико-техническим заданием на проектирование (Прилож. 1), а также с учетом СНиП 23-05-95 «Естественное и искусственное освещение».

На помещения с бактерицидными установками должен быть оформлен акт ввода их в эксплуатацию (Прилож. 2) и заведен журнал регистрации и контроля (Прилож. 3).

В журнале должна быть таблица регистрации очередных проверок бактерицидной эффективности установок, концентрации озона, а также данные учета продолжительности работы бактерицидных ламп.

Эксплуатация бактерицидных облучателей должна осуществляться в строгом соответствии с требованиями, указанными в паспорте и инструкции по эксплуатации.

К эксплуатации бактерицидных установок не должен допускаться персонал, не прошедший необходимый инструктаж в установленном порядке, проведение которого следует задокументировать.

8.2. Обеспечение эффективной эксплуатации бактерицидных установок

Облучатели закрытого типа (рециркуляторы) должны размещаться в помещении на стенах по ходу основных потоков воздуха (в частности, вблизи отопительных приборов) на высоте 1,5-2 м от пола равномерно по периметру помещения.

В организации должна проводиться очистка колб ламп и отражателей облучателей бактерицидных установок от пыли согласно графику, утвержденному в установленном порядке. Периодичность очистки устанавливается в соответствии с табл. 3 СНиП 23-05-95 «Естественное и искусственное освещение».

Протирка от пыли должна проводиться только при отключенной сети.

Бактерицидные лампы, отработавшие гарантированный срок службы, указанный в паспорте, должны заменяться на новые. Для определения окончания срока службы могут быть использованы электрические счетчики, суммирующие общую наработку ламп в часах или замеры радиометров, свидетельствующие о падении бактерицидного потока лампы ниже номинального.

8.3. Обеспечение безопасности людей, находящихся в помещении, при эксплуатации бактерицидной установки

В случае обнаружения характерного запаха озона необходимо немедленно отключить питание бактерицидной установки от сети, удалить людей из помещения, включить вентиляцию или открыть окна для тщательного проветривания до исчезновения запаха озона. Затем включить бактерицидную установку и через час непрерывной работы (при закрытых окнах и отключенной вентиляции) провести замер концентрации озона в воздушной среде. Для этой цели может быть использован газоанализатор озона типа МОД 3 02 П1 и др. Если будет обнаружено, что концентрация озона превышает ПДК, то следует прекратить дальнейшую эксплуатацию бактерицидной установки, выявить озонирующие лампы и заменить их. Периодичность контроля концентрации озона в воздухе составляет не реже одного раза в 10 дней согласно ГОСТ. ССБТ. 12.1.005-88 «Общие санитарно-гигиенические требования к воздуху рабочей зоны».

Подача и отключение питания бактерицидных установок с открытыми облучателями от электрической сети осуществляют с помощью отдельных выключателей, расположенных вне помещения у входной двери, которые сблокированы со световым табло над дверью:

«Не входить! Опасно! Идет обеззараживание ультрафиолетовым излучением»

Рекомендуется, с целью исключения случайного облучения при открытых облучателях персонала ультрафиолетовым излучением, устанавливать устройство, блокирующее подачу питания при открывании двери в помещение.

Выключатели для установок с закрытыми облучателями устанавливаются там, где это необходимо, в любом удобном месте. Над каждым выключателем должна быть надпись:

«Бактерицидные облучатели»

При работе персонала, в случае производственной необходимости, в помещениях, где установлены бактерицидные установки с открытыми облучателями, необходимо использовать лицевые маски, очки и перчатки, полностью защищающие глаза и кожу от облучения ультрафиолетовым излучением.

В случае нарушения целости бактерицидных ламп в облучателе и попадания ртути в помещение должна быть проведена тщательная демеркуризация помещения с привлечением специализированной организации в соответствии с МУ N 4545-87 «Методические рекомендации по контролю за организацией текущей и заключительной демеркуризации и оценке ее эффективности».

В случае разрушения или незажигания любой лампы, расположенной в выходной камере приточно-вытяжной вентиляции, на пульте управления такой бактерицидной установки должен появиться визуальный или звуковой сигнал, требующий немедленного отключения сети и замены лампы, вышедшей из строя.

Бактерицидные лампы, отработавшие срок службы или вышедшие из строя, хранить запакованными в отдельном помещении. Утилизация бактерицидных ламп должна проводиться в соответствии с установленными требованиями («Указания по эксплуатации установок наружного освещения городов, поселков и сельских населенных пунктов», утверждены Приказом Минжилкомхоза РСФСР от 12.05.88 N 120).

Акт ввода в эксплуатацию бактерицидной установки подписывают председатель и члены комиссии и утверждает руководитель объекта, в состав которого входит помещение с бактерицидной установкой.

Выполнение заключения обеспечивает руководитель объекта.

Форма журнала регистрации и контроля ультрафиолетовой бактерицидной установки

1. Назначение и порядок ведения журнала.

1.1. Журнал является документом, подтверждающим работоспособность и безопасность эксплуатации бактерицидной установки.

1.2. В журнале должны быть зарегистрированы все бактерицидные установки, находящиеся в эксплуатации в помещениях медицинских организаций.

1.3. Контрольные проверки состояния бактерицидной установки осуществляются представителями учреждений госсанэпидслужбы не реже одного раза в год. Результаты проверки фиксируются в протоколе и заносятся в журнал с заключением, разрешающим дальнейшую эксплуатацию. В случае отрицательного заключения составляется перечень замечаний с указанием срока их устранения.

1.4. Руководитель, в чьем ведении находится помещение с бактерицидной установкой, обеспечивает правильное ведение журнала и его сохранность.

2. Журнал состоит из двух частей.

2.1. В первую часть заносятся следующие сведения.

2.1.1. Наименование и габариты помещения, номер и место расположения.

2.1.2. Номер и дата акта ввода ультрафиолетовой бактерицидной установки в эксплуатацию.

2.1.3. Тип ультрафиолетовой бактерицидной установки.

2.1.4. Наличие средств индивидуальной защиты (лицевые маски, очки, перчатки).

2.1.5. Условия обеззараживания (в присутствии или отсутствии людей).

2.1.6. Длительность и режим облучения (непрерывный или повторно-кратковременный и интервал между сеансами облучения).

2.1.7. Вид микроорганизма (санитарно-показательный или иной).

2.1.8. Срок замены ламп (прогоревших установленный срок службы).

3. Во второй части журнала содержится перечень контролируемых параметров согласно таблице.

Источник

Санитарная уборка палат в стационарных отделениях соматического профиля проводится раз раза в день

санитарная уборка палат в стационарных отделениях соматического профиля проводится раз раза в день. Смотреть фото санитарная уборка палат в стационарных отделениях соматического профиля проводится раз раза в день. Смотреть картинку санитарная уборка палат в стационарных отделениях соматического профиля проводится раз раза в день. Картинка про санитарная уборка палат в стационарных отделениях соматического профиля проводится раз раза в день. Фото санитарная уборка палат в стационарных отделениях соматического профиля проводится раз раза в день

санитарная уборка палат в стационарных отделениях соматического профиля проводится раз раза в день. Смотреть фото санитарная уборка палат в стационарных отделениях соматического профиля проводится раз раза в день. Смотреть картинку санитарная уборка палат в стационарных отделениях соматического профиля проводится раз раза в день. Картинка про санитарная уборка палат в стационарных отделениях соматического профиля проводится раз раза в день. Фото санитарная уборка палат в стационарных отделениях соматического профиля проводится раз раза в день

санитарная уборка палат в стационарных отделениях соматического профиля проводится раз раза в день. Смотреть фото санитарная уборка палат в стационарных отделениях соматического профиля проводится раз раза в день. Смотреть картинку санитарная уборка палат в стационарных отделениях соматического профиля проводится раз раза в день. Картинка про санитарная уборка палат в стационарных отделениях соматического профиля проводится раз раза в день. Фото санитарная уборка палат в стационарных отделениях соматического профиля проводится раз раза в день

Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

санитарная уборка палат в стационарных отделениях соматического профиля проводится раз раза в день. Смотреть фото санитарная уборка палат в стационарных отделениях соматического профиля проводится раз раза в день. Смотреть картинку санитарная уборка палат в стационарных отделениях соматического профиля проводится раз раза в день. Картинка про санитарная уборка палат в стационарных отделениях соматического профиля проводится раз раза в день. Фото санитарная уборка палат в стационарных отделениях соматического профиля проводится раз раза в деньОбзор документа

Методические рекомендации MP 3.1.0209-20 «Рекомендации по организации противоэпидемического режима в медицинских организациях при оказании медицинской помощи населению в период сезонного подъема заболеваемости острыми респираторными инфекциями и гриппом в условиях сохранения рисков инфицирования новой коронавирусной инфекцией (COVID-19) (утв. Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека 20 августа 2020 г.)»

Методические рекомендации MP 3.1.0209-20
«Рекомендации по организации противоэпидемического режима в медицинских организациях при оказании медицинской помощи населению в период сезонного подъема заболеваемости острыми респираторными инфекциями и гриппом в условиях сохранения рисков инфицирования новой коронавирусной инфекцией (COVID-19)»
(утв. Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека 20 августа 2020 г.)

1. Область применения

1.1. Настоящие методические рекомендации предназначены для органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья, специалистов органов и учреждений Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, учреждений Министерства здравоохранения Российской Федерации и других медицинских организаций независимо от организационно-правовой формы.

1.2. В целях оперативного реагирования с учетом складывающейся эпидемиологической обстановки особенности применения отдельных положений настоящих методических рекомендаций могут уточняться Роспотребнадзором информационными письмами.

2. Общие положения

2.1. На фоне сохранения рисков инфицирования COVID-19 с начала осени и до конца весны ожидается сезонный подъем заболеваемости острыми респираторными инфекциями (ОРИ) и гриппом, что может привести к осложнению эпидемиологической ситуации и утяжелению клинического течения заболеваний верхних и нижних дыхательных путей.

В сложившихся условиях приоритетной задачей медицинских организаций всех типов является бесперебойное функционирование, оказание качественной медицинской помощи населению, обеспечение эпидемиологически безопасных условий оказания медицинской помощи и труда медицинского персонала.

В настоящее время актуальны коронавирус SARS-CoV2, вызывающий COVID-19 и другие коронавирусы (Coronavirus 229E, ОС43, NL63, HKUI), вирусы гриппа (Influenza virus А, В, С), респираторно-синцитиальный вирус (РС-вирус, Human respiratory syncytial virus), риновирусы (Rhinovirus А, В, С), вирусы парагриппа (Human parainfluenza virus 1-4), метапневмовирус (Human metapneumovirus), бокавирус (Primate bocaparvovirus 1), аденовирусы (Human mastadenovirus В, С, Е). Из числа бактериальных возбудителей наиболее часто встречаются Streptococcus pneumoniae, Hemophilus influenzae mun b, Legionella pneumophila, Moraxella catarrhalis, Staphilococcus aureus и другие.

В осенне-зимний период в организованных коллективах и в быту регистрируются вспышки микоплазменной инфекции (Mycoplasma pneumoniae), не исключены случаи заболевания легочным хламидиозом, орнитозом.

2.3. Источниками возбудителей ОРИ являются больные люди и носители возбудителей инфекций. Больной ОРИ наиболее контагиозен (заразен) в остром периоде (первые 5-7 дней болезни, протекающей, в том числе в легкой или бессимптомной форме), максимальная концентрация возбудителя в верхних дыхательных путях достигается на 2-3-й день болезни. Дети, особенно младшего возраста, могут быть заразны более длительный период (до 10 дней). Пациенты с COVID-19 выделяют вирус SARS-CoV-2 с последних дней инкубационного периода. Продолжительность выделения SARS-CoV-2 от пациентов различна и может достигать 14 и более дней.

2.4. Основной механизм передачи ОРИ аэрозольный, реализуемый воздушно-капельным, воздушно-пылевым и контактным путями.

2.5. Заболеваемость ОРИ зависит от активности циркуляции возбудителей, численности восприимчивого населения, плотности населения и интенсивности контактов.

2.6. Все ОРИ имеют сходные клинические симптомы: повышение температуры тела, кашель, насморк, утомляемость, боль в горле, головные боли. В связи с этим в период сезонного подъема заболеваемости ОРИ важное значение имеет дифференциальная диагностика заболеваний в целях своевременного выявления больных с высоким риском тяжелого течения болезни, в том числе при COVID-19.

Лабораторное обследование в целях установления этиологии ОРИ, в том числе на SARS-CoV-2, организуется в порядке предусмотренном санитарно-эпидемиологическими правилами СП 3.1.3597-20 «Профилактика новой коронавирусной инфекции (COVID-19)» и постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 13.07.2020 N 20 «О мероприятиях по профилактике гриппа и острых респираторных вирусных инфекций, в том числе новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в эпидемическом сезоне 2020-2021 годов»; обследование проводится методом ПЦР.

3. Противоэпидемические мероприятия в медицинских организациях

3.1. Во всех медицинских организациях не зависимо от форм собственности при подготовке к работе в период подъема заболеваемости гриппом и ОРИ принимаются меры по повышению обеспеченности материальными ресурсами, включая формирование запаса противовирусных препаратов, дезинфекционных средств, активных в отношении вирусов, средств индивидуальной защиты, специальной медицинской аппаратуры, специализированного транспорта для перевозки пациентов, подготовке медицинских работников по вопросам оказания специализированной медицинской помощи населению при гриппе, ОРИ и COVID-19, внебольничных пневмониях, организации и проведению своевременно и в полном объеме противоэпидемических мероприятий.

3.2. Противоэпидемические мероприятия в медицинской организации должны быть направлены на предупреждение формирования внутрибольничных очагов.

3.3. В целях профилактики распространения COVID-19 при оказании медицинской помощи и предупреждения формирования внутрибольничных очагов проводятся следующие мероприятия:

3.3.1. Организация оказания медицинской помощи на дому лицам с признаками острых заболеваний верхних и нижних дыхательных путей. Рекомендуется разделить медицинский персонал на оказывающий медицинскую помощь пациентам с ОРИ и пациентам с соматической патологией.

3.3.3. Лабораторное обследование пациентов перед плановой госпитализацией в стационары, в том числе дневные, на SARS-CoV-2 методом ПЦР не ранее, чем за 3 дня до госпитализации.

3.3.4. Ежедневное проведение термометрии и опрос на наличие признаков ОРИ при входе в медицинскую организацию всех сотрудников (медицинских и немедицинских работников) с внесением результатов в журнал произвольной формы. Сотрудники с повышенной температурой тела, признаками ОРИ к работе не допускаются. Указанные сотрудники подлежат осмотру врачом и лабораторному обследованию методом ПЦР на SARS-CoV-2. При наличии в анамнезе перенесенного заболевания COVID-19 и подтвержденных лабораторно антител класса IgG, ПЦР исследование на COVID-19 не проводится.

3.3.5. Проведение лабораторного обследования на SARS-CoV-2 методом ПЦР медицинских работников, не привитых против COVID-19 не реже 1 раза в неделю (при наличии антител к SARS-CoV-2 класса IgG обследование методом ПЦР на COVID-19 не проводится).

3.3.6. Организация работы медицинских организаций с учетом принципа социального дистанцирования, обеспечение расстояния между койками и креслами пациентов не менее 1,5 метров.

3.3.7. Соблюдение пациентами и персоналом масочного режима. Допускается нахождение пациентов без масок в палатах и при проведении процедур, при которых невозможно нахождение в маске.

3.3.8. Ежедневное проведение во всех подразделениях медицинских организаций профилактической и текущей дезинфекции с использованием дезинфицирующих средств в режимах эффективных при вирусных инфекциях, включая обработку не реже 1 раза в 3 часа высоко контактных поверхностей (дверные и оконные ручки, выключатели, поручни, ручки кранов, смесителей, телефоны, стойки регистрации, кнопки лифтов, бытовая техника, предназначенная для совместного пользования больными (холодильник, микроволновая печь, чайник и т.п.), поверхности в санитарных комнатах и др.).

3.3.9. Размещение дозаторов с кожными антисептиками на входе в здания медицинских организаций, в помещениях для ожидания, на постах медицинских сестер, в столовых/буфетах и т.д. (целесообразно обеспечение врачей и среднего медицинского персонала кожным антисептиком в индивидуальной расфасовке). Для обработки рук пациентов и персонала рекомендуется выбирать кожные антисептики с содержанием спирта этилового (не менее 70% по массе) или спирта изопропилового (не менее 60% по массе), или смеси спиртов (не менее 60% по массе). При выборе дозаторов для кожных антисептиков и мыла следует отдавать предпочтение бесконтактным моделям.

3.3.10. Проведение очистки и дезинфекции систем вентиляции перед сезоном гриппа и ОРИ.

При отсутствии систем вентиляции, обеспеченных встроенными устройствами для обеззараживания воздуха, помещения с постоянным или массовым пребыванием людей, помещения ожидания пациентов, помещения фильтр-боксов рекомендуется обеспечить в достаточном количестве устройствами для обеззараживания воздуха, разрешенными к применению в присутствии людей.

При использовании ультрафиолетовых бактерицидных рециркуляторов проводятся своевременная обработка внутренних камер, замена фильтров и ламп согласно технической документации.

3.3.11. Организация проветривания в помещениях медицинской организации, за исключением помещений с асептическим режимом и лабораторий, работающих с микроорганизмами I-IV групп патогенности, не менее 4 раз в сутки.

3.4. Персонал медицинской организации должен быть вакцинирован в соответствии с приказом Минздрава России от 21.03.2014 N 125н «Об утверждении национального календаря профилактических прививок и календаря профилактических прививок по эпидемическим показаниям», в том числе против гриппа. В случае незащищенного контакта медицинского персонала или пациентов с больными респираторными инфекциями с неустановленной этиологией возможно проведение неспецифической профилактики согласно СП 3.1.2.3117-13 «Профилактика гриппа и других острых респираторных вирусных инфекций».

3.6. При осуществлении на базе медицинских организаций образовательной деятельности рекомендуется совместно с образовательной организацией проработать вопросы организации учебного процесса с учетом ограничения числа лиц, допущенных к посещению стационарных отделений, расширения использования в учебном процессе дистанционных технологий, организации обеспечения обучающихся, допущенных к посещению пациентов, средствами индивидуальной защиты с учетом степени риска инфицирования ОРИ и COVID-19, а также обучения по их применению и соблюдению санитарно-противоэпидемического режима. Перед началом занятий в стационаре (не ранее, чем за 3 дня) организуется обследование обучающихся и преподавателей образовательных организаций, осуществляющих учебный процесс на базе медицинских организаций, методом ПЦР на SARS-CoV-2; в дальнейшем обучающиеся лица, не привитые против COVID-19 и не имеющие антител класса IgG к SARS-CoV-2, подлежат лабораторному обследованию на SARS-CoV-2 методом ПЦР не реже 1 раза в неделю до завершения учебных занятий. Обучающиеся и преподаватели образовательных организаций, осуществляющих учебный процесс на базе медицинских организаций, должны быть вакцинированы от гриппа.

3.7. В медицинских организациях рекомендуется разместить информационные стенды для пациентов с наглядными материалами по профилактике и предупреждению распространения респираторных инфекций, в том числе COVID-19.

4. Противоэпидемические мероприятия в медицинских организациях, оказывающих медицинскую помощь в амбулаторных условиях и условиях дневного стационара

4.1. В медицинских организациях, оказывающих медицинскую помощь в амбулаторных условиях и условиях дневного стационара, отделяют поток пациентов с признаками ОРИ от потока остальных пациентов. Для этого проводится информирование пациентов по телефону, с помощью сети Интернет, информационных печатных материалов о необходимости вызова врача на дом при симптомах ОРИ. При записи пациентов на прием собирается эпидемиологический анамнез (нахождение в карантине по случаю заболевания COVID-19, а также по контакту с больными COVID-19) и проводится опрос на наличие респираторных симптомов.

4.2. В целях оптимизации работы по сбору эпидемиологического анамнеза и постановке диагноза целесообразно внедрить в практику для врачей, оказывающих первичную медицинскую помощь, сотрудников скорой медицинской помощи, приемных отделений стационаров опросники для больных с клиническими признаками гриппа и ОРИ.

4.3. В целях предупреждения распространения ОРИ среди пациентов медицинских организаций, оказывающих медицинскую помощь в амбулаторных условиях, рекомендуется организовать оказание первичной медико-санитарной помощи пациентам с симптомами ОРИ преимущественно на дому, включая лабораторное обследование в целях установления этиологии ОРИ, в том числе на SARS-CoV-2.

Руководителям медицинских организаций необходимо обеспечить возможность оформления листков нетрудоспособности, бланков результатов исследований, справок, выдачи лекарственных препаратов, консультаций специалистов без посещения медицинской организации.

4.4. В медицинских организациях, оказывающих медицинскую помощь в амбулаторных условиях, прием пациентов с симптомами ОРИ рекомендуется осуществлять в приемно-смотровых боксах и фильтр-боксах. Целесообразно организовать прием таких пациентов специально определенными медицинскими организациями, оказывающими первичную медико-санитарную помощь только пациентам с симптомами ОРИ.

4.5. Прием пациентов с установленным диагнозом COVID-19, а также пациентов с симптомами ОРИ из числа контактных с больными COVID-19 или инфицированными SARS-CoV-2 в амбулаторных условиях не осуществляется.

4.6. После приема каждого пациента с симптомами ОРИ в кабинете необходимо проводить дезинфекцию поверхностей рабочего стола, кушетки, кресла и других предметов, находящихся в непосредственном контакте с пациентом, спиртсодержащими дезинфицирующими средствами для быстрой дезинфекции. Обеззараживание воздуха проводят устройствами, разрешенными к применению в присутствии людей.

4.7. Пациентам с ОРИ медицинская помощь в условиях дневного стационара не оказывается.

4.8. В случае выявления пациента с признаками ОРИ в отделениях дневного стационара рекомендуется организовать и провести следующие мероприятия:

— осмотр пациента врачом с уточнением эпидемиологического и клинического анамнеза, проведение лабораторного обследования пациента в целях определения этиологии заболевания;

— изоляция пациента с признаками ОРИ на дому или госпитализация в инфекционный стационар;

— проведение заключительной дезинфекции во всех помещениях дневного стационара;

— определение лиц, контактировавших с пациентом с признаками ОРИ, проведение медицинского наблюдения за указанными лицами в течение 14 дней с ежедневной термометрией;

— в случае положительного результата тестирования на SARS-CoV-2 пациента с признаками ОРИ, организуется изоляция контактных лиц (на дому, в обсерваторах или в условиях специализированных стационаров) с проведением медицинского наблюдения сроком на 14 дней; лабораторное обследование контактных лиц на SARS-CoV-2 проводится при появлении симптомов ОРИ или на 10-12 день изоляции. В случае получения отрицательного результата тестирования пациента на COVID-19 (снятии диагноза COVID-19 и установлении другой этиологии ОРИ) медицинское наблюдение устанавливается сроком до 7 дней.

4.9. При оказании медицинской помощи в амбулаторных условиях рекомендуется проводить контроль динамики состояния здоровья больных гриппом, ОРИ, COVID-19, имеющих хронические заболевания и не привитых против гриппа, в том числе с использованием телекоммуникационных технологий.

5. Противоэпидемические мероприятия в медицинских организациях, оказывающих медицинскую помощь в стационарных условиях

5.1. Госпитализация пациентов с гриппом, ОРИ, COVID-19 в стационары неинфекционного профиля не допускается.

5.2. При подготовке к предстоящему сезонному подъему заболеваемости гриппом и ОРВИ рекомендуется разработать/откорректировать схемы дополнительного развертывания необходимого (расчетного) количества инфекционных коек в медицинских организациях.

5.3. В период эпидемического подъема заболеваемости гриппом и ОРИ принимаются меры по ограничению посещений стационарных медицинских организаций лицами, не имеющими отношения к получению или оказанию медицинской помощи, обеспечению деятельности медицинских организаций.

5.4. При плановой госпитализации должны быть предоставлены результаты тестирования на SARS-CoV-2 методом ПЦР, проведенные не ранее, чем за 3 дня до госпитализации.

5.5. В приемных отделениях пациенты должны быть опрошены врачом с целью сбора эпидемиологического и клинического анамнеза, осмотрены с целью выявления признаков ОРИ.

5.6. В случае неблагоприятного эпидемиологического анамнеза (прибытие в течение 14 дней из территорий с неблагоприятной эпидемиологической ситуацией, контакт с больным COVID-19 и т.п.) или при наличии признаков респираторного заболевания пациент, поступающий на госпитализацию в плановом порядке, должен быть незамедлительно обследован лабораторно и с учетом клинического статуса госпитализирован в инфекционный стационар либо направлен на самоизоляцию в домашних условиях, а плановая госпитализация по возможности (с учетом клинического статуса) перенесена. При отсутствии возможности госпитализации в инфекционный стационар пациенты могут быть госпитализированы в боксы или боксированные палаты до установления диагноза.

5.7. Пациентам, поступающим в стационар в экстренном порядке без сведений о результатах тестирования на COVID-19, рекомендуется проводить обследование на SARS-CoV-2 методом ПЦР при поступлении в стационар с госпитализацией их до получения результатов тестирования по возможности в палаты на 1-2 койки.

5.8. В инфекционных стационарах должны быть организованы раздельно отделения для госпитализации пациентов с COVID-19 и для госпитализации пациентов с ОРИ другой этиологии. При заполнении палат необходимо соблюдать гигиенические требования по максимальной наполняемости палат.

5.9. Для ограничения перемещения пациентов при нахождении в медицинской организации следует организовать по возможности проведение процедур и питания пациентов в палатах.

5.10. При выявлении пациента с симптомами ОРИ в стационаре неинфекционного профиля проводится комплекс противоэпидемических мероприятий, определяются контактные лица. Пациент с симптомами ОРИ должен быть изолирован и переведен в инфекционный стационар, в случае отсутствия возможности перевода, размещен в боксе, боксированной палате и обязательно обследован на грипп и COVID-19. За всеми контактными устанавливают медицинское наблюдение с ежедневной термометрией два раза в день. Отделение, где выявлен больной ОРИ, закрывают для приема пациентов и посетителей, переводят в режим ограничения посещений медицинскими работниками, организуют проведение заключительной и текущей дезинфекции, увеличивают кратность текущих и генеральных уборок. При подтверждении диагноза грипп или COVID-19 комплекс мероприятий проводится в соответствии с действующими нормативными и методическими документами.

Руководитель Федеральной службы по
надзору в сфере защиты прав
потребителей и благополучия человека,
Главный государственный
санитарный врач Российской Федерации
А.Ю. Попова

Обзор документа

Роспотребнадзор представил рекомендации по организации противоэпидемического режима в медорганизациях при оказании медпомощи населению в период сезонного подъема заболеваемости острыми респираторными инфекциями и гриппом в условиях сохранения рисков инфицирования COVID-19. Указаны виды противоэпидемических мероприятий и условия их реализации.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *