самый тяжелый танк в мире на сегодняшний день
Самые современные и мощные танки в мире
Россия делает ставку на создание совершенно новых бронированных машин, а ее оппоненты до последнего модернизируют модели тридцатилетней давности
Представленный широкой публике на Параде Победы в Москве новый российский танк Т-14 на гусеничной платформе «Армата» произвел фурор среди танкистов всего мира. Российская новинка заставила всех вновь и вновь сравнивать боевые возможности бронированных машин, стоящих сегодня на вооружении по всему свету. Хотя, по сути, сравнивать приходится не так уж и много танков. Законодателями мод в танкостроении и основными экспортерами были и остаются всего четыре страны: Россия, Великобритания, Германия и США. Кроме них, собственные танки выпускают или ставят на конвейер Израиль, Индия, Иран, Италия, Китай, обе Кореи, Пакистан, Польша, Франция и Япония. Подавляющее же большинство стран довольствуется тем, что приобретает более или менее новые разработки у крупных танкостроительных держав или заказывает модернизацию уже имеющихся бронированных машин.
Всерьез сравнивать между собой танки, никогда не встречавшиеся друг с другом в реальном бою, невозможно и бессмысленно. Да и если бы в действительности, скажем, израильская «Меркава» Mk.4 встретилась в единоборстве с, например, китайским Тип 99, то в немалой степени исход схватки зависел бы и от особенностей театра военных действий, и от выучки и опыта экипажа, и от множества других факторов, учесть которые не всегда могут заранее даже танкисты-ветераны. Простое же сопоставление тактико-технических характеристик не дает возможности всерьез говорить о преимуществах одного танка перед другими и наоборот.
Наш нынешний рейтинг учитывает единственный объективный показатель: год принятия того или иного танка на вооружение. И, конечно, учтено простое требование: танки, вошедшие в этот топ-10, должны быть оригинальными разработками. С учетом всех этих показателей мы и выбрали десять самых современных и мощных танков в мире.
Неудивительно, что первое место в этом списке получил отечественный Т-14 «Армата». С одной стороны, в мире просто нет на сегодняшний день более современного танка, уже представленного публике и вышедшего на войсковые испытания. С другой стороны, по многим формальным показателям «Армата» опережает или как минимум поднимается на один уровень с большинством других современных танков, а в совокупности с полным основанием претендует на звание самой современной и мощной бронированной машины.
Т-14 «Армата» (Россия)
Год принятия на вооружение: 2016 (планы)
Боевая масса, т: до 55
Калибр пушки, мм: 125 (возможна установка 152-миллиметровой пушки)
Тип пушки: гладкоствольная +пусковая установка ПТУР
Боекомплект, выстрелов: 40
Скорострельность, выстр./мин.: 10–12
Калибр пулемета, мм: 12,7
Динамическая защита: есть
Мощность двигателя, л.с.: до 1500
Удельная мощность, л.с./т: 27,3
Максимальная скорость, км/ч: до 75
Запас хода по шоссе, км: до 600
Год принятия на вооружение: 2015 (планы)
Калибр пушки, мм: 120
Тип пушки: гладкоствольная
Боекомплект, выстрелов: 40
Скорострельность, выстр./мин.: до 10
Калибр пулемета, мм: 1 х 7,62, 1 х 12,7
Динамическая защита: есть
Мощность двигателя, л.с.: 1500
Удельная мощность, л.с./т: 27,3
Максимальная скорость, км/ч: 70
Запас хода по шоссе, км: 450
Год принятия на вооружение: 2012
Калибр пушки, мм: 120
Тип пушки: гладкоствольная
Боекомплект, выстрелов: 28
Скорострельность, выстр./мин.: 6–8
Калибр пулемета, мм: 1 х 7,62, 1 х 12,7
Динамическая защита: нет
Мощность двигателя, л.с.: 1200
Удельная мощность, л.с./т: 27,3
Максимальная скорость, км/ч: 70
Запас хода по шоссе, км: 450
Год принятия на вооружение: 2011
Боевая масса, т: 58,5
Калибр пушки, мм: 120
Тип пушки: нарезная + пусковая установка ПТУР
Боекомплект, выстрелов: 39
Скорострельность, выстр./мин.: 6–8
Калибр пулемета, мм: 1 х 7,62, 1 х 12,7
Динамическая защита: нет
Мощность двигателя, л.с.: 1400
Удельная мощность, л.с./т: 23,9
Максимальная скорость, км/ч: 70
Запас хода по шоссе, км: 450
Подобно южнокорейскому К2, индийский «Арджун» можно считать первым самостоятельно разработанным танком Индии. Правда, на то, чтобы создать новинку, у индийских инженеров и технологов ушло ни много ни мало 37 лет! За это время многие решения, заложенные в индийском танке, устарели или вплотную приблизились к рубежу морального устаревания, а необходимость постоянно менять архитектуру и номенклатуру бортового оборудования привела к проблемам с унификацией. В итоге Индия приняла на вооружение всего 124 танка этой модификации.
Тип 99А2 (Китай)
Год принятия на вооружение: 2011
Калибр пушки, мм: 125
Тип пушки: гладкоствольная
Боекомплект, выстрелов: 41
Скорострельность, выстр./мин.: 7
Калибр пулемета, мм: 1 х 7,62, 1 х 12,7
Динамическая защита: да
Мощность двигателя, л.с.: 1500
Читайте в рубрике «Оборона»
Игры кончились. Что в остатке?Что получает Россия, проводя Армейские международные игры Игры кончились. Что в остатке?
Удельная мощность, л.с./т: 25,9
Максимальная скорость, км/ч: 70
Запас хода по шоссе, км: 450
Китайский Тип 99А2 (самая современная модификация танка Тип 99, принятого на вооружение в 2001 году) — один из двух танков в этом обзоре, который полностью самостоятельной национальной разработкой назвать можно с некоторой натяжкой. В основе этой машины лежит хорошо зарекомендовавший себя во всем мире советский средний танк Т-72, правда, получивший совершенно новую сварную башню, усиленную защиту — как броневую, так и активную, а также гораздо более современную начинку. В частности, на Тип 99А2 устанавливается автомат заряжания, благодаря чему экипаж уменьшился до трех человек, а скорострельность возросла до семи выстрелов в минуту. Кроме того, уникальным для танков — участников этого рейтинга оборудованием является установленный на китайской машине лазерный комплекс активного противодействия, способный буквально ослеплять технику и солдат противника.
БМ «Оплот» (Украина)
Год принятия на вооружение: 2009
Калибр пушки, мм: 125
Тип пушки: гладкоствольная + пусковая установка ПТУР
Боекомплект, выстрелов: 40
Скорострельность, выстр./мин.: 8
Калибр пулемета, мм: 1 х 7,62, 1 х 12,7
Динамическая защита: да
Мощность двигателя, л.с.: 1200
Удельная мощность, л.с./т: 23,5
Максимальная скорость, км/ч: 70
Запас хода по шоссе, км: 500
Год принятия на вооружение: 2009
Калибр пушки, мм: 120
Тип пушки: гладкоствольная + пусковая установка ПТУР
Боекомплект, выстрелов: 48
Скорострельность, выстр./мин.: 8–10
Калибр пулемета, мм: 2 х 7,62, 1 х 12,7, возможна установка 60-миллиметрового миномета
Динамическая защита: да
Мощность двигателя, л.с.: 1500
Удельная мощность, л.с./т: 23,5
Максимальная скорость, км/ч: 70
Запас хода по шоссе, км: 500
Год принятия на вооружение: 2008 (начало масштабной модернизации стоящих на вооружении машин)
Боевая масса, т: 62,5
Калибр пушки, мм: 120
Тип пушки: нарезная
Боекомплект, выстрелов: 52
Скорострельность, выстр./мин.: 6–8
Калибр пулемета, мм: 2 х 7,62
Динамическая защита: да
Мощность двигателя, л.с.: 1200
Удельная мощность, л.с./т: 19,2
Максимальная скорость, км/ч: 56
Запас хода по шоссе, км: 400
Год принятия на вооружение: 2004
Боевая масса, т: 59,9
Калибр пушки, мм: 120
Тип пушки: гладкоствольная
Боекомплект, выстрелов: 44
Скорострельность, выстр./мин.: 6–8
Калибр пулемета, мм: 2 х 7,62
Динамическая защита: да
Мощность двигателя, л.с.: 1500
Удельная мощность, л.с./т: 25
Максимальная скорость, км/ч: 72
Запас хода по шоссе, км: 550
Первые танки модели «Леопард» поступили на вооружение бундесвера в августе 1963 года. Попавший в нынешний рейтинг танк «Леопард» 2А6М — шестая модификация второго поколения легендарной бронированной машины. Легендарной потому, что на сегодняшний день она стоит на вооружении почти двух десятков стран, а многие ее узлы, прежде всего 120-миллиметровую гладкоствольную пушку, в более или менее переработанных вариантах можно встретить на многих зарубежных современных танках. При всем том, поскольку платформа танка не изменялась на протяжении нескольких десятилетий, каждая следующая модификация все ближе подходит к пределу модернизационных возможностей машины. А некоторые неизменные особенности «Леопарда» — как, например, отсутствие автомата заряжания, существенно снижают его боевые возможности.
«Абрамс» M1A2 SEP (США)
Топ-10 тяжелых танков мира
Топ-10 тяжелых танков мира
Ниже, ТОП10 самых больших танков по массе и размерам в мире. Почти все супер тяжелые танки были построены или разработаны во время Второй мировой войны.
Выше, фотографии реально созданной пушки, которая должна была устанавливаться на танк Monster
Landkreuzer П. 1500 Monster
Германия, 1942 г., 42 метра, вес 1500 тонн, экипаж 100 человек
Landkreuzer P. 1000 Ratte
Landkreuzer P. 1000 Ratte
Германиz, 1942 г., 35 метров, вес 1000 тонн, экипаж 20 человек
Ratte был очень похож на чудовище. Он также был разработан в 1942 году и был также снят с производства через год. В отличие от Monster, Ratte должен был быть вооружен башней с военного корабля с двумя 280 мм пушками. Другие вооружения на Ratte: одна 128 мм пушка, восемь 20 мм зенитных орудий и несколько 15 мм пулеметов.
Танк VIII Маус является крупнейшим из когда-либо построенных танков. Он мал по сравнению с Monster и Ratte, но все равно в три раза больше, чем обычный танк. Проектирование было завершено в 1942 году и в том же году начато его производство, но только два танка были построены до окончания войны.
Танки были вооружены одной 128-мм пушкой и одной 75 мм пушкой.
Супер тяжелый танк очень похож на танк VIII Маус. Этот проект был начат в 1942 году, но не все танки были построены. Один корпус танка был построен в 1944 году, но башня не была установлена до окончания войны.
E-100 Тигр Маус должен был использовать те же башни, что и танк VIII Маус. Благодаря более легкому весу, этот танк должен быть быстрее и эффективнее на поле боя, чем танк VIII Маус.
FCM F1 самый тяжелый и самый большой танк не нацистского происхождения. Он должен был заменить Char 2C, который являлся одним из самых тяжелых танков, который никогда не использовался в бою. К сожалению, Франция потерпела поражение, прежде чем проект FCM F1 был завершен, так что ни один из этих танков не был построен.
FCM F1 должен был иметь на вооружении 90-мм пушку, 47 мм пушку, шесть пулеметов. Стоит отметить, что этот танк был длинной 10 метров, но только чуть более 3 метров в ширину, так что его можно было бы перевозить по железной дороге.
Франции, 1940 г.,11 метров, вес 139 тонн, экипаж 9 человек
O-I, это попытка Японии создать супер тяжелый танк. В различных источниках есть сообщения, о том, что одна модель была завершена и отправлена в Маньчжурию во время Второй мировой войны, но это очень маловероятно, скорее всего, это слухи, чем правда. O-I вероятно был отменен, как и большинство других проектов сверхтяжелых танков.
У O-I должно было быть три башни. Основная башня имела 105 мм пушку, на правой башне 37-мм пушка, на левой три пулемета.
Япония, 1944 г.,10 метров, вес 130 тонн, экипаж 11 человек
K-Wagen была одной из первых попыток создания сверхтяжелого танка. Опять же это был сумасшедший план инженеров из Германии, но на этот раз это было до эпохи нацизма.
Германия, 1917 г., 13 метров, вес 120 тонн, экипаж 27 человек
Т-28 был разработан американскими военными во время второй мировой войны. Он должен был быть использован для прорыва немецкой обороны и возможного вторжения в Японию.
У Т-28 не было нормальной поворачивающей башни, так что можно было бы его классифицировать его как истребитель танков, самоходная установка, а не супер тяжелый танк. По этой причине он был переименован из Т-28 в T-95, а затем обратно.
Он был вооружен одной 105 мм пушкой и единым пулеметом. У него было 4 гусеницы вместо традиционных 2-х.
США, 1945 г., 11 метров, вес 95 тонн, экипаж 8 человек
TOG2 был крупнейшим британским танком из когда-либо построенных. Так же, как и большинство других сверхтяжелых танков, он был разработан во время Второй мировой войны. Один прототип построен в 1941 году, но проект был заморожен, и TOG2 никогда не участвовал бою.
TOG2 был вооружен одной 76 мм пушкой.
Великобритания, 1940 г.,10 метров, вес 80 тонн, экипаж 8 человек
Другой британский супер тяжелый танк. Танк так же разработан во время Второй мировой войны, но в серию так и не был запущен.
A39 черепаха был вооружен 96 мм пушкой и тремя пулеметами.
Почему армия отказалась от тяжелых танков?
Интересно, что почти все танки в топ-10 были построены во время Второй мировой войны. Что заставило инженеров в это время пытаются построить такие монстры, и почему не такие танки были построены до сих пор?
Основной причиной для создания сверхтяжелого танка был иммунитет от вражеского огня. Супер тяжелый танк имел толстую броню, которая была бы непроницаемой для большинства орудий времен Великой Отечественной войны.
Причин отказа от этих танков несколько:
— появились кумулятивные снаряды. Которые могли пробить броню до 500 мм и даже более;
— танк можно было поразить с помощью авиации;
— слабая маневренность танка при наступлении и отступлении, что ограничивало его применение на поле боя.
Еще одной проблемой была транспортировка сверхтяжелых танков. Большинство из них были слишком велики, чтобы перевозить по железной дороге, поэтому им приходилось рассчитывать только на свои способности движения. Проблема в том, что большинство из них двигались крайне медленно, поэтому они не могут достичь поле боя в нужный момент.
Кроме того, сверхтяжелые танки разрушают дороги. Поэтому им приходилось бы ехать по пересеченной местности, что еще бы замедляло движение.
Тяжелый танк ИС-2 (видео):
Тяжелый танк Гроте R-1000 (видео):
Тяжелые танки ИС-3, ИС-7 (видео):
Настоящие монстры: 12 самых больших танков за всю историю
Фото: Pixabay.com
Современное танкостроение направлено на разработку маневренных и компактных машин, на первый план выходит огневая мощь и высокая проходимость. В то время, как ранее конструкторы старались создавать танки крупных размеров, с толстой броней. Они считались самыми надежными и неуязвимыми. О таких бронемашинах пойдет речь в нашей статье.
Представляем рейтинг 12 самых больших танков в мире, составленный на основании данных портала hotcars.com.
12 T28
Открывает наш рейтинг танк Т-28, представляющий собой сверхтяжелую бронемашину, которая использовалась в боевых действия во время Второй Мировой войны войсками США. Разработки начались еще в 1943 году, первые экземпляры были выпущены только к концу войны, затем производство прекратилось, создав всего несколько экспериментальных образцов.
Сверхтяжелый танк имеет массу 95 тонн (вместе со снаряжением), его ширина равняется 3,2 м, длина — более 11 м, высота — 2,8 м. Разрабатывая данную модель, конструкторы поставили перед собой задачу создания такой брони, которая могла выдержать атаку немецких “Тигра” и “Пантеры”. В итоге получился приземистый безбашенный танк с 305-мм лобовой броней и пушкой калибра 105 мм, который мог свободно проходить по любой местности.
11 Panzerkampfwagen VIII «Maus»
Разработки тяжеловеса начал в 1942 году Фердинанд Порше (основатель компании Porsche), первый испытательный пробег состоялся годом позже, а в 1944 году было собрано 2 танка. Дальнейшее производство было остановлено из-за высокой затратности и недостаточной производственной мощности. В 1945 году оба экспериментальных образца были уничтожены.
Размеры танка Panzer поистине впечатляющие. Его масса вместе с вооружением составляет 188 тонн, высота равняется 3,6 м, длина — 10 м, ширина — 3,5 м. Лобовая бронированная плита “Мыши” имела толщину 200 мм, а кормовая — 150 мм. Несмотря на огромную массу, во время испытаний выяснилось, что танком легко управлять, он маневренный и имеет высокую проходимость на любой местности. Из вооружений предусмотрено: пулемет, огнемет, нарезные пушки различного калибра.
10 Landkreuzer P. 1500 Monster
Десятую позицию занимает сверхтяжелый немецкий танк Landkreuzer P. 1500 Monster. Проект создания данного “Сухопутного крейсера” так и остался нереализованным.
Планировалось оснастить экспериментальную модель вооружением общей массой 500 тонн, надежной броней и вспомогательными деталями. При таких огромных габаритах перед конструкторами встала основная проблема — как такому гиганту обеспечить возможность передвижения? Решением стали четыре двигателя MAN (каждый по 6500 л.с.), которые используются на подводных лодках. Однако, даже с такими мощными двигателями, танк не смог бы ехать со скоростью выше 20 км/ч и на его обслуживание потребуется 100 членов экипажа.
9 Challenger 2
Сборка Challenger 2 началась в 1993 году на заводе в Ньюкасле. Первые испытания прошли в 1994 году, на них было экспериментально доказано, что новый танк соответствует всем требованиям, которые предъявляют военные к боевым машинам.
8 M26 Pershing
Восьмую строчку рейтинга занимает американский танк M26 Pershing, который назвали в честь генерала Дж. Першинга, руководившего экспедиционным корпусом. Новый танк стал заменой предыдущей модели “М4 Шерман”.
По сравнению с предыдущими моделями основными преимуществами M26 Pershing стали высокая защищенность и огневая мощность. Машина оснащена 100-мм лобовой броней, 90-мм пушкой с новым стабилизатором, пулеметами калибра 12,7 мм и 7,62 мм. Слабым местом для танка оказался двигатель мощностью 500 л.с., его оказалось недостаточно для передвижения такой тяжеловесной машины, способной развивать скорость по асфальту не более 48 км/ч.
7 M1 Abrams
Разработка первых танков данной модели началась в 1971 году, за все время выпущено более 10 тысяч единиц техники. Появление M1 Abrams положило начало внедрению целого ряда инноваций в танкостроении — компьютерное управление огнем, использование вышибных панелей для хранения боезапаса.
В качестве вооружения танк использует нарезные пушки калибра 105 мм и пулеметы. Мощность двигателя составляет 1500 л.с. Двигаясь по шоссе, машина способна развивать скорость в 72 км/ч. M1 Abrams является одним из лучших в мире благодаря технической составляющей. С ее помощью можно легко координировать действия с авиацией и другими войсками, что увеличивает эффективность ведения боя. Поэтому данная модель по сей день состоит на вооружении американской армии.
6 Leclerc Tank
Шестую позицию занимает современный сверхтяжелый Leclerc Tank, разработанный во Франции в 1990 году.
Данная модель попала на вооружение французской армии в 1992 году. С тех пор танк перенес несколько модификаций, в итоге срок службы машины был продлен до 2040 года. За все время было выпущено 876 единиц, примерно половина из них используется в ОАЭ.
Leclerc Tank имеет классическую компоновку и модульную конструкцию брони (из титана и вольфрама), ее поврежденные части можно быстро поменять прямо на поле боя. Обслуживают бронемашину 3 члена экипажа: командующий, наводчик и водитель. Из-за уменьшенного внутреннего пространства рост военнослужащего не должен превышать 182 см.
Масса Leclerc Tank вместе с вооружением составляет 60 тонн. При этом, самоходка является одной из самых маневренных и быстрых в мире. Ее скорость передвижения по асфальту составляет 71 км/ч, по полю — 51 км/ч. В качестве вооружения используются 120-мм пушки с боекомплектом в 40 снарядов и два пулемета разных калибров. Для удобства ведения боя предусмотрен тепловизор, лазерный дальномер, различные прицелы.
5 Landkreuzer P. 1000
Пятую позицию занимает немецкий сверхтяжелый танк Landkreuzer P. 1000, который существовал только на бумаге. Его проект так и не смогли реализовать, как и его “старшего брата” — Landkreuzer P. 1500 Monster, по причине огромных размеров и веса.
Второе название “Сухопутного крейсера” P. 1000 — “Крыса” (предложено Адольфом Гитлером). Над его разработкой в 1942-1943 гг трудился Эдвард Гротте, пытаясь создать для немецкой армии сверхтяжелый танк весом в 1000 тонн. Из них 300 тонн приходилось бы на вооружение, 100 тонн — на гусеничные компоненты, 200 тонн — бронь и каркас. Предполагалось, что машина будет иметь длину 35 м, ширину — 14 м, высоту — 11 м. Для ее обслуживания потребовалось бы 36 членов экипажа.
4 Tiger II
Четвертую строчку рейтинга занимает немецкий танк Tiger II (его еще называют “Королевский тигр”).
При этом, высокая масса в 75 тонн и недостаточно мощный двигатель снизили ходовые качества и надежность Tiger II. Танк мог развивать максимальную скорость не выше 39 км/ч. “Королевский тигр” считается последним сверхтяжелым танком нацистской Германии. Он является лидером по огневой мощности, но неудачным по применению.
3 K-Wagen
Открывает тройку лидеров рейтинга немецкий танк K-Wagen (Kolossal-Wagen), который является первым тяжеловесом, сделанным в Германии в период Первой мировой войны.
В 1918 году был построен первый танк модификации K-Wagen. Однако, скорое окончание Первой мировой войны остановило все разработки. Все прототипы танка были уничтожены самим производителей при приближении войск Антанты к немецким предприятиям.
2 FCM F1
На втором месте располагается сверхтяжелый французский танк FCM F1, созданный на замену устаревшей модели FCM 2С (Char 2C).
В конкурсе на строительство участвовали различные фирмы, в итоге выиграла FCM. Инженеры компании создали проект танка с двумя башнями, которые располагались на разном уровне (по принципу линкоров), чтобы во время кругового обстрела не мешать друг другу. В задней башне установили мощную 105-мм пушку, в переднюю вмонтировали 47-мм скорострельное орудие.
Толщина лобовой брони FCM F1 составила 120 мм, при этом общая масса машины равнялась 140 тоннам, длина — 12 м, ширина — 3,6 м. Первый экземпляр нового танка планировалось выпустить в 1940 году. Однако, строительству помешало стремительное наступление немецкий войск во Францию. Несмотря на то, что ни один прототип танка FCM F1 не участвовал в боевых действиях, разработки ученых оказали серьезное влияние на дальнейшее создание сверхтяжелых машин во Франции.
1 Char 2C
Французские конструкторы одними из первых начали разработку танков. Именно им принадлежит создание самого крупного Char 2C, который был построен в 1917 году.
Если оценивать метрические размеры, то Char 2C считается самым большим танком в мире. Его длина равняется 10,27 м, ширина — 4 м, высота — 3 м. Масса вместе с оснащением составляет 69 тонн. По замыслу создателей новый танк должен был с легкостью преодолевать любые препятствия, в том числе фашистские траншеи. Производство боевых машин оказалось дорогостоящим и трудоемким, поэтому до 1923 года было произведено всего 10 единиц техники, затем производство свернули.
Из вооружений Char 2C использовал 75-мм нарезную пушку и четыре пулемета. Для осуществления прицельной стрельбы требовалось 13 членов экипажа. Мощные двигатели самоходки за один километр пройденного пути “съедали” 12,8 л горючего, поэтому без дозаправки танк мог пройти не более 100 км.
Самый большой танк Char 2C стоял на вооружении французской армии до начала Второй мировой войны. Затем ему на смену пришел сверхтяжелый FCM F1.
Почему военные отказались от больших танков?
Большинство представителей нашего рейтинга были созданы в период Первой мировой и Великой отечественной войн. Конструкторы пытались разработать машины с надежной защитой от вражеского огня. Крупные танки имели толстую броню, она была непроницаема для большинства орудий того времени.
Причин для отказа от сверхтяжелых больших бронемашин несколько:
Также возникали проблемы с транспортировкой. Машины были слишком массивными, чтобы перевозить их по железной дороге. Поэтому, танки приходилось перегонять своим ходом. Большинство из них имели малую скорость движения и не успевали прибыть в нужный момент на поле боя. Помимо этого, тяжеловесы разрушали асфальтированные дороги, следовательно они должны были двигаться по пересеченной местности, а это еще больше замедляло движение.