самый последний день спектакль
Новости
«Звуковой архив Малого театра» СЦЕНА ИЗ СПЕКТАКЛЯ «САМЫЙ ПОСЛЕДНИЙ ДЕНЬ» Б.ВАСИЛЬЕВА
«Звуковой архив Малого театра»
СЦЕНА ИЗ СПЕКТАКЛЯ «САМЫЙ ПОСЛЕДНИЙ ДЕНЬ» Б.ВАСИЛЬЕВА
Продолжаем публикацию аудиозаписей из комплекта грампластинок, выпущенных к 150-летию Малого театра…
Ю.А.Дмитриев
Из книги «Академический Малый театр. 1941-1995»
«Самый последний день» Б.Васильева
Большой успех имел спектакль «Самый последний день», пошедший в 1974 году, прежде всего благодаря исполнению М.Жаровым роли младшего лейтенанта милиции, участкового инспектора Ковалева.
Основой для пьесы послужила повесть Б.Васильева, впервые опубликованная в журнале «Юность». Инсценировку осуществил сам автор. Ставил спектакль Б.Равенских, оформлял В.Шапорин.
Утром милицейские наряды отправлялись на задание, играл оркестр, и младший лейтенант отдавал честь. «И стоял Семен Митрофанович, приложив руку к козырьку, в этой патетической сцене нет ничего придуманного, что могло быть, окажись на месте Жарова актер иного склада» (Зись А. Михаил Жаров. — «Театр», 1982, № 10, с. 92).
Вот он, немолодой человек, выходил из глубины сцены к рампе; снимал фуражку и платком вытирал лоб. Сегодня у него последний день службы. С завтрашнего дня он пенсионер. Позади трудная жизнь: участие в войне, связанная со многими опасностями милицейская служба. Теперь есть мечта: уехать в деревню и там, на лоне природы, нет — не отдыхать, а заняться сельским хозяйством, привлечь к себе тех, кто нуждается в помощи, чтобы они нашли свое место в жизни.
Но пока надо обходить участок. А на нем и беспутная, экзальтированная, связавшаяся с преступным миром Алка (Т.Торчинская), и желчный склочник-пенсионер Бызин (Е.Весник), и безвольная, растратившая жизнь на кутежи вдова профессора Агнесса Павловна (И.Ликсо), и отчаявшаяся от беспробудного пьянства мужа Вера Кукушкина (О.Чуваева), и живущая в тяжелом горе (у нее на фронте погибли сыновья) Мария Тихоновна (Т.Панкова), и пропивающий свой талант и сам перед собою оправдывающийся Леонтий Саввич (П.Константинов). Со всеми ними встречался участковый, говорил, спорил, убеждал, жалел. И чем дальше развивалось действие, тем больше зрители убеждались, какой перед ними хороший, сердечный человек. Все это умение — передать сердечность, заинтересоваться каждым человеком — составляло достоинство игры Жарова. В свой последний служебный день он обходил квартиры, в этом заключалось главное содержание спектакля. Немолодой человек, с чуть сутулой спиной, в мундире, от долгой носки потерявшем форму, приобретшем будничность, с негромким голосом и внимательным взглядом. Он любил людей, это составляло главную суть его характера. Старая женщина не хочет уезжать из хибарки и тем самым мешает строительству новых домов. Она представляется упрямицей и только участковому признается, что отсюда, из этого домишки, ушли на фронт четыре ее сына и ни один не вернулся. Ковалев низко кланяется этой женщине. А прийдя в квартиру к анонимщику Бызину, спокойно и жестко называет статьи уголовного кодекса, связанные с клеветой.
И все время ощущалсь, что это последний день: «и в молчаливой сосредоточенности, и в переходах по сцене, и в преувеличеннно хвалебных речах, связанных с деревенской жизнью, и в том, как он будет слушать песни о белых журавлях, и в том, как он надвигал фуражку, чтобы никто не заметил его волнения» 9 Рыжова В. Михаил Жаров. — В сб.: Мастера искусства — Герои Социалистического Труда, с. 156).
Но только тогда он ощутил покой, когда решил взять с собою в деревню Веру Кукушкину и ее сына.
А в конце дня Ковалев вступал в схватку с бандитами. Его убивали, и здесь, кажется, режиссер, с его склонностью к эффектам, совершал ошибку. В мягкий, лирический спектакль он вставлял совсем не вписывающуюся в него сцену: Ковалев, уже убитый, продолжал стоять на мосту, освещенном прожекторами, как памятник самому себе. А сцена при этом вращалась. Какая-то в этом заключалась режиссерская бестактность.
И еще одна замечательно сыгранная в этом спектакле роль — комиссара милиции, ее исполнителем был В.Хохряков. Он выступал как своеобразный комментатор жизни Ковалева. «Хохряков наделял роль такой личностной значительностью, таким пафосом обобщений, что образ по существу эпизодический, становился вровень с центральными» (Лейкин Н. День, как жизнь. — «Театр, жизнь», 1972, № 11, с. 18).
Конечно, спектакль можно было упрекнуть в известной сентиментальности, излишней идеализации главного героя, сказать, что его характер приукрашен. Но при всех условиях спектакль утверждал высокие идеалы и благодаря этому воспитывал зрителей, возбуждал у них добрые чувства. А это всегда составляло одну из самых значительных традиций Малого театра.
«Звуковой архив Малого театра»
СЦЕНА ИЗ СПЕКТАКЛЯ «САМЫЙ ПОСЛЕДНИЙ ДЕНЬ» Б.ВАСИЛЬЕВА
Продолжаем публикацию аудиозаписей из комплекта грампластинок, выпущенных к 150-летию Малого театра…
Ю.А.Дмитриев
Из книги «Академический Малый театр. 1941-1995»
«Самый последний день» Б.Васильева
Большой успех имел спектакль «Самый последний день», пошедший в 1974 году, прежде всего благодаря исполнению М.Жаровым роли младшего лейтенанта милиции, участкового инспектора Ковалева.
Основой для пьесы послужила повесть Б.Васильева, впервые опубликованная в журнале «Юность». Инсценировку осуществил сам автор. Ставил спектакль Б.Равенских, оформлял В.Шапорин.
Утром милицейские наряды отправлялись на задание, играл оркестр, и младший лейтенант отдавал честь. «И стоял Семен Митрофанович, приложив руку к козырьку, в этой патетической сцене нет ничего придуманного, что могло быть, окажись на месте Жарова актер иного склада» (Зись А. Михаил Жаров. — «Театр», 1982, № 10, с. 92).
Вот он, немолодой человек, выходил из глубины сцены к рампе; снимал фуражку и платком вытирал лоб. Сегодня у него последний день службы. С завтрашнего дня он пенсионер. Позади трудная жизнь: участие в войне, связанная со многими опасностями милицейская служба. Теперь есть мечта: уехать в деревню и там, на лоне природы, нет — не отдыхать, а заняться сельским хозяйством, привлечь к себе тех, кто нуждается в помощи, чтобы они нашли свое место в жизни.
Но пока надо обходить участок. А на нем и беспутная, экзальтированная, связавшаяся с преступным миром Алка (Т.Торчинская), и желчный склочник-пенсионер Бызин (Е.Весник), и безвольная, растратившая жизнь на кутежи вдова профессора Агнесса Павловна (И.Ликсо), и отчаявшаяся от беспробудного пьянства мужа Вера Кукушкина (О.Чуваева), и живущая в тяжелом горе (у нее на фронте погибли сыновья) Мария Тихоновна (Т.Панкова), и пропивающий свой талант и сам перед собою оправдывающийся Леонтий Саввич (П.Константинов). Со всеми ними встречался участковый, говорил, спорил, убеждал, жалел. И чем дальше развивалось действие, тем больше зрители убеждались, какой перед ними хороший, сердечный человек. Все это умение — передать сердечность, заинтересоваться каждым человеком — составляло достоинство игры Жарова. В свой последний служебный день он обходил квартиры, в этом заключалось главное содержание спектакля. Немолодой человек, с чуть сутулой спиной, в мундире, от долгой носки потерявшем форму, приобретшем будничность, с негромким голосом и внимательным взглядом. Он любил людей, это составляло главную суть его характера. Старая женщина не хочет уезжать из хибарки и тем самым мешает строительству новых домов. Она представляется упрямицей и только участковому признается, что отсюда, из этого домишки, ушли на фронт четыре ее сына и ни один не вернулся. Ковалев низко кланяется этой женщине. А прийдя в квартиру к анонимщику Бызину, спокойно и жестко называет статьи уголовного кодекса, связанные с клеветой.
И все время ощущалсь, что это последний день: «и в молчаливой сосредоточенности, и в переходах по сцене, и в преувеличеннно хвалебных речах, связанных с деревенской жизнью, и в том, как он будет слушать песни о белых журавлях, и в том, как он надвигал фуражку, чтобы никто не заметил его волнения» 9 Рыжова В. Михаил Жаров. — В сб.: Мастера искусства — Герои Социалистического Труда, с. 156).
Но только тогда он ощутил покой, когда решил взять с собою в деревню Веру Кукушкину и ее сына.
А в конце дня Ковалев вступал в схватку с бандитами. Его убивали, и здесь, кажется, режиссер, с его склонностью к эффектам, совершал ошибку. В мягкий, лирический спектакль он вставлял совсем не вписывающуюся в него сцену: Ковалев, уже убитый, продолжал стоять на мосту, освещенном прожекторами, как памятник самому себе. А сцена при этом вращалась. Какая-то в этом заключалась режиссерская бестактность.
И еще одна замечательно сыгранная в этом спектакле роль — комиссара милиции, ее исполнителем был В.Хохряков. Он выступал как своеобразный комментатор жизни Ковалева. «Хохряков наделял роль такой личностной значительностью, таким пафосом обобщений, что образ по существу эпизодический, становился вровень с центральными» (Лейкин Н. День, как жизнь. — «Театр, жизнь», 1972, № 11, с. 18).
Конечно, спектакль можно было упрекнуть в известной сентиментальности, излишней идеализации главного героя, сказать, что его характер приукрашен. Но при всех условиях спектакль утверждал высокие идеалы и благодаря этому воспитывал зрителей, возбуждал у них добрые чувства. А это всегда составляло одну из самых значительных традиций Малого театра.
Самый последний день (спектакль)
М. Ф. Камалетдинов и П. Л. Гродницкий
«Самый последний день» — спектакль Малого театра, поставленный по одноимённой пьесе Бориса Васильева режиссёром Борисом Равенских в 1972 году. В 1973 году спектакль был записан для телевидения.
Содержание
Сюжет
В свой последний рабочий день, уходящий на пенсию участковый уполномоченный, младший лейтенант милиции Семён Митрофанович Ковалёв, как обычно обходит участок и решает накопившиеся проблемы.
Среди обычных дел, разбора кляуз и бесед с пьяницами он находит время для соседской девушки Аллы, попавшей под влияние главаря воровской шайки.
Увидев её в компании молодого человека, похожего по описанию на некоего Валеру, подозреваемого в краже, он пытается задержать его, но гибнет от нанесённого смертельного удара.
В ролях
Создатели спектакля
Создатели телеверсии
См. также
Ссылки
Полезное
Смотреть что такое «Самый последний день (спектакль)» в других словарях:
Суд (музыкальный спектакль) — У этого термина существуют и другие значения, см. Суд (значения). Суд … Википедия
Тот самый Мюнхгаузен — Тот самый Мюнхгаузен … Википедия
Александр II (часть 2, I-VII) — ЧАСТЬ ВТОРАЯ. Император Александр II (1855—1881). I. Война (1855). Высочайший манифест возвестил России о кончине Императора Николая и о воцарении его преемника. В этом первом акте своего царствования молодой Государь принимал пред лицом… … Большая биографическая энциклопедия
Репертуар Московского Малого театра XX века — Основная статья: Репертуар Московского Малого театра Здесь представлен список постановок Московского академического Малого театра России за XX век. Содержание 1 1900 е 2 1910 е 3 1920 е 4 … Википедия
Кашинцев, Игорь Константинович — Игорь Кашинцев Имя при рождении: Игорь Константинович Кашинцев Дата рождения: 17 июня 1932(1932 06 17) (80 лет) Гражданство: Россия … Википедия
Михаил Александрович Ульянов — Михаил Ульянов Кадр из фильма «Освобождение» Имя при рождении: Михаил Александрович Ульянов Дата рождения: 20 ноября 1927 … Википедия
Михаил Ульянов — Кадр из фильма «Освобождение» Имя при рождении: Михаил Александрович Ульянов Дата рождения: 20 ноября 1927 … Википедия
Ульянов, Михаил — Михаил Ульянов Кадр из фильма «Освобождение» Имя при рождении: Михаил Александрович Ульянов Дата рождения: 20 ноября 1927 … Википедия
Ульянов М. — Михаил Ульянов Кадр из фильма «Освобождение» Имя при рождении: Михаил Александрович Ульянов Дата рождения: 20 ноября 1927 … Википедия
Ульянов М. А. — Михаил Ульянов Кадр из фильма «Освобождение» Имя при рождении: Михаил Александрович Ульянов Дата рождения: 20 ноября 1927 … Википедия
Самый последний день (фильм)
«Самый последний день» — советский художественный фильм, драма режиссёра Михаила Ульянова по одноимённому рассказу Бориса Васильева. Первый и последний фильм Михаила Ульянова в качестве режиссёра, после чего он решил более не снимать фильмы из-за неудачного, по его мнению, опыта.
Содержание
Сюжет
Последний рабочий день участкового оперуполномоченного милиции, бывшего фронтовика Семёна Митрофановича Ковалёва (Михаил Ульянов), который уходит на пенсию. Ковалёв обходит свой участок, прощается с друзьями и знакомыми и сдаёт дела новому участковому. Наступает вечер, Ковалёв возвращается на автобусе домой и замечает подозрительного гражданина, внешность которого соответствует ориентировке на опасного преступника. Чутьё не подвело бывшего милиционера, он пытается в одиночку задержать преступника, но умирает от полученных в схватке ранений.
В ролях
Съёмочная группа
Ссылки
Полезное
Смотреть что такое «Самый последний день (фильм)» в других словарях:
Самый последний день (телеспектакль) — Самый последний день … Википедия
Самый последний день (спектакль) — Самый последний день … Википедия
САМЫЙ ДЛИННЫЙ ДЕНЬ — (The Longest Day), США, 20 Century Fox, 1962, 180 мин. Военный фильм. Один из самых амбициозных фильмов о второй мировой войне был посвящен дню высадки союзников в Нормандии. Глава студии «20 Century Fox» Деррил Занук не пожалел денег для того… … Энциклопедия кино
Фильм Матрица — Матрица The Matrix Жанр Киберпанк Режиссёр Братья Вачовски Продюсер Джоэль Сильвер … Википедия
Последний дом слева — У этого термина существуют и другие значения, см. Последний дом слева (фильм, 2009). Последний дом слева Last House On The Left … Википедия
Дорога домой (фильм, 1995) — Дорога домой The Outer Limits: The Voyage Home Жанр фантастика Режиссёр Тибор Такаш Продюсер Брент Карл Клаксон Автор сценария Грант Розенберг В главных ролях … Википедия
Клуб «Завтрак» (фильм) — Фильм РусНаз = Клуб «Завтрак» ОригНаз = The Breakfast Club Изображение: Жанр = Молодёжная драма Режиссёр = Джон Хьюз Актёры = Молли Рингуолд Эмилио Эстевес Энтони Майкл Холл Джадд Нелсон Элли Шиди imdb Время = 100 мин.… … Википедия
Премия «Оскар» за лучший фильм — престижная награда Американской академии киноискусства, присуждаемая ежегодно. Ниже перечислены фильмы, удостоенные этой награды с момента учреждения премии, а также картины номинанты. Содержание 1 Интересные факты 2 Победители и номинанты … Википедия
C канистрой под платьем и со спичками в руках: 81-летняя Максакова потрясла Москву
Многие ассоциируют роман Льва Толстого с оскораносным фильмом 1967 года – одним из самых масштабных в мировой кинематографии. Грандиозные сцены балов и сражений снимались Сергеем Бондарчуком шесть лет.
ПО ТЕМЕ
Что театры нам готовят: главные премьеры сезона лучших сцен столицы
Сюжеты Премьеры недели
Людмила Васильевна Максакова актриса
Режиссер Римас Туминас работал над постановкой «Войны и мира» четыре года. И в итоге получился большой трехактный спектакль, в котором нет ни боев, ни балов в привычном нам смысле. Даже декораций (сценография Адомас Яцовскис – Прим. ред.) практически нет – в огромном пространстве лишь серая, надвигающаяся, словно беда, огромная стена, да несколько лавок. Но этого аскетизма без излишеств вполне хватает, чтобы сделать мощный, элегантный, стильный спектакль, который словно бы открывает смысл, метафоричность и глубину «Войны и мира» заново.
Стена, свет (Александр Матвеев), музыка (Гиедрюс Пускунигис) и актеры – этого оказалось достаточно, чтобы пять часов держать зал в напряжении. И простота спектакля завораживает. Здесь продумано все до сантиметра, до вздоха, до поворота головы, до биения сердца. Кажется, что это ты, а не Андрей Болконский, лежишь убитый, покрытый шинелью. Кажется, что ты, а не Наташа Ростова ждешь, когда же тебя пригласят на первый в жизни танец, а потом кружишь, кружишь, кружишь…
Вначале спектакля она – вся в белом, вся – счастье, вся – восторг. Финал – тот же танец, но уже – в черном от боли, от отчаяния, от потери. Жизнь кончилась с этой войной, с убийством Андрея!
Одна из самых эмоционально сильных сцен спектакля – помощь дворян русской армии. В первом акте они, утомленные, с трудом шли с веселого бала. Теперь же снимают с себя и складывают в ящик шелка, меха, шляпки, украшения, оставаясь в одних лишь белых нательных рубахах. Словно у последней черты. Графиня Наталья Ростова (Ирина Купченко/Евгения Ивашова), правда, попытается из занятого врагом города вывезти хоть что-то – шкаф с книгами, пианино. Мол, на 100 тысяч добра бросаем. Но потом соглашается, что все это наживное и раненым подводы важнее.
Звучит молитва «Ты моя мати, Царица Небесная», на огромной серой стене появляется лик Богородицы – теперь, когда французы уже в Витебске и через четыре перехода будут в Москве, только и остается, что молиться всем миром.
Римас Туминас в спектакле пытается трактовать толстовский «мир» максимально широко – у него это и состояние «не войны», и общество, и окружающая это общество реальность.
А война у Туминаса – это усиливающиеся от сцены к сцене раскаты орудий, прорывающиеся сквозь музыку (сквозь мирное течение жизни, где есть место и сватовству, и шутке!), разбросанные шинели убитых и воткнутой в сцену штык, который потом станет и памятником Андрею Болконскому. Понятный и точный образ. Как и знаменитый пожар в Москве 1812 года – спичка да канистра в руках Марьи Игнатьевны Перонской, фрейлины старого двора, подруги и дальней родственницы графини Ростовой.
В спектакле нет иных главных героев Толстого – например, офицера Долохова, полководца Кутузова, – зато приобретают вес многие второстепенные, как Перонская.
На премьерных показах ее играет Людмила Максакова. Статная аристократка в роскошном платье и в шляпке с высокими перьями в салоне Элен Курагиной, комичная подслеповатая зрительница в театральной ложе, безумная старуха с растрепанными волосами, металлической канистрой под платьем и спичками в руках, поджигающая свои и чужие дома во время прихода французов в Москву, – Максакова гениальна и в трагическом амплуа, и в гротесковом.
И ее партнеры по сцене – Ирина Купченко, Юлия Рутберг, Ольга Тумайкина, Евгений Князев (в одном из составов князя Болконского должен сыграть Виктор Сухоруков, и театралы этого очень ждут), Сергей Маковецкий – являют собой высший актерский пилотаж в профессии. Это и есть настоящий русский серьезный психологический театр. Когда – на разрыв. Когда – до мурашек. Когда – до слез.
И этот грандиозный финал – покрытая черной тканью мебель, которую так и не успели вывезти из Москвы Ростовы, как символ сгоревшего города, обугленной страны.
Лев Толстой, который дважды появится на сцене и безмолвно пройдет перед своими же героями в привычном нам образе старца с бородой и палочкой, наверное, был бы доволен такой трактовкой.
Про это говорили и многочисленные звездные гости первых показов – актеры Юлия Меньшова и Игорь Гордин, вдовец Людмилы Гурченко продюсер Сергей Сенин, сын Владимира Высоцкого Никита. Они уверены, что на сцене театра имени Вахтангова получился спектакль, к которому захочется возвращаться снова и снова. И это тот случай, когда даже 22 тысячи – именно столько стоит билет в партер – отдать за билет не жалко.
Все отзывы о спектакле Последние дни
Постановка РАМТ
Лучшие отзывы о спектакле «Последние дни»
Побывали на премьере спектакля «Последние дни» в театре РАМТ. Я просто влюблена в этот театр и его постановки. Новый спектакль оправдал все мои ожидания. Переплетение трех произведений рассказанных не в исторической хронологии событий. Постоянные движения и изменения на сцене. Вначале сидишь и не понимаешь, что происходит, почему, зачем. А потом все выстраивается и становится ясно каждое движение и каждое слово сказанное ранее. Очень умный юмор. А вечные стулья на цене. может это мне везет и я попадают только на такие спектакли. А может это особенность режиссера. я пока не поняла, но мне очень нравится.
🎁»Медный всадник» Пушкина, как ажурная лента, своей витиеватой красотой соединил «Александра Пушкина» Булгакова и «Убить змееныша» Акунина.
🎁В основу квинтэссенции всего это ералаша легли в прямом смысле «последние дни»: последние дни жизни Евгения, последние дни жизни Пушкина и последние дни жизни «допетровской» России.
🎁Спектакль рассчитан на думающего, читающего зрителя. На протяжении трёх часов я активно копалась в закоулках памяти и извлекала все накопленные знания по истории и литературе.