самолеты участвующие в параде 2021 в день вмф
Морская авиация показала свою мощь в воздушной части Главного военно-морского парада
В Главном военно-морском параде участвовала и авиация. Почти 50 вертолетов и самолетов. Истребители, штурмовики, бомбардировщики. Держать единый строй летчикам не менее сложно, чем морякам.
Боевой вариант корабельного Ка-29. Он с помощью ракет и пулеметной установки может вести огневую поддержку высадки морской пехоты. Сюда прибыл из центра Морской авиации Краснодарского края. От города Ейск было две тысячи километров пути и пять посадок на заправку и отдых. И так каждый год, этот вертолет в небе над Петербургом с самого первого парада.
Внутри, за толстой броней и пуленепробиваемыми стеклами, место командира, штурмана, кресло бортового техника. Прямо с корабля Ка-29 может забрать еще и 16 десантников. Но сегодня с экипажем будут лететь только корреспонденты Первого канала.
И сколько было таких же взлетов за эти недели репетиций. Но этот, конечно, самый волнительный. И пусть белоснежные палубы кораблей они сверху видят каждый год, одинаковых парадов, как и полетов, все равно не бывает.
«Каждый раз, как первый, есть волнение», — признается заместитель командира по летной подготовке 190-го учебного смешанного авиационного полка Ростислав Чулков.
Пока летчики Северного и Черноморского флотов синхронно поднимались над аэродромом в Пушкине, из Вологодской области в Петербург уже летела легенда Морской авиации — усовершенствованный противолодочный Ил-38. А в это время наш винтокрылый строй шел над Финским заливом. Во главе — модернизированные Ми-8.
Идем, визуально ориентируясь на новичка парада. Нашу группу возглавляет новейший ударный вертолет Ка-52К «Катран». А это еще один палубный Ка-29. Дистанция между нами ровно 60 метров. Максимально близко, чтобы снизу парадный строй выглядел плотным и красивым.
Подводные лодки и трибуны Кронштадта с высоты 150 метров. Кажется, все это промелькнуло под нами за какое-то мгновение. И вот впереди — огни Ростральных колонн. Ровно в 11:58 и ни секундой позже первые вертолеты пролетают над Дворцовым мостом.
В корабли под нами внимательно всматривался наш бортовой техник. Где-то там, на базовом тральщике «Павел Хенов», служит его младший брат. Для них это первый парад, а для родителей — двойная гордость. Они летят так высоко, что их лиц, конечно, не увидеть.
Но мы поставили камеры Первого канала, как можно ближе, чтобы вы могли разглядеть тех, кто сидел за штурвалом транспортного Ан-72, увидеть парад с высоты крыла Су-33 или заглянуть в кабину истребителей Су-30СМ и МиГ-29. И когда вы будете в следующий раз восхищенно провожать воздушный строй в небе, знайте, для них это не просто работа. Морская авиация — это всегда призвание.
«Простых прохожих в небе не бывают, поэтому блеск в глазах есть», — отмечает Ростислав Чулков.
«Первый раз увидел самолет и все, загорелся мечтой. Шел к ней, получилось все», — рассказывает командир авиационного отряда Дмитрий Крюков.
В свой день они праздник подарили всем нам. И тем, кто стоял на набережных, высоко подняв голову, и тем, кто сидел у телевизоров. Летчики морской авиации сделали ярким даже пасмурно-серое петербургское небо.
Боевые самолеты прошли на малой высоте над Санкт-Петербургом в рамках подготовки ко Дню ВМФ
В небе над Петербургом можно было увидеть во всей красе нашу морскую авиацию. 48 боевых самолетов и вертолетов — участники Главного военно-морского парада — прошли на малой высоте над центром города. Это их первая тренировка перед торжественным смотром, который состоится 25 июля в День ВМФ. Парад во всех деталях покажет Первый канал. Будут и захватывающие кадры с воздуха.
Группа транспортных вертолетов Ми-8 возглавляет общий парадный строй. Курс на Кронштадт дальше прямо над Невой в центр Петербурга. Скорость 180 километров в час. Сбавлять нельзя. Иначе сломается весь строй. Над Кронштадтом ведущая группа появляется ровно в 11 часов 48 минут и 20 секунд. И такая точность над каждой контрольной точкой. Ориентир на приборы. Математика и карта в помощь.
Вымеряют так, чтобы между тактическими группами на всем парадном курсе было ровно 20 секунд. За Ми-8 следуют так называемые палубники — корабельные противолодочные вертолеты с дозорным Ка-31 во главе.
Самолетную часть воздушного парада открывают транспортные АН с «амфибиями» Бе-12. Позже раздается рокот уже турбовинтовых двигателей Ту-142-М3. Гиганты Тихоокеанского флота с размахом крыльев 50 метров. Для участия в параде им пришлось совершить 12-часовой перелет из Приморья в Вологодскую область.
Вертолеты появились над Санкт-Петрбургом на высоте всего 150 метров. Весь город как на ладони. Шпили Петропавловской крепости, крейсер «Аврора», Сенатская площадь. Для участников парада это лучшие ориентиры. Правда, лететь над городом в жару — а сегодня в Санкт-Петербурге +34 — оказалось намного сложнее, чем над заливом.
Главная контрольная точка — Дворцовый мост. Первая группа проходит ее как надо: ровно в полдень. После этого можно выдохнуть. Разворот. Курс на аэродромы. Разбор полетов и оценки будут позже. Без камер. Если были ошибки — их исправят на следующей репетиции. Она уже завтра, 15 июля.
К предстоящему событию готовится и команда Первого канала. Мы будем показывать Главный военно-морской парад. А его, конечно, лучше всего смотреть с разных точек: десятки камер на земле, воде и в небе обеспечат эффект полного погружения в происходящее. 25 июля, начиная с 10 утра, на Первом канале большой праздничный информационный канал. А начало парада — ровно в 11.
«Князь Владимир» и «Черная жемчужина»: репетиция парада ко Дню ВМФ
Первая совместная тренировка торжественного прохождения участников парада, посвященного Дню ВМФ, состоялась 18 июля.
Первая совместная тренировка торжественного прохождения участников парада, посвященного Дню ВМФ, состоялась 18 июля.
Участие в ней принимали корабли различных классов, морская авиация и пешие подразделения. На фото — подводная лодка «Князь Владимир».
Участие в ней принимали корабли различных классов, морская авиация и пешие подразделения. На фото — подводная лодка «Князь Владимир».
По Неве прошли около 20 боевых кораблей и катеров.
По Неве прошли около 20 боевых кораблей и катеров.
Среди них — новейшие малые ракетные корабли «Зеленый Дол» и «Одинцово», корабль противоминной обороны «Александр Обухов», фрегат «Адмирал флота Касатонов», противодиверсионные, патрульные и десантные катера.
Среди них — новейшие малые ракетные корабли «Зеленый Дол» и «Одинцово», корабль противоминной обороны «Александр Обухов», фрегат «Адмирал флота Касатонов», противодиверсионные, патрульные и десантные катера.
На воде и в небесах: как прошла тренировка авиации и кораблей на Неве ко Дню ВМФ
Над Петербургом сегодня можно было увидеть весь цвет морской авиации российского ВМФ. С оперативных аэродромов Северной столицы, Ленинградской и Тверской областей, а также Карелии, в небо поднялись около 50 самолетов и вертолетов. Экипажи приступили к репетициям Главного военно-морского парада. А под разведенными мостами Невы вновь прошли десятки боевых кораблей и судов обеспечения.
Боевые вертолеты с Андреевским флагом на бортах покидают воздушную гавань Пушкина. Примерно в это же время сверхзвуковой истребитель МиГ-31 выходит на взлетную полосу аэродрома Хатилово в Тверской области. Целая воздушная флотилия из полусотни боевых вертолетов и самолетов морской авиации сразу с четырех военных аэродромов берет курс на Петербург.
Экипаж подполковника Ростислава Чулкова в числе лучших уже четвертый год подряд участвует в Главном военно-морском параде.
«Каждый раз, как первый раз. Готовишься, переживаешь. Слетанность экипажей дает свое – это видно на тренировке», – говорит он.
В небе они все вместе встречаются на тренировке всего лишь во второй раз. На земле на теоретических занятиях занимались часами.
Парадный строй формируется в небе над Финским заливом. С высоты в 150 метров из кабины морского штурмовика Ка-29 можно даже разглядеть военные корабли, которые тренируются на кронштадтском фарватере. Корабли океанской зоны, в том числе и три подводные лодки, на скорости 9 узлов проходят мимо причальной стенки Кронштадта.
Вторую неделю в Финском заливе добиваются парадной синхронности. В одной из точек пересеклись сразу две тренировки: водная и воздушная. Впервые в параде примет участие палубный разведывательно-ударный вертолет Ка-52К «Катран».
А среди самолетов, например, «черная жемчужина» – учебно-тренировочный Ту-134.
Воздушный парадный строй в точно назначенное время пролетел над исторической частью Петербурга. Взгляды тысячи прохожих тут же устремились вверх.
Ранним утром на Неве под разведенными мостами солировали два десятка военных кораблей и катеров. За тренировкой съемочная группа наблюдала с борта новейшего фрегата «Адмирал флота Касатонов».
«Тренировка парадного строя на реке Нева проведена, временные показатели в норме, дистанции между кораблями и катерами выдержаны», – рапортует временно исполняющий обязанности Ленинградской военно-морской базы Алексей Апанович.
Сводная репетиция пройдет уже в воскресенье строго по сценарию Главного военно-морского парада.
Эксперт назвал недостатки военно-морского парада в Санкт-Петербурге
Моряки перед началом Главного военно-морского парада в честь Дня ВМФ в Санкт-Петербурге, 25 июля 2021 года
Алексей Даничев/РИА «Новости»
В Главном военно-морском параде приняли участие четыре тысячи военнослужащих ВМФ, более 50 кораблей, катеров и подводных лодок, а также 48 самолетов и вертолетов морской авиации. Без всякого преувеличения, ритуал получился торжественным, красочным и внушительным.
Вместе с тем любой парад должен служить яркой и убедительной иллюстрацией роста экономического и оборонного могущества Российской Федерации. Соответствует ли этому критерию Главный военно-морской парад образца 2021 года?
Тесный Петербург
Для начала сформулируем еретическую мысль — река Нева и восточная часть Финского залива (иногда иронично называемая Маркизовой Лужей) мало подходит для демонстрации морской мощи государства.
В Неву весьма трудно завести корабль большого водоизмещения и еще труднее показать его на реке в движении. В лучшем случае корабль класса корвет-фрегат будет стоять на рейдовых бочках, а выбираться из реки в большинстве случаев придется с помощью буксиров.
Глубины Маркизовой лужи (3-5 метров) в принципе исключают возможность размещения в этой части Финского залива каких-либо значительных формаций кораблей. Корабли здесь могут передвигаться либо по немногочисленным фарватерам, либо размещаться на якорных стоянках Кронштадтского рейда (а там тоже не так уж и много места).
По этим причинам в прохождении парадного строя кораблей на реке Неве принимали участие в основном катера. Водоизмещение самых больших кораблей, принимавших участие в этой церемонии — большой тральщик «Павел Хенов», ракетный катер «Димитровград» и корабль противоминной обороны «Александр Обухов» — составляло 460 тонн, 550 и 890 тонн соответственно. К этой же размерности можно отнести и ракетный катер «Одинцово» — 870 тонн. Для сравнения — водоизмещение ракетного крейсера УРО «Тикондерога» ВМС США — 9600 тонн. Разумеется, тральщики с крейсером сравнивать нельзя. Подобные цифры приводим просто для понимания масштаба.
А в целом по этим причинам прохождение парадного строя кораблей на реке Неве вылилось в некую разновидность регаты маломерных судов.
Разумеется, российскому военно-морскому флоту требуются корабли разных классов, включая катера сравнительно небольшого водоизмещения, но вряд ли правильно демонстрировать этот москитный флот в морской столице государства в качестве зримого свидетельства военно-морской и экономической мощи страны.
Несколько лучше обстояло дело на Кронштадтском рейде. Особенно внушительное впечатление производили атомные подводные лодки — ракетный подводный крейсер стратегического назначения проекта 955 К-549 «Князь Владимир», подводный ракетоносный крейсер проекта 949А «Антей» К-266 «Орел» и многоцелевая подводная лодка проекта 971у К-157 «Вепрь».
Крупные надводные корабли на Кронштадтском рейде были представлены в основном кораблями советской постройки, среди которых были откровенные дедушки российского флота типа ракетного крейсера проекта 1164 «Маршал Устинов» (в строю с 1986 года) и большого противолодочного корабля проекта 1155 «Вице-адмирал Кулаков» (в строю с 1981 года).
Новых кораблей (БДК «Петр Моргунов» и корвет «Гремящий») на Кронштадтском рейде было относительно немного. Какая-либо система в этой формации кораблей отсутствовала — в одном строю стояли и крейсер, и корвет, и большой десантный корабль, и корабль противоминной обороны.
Поэтому в качестве вывода можно сказать, что река Нева и Кронштадтский рейд для демонстрации морского могущества державы подходят плохо.
Здесь совершенно невозможно продемонстрировать соединения кораблей. К примеру, 10-12 атомных подводных лодок одного проекта и в едином строю. Или дивизию ракетных кораблей. Иными словами, корабли на подобных парадах надо показывать крупными формациями, составленными из судов одного типа. В противном случае впечатление от демонстрации морской мощи государства складывается достаточно противоречивое.
Поэтому Главный военно-морской парад государства надо, скорее всего, переносить в другое место и единственным подходящим вариантом здесь представляется Североморск. Длина Кольского залива достигает 57 км, ширина — до 7 км, глубины у входа — 200-300 метров. Места вполне достаточно. Могут возразить — а как же зрители? Однако в век телевидения и интернета это не представляется проблемой.
Обратимся к историческим примерам. В Великобритании 26 июня 1897 года на Спитхедском рейде (в проливе, отделяющем остров Уайт от Портсмута) в честь «бриллиантового юбилея» королевы Виктории на якорь стала внушительная армада — 165 кораблей (в том числе 21 линкор и 42 крейсера). В последующие годы в честь коронации британских монархов количество кораблей на этом рейде достигало 300 вымпелов. А в Кольском заливе без особого труда может разместиться еще большее количество кораблей и подводных лодок.
Проблемы не только в море
Что касается пролета парадной группы авиации флота над Санкт-Петербургом, то невольно возникает вопрос — а стоило ли включать в состав этой формации откровенно антикварные самолеты типа Бе-12 (первый полет — 1960 год), Ту-134 (первый полет в 1963 году), Ту-154 (первый полет в 1968 году)? Этими машинами из советского прошлого дополнили парадную группу до нужного количества воздушных судов?
Марш хороший, что и говорить, но в этом случае как никогда следовало бы воспользоваться принципом импортозамещения.
То, что Главный военно-морской парад в государстве должен быть, сомнению не подвергается. Но вот его место и сценарий проведения, вполне возможно, надо пересмотреть. Наш флот должен зримо представлять собой могучую и непобедимую силу. Главный военно-морской парад должен явиться еще более внушительной демонстрацией могущества российского государства. Видимо, для этого надо еще немного поработать.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.
Михаил Михайлович Ходаренок — военный обозреватель «Газеты.Ru», полковник в отставке.
Окончил Минское высшее инженерное зенитное ракетное училище (1976),
Военную командную академию ПВО (1986).
Командир зенитного ракетного дивизиона С-75 (1980–1983).
Заместитель командира зенитного ракетного полка (1986–1988).
Старший офицер Главного штаба Войск ПВО (1988–1992).
Офицер главного оперативного управления Генерального штаба (1992–2000).
Выпускник Военной академии Генерального штаба Вооруженных сил России (1998).
Обозреватель «Независимой газеты» (2000–2003), главный редактор газеты «Военно-промышленный курьер» (2010–2015).