самолет судного дня россии обокрали
Ограбление века. Кто украл секретное оборудование с самолёта «Судного дня»?
Кража оборудования с борта одного из самых засекреченных самолётов в России — не рядовое событие с последствиями как для тех, кто это совершил, так и для тех, по чьей вине это произошло. Уникальное оборудование с радостью купят в десятке стран мира, в том числе в США и странах НАТО.
Коллаж © LIFE. Фото © Shutterstock, © militaryrussia.ru
Штучный товар под особой охраной
Такие объекты, как самолёт Ил-80, созданный для управления войсками, в том числе и ядерными силами, всегда находятся под особой охраной. Летают такие машины регулярно, но частой эксплуатацию авиации для третьей мировой назвать нельзя — для поддержания лётной годности они время от времени поднимаются в небо и (редко) принимают участие в учениях сил ядерного сдерживания. Обокрасть этот самолёт в пункте постоянного базирования на подмосковном аэродроме Чкаловский (именно там находятся все четыре борта, построенных для «Судного дня»), невозможно — три кольца охраны, пропускная система, датчики присутствия, камеры и регулярные внеплановые рейды направлены на то, чтобы ни один злоумышленник не проник на территорию объекта.
Дорогие билеты и бардак в воздухе. Новые правила воздушного движения могут ударить по карману пассажиров
Кража, совершённая на территории научно-технического комплекса (ТАНТК) им. Г.М. Бериева в Таганроге, куда самолёт прибыл для проведения планового ремонта, любопытна сразу по нескольким причинам.
Не взлетят в срок. МС-21 и «Суперджеты» могут проиграть схватку «Боингу» и китайцам
«Ожидаем с ужасом». С 3 декабря воздушное движение в России ждут большие изменения
По замыслу военных, машины второго поколения могли бы пробыть в составе 8-й авиационной дивизии особого назначения как минимум до 2035–2040 года. Однако, по словам военного эксперта Игоря Панкратенко, теперь эти самолёты придётся срочно модернизировать ещё раз.
Даже если оборудование не вывезли за пределы страны и даже если воров найдут — придётся проводить модернизацию. Это утечка секретных данных. По уровню ущерба это можно сравнить с угоном Беленко МиГ-25 в Японию. Учитывая важность Ил-80 в структуре управления ядерными силами, последствия могут быть масштабными
» ratio=»1/1″ src=»https://static.life.ru/publications/2020/10/12/1078189726846.8579.jpg» loading=»lazy» />
» ratio=»1/1″ src=»https://static.life.ru/publications/2020/10/12/1078189726846.8579.jpg» loading=»lazy» />
Обстоятельства произошедшего, по данным источников Лайфа в Минобороны России, в данный момент выясняются особой следственной группой, выделенной для поиска пропавшего оборудования. В итоговый список подозреваемых в краже (а также прямых и косвенных соучастников преступления) может попасть около 50 человек: от бригады техников и инженеров, проводивших осмотр машины на стоянке аэродрома, до друзей и родственников сотрудников ТАНТК им. Бериева.
Падшая птица. Почему Россия не может создать ударный беспилотник?
Источники сообщают, что в данный момент может проверяться сразу несколько версий произошедшего.
Однако шпионская версия, по мнению военного обозревателя ТАСС Виктора Литовкина, маловероятна.
Мы пока не знаем, что именно украли на этом самолёте, в каком состоянии всё это было, содержались ли в электронных блоках какие-то коды и частоты. Пока можно говорить о версиях. Утечка технологий имеет место быть, если из самолёта, отправленного на ремонт, не сняли секретную аппаратуру, что мне представляется невероятным
Военный обозреватель ТАСС
» ratio=»1/1″ src=»https://static.life.ru/publications/2020/11/9/274520782033.5743.jpg» loading=»lazy» />
» ratio=»1/1″ src=»https://static.life.ru/publications/2020/11/9/274520782033.5743.jpg» loading=»lazy» />
Миссия невыполнима — «Последствия»
Военные эксперты справедливо заметили, что уникальные электронные блоки, находящиеся на борту Ил-80, могли интересовать «гражданских» лишь в том случае, если речь идёт об обычных охотниках за цветным металлом. Применить решения и технологии передачи кодированного сигнала на борт атомохода с ядерными ракетами на борту в гражданской сфере нельзя. Если воры, способные «обнести» сверхсекретный самолёт на режимном объекте, после задержания расскажут, как смогли провернуть стратегическую кражу, то вопрос с утечкой технологий можно будет считать решённым.
Подобное, кстати, уже происходило. В 1999 году начальник химической службы подлодки К-317 «Пантера» из состава «Звериной дивизии» Северного флота капитан III ранга Анатолий Михайлов украл с борта субмарины кассеты ФК-П, очищающие воздух в отсеках субмарины. Причиной стало их содержимое — палладиевый порошок, так называемая шихта, при помощи которой работает система жизнеобеспечения субмарины. Если бы кражу не заметили вовремя и «Пантера» сходила бы в поход с таким дефектом, у Северного флота было бы одной трагедией больше.
При чём тут разведка
Секреты отечественных сил ядерного сдерживания, по словам бывшего заместителя командующего 101-го полка РВСН СССР в Мукачеве подполковника запаса Анатолия Винника, интересовали западные спецслужбы давно, а воздушный командный пункт Ил-80 — это «вишенка на торте» секретных технологий.
Подполковник запаса, заместитель командующего 101-го полка РВСН СССР
В МВД назвали сумму украденного из «самолета Судного дня»
Следственное управление УМВД России по Таганрогу возбудило уголовное дело по факту хищения имущества из Ил-80, который базировался на местном аэродроме. Речь идет о самолете, который предназначен для управления войсками в случае ядерной войны.
В сообщении ГУ МВД по Ростовской области указывается, что, по предварительной информации, из Ил-80 было украдено оборудование на сумму более 1 млн руб.
По факту случившегося возбуждено уголовное дело по п. «б» ч. 4 ст. 158 УК РФ (кража).
Накануне СМИ сообщили, что из самолета была похищена радиоаппаратура. На территории аэродрома Таганрог Южный Ил-80 должен был пройти техобслуживание и плановую модернизацию, которые проводил Таганрогский авиационный научно-технического комплекс им. Бериева. Телеканал РЕН ТВ утверждал, что при осмотре самолета на грузовом люке были обнаружены следы взлома. В результате из него вынесли 39 радиостанционных блоков и еще пять плат из пяти таких же блоков.
Ил-80 называют «самолетом Судного дня» в связи с тем, что он был создан для эвакуации высшего руководства страны и управления войсками в случае начала полномасштабной ядерной войны. Первый полет этот самолет совершил в 1985 году, а в эксплуатацию был принят в 1992-м.
Обокравшие российский «самолет Судного дня» воры могли узнать гостайну
Неизвестные воры, обокравшие на аэродроме Таганрог-Южный самолет Ил-80, известный как «самолет Судного дня», или «воздушный командный пункт», могли узнать секретную техническую информацию, относящуюся к гостайне. Об этом в понедельник, 7 декабря, полковник в отставке Михаил Ходаренок рассказал «Газете.ру».
Материалы по теме
Человек, вернувший «Ил»
Вечный транспортник
По мнению Ходаренка, в лучшем случае Ил-80 обокрали «банальные металлисты». Ведь при другом сценарии могла произойти утечка важнейшей информации об особенностях передачи с борта спецсамолета указаний особой важности. И тогда, как отмечает полковник в отставке, происшествие на аэродроме Таганрог-Южный выходит далеко за пределы банальной кражи.
О краже стало известно ранее 7 декабря: по предварительным данным, злоумышленники вынесли с самолета более 30 установленных на борту радиостанций.
С заявлением о пропаже в пятницу, 4 декабря, в полицию обратился начальник службы авиационной безопасности «Таганрогского авиационного научно-технического комплекса (ТАНТК) имени Г.М. Бериева». Он рассказал, что утром при осмотре самолета сотрудники обнаружили следы вскрытия грузового люка.
Воздушное судно доставили в Таганрог для плановых работ по модернизации. На момент приемки самолета все бортовые приборы были на месте. После окончания работ основной вход, люк грузового отсека и три запасных выхода опечатали, однако воров это не остановило. На месте преступления были обнаружены отпечатки пальцев преступников и следы обуви.
Эксперт рассказал о возможных последствиях кражи оборудования с Ил-80 ВзПУ
Еще в пятницу, 4 декабря, начальник службы авиационной безопасности АО «Таганрогский авиационный научно-технический комплекс (ТАНТК) им. Г.М. Бериева», куда для плановых работ прилетел «самолет судного дня» Ил-80 ВзПУ, обратился в полицию, сообщив, что при осмотре рано утром воздушного судна были обнаружены следы вскрытия грузового люка.
Позже специалисты подсчитали ущерб от визита воров. По сообщениям РЕН ТВ,
из воздушного пункта управления были украдены 39 блоков различного связного оборудования и еще пять плат из пяти таких же демонтированных блоков.
Что именно было украдено, не называется, однако есть основания полагать, что могло быть похищено связное оборудование — радиопередающие и радиоприемные устройства, аппаратура засекречивания речевой информации, шифровальные устройства.
«Инженер по эксплуатации воздушного судна рассказал, что на ТАНТК производилась замена смазки на штоках амортизаторных стоек шасси. По его словам, все бортовые приборы на момент приемки самолета были на месте. После окончания работ основной вход, люк грузового отсека, три запасных выхода были опечатаны. Последний раз при осмотре 26 ноября все печати были целы», — рассказал РЕН ТВ источник, знакомый с ситуацией.
На поверхности грузового люка, в одном из отсеков самолета и на брошенной внутри крышке распределительного устройства сотрудники полиции сняли отпечатки пальцев предполагаемых преступников. Кроме того, в отсеках найдены отпечатки следов обуви воров.
Пока что подробностей инцидента поступало мало, потому можно лишь разрабатывать гипотезы и строить предположения, почему это происшествие стало возможным.
Много вопросов возникает к тому, как была организована охрана столь важного объекта — воздушного пункта управления Вооруженными силами России. И была ли она организована в принципе, если воры с такой легкостью проникли внутрь «самолета судного дня».
При этом, как пишут «Открытые медиа», ТАНТК в 2020 году на охрану аэропорта «Таганрог-Южный» потратил 24 млн руб.
Есть некоторые основания предполагать, что в краже аппаратуры с Ил-80 на аэродроме «Таганрог-Южный» могли участвовать и сотрудники предприятия — или была соответствующая «наводка» специалистов, или в преступлении непосредственно участвовали работники завода), поскольку без их помощи и консультаций это вряд ли стало бы возможным. Человеку со стороны трудно и проникнуть в самолет, и практически невозможно знать — что конкретно надо похитить, и что в самолете представляет собой наибольшую ценность.
Скорее всего, в таганрогской краже приняли участие так называемые «металлисты». То есть хищение блоков, панелей и плат с воздушного пункта управления было осуществлено с целью их последующего демонтажа и выплавки драгоценных металлов, которые в большом количестве задействуются при изготовлении подобной аппаратуры. Иными словами, схема в этом случае выглядит примерно так: «украсть — разобрать — выплавить — продать — получить деньги».
По прямому предназначению использовать похищенную радиоаппаратуру с борта Ил-80 в гражданской сфере невозможно.
Разве что в качестве каких-либо запасных частей, да и то вряд ли — на борту ВзПу применяются весьма специфические комплектующие.
Однако наибольшей проблемой здесь может стать другое: создан прецедент утечки секретных и совершенно секретных сведений.
Как ранее писала «Газета.Ru», самолетами «судного дня» или «конца света» по аналогии с американской концепцией doomsday planes, называют транспортные средства, предназначенные для президента, министра обороны и других членов высшего военного руководства на случай начала ядерной войны (такими целями их наделяют, собственно, в США), если наземные структуры управления будут разрушены или повреждены.
С борта воздушного пункта управления в кризисных ситуациях президент России — Верховный главнокомандующий — отдает важнейшие указания по руководству страной и Вооруженными силами. И у преступников, совершивших кражу на аэродроме «Таганрог-Южный», гипотетически может появиться возможность узнать, как это происходит технически. И хорошо, если эти воры — банальные «металлисты», в ином случае могут появиться утечки важнейшей информации об особенностях передачи с борта ВзПУ указаний особой важности.
Поэтому происшествие на аэродроме «Таганрог-Южный» выходит далеко за пределы банальной кражи.
Ил-80 (Ил-86ВзПУ) — воздушный командный пункт управления (ВзПУ), разработанный в конце 1980-х годов в КБ Ильюшина (сегодня это ПАО «Авиационный комплекс имени С.В. Ильюшина») на базе пассажирского самолета Ил-86.
В свою очередь, Ил-86 — советский четырехдвигательный самолет для авиалиний средней протяженности. Это первый и самый массовый советский пассажирский широкофюзеляжный самолет. Он серийно производился в 1980-1997 годах на Воронежском авиационном заводе. Всего было изготовлено 106 самолетов (102 Ил-86 для «Аэрофлота» и четыре Ил-80 ВзПУ для Минобороны СССР). От обычных Ил-86 внешне ВзПУ отличает отсутствие иллюминаторов, наличие системы дозаправки в воздухе и дополнительный аппаратный отсек («горб») в носовой части фюзеляжа.
По данным открытых источников, самолет Ил-80 предназначен для эвакуации высшего военного руководства страны в угрожаемый период и одновременного управления Вооруженными силами страны в условиях конфликта любой степени интенсивности, включая полномасштабную ядерную войну.
ВзПУ Ил-80 оборудован средствами связи, системами жизнеобеспечения и источниками электропитания. В состав экипажа входят операторы систем и офицеры боевого управления. Детальная информация по этому самолету представляет собой государственную тайну.
Всего было изготовлено четыре самолета Ил-80 (регистрационные номера воздушных судов СССР-86146, СССР-86147, СССР-86148, СССР-86149). Все они находятся в составе 8-й авиационной дивизии особого назначения (пункт постоянной дислокации — аэродром Чкаловский).
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.
Михаил Михайлович Ходаренок — военный обозреватель «Газеты.Ru», полковник в отставке.
Окончил Минское высшее инженерное зенитное ракетное училище (1976),
Военную командную академию ПВО (1986).
Командир зенитного ракетного дивизиона С-75 (1980–1983).
Заместитель командира зенитного ракетного полка (1986–1988).
Старший офицер Главного штаба Войск ПВО (1988–1992).
Офицер главного оперативного управления Генерального штаба (1992–2000).
Выпускник Военной академии Генерального штаба Вооруженных сил России (1998).
Обозреватель «Независимой газеты» (2000–2003), главный редактор газеты «Военно-промышленный курьер» (2010–2015).
Названы подозреваемые в ограблении «самолета Судного дня»
В транспортной полиции Ростовской области считают, что совершить кражу 39 радиоблоков из «самолета Судного дня» Ил-80 могли сотрудники Таганрогского авиационного научно-технического комплекса имени (ТАНТК) и Г.М. Бериева. Об этом сообщает телеканал РЕН ТВ со ссылкой на собеседника, который знаком с ситуацией, во вторник, 8 декабря.
По одной из версий, украденные детали содержали в своем составе драгоценные металлы. Ради них и было совершено ограбление.
По словам источника телеканала, в одиночку совершить такое преступление невозможно. Для исполнения кражи устройств потребовалось бы минимум несколько человек. Собеседник РЕН ТВ считает, что они могли использовать автомобиль, чтобы вывезти устройства.
Проникнуть на территорию аэродрома Таганрог-Южный, относящегося к ТАНТК, и покинуть ее, не вызывая подозрений, мог один из работников предприятия — человек, у которого хотя бы есть пропуск на стоянку самолета.
«Объем похищенных деталей и аппаратуры достаточно большой. Они должны были каким-нибудь образом еще вывезти их с территории аэродрома», — добавил собеседник телеканала.
Ранее во вторник один из сотрудников ТАНТК заявил РЕН ТВ, что за несколько дней до кражи на территории аэродрома, где находился Ил-80, один из авиатехников видел подозрительного незнакомого мужчину. Он вызвал охранника. В беседе неизвестный пояснил, что он работает радистом и пришел к самолетам с разрешения начальника.
По словам сотрудника ТАНТК, сейчас выясняется, кем на самом деле был мужчина.
Ил-80 доставили в Таганрог для очередной плановой модернизации и продления ресурса. В настоящее время проводятся следственные действия, устанавливается точное количество похищенного с лайнера оборудования.
Накануне стало известно, что с борта пропали 39 радиостанционных блоков и еще пять плат из пяти таких же демонтированных блоков. Инженер по эксплуатации воздушных судов утверждал, что при приемке воздушного судна все бортовые приборы были на месте.
Определение «самолет Судного дня» появилось в США. Эти борты должны эвакуировать высшее военное руководство страны в случае угрозы, например, ядерной войны и стать командным центром Вооруженных сил в небе. Функции таких пунктов в этой стране осуществляет E-4B на базе Boeing 747.
«Воздушным командным пунктом» в СССР стал Ил-80, разработанный в конце 1980-х годов в КБ Ильюшина.