самая глубоководная подводная лодка в мире на сегодняшний день

Военная тайна Чем на самом деле занимался АС-31 «Лошарик», на котором погибли 14 моряков-подводников

самая глубоководная подводная лодка в мире на сегодняшний день. Смотреть фото самая глубоководная подводная лодка в мире на сегодняшний день. Смотреть картинку самая глубоководная подводная лодка в мире на сегодняшний день. Картинка про самая глубоководная подводная лодка в мире на сегодняшний день. Фото самая глубоководная подводная лодка в мире на сегодняшний день

Согласно официальному сообщению Минобороны, потерпевшая в июле в Баренцевом море аварию атомная глубоководная станция проекта 10831 АС-31 «Лошарик» занималась проведением батиметрических измерений. Впоследствии военные и чиновники, сославшись на секретность, отказались раскрывать подробности инцидента и конкретное содержание задач, решаемых научно-исследовательским глубоководным аппаратом. Тем не менее возможно предположить, чем мог бы заниматься АС-31 «Лошарик» в российских территориальных водах и чем станция в действительности занималась. «Лента.ру» рассказывает, какие задачи мог выполнять аппарат.

Подгоревший шарик

Хотя официально конструкция научно-исследовательского глубоководного аппарата по понятным причинам не раскрывается, из неофициальных источников известно, что АС-31 «Лошарик» предназначен для проведения операций на морском грунте на глубине до шести километров, включающих, в частности, освещение окружающих ландшафтов, манипуляцию с различными внешними изделиями, например установку разнообразных датчиков и резку подводных кабелей, и наконец, общую разведку. Для выполнения таких задач глубоководный аппарат предположительно оснащен манипуляторным комплексом, грузоподъемной системой, гидроакустической станцией, оптической системой и малыми (необитаемыми) дронами.

Материалы по теме

самая глубоководная подводная лодка в мире на сегодняшний день. Смотреть фото самая глубоководная подводная лодка в мире на сегодняшний день. Смотреть картинку самая глубоководная подводная лодка в мире на сегодняшний день. Картинка про самая глубоководная подводная лодка в мире на сегодняшний день. Фото самая глубоководная подводная лодка в мире на сегодняшний день

Тайна «Лошарика»

Конструктивно корпус АС-31 «Лошарик» скрывает семь титановых относительно независимых друг от друга сферических отсеков, связанных между собой переходами. В хвостовых отсеках, предположительно, находится атомная энергетическая установка. Общая длина субмарины — 69 метров, ширина — 7 метров, скорость подводного хода — 30 узлов. Автономность плавания — по разным данным, вероятно, в зависимости от решаемых задач — несколько суток или месяцев. Общее пространство внутри семи сфер, которое может занимать экипаж из 25 человек и оборудование, как нетрудно подсчитать, будет составлять порядка одной тысячи кубических метров. Для дальних или продолжительных миссий АС-31 «Лошарик» требуется носитель, однако глубоководный аппарат, будучи небольшой подлодкой, может обходиться и без средства выведения.

самая глубоководная подводная лодка в мире на сегодняшний день. Смотреть фото самая глубоководная подводная лодка в мире на сегодняшний день. Смотреть картинку самая глубоководная подводная лодка в мире на сегодняшний день. Картинка про самая глубоководная подводная лодка в мире на сегодняшний день. Фото самая глубоководная подводная лодка в мире на сегодняшний день

Так чем же мог заниматься и занимался в действительности АС-31 «Лошарик» в российских территориальных водах у берегов Кольского полуострова?

Китайское дно

Прежде всего, стоит вспомнить, что в сентябре 2012 года АС-31 «Лошарик», выводимый атомной подводной лодкой специального назначения БС-136 «Оренбург» проекта 09786 (667БДР «Кальмар»), в рамках экспедиции «Севморгео» в район северного полюса, извлек с глубины более двух километров керны, которые впоследствии использовались Москвой в качестве доказательства принадлежности хребтов Ломоносова и Менделеева к российской части континентального шельфа.

Политическую и экономическую важность таких работ нельзя недооценивать, поскольку общая площадь подводных территорий, рассматриваемых Россией как продолжение собственного континентального шельфа (естественной части материка), оценивается в 1,2 миллиона квадратных километров. В Минприроды уверены, что запасы углеводородов под расширенным материковым шельфом составляют пять миллиардов тонн условного топлива, иначе — 12 процентов мировых запасов нефти.

Материалы по теме

самая глубоководная подводная лодка в мире на сегодняшний день. Смотреть фото самая глубоководная подводная лодка в мире на сегодняшний день. Смотреть картинку самая глубоководная подводная лодка в мире на сегодняшний день. Картинка про самая глубоководная подводная лодка в мире на сегодняшний день. Фото самая глубоководная подводная лодка в мире на сегодняшний день

До полюса

Поскольку последние работы АС-31 «Лошарик» в Баренцевом море велись в непосредственной близости от Кольского полуострова на глубине не более 300 метров, сомнительно, что какие-либо материалы, добытые с такого участка, могут представлять ценность для обоснования территориальных претензий России. Однако тут интересно другое.

В июне лоцманской службой мурманского филиала «Росморпорта» была выполнена навигационная операция по выгрузке плавучей буровой установки Nan Hai 8, расположенной на специализированном судне-доке Red Zed I. Ожидается, что китайская техника будет использоваться для освоения Русановского газового месторождения в Карском море, где обнаружено более 390 миллиардов кубометров газа. Учитывая интерес Китая к Арктике, ведущиеся в Поднебесной работы по созданию собственных глубоководных аппаратов и острую потребность России в технологической модернизации и финансовых ресурсах, нельзя исключать некоторое весьма специфическое сотрудничество между Москвой и Пекином, предполагающее обмен имеющимися у сторон возможностями и ресурсами. И все же такой сценарий выглядит надуманным.

Русская звезда

Другой вариант, который тоже имеет право на существование, связан с беспилотным ядерным подводным аппаратом «Посейдон». Дело в том, что третьим носителем АС-31 «Лошарик», кроме БС-136 «Оренбург» и БС-64 «Подмосковье», может выступать атомная подводная лодка К-329 «Белгород» проекта 09852, которая должна первой получить шесть «Посейдонов». Спуск К-329 «Белгород» на воду на «Севмаше» состоялся в этом году. Известно, что субмарина способна опускаться на глубину более 500 метров и развивать скорость выше 30 узлов, а ее совместные испытания с «Посейдоном» должны состояться этим летом.

Материалы по теме

самая глубоководная подводная лодка в мире на сегодняшний день. Смотреть фото самая глубоководная подводная лодка в мире на сегодняшний день. Смотреть картинку самая глубоководная подводная лодка в мире на сегодняшний день. Картинка про самая глубоководная подводная лодка в мире на сегодняшний день. Фото самая глубоководная подводная лодка в мире на сегодняшний день

Как быстро российские ракеты долетят до США

Тем не менее явно не прослеживается, как конкретно инцидент с АС-31 «Лошарик» может быть связан с К-329 «Белгород». По имеющимся сведениям, последним носителем глубоководного аппарата был БС-136 «Оренбург» или БС-64 «Подмосковье», однако почему-то заметка «Красной звезды», официального издания Минобороны России, посвященная случившемуся, изначально сопровождалась ранее неизвестной схемой, напоминающей подлодку К-329 «Белгород» с прикрепленной снизу одной небольшой субмариной (впоследствии схема исчезла с сайта «Красной звезды»). Не исключено, что речь может идти о преднамеренной утечке, как было в ноябре 2015 года со стратегическим подводным беспилотником «Статус-6» (укрупненная версия «Посейдона»), небрежной работе дежурного администратора издания либо топорных попытках российского военного ведомства принять участие в информационной войне.

Не тот шарик

Вполне возможно, что АС-31 «Лошарик» действительно, как сообщило Минобороны, занимался проведением батиметрических измерений. Однако в таком случае непонятно, зачем это делать в непосредственной близости от Кольского полуострова в нескольких десятках километров от границы с Норвегией. Интерьеры донных ландшафтов на таких территориях должны быть известны Минобороны достаточно хорошо, в противном случае ни о какой автономности «Посейдона», тем более в неисследованных глубинах океана, не может быть и речи. Да и само использование АС-31 «Лошарик» для гидрографических работ на глубинах до 300 метров представляется избыточным и неэффективным.

самая глубоководная подводная лодка в мире на сегодняшний день. Смотреть фото самая глубоководная подводная лодка в мире на сегодняшний день. Смотреть картинку самая глубоководная подводная лодка в мире на сегодняшний день. Картинка про самая глубоководная подводная лодка в мире на сегодняшний день. Фото самая глубоководная подводная лодка в мире на сегодняшний день

Таким образом, использование АС-31 «Лошарик» в гидрографических целях у побережья Кольского полуострова, вероятно, если и имеет смысл, то лишь в формате учений, испытаний оборудования или отработки технологий.

Наразворачивали

Четвертый вариант последнего применения АС-31 «Лошарик» — отработка методов транспортировки и применения изделий, предназначенных для размещения на морском дне. Такие устройства в зависимости от предназначения могут быть использованы, например, для отвлечения иностранных подводных лодок и американской гидроакустической противолодочной системы SOSUS (SOund SUrveillance System, Звуковая система наблюдения), расположенной на условной линии, соединяющей Гренландию и Британские острова, в то время пока российские субмарины покидают Кольский полуостров и уходят в Северную Атлантику, прослушивания акустических сигналов, производимых зарубежными подлодками, либо нарушения целостности и прослушка подводных гражданских и зарубежных военных кабелей связи или подрыв той же SOSUS.

Именно такой сценарий использования АС-31 «Лошарик» на Западе считают наиболее вероятным, заявляя, что авария на атомной глубоководной станции произошла во время летнего периода эксплуатации лодок Главного управления глубоководных исследований (ГУГИ) Минобороны России — предшествующих развертыванию в Северной Атлантике работ. Использовать АС-31 «Лошарик» для таких работ можно, но, хотя бы из соображений безопасности, не нужно.

Материалы по теме

самая глубоководная подводная лодка в мире на сегодняшний день. Смотреть фото самая глубоководная подводная лодка в мире на сегодняшний день. Смотреть картинку самая глубоководная подводная лодка в мире на сегодняшний день. Картинка про самая глубоководная подводная лодка в мире на сегодняшний день. Фото самая глубоководная подводная лодка в мире на сегодняшний день

Подводная охота

Причина — в распоряжении ГУГИ есть хорошо себя зарекомендовавшее океанографическое исследовательское судно «Янтарь», выступающее носителем обитаемых неатомных автономных глубоководных аппаратов «Русь» и «Консул» (оба — с глубиной погружения около шести километров), а также допускающее, вероятно, размещение аппаратов «Мир». Именно «Янтарь» принимал участие в марте 2017 года в операции по извлечению бортового оборудования переносимых авианосцем «Адмирал Кузнецов» самолетов МиГ-29КР и Су-33, утерянных Россией в ноябре и декабре 2016 года в Средиземном море, соответственно. Важно, что еще раньше, в октябре 2016 года, данный корабль был замечен вблизи сирийского побережья как раз там, где располагаются подводные линии связи.

Проходной двор

И наконец, пятый и наиболее приемлемый сценарий последнего использования АС-31 «Лошарик» предполагает отработку размещения элементов российской позиционной системы подводного наблюдения «Гармония», аналог SOSUS, которую образуют специальные подводные роботизированные комплексы, выходящие из подводной лодки и разворачивающие на морском дне автономные донные станции (АДС).

Источник

Самая глубоководная атомная подводная лодка (Проект 685) «Плавник»

самая глубоководная подводная лодка в мире на сегодняшний день. Смотреть фото самая глубоководная подводная лодка в мире на сегодняшний день. Смотреть картинку самая глубоководная подводная лодка в мире на сегодняшний день. Картинка про самая глубоководная подводная лодка в мире на сегодняшний день. Фото самая глубоководная подводная лодка в мире на сегодняшний день

Проект 685 «Плавник» — опытная глубоководная торпедная атомная подводная лодка.

самая глубоководная подводная лодка в мире на сегодняшний день. Смотреть фото самая глубоководная подводная лодка в мире на сегодняшний день. Смотреть картинку самая глубоководная подводная лодка в мире на сегодняшний день. Картинка про самая глубоководная подводная лодка в мире на сегодняшний день. Фото самая глубоководная подводная лодка в мире на сегодняшний день

Проект 685. Атомный подводный крейсер 1-го ранга.

Шифр работ: «Плавник».
Построено: 1 ед.
Тактический номер: К-278, с 10.1988. (по др. данным с 31 января 1989 г.) «Комсомолец».
Обозначение НАТО: Mike.
Разработчик: ЦКБ-18, с 1966 г. «Ленинградское проектно-монтажное Бюро „Рубин“» (ЛПМБ «Рубин»), г. Ленинград.
Главный конструктор: Н.А.Климов, с 1977 г. Ю.Н.Кормилицын.
Зам. главного конструктора: Д.А.Романов
Изготовитель: ПО «Северное машиностроительное предприятие» (ПО «СМП»), г. Северодвинск.
Ответственный сдатчик ПО «СМП»: В.М.Чувакин.
Заводской номер: 510.
Дата закладки: 22.04.1978.
Дата спуска на воду: 09.05.1983.
Дата вступления в строй: 20.10.1983. (по данным разработчика приёмный акт от 28.12.1983.)
Дата гибели: 07.04.1989.

самая глубоководная подводная лодка в мире на сегодняшний день. Смотреть фото самая глубоководная подводная лодка в мире на сегодняшний день. Смотреть картинку самая глубоководная подводная лодка в мире на сегодняшний день. Картинка про самая глубоководная подводная лодка в мире на сегодняшний день. Фото самая глубоководная подводная лодка в мире на сегодняшний день

самая глубоководная подводная лодка в мире на сегодняшний день. Смотреть фото самая глубоководная подводная лодка в мире на сегодняшний день. Смотреть картинку самая глубоководная подводная лодка в мире на сегодняшний день. Картинка про самая глубоководная подводная лодка в мире на сегодняшний день. Фото самая глубоководная подводная лодка в мире на сегодняшний день

Характеристика АПЛ проекта 685:
Длина наибольшая 118,4 м
Ширина наибольшая 11,1 м
Осадка по КВЛ 7,4 м
Водоизмещение:
— нормальное 5680 м3
— полное 8500 м3
Запас плавучести 36%
Рабочая глубина погружения 1000 м
Предельная глубина погружения 1250 м
Полная скорость подводного хода 30,6 уз.
Надводная скорость 14,0 уз.
Экипаж 57 чел.

самая глубоководная подводная лодка в мире на сегодняшний день. Смотреть фото самая глубоководная подводная лодка в мире на сегодняшний день. Смотреть картинку самая глубоководная подводная лодка в мире на сегодняшний день. Картинка про самая глубоководная подводная лодка в мире на сегодняшний день. Фото самая глубоководная подводная лодка в мире на сегодняшний день

В августе 1966 г. командованием ВМФ было выдано тактико-техническое задание на разработку опытной глубоководной подводной лодки (проект 658) с предельной глубиной погружения, в 2,5 раза превышающей соответствующий показатель других атомных торпедных подводных лодок. Работы, получившие шифр «Плавник», велись в ЦКБ-18 под руководством главного конструктора Н.А. Климова (в 1977 году его сменил Ю.Н. Кормилицын).

Процесс проектирования глубоководной лодки занял более восьми лет. Технический проект глубоководного атомохода был утвержден в декабре 1974 г. (по данным ЦКБ МТ «Рубин» технический проект был разработан в 1973 г.).

самая глубоководная подводная лодка в мире на сегодняшний день. Смотреть фото самая глубоководная подводная лодка в мире на сегодняшний день. Смотреть картинку самая глубоководная подводная лодка в мире на сегодняшний день. Картинка про самая глубоководная подводная лодка в мире на сегодняшний день. Фото самая глубоководная подводная лодка в мире на сегодняшний день

В качестве основного конструкционного материала на проекте 685 было решено использовать титановые сплавы.

Для определения работоспособности титанового сплава в условиях высоких напряжений корпусных конструкций на больших глубинах погружения было решено провести широкий комплекс исследований и экспериментов. На масштабных, полунатурных и натурных отсеках подводной лодки отрабатывались методы конструирования, технология изготовления различных конструктивных узлов корпуса, осуществлялась экспериментальная проверка статической, циклической и динамической прочности конструкции.

В рамках программы создания АПЛ проекта 685 в Северодвинске были построены три специальные док-камеры, одна из которых имела диаметр 5 м и длину 20 м, другая, соответственно, 12 и 27 и третья — 15 м и 55 м. В первой из камер создавалось давление 400 кгс/см2 при разовой нагрузке и 200 кгс/см2 — при циклическом нагружении. Вторая док-камера имела рабочее давление 200 кгс/см2 и третья — 160 кгс/см2.

Опыт, полученный в ходе реализации 685 проекта, предполагалось широко использовать при проектировании и постройке атомных подводных лодок нового поколения.

АПЛ 685-го проекта, получившая номер К-278, была официально заложена в Северодвинске 22 апреля 1978 г. Постройка корабля осуществлялась блоками, каждый из которых был испытан давлением в самой большой из экспериментальных док-камер.

Спуск К-278 на воду состоялся 9 мая 1983 г., а 20 октября 1983 г. атомная подводная лодка вступила в строй Краснознаменного Северного флота.

Корабль имел двухкорпусную архитектуру. Его тщательно отработанные внешние обводы в сочетании с применением одновальной энергетической установки обеспечивали относительно низкое гидродинамическое сопротивление и высокие скоростные качества, превосходящие возможности американских аналогов.

Прочному корпусу была придана относительно простая конфигурация. В средней части он представлял собой цилиндр диаметром 8 м, а в оконечностях — усеченные конусы, заканчивающиеся сферическими переборками (угол сопряжения цилиндра и конусов не превышал 5°). В качестве основного конструкционного материала был принят титановый сплав 48-Т с пределом текучести 72—75 кгс/мм2. Цистерны главного балласта размещались внутри прочного корпуса. Для сведения к минимуму числа отверстий в прочном корпусе было решено отказаться от прочной рубки и торпедопогрузочного люка.

Для экстренного (в течение 20-30 с) создания положительной плавучести на больших глубинах при поступлении внутрь лодки забортной воды была установлена система продувания балласта одной из цистерн средней группы при помощи пороховых газогенераторов.

В результате рационального использования новых материалов и реализации ряда оригинальных конструкционных решений вес корпуса АПЛ пр. 685 составил 39% от нормального водоизмещения корабля, что не превышало соответствующий показатель других атомных подводных лодок, имеющих значительно меньшую глубину погружения.

Наружный корпус, сваренный из титанового сплава, состоял из 10 безкингстонных систем главного балласта, носовой и кормовой оконечностей, проницаемых частей и ограждения выдвижных устройств.

Применение титана позволило значительно уменьшить массу корпуса.

Ниши торпедных аппаратов, вырезы под носовые горизонтальные рули, шпигаты были оснащены щитовыми закрытиями.

самая глубоководная подводная лодка в мире на сегодняшний день. Смотреть фото самая глубоководная подводная лодка в мире на сегодняшний день. Смотреть картинку самая глубоководная подводная лодка в мире на сегодняшний день. Картинка про самая глубоководная подводная лодка в мире на сегодняшний день. Фото самая глубоководная подводная лодка в мире на сегодняшний день

самая глубоководная подводная лодка в мире на сегодняшний день. Смотреть фото самая глубоководная подводная лодка в мире на сегодняшний день. Смотреть картинку самая глубоководная подводная лодка в мире на сегодняшний день. Картинка про самая глубоководная подводная лодка в мире на сегодняшний день. Фото самая глубоководная подводная лодка в мире на сегодняшний день

Источник: В.Е.Ильин, А.И.Колесников «Подводные лодки России: Иллюстрированный справочник», Астрель, АСТ, Москва, 2006 г.

самая глубоководная подводная лодка в мире на сегодняшний день. Смотреть фото самая глубоководная подводная лодка в мире на сегодняшний день. Смотреть картинку самая глубоководная подводная лодка в мире на сегодняшний день. Картинка про самая глубоководная подводная лодка в мире на сегодняшний день. Фото самая глубоководная подводная лодка в мире на сегодняшний день

самая глубоководная подводная лодка в мире на сегодняшний день. Смотреть фото самая глубоководная подводная лодка в мире на сегодняшний день. Смотреть картинку самая глубоководная подводная лодка в мире на сегодняшний день. Картинка про самая глубоководная подводная лодка в мире на сегодняшний день. Фото самая глубоководная подводная лодка в мире на сегодняшний день

самая глубоководная подводная лодка в мире на сегодняшний день. Смотреть фото самая глубоководная подводная лодка в мире на сегодняшний день. Смотреть картинку самая глубоководная подводная лодка в мире на сегодняшний день. Картинка про самая глубоководная подводная лодка в мире на сегодняшний день. Фото самая глубоководная подводная лодка в мире на сегодняшний день

самая глубоководная подводная лодка в мире на сегодняшний день. Смотреть фото самая глубоководная подводная лодка в мире на сегодняшний день. Смотреть картинку самая глубоководная подводная лодка в мире на сегодняшний день. Картинка про самая глубоководная подводная лодка в мире на сегодняшний день. Фото самая глубоководная подводная лодка в мире на сегодняшний день

самая глубоководная подводная лодка в мире на сегодняшний день. Смотреть фото самая глубоководная подводная лодка в мире на сегодняшний день. Смотреть картинку самая глубоководная подводная лодка в мире на сегодняшний день. Картинка про самая глубоководная подводная лодка в мире на сегодняшний день. Фото самая глубоководная подводная лодка в мире на сегодняшний день

самая глубоководная подводная лодка в мире на сегодняшний день. Смотреть фото самая глубоководная подводная лодка в мире на сегодняшний день. Смотреть картинку самая глубоководная подводная лодка в мире на сегодняшний день. Картинка про самая глубоководная подводная лодка в мире на сегодняшний день. Фото самая глубоководная подводная лодка в мире на сегодняшний день

самая глубоководная подводная лодка в мире на сегодняшний день. Смотреть фото самая глубоководная подводная лодка в мире на сегодняшний день. Смотреть картинку самая глубоководная подводная лодка в мире на сегодняшний день. Картинка про самая глубоководная подводная лодка в мире на сегодняшний день. Фото самая глубоководная подводная лодка в мире на сегодняшний день

самая глубоководная подводная лодка в мире на сегодняшний день. Смотреть фото самая глубоководная подводная лодка в мире на сегодняшний день. Смотреть картинку самая глубоководная подводная лодка в мире на сегодняшний день. Картинка про самая глубоководная подводная лодка в мире на сегодняшний день. Фото самая глубоководная подводная лодка в мире на сегодняшний день

Командиры.
1. Зеленский Ю.А. (март? 1976 — 31.12.1989.).
2. Ванин Е.А. (июнь? 1984 — 07.04.1989.) командир 604-го экипажа (2-го экипажа), в/ч 09640.

Источник

Тайна «Лошарика» Что известно о секретной атомной подлодке, на которой погибли 14 моряков

самая глубоководная подводная лодка в мире на сегодняшний день. Смотреть фото самая глубоководная подводная лодка в мире на сегодняшний день. Смотреть картинку самая глубоководная подводная лодка в мире на сегодняшний день. Картинка про самая глубоководная подводная лодка в мире на сегодняшний день. Фото самая глубоководная подводная лодка в мире на сегодняшний день

1 июля в процессе проведения батиметрических измерений на одном из научно-исследовательских глубоководных аппаратов Минобороны России произошел пожар. Из-за отравления продуктами горения погибли 14 моряков. Согласно сообщению военного ведомства, инцидент произошел в российских территориальных водах. Глубоководный аппарат, где вспыхнул пожар, в настоящее время находится на военно-морской базе в Североморске (Мурманская область). Расследованием занимается главнокомандующий Военно-морского флота (ВМФ) России Николай Евменов. «Лента.ру» рассказывает о плавательных аппаратах, которые могли быть задействованы в инциденте, и их возможной миссии.

Материалы по теме

самая глубоководная подводная лодка в мире на сегодняшний день. Смотреть фото самая глубоководная подводная лодка в мире на сегодняшний день. Смотреть картинку самая глубоководная подводная лодка в мире на сегодняшний день. Картинка про самая глубоководная подводная лодка в мире на сегодняшний день. Фото самая глубоководная подводная лодка в мире на сегодняшний день

При пожаре на глубоководном аппарате ВМФ погибли 14 моряков

самая глубоководная подводная лодка в мире на сегодняшний день. Смотреть фото самая глубоководная подводная лодка в мире на сегодняшний день. Смотреть картинку самая глубоководная подводная лодка в мире на сегодняшний день. Картинка про самая глубоководная подводная лодка в мире на сегодняшний день. Фото самая глубоководная подводная лодка в мире на сегодняшний день

Ледовый поход Лошарика

Придонные секреты

Российские военные научно-исследовательские глубоководные аппараты традиционно находятся в ведении Главного управления глубоководных исследований (ГУГИ) — одного из самых засекреченных в структуре Минобороны России. По понятным причинам задачи, возлагаемые на данное управление, не раскрываются, однако неофициально известно, что в них может входить не только картографирование морского дна, спасение терпящих бедствие подводных лодок и сбор обломков затонувших летательных аппаратов, но и, например, прослушка международных подводных кабелей связи, что особенно настораживает НАТО.

Официально об инциденте, произошедшем с одним из научно-исследовательских глубоководных аппаратов Минобороны, известно мало. Согласно данным РБК, пожар возник на атомной глубоководной станции проекта 10831 АС-31 «Лошарик». Если это так, то можно составить примерное представление о том, кто участвовал в инциденте 1 июля.

Проектирование АС-31 «Лошарик» велось в 1988-1990 годах морским бюро машиностроения «Малахит» (Санкт-Петербург). Соответствующий проект был защищен в 1992 году. Строительство АС-31 «Лошарик», которое велось в «Севмаше» в Северодвинске (Архангельская область), началось в 1990 году, однако в связи в задержкой финансирования завершилось только в 2003 году.

Титановый полисферический корпус АС-31 «Лошарик» скрывает несколько относительно независимых отсеков, связанных между собой переходами. В одном из таких отсеков, предположительно, находится атомная энергетическая установка. Длина субмарины — 69 метров, ширина — 7 метров, скорость подводного хода — 30 узлов. Предположительная максимальная глубина погружения АС-31 «Лошарик» — 6 000 метров. Автономность плавания — по разным данным — несколько суток или месяцев.

В задачи АС-31 «Лошарик» входит проведение операций на морском грунте, для чего субмарина получила, в частности, специальные манипуляторы. Вооружения на подлодке быть не должно. Работы на АС-31 «Лошарик» обеспечивает штатный экипаж из 25 офицеров, а для выполнения глубоководных операций лодке необходим носитель.

Материалы по теме

самая глубоководная подводная лодка в мире на сегодняшний день. Смотреть фото самая глубоководная подводная лодка в мире на сегодняшний день. Смотреть картинку самая глубоководная подводная лодка в мире на сегодняшний день. Картинка про самая глубоководная подводная лодка в мире на сегодняшний день. Фото самая глубоководная подводная лодка в мире на сегодняшний день

До полюса

Нефть и газ

Известно, что в 2012 году носителем АС-31 «Лошарик» выступала атомная подводная лодка специального назначения БС-136 «Оренбург» проекта 09786 (667БДР «Кальмар»). Тогда же в рамках экспедиции «Севморгео», в ходе которой уточнялись границы Континентального шельфа России в Арктике, АС-31 «Лошарик» удалось взять пробы морского грунта с глубины более двух километров, которые впоследствии легли в основу доказательства принадлежности хребтов Ломоносова и Менделеева к российской части континентального шельфа.

Исследовав извлеченные со дна северной и южной частей хребта Менделеева базальты и долериты, ученые установили, что они возникли в нижнем или среднем ордовике, то есть примерно 470 миллионов лет назад. Аналогичную природу имеет древнее основание Новосибирских островов, выступающее частью континентального шельфа. Также ученые выполнили сейсмические и батиметрические исследования.

Общая площадь подводных территорий, которые Россия рассматривает как продолжение своего континентального шельфа (естественной части материка), оценивается в 1,2 миллиона квадратных километров. Согласно Минприроды, запасы углеводородов под расширенным шельфом оцениваются в пять миллиардов тонн условного топлива — около 12 процентов мировых запасов нефти.

самая глубоководная подводная лодка в мире на сегодняшний день. Смотреть фото самая глубоководная подводная лодка в мире на сегодняшний день. Смотреть картинку самая глубоководная подводная лодка в мире на сегодняшний день. Картинка про самая глубоководная подводная лодка в мире на сегодняшний день. Фото самая глубоководная подводная лодка в мире на сегодняшний день

Несмотря на успехи «Севморгео», в ходе экспедиции оказались повреждены манипуляторы, система внешнего освещения и корпус АС-31 «Лошарик». Ремонт аппарата завершился в 2017 году, когда были проведены его глубоководные испытания совместно с носителем — атомной субмариной БС-64 «Подмосковье» проекта 09787 — переработанным проектом ракетных подводных крейсеров стратегического назначения 667БДРМ «Дельфин» (который, в свою очередь, стал дальнейшим развитием проекта 667БДР «Кальмар»).

Материалы по теме

самая глубоководная подводная лодка в мире на сегодняшний день. Смотреть фото самая глубоководная подводная лодка в мире на сегодняшний день. Смотреть картинку самая глубоководная подводная лодка в мире на сегодняшний день. Картинка про самая глубоководная подводная лодка в мире на сегодняшний день. Фото самая глубоководная подводная лодка в мире на сегодняшний день

Как быстро российские ракеты долетят до США

Точно неизвестно, какой носитель использовался для выведения АС-31 «Лошарик» в настоящее время. С одной стороны, БС-64 «Подмосковье», в своей первоначальной конфигурации переданная ВМФ СССР еще в 1986 году, к 2016 году прошла капитальный ремонт на «Звездочке» (Северодвинск). Скорее всего, именно БС-64 «Подмосковье» была последним носителем АС-31 «Лошарик», однако нельзя исключать и другие варианты.

Ядерное оружие

Третьим носителем АС-31 «Лошарик», кроме БС-136 «Оренбург» и БС-64 «Подмосковье», может выступать атомная подводная лодка К-329 «Белгород» проекта 09852, которая должна первой получить шесть беспилотных ядерных подводных аппаратов «Посейдон». Спуск К-329 «Белгород» на воду на «Севмаше» состоялся в этом году. Известно, что субмарина способна опускаться на глубину более 500 метров и развивать скорость выше 30 узлов, а ее совместные испытания с «Посейдоном» должны состояться этим летом.

Источник

Секреты «Лошарика»

АС-12 также известная как «Лошарик» – это российская атомная глубоководная подводная лодка (согласно официально российской военно-морской классификации – атомная глубоководная станция). «Лошарик» не несет на своем борту никакого вооружения, по некоторым данным глубина погружения данной станции может достигать 6000 метров. Атомная глубоководная станция проекта 10831 «Калитка», иногда указывается номер лодки 210, была создана конструкторами КБ «Малахит» в 80-е годы прошлого века. Главным конструктором уникальной лодки был Герой России Ю. М. Коновалов. Строительство «Лошарика» началось еще в 1988 году, однако в 1990-е годы из-за нехватки финансирования было остановлено и продолжено лишь в начале 2000-х годов.

Большинство россиян, да и весь остальной мир узнали об этой уникальной субмарине только в конце прошлого года. В конце сентября 2012 состоялась исследовательская экспедиция под названием «Арктика-2012», по результатам которой планировалось подать в комиссию ООН по морскому праву заявку на расширение подконтрольной Российской Федерации арктической зоны. В данной экспедиции приняли участие 2 ледокола: «Диксон» и «Капитан Драницын», а также уникальная атомная глубоководная станция АС-12 проекта 10831 «Калитка», которая более известна, как «Лошарик». Данная глубоководная станция занималась сбором образцов породы и грунта на глубине в 2,5-3 км. на протяжении порядка 20 дней.

Целью данной экспедиции было уточнение высокоширотной границы континентального шельфа на территории Арктики. В середине октября 2012 года главный инженер «Севморгео» Юрий Кузьмин (компании, возглавлявшей исследовательские работы), в интервью РИА Новости говорил о том, что на глубине в 2-2,5 километра в море были взяты три керна длиной 60, 30 и 20 см. соответственно. Сбором данных образцов занимался «Лошарик». По другим данным работы производились на глубине в 2,5-3 километра, в любом случае – это существенно больше, чем глубина погружения обычных подводных лодок.

самая глубоководная подводная лодка в мире на сегодняшний день. Смотреть фото самая глубоководная подводная лодка в мире на сегодняшний день. Смотреть картинку самая глубоководная подводная лодка в мире на сегодняшний день. Картинка про самая глубоководная подводная лодка в мире на сегодняшний день. Фото самая глубоководная подводная лодка в мире на сегодняшний день

Во многих источниках встречается название данного проекта как «210», что является неверным, так как это обычное сокращение от заводского № подводной лодки (заводской номер 01210). Так же в некоторых источниках указывается, что шифр проекта – «Лошарик», но данное наименование является неофициальным и скорее стихийным самоназванием, которое однако получило активное распространение, в том числе и в СМИ. При этом в ряде источников лодка проекта 10831 соотносится с натовским наименованием лодок – NORSUB-5.

Скорее всего, к 1988-1990 году были созданы и утверждены рабочий и технический проекты подводной лодки. Разработка данных проектов велась совместно с макетированием размещения в сферических отсеках лодки различного оборудования. В 1991 году при уже почти полностью готовых блоках прочного корпуса лодки по техзаданию заказчика была проведена корректировка технического 10830. В частности в носовой части лодки было решено разместить дополнительное вооружение, скорее всего, речь шла о специализированном оборудовании. Откорректированный технический проект лодки был представлен и защищен уже в 1992 году.

Создание задела для постройки подводной лодки и подготовка производства были начаты на ПО «Севмаш», скорее всего, еще в 1988 году. Головная и пока единственная лодка данного проекта – АС-12, имеющая заводской №01210 была заложена в «секретном» цехе №42 ПО «Севмаш», расположенном в городе Северодвинск. Произошло это 16 июля 1990 года. В середине 90-х годов по причине нехватки финансирования проект был временно приостановлен, при этом спуск достроенной лодки на воду произошел 5 августа 2003 года.

самая глубоководная подводная лодка в мире на сегодняшний день. Смотреть фото самая глубоководная подводная лодка в мире на сегодняшний день. Смотреть картинку самая глубоководная подводная лодка в мире на сегодняшний день. Картинка про самая глубоководная подводная лодка в мире на сегодняшний день. Фото самая глубоководная подводная лодка в мире на сегодняшний день

По словам работников предприятия, в случае с «Лошариком» процедура спуска лодки на воду проходила в лучших традициях Советского Союза. На церемонии присутствовали лишь представители заказчика проекта, разработчики уникальной подлодки из «Малахита» и сами специалисты из «Севмаша», которые имели непосредственное отношение к постройке лодки. Во времена Советского Союза было принято выводить готовые подлодки из цехов заводов ночью. Считалось, что таким образом американцы, во-первых, не смогут узнать точное количество введенных в строй атомных подлодок, а во-вторых, не смогут произвести качественные снимки новых советских лодок из космоса.

При этом специалисты «Севмашпредприятия» подчеркивают, что по своему внешнему виду новая российская подводная лодка мало что может сказать непосвященным людям, по внешнему виду «Лошарика» трудно судить о заложенных в этой субмарине возможностях. При этом если взять те атомные субмарины, которые были созданы конструкторами «Малахита», то можно сделать вывод о том, что «Лошарик» – это самая неуязвимая и бесшумная подлодка на всем российском флоте. Скорее всего, на определенной скорости, а вероятнее, глубине она просто практически неуязвима, в том числе и для гидроакустиков вражеских кораблей. Поэтому данная подводная лодка в состоянии решать самые сложные задачи во всей акватории мирового океана.

В период с 2004 по 2007 год капитан 1-го ранга Опарин А. И. возглавлял проведение заводских, государственных и глубоководных испытаний опытной подводной лодки в Белом, Баренцевом, Гренландском и Норвежском морях. По неподтвержденной информации данная субмарина к осени 2009 года полностью закончила программу государственных испытаний. Скорее всего, была принята в состав флота в 2010 году или позднее. Так в мае 2010 года в прессе появлялась информация о том, что ряд специалистов КБ «Рубин», «Малахит», «Прометей», СРЗ «Звездочка» были награждены государственными премиями за «опытный глубоководный заказ 1083К».

самая глубоководная подводная лодка в мире на сегодняшний день. Смотреть фото самая глубоководная подводная лодка в мире на сегодняшний день. Смотреть картинку самая глубоководная подводная лодка в мире на сегодняшний день. Картинка про самая глубоководная подводная лодка в мире на сегодняшний день. Фото самая глубоководная подводная лодка в мире на сегодняшний день

Предполагается, что лодка приписана к Северному флоту России, при этом не подчиняется его командованию. АС-12 «Лошарик» входит в состав Главного управления глубоководных исследований Минобороны РФ, которое более известно как «Подводная разведка» и подчиняется непосредственно министру обороны страны. Корпус глубоководной станции собран из высокопрочных титановых отсеков, имеющих шарообразную форму, в которых реализован принцип батискафа. Все отсеки лодки соединены между собой проходами и находятся внутри легкого корпуса.

Предполагается, что именно из-за конструктивных особенностей судостроители северодвинского предприятия «Севмаш» прозвали данную лодку «Лошариком» по аналогии с одним советским мультипликационным героем – лошадкой, которая была собрана из отдельных шариков. При этом технические характеристики лодки засекречены. По имеющейся в свободном доступе информации лодка имеет в длину до 79 метров. Полное водоизмещение лодки составляет 2000 тонн. Глубоководная станция, по информации некоторых источников, может погружаться на глубину до 6 тысяч метров, и развивать максимальную скорость в 30 узлов.

Считается, что одну из сфер глубоководной станции «Лошарик» занимает атомный реактор Э-17 с паропроизводящей установкой и турбозубчатым агрегатом, мощность которого на валу составляет 10-15 тысяч л. с. Сообщается, что подлодка оснащена одним гребным винтом в специальном кольцевом обтекателе. Какого-либо вооружения на станции нет, но при этом она оснащена манипулятором, телегрефейром (ковш с телекамерой), драгой (система очистки породы), а также гидростатической трубкой. В состав экипажа «Лошарика» входит 25 человек – все офицеры.

самая глубоководная подводная лодка в мире на сегодняшний день. Смотреть фото самая глубоководная подводная лодка в мире на сегодняшний день. Смотреть картинку самая глубоководная подводная лодка в мире на сегодняшний день. Картинка про самая глубоководная подводная лодка в мире на сегодняшний день. Фото самая глубоководная подводная лодка в мире на сегодняшний день

В подводном состоянии «Лошарик» в состоянии находится несколько месяцев. При этом глубоководная станция обладает отсеками для отдыха экипажа, камбузом и рабочими помещениями. В феврале 2012 года субмарина прошла ремонт и подготовку к выполнению похода на Северный полюс. В частности, сообщается о том, что станция АС-12 была оснащена дополнительным батиметрическим оборудованием для сейсмического профилирования морского дна, включая гидролокатор бокового обзора и профилограф – специальное устройство применяемое для измерения глубины донных отложений.

Специально для глубоководной станции АС-12 была проведена и переделка атомной стратегической подлодки проекта 667БДР «Кальмар» К-129, которая стала носителем глубоководной станции. Все работы по переделке субмарины проводились на судоремонтном заводе «Звездочка» с 1994 по 2002 годы. В частности на атомной подлодке были демонтированы все шахты для баллистических ракет, помимо этого была укреплена конструкция подводной лодки, которая теперь, по неподтвержденной информации, может погружаться на глубину до 1 километра. Глубоководная станция АС-12 крепится к носителю снизу. В настоящее время лодка К-129 числится в составе российского Северного флота и носит обозначение БС-136 «Оренбург».

В свое время именно фотографии «Оренбурга», всплывшего на Северном полюсе во время экспедиции «Арктика-2012», были опубликованы в прессе. В то же время внешний вид «Лошарика» до сих пор засекречен, достоверных фотографий данной глубоководной станции нет в открытом доступе. В то же время можно утверждать, что и станций, которые бы были подобны АС-12, сегодня нет ни у одной из стран мира.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *