салли голдберг веселые развивающие игры с рождения до трех лет
Салли голдберг веселые развивающие игры с рождения до трех лет
Веселые развивающие игры: С рождения до трех лет
Переводчик М. Кульнева
Редактор О. Нестерова
Руководитель проекта А. Тарасова
Корректоры И. Астапкина, М. Миловидова
Компьютерная верстка A. Фоминов
Дизайн обложки Ю. Буга
Иллюстрация на обложке Shutterstock.com
© Sally Goldberg, 2018
© Издание на русском языке, перевод, оформление. ООО «Альпина нон-фикшн», 2020
Все права защищены. Данная электронная книга предназначена исключительно для частного использования в личных (некоммерческих) целях. Электронная книга, ее части, фрагменты и элементы, включая текст, изображения и иное, не подлежат копированию и любому другому использованию без разрешения правообладателя. В частности, запрещено такое использование, в результате которого электронная книга, ее часть, фрагмент или элемент станут доступными ограниченному или неопределенному кругу лиц, в том числе посредством сети интернет, независимо от того, будет предоставляться доступ за плату или безвозмездно.
Копирование, воспроизведение и иное использование электронной книги, ее частей, фрагментов и элементов, выходящее за пределы частного использования в личных (некоммерческих) целях, без согласия правообладателя является незаконным и влечет уголовную, административную и гражданскую ответственность.
Моей подруге Сью Огир
Спасибо за то, что подтолкнула меня в нужном направлении. Именно твоя дружба и профессионализм помогли мне сделать эту книгу такой, какой она должна была быть.
Моему мужу Бобу Иламу
Спасибо за то, что следил за моим продвижением. Твоя щедрость и любовь поддерживали меня в работе с маленькими детьми, которая стала очень важной частью моей жизни.
В этой книге игры для самых маленьких упорядочены согласно возрасту и вписаны в общую картину взросления и развития ребенка. Вы сможете узнать, что должен уметь малыш на каждой стадии и как помочь ему освоить новые навыки. Не стройте догадки, а знайте наверняка.
Эта книга увидела свет благодаря помощи многих людей, которые вложили в нее свое время, силы и ресурсы. Когда она была в зачаточном состоянии, огромную помощь оказала мне Марни Кокрэн. Марни, спасибо тебе. Потом, через несколько лет, появилась Стефани Розелли, ответственный редактор Gryphon House, которой я благодарна больше, чем кому-либо другому. Она помогла мне сделать мою работу более научной, а потом постоянно поддерживала меня.
Также спасибо многочисленным мамочкам, которые испытывали эти игры на себе и своих детях, делились со мной впечатлениями и даже позировали со своими малышами для фото. Огромное вам спасибо. Особенно хочу отметить Корин Уайзер и ее дочь Ханну, Эмбер Блум и ее сына Тайлера, Рэйну Спектор и ее дочь Пери, Гуадалупу Гриффин и ее сына Габриэля, Кристин Рэндаву и ее сына Лайама, Трэйси Кристиньяк и ее дочь Райли, Пэтти Маджерус и ее сына Томми. Ваши практические советы, озарения и терпеливые дети очень сильно мне помогли!
В конце концов книга получилась простой, но потребовались усилия многих замечательных профессионалов, чтобы она стала лучше во всех смыслах. Огромная благодарность выпускающему редактору Мелиссе Хеннингер, которая помогала мне держать планку высоко, и литературному редактору Карен Соммерфельд, которая вывела весь проект на совершенно новый уровень. Мелисса и Карен, спасибо вам обеим!
Ожидая рождения первого ребенка, я, как губка, впитывала все доступные знания о материнстве. К счастью, будучи издателем семейного журнала, я не испытывала недостатка в материалах. Я читала все, что попадало ко мне в руки! И именно тогда мне посчастливилось познакомиться с доктором Салли Голдберг.
Мы с доктором Голдберг сразу же нашли наше общее призвание – учить родителей важности раннего развития детей. Однако меня заинтриговал ее нестандартный взгляд на родительство и истинную суть детства. Ее энергичный и здравый подход показался мне прекрасной альтернативой многочисленным модным методикам и гаджетам, влияние которых испытывают сегодняшние родители.
Я стала применять творческие идеи доктора Голдберг со своим первым малышом. Мы с сынишкой проводили время, классифицируя по цвету предметы домашнего обихода, создавая музыкальные инструменты из пластиковых ложек и контейнеров и делая собственные обучающие карточки. Я была невероятно горда, когда его воспитательница в детском саду сказала, что, вероятно, я много занимаюсь с ним, потому что он прекрасно развит по сравнению со сверстниками. Сейчас мой младший сын так же успешно справляется со школьными занятиями. Спасибо вам, доктор Голдберг!
Родителям наверняка понравится этот свежий подход к обучению через игры. Идеи доктора Голдберг прекрасно подойдут как тем, кто сидит с детьми дома, так и работающим родителям. Даже если у вас мало времени, ее игры помогут вам по максимуму использовать драгоценные моменты, которые вы проводите с детьми. Доктор Голдберг демонстрирует нам, что часто ребенку можно дать самому управлять игрой. Пока малышу больше интересна коробка, чем лежащая в ней игрушка, перед вами открываются безграничные возможности для творческих игр. Прочитав эту книгу, вы убедитесь, что мусорное ведро – на самом деле сокровищница, хранилище предметов, которые только ждут, чтобы их использовали в игре. Вы сможете привить детям ценнейшие навыки, и для этого не нужно никаких вложений, кроме вашей креативности и времени.
Доктор Салли Голдберг продолжает вдохновлять меня как профессионала и как мать. Чтобы вновь почувствовать себя уверенно в водовороте забот, поглощающих современных родителей, мне достаточно лишь обратиться к ее работам. Спасибо вам, доктор Салли, за то, что напоминаете всем нам о том, какой это бесценный дар – родительство!
Эта книга – основанный на научных данных и исследованиях справочник, который поможет вам правильно играть с вашими малышами. Все описанные в ней игры стимулируют развитие в одной или нескольких из пяти областей: когнитивной, моторной, социально-эмоциональной, речевой и самооценки. В описании каждой игры приводятся сведения о том, чем она полезна.
Все эти игры были тщательно отобраны или специально разработаны для того, чтобы помочь ребенку освоить какие-то навыки или ускорить его развитие. Некоторые из них, вероятно, покажутся вам знакомыми, так как они основаны на традиционных играх. Некоторые из них рассчитаны на то, чтобы вы видоизменяли и додумывали их сами. И во все перечисленные в книге игры вы можете играть по-своему.
Читая книгу, вы всегда будете замечать, что ключевой участник игры – это вы. Никакая машина вас не заменит. Чтобы дать ребенку все необходимое, вы должны как можно больше времени проводить рядом с ним. Иногда возникают такие ситуации, с которыми чужому человеку попросту не справиться. А вы? Вы с ними справляетесь. Как? Легко. Вы – родитель, и вы знаете, что нужно делать. Я подробнее говорю об этом в эпилоге, который называется «Сила родителей».
Мы живем в эпоху цифровых технологий, и в нашем распоряжении всегда есть множество удобных приспособлений. Однако ни одно из них не способно ускорить или облегчить процесс развития наших детей. Теплое человеческое прикосновение продолжает оставаться для них столь же важным, каким было во все времена.
Первые три года после рождения куда более важны, чем думают многие. Именно в этот период закладывается основа всей последующей жизни человека. Возможно, вы удивитесь, но научные исследования говорят о том, что если у ребенка к трем годам хорошо развиты речевые навыки, то, скорее всего, в шесть лет он будет хорошо учиться. В этой книге хочу поделиться с вами научно подтвержденными знаниями и принципами, о которых сейчас говорят многие авторы. Во-первых, богатая образовательная среда в раннем возрасте – в первые три – пять лет – создает основу для дальнейших успехов в обучении. Во-вторых, лучшее, что могут делать родители для развития ребенка, – это разговаривать с ним, читать и петь ему. Более того, именно речь, которую слышит ребенок, – главный фактор его обучения в первые годы жизни.
Веселые развивающие игры: С рождения до трех лет
Родители часто ищут способы развивать своих маленьких детей, но не знают, с чего начать. Несмотря на то, что в эпоху цифровых технологий появилось много удобств, ни одно из них не сделало процесс управления детьми в течение их роста и развития более быстрым или менее сложным. Веселые игры для детей создают новый подход к развлечениям и обучению. Помогите своему малышу развивать его навыки и достигать новых успехов в одной или сразу в нескольких из пяти областей развития – познавательной, двигательной, социальной, эмоциональной и языковой.
Оглавление
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Веселые развивающие игры: С рождения до трех лет предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Часть I. С рождения до одного года
Прежде чем вы окунетесь в чудесный мир развивающих игр, я перечислю четыре принципа родительства, которые, думаю, вам понравятся. Надеюсь, они обогатят вашу повседневную жизнь родителя и воспитателя. Если вы начнете применять их прямо сейчас, общение с ребенком станет более радостным и полезным для вас обоих.
● Играйте: получайте удовольствие и веселитесь!
● Ведите себя естественно: будьте собой.
● Будьте отзывчивы: уделяйте внимание ребенку.
● Прикасайтесь к нему: обнимайте его почаще.
Ваш детский врач, наверное, неплохо знает вашего ребенка. Точно так же, как его няни, учителя и другие воспитатели. Однако никто и никогда не будет знать его лучше, чем вы. Вы начинаете приобретать родительский опыт с первого дня его жизни и даже раньше. Вероятно, вы очень скоро начнете распознавать оттенки его крика и плача и понимать, что они означают: голод, жажду, грязные подгузники, боль или требование внимания. Ваш ребенок уникален, и у вас есть исключительная возможность наблюдать за тем, как день за днем развиваются и раскрываются его личность и характер. Другие люди будут помогать вам и давать советы, но никогда не забывайте о том, что вы — самый главный эксперт!
1. От рождения до трех месяцев
Новый член вашей семьи только что появился в доме. В эти первые восхитительные дни ваше общение должно быть сосредоточено на том, чтобы приветствовать малыша дома и создать для него благоприятную обстановку. Кроме того, помните: когда вы играете и разговариваете с ним, что-то делаете для него, вы устанавливаете схемы, которые могут закрепиться на всю жизнь. Ваша первая задача — дать ребенку любовь, внимание, уважение и начать твердо, но дружелюбно направлять его развитие. И лучше всего тут годитесь именно вы, родитель. Пользуясь этой программой, вы обеспечите ребенку много веселья, движения и постоянный приток новых знаний. Каждая ее часть опирается на научные факты и результаты исследований. В первой главе вы найдете сведения о том, как должен развиваться ваш малыш на самом первом этапе его жизни.
Каждый день замечая, как ваш малыш растет и меняется, не забывайте демонстрировать ему, насколько вы счастливы рядом с ним. Проводите с ним как можно больше времени, чтобы не пропустить ни одного, даже самого маленького шага вперед в его развитии. Удивляйтесь и радуйтесь всему новому, что замечаете в нем. От того, как вы будете воспитывать, любить, направлять, поддерживать, защищать и учить вашего малыша в эти первые месяцы его жизни, во многом зависит то, как сложится его дальнейшая жизнь.
Приобретение навыков через игру
Вы можете использовать эту книгу так, как вам удобно. Проходите последовательно все занятия, соответствующие определенному возрасту, или найдите в одной или нескольких главах то, что вам особенно понравится, и ограничьтесь этим. Также вы можете просмотреть список ближайших этапов развития и выбрать занятия, которые помогут вашему малышу достичь тех или иных из них. Далее следуют описания игр, соответствующих каждому из этапов.
● Реагирует на звуки и прикосновения
● Смотрит на лица, узоры и предметы
● Следит глазами за движущимся объектом
● Держит ручки и ножки согнутыми, а кулачки — сжатыми
● Поднимает головку и грудную клетку, лежа на животе
● Твердо держит голову в вертикальном положении
● Прижимается, когда его держат
● Реагирует на голоса
● Улыбается при общении
● Издает звуки, когда доволен
● Издает звуки в ответ на другие звуки
● Смеется, когда доволен
● Издает случайные звуки, похожие на гласные
● Реагирует голосом на громкие звуки
● Реагирует голосом на голоса других людей
Развитие когнитивных навыков через пять органов чувств
Новорожденные любят смотреть на лица, и ваше — самое интересное из них. Когда вы держите ребенка на руках, вы заметите, что он старается повернуть голову так, чтобы как можно лучше видеть ваше лицо.
1. Держите ребенка на руках и смотрите ему в глаза.
2. Приготовьтесь качать его в такт приведенным ниже словам. Пропевая каждую строчку, следуйте указаниям в скобках.
Малыш качается на вершине дерева. (Качайте ребенка)
Ветер дует, колыбелька качается. (Качайте ребенка)
Если ветка сломается, колыбелька упадет. (Опустите ребенка ниже)
Упадет малыш вместе с колыбелькой. (Еще раз опустите ребенка, а потом поднимите обратно)
Зрение помогает ребенку познавать мир. Благодаря зрительному контакту формируется и укрепляется ваша связь с малышом. Эта песенка помогает установить такую связь. Большинство родителей считают, что достаточно просто держать ребенка на руках, но на самом деле важно и то, что ребенок видит.
Что говорят ученые
Согласно исследованиям Терезы Фаррони и ее коллег, ребенок обучается поддерживать устойчивый зрительный контакт в возрасте примерно полутора-двух месяцев. Однако их исследование, опубликованное в 2002 году в журнале Proceedings of the National Academy of Sciences, показывает, что он начинает устанавливать его уже через два дня после рождения!
1. По очереди трясите погремушкой, колокольчиком или ключами. Вначале возьмите предмет сами, потрясите им и дайте ребенку отреагировать.
2. Предложите малышу самому взять предмет и потрясти его.
3. Передавайте погремушку друг другу, играя и издавая разнообразные интересные звуки.
Один из первых игровых звуков, который слышат большинство новорожденных, — это звук погремушки. Раньше погремушки, как правило, были из непрозрачного пластика, но теперь их часто делают прозрачными, чтобы малыш видел, что именно гремит внутри. Для этой игры также подойдут ключи или колокольчик с приятным звучанием.
Погремушка, колокольчик или ключи.
Звук — также важный фактор обучения. С незапамятных времен родители использовали простые предметы, издающие приятные звуки, чтобы привлечь внимание ребенка. Часто они делали своего рода погремушки, например, из раковин и бусин. Современные погремушки бывают любых цветов, размеров и форм и изготавливаются из самых разных материалов.
Что говорят ученые
Кормление малыша — грудью или из бутылочки — способ, который изобрела природа для укрепления связи между вами. В естественном для кормления положении ребенок наилучшим образом видит ваше лицо. И это не зависит от того, как именно вы кормите малыша. Вы вполне можете использовать бутылочку — время от времени или постоянно. Однако очень важно при этом держать ребенка в традиционном положении для кормления и по возможности не поддерживать бутылочку.
1. Кормите ребенка, держа его на руках. Наслаждайтесь телесным контактом и, насколько это возможно, поддерживайте зрительный контакт.
2. В первые месяцы жизни кормить ребенка приходится часто, благодаря чему связь между вами укрепляется. Кроме того, для родителя это, вероятно, лучшая возможность узнать своего малыша поближе.
Если вы кормите ребенка из бутылочки, чистая бутылочка и соска.
Грудное молоко или молочная смесь.
Организм матери производит грудное молоко из всех продуктов, которые она съедает, и у ребенка пока не формируется предпочтений к каким-то конкретным вкусам. Вместе с тем создается основа для развития этих предпочтений в будущем. Очень умно со стороны природы!
Что говорят ученые
1. Медленно и аккуратно раскройте кулачок малыша.
2. Вложите ему в ладонь ватный шарик.
3. Наблюдайте за реакцией ребенка. Скорее всего, ему будет приятно прикосновение к мягкому материалу.
Новорожденным нравится все мягкое, и вата — прекрасный объект для исследования. Возможно, у вас уже есть дома ватные шарики. Для занятий с малышом лучше подойдут шарики большого размера.
Большие ватные шарики.
Как принято считать, человек запоминает 10 % того, что он слышит, 50 % того, что он видит, и 90 % того, что он ощущает. Прикосновение — замечательный обучающий механизм. Книжки с разными текстурами и занятия с разными на ощупь предметами очень полезны для ребенка начиная с самого раннего возраста.
Что говорят ученые
Как считает Тиффани Филд и ее коллеги, прикосновения взрослого к ребенку улучшают его здоровье и помогают в лечении болезней. Исследователи разработали специальную массажную терапию для недоношенных детей, которая способствует здоровому набору веса.
У новорожденных прекрасно развито обоняние. Его полезно стимулировать, но многие родители и воспитатели этим пренебрегают. Если у вас есть живые цветы — прекрасно, но можете взять и сухие или искусственные цветы, обрызганные нетоксичным ароматизатором.
1. Поместите ребенка так, чтобы ему было удобно смотреть на цветы.
2. Понюхайте их вместе. Не подносите цветы близко к носу ребенка, особенно если вы обрызгали их ароматизатором. Просто слегка помашите ими перед ребенком, чтобы вы оба смогли ощутить запах на безопасном расстоянии.
3. Понаблюдайте за ребенком, чтобы заметить его реакцию. Если вам показалось, что ему это не слишком понравилось, попробуйте повторить как-нибудь позже.
Свежие или сухие цветы с приятным запахом.
Искусственные (шелковые) цветы (по желанию).
Нетоксичный ароматизатор, например сок лимона или лайма, специи, например корица, мускатный орех или чеснок (по желанию).
Ребенок познает мир через пять органов чувств. Чем больше чувств активируется, тем более ценным для малыша оказывается полученный опыт. Запахи, ассоциирующиеся у человека с тем или иным событием, могут вызывать яркие воспоминания о нем даже много лет спустя.
Что говорят ученые
Пенелопа Лич в своей книге рассказывает об исследованиях обоняния у маленьких детей. Оказывается, младенец не только различает запахи, но и делает это лучше взрослого. «Если рядом с головой ребенка положить с одной стороны прокладку из бюстгальтера его матери, а с другой — прокладку из бюстгальтера чужой женщины, то в 75 % случаев он предпочтет запах матери и повернет голову к нему».
Развитие моторных навыков через движения мелких и крупных мышц
Это давно известный способ помочь новорожденному сменить позу эмбриона на более свободную. Многие родители обращают внимание только на то, как малыш распрямляет ножки, но на самом деле всем частям его тела нужно расслабление и растяжение, чтобы ему было легче адаптироваться к новой среде.
1. Положите ребенка лицом к себе на кровать или другую мягкую поверхность.
2. Легонько похлопайте по ручкам, ножкам и животику малыша. Постепенно вы почувствуете, как расслабляется его тело.
3. Медленными движениями разводите и скрещивайте ручки малыша перед грудью.
4. Возьмите ножки малыша под коленями и аккуратно поднимайте и опускайте их, сгибая и разгибая (упражнение «велосипед»).
5. Поднимайте и опускайте ручки малыша, слегка потягивая их. Проделывайте это сначала с двумя руками одновременно, потом — по очереди.
6. Повторяйте последовательность движений сколько хотите.
Моторная цель этого занятия — разогнуть и распрямить ручки и ножки малыша. Кроме того, вы можете нежно растирать и гладить их, включить тихую музыку, сделать ребенку легкий массаж и ласково разговаривать с ним. Все это поможет ему расслабиться.
Что говорят ученые
Милдред Картер, специалист по рефлексологии, утверждает, что прикосновения к ступням и кистям рук малыша, сопровождаемые аккуратными движениями, хорошо помогают ему расслабиться. Картер и ее соавтор Тэмми Вебер в книге «Рефлексология тела: излечение на кончиках пальцев» (Body Reflexology: Healing at Your Fingertips) пишут, что растирание ступней помогает плачущему или страдающему коликами ребенку заснуть. Кроме того, в книге сказано, что очень мягкие «царапающие» движения кончиками пальцев по спине малыша прекрасно успокаивают его.
Новорожденный рефлекторно сжимает кулачки, и важно научить его разжимать их. Для этой игры подойдет любой небольшой безопасный предмет, например маленький кубик или другая игрушка. Следите за тем, чтобы он был чистым, более-менее плотным и не слишком маленьким, чтобы ребенок не мог его проглотить.
1. Помогите ребенку схватить предмет.
2. Аккуратно заберите его у ребенка.
3. Снова отдайте предмет ребенку.
4. Повторяйте, пока вам не надоест.
Маленький кубик или другой небольшой предмет.
Из поколения в поколение родители находят все новые и новые предметы, которые можно использовать для этой игры. Но, каким бы ни был сам объект, цель остается неизменной — заставить ребенка разжать рефлекторно сжатые кулачки.
Что говорят ученые
Исследование Медицинского центра Мэрилендского университета показывает, что все дети рождаются с хватательным рефлексом. «Это движение возникает, когда вы помещаете палец в раскрытую ладонь ребенка: он сжимает пальчики вокруг вашего пальца. Если вы попытаетесь вытащить свой палец, хватка станет только сильнее. Новорожденный ребенок способен держаться очень крепко, и его практически можно поднять в воздух, если вложить пальцы в обе ладони одновременно и потянуть вверх».
Постепенно у младенца развиваются глазодвигательные мышцы. Согласно исследованиям, о которых я упоминала в своей книге «Учимся играя: 50 интерактивных занятий, стимулирующих развитие ребенка» (Baby and Toddler Learning Fun: 50 Interactive and Developmental Activities to Enjoy with Your Child), младенцы смотрят в разные стороны, но предпочитают круглые предметы. По-видимому, это объясняется сходством круга с формой человеческого лица. Другие исследователи выяснили, что младенцы предпочитают просто круглым предметам круглые и красные. Пойдя еще дальше, они узнали, что самый привлекательный объект для ребенка — круглый, красный и с нарисованными на нем чертами лица.
1. Нетоксичным маркером или карандашом нарисуйте кружок с лицом на бумажной тарелке или куске красного картона.
2. Прочным скотчем приклейте к обратной стороне бумажного круга палочку или деревянный шпатель. Это будет ручка.
3. Когда вы захотите привлечь внимание ребенка, покажите ему вашу самодельную куклу.
4. Кроме того, вы можете спрятать куклу за спиной, а потом показать ребенку. Продолжайте игру, она его радует.
Бумажная тарелка или кусок красного картона.
Черный карандаш или нетоксичный маркер.
Шпатель или палочка.
Когда ваш ребенок начнет фокусировать взгляд, вы можете использовать вашу куклу для упражнений на слежение, перемещая ее перед глазами ребенка слева направо. Направление движения важно, потому что слева направо мы пишем и читаем.
Что говорят ученые
По данным Американского оптометрического общества, в самые первые месяцы жизни ребенка его глаза начинают работать согласованно и зрение быстро улучшается. Он начинает следить взглядом за движущимися объектами. Постепенно также улучшается координация зрения и движений рук. Американская академия педиатрии рекомендует проверять зрение младенцев при профилактических осмотрах. Благодаря этому можно распознать нарушения на раннем этапе, что важно для своевременного лечения.
Первый серьезный этап в развитие новорожденного — это поднятие головы. Поэтому нужно подбирать подходящие позиции и игры, стимулирующие это движение.
1. Положите ребенка животиком вниз на мягкую поверхность лицом к вам. Под животик подложите подушечку, чтобы ему было легче поднимать грудную клетку.
2. Каким-нибудь естественным образом привлеките внимание ребенка. Он попытается поднять голову. Чтобы стимулировать это движение, можете похлопать его по спинке.
3. Когда вы видите, что ребенок начинает приподнимать голову и грудь, проявите радость. Малыш прекрасно улавливает ваши эмоции.
4. Продолжайте эту игру до тех пор, пока вам обоим не надоест.
Особенно важно, чтобы малыш проводил время лежа на животе, чаще новорожденные лежат на спине в разных видах детских сидений. Хотя эти сиденья и обеспечивают успокоение и защиту, все же они ограничивают движение в течение длительного времени.
Что говорят ученые
По словам Роберта Пантелла, автора книги «Забота о вашем ребенке» (Taking Care of Your Child), — положить ребенка на живот — это самое простое, что вы можете сделать для укрепления мышц спины новорожденного. «После того, как вы положите малыша на животик на одеяле или игровом коврике на полу, прилягте на живот рядом с ним», чтобы поиграть с ним. Пантелл также рекомендует вам «улыбаться, разговаривать, петь, строить смешные рожицы, трясти ключами или класть игрушку» в пределах досягаемости малыша.
Вовлекая ребенка в игру, вы делаете его более активным и, в свою очередь, развиваете его мышцы, которые понадобятся, чтобы переворачиваться и в конечном итоге ползти. Safe to Sleep рекомендует выкладывать новорожденного на животик два-три раза в день с продолжительностью от трех до пяти минут.
После того как малыш научится хорошо держать голову, мышцы его спины становятся сильнее, и постепенно он начинает переворачиваться. Поэтому для него полезны положения, укрепляющие спину.
1. Возьмите ребенка на руки спиной к себе и поднесите его к зеркалу.
2. Одной рукой как можно ниже придерживайте его за грудь. Другой рукой держите, где удобно — за колени или под ягодицы.
3. Встаньте так, чтобы вы оба хорошо видели свои отражения в зеркале. Наклоняясь, чтобы разглядеть их, ребенок будет естественным образом тренировать мышцы спины. Не удивляйтесь, когда он начнет хихикать или ворковать. Это станет замечательным развлечением для вас обоих.
Зеркало обладает одним очень важным для малыша свойством — оно способно удивить. Образы в зеркале постоянно изменяются, и малышу будет интересно наблюдать за вашими отражениями.
Что говорят ученые
Известный детский психолог Бертон Уайт в своей классической работе «Первые три года жизни» [3] называет зеркало одной из лучших игрушек для развития младенцев. Если вы хотите использовать ручное зеркало, возьмите небьющееся.
Стимуляция социально-эмоционального развития с помощью любви
Любимое слово малыша — его собственное имя. Многие песенки и потешки подходят для игр с маленькими детьми, но эта, в которой упоминается его имя, должна особенно его заинтересовать. Персонализированная песенка усиливает связь малыша с родителем.
1. Посадите ребенка к себе на колени, хлопайте его ручками и пойте песенку.
2. Пойте и следуйте простым указаниям:
Вот он я. (Помогите малышу показать на себя)
Вот он я. (Помогите малышу показать на себя)
Правую ручку подними. (Поднимите правую руку ребенка)
Левую ручку подними. (Поднимите левую руку ребенка)
Обучение начинается с первых дней жизни, а повторяющиеся и знакомые действия играют в нем главную роль. Если вы, начиная с самых ранних этапов, будете использовать одни и те же песенки и игры, вы увидите, что знакомые слова и движения запомнятся и вам, и вашему малышу на долгие годы.
Что говорят ученые
Из статьи «Мозг ребенка: первый год развития» (Baby Brains: The First Year) Юдхиджита Бхаттачарджи в журнале National Geographic мы узнаем о важном исследовании. «У новорожденного в головном мозге почти сто миллиардов нейронов, столько же, сколько и у взрослого человека. Когда ребенок растет, получая постоянный приток сенсорной информации, между нейронами образуются связи, так что к трем годам число этих связей достигает нескольких сотен триллионов». Различные стимулы способствуют развитию различных нейронных сетей, которые закрепляются благодаря повторной активации. Эта активация, по сути, и есть обучение, которое у маленьких детей происходит ежедневно и постоянно. Повторения усиливают этот процесс, распространяющийся вглубь и вширь, подобно лесному пожару.
Эта песенка с простым мотивом и действиями прекрасно подходит для занятий с самыми маленькими. Хлопайте ручками малыша ритмично и аккуратно.
1. Поместите ребенка в такое положение, чтобы его ручки могли свободно двигаться.
2. Проговаривайте или пойте стишок и хлопайте ручками малыша.
Пекарь, пекарь, испеки пирожок. (Хлопайте ручками малыша в такт)
Испеки пирожок, побыстрее, дружок. (Хлопайте ручками)
Напиши на нем (первую букву имени ребенка) («Напишите» букву на ладошке)
И в печку клади (Вытяните ручки)
Для (имя ребенка) (Покажите на малыша)
Секретный ингредиент этого занятия — социальное взаимодействие. Вам легко будет увлечь ребенка с помощью стишка. Ваша улыбка и радостный тон голоса, скорее всего, побудят малыша смотреть вам в глаза. Чередующиеся движения рук стимулируют взаимодействие правого и левого полушарий мозга. С точки зрения моторики проделывать такие движения с новорожденным рановато, однако в будущем они вам пригодятся.
Что говорят ученые
В сборнике Института медицины «От нейронов до соседей: особенности раннего развития ребенка» (Neurons to Neighborhoods: The Science of Early Childhood Development) говорится, что для формирования важнейшей связи с родителями маленькому ребенку необходимо проводить с ними время в спокойной обстановке. Создавая для малыша такую расслабленную атмосферу, вы закладываете позитивную основу для социального, эмоционального и когнитивного развития. Свободное времяпрепровождение дает родителям возможность лучше узнать своих детей и подмечать малейшие сигналы, указывающие на то, что необходимо им для здорового роста и развития.
Эта песенка и набор простых движений не только будут полезны малышу, но и поднимут ему настроение.
Быть счастливым — прекрасно, и песенка о счастье способна создать это чувство. Движения, которые нужно выполнять в каждом куплете, добавляют веселья, а кроме того, способствуют развитию памяти. Три движения подряд — усложнение задачи, как раз подходящее для малыша: запомнить два проще, а четыре или более — это уже следующий уровень сложности.
1. Поместите ребенка в такое положение, чтобы его ручки и ножки могли свободно двигаться.
2. Пойте песенку и делайте движения ручками и ножками малыша, как указано.