saas solutions что это
Что такое SaaS?
Программное обеспечение как услуга
Программное обеспечение как услуга (SaaS) позволяет пользователям подключаться к облачным приложениям и использовать их через Интернет. Стандартными примерами могут быть электронная почта, ведение календаря и офисные средства (например, Microsoft Office 365).
SaaS предоставляет полноценный набор программного обеспечения, который вы оплачиваете поставщику облачных служб по мере использования. Вы арендуете использование приложения для вашей организации, и ваши пользователи подключаются к нему через Интернет, обычно с помощью веб-браузера. Вся базовая инфраструктура, ПО промежуточного слоя, программное обеспечение приложений и данные приложений находятся в центре обработки данных поставщика. Поставщик служб управляет оборудованием и программным обеспечением на основе соответствующего соглашения об обслуживании и обеспечивает доступность и безопасность приложений и данных. SaaS позволяет вашей организации быстро запускать приложение с минимальными предварительными расходами.
Размещенные приложения | Средства разработки, управление базами данных, бизнес-аналитика | Операционные системы | Серверы и хранилище | Сетевые брандмауэры / защита | Материальная база / здание центра обработки данных |
Распространенные сценарии SaaS
Если вы пользовались интернет-службой электронной почты, такой как Outlook, Hotmail или Yahoo! Mail, то вы уже использовали SaaS. Используя эти службы, вы входите в вашу учетную запись через Интернет, часто через веб-браузер. Программное обеспечение электронной почты находится в сети поставщика служб, и ваши сообщения хранятся там же. Вы получаете доступ к электронной почте и хранимым сообщениям из веб-браузера с любого компьютера или устройства, подключенных к Интернету.
Предыдущие примеры — это бесплатные службы для личного пользования. Организации могут арендовать более производительные приложения, в том числе электронную почту, средства совместной работы и календарь, а также продвинутые бизнес-приложения, такие как системы управления связями с клиентами (CRM), планирования ресурсов компании (ERP) и управления документами. Оплата использования таких приложений осуществляется по подписке или в соответствии с уровнем использования.
Преимущества SaaS
Получите доступ к продвинутым приложениям. Чтобы предоставить приложения SaaS пользователям, вам не нужно приобретать, устанавливать, обновлять или обслуживать оборудование, ПО промежуточного слоя или программное обеспечение. Если у организаций нет ресурсов для приобретения, развертывания необходимой инфраструктуры и программного обеспечения таких сложных промышленных приложений, как ERP или CRM, а также для управления ими, то можно сделать их доступными через SaaS.
Вы платите только за те ресурсы, которые используете. Вы экономите средства, так как SaaS автоматически изменяет масштабирование в соответствии с уровнем использования.
Используйте бесплатное клиентское программное обеспечение. Пользователи могут запускать большинство приложений SaaS напрямую через веб-браузер без необходимости загружать и устанавливать программное обеспечение, хотя для некоторых приложений требуются подключаемые модули. Это означает, что вам не нужно приобретать и устанавливать специальное программное обеспечение для ваших пользователей.
Повышайте мобильность ваших сотрудников. SaaS повышает мобильность ваших сотрудников, так как пользователи имеют доступ к приложениям и данным SaaS с любого компьютера или мобильного устройства, которые подключены к Интернету. Не нужно заботиться о разработке приложений для работы на разных типах компьютеров и устройств, потому что поставщик служб уже сделал это за вас. Кроме того, нет необходимости нанимать квалифицированных специалистов для решения проблем с безопасностью, которые могут возникнуть при использовании мобильных устройств. Правильно выбранный поставщик служб обеспечивает безопасность ваших данных, независимо от типа устройства, которое использует эти данные.
Получайте доступ к данным приложений из любого места. Когда данные хранятся в облаке, пользователи получают доступ к нужной информации с любого компьютера или мобильного устройства, подключенных к Интернету. Если вы храните данные приложения в облаке, данные не могут быть потеряны в результате сбоя компьютера или устройства.
SaaS: что это такое, преимущества модели для бизнеса, принцип работы и примеры
Что такое Saas
Software as a service (SaaS) – это программное обеспечение как услуга. При этой модели обслуживания у подписчиков есть готовое прикладное программное обеспечение. Управляет приложением поставщик, а клиенты получают доступ к функциям через браузер или мобильное приложение.
Saas не считается новой концепцией. Модель зародилась еще во второй половине прошлого века — в виде терминалов, которые оснащались клавиатурой и монитором, но не имели процессора. Все устройства были присоединены к мейнфрейму (главному компьютеру вычислительного центра с большим объемом памяти), где находились данные пользователей. С развитием технологий менялась и система Saas. Сегодня эти модели полностью перешли в облако, информация хранится там.
В чем разница между Saas, Paas и IaaS
При PaaS операционка управляется провайдером, а клиент контролирует исключительно приложения, не имея доступа к операционной системе и низкоуровневым настройкам. При IaaS предоставляется доступ к вычислительным ресурсам в облаке с оплатой по факту использования. Поставщик Saas берет на себя настройки, обновления, резервное копирование и прочие технические составляющие, в то время как клиент получает настроенную программу.
Кому будет интересна модель
Тем, кто ценит каждый час. Разработчики экономят время, которое пришлось бы потратить на установку программ на ПК всех пользователей. При этом нет необходимости переживать о том, что программы могут быть взломаны, а данные клиентов похищены. Поставщики Saas следят за всеми техническими аспектами работы приложений. Таким образом, использовать их можно сразу же после создания личного кабинета у выбранного поставщика услуг.
Чтобы сэкономить свое время и взять расходы на рекламу под контроль – эффективнее и выгоднее использовать для этого единую систему. Попробуйте маркетинговые продукты Calltouch – систему сквозной аналитики, коллтрекинга и управления рекламой.
Преимущества и недостатки модели
Недостатком модели Saas также можно считать и то, что расширить возможности подобных программ пока невозможно из-за некоторых особенностей веб-браузеров.
Принцип работы Software As A Service
Работа модели достаточно упрощена в сравнении со стандартным программным обеспечением.
Работа через веб-интерфейс
Все хранится в сети, носитель не требуется. Чаще всего подобные программы не нужно устанавливать. Для работы необходимо зайти на веб-сайт ПО, создать учетную запись при помощи личного электронного адреса и получить пароль. После этого можно войти в систему и работать с приложением — для дальнейшего использования его инструментов достаточно иметь стабильное подключение. Если же клиент захочет уйти с платформы, то просто экспортирует свои данные.
Плата за доступ
Для получения доступа к определенному функционалу программы пользователь приобретает подписку с фиксированной стоимостью. При остановке работы приложения выплаты просто прекращаются.
Поддержка от поставщика услуги
Приобретая подписку на пользование функционалом программы, клиент при возникновении сбоев в работе ПО сможет обратиться в техподдержку. С большой долей вероятности вопрос будет решен оперативно и своевременно.
Что нужно рассмотреть при покупке SaaS для вашего бизнеса
На рынке нет нехватки SaaS-решений, и с каждым днем их становится больше. Чтобы не ошибиться с моделью, изучите доступную информацию, отзывы и попробуйте программу на деле, если производитель предлагает бесплатный период.
Определить проблему
Первым делом заказчик должен определить цели использования программного инструмента. Например:
После выявления проблемы необходимо приступить к написанию перечня главных функций для решения проблемы.
Составить список необходимых функций
Найти нужную модель
Когда цели и функции определены, можно приступать к поиску нужной модели. Неправильный выбор приложения повлечет за собой большие денежные затраты. Чтобы определиться, ознакомьтесь со статьями и отзывами пользователей о разных инструментах SaaS.
Попросить своих коллег и сеть
Помимо поиска информации в Google необходимо подключить свою профессиональную и личную сеть. Например, можно спросить сотрудников вашей компании, какие рекомендации они могут дать касательно выбранного программного обеспечения. Также можно задать вопросы владельцам бизнеса в схожих направлениях. Ценные советы можно будет применить на практике.
Прочитать сторонние обзоры
Обзоры помогут выявить сильные и слабые стороны каждого приложения и быстрее определиться с выбором. На некоторых ресурсах пользователи размещают сравнения различных ПО. Так вы сможете определить, какой из инструментов лучше справится с поставленной задачей.
Воспользоваться бесплатными пробными версиями
Если вы выделили для себя несколько продуктов SaaS, их можно протестировать в демо-режиме. В большинстве случаев пользователи получают возможность от одной до двух недель тестировать ПО бесплатно. Этого времени достаточно для того, чтобы детально ознакомиться с функционалом продукта. Некоторые приложения SaaS в принципе предлагают пользователям бесплатный функционал. Он может быть весьма ограниченным, однако для небольших предприятий этого будет достаточно.
Связаться с различными поставщиками
Когда выбранные приложения протестированы, стоит обратиться к поставщикам ПО. Вы поймете, действительно ли выбранный продукт SaaS поможет в развитии его бизнеса. Также поставщик сможет подробнее рассказать об особенностях ПО.
Как настраивать и использовать Software As A Service
SaaS настраивается просто:
Примеры SaaS
CRM-SaaS и HRM-SaaS – популярные разновидности модели Software as a service.
CRM-SaaS
Программа довольно быстро запускается, а стоимость может уложиться в несколько тысяч рублей. Кроме того, бизнес экономит на эксплуатационных расходах, выделяемых на настройку программы.
Главными недостатками подобных инструментов можно назвать:
Одним из самых известных CRM-продуктов можно назвать платформу Salesforce.com, которая сегодня считается мировым лидером в этой нише. На российском рынке – amoCRM, РосБизнесСофт, On-CRM.ru.
HRM-SaaS
Системы HRM помогают автоматизировать работу с персоналом. Их основная цель – упорядочить учет и расчет, а также снизить потери, связанные с уходом сотрудников. HRM-SaaS довольно сложно устроены, поэтому работать с ними труднее, чем с CRM. Пример подобных программ – SuccessFactors HCM, SuccessFactors.
Если вы хотите разгрузить сотрудников и автоматизировать рутинные задачи, воспользуйтесь сквозной аналитикой Calltouch. Сервис автоматически собирает
данные с разных каналов трафика в одном окне в виде удобных отчетов.
Сквозная аналитика
Альтернативы Software As A Service
Альтернативами Software As A Service называют приложения, которые имеют смешанный функционал со стандартными ПО и облачными структурами. Наиболее распространенные альтернативы:
Заключение
Модель Saas помогает автоматизировать бизнес-процессы и увеличить продуктивность компании, при этом не требуя огромных затрат – как финансовых, так и временных. Главное – грамотно подойти к выбору: составить список нужных функций, изучить отзывы о программах, попробовать бесплатную версию.
PaaS, DBaaS, SaaS… Что все это значит?
За последние несколько лет в английском языке появилось множество новых терминов, имеющих отношение к телекоммуникационной сфере. Как это часто случается, постепенно эти термины перекочевывают и в русский язык. По роду деятельности мы часто сталкиваемся с терминами из «облачной» сферы. И если для нас они понятны, то для большинства пользователей все это — ни о чем не говорящие аббревиатуры.
Мы в своей работе эти термины часто употребляем, и сейчас предлагаем раз и навсегда разобраться с теми из них, что заканчиваются на *aaS. Кстати, на днях заметили, что некоторые наши партнеры и клиенты просто пропускают эти аббревиатуры в тексте, не зная, что это такое. Сокращения такого рода зачастую проходят мимо внимания людей. И совершенно напрасно. Для того, чтобы получить оптимальный сервис, подходящий для своих нужд, стоит разбираться в соответствующей терминологии.
DBaaS (Database as a Service, база данных как услуга
Начнем, пожалуй, с этого термина. Назвать его новым язык не поворачивается, поскольку ему уже несколько лет. Но сильно распространенным он не стал. С другой стороны, такого рода услуги часто предлагаются провайдерами облачных услуг, и знать, что такое DBaaS, необходимо.
Так вот, DBaaS — это разновидность PaaS (об это термине ниже). Используя DBaaS, пользователь может получить доступ к базе данных любого типа по запросу. Пользователь может быстро развернуть БД на любом классе оборудования в среде выбранной им программной платформы (операционной системы).
Пользователь может выбрать базу данных, указав ее версию, общую конфигурацию, ряд прочих особенностей (например, размещение). БД по запросу можно разместить в ОС на виртуалке или подключить в рамках контейнера.
За последние пару лет поставщики облачных услуг значительно увеличили количество предложений DBaaS. Компания IBM, например, предоставляет доступ к масштабируемой и полностью управляемой базе данных через стандартные объектно-ориентированные API.
MWaaS (Middleware as a Service, промежуточное ПО как услуга)
Это тоже одна из разновидностей PaaS. MWaaS представляет собой специализированное облачное решение для компаний. В рамках этой услуги клиентам предоставляется доступ к комплексной платформе с соответствующей инфраструктурой для обслуживания корпоративных приложений и инструментов безопасности. Используя MWaaS, пользователь может быстро подготовить определенную программную среду.
Один из элементов MWaaS — это сервер приложений. Он здесь играет роль контейнера и балансировка нагрузки в облачной инфраструктуре.
В состав MWaaS входят интегрированные функции безопасности, что позволяет обеспечить быстрый приватный доступ к необходимым облачным приложениям и базам данных. Используя промежуточное ПО как сервис, пользователи могут работать с устойчивыми и масштабируемыми средами. Плюс ко всему, компании могут передавать собственные приложения из одного публичного облака в другое, при необходимости.
PaaS (платформа как услуга)
Если кратко, то PaaS — это один из способов предоставления клиенту готовой программной среды. Одновременно предоставляются инструменты для тонкой настройки такой среды. Элементами PaaS является аппаратное обеспечение, операционная система, СУБД, промежуточное ПО, инструменты тестирования и разработки. Сейчас PaaS рассматривается в качестве одного из стандартов для электронной коммерции.
При необходимости пользователь может быстро развернуть типовую среду для разработки и тестирования своих продуктов. Также в типовой среде можно размещать резервные площадки, переносить часть рабочих нагрузок из приватного облака в общее и обратно.
Зачастую, PaaS используется программистами, которые сообща работают над различными проектами. В этом случае все или часть разработчиков получают доступ к единой среде разработки удаленно. Соответственно, все они нуждаются в достаточном количестве системных ресурсов, а также в инструментах совместной работы.
И PaaS без проблем позволяет распределять задания, контролировать и исправлять ошибки, работать с различными версиями проекта. Соответственно, в таких средах есть инструменты обмена сообщениями и комментирования. Единая среда разработки, зачастую — это уже половина дела. Проект может просто не дойти до стадии запуска без PaaS.
Как уже говорилось выше, и DBaaS и MWaaS являются частью PaaS — это обычно составные части общей системы.
SaaS (программное обеспечение как сервис)
Интересная услуга, которая получила особенно активное развитие в последнее время. SaaS используется разработчиками программных платформ с предоставлением к ним удаленного доступа. Отличным примером SaaS может служить Microsoft Office 365. Корпорация Microsoft предоставляет по модели SaaS доступ клиентам к MS Office Suite (Office Web Apps) наряду с SharePoint Server, Exchange Server и другими сервисами и приложениями.
SaaS обычно означает отсутствие необходимости установки пакета программ (как в случае с обычным Microsoft Office). Соответственно, нет необходимости тратиться на установку, обновление и обслуживание оборудования и программ, которые работают на этом оборудовании. При этом с SaaS может работать сразу несколько пользователей. Плата обычно снимается в виде абонентской платы (в случае Microsoft Office 365), или же на основе объема операций. Техническая поддержка ложится на плечи разработчика SaaS-платформы, от пользователя не требуется никакого участия.
Достоинствами SaaS перед стандартной моделью работы с лицензионным ПО являются отсутствие необходимости разовой оплаты лицензии. Затраты в этом случае могут быть весьма солидными. Пользователь может спокойно работать в среде выбранной программной платформы, не беспокоясь ни о чем другом.
Сейчас та же корпорация Microsoft, по слухам, подумывает о введении новой модели — операционной системы как сервиса (для Windows 10). Но эта информация пока не подтверждена.
IaaS (инфраструктура как услуга)
В этом случае поставщик услуги предоставляет в аренду вычислительные ресурсы. Это может быть совокупность виртуальных машин, хранилищ данных, сетевых элементов различных типов. При помощи IaaS пользователь получает возможность быстро развертывать копии ОС, запуская виртуальные копии ряда программных пакетов. В этом случае нет необходимости развертывать собственную сетевую инфраструктуру. Все необходимое предоставляется поставщиком IaaS. При этом такая среда практически всегда является гибкой и масштабируемой.
Ресурсы, которые не используются, могут высвобождаться в автоматическом режиме, а при дополнительной нагрузке быстро вводятся в строй новые ресурсы.
IaaS зачастую используется ИТ-специалистами различных сфер (банковская, телекоммуникационная и т.п.). В то же время, среди разработчиков более популярна модель PaaS. Все они позволяют экономить средства и не особо вникать в подробности технической инфраструктуры провайдера услуг. На провайдере же лежат обязанности по технической поддержке своего продукта. Это обновление аппаратной платформы, программной платформы, добавление новых мощностей.
Нет сомнений, что в ближайшее время мы увидим, как все упомянутые облачные сервисы будут активно развиваться. Также сомневаться не приходится в том, что уже в ближайшее время мы услышим о новых *aaS. Кстати, может быть, мы перечислили не все и вы можете дополнить приведенную информацию?
SaaS — как они захватили мир и что потом с ними будет
Самое интересное из выпуска подкаста «Завтра облачно», на котором мы с Александром Демидовым («Битрикс24») обсудили рынок SaaS, его прошлое и будущее.
SaaS — одна из форм использования приложений, когда приложение стоит не на компьютере у пользователя под столом, а где-то далеко «в облаке». Пользователь только наполняет его своими данными через интернет. Facebook, электронная почта, Trello, и Google Analytics — это всё SaaS.
Итак, что думают о SaaS те, кто их создаёт?
В небольших компаниях обычно нет лишних рук. Но когда покупаешь приложение, кто-то должен его поддерживать в рабочем состоянии, обновлять, делать бэкапы и так далее. В модели SaaS эти административные задачи берет на себя сервис-провайдер.
Еще одна важная вещь — сегодня пользователь уже привык, что его данные доступны с разных устройств: ноутбука, планшета, смартфона, постоянно синхронизируются. Локальный софт для этого не подходит. Значит, должен быть сервис, к которому есть доступ в любом месте. Это и дает SaaS.
Многим проще пользоваться подписной моделью и ежемесячно платить небольшую сумму, чем покупать дорогой софт сразу. Раньше в нашей стране устанавливали много пиратского софта, потому что программное обеспечение было дорогим. Платить незначительные суммы каждый месяц намного комфортнее. Поэтому сейчас даже небольшая компания может легально использовать нужный софт, который раньше бил по бюджету серьезными однократными закупками.
Все серьезные SaaS позволяют экспортировать данные, чтобы в случае миграции с одного сервиса на другой они сохранялись, их можно было развернуть у себя на сервере или залить в SaaS другого провайдера. Такая возможность снимает опасения пользователя перед vendor lock-in — «залочиванием» в решении от одного вендора.
Не все об этом думают на начальном этапе выбора решения. Если потом не не получается вытащить данные из облака, остается два выхода: либо потерять данные и уйти к другому провайдеру, либо продолжать платить прежнему, даже если он уже не устраивает.
Этот риск — следствие не бизнес-модели SaaS, а недостатка компьютерной грамотности по части того, как пользоваться облаками, которые часто безопаснее собственной инфраструктуры.
Концепция, когда что-то хранится на компьютере физически, понятна даже людям, далеким от компьютера. А концепция облака, хоть и не сверхсложная, уже абстракция, которая кого-то пугает. Человек, далекий от IT, вряд ли поймет, как работает облако: где дата-центры, почему говорят, что они в облаке. Еще и название мультяшное, игрушечное — «облако».
Чтобы нечаянно не «запереть» данные у конкретного провайдера, до начала пользования сервисом нужно изучить его возможности и пути отступления.
Это обязанность сервиса ― предсказывать, добавлять, обогащать данные, которые клиент не может монетизировать самостоятельно. Эти возможности возникают благодаря тому, что SaaS агрегирует обезличенные данные многих пользователей и умеет с ними работать. Клиент, отдавая данные в SaaS, монетизирует их сразу, получает дополнительные предсказательные сервисы, возникающие именно за счёт этой агрегации и сопоставления с «чужими» данными.
Пример — антиспам. На основе данных одного почтового ящика или даже всех ящиков одной компании его не построить, а на данных миллионов ящиков — легко. Это ценность от агрегации данных, которую нужно использовать.
Важным препятствием для развития SaaS был интернет: его доступность, надежность, скорость и другие параметры. Сейчас все развивается, появился 4G, дальше будет 5G. Практически в любой квартире несколько провайдеров, а интернет становится такой инфраструктурной штукой, как электричество. Отключение интернета — форс-мажор.
Поэтому многие приложения уже нагружают устройство пользователя минимально, самая нагруженная работа происходит где-то там: в интернете, в облаке.
Сейчас нам привычно открыть ноутбук, а через 10 лет мы будем считать странным что-то открывать, носить или доставать из кармана. Это будут избыточные действия, потому что есть более удобные виды доступа к информации, которые запускаются, например, по голосу или щелчку.
Вендоры и провайдеры SaaS не спешат отказываться от коробочных версий. Их наличие параллельно с моделью аренды ПО по подписке — огромный плюс для клиентов. Даже если они не планируют переехать на коробочную версию, то понимают, что всегда могут это сделать, не станут заложниками сервиса, который надо постоянно оплачивать.
Есть клиенты со специфическими политиками безопасности. Например, с хранением данных только в закрытом контуре у себя в компании. Они не могут пользоваться SaaS, а «коробкой» — пожалуйста. Есть компании, которые хотят делать сложные интеграции с внутренними системами (от ERP до пропускных систем) — это тоже не всегда можно сделать в облаке.
Будущее за SaaS, которые могут кастомизироваться под задачи любой сложности. Сейчас если нужен кастом, компании дорабатывают его сами, получают проприетарные варианты, которые есть только у них.
А можно ли сделать облачный сервис, который станет конструктором сервисов SaaS? Совместить выигрыш SaaS на масштабе с возможностью по далеко идущей кастомизации у сегодняшних on-premise решений?
Сейчас вопрос решается модулями, аддонами, с помощью которых можно что-то менять. Причем вендор SaaS пытается угадать, где в сервисе клиентам может понадобиться кастомизация, и в этих отдельных точках открывает возможность добавлять аддоны. Но, видимо, скоро парадигма разработки станет такой, что аддоны можно будет крепить на любое место SaaS.
Вспомним о концепции API-first. Если каждую новую сущность разрабатывать с возможностью работы через API, это и будет движение к тому самому будущему.
Узкоспециализированные кастомизации клиент делает сам. Кастомизации, которые будут широко востребованы, создает сам «Битрикс24» и включает в продукт.
Промежуточные по популярности дополнения делают сторонние разработчики, которые размещают их в маркетплейсе дополнений «Битрикс24». Такие дополнения бывают бесплатные, с расчётом на то, что клиенту понадобится платный консалтинг или расширенные пакеты услуг.
Чтобы эта модель хорошо работала, «Битрикс24» просто сделал API, маркетплейс и открыл возможности по расширению приложений.
У любого крупного SaaS-сервиса есть система аддонов и маркетплейс. Их наличие — критерий зрелости SaaS. Вендор понял, что невозможно самому сделать все фичи. Значит, нужно создать экосистему партнеров, которые будут создавать нишевые фичи и решения.
PaaS — платформа как сервис. Если SaaS — приложения в облаке для пользователей, то PaaS — «кирпичики» для создания приложений, тоже в облаке. Они нужны тем, кто приложения создает — разработчикам и ИТ-отделам. Типичные PaaS — это облачные базы данных, элементы ИИ, анализа больших данных и другие. Ценность PaaS для разработки в том, что не нужно настраивать, администрировать, обновлять эти самые базы данных и так далее. Можно сфокусироваться на бизнес-логике приложений.
Платформы дают возможность быстро и много экспериментировать. Когда возникает идея нового продукта или сервиса, не нужно с нуля тратить много времени, сил, разработки и денег, чтобы получить MVP (минимально жизнеспособный продукт) для проверки гипотезы: взлетает продукт или нет.
Послушать целиком подкаст про SaaS можно тут: ВКонтакте, iTunes, Google Podcasts, SoundCloud