saas сервисы что это

SaaS — как они захватили мир и что потом с ними будет

Самое интересное из выпуска подкаста «Завтра облачно», на котором мы с Александром Демидовым («Битрикс24») обсудили рынок SaaS, его прошлое и будущее.

SaaS — одна из форм использования приложений, когда приложение стоит не на компьютере у пользователя под столом, а где-то далеко «в облаке». Пользователь только наполняет его своими данными через интернет. Facebook, электронная почта, Trello, и Google Analytics — это всё SaaS.

Итак, что думают о SaaS те, кто их создаёт?

В небольших компаниях обычно нет лишних рук. Но когда покупаешь приложение, кто-то должен его поддерживать в рабочем состоянии, обновлять, делать бэкапы и так далее. В модели SaaS эти административные задачи берет на себя сервис-провайдер.

Еще одна важная вещь — сегодня пользователь уже привык, что его данные доступны с разных устройств: ноутбука, планшета, смартфона, постоянно синхронизируются. Локальный софт для этого не подходит. Значит, должен быть сервис, к которому есть доступ в любом месте. Это и дает SaaS.

Многим проще пользоваться подписной моделью и ежемесячно платить небольшую сумму, чем покупать дорогой софт сразу. Раньше в нашей стране устанавливали много пиратского софта, потому что программное обеспечение было дорогим. Платить незначительные суммы каждый месяц намного комфортнее. Поэтому сейчас даже небольшая компания может легально использовать нужный софт, который раньше бил по бюджету серьезными однократными закупками.

Все серьезные SaaS позволяют экспортировать данные, чтобы в случае миграции с одного сервиса на другой они сохранялись, их можно было развернуть у себя на сервере или залить в SaaS другого провайдера. Такая возможность снимает опасения пользователя перед vendor lock-in — «залочиванием» в решении от одного вендора.

Не все об этом думают на начальном этапе выбора решения. Если потом не не получается вытащить данные из облака, остается два выхода: либо потерять данные и уйти к другому провайдеру, либо продолжать платить прежнему, даже если он уже не устраивает.

Этот риск — следствие не бизнес-модели SaaS, а недостатка компьютерной грамотности по части того, как пользоваться облаками, которые часто безопаснее собственной инфраструктуры.

Концепция, когда что-то хранится на компьютере физически, понятна даже людям, далеким от компьютера. А концепция облака, хоть и не сверхсложная, уже абстракция, которая кого-то пугает. Человек, далекий от IT, вряд ли поймет, как работает облако: где дата-центры, почему говорят, что они в облаке. Еще и название мультяшное, игрушечное — «облако».

Чтобы нечаянно не «запереть» данные у конкретного провайдера, до начала пользования сервисом нужно изучить его возможности и пути отступления.

Это обязанность сервиса ― предсказывать, добавлять, обогащать данные, которые клиент не может монетизировать самостоятельно. Эти возможности возникают благодаря тому, что SaaS агрегирует обезличенные данные многих пользователей и умеет с ними работать. Клиент, отдавая данные в SaaS, монетизирует их сразу, получает дополнительные предсказательные сервисы, возникающие именно за счёт этой агрегации и сопоставления с «чужими» данными.

Пример — антиспам. На основе данных одного почтового ящика или даже всех ящиков одной компании его не построить, а на данных миллионов ящиков — легко. Это ценность от агрегации данных, которую нужно использовать.

Важным препятствием для развития SaaS был интернет: его доступность, надежность, скорость и другие параметры. Сейчас все развивается, появился 4G, дальше будет 5G. Практически в любой квартире несколько провайдеров, а интернет становится такой инфраструктурной штукой, как электричество. Отключение интернета — форс-мажор.

Поэтому многие приложения уже нагружают устройство пользователя минимально, самая нагруженная работа происходит где-то там: в интернете, в облаке.

Сейчас нам привычно открыть ноутбук, а через 10 лет мы будем считать странным что-то открывать, носить или доставать из кармана. Это будут избыточные действия, потому что есть более удобные виды доступа к информации, которые запускаются, например, по голосу или щелчку.

Вендоры и провайдеры SaaS не спешат отказываться от коробочных версий. Их наличие параллельно с моделью аренды ПО по подписке — огромный плюс для клиентов. Даже если они не планируют переехать на коробочную версию, то понимают, что всегда могут это сделать, не станут заложниками сервиса, который надо постоянно оплачивать.

Есть клиенты со специфическими политиками безопасности. Например, с хранением данных только в закрытом контуре у себя в компании. Они не могут пользоваться SaaS, а «коробкой» — пожалуйста. Есть компании, которые хотят делать сложные интеграции с внутренними системами (от ERP до пропускных систем) — это тоже не всегда можно сделать в облаке.

Будущее за SaaS, которые могут кастомизироваться под задачи любой сложности. Сейчас если нужен кастом, компании дорабатывают его сами, получают проприетарные варианты, которые есть только у них.

А можно ли сделать облачный сервис, который станет конструктором сервисов SaaS? Совместить выигрыш SaaS на масштабе с возможностью по далеко идущей кастомизации у сегодняшних on-premise решений?

Сейчас вопрос решается модулями, аддонами, с помощью которых можно что-то менять. Причем вендор SaaS пытается угадать, где в сервисе клиентам может понадобиться кастомизация, и в этих отдельных точках открывает возможность добавлять аддоны. Но, видимо, скоро парадигма разработки станет такой, что аддоны можно будет крепить на любое место SaaS.

Вспомним о концепции API-first. Если каждую новую сущность разрабатывать с возможностью работы через API, это и будет движение к тому самому будущему.

Узкоспециализированные кастомизации клиент делает сам. Кастомизации, которые будут широко востребованы, создает сам «Битрикс24» и включает в продукт.

Промежуточные по популярности дополнения делают сторонние разработчики, которые размещают их в маркетплейсе дополнений «Битрикс24». Такие дополнения бывают бесплатные, с расчётом на то, что клиенту понадобится платный консалтинг или расширенные пакеты услуг.

Чтобы эта модель хорошо работала, «Битрикс24» просто сделал API, маркетплейс и открыл возможности по расширению приложений.

У любого крупного SaaS-сервиса есть система аддонов и маркетплейс. Их наличие — критерий зрелости SaaS. Вендор понял, что невозможно самому сделать все фичи. Значит, нужно создать экосистему партнеров, которые будут создавать нишевые фичи и решения.

PaaS — платформа как сервис. Если SaaS — приложения в облаке для пользователей, то PaaS — «кирпичики» для создания приложений, тоже в облаке. Они нужны тем, кто приложения создает — разработчикам и ИТ-отделам. Типичные PaaS — это облачные базы данных, элементы ИИ, анализа больших данных и другие. Ценность PaaS для разработки в том, что не нужно настраивать, администрировать, обновлять эти самые базы данных и так далее. Можно сфокусироваться на бизнес-логике приложений.

Платформы дают возможность быстро и много экспериментировать. Когда возникает идея нового продукта или сервиса, не нужно с нуля тратить много времени, сил, разработки и денег, чтобы получить MVP (минимально жизнеспособный продукт) для проверки гипотезы: взлетает продукт или нет.

Послушать целиком подкаст про SaaS можно тут: ВКонтакте, iTunes, Google Podcasts, SoundCloud

Источник

SaaS: что это такое простыми словами, преимущества и недостатки

Программное обеспечение как услуга (SaaS) – это модель распространения программного обеспечения, в которой поставщик облачных услуг размещает приложения и делает их доступными для конечных пользователей через Интернет. В этой модели независимый поставщик программного обеспечения (ISV) может заключить договор со сторонним поставщиком облачных услуг для размещения приложения. Или, в более крупных компаниях, таких как Microsoft, поставщик облачных услуг также может быть поставщиком программного обеспечения.

SaaS – одна из трех основных категорий облачных вычислений, наряду с инфраструктурой как услуга (IaaS) и платформой как услуга (PaaS). Приложения SaaS используют ряд IT-специалистов, бизнес-пользователи и частные пользователи. Ассортимент продукции варьируется от персональных развлечений, таких как Netflix, до передовых IT-инструментов. В отличие от IaaS и PaaS, продукты SaaS часто продаются как пользователям B2B, так и B2C.

Согласно недавнему отчету McKinsey & Company, аналитики технологической отрасли прогнозируют дальнейший рост рынка программного обеспечения как услуги и ожидают, что к 2024 году рынок продуктов SaaS составит около 200 миллиардов долларов.

Как работает программное обеспечение как услуга?

SaaS работает через модель облачной доставки. Поставщик программного обеспечения будет либо размещать приложение и связанные данные, используя свои собственные серверы, базы данных, сетевые и вычислительные ресурсы, либо это может быть независимый поставщик программного обеспечения, который заключает договор с поставщиком облачных услуг для размещения приложения в центре обработки данных поставщика. Приложение будет доступно для любого устройства, подключенного к сети. Доступ к приложениям SaaS обычно осуществляется через веб-браузеры.

В результате компаниям, использующим приложения SaaS, не поручают установку и обслуживание программного обеспечения. Пользователи просто платят абонентскую плату, чтобы получить доступ к программному обеспечению, которое представляет собой готовое решение.

SaaS тесно связан с поставщиками услуг приложений (ASP) и моделями доставки программного обеспечения для вычислений по требованию, когда поставщик размещает программное обеспечение клиента и доставляет его утвержденным конечным пользователям через Интернет.

В модели SaaS «программное обеспечение по запросу» поставщик предоставляет клиентам сетевой доступ к единственной копии приложения, созданного поставщиком специально для распространения SaaS. Исходный код приложения одинаков для всех клиентов, и когда выпускаются новые особенности или функциональные возможности, они распространяются на всех клиентов. В зависимости от соглашения об уровне услуг (SLA) данные клиента для каждой модели могут храниться локально, в облаке или как локально, так и в облаке.

Организации могут интегрировать приложения SaaS с другим программным обеспечением с помощью интерфейсов прикладного программирования (API). Например, компания может написать свои собственные программные инструменты и использовать API-интерфейсы поставщика SaaS для интеграции этих инструментов с предложением SaaS.

Архитектура SaaS

Приложения и сервисы SaaS обычно используют многопользовательский подход – это означает, что один экземпляр приложения SaaS будет работать на хост-серверах, и этот единственный экземпляр будет обслуживать каждого зарегистрировавшегося клиента или облачного клиента. Приложение будет работать в одной версии и конфигурации для всех клиентов или арендаторов. Хотя разные подписчики будут работать в одном экземпляре облака с общей инфраструктурой и платформой, данные от разных клиентов по-прежнему будут разделены.

Типичная многопользовательская архитектура приложений SaaS означает, что поставщик облачных услуг может управлять обслуживанием, обновлениями и исправлением ошибок быстрее, проще и эффективнее. Вместо того, чтобы вносить изменения в нескольких экземплярах, инженеры могут вносить необходимые изменения для всех клиентов, поддерживая один общий экземпляр.

Кроме того, мультиарендность позволяет большему количеству людей получить доступ к большему объему ресурсов без ущерба для важных облачных функций, таких как безопасность, скорость и конфиденциальность.

Преимущества SaaS

SaaS устраняет необходимость для организаций устанавливать и запускать приложения на своих компьютерах или в собственных центрах обработки данных. Это исключает расходы на приобретение, предоставление и обслуживание оборудования, а также на лицензирование, установку и поддержку программного обеспечения. Вот другие преимущества модели SaaS:

Проблемы и недостатки SaaS

SaaS также создает некоторые потенциальные риски и проблемы, поскольку предприятиям приходится полагаться на внешних поставщиков для предоставления программного обеспечения, поддержания его в рабочем состоянии, отслеживания и составления отчетов о точном выставлении счетов и создания безопасной среды для бизнес-данных.

Безопасность и конфиденциальность SaaS

Риски кибербезопасности, связанные с программным обеспечением как услугой, отличаются от рисков, связанных с традиционным программным обеспечением. В случае традиционного программного обеспечения поставщик программного обеспечения несет ответственность за устранение уязвимостей на основе кода, а пользователь отвечает за запуск программного обеспечения в безопасной инфраструктуре и сети. В результате за безопасность больше несут ответственность независимый поставщик программного обеспечения и сторонний поставщик облачных услуг.

Несмотря на быстрое внедрение облачных моделей для полностью обслуживаемых программных продуктов, организации по-прежнему имеют определенные оговорки в отношении продуктов SaaS, когда речь идет о безопасности и конфиденциальности. Эти опасения включают:

SaaS, IaaS и PaaS: в чем разница?

SaaS – одна из трех основных моделей облачных сервисов, наряду с IaaS и PaaS. Все три модели включают поставщиков облачных услуг, которые доставляют свои собственные ресурсы центра обработки данных клиентам через Интернет.

Разница между моделями заключается в комплектности продукта. Продукты SaaS – это законченные и полностью управляемые приложения. IaaS в значительной степени передает ресурсы центра обработки данных на аутсорсинг, а PaaS предоставляет платформу разработки и другие инструменты, размещенные в центре обработки данных поставщика.

Пользователям приложений SaaS не нужно загружать программное обеспечение, управлять существующей IT-инфраструктурой или заниматься какими-либо аспектами управления программным обеспечением. Поставщики занимаются обслуживанием, обновлениями, поддержкой, безопасностью и всеми другими аспектами управления программным обеспечением.

IaaS используется компаниями, которые хотят передать свои центры обработки данных и компьютерные ресурсы поставщику облачных услуг. Поставщики IaaS размещают компоненты инфраструктуры, такие как серверы, хранилище, сетевое оборудование и ресурсы виртуализации. Организации-клиенты, использующие услуги IaaS, по-прежнему должны управлять своими данными, приложениями и операционными системами (ОС).

PaaS предоставляет набор ресурсов для внутренних разработчиков организации. Эта размещенная платформа позволяет разработчикам создавать индивидуальные приложения. Поставщик управляет ресурсами центра обработки данных, которые поддерживают инструменты. Организации-клиенты, использующие услуги PaaS, не должны управлять своими операционными системами, но должны управлять приложениями и использованием данных.

Поставщики SaaS и примеры

Рынок SaaS включает в себя множество поставщиков программного обеспечения и продуктов. К отраслевым игрокам относятся небольшие поставщики отдельных продуктов, вплоть до облачных гигантов, таких как Amazon Web Services и Google.

Продукты SaaS также разнообразны: от сервисов потокового видео до инструментов IT-бизнес-аналитики. Существуют приложения SaaS для основных бизнес-приложений, таких как электронная почта, управление продажами, управление взаимоотношениями с клиентами (CRM), финансовое управление, управление человеческими ресурсами (HRM), выставление счетов и совместная работа. Корпоративные продукты SaaS для определенных отраслей, таких как страхование или медицина, известны как вертикальные продукты SaaS.

Продукты SaaS могут продаваться в основном на рынках B2B, B2C или на обоих рынках. Вот примеры популярных продуктов SaaS:

Цены на SaaS

Как правило, использование продукта SaaS более рентабельно, чем традиционная лицензия на программное обеспечение для корпоративного программного обеспечения, поскольку установка на оборудование не требуется. Поставщики SaaS обычно используют для клиентов одну из многих моделей ценообразования на основе подписки.

saas сервисы что это. Смотреть фото saas сервисы что это. Смотреть картинку saas сервисы что это. Картинка про saas сервисы что это. Фото saas сервисы что это

Интернет-предприниматель, специалист по SEO и SMM, E-commerce, вебмастер, блогер.

Источник

Что такое SaaS

В первой части статьи про SaaS расскажем, как устроено потребление приложений через облако, почему люди не сразу привыкли к ним, как на SaaS-рынке вырос целый клондайк полезных данных и зачем сервисы бизнесу.

О SaaS простыми словами

Ведущий: Сегодняшний подкаст посвящен такой непонятной штуке как SaaS. Про нее все слышали, но где SaaS начинается и заканчивается — не ясно. Давайте каждый попытается объяснить простыми словами, что такое SaaS.

Александр:

Мне нравится определение, по которому SaaS — компьютер, который стоит не у тебя под столом, а где-то еще. Если расшифровать аббревиатуру, SaaS — это software as a service, или программное обеспечение как сервис.

Термин обсуждали в 2010–2011 годах, когда менялась модель потребления программного обеспечения. Тогда было непривычно, что софт может быть не только на ноутбуке пользователя или в соседней серверной. Это модель, в которой программное обеспечение находится у сервис-провайдера, а вы пользуетесь им из браузера или через дополнительное приложение.

Илья:

У меня SaaS ассоциациируется с подпиской, SaaS — софт по подписке. Это не только то, где его запускают, но и модель покупки.

Например, если вы нанимаете новых сотрудников, платите за софт больше, увольняете — платите меньше. Для меня SaaS раскрывается еще и в подписочной модели, которая росла вместе с этим понятием.

Александр:

Это важное уточнение, но его тоже можно расширить. Потому что некоторые сервисы бесплатные, тогда речь о подписке не идет. Но сама модель потребления не перестает быть SaaS.

Ведущий: А e-mail ― это SaaS?

Александр:

Да. Можно сказать, первый из массовых. Хотя когда пытались стандартизировать понятие SaaS и говорили, что это приложение с единым ядром по подписной модели, многие утверждали, что e-mail — не SaaS. Но почему не SaaS? Здесь та же модель потребления, а если сервис платный, то та же подписная модель. Поэтому да, e-mail — SaaS.

Почему SaaS-сервисам удалось захватить мир

Ведущий: Почему раньше не было SaaS, а потом он появился? Почему такая модель стала основной? Например, я пользуюсь офисными приложениями исключительно удаленно. В какой момент все изменилось и почему?

Александр:

Это был длительный процесс, когда менялось сразу несколько факторов. Перечислю их без учета приоритета.

Многие маленькие компании хотят пользоваться софтом, но у них нет системных администраторов, которые бы его поддерживали в рабочем состоянии, делали бэкапы. В модели SaaS эти задачи берет сервис-провайдер. Многим проще пользоваться подписной моделью и ежемесячно платить небольшую сумму, чем покупать дорогой софт сразу.

Раньше в нашей стране устанавливали много пиратского софта, потому что ПО было дорогим.

Еще одна важная вещь, которую я наблюдаю — пользователь привык, что его данные не хранятся локально в одном месте, а доступны с разных устройств: ноутбука, планшета, смартфона, постоянно синхронизируются. Локальный софт для этого не подходит, значит, должен быть сервис, к которому есть доступ в любом месте.

Илья:

Были причины, по которым до какого-то момента модель SaaS была невозможна. Одна из них — ограничения интернета. SaaS масштабировался после появления быстрого интернета для корпоративных клиентов. Если это софт, от которого зависит бизнес, интернет обязан быть стабильным.

Лет 15–20 назад стабильными были только локальные сети. А чтобы получить хороший интернет-канал, с которым бизнес-процессы не остановятся, нужно было ставить спутниковую антенну, дублировать канал через двух провайдеров, тогда это было невозможно. В начале 2000-х, когда ситуация с интернет-каналами улучшилась, SaaS-модель стала развиваться. Исчезло ограничение в виде пропускной способности, появилась экономическая выгода и для провайдера, и для клиента.

Модель SaaS: софт отдельно, данные отдельно

Ведущий: Раньше, когда мы покупали ПО, оно становилось нашей собственностью, программа лежала на диске. С переходом на SaaS-модель контроль пропадает, у пользователя словно и нет собственного софта. Это, скорее, не про компании, а про конкретного пользователя — такой подсознательный дискомфорт, когда софт не ваш, но вы им пользуетесь. Есть такой эффект, как вам кажется?

Александр:

Есть четкое разделение между самим программным обеспечением (или сервисом) и данными, которые в нем хранятся. Все приличные SaaS позволяют экспортировать данные, чтобы в случае миграции с одного сервиса на другой они сохранялись, их можно было развернуть на сервере или у другого провайдера. Когда это стало просто, пользователи перестали этого бояться.

Есть страх, чтобы данные не стали заложниками сервиса. Например, есть CRM, где работаешь день за днем, а потом выясняется, что нельзя разом получить данные — тогда да, дискомфорт есть. То есть до начала пользования сервисом нужно изучить его возможности и пути отступления.

Илья:

Это про IT-грамотность. В SaaS можно оценить качество сервиса, понять, хорошо ли он продуман, получится ли из него выгрузить данные и затем мигрировать. Когда проходишь определенный путь, уже понимаешь, как проверить сервис, задумываешься об этом до начала работы.

Проблема возникает у тех, кто не думает о безопасности данных на начальном этапе. Облака могут оказаться настоящей проблемой, если человек не может вытащить оттуда данные. Он чувствует себя уязвимым, потому что видит два выхода: либо потерять данные и уйти к конкуренту, либо продолжать платить прежнему провайдеру.

Концепция, когда что-то хранится на компьютере физически, понятна даже людям, далеким от компьютера. А концепция облака не сверхсложная, но это уже абстракция, которая пугает. Человек, далекий от IT, вряд ли поймет, как работает облако: где дата-центры, почему говорят, что они в облаке. Еще и название мультяшное, игрушечное — «облако». Всегда было интересно, почему такую сложную техническую вещь называют просто «облаками».

Как SaaS-сервисы распоряжаются данными

Ведущий: Приходит понимание, что данные — это важная вещь. Мы, работая с SaaS, отдаем ему данные. Получается, сервис может ими пользоваться? Может ли он монетизировать big data, большой массив анонимных данных? Например, поведенческие данные, вроде частоты слов, употребляемых в тексте. Информация накапливается у сервисов. Они могут решить ее продать или самостоятельно проанализировать?

Александр:

Напрямую взять данные пользователя и ими пользоваться сервис не может. Все зависит от того, что написано в пользовательском соглашении.

Я смотрю на вещи с позиции айтишника. Если сервис проанализирует поведенческие данные и использует в своих целях — например, узнает, что я хочу перейти в другой сервис, и предложит мне дополнительную скидку или услугу, я буду только «за». Хорошо, если он поймет, в чем я нуждаюсь. Если он захочет продать мои данные — это вопрос пользовательского соглашения и доверия к конкретному сервису.

В соглашении может быть заранее прописано, что сервис вправе передавать данные третьим лицам. Если там такого нет, то задним числом поправить соглашение и продать информацию никто не может. Это проблема грамотности — читаем ли мы пользовательские соглашения.

Ведущий: Facebook — это SaaS?

Илья:

В том контексте, что мы обсуждаем — да, Facebook тоже SaaS. Там такие же проблемы хранения и использования данных. Этот вопрос не зря поднимается на высоком уровне. В обращении с данными было много свободы, теперь сами вендоры просят у государства урегулировать вопрос с SaaS-сервисами. У бизнеса много рисков, понятно, что нужны правила.

Можно обойти тонкие границы использования данных, чтобы улучшить метрики или продавать дополнительный продукт — это нормально. А если на основе этих данных делать другой продукт?

Многие страны на законодательном уровне относятся к этому просто, по принципу «либо ты отдал все данные на обработку, либо не отдал». Очевидно, проблему еще предстоит решить.

Ведущий: Когда мы подписываем согласие на обработку данных, его нельзя обратно забрать — не существует такой схемы? Или если я согласился на обработку данных, могу потом потребовать удалить результаты их обработки? Пока звучит так: если по моим данным мне сделают коммерческое предложение — это ОК, а если начнут продавать мои данные кому-то еще, это нелегально.

Александр:

Есть такая схема. Но нет четких границ, в которых SaaS-сервис может использовать данные,
а за пределами которых — уже не может. В примере с Facebook я не вижу противоречия. С ходу не помню, что там в соглашении Facebook Workplaces для компаний, но если это Facebook для рядовых пользователей, то по пользовательскому соглашению их данные принадлежат соцсети. Понимая это, я не понесу туда корпоративные данные: логины, пароли, CRM или что-то еще. Я не сделаю там закрытую группу и не буду в ней общаться по чувствительным рабочим темам, потому что знаю: это не мое, принадлежит Facebook.

Илья:

Хороший SaaS-провайдер может извлечь больше ценности из тех же данных, чем отдельная компания. Например, есть сервис, оценивающий вероятности, дающий некие прогнозы по отрасли. Это работает на масштабе, когда суммарно данных у сервиса больше, чем у одной компании. И бизнесу это полезно для развития. Так возникает дополнительная ценность SaaS-сервисов, которые генерируют на данных добавочную стоимость.

Можно сказать, что это обязанность сервиса ― предсказывать, добавлять, брать данные, которые клиент не может использовать и монетизировать самостоятельно. Клиент, отдавая данные в использование SaaS, монетизирует их сразу, получает дополнительные сервисы.

Если подытожить, возможные риски при использовании SaaS закрываются юридической грамотностью с точки зрения оферты и четким осознанием, какие данные в вашем случае можно отдавать в SaaS, а какие нельзя.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *