с завтрашнего дня вступает в силу закон яровой
Проблемы Пакета Яровой 374-ФЗ
При этом по 6 делам суд отказался наказывать Оператора штрафом и ограничился предупреждением. Ещё по 2м судам апелляционная инстанция, признав нарушение судом процессуальных норм Стала рассматривать дела как Первая инстанция
После вступления в силу закона Яровой на рынке сложилась плачевная ситуация. Малым провайдерам установка оборудования обходится в 50–70% годовой выручки. Многие уходят с рынка в чёрные или серые схемы, или вынуждены продаваться. На продаже оборудования для СОРМ «кормятся» одни и те же компании-поставщики, у которых есть возможность получить лицензию Минпромторга на отечественное оборудование. Это закрытый рынок, на который не всех пускают… Сейчас в Краснодарском крае рекомендуют только трёх производителей ( см. переписку с органами на отраслевом форуме).
Судя по всему, в России только пять независимых компаний прошли сертификационные испытания на соответствие требованиям СОРМ-2 (всего производителей 9, 4 из которых принадлежат к одной группе):
Один из законов «пакета Яровой» обязывает операторов связи хранить звонки за шесть месяцев и трафик абонентов за 30 дней, а информацию о фактах приёма, передачи, доставки и обработки сообщений и звонков (метаданные) — три года.
Если сертифицированного оборудования нет, а власти настаивают на установке несертифицированного, то возникает вопрос: зачем его закупать? Может, возможно установить оборудование самостоятельно?
Представитель Минкомсвязи сказал, что им известно о проблеме в законодательстве, который будет устранён приказом в ближайшее время. Речь идёт не о корректирующем приказе, а о втором этапе пути до сертификации — принятия методики испытаний. Кстати, этот приказ вернули на доработку, так как производители не согласовали между собой методику испытаний (она утверждается приказом Минкомсвязи по согласованию с ФСБ). После ещё три этапа: монтаж стенда для СОРМ в дата-центре, где будут подключены тестовые операторы связи (должно хватить места и времени для всех производителей, желающих отсертифицироваться. Затем должны быть произведены сами испытания (это не быстрая процедура, ибо технические мероприятия СОРМ на оборудовании должны быть корректно видны с пульта управления СОРМ). Потом оформление сертификатов (три месяца). И также должны быть сертификаты ФСТЭК на контроль защищённости баз данных (чтобы СОРМ не взломали и не украли персональные данные).
Реалистичные сроки внедрения системы — середина 2020-го года.
Раньше предусматривалось 12 часов хранения, а потом нормы одномоментно повысили в 60 раз (Стало 30 суток). Что остается делать небольшим провайдерам, для которых закупка оборудования представляет неподъёмную задачу? Провайдер из Ейска нашел ответ.
О правилах хранения информации по «Закону Яровой»
1 июля 2018 г. вступили в силу Правила хранения операторами связи текстовых сообщений пользователей услуг связи, голосовой информации, изображений, звуков, видео- и иных сообщений пользователей услуг связи, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 12 апреля 2018 г. № 445 (далее – Правила).
Указанные Правила устанавливают порядок и сроки хранения пользовательских сообщений, а также требования к оборудованию, которое операторы связи должны использовать для хранения сообщений. Данное постановление принято во исполнение требований подп. 2 п. 1 ст. 64 Федерального закона от 7 июля 2003 г. № 126-ФЗ «О связи» (далее – Закон о связи) об обязательности хранения текстовых и голосовых пользовательских сообщений, введенного так называемым «Законом Яровой» 1 – поправками в различные законы с целью противодействия терроризму, экстремистской деятельности, усилению общественной безопасности.
Следует отметить, что с момента принятия «Закона Яровой» в 2016 г. многие критиковали его как раз в части установления обязательства операторов связи по хранению пользовательской информации, указывая, что хранение информации в предусмотренных законом объемах потребует крайне высоких затрат со стороны операторов связи на закупку, установку и поддержание соответствующего оборудования, что в конечном итоге отразится на тарифах операторов связи. Тем не менее соответствующие положения Закона № 374-ФЗ не были изменены, и с момента вступления в силу Правил у операторов связи возникает обязанность хранить пользовательские сообщения в предусмотренных объемах.
Правила, утвержденные рассматриваемым постановлением, устанавливают различное регулирование для операторов, осуществляющих передачу как текстовой, так и голосовой информации (операторов связи, оказывающих услуги междугородной и международной телефонной связи, услуги связи персонального радиовызова, услуги подвижной радиосвязи в сети связи общего пользования, услуги подвижной радиотелефонной и спутниковой связи, услуги связи по передаче данных для целей передачи голосовой информации, внутризоновой телефонной связи, местной телефонной связи), и для операторов, не осуществляющих передачи голосовой информации (операторов связи, оказывающих телематические услуги связи и (или) услуги связи по передаче данных, за исключением услуг связи по передаче данных для целей передачи голосовой информации).
Указанная информация должна храниться в полном объеме в течение 6 месяцев с даты окончания ее приема, передачи, доставки и (или) обработки.
В отношении операторов, не осуществляющих передачу голосовой информации, предусмотрены особые правила. До 1 октября 2018 г. указанные операторы могут не хранить передаваемую пользователями информацию, а с названной даты – должны хранить информацию в том объеме, который занимает переданная (отправленная и полученная) пользователями оператора информация в течение 30 дней до момента ввода технических средств хранения информации в эксплуатацию. При этом указанный объем должен увеличиваться ежегодно на 15% в течение 5 лет.
Установлена также обязанность операторов сохранять конфиденциальность полученной информации в соответствии с требованиями, которые должно утвердить Минкомсвязи России (пока такие требования также не установлены).
Как было отмечено, с 1 июля 2018 г. операторы связи, осуществляющие передачу голосовой информации, обязаны хранить сообщения пользователей. При этом до настоящего момента не утверждены требования к техническим средствам хранения информации. Более того, в отсутствие таких требований невозможно изготовить и выпустить соответствующее сертифицированное оборудование. Соответственно, в настоящий момент операторы связи не могут исполнять требования, предусмотренные Законом № 374-ФЗ и рассматриваемыми Правилами.
Несмотря на то что отдельной административной ответственности за несоблюдение требований по хранению информации в отношении операторов связи не предусмотрено, несоблюдение данных требований может повлечь за собой приостановление и последующее аннулирование лицензии на оказание услуг связи в силу подп. 1 п. 2 ст. 37 и подп. 2 п. 1 ст. 39 Закона о связи. Кроме того, теоретически оператор связи может быть привлечен к ответственности за осуществление деятельности с нарушением лицензионных требований (ч. 3 и 4 ст. 14.1 КоАП РФ) и за непредоставление сведений (ст. 19.7 КоАП РФ) органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, если такие органы потребуют информацию, которую оператор обязан хранить в соответствии с обсуждаемыми Правилами.
Тем не менее в 2016 г. шведское подразделение оператора TELE2 оспорило установленную в Швеции обязанность оператора связи хранить пользовательскую информацию, а также саму норму ст. 15 Директивы в Европейском суде юстиции.
Таким образом, законодательная политика европейских государств, направленная на уменьшение защиты приватности пользователей и возложение на операторов связи обременительных обязанностей, была предотвращена судебной властью.
В США, насколько известно, обязанность операторов связи по хранению пользовательских данных не установлена. Вероятно, это объясняется тем, что в США правоохранительные органы обладают широкими полномочиями и возможностями по самостоятельному перехвату и хранению пользовательской информации.
В заключение следует отметить, что Постановлением Правительства РФ от 26 июня 2018 г. № 728 утверждены Правила хранения организатором распространения информации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» текстовых сообщений пользователей информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», голосовой информации, изображений, звуков, видео-, иных электронных сообщений пользователей информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», которыми установлены схожие требования к хранению пользовательской информации организаторами распространения информации. Указанные Правила приняты в соответствии с нормой п. 2 ч. 3 ст. 10.1 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (далее – Закон об информации), которая также была введена Законом № 374-ФЗ.
Данные Правила касаются организаторов распространения информации, под которыми в соответствии с Законом об информации понимаются лица, осуществляющие «деятельность по обеспечению функционирования информационных систем и (или) программ для электронных вычислительных машин, которые предназначены и (или) используются для приема, передачи, доставки и (или) обработки электронных сообщений пользователей сети “Интернет”» (ч. 1 ст. 10.1). То есть организаторами распространения информации фактически являются любые сервисы, позволяющие обмениваться сообщениями, включая мессенджеры, форумы и социальные сети.
Правилами установлено, что организатор распространения информации хранит информацию о пользователях, которых можно идентифицировать как находящихся на территории РФ (по IP-адресу, номеру телефона и географическим метаданным), как граждан РФ (на основании документа, удостоверяющего личность) или в отношении которых организатору распространения информации поступило прямое указание от уполномоченных государственных органов.
Организатор распространения информации должен хранить все электронные сообщения таких пользователей в полном объеме в течение 6 месяцев с момента отправки, приема, доставки, передачи, обработки сообщений.
Эти Правила вступили в силу тогда же, когда и Правила, касающиеся операторов связи, – с 1 июля 2018 г. При этом в них не предусмотрены какие-либо требования к техническим средствам хранения информации, следовательно, организаторы распространения информации уже сейчас могут и обязаны хранить пользовательскую информацию.
За несоблюдение установленных требований ч. 2 ст. 13.31 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность в виде штрафа, сумма которого для юридических лиц составляет от 800 тыс. до 1 млн руб.
1 В частности, Федеральный закон от 6 июля 2016 г. № 374-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон “О противодействии терроризму” и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части установления дополнительных мер противодействия терроризму и обеспечения общественной безопасности» (далее – Закон № 374-ФЗ).
2 Правила применения оборудования систем коммутации, включая программное обеспечение, обеспечивающего выполнение установленных действий при проведении оперативно-розыскных мероприятий. Часть III. Правила применения оборудования коммутации и маршрутизации пакетов информации сетей передачи данных, включая программное обеспечение, обеспечивающего выполнение установленных действий при проведении оперативно-розыскных мероприятий.
3 Directive 2002/58/EC of the European Parliament and of the Council of 12 July 2002 concerning the processing of personal data and the protection of privacy in the electronic communications sector (Directive on privacy and electronic communications).
5 Data Retention and Investigatory Powers Act 2014.
«Пакет Яровой». Кто сможет читать мою переписку и прослушивать разговоры? Рассказываем, в чём заключается суть самого критикуемого законопроекта последних лет и чем это грозит всем нам.
Действительно, подписан закон был ещё летом 2016 года, однако вплоть до конца июня 2018-го в него вносили уточнения.
Действительно, два года назад операторы утверждали, что реализация некоторых пунктов закона технически невозможна. Но к 2018 году в строительство новых хранилищ данных было инвестировано несколько десятков миллиардов рублей и, по словам представителей некоторых крупных компаний, новая инфраструктура может быть отстроена в течение трёх лет.
За использование несертифицированного оборудования операторам может грозить административная ответственность, но они надеются, что до окончания сертификации проверок и наказаний для операторов всё же не будет.
Под действие закона попадают не все интернет-компании, а только те, которые входят в реестр организаторов распространения информации (ОРИ). Ведёт его Роскомнадзор. И да, ВКонтакте там тоже есть.
Также в реестр входят принадлежащие Mail.ru Group ресурсы (почтовый сервис, соцсети «Мой мир» и «Одноклассники», мессенджер «Агент Mail.ru» и облачное хранилище данных «Облако Mail.ru»), сервисы «Яндекса» («Яндекс.Почта» и «Яндекс.Диск»), многие сервисы знакомств. Год назад в этот список был внесён и мессенджер Telegram. Однако Павел Дуров отказался предоставлять доступ к переписке пользователей и выполнять требования «пакета Яровой». Из-за этого в апреле 2018 года Роскомнадзор приступил к блокировке Telegram на территории России после решения Таганского суда Москвы.
А вот не попали в этот реестр крупные иностранные интернет-компании: Facebook и принадлежащие ей мессенджер WhatsApp и Instagram. Нет там и Viber, Twitter, сервисов Microsoft (включая Skype) и сервисов Google, в том числе и почтового сервиса Gmail.
Некоторые эксперты высказывали мнение, что все эти нововведения станут губительными для интернет-отрасли. В первую очередь, из-за более чем внушительных сумм, которые потребуются для исполнения требований закона. Так, по подсчётам независимых экспертов, расходы операторов связи только на внедрение системы составят порядка 3,9 триллиона рублей, и это лишь стоимость оборудования. Примерно столько же можно прибавить к расходам интернет-компаний.
Были, но они связаны не с хранением данных. Изменения внёс ещё один документ, разработанный авторами «антитеррористического пакета». Причём они действуют уже с 2016 года.
Да. Буквально за полгода с начала действия поправок в УК было несколько довольно громких дел.
Так, например, по «миссионерской статье» самым громким делом стала история Дмитрия Угая. На фестивале в Санкт-Петербурге «Ведалайф» 22 октября 2016 года он прочитал лекцию о философии йоги, после чего был задержан. Поводом стало заявление петербуржца Наиля Насибуллина, который ещё до самой лекции сообщил полиции, что на фестивале «будет осуществляться миссионерская деятельность … с распространением религиозной литературы и проведением молитвенных собраний с чтением мантр». Сам Дмитрий настаивал на том, что его лекция была всего лишь рассказом об истории культуры йоги, что подтверждали и свидетельские показания. В итоге мировой суд Санкт-Петербурга прекратил дело в связи с отсутствием состава правонарушения.
С завтрашнего дня вступает в силу закон яровой
Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.
Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.
Обзор документа
Федеральный закон от 2 июля 2021 г. № 319-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О связи»
Принят Государственной Думой 17 июня 2021 года
Одобрен Советом Федерации 23 июня 2021 года
Внести в Федеральный закон от 7 июля 2003 года N 126-ФЗ «О связи» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 28, ст. 2895; 2007, N 7, ст. 835; 2010, N 7, ст. 705; N 31, ст. 4190; 2011, N 45, ст. 6333; 2012, N 31, ст. 4328; N 53, ст. 7578; 2013, N 48, ст. 6162; 2014, N 19, ст. 2302; N 30, ст. 4273; N 49, ст. 6928; 2015, N 29, ст. 4383; 2016, N 15, ст. 2066; N 27, ст. 4213; N 28, ст. 4558; 2017, N 31, ст. 4742, 4794; N 50, ст. 7557; 2018, N 53, ст. 8453, 8455; 2019, N 18, ст. 2214; N 23, ст. 2914; 2021, N 1, ст. 27, 72, 74; Официальный интернет-портал правовой информации (www.pravo.gov.ru), 11 июня 2021 года, N 0001202106110081) следующие изменения:
1) статью 5 дополнить пунктом 3 следующего содержания:
«3. Собственниками или иными владельцами линий связи, пересекающих Государственную границу Российской Федерации, могут являться только российские юридические лица.»;
2) пункт 2 статьи 12 дополнить абзацем следующего содержания:
«устанавливает требования к порядку пропуска трафика в сетях передачи данных.»;
3) статью 44.2 изложить в следующей редакции:
б) дополнить пунктом 5.2 следующего содержания:
«5.2. Оператор связи, оказывающий услуги по предоставлению доступа к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», при присоединении к его сети связи сети связи другого оператора связи, оказывающего услуги по предоставлению доступа к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», обязан обеспечить пропуск трафика на присоединенную сеть связи через технические средства противодействия угрозам, за исключением случая, если пропуск трафика на присоединенную сеть связи через технические средства противодействия угрозам обеспечен иным взаимодействующим оператором связи.»;
в) дополнить пунктом 5.3 следующего содержания:
«5.3. Оператор связи, который оказывает абоненту-гражданину услуги связи по передаче данных и предоставлению доступа к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (за исключением случаев оказания таких услуг с использованием спутниковых сетей связи), обязан без взимания платы оказывать такие услуги связи абоненту-гражданину для доступа к сайтам в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», информационным системам и программам для электронных вычислительных машин, включенным в перечень отечественных социально значимых информационных ресурсов.
В перечень отечественных социально значимых информационных ресурсов включаются официальные сайты государственных органов и органов местного самоуправления в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», официальные сайты государственных внебюджетных фондов Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», порталы государственных и муниципальных услуг, определяемые правительственной комиссией. В указанный перечень могут включаться иные сайты в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», информационные системы и программы для электронных вычислительных машин, определяемые правительственной комиссией. Положение о правительственной комиссии, ее состав и порядок принятия ею решений утверждаются Правительством Российской Федерации.
Порядок ведения уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти перечня отечественных социально значимых информационных ресурсов, в том числе критерии отбора сайтов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», информационных систем и программ для электронных вычислительных машин для их включения в указанный перечень, требования к владельцам сайтов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», информационных систем и программ для электронных вычислительных машин, включенных в указанный перечень, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Условия предоставления предусмотренных настоящим пунктом услуг связи в части доступа к сайтам в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», информационным системам и программам для электронных вычислительных машин, включенным в перечень отечественных социально значимых информационных ресурсов, устанавливаются правилами оказания услуг связи.»;
абзац второй признать утратившим силу;
абзац третий дополнить предложением следующего содержания: «Идентификация абонентов, инициирующих соединение для целей передачи голосовой информации в сети передачи данных, осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.»;
дополнить абзацем следующего содержания:
«Оператор связи, участвующий в установлении телефонного соединения или соединения в сети передачи данных для целей передачи голосовой информации, обязан передавать в сеть связи другого оператора связи, участвующего в установлении таких соединений, в неизменном виде полученные абонентский номер или уникальный код идентификации.»;
абзац первый изложить в следующей редакции:
«10. При оказании услуг связи и (или) услуг по пропуску трафика оператор связи обязан проверить соблюдение требований, установленных пунктами 8 и 9 настоящей статьи, с использованием системы обеспечения соблюдения операторами связи требований при оказании услуг связи и услуг по пропуску трафика в сети связи общего пользования.»;
дополнить абзацами следующего содержания:
«Оператор связи обязан прекратить оказание услуг связи и (или) услуг по пропуску трафика в свою сеть связи в случае:
если при использовании системы обеспечения соблюдения операторами связи требований при оказании услуг связи и услуг по пропуску трафика в сети связи общего пользования установлено отсутствие информации об инициировании соединения абонентом, в том числе для отправки короткого текстового сообщения (за исключением случая, если соединение инициировано с сети связи иностранного оператора связи и сопровождается нумерацией, соответствующей иностранной системе и плану нумерации);
если инициированное с сети связи иностранного оператора связи соединение, в том числе для передачи короткого текстового сообщения, сопровождается нумерацией, соответствующей российской системе и плану нумерации (за исключением случаев, если соединение инициируется абонентом российского оператора подвижной радиотелефонной связи, находящимся за пределами территории Российской Федерации);
если у оператора связи, участвующего в установлении соединения, в том числе для передачи короткого текстового сообщения, отсутствует информация об абонентском номере или уникальном коде идентификации абонента, инициировавшего это соединение.»;
е) пункт 13 изложить в следующей редакции:
о местоположении радиоэлектронных средств, с помощью которых осуществляются соединения между абонентами или пользователями услугами связи;
5) дополнить статьей 46.1 следующего содержания:
Статья 46.1. Система обеспечения соблюдения операторами связи требований при оказании услуг связи и услуг по пропуску трафика в сети связи общего пользования
1. В целях обеспечения соблюдения операторами связи обязанностей, предусмотренных пунктами 8, 9 и 10 статьи 46 настоящего Федерального закона, радиочастотная служба создает и обеспечивает функционирование и развитие системы обеспечения соблюдения операторами связи требований при оказании услуг связи и услуг по пропуску трафика в сети связи общего пользования.
2. Операторы связи в целях обеспечения соблюдения обязанностей, предусмотренных пунктами 8, 9 и 10 статьи 46 настоящего Федерального закона, обязаны подключиться к системе обеспечения соблюдения операторами связи требований при оказании услуг связи и услуг по пропуску трафика в сети связи общего пользования, направлять в систему обеспечения соблюдения операторами связи требований при оказании услуг связи и услуг по пропуску трафика в сети связи общего пользования и получать из указанной системы сведения в сроки, порядке, составе, формате и случаях, которые установлены Правительством Российской Федерации.
3. Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, проводит мониторинг соблюдения операторами связи обязанностей, предусмотренных пунктами 8, 9 и 10 статьи 46 настоящего Федерального закона и пунктом 2 настоящей статьи, в том числе с использованием сведений, полученных из системы обеспечения соблюдения операторами связи требований при оказании услуг связи и услуг по пропуску трафика в сети связи общего пользования.
4. Система обеспечения соблюдения операторами связи требований при оказании услуг связи и услуг по пропуску трафика в сети связи общего пользования взаимодействует с единой системой идентификации и аутентификации, базой данных перенесенных абонентских номеров, системами операторов связи, иными определенными Правительством Российской Федерации системами.
5. Требования к системе обеспечения соблюдения операторами связи требований при оказании услуг связи и услуг по пропуску трафика в сети связи общего пользования, правила функционирования и взаимодействия указанной системы с информационными системами и иными системами, в том числе с системами операторов связи, определяются Правительством Российской Федерации.»;
6) дополнить статьей 56.1-1 следующего содержания:
Статья 56.1-1. Обязанности операторов связи, собственников или иных владельцев технологических сетей связи, собственников или иных владельцев точек обмена трафиком, собственников или иных владельцев линий связи, пересекающих Государственную границу Российской Федерации
1. Операторы связи, собственники или иные владельцы технологических сетей связи, собственники или иные владельцы точек обмена трафиком, собственники или иные владельцы линий связи, пересекающих Государственную границу Российской Федерации, обязаны соблюдать требования, установленные федеральным органом исполнительной власти в области связи, к линиям связи, пересекающим Государственную границу Российской Федерации, к средствам связи, к которым подключаются указанные линии.
2. Операторы связи, собственники или иные владельцы технологических сетей связи, собственники или иные владельцы точек обмена трафиком, собственники или иные владельцы линий связи, пересекающих Государственную границу Российской Федерации, обязаны направить уведомление в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, о выполнении требований, указанных в пункте 1 настоящей статьи, для включения сведений о линиях связи, пересекающих Государственную границу Российской Федерации, и средствах связи, к которым подключаются указанные линии связи в реестр линий связи, пересекающих Государственную границу Российской Федерации, и средств связи, к которым подключаются указанные линии связи.
3. Правительство Российской Федерации утверждает порядок ведения федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, реестра линий связи, пересекающих Государственную границу Российской Федерации, и средств связи, к которым подключаются указанные линии связи, в том числе порядок направления предусмотренного пунктом 2 настоящей статьи уведомления операторами связи, собственниками или иными владельцами технологических сетей связи, собственниками или иными владельцами точек обмена трафиком, собственниками или иными владельцами линий связи, пересекающих Государственную границу Российской Федерации, порядок включения сведений о них в указанный реестр, а также перечень сведений, содержащий информацию, которая является общедоступной.
4. На основании уведомления, предусмотренного пунктом 2 настоящей статьи, федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, проводит обследование линий связи, пересекающих Государственную границу Российской Федерации, и средств связи, к которым подключаются указанные линии связи.
5. Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, по результатам обследования линий связи, пересекающих Государственную границу Российской Федерации, и средств связи, к которым подключаются указанные линии связи, принимает решение о включении сведений об указанных линиях связи и средствах связи в реестр линий связи, пересекающих Государственную границу Российской Федерации, и средств связи, к которым подключаются указанные линии связи, или об отказе во включении сведений о них в указанный реестр.
6. Основанием для отказа во внесении сведений о линиях связи, пересекающих Государственную границу Российской Федерации, и средствах связи, к которым подключены указанные линии связи, в реестр линий связи, пересекающих Государственную границу Российской Федерации, и средств связи, к которым подключаются указанные линии связи, является несоблюдение операторами связи, собственниками или иными владельцами технологических сетей связи, собственниками или иными владельцами точек обмена трафиком, собственниками или иными владельцами линий связи, пересекающих Государственную границу Российской Федерации, требований, указанных в пункте 1 настоящей статьи.
7. Операторы связи, собственники или иные владельцы технологических сетей связи, собственники или иные владельцы точек обмена трафиком, собственники или иные владельцы линий связи, пересекающих Государственную границу Российской Федерации, не вправе подключать линии связи, пересекающие Государственную границу Российской Федерации, к средствам связи и средства связи к линиям связи, пересекающим Государственную границу Российской Федерации, в случае отсутствия информации об указанных линиях связи и средствах связи в реестре линий связи, пересекающих Государственную границу Российской Федерации, и средств связи, к которым подключаются указанные линии связи.»;
7) подпункт 4 пункта 8 статьи 56.2 дополнить абзацами следующего содержания:
«о присоединении к своим сетям связи сетей связи операторов связи;
8) пункт 3 статьи 65.1 после слов «технические средства противодействия угрозам» дополнить словами «в соответствии с пунктом 5.1 статьи 46 настоящего Федерального закона».
1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования, за исключением положений, для которых настоящей статьей установлены иные сроки вступления их в силу.
2. Подпункт «е» пункта 4 статьи 1 настоящего Федерального закона вступает в силу с 1 октября 2021 года.
3. Пункты 1, 2, подпункты «а» и «в» пункта 4, пункты 7, 8 статьи 1 настоящего Федерального закона вступают в силу с 1 декабря 2021 года.
4. Абзац третий подпункта «г» пункта 4 статьи 1 настоящего Федерального закона вступает в силу с 1 мая 2022 года.
5. Подпункт «б», абзацы второй, третий и шестой подпункта «д» пункта 4, пункты 5 и 6 статьи 1 настоящего Федерального закона вступают в силу с 1 января 2023 года.
6. К нормативным правовым актам Российской Федерации, устанавливающим обязательные требования и предусмотренным абзацем шестым пункта 2 статьи 12, абзацами третьим и четвертым пункта 5.3, абзацем третьим пункта 9, пунктом 13 статьи 46, пунктами 2, 4 и 5 статьи 46.1, пунктами 1 и 3 статьи 56.1-1 Федерального закона от 7 июля 2003 года N 126-ФЗ «О связи» (в редакции настоящего Федерального закона) и частью 7 настоящей статьи, не применяются положения части 1 статьи 3 Федерального закона от 31 июля 2020 года N 247-ФЗ «Об обязательных требованиях в Российской Федерации».
7. Собственник или иной владелец линий связи, пересекающих Государственную границу Российской Федерации, обязан обеспечить выполнение требования, предусмотренного пунктом 3 статьи 5 Федерального закона от 7 июля 2003 года N 126-ФЗ «О связи» (в редакции настоящего Федерального закона), и в срок до 1 марта 2022 года уведомить об этом федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Президент Российской Федерации | В. Путин |
Москва, Кремль
2 июля 2021 года
№ 319-Ф3
Обзор документа
Условия предоставления услуг связи, в т. ч. необходимые технические показатели, будут определены правилами оказания услуг связи.
Прописываются дополнительные основания для прекращения оказания услуг связи и (или) услуг по пропуску трафика на сеть связи. Например, это будет возможным, если у оператора связи, участвующего в установлении соединения, в т. ч. для передачи короткого текстового сообщения, отсутствует информация об абонентском номере или уникальном коде идентификации абонента, инициировавшего это соединение.
Планируется создать систему обеспечения соблюдения операторами связи требований при оказании услуг связи и услуг по пропуску трафика в сети связи общего пользования.
Будет сформирован реестр линий связи, пересекающих госграницу России. Регулируются вопросы его наполнения.
Уточняется, что собственниками или иными владельцами трансграничных линий связи могут быть только российские организации.
Федеральный закон вступает в силу со дня опубликования, за исключением отдельных норм, для которых предусмотрены иные сроки. Закреплены переходные положения.