с творчеством какого художника связывают дату рождения реализма

Реализм и его черты в живописи: художники, картины и интересные факты

Реализм (realismo, от латинского realis — сущностный, истинный) — направление в искусстве, культивирующее объективную реальность, которое зародилось примерно в середине 19 века. Первым художником в истории, использовавшим данный термин, был Гюстав Курбе.

Реалистическая живопись категорически порвала с академизмом, господствовавшим в важнейших художественных кругах. Основными сюжетами реалистических произведений были сцены из жизни простых людей. Художники старались максимально точно отразить реалии повседневной жизни. Они сохранили свои картины в приглушенных тонах, избегая лишних акцентов. Исторический контекст, определяющий это изменение в искусстве, связан с Февральской революцией во Франции 1848 года, когда граждане защищали свое право на труд, а простым людям было предоставлено право голоса.

Широко понимаемый реализм охватывал множество художественных направлений в различных цивилизациях. Реалистический подход также присутствовал в философских и литературных учениях. Например, в изобразительном искусстве данное направление можно найти в древнегреческих эллинистических скульптурах, точно изображающих боксеров и дряхлых старушек. Работы художников 17-го века, таких как Караваджо, голландских жанровых художников, испанских художников Хосе де Рибера, Диего Веласкеса имеют реалистичный подход. Отдельно существовало похожее направление — натурализм, которое отстранялось как от реализма так и от академизма.

Основные направления реализма

с творчеством какого художника связывают дату рождения реализма. Смотреть фото с творчеством какого художника связывают дату рождения реализма. Смотреть картинку с творчеством какого художника связывают дату рождения реализма. Картинка про с творчеством какого художника связывают дату рождения реализма. Фото с творчеством какого художника связывают дату рождения реализма

Веризм

Стиль зародился в конце XIX — начале XX веков после объединения Италии. Основоположниками были художники флорентийской школы «Маккьяйоли» — Франческо Паоло Микетти, Джузеппе Пелиза да Вольпедо, которые освещали национально-освободительной борьбы жителей Италии.

с творчеством какого художника связывают дату рождения реализма. Смотреть фото с творчеством какого художника связывают дату рождения реализма. Смотреть картинку с творчеством какого художника связывают дату рождения реализма. Картинка про с творчеством какого художника связывают дату рождения реализма. Фото с творчеством какого художника связывают дату рождения реализма

Социальный

Данный стиль возник во времена Великой депрессии. Особенностью направления был фокус на социальных вопросах и реальных бытовых трудностях. Известные представители: Бен Шан, Джек Левайн и Джейкоб Лоуренс.

с творчеством какого художника связывают дату рождения реализма. Смотреть фото с творчеством какого художника связывают дату рождения реализма. Смотреть картинку с творчеством какого художника связывают дату рождения реализма. Картинка про с творчеством какого художника связывают дату рождения реализма. Фото с творчеством какого художника связывают дату рождения реализма

Фотореализм

Направление возникло в США в 60-х годах. Мастера делали фото, а после переносили изображение на холст. Художники-фотореалисты: Ральф Гоингс, Дуэйн Хэнсон, Чарльз Белл.

с творчеством какого художника связывают дату рождения реализма. Смотреть фото с творчеством какого художника связывают дату рождения реализма. Смотреть картинку с творчеством какого художника связывают дату рождения реализма. Картинка про с творчеством какого художника связывают дату рождения реализма. Фото с творчеством какого художника связывают дату рождения реализма

Гиперреализм

Относительно новое направление. Гиперреалистическое искусство в первую очередь применительно к художникам, работавшим в основном во второй половине 1960-х и 1970-х годов в Соединенных Штатах. Их эстетический стиль характеризовался чрезвычайно точным воспроизведением образа действительности. Известные авторы картин в данном стиле: Ральф Гоингс, Ричард Эстес и Чак Клоуз.

с творчеством какого художника связывают дату рождения реализма. Смотреть фото с творчеством какого художника связывают дату рождения реализма. Смотреть картинку с творчеством какого художника связывают дату рождения реализма. Картинка про с творчеством какого художника связывают дату рождения реализма. Фото с творчеством какого художника связывают дату рождения реализма

Критический (демократический)

Направление в русском реализме второй половины XIX века, которое возникло в результате революционно-демократического движения после отмененного крепостного права в 1861 году. Основоположником жанровой живописи данного стиля является Василий Петров.

с творчеством какого художника связывают дату рождения реализма. Смотреть фото с творчеством какого художника связывают дату рождения реализма. Смотреть картинку с творчеством какого художника связывают дату рождения реализма. Картинка про с творчеством какого художника связывают дату рождения реализма. Фото с творчеством какого художника связывают дату рождения реализма

Социалистический

Социалистический реализм, который официально поддерживался марксистской эстетикой в Советском Союзе с начала 1930-х годов до развала страны в 1991 году, имел мало общего с реализмом, хотя предполагалось, что он должен быть объективным зеркалом жизни. Его задача — «правдивость», которая требовалась для идеологии и пропагандистских нужд государства.

Соцреализм в СССР обычно использовал методы натуралистической идеализации для создания образа бесстрашных рабочих и инженеров, поразительно похожих как в героическом позитивизме, так и в отсутствии реалистичности. Направление развивалось также во Франции и Испании. Известные соцреалисты: Евгения Антипова, Исаак Бродский.

с творчеством какого художника связывают дату рождения реализма. Смотреть фото с творчеством какого художника связывают дату рождения реализма. Смотреть картинку с творчеством какого художника связывают дату рождения реализма. Картинка про с творчеством какого художника связывают дату рождения реализма. Фото с творчеством какого художника связывают дату рождения реализма

Сюрреализм

В данном стиле главная роль отводилась противоречию между реальностью и сновидением. Направление зародилось в 1920 годах, а к основным представителям причислялись: Сальвадор Дали, Пабло Пикассо, Рене Магритт и Фрида Кало.

с творчеством какого художника связывают дату рождения реализма. Смотреть фото с творчеством какого художника связывают дату рождения реализма. Смотреть картинку с творчеством какого художника связывают дату рождения реализма. Картинка про с творчеством какого художника связывают дату рождения реализма. Фото с творчеством какого художника связывают дату рождения реализма

Прецизионизм (пресижинизм)

Направление, возникшее в Америке 30-х годов. Характерные черты — правдивое изображение городов, четко выверенных и геометричных. Представители: Чарльз Шиллер, Чарльз Демут и Джорджия О’Киф.

с творчеством какого художника связывают дату рождения реализма. Смотреть фото с творчеством какого художника связывают дату рождения реализма. Смотреть картинку с творчеством какого художника связывают дату рождения реализма. Картинка про с творчеством какого художника связывают дату рождения реализма. Фото с творчеством какого художника связывают дату рождения реализма

Американский

Направление искусства зародилось в начале 20 века. Оно изображает современные реалии общественной жизни и его обитателей. Основоположник Роберт Генри обучал своих последователей изображать простых людей без прикрас. Группа художников из Нью-Йорка получила название «Школа мусорных ведер». В ее состав входили Джордж Беллоуз, Эверетт Шинн и др.

с творчеством какого художника связывают дату рождения реализма. Смотреть фото с творчеством какого художника связывают дату рождения реализма. Смотреть картинку с творчеством какого художника связывают дату рождения реализма. Картинка про с творчеством какого художника связывают дату рождения реализма. Фото с творчеством какого художника связывают дату рождения реализма

Магический (мистический)

Это художественное направление, которое изображает простые предметы и ситуации, переплетающиеся с фантастическими элементами. Впервые, в 1925 году о нем заговорил немецкий искусствовед и критик Франц Рох. К представителям магического реализма относятся Микалоюс Чюрлёнис, Марк Шагал, Рене Магритт и Фрида Кало.

Источник

16.1. Реализм: эволюция понятия

Понятие «реализм» (лат. realis — вещественный) — одно из наиболее трудных для определения, поскольку применимо как к повседневной жизни, так и к сфере искусства. В широком смысле оно обозначает стремление к более полному, глубокому и всестороннему отражению действительности во всех её проявлениях. В обыденной жизни часто отождествляется с понятием «прагматизм» и означает ясное и утилитарное действие, направленное к практической пользе или выгоде, ставящее главной целью практическое применение и использование.

В сфере художественной деятельности значение реализма ещё более сложно и противоречиво. Его границы изменчивы и неопределённы; стилистически он многолик и многовариантен. Более того, в искусстве не может быть и не существует абсолютного реализма. Творчество отдельного художника, воплотившего его характерные черты, невозможно ограничить рамками только одного художественного стиля или направления. Являются ли, например, Г. Курбе, И. Е. Репин или И. Н. Крамской абсолютными реалистами? Разве творчество романтиков У. Тёрнера и Ф. Гойи лишено реалистических тенденций?

Чаще всего под реализмом понимают воспроизведение действительности такой, «как она есть». И в этом смысле реализм родился вместе и одновременно с искусством, являясь важнейшим его свойством. Французский писатель и теоретик реализма Ж. Шанфлёри (1821—1889) отмечал:

«Что до реализма, я считаю это слово одной из лучших шуток нашей эпохи. Реализм стар как мир, реалисты существовали во все века. »

Отпечатки человеческой руки, сделанные первобытным художником, шедевры римского скульптурного портрета, поражающие безжалостной правдой характеристик, реалистические портреты эпохи Возрождения, живописные полотна Караваджо, Веласкеса и Шардена, запечатлевшие будничную жизнь «низов», жанровые картины «малых голландцев» в известном смысле представляют собой реалистические композиции. Но только в XIX в. реализму суждено было обрести свой особый почерк и оформиться в новое художественное направление.

Термин «реализм» впервые употребил Ж. Шанфлёри для обозначения искусства, противостоявшего романтизму и символизму. В 1857 г. он опубликовал книгу под названием «Реализм», в которой предлагал рассматривать реализм как нечто неопределённое, изменчивое, представленное сочетанием противоречивых элементов, наиболее точно отражавших суть данной эпохи. В эти же годы издавался журнал «Реализм», оказавший поддержку новому направлению в искусстве.

с творчеством какого художника связывают дату рождения реализма. Смотреть фото с творчеством какого художника связывают дату рождения реализма. Смотреть картинку с творчеством какого художника связывают дату рождения реализма. Картинка про с творчеством какого художника связывают дату рождения реализма. Фото с творчеством какого художника связывают дату рождения реализма

Г. Курбе. Автопортрет с чёрной собакой. 1842—1844 гг. Музей Пти-Палэ, Париж

Истинную дату рождения реализма чаще всего связывают с творчеством французского художника Гюстава Курбе (1819— 1877), открывшего в 1855 г. в Париже свою персональную выставку под названием «Павильон реализма». Из тринадцати картин Курбе, представленных на суд жюри открывавшейся Всемирной выставки, были отобраны одиннадцать. Две картины, имевшие принципиальное значение для художника («Похороны в Орнане» и «Ателье»), были отвергнуты. Своё несогласие подчиниться требованиям официального искусства Курбе выразил в выдвинутой декларации, где были провозглашены его главные творческие принципы:

«Звание реалиста мне было присвоено так же, как людям 1830-х годов — звание романтиков. Названия никогда не давали правильного представления о вещах. Я изучал вне какой-либо системы и предвзятости искусство древних и искусство современное. Я не захотел больше подражать одним и копировать других. У меня и в мыслях не было достичь праздной цели «искусства для искусства». Нет! Я просто хотел. быть в состоянии передавать нравы, идеи, облик моей эпохи в моей оценке, быть не только художником, но также и человеком; одним словом, создавать живое искусство — такова моя цель».

Реакция публики не заставила долго ждать. Курбе вместе со своим реализмом сразу же превратился в соблазнительную мишень для критиков и острословов. Одни утверждали, что Курбе, «прикрываясь реализмом, страшно клевещет на натуру», другие предпочитали более резкие выпады:

«Г-н Курбе стремился изображать людей как они есть, такими уродливыми и грубыми, какими он их видит. В голове, направляющей руку, нет ничего благородного, чистого, нравственного. он такой же ремесленник в живописи, как другие в сапожном или мебельном деле».

В одной из комедийных сцен, поставленных в театре, персонаж по имени Реалист, загримированный под Курбе, излагал своё творческое кредо греческому драматургу Аристофану:

      Чтоб реалистом быть, писать правдиво — мало.
      Писать уродство — вот дорога к идеалу.
      Пусть отвращение селят мои холсты:
      Там правды нет, где есть хоть капля красоты.
      Её следы стремлюсь я выполоть с корнями.

    Пристальное внимание к окружающему миру, природе, общественным отношениям и индивидуальным особенностям человека определили суть реалистического направления в искусстве. Став властителем дум, реализм очень скоро проявил себя в различных видах искусства: живописи и графике, скульптуре и музыке и в особенности в литературе. Творчество выдающихся писателей-реалистов: О. Бальзака, Стендаля, П. Мериме, Г. Флобера, Э. Золя (Франция), Ч. Диккенса и У. Теккерея (Великобритания), великих классиков русской литературы — И. С. Тургенева, И. А. Гончарова, Н. С. Лескова, Ф. М. Достоевского, JT. Н. Толстого — даёт реалистическую картину общества. Новое художественное направление быстро приобрело европейский размах. Черты реализма нашли проявление и в искусстве стран Латинской Америки, США и Азии.

    В недрах реалистического искусства был сформулирован особый взгляд на мир, в котором подвергались анализу и критике многие стороны окружающей действительности. Что же критиковалось в первую очередь? Антигуманная сущность эксплуататорского строя, бедствия и страдания обездоленного народа, система нравственных отношений, политика и жизненная философия власть имущих. «Срывание всех и всяческих масок» становится одним из главных критериев реалистического искусства. Вот почему реализм XIX в. часто называют критическим. Осуждая основы общественного строя, художники-реалисты в то же время утверждали гуманистические идеалы Добра, Справедливости, всеобщего Равенства и Счастья. Критическая направленность реализма нашла наиболее яркое выражение в произведениях литературы и изобразительного искусства (бытовой и исторической живописи, сатирической графике и книжной иллюстрации).

    Источник

    С творчеством какого художника связывают дату рождения реализма

    К середине XIX в. реализм становится ведущим и наиболее влиятельным художественным направлением искусства. Рус­ский художественный критик и историк искусства В. В. Стасов (1824—1906) писал:

    «. Повсюду начинается новое художественное движение, покончившее и со старинным причёсанным классицизмом, и с более новым, но не менее ложным растрёпанным роман­тизмом и стремящееся к целям совершенно иным. Везде све­жим духом повеяло, всюду искусство подняло руки и глаза к новым задачам и делам. »

    Какие новые задачи ставило теперь искусство? Что опреде­ляло его суть?

    Реализм: эволюция понятия

    Понятие «реализм» (лат. realis — вещественный) — одно из наиболее трудных для определения, поскольку применимо как к повседневной жизни, так и к сфере искусства. В широком смысле оно обозначает стремление к более полно­му, глубокому и всестороннему отражению дейст­вительности во всех её проявлениях. В обыденной жизни часто отождествляется с понятием «прагматизм» и означает ясное и утилитарное действие, направленное к практической пользе или выгоде, ставящее главной целью практическое применение и ис­пользование.

    В сфере художественной деятельности значение реализма ещё более сложно и противоречиво. Его границы изменчивы и неопределённы; стилистически он многолик и многовариантен. Более того, в искусстве не может быть и не существует абсолют­ного реализма. Творчество отдельного художника, воплотивше­го его характерные черты, невозможно ограничить рамками только одного художественного стиля или направления. Явля­ются ли, например, Г. Курбе, И. Е. Репин или И. Н. Крамской абсолютными реалистами? Разве творчество романтиков У. Тёр­нера и Ф. Гойи лишено реалистических тенденций?

    Чаще всего под реализмом понимают воспроизведение дейст­вительности такой, «как она есть». И в этом смысле реализм ро­дился вместе и одновременно с искусством, являясь важнейшим его свойством. Французский писатель и теоретик реализма Ж. Шанфлёри (1821—1889) отмечал:

    «Что до реализма, я считаю это слово одной из лучших шу­ток нашей эпохи. Реализм стар как мир, реалисты сущест­вовали во все века. »

    Отпечатки человеческой руки, сделанные первобытным художником, шедевры римского скульптурного портрета, пора­жающие безжалостной правдой характеристик, реалистиче­ские портреты эпохи Возрождения, живописные полотна Кара­ваджо, Веласкеса и Шардена, запечатлевшие будничную жизнь «низов», жанровые картины «малых голландцев» в известном смысле представляют собой реалистические композиции. Но только в XIX в. реализму суждено было обрести свой особый по­черк и оформиться в новое художественное направление.

    Термин «реализм» впервые употребил Ж. Шанфлёри для обо­значения искусства, противостоявшего романтизму и символиз­му. В 1857 г. он опубликовал книгу под названием «Реализм», в которой предлагал рассматривать реализм как нечто неопреде­лённое, изменчивое, представленное сочетанием противоречи­вых элементов, наиболее точно отражавших суть данной эпохи.

    В эти же годы издавался журнал «Реализм», оказавший под­держку новому направлению в искусстве.

    Истинную дату рождения реализма чаще всего связывают с творчеством французского художника Гюстава Курбе (1819— 1877), открывшего в 1855 г. в Париже свою персональную вы­ставку под названием «Павильон реализма». Из тринадцати картин Курбе, представленных на суд жюри открывавшейся Всемирной выставки, были отобраны одиннадцать. Две карти­ны, имевшие принципиальное значение для художника («Похо­роны в Орнане» и «Ателье»), были отвергнуты. Своё несогласие подчиниться требованиям официального искусства Курбе выразил в выдвинутой декларации, где были провозглашены его главные творческие принципы:

    «Звание реалиста мне было присвоено так же, как людям 1830-х годов — звание романтиков. Названия никогда не да­вали правильного представления о вещах. Я изучал вне ка­кой-либо системы и предвзятости искусство древних и ис­кусство современное. Я не захотел больше подражать одним и копировать других. У меня и в мыслях не было достичь праздной цели «искусства для искусства». Нет! Я просто хо­тел. быть в состоянии передавать нравы, идеи, облик моей эпохи в моей оценке, быть не только художником, но также и человеком; одним словом, создавать живое искусство — та­кова моя цель».

    Реакция публики не заставила долго ждать. Курбе вместе со своим реализмом сразу же превратился в соблазнительную ми­шень для критиков и острословов. Одни утверждали, что Курбе, «прикрываясь реализмом, страшно клевещет на натуру», дру­гие предпочитали более резкие выпады:

    «Г-н Курбе стремился изображать людей как они есть, таки­ми уродливыми и грубыми, какими он их видит. В голове, направляющей руку, нет ничего благородного, чистого, нравственного. он такой же ремесленник в живописи, как другие в сапожном или мебельном деле»

    В одной из комедийных сцен, поставленных в театре, персо­наж по имени Реалист, загримированный под Курбе, излагал своё творческое кредо греческому драматургу Аристофану:

    Чтоб реалистом быть, писать правдиво — мало.

    Писать уродство — вот дорога к идеалу.

    Пусть отвращение селят мои холсты:

    Там правды нет, где есть хоть капля красоты.

    Её следы стремлюсь я выполоть с корнями.

    Пристальное внимание к окружающему миру, природе, об­щественным отношениям и индивидуальным особенностям че­ловека определили суть реалистического направления в искус­стве. Став властителем дум, реализм очень скоро проявил себя в различных видах искусства: живописи и графике, скульпту­ре и музыке и в особенности в литературе. Творчество выдаю­щихся писателей-реалистов: О. Бальзака, Стендаля, П. Мериме, Г. Флобера, Э. Золя (Франция), Ч. Диккенса и У. Теккерея (Ве­ликобритания), великих классиков русской литературы — И. С. Тургенева, И. А. Гончарова, Н. С. Лескова, Ф. М. Достоев­ского, Л. Н. Толстого — даёт реалистическую картину общества. Новое художественное направление быстро приобрело европей­ский размах. Черты реализма нашли проявление и в искусстве стран Латинской Америки, США и Азии.

    В недрах реалистического искусства был сформулирован особый взгляд на мир, в котором подвергались анализу и крити­ке многие стороны окружающей действительности. Что же кри­тиковалось в первую очередь? Антигуманная сущность эксплу­ататорского строя, бедствия и страдания обездоленного народа, система нравственных отношений, политика и жизненная фило­софия власть имущих. «Срывание всех и всяческих масок» ста­новится одним из главных критериев реалистического искусст­ва. Вот почему реализм XIX в. часто называют критическим. Осуждая основы общественного строя, художники-реалисты в то же время утверждали гуманистические идеалы Добра, Спра­ведливости, всеобщего Равенства и Счастья. Критическая на­правленность реализма нашла наиболее яркое выражение в про­изведениях литературы и изобразительного искусства (бытовой и исторической живописи, сатирической графике и книжной иллюстрации).

    Эстетика реализма и натурализм

    Существенные перемены в жизни общества, вызванные уси­ливающимся недовольством народных масс, нарастанием демо­кратического и пролетарского движения, не могли не привести к изменениям и в художественной сфере. Сначала буржуазная Французская революция 1848 г., а затем и первая в мире проле­тарская революция 1871 г. (Парижская коммуна) окончательно развеяли романтические иллюзии и заставили обратить взоры на нужды и чаяния простого человека.

    Искусство реализма выступает в качестве средства агитации и пропаганды, а художники активно втягиваются в обществен­ную жизнь, защищая интересы народных масс. Заметно обо­стряются противоречия между реалистическим и академиче­ским искусством, ещё глубже и непримиримее становятся раз­личия между реализмом и романтизмом.

    Если раньше реализм и романтизм в своём отношении к жиз­ни и человеку взаимно обогащали друг друга, развивались бес­конфликтно и параллельно, то теперь проявились их противоре­чия. Существенными были разногласия в их отношении к дей­ствительности. Если романтизм только фиксировал пороки и недостатки в жизни общества, то реализм заострял внимание на причинах, породивших зло в обществе. Если в изображение ок­ружающей действительности романтизм привносил много субъ­ективного и индивидуального, то реализм, напротив, стремился к объективности, нередко использовал художественные приёмы сатирического осмеяния. Выдвижению возвышенного романти­ческого идеала реализм противопоставил его категоричное не­приятие. Г. Курбе утверждал, что «основа реализма — это отрица­ние идеала». Расхождения были и в выборе тем для произведе­ний искусства.

    Существенные противоречия между реализмом и романтиз­мом касались особенностей изображения человека. Так, исклю­чительным героям в исключительных обстоятельствах реалис­ты противопоставили изображение «типичных характеров в ти­пичных обстоятельствах (Ф. Энгельс). Причём повышенное внимание они уделяли обыденной жизни человека низших со­словий.

    Если в произведениях романтиков чувствова­лось единство взглядов автора и его героев, то у ре­алистов между ними пролегала определённая дистанция. Если у романтиков личность могла воздействовать на общество, то у ре­алистов, наоборот, общество оказывало существенное влияние на человека. Подобные разногласия не могли не привести к оформлению собственной эстетической программы, формально закрепившей основные требования реалистического искусства.

    Воспроизводя действительность такой, «как она есть», худож­ники-реалисты, однако, не стремились к её точному копирова­нию. В их произведениях оставалось достаточно места для твор­ческого воображения и фантазии. Э. Делакруа, которому был чужд реалистический метод, все же подчёркивал:

    «. Реализм нельзя смешивать с видимым подобием действи­тельности. Совершенство художественного образа не зави­сит от степени подражания природе».

    В противном случае возникала опасность отождествления ре­ализма с натурализмом (лат. natura — природа, естество) — творческим направлением в изобразительном искусстве, литера­туре и театре, который ассоциировался с точным копированием явлений действительности без учета их связей и отношений друг с другом. Для натурализма были характерны: подчинение «по­зитивной» правде, отказ от типизации, строгое использование результатов экспериментальной науки, подчёркнутая «фотогра­фичность» изображения, деэстетизация художественной фор­мы.

    С середины XIX в. термины «реализм» и «натурализм» за­частую употреблялись как синонимы, но с 1870-х гг. натура­лизм стал выделяться в особое литературно-художественное движение, известное под названием «натуральной школы».

    Эмиль Золя (1840—1902), наиболее известный сторонник натурализма, под­чёркивал, что художник должен быть объективным наблюдателем и экспери­ментатором. Он может изображать толь­ко то, что сам видел и хорошо изучил. Кусок действительности», воспроизве­дённый им с фотографической точно­стью, есть антипод «типичным характе­рам в типичных обстоятельствах». Мес­то сюжета занимали описание и анализ, при этом автор остаётся эстетически нейтральным по отношению к изобра­жаемому, он не стремится заглянуть в будущее. Окружающий мир представля­ется статичным нагромождением дета­лей, в котором нет разграничений между красивым и безобразным. Если безобраз­ное изображено достоверно, оно приобре­тает в глазах натуралистов значение под­линной эстетической ценности.

    В сборнике «Экспериментальный роман» (1880) Э. Золя писал:

    «Нам, писателям-натуралистам, бросают нелепый упрёк — будто мы хотим быть только фотографами. Мы исходим из подлинных фактов, действительность — вот наша несокру­шимая основа../Главная задача писателя как раз и состоит в изучении взаимного воздействия — общества на индивидуум и индивидуума на общество. Мы стремимся. овладеть про­явлениями интеллекта и других свойств человеческой лич­ности, чтобы иметь возможность направлять их. Человек для нас — живая машина, действующая под влиянием на­следственности и среды».

    В художественном творчестве Золя черты натурализма орга­нично переплетались с чертами критического реализма. Это об­стоятельство сыграло положительную роль в оценке натурализ­ма. Оно позволило ему получить не только всеобщее признание, но и сыграть на определённом этапе прогрессивную роль.

    1. Каковы исторические предпосылки возникновения реализма в искусстве второй половины XIX в.?

    2. В связи с чем был впервые выдвинут термин «реализм» приме­нительно к сфере художественной культуры? Можно ли согласиться с утверждением, что реализм возник вместе и одновременно с искусст­вом? Аргументируйте свой ответ. Почему рождение реализма часто связывают с творчеством Г. Курбе?

    3. Известно, что термин «реализм» как «правдивое воспроизведе­ние типичных характеров в типичных обстоятельствах» был сформу­лирован Ф. Энгельсом лишь в конце XIX в. Как вы думаете, почему именно он стал важнейшей характеристикой произведений реализма? Каковы художественные принципы данного стиля? Что значит быть художником-реалистом?

    4. Как вы думаете, почему в 70-е гг. XIX в. понятие «реализм» ста­ло отождествляться с понятием «натурализм»? Какую программу на­турализма выдвинул французский писатель Э. Золя? Насколько она показалась вам убедительной?

    1. Историк искусства В. В. Ванс лов предлагает под термином «ре­ализм» различать три значения: «правду жизни в искусстве», «конк­ретно-историческое течение XIX в.» и «реалистичность как жизненно правдоподобные элементы, детали или отдельные произведения в раз­личных течениях и стилях». Как вы считаете, насколько правомерна такая точка зрения? Аргументируйте свой ответ.

    2. Составьте таблицу отличительных признаков романтизма и ре­ализма: приведите имена художников и названия их произведений, с помощью которых вы могли бы проиллюстрировать то или иное теоретическое положение.

    3. Познакомьтесь с некоторыми из статей о реализме. Сделайте конспект одной из них. Определите круг вопросов, затронутых в ней. кратко изложите суть проблемы, сделайте собственные выводы.

    4. Поэт-романтик Дж. Байрон писал:

    Хоть высшее достоинство поэта —

    Суметь познать и клевету, и лесть,

    И мир изобразить таким, как есть!

    Какое отражение получил этот художественный принцип в произ­ведениях реалистического искусства? Какие примеры вы могли бы привести для доказательства своих суждений?

    Темы проектов, рефератов или сообщений

    «Реализм — художественное направление в искусстве второй по­ловины XIX в.»; «Эстетическая программа реализма и её отражение в произведениях искусства»; «Борьба Г. Курбе против салонного ис­кусства»; «Романтизм и реализм: их связь и отличие»; «Критический реализм и его эстетическая программа»; «Реализм и натурализм»; «Реализм и художественная фотография».

    Книги для дополнительного чтения

    Белинский В. Г. Взгляд на русскую литературу 1847 г. (Любое из­дание).

    Ванслов В. В. Искусство и красота. М., 2006.

    Золя Э. Экспериментальный роман. (Любое издание).

    Мастера искусства об искусстве. Первая половина XIX в. (Г. Кур­бе) / под ред. И. Л. Маца и Н. В. Яворской. Т. 4. М., 1967.

    Мировая художественная культура. Романтизм и реализм / под ред. Л. В. Пешиковой. М., 2004.

    При подготовке материала использован текст учебника «Мировая художественная культура. От XVIII века до современности» (Автор Данилова Г. И.).

    Источник

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *