с рождения последовательно появляется и сопровождает личностное взросление семь классов потребностей
Потребности человека. Планирование, учёт, самоконтроль
Поговорим о потребностях человека. Для начала рассмотрим взгляд на эту тему в нашей культуре.
В гуманистической психологии есть иерархическая модель мотивации личности по Маслоу, согласно которой у человека с рождения последовательно появляются и сопровождают его взросление семь классов потребностей:
1) физиологические (органические) потребности, такие как голод, жажда, половое влечение и т.д.;
2) потребности в безопасности — потребность чувствовать себя защищённым, избавиться от страха и неудач, от агрессивности;
3) потребности в принадлежности и любви — потребность принадлежать к общности, находиться рядом с людьми, быть признанным и принятым ими;
4) потребности уважения — потребность в достижении успеха, одобрение, признание, авторитет;
5) познавательные потребности — потребность знать, уметь, понимать, исследовать;
6) эстетические потребности — потребность в гармонии, симметрии, порядке, красоте;
7) потребности самоактуализации — потребность в реализации своих целей, способностей, развитие собственной личности.
По мнению А. Маслоу, в основании данной мотивационной пирамиды лежат физиологические потребности, а высшие потребности, такие как эстетические и потребность в самоактуализации (стремление человека к наиболее полному выявлению и развитию своих личностных возможностей), образуют её вершину и могут быть удовлетворены только при условии предварительного удовлетворения потребностей нижележащих уровней, т.е. по этой пирамиде человек может взбираться только как по лестнице по одной ступеньке.
Однако, если мы обратимся к жизни, то увидим, что очень часто бывает так, что человек, оказавшись в весьма затруднительном положении, ущемлённый в своих физиологических потребностях и потребностях в безопасности, задумывается о смысле своей жизни и своём предназначении. Ну и, разумеется, существует множество примеров того, как удовлетворив нижние уровни потребностей, люди скатываются в деградацию, так и не используя высвобожденное время и ресурсы для удовлетворения высших потребностей. Стоит сказать, что сам Маслоу в последствии отказался от жёсткой иерархичности данной модели, выделяя два класса потребностей: потребности нужды и потребности развития.
Следующий ключевой вопрос, который возникает — это вопрос о том, откуда человек берёт свой смысл жизни и есть ли Высший разум, который обладает некоторым эталоном, к которому человек должен стремиться и с которым согласовывать свои потребности?
По этому вопросу мнения у психологов разделились. Так, например, Карл Роджерс считал, что человек сам определяет смысл жизни и выбирает цели и ценности в своей жизни, и никаких объективных идеалов-эталонов не существует. Большинство психологов в нашей библейско-атеистической культуре придерживаются именно такого мнения. Это освобождает их от собственного нравственного преображения (согласования своих эталонов с Праведностью) и снимает ответственность за развращение человека, решившего, благодаря безнравственной психотерапии, удовлетворять свои деградационные потребности, не разобравшись в причинах их появления.
Но есть так же в нашей культуре и иной взгляд на психологию и потребности человека. Его представляет, в частности, Виктор Франкл (основатель экзистенциальной психологии и логотерапии), который считал, что основная движущая сила развития личности — это стремление к смыслу, отсутствие которого порождает «экзистенциальный вакуум» и может привести к самым печальным последствиям, вплоть до самоубийства. По мнению Франкла, смысл содержится во всех жизненных обстоятельствах, которые окружают человека и чтобы его извлечь, человеку дана Совесть, с помощью которой он выявляет те свои проблемы, которые он должен изменить в себе, чтобы преобразившись нравственно, изменить те обстоятельства, которые его окружают. Соответственно и удовлетворение потребностей согласуется с этим высшим смыслом, эталоном, предназначенным человеку, который даётся по нравственности Творцом Вседержителем.
Такой же взгляд на потребности содержится в Концепции общественной безопасности. Если смотреть на потребности человека через эту призму, то можно сделать много интересных открытий — как на уровне физиологических, так и социо-культурных сфер жизни.
Представляем вам таблицы для планирования, контроля и учёта, которые помогут вам разгрузить ваше безсознательное, избавиться от процессов-паразитов, которые тратят ваше время и энергию, чтобы у вас освободилось больше времени для самообразования.
Деградационно-Паразитические Потребности (ДПП) в вашей жизни.
Все потребности человека и общества в целом делятся на две категории: естественные и противоестественные; кроме того, есть некие пределы минимума и максимума в удовлетворении естественных потребностей, по выходе за которые те же самые потребности становятся противоестественными. Вследствие этого все производимое в общественном объединении труда и потребляемое из природы в готовом виде принадлежит к двум спектрам продукции:
— демографически обусловленные потребности (ДОП), удовлетворение которых обеспечивает существование индивидов и их семей и личностное развитие, и объём которых во всяких природно-географических условиях ограничен, поскольку подчинён естественной физиологии организма человека, количеству семей, численности населения в регионе и исторически сложившемуся образу его жизни. Демографически обусловленные потребности не могут быть антибиосферными, поскольку они должны обеспечивать жизнь человечества в преемственности поколений, а человечество — часть биосферы Земли;
— деградационно-паразитические потребности (ДПП), удовлетворение которых подрывает жизненный потенциал и самих индивидов-потребителей и их потомков. В отличие от демографически обусловленных потребностейдеградационно-паразитические потребности непредсказуемы и их удовлетворить в принципе невозможно, поскольку их воспроизводство в обществе характеризуется пословицей «с жиру бесятся» (последнее излечивается только постом во всех смыслах, непосредственно производительным трудом в сфере материального производства и молитвой, применяемых в совокупности). Все потребности, удовлетворение которых разрушает биоценозы и биосферу Земли и исключает возобновление биоценозов в естественных для биосферы ритмах, — деградационно-паразитические потребности.
Участвуете ли вы своим образом жизни и мыслительной деятельностью (мыслеформы) в процессе, который вредит вам, вашей семье и обществу в целом?
Стоит ли об этом задуматься и переосмыслить ваше отношение к паразитарным процессам?
Смотрите видеоролик «ДПП Деградационно паразитарные потребности. Часть1»
Предлагаем для улучшения качества вашего самообразования выявить в себе процессы-паразиты, которые тратят ваше жизненное время и энергию. Ниже представлена таблица с процессами-паразитами для заполнения.
После того, как вы заполнили таблицу с ДПП, рекомендуем вам оценить сколько времени они занимают, посчитать сколько возможностей из за них у вас потеряно. Вы можете полностью отказаться от процессов-паразитов, изменить приоритетность или частично убрать их из своей жизни, чтобы дальше развиваться. Выбор за вами.
Стресс в вашей жизни.
Стрессы бывают: внешние и внутренние
Внешние стрессы: стрессы, которые у вас могут возникнуть при взаимодействии со средой, другими людьми.
Внутренние стрессы: стрессы, которые возникают в вашей психики вне зависимости взаимодействуете вы со средой, либо же нет.
Каждый из нас бывал в стрессовых ситуациях, которые после себя оставляли неприятные последствия, негативные эмоции от которых мы хотели избавиться, но не понимали как и почему они возникали. Заполняйте таблицу учёта стресса для ежедневного отслеживания, рекомендуем делать учёт минимум неделю и стараться выявить первопричину стресса.
Более подробно вы можете проработать стрессы, проблемы в вашей психике пройдя 6-е занятие в группе, построив необходимые образы.
Мировоззренческий планер
Мировоззренческий планер- средство точного планирования своего жизненного времени, начиная с тактических целей, заканчивая стратегическими, поможет вам навести порядок в делах, убрать неопределённости в выборе приоритетов, целей на день.
Учёт расходов семьи
Рекомендуем заполнить всем, кто хочет более устойчиво(грамотно) распоряжаться своими средствами, научиться экономить бюджет и не тратить деньги на «ерунду», деградационные потребности.
Конкретные способы и средста помощи природе
Рассчитайте, какой экологический след вы оставили за жизнь.
Способы помощи, которые может осуществить каждый.
Колесо жизненного баланса
Это упражнение поможет определиться с тем, какие задачи в вашей жизни стоят внимания. Предлагаем классификацию, состоящую всего из 6 основных категорий: физическое здоровье, психическое здоровье, взаимоотношения с окружающими, трудовая деятельность, самообразование, ведение домохозяйства. ля проведения самоанализа по каждому пункту, ответьте на следующие вопросы:
Например, возьмём сферу здоровья. 10 – это когда ваше тело гибкое, здоровое, подтянутое, режимы сна и питания выстроены, вы успеваете заниматься физкультурой и так далее. Если же работа отнимает много времени, и вам едва хватает сил на то, чтобы прийти домой и лечь спать, питаетесь на бегу, времени на занятия физкультурой нет? Тогда эту сферу можно оценить в 1 балл.
Возьмём сферу отношений. Что для вас идеальный результат? Возможно, вы хотите, чтобы партнёр говорил с вами открыто, начальство и коллеги ценили, друзья прислушивались к вашему мнению. Как на самом деле? На работе эксплуатируют, зарплата оставляет желать лучшего, дома претензии, с друзьями не виделись несколько месяцев, но с родителями полное понимание. Поставим в этой сфере 2 балла.
Таким образом нужно оценить все сегменты круга, соединить их линиями и получить полную картину своей жизни. Похоже ли ваше «колесо жизни» на настоящее колесо? Могло бы оно катиться?
Мы определили, какие сферы жизни нужно «подтянуть». Задача не в том, чтобы довести все сегменты по очереди до 10 баллов, а в том, чтобы выстроить полноценный круг. Для этого нужно решить, что можно делать в каждом сегменте прямо сейчас. Проще всего внедрить в каждую «отстающую» сферу по одному действию, которое поможет изменить положение вещей.
В сфере физического здоровья – начинать каждый день с зарядки или ложиться раньше спать. В секторе отношений – выделить один вечер раз в неделю (или раз в две недели), чтобы встречаться с друзьями или родными. Составьте план для каждого сегмента. Дело за малым – начать воплощать стратегию в жизнь. Поможет в этом второе упражнение.
Начав всё это внедрять, видя, как регулярно и старательно всё выполняете, вам уже не захочется свернуть с намеченного пути.
Итак, вот эти 6 сфер. Предлагаем сначала поставить оценку по каждому пункту, а потом вывести среднюю арифметическую по всей сфере.
Самообразование:
-чтение книг, статей;
-владение навыком схематизации текстов;
-построение образов, прохождение занятий по самообразованию;
-владение навыками диалектики и нравственного преображения;
-просмотр познавательных фильмов, прослушивание лекций;
-моделирование процессов по ПФУ;
-тандемная и политандемная работа, вхождение в соборность;
-рисование, лепка, построение моделей из подручных средств;
-позновательно-самообразовательные игры.
Смотрите так же другие видео по данной теме:
ЧИТАТЬ КНИГУ ОНЛАЙН: Общая психология
НАСТРОЙКИ.
СОДЕРЖАНИЕ.
СОДЕРЖАНИЕ
Предлагаемая вниманию читателя книга написана в соответствии с учебной программой курса «Общая психология». Автор не ставил перед собой задачи дать переоценку системы психологических взглядов, а ориентировался на наиболее объективное и максимально доступное изложение учебных вопросов с общепризнанных позиций. Представленные в этом учебнике материалы являются результатом обобщения работ известных отечественных и зарубежных психологов и соответствуют требованиям Государственного стандарта подготовки специалистов.
Основой учебника являются работы классиков отечественной психологии:
С. Л. Рубинштейна, Л. С. Выготского, Б. Г. Ананьева, Б. М. Теплова, А. Н. Леонтьева, Б. Ф. Ломова и многих других известных российских ученых. Но психология пополняется все новыми и новыми знаниями, в связи с чем пересматриваются отдельные теоретические положения этой научной дисциплины. Поэтому существует необходимость периодически обновлять классический учебный материал. При создании данной книги был осуществлен анализ значительного количества учебников и учебных пособий, в том числе таких авторов, как Ю. Б. Гиппенрейтер, Р. С. Немов, А. А. Реан, Е. И. Рогов и др. Проанализированы позиции и взгляды представителей двух ведущих российских психологических школ — московской и петербургской.
Выход в свет этого учебника был бы невозможен без помощи многих людей. Автор выражает искреннюю благодарность за содействие и поддержку в работе декану факультета психологии и педагогики Ленинградского государственного областного университета В. Л. Ситникову, а также профессору А. А. Реану, взявшему на себя труд по рецензированию книги. Особую признательность автор выражает сотрудникам издательства «Питер», принимавшим непосредственное участие в подготовке книги к печати.
Часть 1 Введение в общую психологию
• Глава 1. Предмет психологии, ее задачи и методы
• Глава 2. Психология в структуре современных наук
• Глава 3. Понятие о психике и ее эволюции
• Глава 4. Происхождение и развитие сознания человека
• Глава 5. Психологическая теория деятельности
• Глава 6. Неосознаваемые психические процессы
Глава 1. Предмет психологии, ее задачи и методы
Краткое содержание
Методологические основы изучения человека. Общие принципы познания мира. Подход Б. Г. Ананьева к изучению человека как биосоциального существа. Понятия «индивид», «субъект деятельности», «личность». Первичные и вторичные свойства человека как индивида. Общие характеристики личности. Отличительные черты человека как субъекта деятельности. Понятия «сознание» и «деятельность».
Науки о человеке и человечестве. Исследования человека как биологического вида, труды К. Линнея. Общее представление об антропологии. Психологические аспекты исследования человека как биологического вида: сравнительная психология, зоопсихология, общая психология. Общие проблемы исследования перехода человека из животного в социальный мир. Науки, изучающие социогенез человека. Науки, изучающие взаимодействие человека с природой. Общие проблемы исследования человека как индивида и его онтогенеза.
Психология как наука. Психология как гуманитарная наука. Житейские и научные психологические знания. Значение термина «психология». Психология как паука о психике и психических явлениях. Предмет психологии. Классификация психических явлений: психические процессы, психические состояния, психические свойства. Психические процессы: познавательные, эмоциональные, волевые. Психические состояния как характеристика общего состояния психики. Основные характеристики психических состояний: длительность, направленность, устойчивость, интенсивность. Психические свойства личности: направленность, темперамент, способности, характер.
Основные методы психологических исследований. Общее представление о методах научного исследования. Основные группы психологических методов: объективные и субъективные. Основные субъективные методы психологии: наблюдение, включенное наблюдение, самонаблюдение, опрос (письменный, устный, свободный). Субъективные методы количественной оценки психических явлений. Основные чины психологических тестов. История создания тестов. Проективные тесты и эксперимент (лабораторный, естественный). Общее представление о методах моделирования.
1.1. Методологические основы изучения человека
Как понять поведение другого человека? Почему люди обладают разными способностями? Что такое «душа» и какова ее природа? Эти и другие вопросы всегда занимали умы людей, причем со временем интерес к человеку и его поведению постоянно возрастал.
Рациональный подход к познанию мира основывается на том, что окружающая нас действительность существует независимо от нашего сознания, может быть исследована опытным путем, а наблюдаемые явления вполне объяснимы с научных позиций. Для реализации такого подхода необходимо иметь общее представление о предмете исследования. В различных направлениях науки ученые не-
ИменаАнаньев Борис Герасимович (1907–1972) — выдающийся российский психолог. Научную деятельность начал в качестве аспиранта в Институте мозга еще при жизни В. М. Бехтерева. В 1968–1972 гг. был деканом факультета психологии ЛГУ. Является основателем ленинградской психологической школы. Автор фундаментальных работ в области чувственного восприятия, психологии общения, педагогической психологии. Предложил систему человекознания, в которой были интегрированы данные различных наук о человеке. однократно предпринимали попытки сформулировать целостное представление о человеке. Конечно, такое представление существует и в психологии.
Ананьев Борис Герасимович (1907–1972) — выдающийся российский психолог. Научную деятельность начал в качестве аспиранта в Институте мозга еще при жизни В. М. Бехтерева. В 1968–1972 гг. был деканом факультета психологии ЛГУ. Является основателем ленинградской психологической школы. Автор фундаментальных работ в области чувственного восприятия, психологии общения, педагогической психологии. Предложил систему человекознания, в которой были интегрированы данные различных наук о человеке.
Один из наиболее популярных в отечественной психологии подходов к изучению человека был предложен Б. Г. Ананьевым. Оценивая значение деятельности Ананьева для отечественной науки, в первую очередь необходимо подчеркнуть, что им был разработан принципиально новый методологический подход к исследованию психики человека. Это позволило не только выделить новые разделы психологии, которые до этого не существовали как самостоятельные, но и по-новому взглянуть на самого человека. Говоря об
Семь классов потребностей личностного взросления по Маслоу
Практикующий психолог, гештальт-терапевт. Закончила Тольяттинский Государ.
Иерархия потребностей – это почти каждый где-то уже слышал. Но в чем конкретно состоит теория? Примерно в 1943 году ученый-бихевиорист и отец гуманистической школы Абрахам Маслоу осознал, что за этим стоят разные уровни мотивации или мотивы и потребности. В том же году он опубликовал свою так называемую иерархию потребностей, которая с тех пор стала очень известной.
Чтобы её понять, нужно подробно рассмотреть семь классов потребностей, изучить индивидуальные уровни и разобраться, какое влияние теория Маслоу может иметь на человека в современном мире.
Семь классов потребностей Маслоу
Иерархия потребностей Маслоу – это простое и ясное представление о человеческих нуждах, разделенных в общей сложности на семь уровней и три разные группы.
Низкие уровни покрывают так называемые потребности в дефиците, т.е. базовый физический уход, личную безопасность и социальные отношения. Согласно Маслоу, эти потребности должны быть удовлетворены, чтобы человек мог вообще испытать хоть какое-то удовлетворение. Только тогда последуют потребности роста.
Они включают социальное признание или индивидуальные потребности (статус, деньги, власть, карьера) и, в первую очередь, самореализацию (признание и развитие собственного потенциала). Однако они практически никогда не могут быть полностью удовлетворены: ведь художник рисует для выражения своего творчества, а не для того, чтобы нарисовать 10, 50 или даже 100 картин.
Все это на первый взгляд звучит невероятно правдоподобно. Однако следует сказать: иерархия потребностей Маслоу – это, прежде всего, одно: модель, теория. Это не было научно подтверждено. До сих пор.
Пирамида потребностей Маслоу
Эд Динер, один из самых известных профессоров психологии в мире, опубликовал глобальное исследование: он и его коллеги оценили данные по 123 странам. Основой послужил так называемый опрос Gallup World Poll – один из самых полных опросов данных в мире, в котором, среди прочего, фиксируется информация о доходах, питании, безопасности, чувствах и других вещах за период с 2005 по 2010 год.
При этом ученые обнаружили, что потребности в дефиците действительно должны удовлетворяться повсеместно и повсюду на планете, чтобы люди чувствовали себя счастливыми. Однако рейтинг индивидуальных потребностей кое-где немного различается.
Решающую роль в этом сыграли потребности роста:
Исследователи рассматривают это вместе как подтверждение теории Маслоу. Но что было гораздо более примечательным: в целом кажется, что люди тем счастливее, чем больше людей в их окружении могут удовлетворить свои потребности. Следовательно, это можно назвать не только индивидуальным, но и социальным условием.
Эти результаты показывают, что теория Маслоу во многом верна. Во многих культурах по всему миру удовлетворение предложенных потребностей коррелирует со счастьем. Однако важным отклонением от теории Маслоу является то, что обнаружено, что человек может сообщать о хороших социальных отношениях и самоактуализации, даже если его основные потребности и потребности в безопасности не полностью удовлетворены.
Личностный рост и иерархия потребностей: пример из менеджмента
Предлагаем разобраться в вопросе личностного развития в контексте потребностей, рассмотрев, как это работает в мире менеджмента.
Giphy
Иерархия потребностей возникла в то время в контексте новых теорий управления и не в последнюю очередь из-за одного из ключевых вопросов управления: что мотивирует сотрудников? Или в глобальном смысле: каковы мотивы человеческих действий?
Важные исследователи в области менеджмента уже занимались этим вопросом. Все они сегодня выделяют четыре основных мотива:
Основная мотивация
Все голодны, хотят пить, нуждаются в одежде, в тепле. Человек заботится о вещах, необходимых ему для выживания.
Вторичная мотивация
Она возникает из социальной среды. Это стремление к сообществу, безопасности, признанию в обществе.
Внутренняя мотивация
Человек хочет реализовать себя, научиться новому. Материальные ценности на это не влияют.
Внешняя мотивация
Здесь статус, доход, собственность – отличные стимулы. Также признание и похвала от коллег и начальника.
Основываясь на этом, социальный психолог Дуглас МакГрегор разработал в середине 1950-х годов две модели управления:
Обе основаны на двух разных образах человека:
С помощью этой модели Макгрегор оказал влияние на многочисленных теоретиков менеджмента. Однако именно Маслоу было обнаружено, что предположения теории Y были более реалистичными, но даже зрелые, мотивированные люди жаждут иерархических структур и инструкций. Одни и те же люди могут в одной ситуации лениться, вплоть до саботажа, а в другой хотят добиться максимума самостоятельно. Так возникла иерархия потребностей.
Независимо от того, руководят ли менеджеры авторитарно или совместно – это мало влияет на мотивацию. Так же мало, как внешние стимулы. Тот, кто пытается улучшить общее настроение за счет удовлетворения низших потребностей, получит только загруженных и одновременно праздных сотрудников.
С другой стороны, те, кто полагается на деньги или влияние, достигнут краткосрочного успеха и должны постоянно увеличивать «дозу». На самом деле, чем более мотивированы потребности Маслоу, тем проще они. В то же время усиливается их демотивирующее влияние. Денежные стимулы обычно быстро рассматриваются как приобретенные права и выгоды. Любой, кто годами получал премии, расстраивается и злится, если ему внезапно приходится обходиться без них.
Вывод из этого профессионального примера:
Руководителям: дать сотрудникам возможность реализовать себя с признанием и свободой и, таким образом, не замедлить существующую внутреннюю мотивацию.
Фото автора Polina Tankilevitch: Pexels
Для сотрудников: перестать призывать других к ответственности за удовлетворение своих потребностей. Во-первых, потому что это неправильно; во-вторых, потому что они не могут этого сделать.
Чтобы быть действительно удовлетворенным своей работой, каждый сотрудник должен стремиться достичь хотя бы четвертого уровня этой иерархии потребностей. Только здесь начинается истинное отождествление с собственной работой, и человек начинает видеть смысл в том, что делает много часов в день.
Печальная реальность, однако, заключается в том, что не только в общем применении, но особенно в профессиональном контексте мотивации, большая часть людей не выходит за пределы нижних уровней. Сложные обстоятельства вынуждают браться за работу, которая не приносит счастья и, похоже, выхода из ситуации нет.
Не сдавайтесь, просто продолжайте и пробуйте что-то новое – такой совет хорош, но не особенно полезен. И, к сожалению, иерархия потребностей здесь мало помогает, что является одной из самых серьезных критических замечаний в её адрес.
Критика иерархии потребностей
У иерархии потребностей есть не только сторонники, но и несколько критиков, которым есть что рассмотреть в различных точках теории. Прежде всего, нет никаких реальных эмпирических данных.
Фото автора George Milton: Pexels
Опросы, как уже указывалось выше, могут предполагать, что дефицитные потребности, как их описывает Маслоу, могут быть реалистичными, но действительно точный анализ вряд ли возможен, поскольку степень удовлетворения потребностей человека не может быть измерена.
Также неоднократно критикуют, что иерархия потребностей в первую очередь относится к богатым обществам и, таким образом, оставляет большую часть населения мира за пределами.
Существует также болезненная нехватка конкретных советов о том, что можно сделать для удовлетворения индивидуальных потребностей и, таким образом, для того, чтобы подняться на следующий уровень пирамиды. Кроме того, пункты, упомянутые Маслоу, – это потребности, которые невозможно удовлетворять постоянно. Таким образом, оставаться на вершине иерархии потребностей Маслоу – задача на всю жизнь.