с принятием святых христовых таинств поздравления открытки
О Таинстве Причащения
Подборка цитат
Все цитаты взяты из книги «Слова иже во святых отца нашего Иоанна Архиепископа Шанхайского и Сан-Францисского». Собранные вместе они дают развернутую картину, отражающую пастырско-богословский опыт Владыки.
Можно заметить, что живое экклесиологическое и сотериологическое осознание Евхаристии часто идет в разрез со сложившейся практикой: редкое приобщение, уход после пасхальной Заутрени до причастия (что по мысли Владыки обессмысливает не только сам праздник Пасхи, но и весь подготовительный Великий пост (см.19)), сведение причащения до индивидуальных, часто бытовых нужд (здоровье, благополучие и т. п.). Последнему св. Иоанн противопоставляет бескомпромиссно высокое предназначение причащения: оно не только освящает (см. 3), укрепляет (см.4), преображает человека (см. 7), но открывает ему лицезрение славы Христа (см. 11), через Которого приобщает его ко всей полноте Божества (см. 6). В причастии святых Тайн, которые вводят верующих в вечную жизнь (см.16) и являются залогом их будущего общения со Христом (см. 10), реализуется также (и на этом не раз останавливается св. Иоанн) Церковь, как новое неотмирное собрание ее членов объединенных в «великое Тело Христово» (см. 12, 14). Владыка Иоанн также настаивает, что достойно причащается тот, кто на полученный дар отвечает своим устремлением ко Господу (см. 17), вплоть до самоотречения (см. 8).
Цитаты собраны из различных проповедей (ни одна из которых не посвящена специально Таинству причащения) и для удобства снабжены заголовками.
1. Таинство Причащения установлено Господом на Тайной вечери.
В то же время в Тело и Кровь Христовы прелагаются хлеб и вино за Божественной литургией и верные причащаются их. Так установил Сам Христос, причастивший Своих апостолов за Тайной вечерей со словами «приимите, ядите: сие есть тело Мое; пиите от нея вси, сия бо есть кровь Моя новаго завета» (Матф 26, 26-28).
2. Причастие – литургическое воспоминание Тайной вечери.
В Великий четверг совершает Господь Тайную Вечерю и литургия того дня особенно ярко напоминает о том, что, причащаясь Святых Тайн с благоговением, мы с апостолами вкушаем Тела и Крови Христовых, а причащающиеся недостойно уподобляются Иуде. Но каждый пусть стремится причаститься, искренно каясь в грехах своих, и получить милость от Господа.
3. Причастие освящает человека.
Для полного освящения человека, тело раба Господня должно соединиться с Телом Христовым и то совершается в таинстве Святого причащения.
4. Причастие – источник умиления и духовной теплоты.
Уже теперь дает Христос ощутить радость и сладость Его Благости. Укрепляет наши души и тело Божественными Своими Таинствами… Наполняет иногда нас невыразимым умилением и теплотой духовной после благоговейного причащения святых Его Тайн.
5. Причастие – начало рая на земле.
Начало ада уже здесь на земле. Также и рай начинается в душе человека уже в земной жизни. Здесь уже бывают касания Божественного в день Светлого воскресения, и когда достойно причащаемся.
6. Причастие приобщает ко всей полноте Божества и к вечной жизни.
Соединяясь с Воскресшим Господом и через Него со всей Присносущей Троицей, человек почерпает от Нее силу для вечной жизни и сам становится безсмертным.
7. Через причастие и содействие собственной доброй воли человек становится новым творением.
Освящается и общается с Богом не только душа, но и тело человека в причащении Тела и Крови Христовых, через Которого соединяется со всей Святой Троицей. Благодатью Божией, при участии собственной воли и усилия, человек становится новой тварью, участником вечного Царствия Божиего.
8. Достойно причащающийся и готовый послужить Господу делается орудием Божественной воли.
Причащающиеся же с благоговением, любовью и готовностью принести себя на служение Ему, тесно соединяются с Ним и становятся орудием Его Божественной воли.
9. Причастие – победа над грехом и смертью.
Причащение Тела и Крови Христовых есть принятие в себя Воскресшего Христа, победителя смерти, дарующего тем, кто с Ним, победу над грехом и смертью.
10. Причастие – предначатие вечной жизни.
Сохраняя в себе благодатный дар Причастия, мы имеем залог и предначатие вечной блаженной жизни души и тела.
11. Причастие – источник вечной радости и лицезрения славы Воскресшего Христа.
Соединившийся духом и телом со Христом в сей жизни, духом и телом будет с Ним и в грядущей жизни. Благодатные струи Животворящих Тайн Тела и Крови Христовых являются источником нашей вечной радости в общении с Воскресшим Христом и лицезрении Его Славы.
12. Через причастие верующий делается членом великого Тела Христова (т.е. Церкви).
Принятые нами истинное Тело и истинная Кровь Христовы становятся частью великого Тела Христова.
Мы причащаемся Тела и Крови Христовых (в святых Тайнах), чтобы самим быть членами Тела Христова (Церкви).
Божественная Евхаристия, приношение безкровной жертвы и причащения ее, освящает и укрепляет ее участников, делает вкушающих Тело и Кровь Христовы истинными членами Тела Его Церкви.
13. Спасение людей через сроднение с Божественной жизнью Тела Христова – есть цель Церкви.
Все части Вселенской Церкви имеют одну общую цель – проповедь Слова Божия, подготовку людей к тому, чтобы они становились способными быть членами Тела Христова и, ставши таковыми, все более и более, все искреннее и крепче сроднились с Божественной Спасительной жизнью Тела Христова, ибо в том и есть спасение людей.
По православному пониманию Церковь составляют не только иерархи и священнослужители, но и весь верующий православный народ. Эта их совокупность и единство, приобщающееся в Святых Таинствах Христу, и есть Церковь, Тело Христово.
15. Для чего необходимо постоянно причащаться.
Христианин через покаяние, очищается, соединяется теснейше со Христом в причащении святых Тайн, но потом опять оседает на него пыль греха и отдаляет от Христа и Церкви, почему снова нужны покаяние и причащение.
Пока не окончится земная жизнь человека, до самого исхода души из тела, продолжается в нем борьба между грехом и правдой. Какого бы высокого, духовного и нравственного состояния кто ни достиг, возможно для него постепенное или же стремительное, глубокое падение в бездну греха. Посему необходимо для каждого причащение святых Тела и Крови Христовых, укрепляющее наше общение с Ним и орошающее живительными струями Благодати Святого Духа, текущими по Телу Церкви. Насколько важно причащение святых Тайн показывает житие преподобного Онуфрия Великого, которому, как и другим пребывавшим в той пустыни отшельникам, ангелы приносили святое Причастие; преподобной Марии Египетской, конечным желанием которой, после многих лет пустынной жизни, было принятие святых Тайн; преподобного Савватия Соловецкого и множества других. Не напрасно ведь изрек Господь: «Аминь, аминь глаголю вам, аще не снесте плоти Сына Человеческого, ни пиете Крови Его, живота не имате в себе» (Иоан. 6, 53).
16. Частота причастия – залог общения со Христом в грядущем Царствии.
Чем больше человек находится под действием благодати причащения и теснее соединился со Христом, тем больше он будет наслаждаться общением со Христом и в грядущем Его Царствии.
17. Приобщаясь Тела Христова, устремимся к Нему духовно.
Церковь Христова есть Тело Христово, Сам Он возглавляет ее и Божественным Своим Телом и Кровию питает верующих, питает чад Своей Церкви, так что мы едино со Христом и телесно должны быть, и духовно. Мы телом соединяемся со Христом через Божественное Причащение, должны душевно примкнуть и сразу следовать Его заповедям.
Конечно, для единения со Христом недостаточно только соединение нашего тела с Телом Христовым. Вкушение Тела Христова бывает благотворно, когда духом устремляемся к Нему и соединяемся с Ним. Принятие Тела Христова, при отвращении от Него духом, подобно прикосновению ко Христу тех, кто Его били, и заушали и распинали Его. Прикосновение их к Нему послужило им не во спасение и исцеление, а в осуждение.
18. О причащении в грядущем Царстве.
В грядущем Царстве Христовом не будет уже нужды в причащении Тела и Крови Христовых, ибо все удостоившиеся будут в теснейшем общении с Ним и наслаждаться превечным светом Живоначальной Троицы, испытывая блаженство невыразимое языком и непостижимое нашим слабым умом. Посему после причащения святых Христовых Тайн за литургией, в алтаре возносится всегда молитва, поемая в пасхальные дни: «О, Пасха велия и священнейшая Христе! О! Мудросте и Слове Божий и Сило! Подавай нам истее Тебе причащатися в невечернем дни Царствия Твоего».
19. О причащении на Пасху.
Какой же драгоценнейший дар Божий получаем мы тогда, что является завершением нашего постного подвига? О том говорит нам уже первое песнопение, начинающее ежедневное пение стихир поста: «И подается нам в снедь Агнец Божий, во священней и светоносней нощи воскресения, нас ради приведенное заколение, учеником приобщенное в вечер таинства».
Приобщение Тела и Крови Воскресшего Христа, в жизнь вечную, вот что является целью святой Четыредесятницы. Приобщаются не только на Пасху. Наоборот, на Пасху должно приобщаться тем, кто говел, исповедался и причастился во время Великого поста. Перед самой Пасхой нет возможности хорошо, во всем, исповедаться, время и священники заняты службами Страстными. Подготовляться к тому нужно заранее.
Всякое причащение Христовых Тайн есть соединение с Самим Христом и для нас спасительно. Почему же такое значение придается причащение в ночь Святой Пасхи и к тому мы все призываемся? Особенно тогда дается нам ощутить Царство Христово. Особенно мы тогда озаряемся Вечным Светом и укрепляемся для восхождения духовного.
То незаменимый дар Христов, несравнимое благо. Пусть никто сам не лишается сей радости и вместо причащения в Пасхальную ночь не торопится вкусить мясные и прочие снеди. Приобщение тогда Святых Тайн подготавливает нас к трапезе в вечном Царствии Божием.
Снестся нами Агнец Божий во священной и светоносной нощи Воскресения. Мы о том молимся еще лишь начиная готовиться к посту и затем неоднократно в течение Великого поста: чтобы Господь сподобил нас приобщиться в нощь Святой Пасхи. Особенно действует тогда благодать Божия на сердца людей. Мы приобщаемся тогда Христа Воскресшего, делаемся участниками Его Воскресения.
Конечно надо поговеть раньше и уже причастившись Великим постом, снова причаститься Святых Тайн. Пред Пасхальной литургией нет времени подробно исповедоваться, это нужно сделать раньше. А в светоносную ночь, получив общее разрешение, приступать к Божественному Агнцу, залогу нашего Воскресения. Пусть никто не уходит из Церкви преждевременно, торопясь вкусить мяса животных, вместо того, чтобы вкусить Пречистых Тела и Крови Христовых.
Главное в Светлый день Пасхи — наше общение со Христом Воскресшим, что особенно проявляется в причащении в Светлую Службу, о чем неоднократно возносим моления в службах Великого поста. Уход с Пасхальной службы до окончания литургии есть грех или непонимание церковной службы.
Подборка цитат, заголовки – протоиерей Леонид Грилихес.
42. Поздравление и благожелание покаявшемуся и причастившемуся Святых Христовых Тайн. Вступившему на путь истинной жизни требуется непрестанное памятование о Боге
Теперь, наверное, вы уж исповедались и причастились. Поздравляю! Даруй, Господи, чтобы сие было вам в окрыление духа, в прилепление сердца к Господу, в льготу и отраду на пути жизни, в нравственную крепость на дела богоугодные.
Теперь, обновленная, и благодатию Божиею укрепленная, и присутствием Господа воодушевляемая, исходите на дело Божие, вами с таким усердием воспринятое, чтобы делать его до вечера жизни вашей. В пособие вам помяну об одном секрете достодолжной жизни о Господе – именно, о непрестанном памятовании о Боге. В сем памятовании надо всячески укрепиться до того, чтобы оно было неотходно от внимания. Бог везде есть и всегда с нами, при нас и в нас есть. Но мы не всегда с Ним бываем, ибо не помним о Нем и потому, что не помним, позволяем себе много такого, чего не позволили бы, если бы помнили. Возьмите на себя труд навыкать этой памяти. Тут ничего особенного не требуется, только намерение принять и напрягаться – помнить, что Господь в вас есть, и близ есть, и смотрит на вас и в вас так же зорко, как кто смотрел бы вам в глаза. Что бы вы ни делали, все помните, что Господь близ и смотрит. Станете трудиться навыкать сему – и привыкнете, и, как только привыкнете или еще только мало-мало навыкать станете, увидите, какое спасительное действие происходит от этого в душе. Не забывайте только, что память о Боге надо иметь не как о всякой другой вещи, но соединять ее со страхом Божиим и благоговеинством. Благоговейными люди все от этого бывают.
Чтобы удобнее навыкнуть памятованию о Боге, для этого у христиан ревностных есть особый прием – именно, непрестанно повторять коротенькую, слова в два-три молитовку. Большей частью это есть: «Господи, помилуй! Господи, Иисусе Христе, помилуй мя, грешную!» Если вы этого еще не слышали, так вот слышьте, и если так не делали, так начните делать с этих пор. Ходите ли, сидите ли, работаете ли, кушаете, ложитесь спать – все твердите: «Господи, помилуй! Господи, Иисусе Христе, помилуй мя, грешную!» От долгого упражнения в этом слова эти так навязнут на языке, что сами собой будут повторяться. А это очень остепеняет парение и блуждание мыслей. Но опять не забудьте соединять со словом сим благоговеинство.
Что еще пригоже было бы вам сказать теперь, я уже написал вам, как только вы изъявили решение взяться за дело как следует. Извольте снова то просмотреть. А что кроме того надо напомнить вам, о сем речь впереди.
Будьте благодушны и радуйтесь, что вступаете на путь искреннего служения Господу, путь верный, имеющий привести вас в наследие Царства Небесного. Да поможет вам Господь и Пречистая Владычица!
Коллекция христианских открыток
Коллекция христианских открыток запись закреплена
Коллекция христианских открыток запись закреплена
Коллекция христианских открыток запись закреплена
Покров Пресвятой Богородицы
Празднуется: в России, Украине, Беларуси и других странах мира.
Покров Пресвятой Богородицы отмечается 14 октября 2021 года
Это великий недвунадесятый церковный праздник. Он приурочен к явлению Божией Матери святому Андрею Юродивому во Влахернском храме Константинополя. В народе праздник получил название «Покров день».
Показать полностью.
В церквях совершается богослужение. Прихожане посещают храмы, молятся Деве Марии в надежде получить исцеление, благословение.
В народе Покров день знаменуется завершением полевых работ, выпасом скота. Жители деревень готовятся к холодам.
В это время начинался сезон свадеб, прекращали водить хороводы. На их смену приходили посиделки (вид досуга молодежи крестьян).
Девушки, которые желали поскорее выйти замуж, приходили 14 октября в храм и, ставя свечку, совершали молитву к Параскеве Пятнице, прося помощи в замужестве. Считалось, кто первым это сделает, у того раньше исполнится мечта.
Коллекция христианских открыток запись закреплена
День Веры, Надежды и Любови!
День Веры, Надежды и Любови отмечается 30 сентября 2021 года.
В этот день православная церковь почитает святую Софию и ее трех дочерей. В народе праздник прозвали «бабьими именинами».
День Веры, Надежды и Любови посвящен укреплению силы духа и мужества, которые не сможет сломить даже недостаток телесных сил.
С Днем Любови, Надежды и Веры
Показать полностью.
Поздравляем вас дружно сейчас.
И хотим, чтоб любые барьеры
Никогда не пугали бы вас.
Чтоб к победе всегда вы стремились,
Чтоб удача с вами была,
Чтоб таланты ваши открылись,
И успешными были дела.
Коллекция христианских открыток запись закреплена
Коллекция христианских открыток запись закреплена
Коллекция христианских открыток запись закреплена
Коллекция христианских открыток запись закреплена
Прп. Симеон Новый Богослов
КАКОЕ РАЗЛИЧИЕ ИМЕЮТ ПРИЧАЩАЮЩИЕСЯ ДОСТОЙНО ОТ ПРИЧАЩАЮЩИХСЯ НЕДОСТОЙНО?
О возлюбленне, не возмущайся против меня, слыша истину, мною тебе возвещаемую, ибо это истина.
Показать полностью. Ибо если ты веруешь и исповедуешь, что Тело Христово есть хлеб животный и дарует живот вечный тем, которые вкушают его, и что Кровь Его для пиющих ее бывает источником воды, текущей в живот вечный, то скажи мне, прошу тебя, почему ты, причащаясь сих Божественных Таин, не приемлешь в душу свою ничего особенного сравнительно с тем, что имел прежде Причащения? Но если и чувствуешь малую некую радость, когда причащаешься, то спустя немного времени опять становишься таким же, каким был прежде того, и совсем не ощущаешь в себе самом какого-либо притока жизни или какого-либо прилияния света.
Хлеб сей для тех, которые не возвысились над чувственным, является простым хлебом, хотя таинственно он есть свет невместимый и неприступный, — равно как и вино таинственно есть свет, жизнь, огнь, вода живая.
Итак, когда вкушаешь ты Божественный хлеб сей и пьешь сие вино радования, а между тем не ощущаешь, что зажил жизнию бессмертною, восприняв в себя силу светоносную и огненную, как пророк Исаия приял в уста угль горящий, и что испил Кровь Господню, как воду живую и обрадовательную, если, говорю, не ощущаешь в себе, что приял нечто из того, о чем я сказал теперь, то как думаешь, что приобщился Жизни Вечной, приступил к неприступному свету Божества, причастен стал света непрестающего?
Нет, брате мой, нет; ничего такого не совершилось с тобою, так как ты не чувствуешь в себе ничего из сказанного. Но свет оный светит на тебя, а ты слеп, и не освещаешься; и огнь оный испускает на тебя теплоту, а ты остаешься хладным; и жизнь оная вошла в тебя, а ты не чувствуешь и пребываешь мертвым; и вода живая протекла по душе твоей, как желобу, но не осталась в тебе, потому что не нашла в тебе достойного себе вместилища, чтоб вселиться внутрь тебя.
Посему, если ты сим образом причащаешься Пречистых Таин без того, чтоб ощущать какую-либо благодать в душе своей, то причащаешься только по видимости, а в себя самого ничего не принимаешь.
Ибо которые достойно приступают к сим Таинствам и достодолжно приготовляются к принятию в них Сына Божия — сего хлеба животного, сходящего с неба, к тем Он прикасается ощутительно и с теми соединяется несмесно, давая осязательно испытывать Свое благодатное присутствие.
Преподобный Симеон Новый Богослов. Слово 41, п. 6.
Коллекция христианских открыток запись закреплена
Игумен Никон (Воробьев)
СЛОВО В ДЕНЬ ПАМЯТИ ПРЕП. СЕРАФИМА САРОВСКОГО *
Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
Сегодня мы празднуем память преп. Серафима, Саровского чудотворца… Преп. Серафим еще молодым пошел в монастырь, прошел в нем все монашеские послушания, работы, испытания, прошел все виды монашеского жития и достиг величайшего духовного преуспеяния, творил великие чудеса, исцелял неизлечимых больных, предсказывал события, которые всегда исполнялись.
Показать полностью. Он издалека видел состояние души человеческой.
Так, его современник, великий подвижник Георгий Задонский был долго мучим помыслами уйти из своего монастыря, потому что туда приходили люди и мешали ему сосредоточиться. И вот однажды является ему странник и говорит: «Преподобный Серафим велел тебе сказать, как ты столько времени подвизаешься и не можешь понять, что твои помыслы от лукавого. Оставайся на месте».
Георгий Задонский очень удивился. Потом стал искать этого странника, который только что вышел. Но оказывается, никто подобный в монастырь не входил. Тогда Георгий Задонский понял, что это был преподобный Серафим, который видя его душевное состояние, приказал ему, чтобы он оставался на месте.
Был у преп. Серафима близкий человек, некто исцеленный, именем Мотовилов, который с детства размышлял о том, в чем состоит истинное христианство. И вот однажды преп. Серафим, сказав ему об этой его мысли, объяснил, что цель христианина должна состоять в стяжании Духа Святого, а затем и показал ему, как действует Св. Дух, почивающий в человеке. Они были вдвоем на поляне в лесу. Преп. Серафим помолился, и вот лицо его – как в Евангелии сказано о славе праведников в Царствии Божии – засияло как солнце, так что Мотовилов не мог на него смотреть. Так преп. Серафим зримо, наглядно, объяснил ему действие Св. Духа на душу и тело человеческое.
Как же происходит рост духовный у этих великих подвижников? Преп. Серафим, как и многие другие, в юности поступил в монастырь. Здесь он прошел все монашеские послушания, которые очень необходимы всем вновь поступившим. Ибо среди этих послушаний человек подвергается всякого рода испытаниям и искушениям. Здесь он должен победить свое тщеславие, свой гнев, чревоугодие, должен научиться побеждать всякие помыслы: и нечистые, и помыслы уйти из монастыря, и многие другие – потому что дьявол разжигает человека всячески, делает жизнь монашескую как будто бы невыносимо тяжкой, скучной, бесполезной, гонит каждого истинного христианина из монастыря. Все это нужно преодолевать. Нужно в этой обстановке, среди людей приобрести внутреннюю молитву, молитву сердечную, т.е. чтобы она сама непрестанно действовала в сердце. Эта молитва Иисусова: «Господи Иисусе Христе Сыне Божий, помилуй мя грешного».
Преп. Серафим говорил: «монахи, которые не имеют непрестанной молитвы Иисусовой, подобны черным головешкам, они бесплодны и бесполезны». Вот и нужно, живя в общежитии, среди монахов, в монастыре приобретать непрестанную молитву, которая даст силу побеждать всякие искушения: и внутренние, и внешние.
Когда человек приобретет эту молитву, он старается избегать всех людей, по возможности. Он хочет сосредоточиться в себе, хочет, чтобы никто ему не мешал, поэтому во всех монастырях после того, как настоятель, если он опытный, – увидит такое состояние монашествующего, увидит, что у него развилась уже эта молитва, ему разрешал уйти в уединение. Так было и с преп. Серафимом. Несмотря на то, что очень трудно было в то время в монастырях уходить в уединение, Господь устроил таким образом, что ему разрешили уйти, и он много лет жил один в келейке на расстоянии 5 км от монастыря. Здесь он достиг высоких духовных состояний.
Здесь он подвергался сильнейшим бесовским искушениям, как и все истинные подвижники. Бесы, то в виде разбойников, то в виде зверей, то страшных чудовищ старались повредить ему, напугать, изгнать его из этой пустынной келии. Однажды они бросили к преподобному кряж такой величины, что 7 человек с великим трудом вытащили его из келии.
Здесь же в пустынном лесу он подвергся особому испытанию, которое было попущено Господом преподобному (как попускалось многое и другим подвижникам) по следующей причине. Когда подвижники достигали высокой степени совершенства, то у них разгоралась такая пламенная, непостижимая для нас любовь к Господу, благодарность к Нему за то, что Он пришел на землю, чтобы Своею кровью спасти людей, благодарность за Его крестную жертву, которой стали подаваться нам великие духовные дары, то эта пламенная любовь не могла быть у них ни чем иным утолена, как только какими-либо особыми страданиями и подвигами, которых они испрашивали у Господа и которые с радостью переносили. Подвиги нес и преп. Серафим, все, какие только можно было совершить, но, по-видимому, они не могли удовлетворить души преподобного.
И вот по его, несомненно, желанию Господь попустил ему понести и особый тяжкий крест, подобно кресту Своему. В лесу напали на него разбойники, три крестьянина, и потребовали у него денег. Преп. Серафим обладал большой физической силой и, имея в руках топор, совершенно свободно мог бы и с большим числом, а не только с тремя, справиться. Но он положил топор на землю, стал на колени и ответил им, что у него денег нет.
Тогда разбойники схватили топор и во многих местах проломили преподобному череп, затем повлекли его к келии, избили его, растоптали грудь, поломали несколько ребер. Преп. Серафим был брошен ими в таком состоянии, что в порядке естественном он должен был умереть.
Только сила Божия сохранила его. Разбойники в келии ничего не нашли, кроме 2–3 картофелин, после чего в страхе убежали. Однако потом их нашли и хотели строго наказать. Но преп. Серафим сказал, что если их накажут, то он уйдет отсюда. По его просьбе крестьян оставили в покое. Они потом искренне раскаялись и провели остаток жизни как истинные христиане.
Преподобный Серафим умер 130 лет тому назад (проповедь сказана в 1963 году), можно сказать, что он почти наш современник. И в его время, и до него, и после, многие говорили и говорят, что теперь уже невозможно достигнуть тех состояний, какие имели древние подвижники. Преп. Серафим своей жизнью показал, что это неправда, и сам он говорил, что во всякое время, до конца мира могут быть истинные подвижники, ибо «Христос вчера и днесь Той же, и во веки» (Евр. 13:8). От христианина требуется лишь решимость следовать заповедям Христовым и примеру Его жизни.
*Текст приведен в сокращении. Ссылка на источник помещена в описании видео.