с праздником всех святых в россии просиявших

Собор всех святых, в земле Русской просиявших

Дни памяти

Житие

Всех Свя­тых, в Зем­ле Русской про­си­яв­ших, Неде­ля – 2-е вос­кре­се­нье по­сле празд­ни­ка Пя­ти­де­сят­ни­цы, по­свя­щен­ное празд­но­ва­нию па­мя­ти всех рус­ских свя­тых.

Идея со­бор­но­го празд­но­ва­ния па­мя­ти рус. свя­тых по­яви­лась в сер. XVI в., по­сле про­слав­ле­ния сон­ма рус. свя­тых на Мос­ков­ских Со­бо­рах 1547 и 1549 гг. Пер­вая служ­ба в честь «но­вых рос­сий­ских чу­до­твор­цев» бы­ла со­став­ле­на Гри­го­ри­ем, ино­ком суз­даль­ско­го Спа­со-Ев­фи­ми­е­ва мон-ря, и пред­на­зна­ча­лась для пе­ния 17 июля; этот день стал пер­во­на­чаль­ной да­той празд­но­ва­ния Со­бо­ра рус­ских свя­тых. Служ­ба пе­ре­пи­сы­ва­лась в ру­ко­пи­сях (Сер­гий (Спас­ский). Ме­ся­це­слов. Т. 1. С. 385), но не во­шла в пе­чат­ные мос­ков­ские из­да­ния бо­го­слу­жеб­ных книг XVI–XVII вв. С кон. XVIII в. она из­да­ва­лась ста­ро­об­ряд­че­ски­ми ти­по­гра­фи­я­ми (Кра­ков, Б. г.; Грод­но, 1786, 1789; Су­п­расль, 1786, 1787; М., 1911). По­сле XVII в. это празд­но­ва­ние со­хра­ня­ет­ся толь­ко в ста­ро­об­ряд­че­ской сре­де и со­вер­ша­ет­ся в неде­лю (т. е. в вос­кре­се­нье) по­сле па­мя­ти прор. Илии (20 июля). По­сле­до­ва­ние вклю­ча­ет тро­парь 3-го гла­са: «Пре­чест­ная вер­ста Бо­гом воз­люб­лен­ная, от­цы преб­ла­жен­нии», кондак 8-го гла­са, на по­до­бен «Яко на­чат­ки»: «Яко бла­го­че­стия про­по­вед­ни­ки и нече­стия обуз­да­те­ли», ка­нон 8-го гла­са, ир­мос: «Песнь воз­слем, лю­дие», нач.: «Вси пес­нь­ми ду­хов­ны­ми, иже по­стом про­си­яв­шая». По певч. ру­ко­пи­сям с XVII в. из­вест­ны рас­пе­тые сти­хи­ры (слав­ни­ки) из этой служ­бы. На­бор из слав­ни­ков (обыч­но 6) устой­чи­во при­во­дит­ся в ру­ко­пи­сях по­мор­ской тра­ди­ции (Пев­че­ские кни­ги. 2001).

Ок. 1643 г. иером. Ме­ле­тий Си­риг, про­то­син­келл К-поль­ско­го пат­ри­ар­ха, по прось­бе митр. Пет­ра (Мо­ги­лы) на­пи­сал служ­бу «пре­по­доб­ным от­цам Ки­е­во-пе­чер­ским и всем свя­тым, в Ма­лой Рос­сии про­си­яв­шим», т. е. укр. ана­лог служ­бы в честь Всех Рус­ских свя­тых. В кон. 40-х гг. XVII в. по об­раз­цу служ­бы иером. Ме­ле­тия со­ло­вец­кий иером. Сер­гий (Ше­ло­нин) на­пи­сал служ­бу «всем свя­тым, иже в Ве­ли­цеи Ро­сии в по­сте про­си­яв­шим» (из­вест­на по един­ствен­ной ркп. XVII в. – РНБ. Сол. 877/987). Несмот­ря на на­зва­ния, служ­бы иеро­мо­на­хов Ме­ле­тия и Сер­гия по­свя­ще­ны не толь­ко пре­по­доб­ным, но и свя­тым, про­слав­лен­ным в др. ли­ках; на­зва­ния обу­слов­ле­ны тем, что обе служ­бы со­став­ле­ны по об­раз­цу служ­бы в честь Всех пре­по­доб­ных от­цов в Сы­ро­пуст­ную суб­бо­ту (Пан­чен­ко. 2004). Боль­шо­го рас­про­стра­не­ния в бо­го­слу­жеб­ной прак­ти­ке по­сле­до­ва­ния, со­став­лен­ные иеро­мо­на­ха­ми Ме­ле­ти­ем и Сер­ги­ем, не по­лу­чи­ли.

По­ми­мо гим­но­гра­фи­че­ских про­из­ве­де­ний, для служ­бы рус. свя­тых со­зда­ва­лись че­тьи тек­сты. Так, инок Гри­го­рий Суз­даль­ский на­пи­сал «По­хваль­ное сло­во» в честь но­вых чу­до­твор­цев (Ма­ка­рий, ар­хим. 1997), иером. Сер­гий (Ше­ло­нин) – «По­хваль­ное сло­во рус­ским пре­по­доб­ным» (Пан­чен­ко. 2003).

Совр. празд­но­ва­ние Всех Свя­тых, в зем­ле Рос­сий­ской про­си­яв­ших, бы­ло уста­нов­ле­но по ре­ше­нию По­мест­но­го Со­бо­ра Рос­сий­ской Пра­во­слав­ной Церк­ви 1917–1918 гг. На за­се­да­нии 7 (20) авг. был за­слу­шан до­клад проф. Б.А. Ту­ра­е­ва о празд­но­ва­нии па­мя­ти всех свя­тых, но­вых чу­до­твор­цев рос­сий­ских (Де­я­ние 146 – Со­бор 1918. Де­я­ния. Т. 10. С. 146–147). В до­кла­де был сде­лан крат­кий об­зор ис­то­рии служ­бы но­вым рос­сий­ским чу­до­твор­цам, при­ве­де­ны при­ме­ры по­доб­ных служб (вет­хо­за­вет­ным пра­от­цам, пре­по­доб­ным афон­ским и др.) и пред­ло­же­но вос­ста­но­вить празд­но­ва­ние па­мя­ти рус. свя­тых в вос­крес­ный день по­сле па­мя­ти Всех свя­тых неде­ли по при­ме­ру па­мя­ти афон­ских по­движ­ни­ков, от­ме­ча­е­мой на Св. Го­ре. За­слу­шав до­клад, Со­бор опре­де­лил вос­ста­но­вить празд­но­ва­ние дня па­мя­ти всех рус. свя­тых в 1-е вос­кре­се­нье Пет­ро­ва по­ста, а со­от­вет­ству­ю­щее по­сле­до­ва­ние (ос­но­ван­ное на по­сле­до­ва­нии ино­ка Гри­го­рия, но ис­прав­лен­ное и до­пол­нен­ное Выс­шим Цер­ков­ным Управ­ле­ни­ем) на­пе­ча­тать в кон­це Цвет­ной Три­о­ди. Ста­тьи бы­ли пе­ре­да­ны в Ре­дак­ци­он­ный от­дел Со­бо­ра и при­ня­ты с неболь­ши­ми по­прав­ка­ми 13 (26) авг. (Де­я­ние 150 – Там же. С. 216-217). До­пол­не­ние и ис­прав­ле­ние служ­бы бы­ло по­ру­че­но Ту­ра­е­ву и иером. Афа­на­сию (Са­ха­ро­ву) (впосл. епи­скоп, свя­щен­но­ис­по­вед­ник). Служ­ба бы­ла по­чти пол­но­стью пе­ре­пи­са­на, из ста­рой оста­лось лишь неск. пес­но­пе­ний. Пер­во­на­чаль­ный ва­ри­ант служ­бы из­да­ли бро­шю­рой граж­дан­ской пе­ча­ти в Москве в 1918 г.; из­да­ние от­ли­ча­лось боль­шим ко­ли­че­ством опе­ча­ток. Свя­щен­но­исп. Афа­на­сий ре­дак­ти­ро­вал служ­бу в про­дол­же­ние всей жиз­ни. Сле­ду­ю­щее из­да­ние ее вы­шло в Москве в 1946 г. Окон­ча­тель­ный текст служ­бы, бо­лее пол­ный по срав­не­нию с тек­стом пер­вых из­да­ний, был вы­пу­щен в со­ста­ве Ми­ней, под­го­тов­лен­ных Мос­ков­ской пат­ри­ар­хи­ей в 1978-1989 гг. (Ми­нея. (МП). Май. Ч. 3. С. 308-387; см. так­же: Служ­ба. 1995). Служ­ба име­ет мно­го осо­бен­но­стей, обу­слов­лен­ных же­ла­ни­ем свя­щен­но­исп. Афа­на­сия вы­де­лить ее в кру­ге празд­ни­ков РПЦ; она вклю­ча­ет из­бы­точ­ный гим­но­гра­фи­че­ский ма­те­ри­ал, что поз­во­ля­ет со всей пол­но­той со­вер­шать ее как в вос­крес­ный, так и в буд­ний день. Нек-рые осо­бен­но­сти со­став­лен­ной свя­щен­но­исп. Афа­на­си­ем служ­бы не вполне тра­ди­ци­он­ны: по­имен­ное пе­ре­чис­ле­ние всех рус. свя­тых на ли­тии не име­ет ана­ло­гов в древ­них служ­бах (а по­сле про­слав­ле­ния сон­ма но­во­му­че­ни­ков на Ар­хи­ерей­ском юби­лей­ном Со­бо­ре 2000 г. ста­ло прак­ти­че­ски неосу­ще­стви­мым), со­еди­не­ние 3 ве­ли­ча­ний, об­ра­щен­ных к Бо­гу, Бо­жи­ей Ма­те­ри и ко всем рус. свя­тым, не на­хо­дит со­от­вет­ствия в Ти­пи­коне.

По­ме­щен­ное в Ми­нее по­сле­до­ва­ние вклю­ча­ет тро­па­ри 8-го гла­са: «Яко­же плод крас­ный Тво­е­го спа­си­тель­но­го се­я­ния» и 4-го гла­са: «Иеру­са­ли­ма выш­ня­го граж­да­ны»; кондак 3-го гла­са, на по­до­бен «Де­ва днесь»: «Днесь лик свя­тых, в зем­ли на­шей Бо­гу уго­див­ших»; ка­нон утре­ни 8-го гла­са (ир­мос: «В черм­нем фа­ра­о­на с ко­лес­ни­ца­ми по­гру­зил еси», нач.: «Вси в пес­нех ду­хов­ных вос­по­им со­глас­но»); ма­лый мо­леб­ный ка­нон, со­став­лен­ный по по­до­бию мо­леб­но­го ка­но­на Бо­го­ро­ди­це 8-го гла­са (ир­мос: «Во­ду про­шед яко су­шу», нач.: «Мно­ги­ми со­дер­жи­ми на­пастьми, к вам при­бе­га­ем»); бо­лее 10 са­мо­глас­нов, 3 цик­ла по­доб­нов, а так­же цик­лы сти­хир на ли­тии, на ве­черне и на елео­по­ма­за­нии в кон­це утре­ни, вклю­ча­ю­щие по­доб­ны всех гла­сов. Па­ре­мии ве­чер­ни: Ис.49:8-15, Сир.44:1-14, Прем.3:1-9; Еван­ге­лие утре­ни: Мф.4:25-5:12; чте­ния ли­тур­гии: про­ки­мен из Пс.15, Кол.3:20-4:3 (или Евр.11:33-12), ал­ли­лу­и­а­рий со сти­ха­ми Пс.43, Лк.12:32-40 (или Мф.4.25-5:12), при­ча­стен Пс.149:4; по­ми­мо про­че­го, в со­став служ­бы вхо­дят осо­бые тро­па­ри на бла­жен­нах.

Служ­ба поль­зу­ет­ся боль­шой по­пуляр­но­стью (хо­тя, как пра­ви­ло, нек-рые ее ча­сти – мо­леб­ное пе­ние на­ка­нуне, ряд пес­но­пе­ний и др. – на прак­ти­ке со­кра­ща­ют­ся или опус­ка­ют­ся), нек-рые ее тек­сты (напр., сти­хи­ры по­доб­ны «Зем­ле рус­ская») во­шли в чис­ло наи­бо­лее из­вест­ных и лю­би­мых в Рус­ской Церк­ви.

Ли­те­ра­ту­ра: Спас­ский И. Пер­вая служ­ба Всем Рус­ским Свя­тым и ее ав­тор // ЖМП. 1949. № 8. С. 50–55; Служ­ба Всем Свя­тым, в зем­ле Рус­ской про­си­яв­шим. М., 1995; Ма­ка­рий (Ве­ре­тен­ни­ков), ар­хим. Эпо­ха но­вых чу­до­твор­цев: (По­хваль­ное сло­во но­вым рус. свя­тым ино­ка Гри­го­рия Суз­даль­ско­го) // АиО. 1997. № 2 (13). С. 128–144; Пев­че­ские кни­ги вы­го­лек­син­ско­го пись­ма. XVIII – 1-я пол. XIX в. / Сост. Ф. В. Пан­чен­ко. СПб., 2001. (Опи­са­ние РО Б-ки РАН; Т. 9. Вып. 1); Ка­зан­це­ва Г. Е. Осо­бен­но­сти цер­ков­но­слав. язы­ка служ­бы «Всем свя­тым, в Зем­ле Рус­ской про­си­яв­шим» свт. Афа­на­сия (Са­ха­ро­ва) // ЕжБК, 2003. С. 377–380; Пан­чен­ко О. В. Из ар­хеогр. разыс­ка­ний в об­ла­сти со­ло­вец­кой книж­но­сти: I. «По­хваль­ное сло­во рус. пре­по­доб­ным» – соч. Сер­гия Ше­ло­ни­на: Во­прос ат­ри­бу­ции, да­ти­ров­ка, ха­рак­те­ри­сти­ка авт. ре­дак­ций) // ТОДРЛ. 2003. Т. 53. С. 547–592; он же. Из ар­хеогр. разыс­ка­ний: II. «Ка­нон всем свя­тым, иже в Ве­ли­цеи Ро­сии в по­сте про­си­яв­шим» – соч. Сер­гия Ше­ло­ни­на // ТОДРЛ. 2004. Т. 56. С. 453–480.

А.А. Лу­ка­ше­вич
Ста­тья из т. 9 «Пра­во­слав­ной эн­цик­ло­пе­дии». Москва, 2005 г.

Источник

Неделя Всех святых, в земле Русской просиявших: история, молитвы, проповеди (+видео)

с праздником всех святых в россии просиявших. Смотреть фото с праздником всех святых в россии просиявших. Смотреть картинку с праздником всех святых в россии просиявших. Картинка про с праздником всех святых в россии просиявших. Фото с праздником всех святых в россии просиявших

Неделя Всех святых – история праздника

Начиная с XVI столетия в нашей Церкви существовало празднование памяти «Всех святых новых Чудотворцев Российских». Совершалось оно 17 июля (по ст. ст.), т. е. на третий день памяти Крестителя Руси – св. князя Владимира. Традиционным автором службы считается инок Григорий из Суздальского Спасо-Евфимиевского монастыря (он составил ее текст, очевидно, в середине XVI в.). Известно два ее издания под названием «Служба всем российским чудотворцам» (Гродно и Супрасль, в одном и том же 1786 г.).

Но в центральной России этот праздник по каким-то причинам не получил распространения, был фактически забыт и не вошел в печатные Месяцесловы, а его текст не был издан.

Очевидно, испытания, посылаемые Богом могущественной стране и государственной Церкви, многим казались преодолимыми своими силами. Лишь катастрофа 1917 г. заставила всерьез обратиться к помощи Свыше.

Знаменательно, что инициатором воссоздания праздника выступил гениальный историк-востоковед проф. Петроградского университета (ныне СПбГУ) акад. Борис Александрович Тураев (†1920), сотрудник Богослужебного отдела Священного Поместного Собора Православной Российской Церкви 1917-1918 годов. В своем докладе он особо отметил то обстоятельство, что «составленная в Великороссии служба нашла себе особенное распространение на периферии Русской Церкви, на западной ее окраине и даже за пределами ее в то время разделения России, когда особенно остро чувствовалась потеря национального и политического единства. В наше скорбное время, когда единая Русь стала разорванной, когда нашим грешным поколением попраны плоды подвигов Святых, трудившихся и в пещерах Киева, и в Москве, и в Фиваиде Севера, и в Западной России над созданием единой Православной Русской Церкви, – представлялось бы благовременным восстановить этот забытый праздник, да напоминает он нам и нашим отторженным братиям из рода в род о Единой Православной Русской Церкви и да будет он малой данью нашего грешного поколения и малым искуплением нашего греха».

с праздником всех святых в россии просиявших. Смотреть фото с праздником всех святых в россии просиявших. Смотреть картинку с праздником всех святых в россии просиявших. Картинка про с праздником всех святых в россии просиявших. Фото с праздником всех святых в россии просиявших

Священный Собор в заседании 13/26 августа 1918 г., в день именин Святейшего Патриарха Тихона, заслушал доклад Б. Тураева и, обсудив его, принял следующее постановление:

Собор предполагал, что этот праздник, имеющий для нас особое значение, должен стать как бы храмовым для всех православных церквей на Руси.

Таким образом, не случайно, что восстановлен (а фактически введен заново) этот праздник был в начале периода самых жестоких преследований христианства за всю его девятнадцативековую историю. Характерно, что и содержание его, как предлагал Б. Тураев, стало более универсальным: это уже не просто чествование русских святых, а торжество всей Святой Руси, не триумфальное, но покаянное, заставляющее нас оценить свое прошлое и извлечь из него уроки для созидания Церкви в новых условиях.

Составителями текстов службы стали сам Б. Тураев, член Собора и сотрудник его Богослужебной комиссии, и иером. Афанасий (Сахаров) (впоследствии епископ Ковровский, †1962; ныне причислен к лику святых как исповедник, память 15/28 октября). Первоначальный вариант службы был издан отдельной брошюрой в том же 1918 г. Позднее текст дополнялся; в работе принимали участие также митр. Сергий (Страгородский) (ему принадлежит тропарь), свящ. Сергий Дурылин и другие.

Первым храмом в честь Всех российских святых стала домовая церковь Петроградского университета. Ее настоятелем с 1920 до закрытия в 1924 году был священник Владимир Лозина-Лозинский, расстрелянный в 1937 году.

После прекращения прямых гонений на Церковь в 40-е годы XX в. текст службы был напечатан с цензурными искажениями, уничтожавшими все указания на новомучеников (по заданию советских властей эту «правку» ревностно выполнил инспектор ЛДА проф. Л. Н. Парийский). Лишь в 1995 г. была напечатана отдельной книгой «Служба Всем святым, в земле Российской просиявшим». Хотя этот праздник фактически продолжает тему последнего торжества Цветной Триоди («Всех святых»), но дополнять эту греческую в своей основе книгу не стали. В 2002 г. текст службы Всем российским святым включили в Майскую Минею (ч. 3).

Молитвы к Неделе Всех святых

Тропарь русских святых

Якоже плод красный Твоего спасительнаго сеяния,/ земля Российская приносит Ти, Господи, вся святыя, в той просиявшия./ Тех молитвами в мире глубоце// Церковь и страну нашу Богородицею соблюди, Многомилостиве.

Ин тропарь Всех русских святых

Иерусалима Вышняго гражданы,/ от земли нашея возсиявшия/ и Богу во всяцем чину/ и всяким подвигом угодившия,/ приидите, воспоим, вернии:/ о всеблаженнии земли Российския заступницы,/ молитеся ко Господу,/ да помилует сию от гнева Своего,/ исцеляя сокрушение ея,/ и верныя люди Своя утешит.

Кондак Всех русских святых

Предстателие страны нашей неусыпныя,/ ходатаи о нас ко Творцу непрестаннии,/ не презрите молений наших,/ но, предваряюще на помощь, яко сродницы наши,/ ускорите на молитву/ и потщитеся на умоление,/ предстательствующе присно о чтущих вас.

Кондак русских святых

Днесь лик святых, в земли нашей Богу угодивших, предстоит в Церкви/ и невидимо за ны молится Богу./ Ангели с ним славословят,/ и вси святии Церкве Христовы ему спразднуют,/ о нас бо молят вси купно// Превечнаго Бога.

Проповеди на Неделю Всех святых

Митрополит Сурожский Антоний

с праздником всех святых в россии просиявших. Смотреть фото с праздником всех святых в россии просиявших. Смотреть картинку с праздником всех святых в россии просиявших. Картинка про с праздником всех святых в россии просиявших. Фото с праздником всех святых в россии просиявших

Митрополит Сурожский Антоний

В бесконечном богатстве личности Всечеловека Христа каждый народ выделил черты святости, которые ближе его сердцу, которые более понятны, которые для него более осуществимы. Сегодня из всего дивного многообразия святости, всего богатства земных и небесных человеческих возможностей мы празднуем память всех святых, в земли Российской просиявших: людей, которые нам по крови близки, жизнь которых переплелась с самыми решающими событиями нашей истории, людей, которые являются славой нашей земли, богатым, прекрасным плодом сеяния Христова, как о них говорится в праздничном тропаре.

В этом сонме русских святых, мне кажется, можно выделить три черты как характерные свойства русской святости: не в том смысле, что они отсутствовали у других народов, а в том смысле, что эти именно свойства были восприняты и возлюблены в нашей родной земле.

Первая — бесконечное терпение Господне.

Святой апостол Петр говорит, что Бог не медлит Своим судом, а терпит; Он ждет, потому что Он любит, а любовь всему верит, на все надеется, всего ожидает и никогда не перестает.

И вот это свойство Христовой терпеливой, бесконечно ожидающей любви, которое так дорого Ему обходится, — потому что терпение означает готовность продолжать выносить, пока не осуществлена воля Божия, ужас и безобразие и страшные картины земли, — это терпение Господне находит свое выражение и в наших святых: не только изумительной выносливостью и выдержкой в подвиге, но и такой открытостью сердца, которое никогда не отчаивается о судьбе грешника, такой открытостью сердца, которое каждого принимает, которое готово последствия этой терпеливой любви нести на себе не только подвигом, но и страданием, и гонением, не отворачиваясь от гонителя, не отрекаясь от него, не выбрасывая из своей любви, но с готовностью, как говорит апостол Павел, погибнуть даже в вечности, только бы спаслись те, которым нужно спасение.

Другое свойство, которое поразило в Христе русский народ, это величие Христовой униженности. Все языческие народы искали в своих богах образ того, чем мечтали сами быть — лично, каждый человек, и вместе, весь данный народ: они выделяли славу, выделяли власть, могущество, доброту, справедливость. И даже те боги древности, которые погибали ради народа, погибали героической смертью и восставали немедленно в славе.

с праздником всех святых в россии просиявших. Смотреть фото с праздником всех святых в россии просиявших. Смотреть картинку с праздником всех святых в россии просиявших. Картинка про с праздником всех святых в россии просиявших. Фото с праздником всех святых в россии просиявших

Но явление Божие во Христе — иное; выдумать Его было нельзя, невозможно, ибо таким никто Бога не мог бы себе представить: Бога, Который делается униженным, побежденным; Бога, Которого народ окружает насмешкой и презрением, прибив ко кресту, издеваясь над Ним… Таким Бог мог явить Себя Сам, но выдумать Его таким человек не только не мог, но и не захотел бы, особенно если помнить слова этого Бога о том, что Он дает пример, чтобы мы были таковыми, каков Он был.

И вот этот образ униженного Христа, этот образ Бога пораженного, Бога побежденного, Бога, Который так велик, что Он может вынести и последнее надругание, оставаясь во всей славе и величии Своего смирения, русский народ возлюбил, и теперь любит, и теперь осуществляет.

И третья черта, которую мне хочется отметить, которая мне кажется общей всем русским святым, это то, что на протяжении всей русской истории святость совпадает с явлением и проявлением любви.

Но все они появлялись не случайно, а в тот момент русской истории, когда в том или другом образе подвига можно было яснее явить любовь свою к Богу и любовь свою к людям. И это — одна из радостей нашей трагической и часто темной и страшной истории: что во все ее эпохи — были ли они светлые или мрачные — красной нитью, золотым узором бежала эта струя Божественной любви, и что где приумножался грех, там переизбыточествовала благодать, и где возрастала человеческая жестокость, там проявлялось новое свидетельство Божией любви, загоревшейся в человеческих сердцах, свидетельство жалости Божией, жалости человеческой.

Наши святые — нам родные и близкие; но если мы задумаемся над собою, то можем ли мы сказать, что эти черты являются вожделением, мечтой наших душ, жаждущих вечной жизни? Не ищем ли мы обеспеченности — а не уязвимости, силы — а не пораженности, славы — а не унижения? Является ли наша жизнь во всех или хотя бы в основных ее проявлениях любовью, воплощенной в человеке? Находим ли мы в себе это бесконечное, ничем несокрушимое терпение, эту смиренную любовь к ближнему, эту отдачу себя, эту способность никого не отвергать, а, по слову Христову, благословлять всякого, любовью сиять на доброго и на злого, проявлять ту любовь, о которой апостол Павел нам говорит?

А если не находим, то мы — вне потока русской святости, вне пути Христова в русской душе и в русской истории. Тогда мы осколок, отбросок. Как это страшно и жалко подумать! И если мы хотим, чтобы зазвенели все струны наших душ человеческих, чтобы зажило в нас и запело все, что может жить и петь песнь Господню, хотя бы и на земле чужой, то мы должны приобщиться именно этим свойствам русской святости, русской святой души, и тогда мы будем едины с теми подвижниками, которые ныне продолжают свой путь спасения земли Русской — кровью и не угасающей любовью. Аминь.

Архимандрит Алипий (Воронов)

с праздником всех святых в россии просиявших. Смотреть фото с праздником всех святых в россии просиявших. Смотреть картинку с праздником всех святых в россии просиявших. Картинка про с праздником всех святых в россии просиявших. Фото с праздником всех святых в россии просиявших

Архимандрит Алипий (Воронов)

Сегодня, дорогие братья и сестры, мы празднуем память Всех русских святых. Господь возлюбил, благословил русскую землю тем, что даровал на этой благословенной земле много святых из среды русских людей. Нигде нет столько святых, как на русской земле; и Божия Матерь также возлюбила русскую землю и русский народ, даровав на этой земле множество чудотворных икон для утешения страждущего русского народа. К нам в Россию приезжает много иностранных гостей – дипломатические и духовные делегации, все они в один голос говорят, что нигде нет такой Церкви и такого благолепия в ней, как в России. Всем нравятся наши храмы.

Есть много людей, которые в заблуждении говорят, что святые были слишком самолюбивы, они уходили из мира в леса, пустыни, потому что не любили людей. Это явная клевета на святых. Как раз наоборот – они уходили из мира, оставляли все свое вещественное богатство бедным для того, чтобы помочь братьям по вере. Чем они могли помочь своим братьям, живя среди суеты мирской, не имея Святого Духа? Цель нашей жизни – стяжать Святого Духа. В ком пребывает Святой Дух, тому все возможно. Где-либо в лесу, пустыне, безмолвии постом и молитвой они побеждали свою плоть, а следовательно и диавола, который действует через нашу плоть. В уединении и борьбе святые подвижники стяжали Святого Духа и были сильны, имея великое дерзновение к Богу, и своей дерзновенной молитвой они помогали своим братьям, живущим в миру. Многие из них, уже стяжавшие Святого Духа, приходили в мир, к князьям, которые угнетали народ, и испрашивали у этих князей послабления и милосердия к народу.

Они не только просили, но и требовали, так как были сильны Святым Духом, и князья слушали их и исполняли их требования во славу Божию и для своего спасения.

Например, преподобный Сергий Радонежский много оказал помощи угнетаемому народу своим ходатайством перед князьями. Всем известно, что его братия, жившая после него в Троице-Сергиевой лавре, оказала Отечеству великую помощь в Смутное время в 1612 году своими молитвами, своим мужеством, пожертвованием и воззваниями к народу на борьбу с поляками.

Святой князь Александр Невский во время татарского ига много раз путешествовал в Орду и своею кротостью и смирением умилостивлял, смягчал татарского хана и испрашивал милости для своего народа. Благодаря его ходатайству татары не вмешивались в дела православной веры, не заставляли русский народ поклоняться идолам.

Святой Стефан Пермский много потерпел от язычников, но они, видя его незлобие, кротость и большое терпение, раскаивались в своих заблуждениях и обращались к православной вере.

с праздником всех святых в россии просиявших. Смотреть фото с праздником всех святых в россии просиявших. Смотреть картинку с праздником всех святых в россии просиявших. Картинка про с праздником всех святых в россии просиявших. Фото с праздником всех святых в россии просиявших

Святой Серафим Саровский, сильный Святым Духом, сколько оказал помощи страждущим, скорбящим, заблудшим – этого невозможно перечесть.

Преподобные Антоний и Феодосий Киево-Печерские. Кто читал их житие, тот знает, сколько они потрудились для Отечества, воздвигнув Киево-Печерскую лавру, в которой страждущие люди получали столько утешения от святых подвижников, учеников Антония и Феодосия.

Святой равноапостольный князь Владимир, обратившись от языческого заблуждения к православной вере, стал совсем другим человеком: кротким, милосердным – и весь русский народ через святое крещение обратил к истине.

Вообще, невозможно перечислить всех заслуг святых русских людей перед своим Отечеством и народом. Много они проявили любви к своим братьям своею сильною молитвою, и словом, и делом. По пророчествам из Священного Писания, нас ожидает страшный гнев Божий, ужасное наказание за наши беззакония. Помолимся русским святым, которые теперь еще более прославлены у Господа на небе, чтобы своими молитвами они отвратили от нас праведный гнев Божий. Помолимся им в день памяти их, и Господь послушает их, потому что они угодили Ему своим ангельским житием. По их молитвам Господь, хотя на время, продлит наше благополучие. Аминь.

Проповедь Святейшего Патриарха Кирилла в неделю 2-ю по Пятидесятнице, Всех святых, в земле Российской просиявших, после литургии в храме святого князя Игоря Черниговского в Переделкине 17 июня 2012 года.

Епископ Василий (Родзянко). Слово на праздник Всех святых, в земле Российской просиявших

Вы прочитали статью Неделя Всех святых, в земле Русской просиявших. Читайте также:

Источник

День Всех Святых: история, богослужение, иконы, проповеди (+Видео)

с праздником всех святых в россии просиявших. Смотреть фото с праздником всех святых в россии просиявших. Смотреть картинку с праздником всех святых в россии просиявших. Картинка про с праздником всех святых в россии просиявших. Фото с праздником всех святых в россии просиявших

В первое воскресенье после дня Святой Троицы Православная Церковь празднует день Всех Святых. Подробнее об этом Вы сможете узнать, прочитав нашу статью.

День Всех Святых

с праздником всех святых в россии просиявших. Смотреть фото с праздником всех святых в россии просиявших. Смотреть картинку с праздником всех святых в россии просиявших. Картинка про с праздником всех святых в россии просиявших. Фото с праздником всех святых в россии просиявших

Все Святые неслучайно вспоминаются через неделю после Троицы – на Троицу была установлена Церковь, это день ее рождения, посажен росток в землю. И вот мы видим, каким ярким цветом расцвел посаженный цветок – святые мученики и исповедники, преподобные и пророки, юродивые и святители. День Всех Святых соединен с первым воскресением после Пятидесятницы, этим показывается, что святость – это плод Духа Святого. Этот плод созрел не в каких-то полубогах, великанах или инопланетянах, а обычных людях, сделанных из того же теста, что и мы с вами.

Сколько всего святых в христианстве – неизвестно. Жития и описания святых не вмещаются в самые толстые тома Четьих–Миней, о подвиге тысяч никогда не будет известно… Мы не узнаем о мучениках первых веков христианской Церкви, разорванных дикими зверями на арене цирка за веру в Христа, сокрытыми от нас останутся имена подвижников и монахов, живших в удалении от мира и так горячо молившихся за мир, не счесть и имен верующих, расстрелянных в годы безбожия в лагерях.

История Дня Всех Святых

Праздник известен с конца IV — начала V веков. Существует проповедь Иоанна Златоуста на память «всех святых, по всему миру пострадавших», в которой уже указывается день празднования, аналогичный существующему в настоящее время. Среди песнопений Ефрема Сирина есть упоминание о праздновании в честь всех святых 13 мая.

Сирийский Лекционарий указывает пятницу после Пасхи как день празднования всех святых. Иерусалимская соборная практика V-VII веков, реконструированная по грузинскому переводу Лекционария, содержала праздники в честь всех мучеников (22 января) и в честь «всех апостолов и всех святых, принявших их учение» (16 апреля).

Студийский, а затем и Иерусалимский Типиконы окончательно помещают праздник в честь всех святых на первую неделю (воскресение) после Пятидесятницы. Такая последовательность праздников обнаруживает их логическую связь: святые просияли хоть и в разное время и различными подвигами, но по благодати единого Святого Духа, излившегося на Церковь в день Пятидесятницы.

Богослужение на День Всех Святых

В годовом богослужебном круге Православной Церкви день Всех Святых является пограничным: заканчивается период использования за богослужением песнопений Цветной Триоди и начинается период пения Октоиха.

На утрене дня Всех Святых начинается чтение «столпа» — последовательности 11 воскресных Евангелий, рассказывающих о Воскресении Христовом. На вечерне праздника читаются три паремии, содержащие ветхозаветные указания на славу святых: Ис.43:9-14 — святые названы свидетелями и благовестниками Божественного спасения («Мои свидетели, говорит Господь, вы и раб Мой, которого Я избрал»); Прем.3:1-9 — святые, хоть и уничиженные на земле, прославлены Богом («А души праведных в руке Божией, и мучение не коснется их. В глазах неразумных они казались умершими, и исход их считался погибелью, и отшествие от нас — уничтожением; но они пребывают в мире»); Прем.5:15 — 6:3 — святые восторжествуют в день пришествия Господня («Праведники живут во веки; награда их — в Господе, и попечение о них — у Вышнего. Посему они получат царство славы и венец красоты от руки Господа, ибо Он покроет их десницею и защитит их мышцею»).

Гимнография праздника изобилует поэтическими оборотами: святые называются «непрелестными светилами» (канон утрени, песнь 3), «божественным облаком» (там же, песнь 6), «начатками естества» (кондак), «терпеливодушными» (стихира на литии); их кровью Церковь украшается «багряницею и виссом» (тропарь); они «уясняют церковное небо» (канон утрени, песнь 8), «добродетелей светлостью» делают землю небом (стихира на хвалитех).

Тропарь Всем Святым

Иже во всем мире мученик Твоих, / яко багряницею и виссом, / кровьми церковь Твоя украсившися, / теми вопиет Ти, Христе Боже: / людем Твоим щедроты Твоя низпосли, / мир жительству Твоему даруй / и душам нашим велию милость.

Кондак Всех Святых

Яко начатки естества, Насадителю твари,/ вселенная приносит Ти, Господи, богоносныя мученики,/ тех молитвами в мире глубоце// Церковь Твою, жительство Твое Богородицею соблюди, Многомилостиве.

Иконы

с праздником всех святых в россии просиявших. Смотреть фото с праздником всех святых в россии просиявших. Смотреть картинку с праздником всех святых в россии просиявших. Картинка про с праздником всех святых в россии просиявших. Фото с праздником всех святых в россии просиявших

с праздником всех святых в россии просиявших. Смотреть фото с праздником всех святых в россии просиявших. Смотреть картинку с праздником всех святых в россии просиявших. Картинка про с праздником всех святых в россии просиявших. Фото с праздником всех святых в россии просиявших

с праздником всех святых в россии просиявших. Смотреть фото с праздником всех святых в россии просиявших. Смотреть картинку с праздником всех святых в россии просиявших. Картинка про с праздником всех святых в россии просиявших. Фото с праздником всех святых в россии просиявших

с праздником всех святых в россии просиявших. Смотреть фото с праздником всех святых в россии просиявших. Смотреть картинку с праздником всех святых в россии просиявших. Картинка про с праздником всех святых в россии просиявших. Фото с праздником всех святых в россии просиявших

с праздником всех святых в россии просиявших. Смотреть фото с праздником всех святых в россии просиявших. Смотреть картинку с праздником всех святых в россии просиявших. Картинка про с праздником всех святых в россии просиявших. Фото с праздником всех святых в россии просиявших

с праздником всех святых в россии просиявших. Смотреть фото с праздником всех святых в россии просиявших. Смотреть картинку с праздником всех святых в россии просиявших. Картинка про с праздником всех святых в россии просиявших. Фото с праздником всех святых в россии просиявших

Вы прочитали статью День Всех Святых: история, богослужение, иконы. Читайте также:

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *