с праздником вардавар поздравления открытки
Вардавар — праздник Преображения Иисуса Христа в Армении
В дохристианской Армении Вардавар связывали с богиней любви (Фото: Subbotina Anna, Shutterstock)
В ряду армянских традиционных праздников Вардавар (арм. Վարդնար или Վարդավառ) — это, безусловно, самый большой летний праздник, один из главных праздников Армянской Церкви и один из самых любимых летних праздников в народе. Он отмечается на 98 день после Пасхи.
Праздник установлен в честь Преображения Господня, произошедшего на горе Фавор. Согласно Библии, Иисус Христос с тремя апостолами — Петром, Иаковом и Иоанном — поднимался на гору Фавор, где им явились пророки Моисей и Илья. Разговаривая с ними, Христос преобразился, а Его одежды стали белее снега.
Однако, этот праздник, несмотря на свою христианскую сущность, сохранил ряд языческих черт. Само слово «Вардавар» имеет разные значения. По преданию Армянской Церкви святой Григорий Просветитель, первый Католикос Армении, назначил праздник Преображения на первый день армянского календаря — 1-е число месяца навасард (11 августа). А в этот день отмечался языческий праздник, и в результате и некоторые его элементы сохранились в обрядах народного празднования Преображения.
По одной версии, само название праздника «Вардавар» (или «Вардаматн») восходит своим корнем к слову «вард» (роза) и означает «осыпать розами». В дохристианской Армении Вардавар связывали с богиней любви и красоты Астхик и любовью между нею и богом Ваагн. Даря розы и разливая розовую воду, Астхик сеяла любовь по всей армянской стране, а бог Ваагн, вечно борясь со Злом, охранял и защищал эту любовь.
Об этом свидетельствует и другое сказание. Однажды Астхик, услышав о том, что ее возлюбленный ранен, так спешила его увидеть, что пустилась в путь босиком. По дороге, не замечая ничего вокруг, она изранила ноги о кусты роз, и цветы от ее крови стали красными. Вот так красная роза стала символом любви.
По другой версии слово «Вардавар» состоит из корней «вард (уард)» — «вода» и «вар» — «мыть, поливать», означает «опрыскивать водой», что и составляет смысл праздника. Согласно дошедшей до нас древней легенде, на свете жил богач, требовавший за пользование принадлежащей ему водой отдавать в рабство юных красавиц. Храбрый юноша Вардан победил злодея и освободил девушек.
В этот день принято обливаться водой. Праздник начинается с самого раннего утра, все поливают друг друга водой, кто из чего может, невзирая при этом на возраст, пол и общественное положение. Обижаться или проявлять недовольство нельзя, потому что считается, что в этот день вода обладает целебной силой.
Раньше праздник также сопровождался традиционными песнями, танцами и играми. Люди дарили друг другу розы, а влюбленные юноши пускали в небо голубей. В храме Астхик паломники возлагали на священное место букеты из роз и совершали жертвоприношения. Если голубь трижды кружился над крышей дома его любимой, осенью ее выдавали замуж. Иная картина наблюдалась в горной местности, где климат сравнительно прохладный. Здесь главная роль отводилась жертвоприношению животных, дальнему паломничеству, веселью.
Как и другие традиционные праздники, «Вардавар» также несет в себе смысл плодородия. Люди с двухдневным припасом еды шли к святым источникам, вели с собой украшенных для жертвоприношения животных, которых приносили в жертву, надеясь на милость богов.
Другие праздники в разделе «Праздники Армении»
В ряду армянских традиционных праздников Вардавар— это, безусловно, самый большой летний праздник, один из главных праздников Армянской Церкви и один из самых любимых летних праздников в народе. Он отмечается на 98 день после Пасхи.
Праздник установлен в честь Преображения Господня, произошедшего на горе Фавор. Согласно Библии, Иисус Христос с тремя апостолами — Петром, Иаковом и Иоанном — поднимался на гору Фавор, где им явились пророки Моисей и Илья. Разговаривая с ними, Христос преобразился, а Его одежды стали белее снега. Однако, этот праздник, несмотря на свою христианскую сущность, сохранил ряд языческих черт.
Само слово «Вардавар» имеет разные значения. По преданию Армянской Церкви святой Григорий Просветитель, первый Католикос Армении, назначил праздник Преображения на первый день армянского календаря — 1-е число месяца навасард (11 августа). А в этот день отмечался языческий праздник, и в результате и некоторые его элементы сохранились в обрядах народного празднования Преображения. По аналогии с российскими праздниками, получилось примерно как с днем Ивана Купалы или Ильи Пророка.
По одной версии, само название праздника «Вардавар» (или «Вардаматн») восходит своим корнем к слову «вард» (роза) и означает «осыпать розами». В дохристианской Армении Вардавар связывали с богиней любви и красоты Астхик и любовью между нею и богом Ваагн. Даря розы и разливая розовую воду, Астхик сеяла любовь по всей армянской стране, а бог Ваагн, вечно борясь со Злом, охранял и защищал эту любовь. Об этом свидетельствует и другое сказание. Однажды Астхик, услышав о том, что ее возлюбленный ранен, так спешила его увидеть, что пустилась в путь босиком. По дороге, не замечая ничего вокруг, она изранила ноги о кусты роз, и цветы от ее крови стали красными. Вот так красная роза стала символом любви.
По другой версии слово «Вардавар» состоит из корней «вард (уард)» — «вода» и «вар» — «мыть, поливать», означает «опрыскивать водой», что и составляет смысл праздника. Согласно дошедшей до нас древней легенде, на свете жил богач, требовавший за пользование принадлежащей ему водой отдавать в рабство юных красавиц. Храбрый юноша Вардан победил злодея и освободил девушек. В этот день принято обливаться водой. Праздник начинается с самого раннего утра, все поливают друг друга водой, кто из чего может, невзирая при этом на возраст, пол и общественное положение. Обижаться или проявлять недовольство нельзя, потому что считается, что в этот день вода обладает целебной силой. Праздник сопровождался традиционными песнями, танцами и играми. Люди дарили друг другу розы, а влюбленные юноши пускали в небо голубей. В храме Астхик паломники возлагали на священное место букеты из роз и совершали жертвоприношения. Если голубь трижды кружился над крышей дома его любимой, осенью ее выдавали замуж.
Иная картина наблюдалась в горной местности, где климат сравнительно прохладный. Здесь главная роль отводилась жертвоприношению животных, дальнему паломничеству, веселью.
Как и другие традиционные праздники, «Вардавар» также несет в себе смысл плодородия. Люди с двухдневным припасом еды шли к святым источникам, вели с собой украшенных для жертвоприношения животных, которых приносили в жертву, надеясь на милость богов.
Вардавар: истоки самого мокрого и веселого праздника армян
ЕРЕВАН, 28 июл — Sputnik, Лилит Арутюнян. Один из самых шумных и веселых праздников армян приходится на середину лета и носит звучное название «Вардавар». Каждый год его с нетерпением ждут как дети, так и взрослые. Хотя с особым размахом его отмечают именно дети. Ведь суть празднования заключается в том, чтобы обливать друг друга водой.
Туристам, оказавшимся во время Вардавара в Армении, следует учесть, что обливать можно всех, независимо от пола, возраста, социального статуса и семейного положения! Нередко ведра воды с шумным плеском выливаются также на проезжающие автомобили. Разумеется, и в этом случае, ни марка, ни год производства не имеют никакого значения. Обижаться ни в коем случае нельзя, ведь, по преданию, вода в этот день наделяется магическими свойствами и способна очистить от грехов.
Откуда пошло название? Единого мнения, откуда пошло название праздника, нет. Бесспорно лишь то, что корни его уходят в языческую культуру древних армян.
Языческие традиции
Самая распространенная версия связывает Вардавар с богиней любви и красоты Астхик, а также с любовью между ней и богом огня Ваагном. Астхик разливала по земле воду и осыпала ее розами, даря людям любовь. Однажды богиню похитил бог смерти, но Ваагн спас свою возлюбленную. В память об этом каждый год армяне стали дарить друг другу розы и обливаться водой. «Вардавар», в таком случае, переводится как «осыпать розами» («вард» — роза).
По другой версии, название праздника восходит к хеттскому «вард» (вода) и «арр» (мыть), что трактуется как «водополивание». Согласно одному из преданий, в этот день молодой человек по имени Вардан победил злодея, бравшего красивых девушек в рабство в обмен на право использовать воду на его землях.
Христианские традиции
Однако в VI веке католикос Мовсес II включил праздник Преображения в пасхальный цикл и назначил его на седьмое воскресенье после Пятидесятницы. Таким образом, праздник стал переходящим и выпадает на период с 28 июня до 1 августа.
Утром в церквях по всей стране проходит литургия, посвященная Преображению Господню. Также в этот день проводится освящение воды и благословение фруктов.
«Водные» праздники других народов
У восточных славян распространен праздник под названием «Иван Купала». Отмечается он в день летнего солнцестояния, и посвящен наивысшему расцвету природы. Обязательным обычаем этого дня является массовое купание с обливанием друг друга водой. По преданию, с этого дня из рек выходила нечисть, а вода наделялась живительными и магическими свойствами.
В Таиланде новый год отмечается с 13 по 15 апреля и называется Сонгкран. В это время заканчивается жаркий сезон (как известно, в Таиланде различают три времени года: сезон дождей, холодный сезон и жаркий сезон), за которым следует сезон дождей. Его начало знаменует праздник Кхао Пханса. Тайская молодежь в этот день обливает друг друга водой, поскольку вода означает очищение от всего негатива, накопленного за прошедший год.
На середину апреля приходится главный национальный праздник в Бирме, который празднуют на протяжении пяти дней с кульминацией в день Нового года. В течение первых четырех дней фестиваля бирманцы обливают друг друга водой, «смывая», таким образом, грехи уходящего года.
Вардавар – армянский праздник воды
Армяне издревле почитали воду как источник не просто благополучия, а самой жизни. Во времена язычества Вардавар соединялся с поклонением богине Астхик. В IV веке, когда Армения приняла христианство, праздник соединился с памятью о Великом потопе и впоследствии стал отмечаться в день Преображения Господня.
Однако что мы наблюдаем в день Вардавара в городах и сёлах в наши дни? Все от мала до велика выходят на улицы и шумно, весело и радостно поливают друг друга водой.
Поклонение воде — первопричина армянского праздника Вардавар
Вода — неизменный источник жизни людей. Она занимает особое место во всех религиях мира, начиная с языческих времён.
В древнем государстве Урарту, предшественнике Армении, практиковалось многобожие. Богиней любви и красоты была Астхик (что значит «звёздочка»). Она же покровительствовала земледелию и вместе со своим возлюбленным Ваагном отвечала за то, чтобы на землю проливались дожди и в садах и полях было достаточно воды.
Праздник, посвящённый Астхик, сопровождался окроплением друг друга водой. Так было в VI-IV веках до н. э. Этот обычай жив и проявляет себя во всей красе в праздник Вардавар.
Для армян вода всегда была объектом надежды, радости и мечтаний. Этому способствовало географическое положение Армении, её климат и природные ресурсы. В исторических границах Армении не было морского побережья.
Беспрецедентное обожание и трепет обращался в сторону рек и озёр. Каждая провинция и даже каждый город и село имело свой источник воды, наделённый чудесной силой. Люди совершали к нему паломничество, надеясь исцелиться от болезней и избегнуть неурожая.
Вода использовалась даже в гадании. Меня поразило, что для установления личности грабителя древние армяне рыли в ограбленном доме яму и заполняли её водой; затем языческий служитель культа молился, чтобы на поверхности воды появился облик грабителя.
Празднование Вардавара сопровождалось выпусканием на волю голубей.
Астхик – богиня любви, пролившая дождь на землю
Вардавар как армянский христианский праздник
Известно, что христианство вобрало в себя многие языческие праздники.
Вардавар отмечался летом, в месяц навасард, первый месяц армянского Нового года, который начинается, по современному календарю, 11 августа. Из-за климата Армении, только навасард подходил для купания в водоёмах и окропления друг друга водой.
Когда в 301 году Армения, благодаря Григорию Просветителю, приняла христианство, Святой Григорий как Католикос всех армян не только не призвал прекратить празднование языческого Вардавара, но и велел помнить, что армяне начали отмечать этот праздник ещё во времена праотца Ноя, после Потопа, когда Ковчег нашёл пристанище на вершине горы Арарат. Григорий Просветитель объявил 11 августа днём праздника Преображения Господня, «согласовав» его с Вардаваром.
Предполагается, что этот день был выбран Григорием для крещения Армении.
Обычай выпускать на Вардавар голубей «соединили» с голубями, которых выпускал из Ковчега Ной.
Начиная с VI века, армянская церковь стала праздновать Преображение Господне в 14-е воскресенье после Пасхи, которое бывает с 28 июня по 1 августа.
Один из соискателей учёной степени доктора теологии в американском университете, основываясь на собственном опыте, написал в диссертации, что в Советской Армении многие народные традиции объяснялись народу либо в контексте языческого происхождения, либо без контекста вообще и что обычай поливать людей водой в праздник под называнием Вардавар никогда не связывался с событием Великого Крещения на праздник Преображения.
Весёлый армянский праздник Вардавар в наши дни
Сейчас Вардавар — любимейший народом праздник. Его прелесть в том, что в летнюю жару появляется повод принять «холодный душ» самому и безнаказанно навязать эту услугу окружающим, знакомым и незнакомым.
Дети в день праздника Вардавар первыми встают, первыми наполняют водой заранее приготовленные ёмкости, включая водные пистолеты, и первыми выходят на «водные войны» с прохожими. Никто, естественно, не обижается. В глубине души человек верит, что, будучи облитым водой, он избавляется от грехов.
К полудню в водные забавы уже вовлечён весь народ. В разгар праздника все весёлые и мокрые; самые задорные пляшут в городских фонтанах, например, в фонтанах на ереванской площади Республики. Обладатели квартир с балконами поливают прохожих сверху. Свою лепту в эту стихию вносят поливальные машины. В воздухе стоит пелена брызг.
Кое-где в Армении, по старинному обычаю, отпускают на волю голубей. Это, с одной стороны, символ ликования в честь конца Всемирного потопа, а с другой (для влюблённых юношей) как бы надежда на то, что голубь покружится над домом избранницы и это будет знаком для осенней свадьбы.
В последние годы в день праздника Вардавар можно на открытом воздухе послушать традиционную армянскую музыку, приобщиться к народным танцам. Я наслаждалась концертом в ереванском Парке влюблённых.
А в античном храме в селе Гарни мне посчастливилось увидеть театральное представление о почитании богини Астхик в эпоху язычества.
Языческий Вардавар успешно прижился в наше время
В заключение замечу, что в последние годы Армянская апостольская церковь п опуляризирует историю Вардавара как христианского праздника. В Гегарде устраивается тематический фестиваль.
С праздником вардавар поздравления открытки
Вардавар — праздник Преображения Иисуса Христа в Армении поздравить
В ряду армянских традиционных праздников Вардавар (арм. Վարդնար или Վարդավառ) — это, безусловно, самый большой летний праздник, один из главных праздников Армянской Церкви и один из самых любимых летних праздников в народе. Он отмечается на 98 день после Пасхи.
Праздник установлен в честь Преображения Господня, произошедшего на горе Фавор. Согласно Библии, Иисус Христос с тремя апостолами — Петром, Иаковом и Иоанном — поднимался на гору Фавор, где им явились пророки Моисей и Илья. Разговаривая с ними, Христос преобразился, а Его одежды стали белее снега.
Однако, этот праздник, несмотря на свою христианскую сущность, сохранил ряд языческих черт. Само слово «Вардавар» имеет разные значения. По преданию Армянской Церкви святой Григорий Просветитель, первый Католикос Армении, назначил праздник Преображения на первый день армянского календаря — 1-е число месяца навасард (11 августа). А в этот день отмечался языческий праздник, и в результате и некоторые его элементы сохранились в обрядах народного празднования Преображения. По аналогии с российскими праздниками, получилось примерно как с днем Ивана Купалы или Ильи Пророка.
По одной версии, само название праздника «Вардавар» (или «Вардаматн») восходит своим корнем к слову «вард» (роза) и означает «осыпать розами». В дохристианской Армении Вардавар связывали с богиней любви и красоты Астхик и любовью между нею и богом Ваагн. Даря розы и разливая розовую воду, Астхик сеяла любовь по всей армянской стране, а бог Ваагн, вечно борясь со Злом, охранял и защищал эту любовь.
Об этом свидетельствует и другое сказание. Однажды Астхик, услышав о том, что ее возлюбленный ранен, так спешила его увидеть, что пустилась в путь босиком. По дороге, не замечая ничего вокруг, она изранила ноги о кусты роз, и цветы от ее крови стали красными. Вот так красная роза стала символом любви.
По другой версии слово «Вардавар» состоит из корней «вард (уард)» — «вода» и «вар» — «мыть, поливать», означает «опрыскивать водой», что и составляет смысл праздника. Согласно дошедшей до нас древней легенде, на свете жил богач, требовавший за пользование принадлежащей ему водой отдавать в рабство юных красавиц. Храбрый юноша Вардан победил злодея и освободил девушек.
В этот день принято обливаться водой. Праздник начинается с самого раннего утра, все поливают друг друга водой, кто из чего может, невзирая при этом на возраст, пол и общественное положение. Обижаться или проявлять недовольство нельзя, потому что считается, что в этот день вода обладает целебной силой.
Праздник сопровождался традиционными песнями, танцами и играми. Люди дарили друг другу розы, а влюбленные юноши пускали в небо голубей. В храме Астхик паломники возлагали на священное место букеты из роз и совершали жертвоприношения. Если голубь трижды кружился над крышей дома его любимой, осенью ее выдавали замуж. Иная картина наблюдалась в горной местности, где климат сравнительно прохладный. Здесь главная роль отводилась жертвоприношению животных, дальнему паломничеству, веселью.
Как и другие традиционные праздники, «Вардавар» также несет в себе смысл плодородия. Люди с двухдневным припасом еды шли к святым источникам, вели с собой украшенных для жертвоприношения животных, которых приносили в жертву, надеясь на милость богов.