с праздником спаси господи
«Спаси, Господи!» — о традициях общения
Любой разговор обычно начинается с приветствия — это общепринятое требование вежливости в обществе. Люди, встречаясь, желают друг другу добра и благополучия, успехов в труде, доброго утра, дня или вечера. Встречаясь с людьми, можно приветствовать их любыми словами, главное – чтобы приветствие было сердечным и искренним. Даже в обычном приветствии «Здравствуйте!» или «Добрый день!» содержится вполне православное отношение к человеку. Однако есть приветствия, которые приняты только в православной среде.
Зачастую православные используют форму благодарения «Спаси, Господи!» при общении практически во всех случаях: и при встрече, и при расставании, и даже при положительном упоминании о третьем лице («Спаси же его, Господи!») Хотя традиция духовного общения гораздо богаче и разнообразнее. В Центральной Украине, к примеру, до сих пор в храмах приветствуют друг друга радостным: «Слава Богу!» — «Навіки Богу слава!» За две тысячи лет христиане всего мира выработали особые формы приветствия. В древности приветствовали друг друга возгласом: «Христос посреди нас!», слыша в ответ: «И есть, и будет». Сейчас так приветствуют друг друга священники, но и мирянам следует помнить об этой древней традиции.
В первый день Пасхи, а также в течение Светлой седмицы и до самого отдания Пасхи звучит торжественное приветствие: «Христос воскресе!» — «Воистину воскресе!» Это приветствие многократно повторяется за Пасхальным богослужением, а сама традиция восходит своими корнями еще к апостольским временам. Приветствие словами «Христос воскрес!» выражает радость, аналогичную радости апостолов, узнавших о воскресении Христа. Преподобный Серафим Саровский именно словами: «Христос воскресе!» приветствовал приходящих к нему круглый год. В воскресные и праздничные дни у православных принято приветствовать друг друга взаимным поздравлением: «С праздником!», накануне праздника — «Со святым вечером». А в праздник Рождества Христова православные приветствуют друг друга словами: «Христос родился!»; «Славим Его!» — звучит в ответ.
Из монастырей пришла в быт традиция просить разрешения войти в комнату следующими словами: «Молитвами святых отец наших, Господи Иисусе Христе, Боже наш, помилуй нас». При этом находящийся в комнате, если позволяет войти, должен ответить: «Аминь». Конечно, такая традиция возможна только среди православных монашествующих, едва ли она применима к мирским людям.
Уходящих из дома на учебу детей можно напутствовать словами «Ангела хранителя!», перекрестив их. Можно пожелать также Ангела хранителя отправляющемуся в дорогу или сказать: «Храни тебя Господь!», или «Бог в помощь!» Такие же слова православные говорят друг другу, прощаясь, или же: «С Богом!», «Помощи Божией», «Прошу твоих святых молитв» и тому подобное.
В древнерусском своде «Домострой» дается правило, как приветствовать, придя в гости: сначала поклониться иконам, потом хозяевам со словами «Мир этому дому». Застав ближних за трапезой, принято пожелать им: «Ангела за трапезой!» За все принято тепло и искренне благодарить ближних: «Спаси, Господи!», «Спаси, Христос!», или «Спаси тебя, Бог!», на что положено ответить: «Во славу Божию». Но если вы считаете, что люди вас не поймут, таким образом благодарить необязательно. Лучше сказать: «Благодарю вас!», или «Я от всей души вам благодарен».
По традиции при встрече двух людей первым приветствие должен говорить младший (по возрасту или в церковной иерархии), а отвечать ему старший. Например, обычно при встрече мирянина со священником первый говорит: «Христос воскресе! (Благослови(те), батюшка/честный отче)», а второй отвечает: «Воистину воскресе! (Бог благословит)». Напомним, что в Православии не принято обращаться к священнику со словами: «святой отец», говорят: «честный отче» (например: «Помолитесь за меня, честный отче»).
К священнику не принято обращаться по имени-отчеству, его называют полным именем с прибавлением слова «отец»: «отец Алексий», либо — «батюшка». К диакону можно также обратиться по имени, которому должно предшествовать слово «отец». У диакона благословение брать не положено.
Встретив священника в облачении (в рясе с крестом или в богослужебном облачении с епитрахилью и в поручах), попросите его о благословении, это и будет вашим приветствием. Приблизитесь к священнику, немного склонитесь, сложите правую руку на левую ладонями вверх и скажите: «Батюшка, благословите».
Батюшка, осеняя вас крестным знамением, произносит: «Бог благословит», либо «Во имя Отца и Сына и Святаго Духа» — и кладет свою правую, благословляющую руку на ваши ладони. В этот момент мирянин, получающий благословение, целует руку священника. Бывает, целование руки приводит в смущение некоторых новоначальных. Смущаться не следует — мы не священнику целуем руку, а самому Христу, который в этот момент невидимо предстоит и благословляет нас. Не следует лишь осенять себя крестным знамением перед тем, как взять благословение у священника. Если священник положил руку вам на голову, то целовать ее не нужно.
Если присутствует несколько священников во главе с архиереем, за благословлением подходите только к нему. Если вы взяли благословение у одного священника, а рядом стоят еще несколько, обратитесь к ним со словами: «Благословите, честные отцы», и поклонитесь. Если вы находитесь в группе верующих, за благословением сначала подходят мужчины по старшинству (служители церкви в первую очередь, как бы подавая пример), затем идут женщины, последними подходят дети. Это правило относится и к семье: сначала подходит муж, жена, затем дети. При прощании повторно попросите у священника благословения словами «Простите меня, батюшка, и благословите».
В Православной Церкви в официальных случаях принято к священнику обращаться «Ваше Преподобие», а к настоятелю, наместнику монастыря, если он игумен или архимандрит, обращаются — «Ваше Высокопреподобие», а если наместник иеромонах — «Ваше Преподобие». К епископу обращаются — «Ваше Преосвященство», к архиепископам и митрополитам — «Ваше Высокопреосвященство». В разговоре к епископу, архиепископу и митрополиту можно обратиться и менее официально — «владыко», а к наместнику монастыря — «отец наместник» или «отец игумен». К Блаженнейшему Митрополиту Владимиру, Предстоятелю Украинской Православной Церкви принято обращаться «Ваше Блаженство», а к Святейшему Патриарху — «Ваше Святейшество». Все эти обращения, естественно, не означают святости того или иного конкретного человека — священника или Патриарха, они выражают уважение к священному сану духовников и святителей.
Православная Жизнь
Об одной из профессиональных привычек православных – Андрей Музольф, преподаватель Киевской духовной семинарии.
– Андрей, в обиходе православных можно заметить несколько шаблонных, так сказать, профессиональных фраз. Одна из самых распространенных: «Спаси, Господи!» Это выражение употребляется ежедневно и многократно: фразой благодарят, начиная с серьезных вещей и заканчивая бытовыми мелочными моментами: передал соль, чай, сахар, закончил разговор – «Спаси, Господи». Получается, что большинство людей произносит имя Божье неосознанно, не вдумчиво, а по православной привычке. Не является ли это нарушением третьей заповеди, которая гласит: «Не поминай имени Господа Бога твоего всуе».
– В самой фразе «спаси, Господи», в принципе, нет ничего кощунственного. И даже наоборот: говоря подобные слова тому, кто, например, сделал для нас что-то хорошее, полезное, мы тем самым желаем ему того, к чему стремятся все христиане – то есть спасения. Стоит отметить, что слово «спасибо» является несколько упрощенной формой (от «Спаси тебя Бог» или «Спаси Бог») все того же пожелания «спаси, Господи». Эти слова выражают единственно правильную реакцию, которую должен проявить православный христианин, пожелав своему ближнему высшего духовного счастья. И нет ничего плохого в том, если мы будем желать тем людям, которые проявили к нам свое внимание, спасения даже за какую-нибудь мелочь, например, за чашку чая. Сам Спаситель говорил Своим ученикам: все, что вы делаете ближним – все это вы делаете Мне Самому, и потому никогда не потеряет своей награды тот, кто во имя Бога хотя бы напоит ближнего своего чашкой холодной воды (см.: Мф. 25: 40 и Мф. 10: 42).
Но в то же время, как любая молитва (а пожелание ближнему спасения – это уже и есть молитва, ведь спасения мы можем просить только у Бога), указанное словосочетание должно быть произносимо при определенном душевном расположении, осознанно и никогда не должно говориться в шутку или с некими подколами и издевками.
– Насколько часто можно произносить это выражение и в каких случаях?
– Как уже было сказано выше, выражение «спаси, Господи» – это прежде всего молитва, наша просьба, обращенная ко Творцу спасти и помиловать того или иного человека, который чем-то нам помог или же, наоборот, совершил по отношению к нам какой-нибудь плохой поступок. В силу этого никакая реабилитация приведенного выражения попросту не нужна, ведь молитва или пожелание добра ближнему в оправдании не нуждается.
Относительно же того, как часто можно употреблять данное выражение, стоит сказать следующее: важно не столько количество, сколько качество. Лучше реже прибегать к упоминанию имени Божия, но при этом делать это осмысленно, с благоговением, нежели ежеминутно, но при этом не отдавая себе отчет в том, чего просим и у Кого.
– А что можно отнести к бытовому кощунству?
– Любое неблагоговейное отношение к святыне – дома или же в храме – кощунство. Само слово «святыня» происходит от еврейского слова «кадош», которое означает нечто особое, отделенное от общего употребления. Таким образом, слово «святыня» уже предполагает должное отношение к тому или иному святому предмету. А потому неправильное отношение (например, к имени Божиему, святой воде, просфорам, освященному маслу и т. п.) ведет за собой духовное огрубение и косность ко всему святому вообще. В таком случае лучше не хранить священные вещи дома вообще, чем держать их у себя, но относиться к ним как к вещам обыденным.
Беседовала Наталья Горошкова
Разговор мирянина с людьми церковными
Юлия С.
Любовь
16 Признавайтесь друг пред другом в проступках и молитесь друг за друга, чтобы исцелиться: много может усиленная молитва праведного.
(Иак.5:16)
17 Непрестанно молитесь.
18 За все благодарите: ибо такова о вас воля Божия во Христе Иисусе.
19 Духа не угашайте.
(1Фесс.5:17-19)
(И это ещё не все цитаты из Евангелия о молитве друг за друга, желающие могут поискать их сами )
Юлия С.
Господи, спаси и сохрани!
Афанасий
Любовь
Здесь я видимо не совсем поняла Вас. Вы что решили, что монахиня у вас просила благословения?
Этого не может быть и даже не может быть никогда, разве только, если вы станете матушкой игуменьей женского монастыря.
Просят благословения только у священников, старцев и стариц, а в женском монастыре могут просить благословение у настоятельницы (игуменьи).
Бодо Владимир
Бодо Владимир
Любовь
Для тех, кто собирается в паломничество в монастырь можно порекомендовать прочитать вот эту статью:
О монастырских правилах
Не находит духовного обоснования практика некоторых приходов, где прихожанок, работающих на кухне, в швейной мастерской и т.п., называют матушками. В миру матушкой принято называть только жену священника (батюшки).
А вот этот совет может смутить неопытного: «Оскорбления, встречающиеся на общих послушаниях, переносят смиренно, приобретая тем опытность в духовной жизни и любовь к братии». Неужели оскорбления, это норма? Нет, конечно. Однако на общих послушаниях трудятся в основном новоначальные верующие, которых вполне можно отнести к маргинальной прослойке верующих и она совсем не маленькая, так как новоначальных всегда бывает много и в храмах, и на общих полушаниях в монастырях. Поэтому смиренный верующий столкнувшись с этим явлением в монастыре, может стяжать духовную пользу и опытность, а несмиренный, только повредиться.
Православная Жизнь
Рассказ.
– Утреннее правило читаешь от этого места до этого, – Елена листала молитвослов и показывала Варваре страницы ногтем, бережно держа ветхую от многократных касаний книгу. – Смотри, вот это не халтурь. Очень важно. Молитва Ангелу Хранителю обязательно.
– И те и другие мне на нервы капают, – хмурилась Варвара, смотря исподлобья на указанные места.
На описываемый момент ей было 23, а Елене под 40. Плюс опыт у последней был намного больше, чем у Варвары, недавно начавшей воцерковляться. Количество обязаловки для утреннего и вечернего правил превосходило, по ее мнению, разумные границы. И скудоумная задала вопрос:
– А нельзя ли сократить?
– Нет, нельзя, – спокойно и взвешенно отрезала Елена. – Тут все важно. И «Трисвятое», и 50-й псалом, и Символ веры. О здравии и за упокой. «Достойно есть» строго обязательно. Без этого никуда. А иначе как ты хотела спастись? Надо потрудиться.
– Ясно.
– Будешь подходить к батюшке – ни в коем случае не здоровайся.
– А че будет?
– Не говорят так. Благословение надо взять. – Елена сложила руки лодочкой. – Смотри как, крест на крест, правую наверх, а левую под нее.
– Ни фига себе. А если наоборот? Что случится? Не люблю я эту атрибутику.
– Ничего не случится, просто канон такой.
– А если я не хочу брать благословение, а просто скажу «Здравствуйте, я по такому-то делу»?
– Так надо. Есть форма. Так святые отцы заповедали.
– Специально, что ли, придумывали?
– Не специально. Это Дух Святой им так внушил. Не задавай глупых вопросов. И за языком следи. Беда с тобой.
– Постараюсь. Но опять вопрос. Значит, буду бубнить я это все утром и вечером и что произойдет? Что я с этого поимею?
– Что за еврейский вопрос? У тебя в роду евреев нет?
– Нет. Но они мне нравятся. Они прикольные и веселые.
Елена тяжело вздохнула и посмотрела на икону Спасителя.
– Господи, укрепи и вразуми рабу твою Варвару на благопотребное, – и перекрестилась. – Вот мрак какой у тебя в голове. Обуяли темные силы.
Варвара струхнула и рванула назад оправдываться.
– Да я че, я ничего. Я только хотела сказать. Типа того. Вот. Короче. Ну. читаю я это утром и вечером месяц, другой, а потом что произойдет? Вот у буддистов клево. Делаешь то и то, потом сможешь на иголках спать и ни фига. Ой, само выскочило. Не чувствуешь.
– Нам не надо спать на иголках. Нам нужно в Царство Божие войти. Дух Святой стяжать. Стать лучше, чище, добрее, научиться всех любить. Ты поняла наконец-то?
– Поняла, но сколько надо на это времени? Год, два? Сколько? Конкретно.
– Как Бог даст. Всю жизнь. Это долгий процесс. Тебе, например, нужно много над собой трудиться, за языком следить, за помыслами, часто исповедоваться и причащаться, чтоб стать лучше. Святые отцы денно и нощно Бога молили, чтоб душу спасти.
– Резина, однако. И не понятно, что в конце. Ан спасешься, ан нет. Я, наверное, нет. У меня ни терпения, ни любви, ни всего остального.
– Ты все поняла? Иди, старайся во славу Божью.
– Окей.
– Не «окей», а «Спаси, Господи»! И за языком следи. Тебя Господь в церковь привел, надо делать, что говорят, и слушать старших. И поменьше своей дурной головой думать. Не анализировать, а просто исполнять. Батюшку спрашивать будем вместе в особо важных случаях. А то если все твою помойку ему каждый раз вываливать, так на сколько его хватит? Его и так каждый день сотни людей своими грехами терзают.
Варвара представила и ужаснулась.
– Да, страшное дело. Я б не выдержала.
– То-то и оно. Иди, а то в празднословие впадем. Не забудь по дороге Иисусову молитву читать.
Варвара быстро пробубнила перед дверью заученную молитву, выскочила в подъезд и почесала к метро.
. С тех пор много воды утекло. Немало было взлетов и падений, чудес и мерзостей в непонятной Варвариной жизни петлями и зигзагами. Не стяжала она ни любви, ни терпения, ни щедрости, хоть и честно пыталась совершенствоваться. Одни грехи к грехам прибавляла, потому как изначально не способна была ни на что доброе и путевое. Но почему-то из всех читанных ею молитв больше всего ложилось на сердце мытарева: «Боже, милостив буди мне грешной».
Оптина Пустынь
Толкования
Священного
Писания
Если совесть у человека не потеряна, она не дает ему покоя до тех пор, пока на исповеди не сказано все подробно. Не следует лишь говорить подробности лишние, которые не объясняют сути дела, а только живописно рисуют их. Такую живопись картин греха, не чуждую услаждения воспоминанием греха, особенно в блудных делах, отцы не советуют дозволять себе, чтобы сердце, еще любящее грех, не умедлило и не усладилось грехом.
Многие ищут, как необходимого, духовника высокой жизни и, не находя такого, унывают, и потому редко, как бы нехотя, приходят на исповедь. Это большая ошибка. Надо веровать в самое Таинство исповеди, в его силу, а не в исполнителя Таинства. Необходимо лишь, чтобы духовник был православный и законный. Не надо спорить, что личные качества духовника много значат, но надо веровать и знать, что Господь, действующий во всяком Таинстве Своею благодатью, действует по Своему всемогуществу независимо от этих качеств.
Очень дорого иметь благоговейного духовника, с которым можно было бы посоветоваться и выяснить те или иные вопросы жизни духовной и просто побеседовать, дабы согреть духовною беседою холодное сердце и получить подкрепление духовное в скорбях, нас окружающих.
Оптинские
праздники
ноябрь ← →
пн | вт | ср | чт | пт | сб | вс |
---|---|---|---|---|---|---|
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 |
15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 |
22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 |
29 | 30 |
Последний фотоальбом
Видео
Духовные беседы с паломниками
1. Благословение на наступающий год
М. Св. о. н. г. И. Х. Б. н. п. н.
Ваше Высокопреподобие игумения Агния!
Вам и монахине Евграфе Костиной милости Божией и душевнаго спасения желаю.
Письмо Ваше получил, за поздравление с праздником Рождества Христова и с Новым годом усердно благодарю Вас. Господь да благословит Вас Своею милостию и благодатию на грядущее лето.
1 купон получил, спаси Господи. Другой купон передал о. Анатолию, благодарит Вас за память.
Призывая на Вас мир и Божие благословение, остаюсь с желанием спасения.
2. Благословение на наступающий год
М. Св. о. н. г. И. Х. Б. н. п. н.
Ваше Высокопреподобие всечестнейшая матушка игумения Агния!
Милости Божией и душевнаго спасения Вам желаю. Письмо Ваше получил. За поздравление Ваше с праздником Рождества Христова и с Новым годом благодарность усердную приношу. Господь да укрепит Ваши силы душевныя и телесныя, и поможет в трудах Ваших, и хранит Вас на многия лета.
М. Евграфе и всем сестрам посылаю благословение и помощи Божией желаю в трудах их.
Купон получил, спаси Господи за усердие.
Призывая на Вас мир и Божие благословение, остаюсь с желанием спасения.
3. Благодарность за поздравление с праздником Воскресения Христова
Всечестнейшая матушка игумения Агния!
Милости Божией и душевнаго спасения Вам желаю.
Письмо Ваше вчера получил. За поздравление с прошедшим праздником Воскресения Христова благодарность приношу.
Получил Ваше письмо и в первых числах апреля, и купон там был, и к светлому празднику послан Вам был ответ на то письмо. Если не получали, то, видно, затерялось.
Сейчас я очень слаб здоровьем и лежу в постели уже неделю.
М. Евграфе посылаю благословение.
Призывая на Вас мир и Божие благословение, остаюсь с желанием спасения.
4. Почаще проси Господа: „Даждь мне терпение, великодушие и кротость»
Письма оба получил и, кажется, ответил, а может, думал ответить, но позабыл. Серию переменю. За упокой заказал означенныя имена.
Спаси Господи за поздравление с праздником и Ангелом, и тебя поздравляю с текущею святою Пятидесятницею. И даруй Господи провести до конца в мире и спокойствии душевном, и потом и до моей смерти жить в преуспеянии духовном.
Затем призываю тебе и другим просящим мир и благословение Божие.
5. Ответ на поздравление с праздником светлаго Христова Воскресения
Письмо и один рубль на поминовение новопреставленнаго раба Божия Иоанна и Александры я получил с благодарностию.
Спаси Господи за память и поздравления. Молюсь за всех вас поименно и всем посылаю благословение о имени Господни.
Призывая мир и благословение Божие, остаюсь с искренним благожеланием.
6. Поздравление с Новым годом
М. Св. о. н. г. И. Х. Б. н. п. н.
Милости Божией желаю тебе. За поздравление твое с Новым годом спаси Господи. Желаю и тебе спасения души и помощи Божией.
Здоровье твое да укрепит Господь, молись Ему и прощения проси своих грехов.
Об своей серии будь покойна. Когда выйдет срок, тогда переменим.
Симеона и Евдокию поминаем. Племяннице твоей Анатолии благословение посылаю.
Призывая на тебя мир и благословение Божие, остаюсь с желанием спасения.
7. Ответ на поздравление с праздником Рождества Христова и Новым годом
М. Св. о. н. г. И. Х. Б. н. п. н.
Милости Божией и душевнаго спасения желаю. Письмо получил твое. За поздравление с праздником Рождества Христова и Новым годом спаси Господи.
Матушку вашу да спасет и помилует Господь, и подкрепит силы ея, и продолжит жизнь ея на многая лета к духовной пользе вашей св. обители.
Племяннице твоей Анатолии посылаю благословение. За поздравление с праздником спаси Господи. Господь да поможет ей трудиться для спасения душевнаго.
Купон получил, и болящаго Николая и Анастасию поминаем.
Призывая на тебя мир и Божие благословение, остаюсь с желанием спасения.
8. При раздражительности смиряйся, укоряй себя и кайся. Если перейдешь в другую обитель, получишь большую скорбь
М. Св. о. н. г. И. Х. Б. н. п. н.
Спасения тебе желаю и мира душевнаго. Пишешь, что раздражительна стала, – смиряйся больше, и себя укоряй в этом, и покаяние Богу приноси.
Переходить не надо, а то большую скорбь только получишь. Тут привыкла, тут и терпи. И волноваться не надо, что Матушка про деньги знает. Это ничего, она не возьмет у тебя.
Мир тебе и Божие благословение.
Купон получил, и за упокой поминаем.
9. Поздравление с праздником Пасхи Христовой
Сестра о Господе мать Евграфа!
Письмо твое получил и благодарю тебя и племянницу твою м. Анатолию за поздравление меня, грешнаго, со днем моего Ангела и с праздником Воскресения Христова. Взаимно и аз грешный поздравляю вас с праздником Пасхи Христовой и желаю вам милости Божией.
Купон получил от тебя, и новопреставленная племянница твоя Екатерина поминается у нас при церковных богослужениях.
Касательно твоего алтарнаго послушания, если изнеможешь, то можешь опять попроситься.