с праздником преподобного сергия игумена радонежского

В день памяти преподобного Сергия Радонежского Святейший Патриарх Кирилл направил послание настоятелю и братии Троице-Сергиевой лавры

Москва, 8 октября 2020 г.

с праздником преподобного сергия игумена радонежского. Смотреть фото с праздником преподобного сергия игумена радонежского. Смотреть картинку с праздником преподобного сергия игумена радонежского. Картинка про с праздником преподобного сергия игумена радонежского. Фото с праздником преподобного сергия игумена радонежского

8 октября 2020 года, в день преставления преподобного Сергия, игумена Радонежского, всея России чудотворца, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл направил послание наместнику Свято-Троицкой Сергиевой лавры епископу Сергиево-Посадскому Фоме, в котором поздравил братию, всех паломников и прихожан обители с праздником и объяснил причины, по которым он не смог посетить Лавру в этот день, сообщает Патриархия.ru.

«Сердечно поздравляю Преосвященных архипастырей, всечестных отцов, всех прихожан и паломников с днем преставления Преподобного Сергия, игумена Радонежского и чудотворца. Сей дивный угодник Христов и основатель обители во имя Живоначальной Троицы — один из самых чтимых святых Церкви Русской, настоящий духовный светоч нашего народа. Преподобный Сергий, которого считали олицетворением правды Божией, оказал огромное влияние на историю и духовную жизнь Руси. Его заступничества и помощи искали люди самых разных социальных слоев: к нему приходили и простые селяне, и облеченные властью князья и бояре, стремившиеся получить благословение Преподобного на важные труды и начинания. И мы знаем, что восприятие благодати Божией, обильно изливающейся через авву Сергия, меняло жизнь многих людей», — говорится в Патриаршем послании.

По словам Его Святейшества, каждый верующий, приходящий в Лавру к Преподобному, «опытно знает, сколь велика его благодатная помощь, сколь живо и действенно его присутствие с молящимися в этом святом месте».

Ежегодно, летом и осенью, в дни памяти преподобного Сергия множество паломников, священнослужителей и архиереев из разных мест России и из других стран устремляются в Лавру для прославления игумена Земли Русской. По традиции праздничные торжества в обители Преподобного в эти дни возглавляет Предстоятель Русской Православной Церкви.

Святейший Патриарх Кирилл с сожалением сообщил о причинах, которые не позволили ему посетить Троице-Сергиеву лавру в этот день: «С глубочайшим сожалением хотел бы засвидетельствовать, что не могу в этот раз разделить радость молитвенного общения со всеми вами. Причиной этого стали мои недавние контакты с человеком, у которого была обнаружена коронавирусная инфекция. Время, необходимое в соответствии с медицинскими предписаниями для моего личного карантина, еще не истекло. Посчитал невозможным подвергать всех вас опасности заражения».

«Но, памятуя о том, что для молитвы нет ни границ, ни расстояний, я духовно сорадуюсь сему торжеству и вместе со всеми вами возношу молитвы к Преподобному. Знаю, сколь велика сила соборной молитвы, и твердо уповаю на его предстательство пред Престолом Божиим», — добавил Предстоятель Русской Церкви.

Святейший Владыка напомнил, что «текущая пандемия — это серьезное испытание, которое дает нам возможность убедиться в силе молитвы и требует от нас усугубления личных духовных подвигов ради избавления нашего народа от губительного поветрия».

«Из всякого испытания, и из нынешнего в том числе, существует два выхода: либо человек внутренне надломится, утратив веру и надежду на помощь Божию, либо выйдет из ситуации укрепленным с осознанием того, что все происходит по Промыслу Вседержителя. Дай Бог, чтобы переживаемые испытания послужили утверждению нашего народа в вере, обращению ко Христу многих людей», — подчеркнул Святейший Патриарх Кирилл, пожелав «архипастырям, пастырям, монашествующим и верным чадам Церкви Христовой щедрой помощи Вседержителя в дальнейшем следовании по пути спасения».

Источник

Приблизительное время чтения: 7 мин.

Что же такого сделал этот святой, если он уже при жизни был почитаем, а позднейшие поколения присвоили ему высокое звание «игумена всея Руси»? Отличен ли монашеский путь Сергия от подвига ранних иноков, и если да, то в чем именно его уникальность? И, наконец, какое влияние оказал преподобный угодник Божий на культуру Северо-востока Руси?

с праздником преподобного сергия игумена радонежского. Смотреть фото с праздником преподобного сергия игумена радонежского. Смотреть картинку с праздником преподобного сергия игумена радонежского. Картинка про с праздником преподобного сергия игумена радонежского. Фото с праздником преподобного сергия игумена радонежского

Святой жил в XIV веке – в годы монголо-татарского ига. Русские земли по-разному пережили набег ордынцев. И если Европейская часть, более известная сегодня как Украина и Беларусь, уже к середине столетия практически избавилась от политического диктата со стороны оккупантов, то Восток еще не один десяток лет ощущал на себе всю мощь поработителей. А это очень многое значило. На Западе Руси с середины столетия татары практически не вмешивались в политику князей, ограничиваясь лишь поборами и грабежом. А вот Восток вплоть до конца XV века вынужден был считаться с мнением ханов, и даже Великие князья Московские проходили унизительную процедуру признания легитимности своей власти захватчиками.

Все это не могло не сказаться на духовном состоянии как народа, так и правящей элиты. Например, русский святитель Кирилл, ставший митрополитом почти сразу после нашествия Батыя и всю жизнь старавшийся наладить церковную жизнь, в своих записках описывал больше не нищету и разорение, а глубокое нравственное одичание людей. Состояние было даже хуже, чем до крещения Руси – настолько сильно разрушило иго духовный фундамент общества.

Кроме того, на выжженной и опустошенной территории почти не осталось монахов. Те же, немногие, кто смог спастись, уходили в глухие леса. Приток свежих сил в иноческие ряды был очень слабым – народ настолько очерствел душой за годы оккупации, что заботы о Вечности в то время мало кого интересовали. Каждый стремился просто выжить, даже не задумываясь о чем-то более возвышенном. Если же и находились люди, желающие стать на путь монашеского подвига, то они проходили его самостоятельно, вне монастырей, кто как мог. Ведь старцы, которые могли бы передать свой опыт, погибли, а книги, излагающие правила монашеского жития, безвозвратно сгорели в огне пожарищ.

с праздником преподобного сергия игумена радонежского. Смотреть фото с праздником преподобного сергия игумена радонежского. Смотреть картинку с праздником преподобного сергия игумена радонежского. Картинка про с праздником преподобного сергия игумена радонежского. Фото с праздником преподобного сергия игумена радонежского

Для полноты картины важно не забывать и тот факт, что чем дальше на восток и север от Киева находились земли, тем дольше длилась их христианизация. На этом фоне преподобному Сергию предстояло в буквальном смысле совершить духовную революцию в глуши отдаленных русских земель, превратив их во второй очаг православной веры. С именем этого человека связан блистательный и неповторимый в отечественной истории расцвет иноческого жития на Востоке Руси.

Первое, что сделал преподобный Сергий, – изменил отношение к монашескому подвигу. В сознании большинства мирян того времени постриг был спасителен сам по себе и приравнивался к Крещению – человек принимал постриг, и уже считался стопроцентно спасенным, свободным от прежних грехов. Именно поэтому среди князей и бояр долгое время бытовал обычай предсмертного принятия иночества. Святой Сергий восстанавливает лучшие монашеские традиции Киевской Руси и всей своей жизнью утверждает истинное понимание монашества. Для всех преподобных отцов, как до Сергия, так и после него, принятие пострига – это не «второе Крещение», не «билет в Рай» и не гарантия спасения – это лишь его возможность через крест непрестанного очищения от грехов; крест послушания до полного самоотречения. И только от самого монаха зависит, использует ли он эту возможность или нет.

Эпоха преподобного Сергия дала Церкви огромное количество святых. Непосредственными учениками великого старца было более двадцати монахов, которые основали в целом около 40 монастырей! Из этих обителей, в свою очередь, выходили новые подвижники, которые дали России еще приблизительно полсотни иноческих общин. В итоге за XIV – XVI века весь Север Руси покрылся густой сетью малых и больших обителей. Например, один только Авраамий Галицкий, бывший в числе первых духовных чад игумена Радонежского, основал четыре обители. Без преувеличения, Сергий является «игуменом всея Руси», вдохновителем и во многом – создателем северного иночества.

Основание монастырей в описываемую эпоху происходило по такой схеме: подвижник, чающий молитвенного уединения, уходил в лес. Через некоторое время около него собирались другие иноки, и на месте кельи отшельника вырастал монастырь. А старец, тяготясь своей славой, снова уходил в пустынные места, и все повторялось сначала. Была и другая схема, когда инок какого-нибудь монастыря, стяжав благодатные дары Святого Духа, покидал свою родную обитель и основывал другую, уже в ином месте. Князья и богачи тоже строили монастыри, но иноческую жизнь в этих обителях все равно налаживали иноки, прошедшие трудную школу пустынножительства.

XIV столетие считается началом «Золотого века» русского монашества. В течение двух веков – XIV и XV – прославились Дмитрий Прилуцкий, Кирилл Челмогорский, Стефан Махрищский, Александр Куштский, Стефан Пермский, Пахомий Нерехтский, Дионисий Суздальский, Сергий Нуромский, Кирилл Белозерский, Савватий Соловецкий, Андрей Рублев. Это список неполный, его можно продолжать, не говоря уже о подвижниках, имен которых мы не знаем, и которые по своему смирению остались неизвестными. Многих святых связывают узы личной дружбы, которую они пронесли через всю свою жизнь.

Эти преподобные отцы служили не только Богу, но и людям. И если мы внимательно будем читать их жития, то заметим, что чудеса, творимые святыми подвижниками, были направлены, прежде всего, на помощь ближнему. Русский инок во все времена оставался верным сыном своего Отечества, и, несмотря на то, что он отрекается от мирской суеты, сам мир, его проблемы и беды, не становятся иноку чуждыми. Возносясь душой к Богу, монах продолжает болеть за свой народ и молится за него.

В XVI веке, когда наша земля стала оправляться от ужасов татарщины, когда Московское государство окрепло и у людей появилось ощущение стабильности и уверенности в завтрашнем дне, монашество стало клониться к закату. С приходом в страну благополучия и процветания все меньше людей хотело отрекаться от комфорта и достатка, уходить подальше от мира и искать спасение в обители. Подвиг, конечно, продолжал совершаться, многие иноки достигли святости, но в общем потоке монашеского движения уже не было той живой движущей силы, той массовости, которая была присуща иночеству эпохи святого Сергия и его учеников.

Но, несмотря на все дальнейшие перипетии, которые ожидали Церковь и Россию в последующих веках, фигура Радонежского игумена оставалась путеводной звездой для тех сотен тысяч людей, которые в разное время захотели посвятить себя Богу. И в годы Смуты, и в лихолетье раскола, и в бурю Петровских реформ, и в пышный век дворцовых переворотов, и в «просвещенное» XIX столетие, и в годы большевизма игумен Сергий оставался тем самым идеалом, который вдохновлял на подвиг. И даже в периоды наибольшего отпадения России от Бога этот святой служил напоминанием того, до каких высот может взлететь христианская душа в своем подвиге. Без преувеличения, все, что мы имеем лучшего в культуре и духовности России, – и «Троица» Андрея Рублева, и белокаменные соборы, и огромное литературное наследие, – все это является преломлением и переосмыслением того благодатного опыта, который приобрел, накопил и преумножил великий Радонежский инок.

В заставке и материале использованы репродукции картин художника Александра Простева

Читайте другие материалы о святом Сергии Радонежском

Источник

Молитвы преподобному Сергию, игумену Радонежскому, всея России чудотворцу

с праздником преподобного сергия игумена радонежского. Смотреть фото с праздником преподобного сергия игумена радонежского. Смотреть картинку с праздником преподобного сергия игумена радонежского. Картинка про с праздником преподобного сергия игумена радонежского. Фото с праздником преподобного сергия игумена радонежского

Тропарь, глас 4 *

И́же доброде́телей подви́жник,/ я́ко и́стинный во́ин Хри­ста́ Бо́га,/ на стра́сти вель­ми́ подвиза́лся еси́ в жи́зни вре́менней,/ в пе́ниих, бде́ниих же и поще́ниих о́браз быв твои́м ученико́м;/ те́мже и всели́ся в тя Пресвяты́й Дух,/ Его́же де́йствием све́тло укра́шен еси́./ Но я́ко име́я дерзнове́ние ко Святе́й Тро́ице,/ помина́й ста́до, е́же собра́л еси́, му́дре,/ и не забу́ди, я́коже обеща́лся еси́,/ посеща́я чад твои́х,// Се́ргие преподо́бне, о́тче наш.

Пере­вод: Доб­ро­де­те­лей подвиж­ник, ты, как истин­ный воин Хри­ста Бога, про­тив стра­стей креп­ко под­ви­зал­ся в жиз­ни вре­мен­ной, в псал­мо­пе­нии, бде­нии и постах став при­ме­ром для тво­их уче­ни­ков. Пото­му и все­лил­ся в тебя Пре­свя­той Дух: Его дей­стви­ем ты укра­шен свет­ло. Но имея дерз­но­ве­ние ко Свя­той Тро­и­це, поми­най ста­до, собран­ное тобой пре­муд­ро, и не забудь, как ты обе­щал, посе­щать детей тво­их, Сер­гий, пре­по­доб­ный отче наш.

Кондак, глас 8 *

Христо́вою любо́вию уязви́вся, преподо́бне,/ и Тому́ невозвра́тным жела́нием после́довав,/ вся́кое наслажде́ние плотско́е возненави́дел еси́,/ и я́ко со́лнце Отече́ству тво­е­му́ возсия́л еси́;/ тем и Христо́с да́ром чуде́с обо­га­ти́ тя./ Помина́й нас чту́щих пресве́тлую па́мять твою́, да зове́м ти:// ра́дуйся, Се́ргие Богому́дре.

Пере­вод: Любо­вью ко Хри­сту уязв­лен­ный, и за Ним с неуклон­ной волей сле­дуя, вся­кое насла­жде­ние плот­ское воз­не­на­ви­дел ты, пре­по­доб­ный, и как солн­це Оте­че­ству тво­е­му вос­си­ял: пото­му и Хри­стос даром чудес обо­га­тил тебя. Поми­най нас, почи­та­ю­щих пре­свет­лую память твою, дабы мы взы­ва­ли тебе: «Радуй­ся, Сер­гий Богомудрый!»

Молитва 1‑я **

О свяще́нная гла­во́, преподо́бне и Богоно́сне о́тче наш Се́ргие, моли́твою твое́ю, и ве́рою и любо́вию, я́же к Бо́гу, и чистото́ю се́рдца, еще́ на зем­ли́ во оби́тель Пресвяты́я Тро́ицы ду́шу твою́ устро́ивый, и а́нгельскаго обще́ния и Пресвяты́я Богоро́дицы посеще́ния сподо́бивыйся, и дар чудоде́йственныя благода́ти прие́мый, по отше́ствии же твое́м от земны́х наипа́че к Бо́гу прибли́живыйся, и небе́сныя си́лы приобщи́выйся, но и от нас ду́хом люб­ве́ сво­ея́ не отступи́вый, и честны́я твоя́ мо́щи, я́ко сосу́д благода́ти по́лный и преизлива́ющийся, нам оста́вивый! Ве́лие име́я дерзнове́ние ко Всеми́лостивому Влады́це, моли́ спа­сти́ рабы́ Его́, су́щей в тебе́ благода́ти Его́ ве́рующия и к тебе́ с любо́вию притека́ющия. Испро­си́ нам от Великодарови́таго Бо́га на́шего вся́кий дар, всем и коему́ждо благопотре́бен, ве́ры непоро́чны соблюде́ние, градо́в на́ших утвержде́ние, ми́ра умире́ние, от гла́да и па́губы избавле́ние, от наше́ствия иноплеме́нных сохране́ние, скорбя́щим утеше́ние, неду́гующим исцеле́ние, па́дшим возставле́ние, заблужда́ющим на путь и́стины и спасе́ния возвраще́ние, подвиза́ющимся укрепле́ние, благоде́лающим в дела́х благи́х преспе́яние и благослове́ние, младе́нцем воспита́ние, ю́ным наставле́ние, неве́дущим вразумле́ние, сирота́м и вдови́цам заступле́ние, отходя́щим от сего́ вре́меннаго жития́ к ве́чному благо́е уготовле́ние и напу́тствие, отше́дшим блаже́нное упокое́ние, и вся ны споспешеству́ющими твои́ми моли́твами сподо́би в день Стра́шнаго суда́ шу́ия ча́сти изба́витися, десны́я же стра­ны́ о́бщники бы́ти и блаже́нный о́ный глас Влады́ки Хри­ста́ услы́шати: прииди́те, благослове́ннии Отца́ Мое­го́, насле́дуйте угото́ванное вам ца́рствие от сложе́ния ми́ра. Ами́нь.

Пере­вод: О свя­щен­ная гла­ва, пре­по­доб­ный и бого­нос­ный отче наш Сер­гий! Ты молит­вою сво­ею, и верою, и любо­вью к Богу, и чисто­тою серд­ца еще на зем­ле оби­те­лью Пре­свя­той Тро­и­цы душу твою соде­лал, и обще­ния с Анге­ла­ми, и посе­ще­ния Пре­свя­той Бого­ро­ди­цы удо­сто­ил­ся, и дар чудо­дей­ствен­ной бла­го­да­ти при­нял; по отше­ствии же тво­ем от зем­ных осо­бен­но к Богу при­бли­зил­ся, и Небес­ной Силы при­об­щил­ся, но и от нас духом люб­ви сво­ей не отсту­пил и чест­ные твои мощи, как сосуд бла­го­да­ти пол­ный и пре­из­ли­ва­ю­щий­ся, нам оста­вил. Вели­кое дерз­но­ве­ние имея ко Все­ми­ло­сти­во­му Вла­ды­ке, моли о спа­се­нии рабов Его, оби­та­ю­щей в тебе бла­го­да­ти Его веру­ю­щих и к тебе с любо­вью при­те­ка­ю­щих. Испро­си нам у бога­то­го дара­ми Бога наше­го вся­кий дар, всем и каж­до­му потреб­ный: веры непо­роч­ной соблю­де­ние, горо­дов наших утвер­жде­ние, мира уми­ро­тво­ре­ние, от голо­да и мора избав­ле­ние, от наше­ствия ино­пле­мен­ных сохра­не­ние, скор­бя­щим – уте­ше­ние, недуж­ным – исце­ле­ние, пад­шим – вос­ста­ние, заблуж­да­ю­щим­ся – на путь исти­ны и спа­се­ния воз­вра­ще­ние, под­ви­за­ю­щим­ся – укреп­ле­ние, тво­ря­щим доб­рое – в делах бла­гих успех и бла­го­сло­ве­ние, мла­ден­цам – вос­пи­та­ние, юным – настав­ле­ние, незна­ю­щим – вра­зум­ле­ние, сиро­там и вдо­вам – защи­ту, отхо­дя­щим от сего вре­мен­но­го жития к веч­но­му – бла­гое при­го­тов­ле­ние и напут­ствие, ото­шед­шим – бла­жен­ное упо­ко­е­ние, и всех нас сопро­вож­дая тво­и­ми молит­ва­ми спо­до­би в день Страш­но­го Суда от уча­сти сто­я­щих сле­ва изба­вить­ся, а сде­лать­ся общ­ни­ка­ми пра­вой сто­ро­ны и тот бла­жен­ный глас Вла­ды­ки Хри­ста услы­шать: «При­ди­те, бла­го­сло­вен­ные Отца Мое­го, насле­дуй­те Цар­ство, уго­то­ван­ное вам от сло­же­ния мира». Аминь.

Молитва 2‑я **

О свяще́нная гла­во́, преподо́бне о́тче, преблаже́нне а́вво Се́ргие вели́кий! Не забу́ди убо́гих свои́х до кон­ца́, но помина́й нас во святы́х свои́х и благоприя́тных моли́твах к Бо́гу. Помя­ни́ ста́до свое́, е́же сам упа́сл еси́, и не забу́ди посеща́ти чад свои́х. Моли́ за ны, о́тче свяще́нный, за де́ти своя́ духо́вныя, я́ко име́я дерзнове́ние к Небе́сному Царю́, не пре­мол­чи́ за ны ко Го́споду и не пре́зри нас, ве́рою и любо́вию чту́щих тя. Помина́й нас, недосто́йных, у престо́ла Вседержи́телева, и не преста́й моля́ся о нас ко Хри­сту́ Бо́гу, и́бо дана́ тебе́ бысть благода́ть за ны моли́тися. Не мним бо тя су́ща ме́ртва: а́ще бо и те́лом преста́вился еси́ от нас, но и по сме́рти жив сый пребыва́еши. Не отступа́й от нас ду́хом, сохраня́я нас от стрел вра́жиих, и вся́кия пре́лести бесо́вския, и ко́зней диа́вольских, па́стырю наш до́брый; а́ще бо и моще́й твои́х ра́ка пред очи́ма на́шима ви́дима есть все­гда́, но свята́я твоя́ душа́ со а́нгельскими во́инствы, со безпло́тными ли́ки, с Небе́сными си́лами, у престо́ла Вседержи́теля предстоя́щи, досто́йно весели́тся. Ве́дуще бо тя вои́стинну и по сме́рти жи́ва су́ща, тебе́ припа́даем и тебе́ мо́лимся, е́же моли́тися о нас Всеси́льному Бо́гу о по́льзе душ на́ших, и испроси́ти вре́мя на покая́ние, и о невозбра́нном преи́тии от зем­ли́ на Не́бо, мыта́рств же го́рьких, бесо́в, возду́шных князе́й и ве́чныя му́ки изба́витися, и Небе́сному Ца́рствию насле́дником бы́ти со все́ми пра́ведными, от ве́ка угоди́вшими Го́споду на́шему Иису́су Хри­сту́, Ему́же подоба́ет вся́кая сла́ва, честь и поклоне́ние со Безнача́льным Его́ Отце́м и с Пресвяты́м, и Благи́м, и Животворя́щим Его́ Ду́хом ны́не, и при́сно, и во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Пере­вод: О свя­щен­ная гла­ва, пре­по­доб­ный отче, преб­ла­жен­ный авва Сер­гий вели­кий! Не забудь убо­гих сво­их до кон­ца, но поми­най нас во свя­тых сво­их и бла­го­при­ят­ных молит­вах к Богу. Помя­ни ста­до твое, кото­рое ты сам пас, и не забы­вай посе­щать чад тво­их. Моли за нас, отче свя­щен­ный, за детей тво­их духов­ных, как име­ю­щий дерз­но­ве­ние к Небес­но­му Царю, не пре­кра­ти взы­вать за нас ко Гос­по­ду и не пре­не­бре­ги нами, с верою и любо­вью чту­щи­ми тебя. Поми­най нас, недо­стой­ных, у Пре­сто­ла Все­дер­жи­те­ля и не пре­ста­вай молить­ся о нас ко Хри­сту Богу, ибо дана тебе бла­го­дать за нас молить­ся. Ибо мы не счи­та­ем тебя мерт­вым: хотя ты и телес­но пере­се­лил­ся от нас, но и по смер­ти живым пре­бы­ва­ешь. Не отсту­пай от нас духом, сохра­няя нас от стрел вра­же­ских, и вся­ко­го пре­льще­ния бесов­ско­го, и коз­ней диа­воль­ских, пас­тырь наш доб­рый; ведь хотя мощей тво­их рака пред оча­ми наши­ми и види­ма все­гда, но свя­тая твоя душа с ангель­ски­ми воин­ства­ми, со бес­плот­ных сон­ма­ми, с Небес­ны­ми Сила­ми, у Пре­сто­ла Все­дер­жи­те­ля пред­стоя, достой­но весе­лит­ся. И вот, зная, что ты воис­ти­ну жив и по смер­ти, к тебе при­па­да­ем и тебя молим, да помо­лишь­ся о нас Все­силь­но­му Богу к поль­зе душ наших, и испро­сишь нам вре­мя на пока­я­ние, и бес­пре­пят­ствен­ный пере­ход от зем­ли на Небо, а от мытарств горь­ких, бесов, воз­душ­ных кня­зей и веч­ной муки избав­ле­ние. И да будем мы наслед­ни­ка­ми Небес­но­го Цар­ства со все­ми пра­вед­ны­ми, от века уго­див­ши­ми Гос­по­ду наше­му Иису­су Хри­сту. Ему подо­ба­ет вся­кая сла­ва, честь и покло­не­ние со Без­на­чаль­ным Его Отцом, и с Пре­свя­тым, и Бла­гим, и Живо­тво­ря­щим Его Духом ныне, и все­гда, и во веки веков. Аминь.

Молитва 3‑я **

О Небе́снаго граждани́не Иерусали́ма, преподо́бне о́тче Се́ргие! Воз­зри́ на нас ми́лостиво и к зем­ли́ приве́рженных воз­ве­ди́ к высо­те́ Небе́сней. Ты горе́ на Небе­си́; мы, на зем­ли́ ни́зу, уда­ле­ны́ от Тебе́ не толи́ко ме́стом, ели́ко греха́ми свои́ми и беззако́ниями; но к тебе́, я́ко нам сро́дному, прибега́ем и взыва́ем: наста́ви нас ходи́ти путе́м твои́м, вра­зу­ми́ и руково́дствуй. Сво́йственно есть тебе́, о́тче наш, благоутро́бие и человеколю́бие: на зем­ли́ живу́щу, не о свое́м то́кмо спасе́нии бысть тебе́ попече́ние, но и о всех к тебе́ притека́ющих. Наставле́ния твоя́ бы́ша тро́стию кни́жника скоропи́сца, на се́рдце ка́ждаго глаго́лы жи́зни начертава́ющаго. Не теле́сныя то́кмо врачева́л еси́ боле́зни, но па́че душе́вных врач изя́щный яви́лся еси́; и вся твоя́ свята́я жизнь бысть зерца́лом вся́кия доброде́тели. А́ще толи́к был еси́, свя́тче Бо́жий, на зем­ли́, коли́к ны́не еси́, на Небе­си́! Ты Днесь предстои́ши Престо́лу Све́та Непристу́пнаго и в нем, я́ко в зерца́ле, зри́ши вся на́ши ну́жды и проше́ния; ты водворя́ешися вку́пе со А́нгелы, о еди́ном гре́шнице ка́ющемся ра́дующимися. И человеколю́бие Бо́жие есть неистощи́мо, и твое́ к Нему́ дерзнове́ние мно́го, не преста́ни о нас вопия́ ко Го́споду. Испро­си́ предста́тельством свои́м у Всеми́лостиваго Бо́га на́шего мир Це́ркви Его́, под зна́мением кре­ста́ во́инствующей, согла́сие в ве́ре и единому́дрие, суему́дрия же и раско́лов истребле́ние, утвержде́ние во благи́х де́лех, больны́м исцеле́ние, печа́льным утеше́ние, оби́женным заступле́ние, бе́дствующим по́мощь. Не посра­ми́ нас, к тебе́ с ве́рою притека́ющих. Аще бо и недосто́йни есмы́ толи́каго отца́ и хода́тая, но ты, быв подража́тель человеколю́бия Бо́жия, сотво­ри́ нас досто́йны чрез обраще́ние от злых дел к благо́му житию́. Вся богопросвеще́нная Росси́я, твои́ми чуде­сы́ испо́лненная и ми́лостями облагоде́тельствованная, испове́дует тя бы́ти сво­е­го́ покрови́теля и засту́пника. Яви́ дре́вния ми́лости твоя́ и и́хже отце́м спомоществова́л еси́, не отри́ни и нас, чад их, стопа́ми их к тебе́ ше́ствующих. Ве́руем, я́ко ду́хом нам сопрису́тствуеши. Иде́же бо есть Госпо́дь, я́коже сло́во Его́ учи́т нас, та́мо и слу­га́ Его́ бу́дет. Ты ве́рный еси́ раб Госпо́день, и Бо́гу вез­де́ су́щу, ты в Нем еси́, и Он в тебе́ есть, па́че же и те́лом с на́ми еси́. Се нетле́нныя и живоно́сныя твоя́ мо́щи, я́ко сокро́вище безце́нное, вру­чи́ нам чуде́с Бог. Предстоя́ще им, я́ко тебе́ жи́ву су́щу, припа́даем и мо́лимся: при­и­ми́ моле́ния на́ша и воз­не­си́ их на же́ртвенник благоутро́бия Бо́жия, да прии́мем тобо́ю благода́ть и благовре́менну в ну́ждах на́ших по́мощь. Укре­пи́ на́ше малоду́шие и утвер­ди́ нас в ве́ре, да несомне́нно упова́ем получи́ти вся блага́я от благосе́рдия Влады́ки моли́твами твои́ми. Па́ству же твою́ духо́вную, тобо́ю со́бранную, не преста́ни управля́ти жезло́м духо́вныя му́дрости: подвиза́ющимся помо­зи́, разсла́бленных возста́ви, спо­спе­ши́ и́го Христо́во нести́ во благоду́шии и терпе́нии и всех нас упра́ви в ми́ре и покая́нии сконча́ти живо́т наш и пресели́тися со упова́нием в блаже́нная не́дра Авраа́мова, иде́же ты ра́достно по труде́х и по́двизех ны́не почива́еши, прославля́я со все́ми святы́ми Бо́га, в Тро́ице сла́вимаго, Отца́ и Сы́на и Свята́го Ду́ха. Ами́нь.

Пере­вод: О граж­да­нин Небес­но­го Иеру­са­ли­ма, пре­по­доб­ный отче Сер­гий! Воз­зри на нас мило­сти­во и к зем­ле при­вер­жен­ных воз­ве­ди к высо­те небес­ной. Ты высо­ко, на Небе­сах; мы на зем­ле, вни­зу, уда­ле­ны от тебя, не столь­ко местом, сколь­ко гре­ха­ми сво­и­ми и без­за­ко­ни­я­ми; но к тебе, как нам род­но­му, при­бе­га­ем и взы­ва­ем: наставь нас ходить путем тво­им, вра­зу­ми и руко­во­ди. Свой­ствен­но тебе, отче наш, мило­сер­дие и чело­ве­ко­лю­бие: на зем­ле живя, ты не о сво­ем толь­ко спа­се­нии имел попе­че­ние, но и о всех к тебе при­бе­гав­ших. Настав­ле­ния твои были тро­стью книж­ни­ка-ско­ро­пис­ца, на серд­це каж­до­го гла­го­лы жиз­ни начер­ты­ва­ю­щей. Не телес­ные толь­ко ты вра­че­вал болез­ни, но более душев­ных немо­щей вра­чом искус­ным явил­ся, и вся твоя свя­тая жизнь была зер­ка­лом вся­кой доб­ро­де­те­ли. Если таков ты был, свя­той Божий, на зем­ле: каков же ныне на Небе­сах! Ты ныне пред­сто­ишь Пре­сто­лу Све­та Непри­ступ­но­го, и в нем, как в зер­ка­ле, видишь все наши нуж­ды и про­ше­ния; ты водво­ря­ешь­ся вме­сте со Анге­ла­ми, об одном каю­щем­ся греш­ни­ке раду­ю­щи­ми­ся. И чело­ве­ко­лю­бие Божие неис­то­щи­мо, и твое пред Ним дерз­но­ве­ние вели­ко: не пре­кра­щай о нас взы­вать ко Гос­по­ду. Испро­си хода­тай­ством тво­им у Все­ми­ло­сти­во­го Бога наше­го мир Церк­ви Его, под зна­ме­ни­ем Кре­ста воин­ству­ю­щей, согла­сие в вере и еди­но­мыс­лие, суе­ве­рия же и рас­ко­лов истреб­ле­ние, утвер­жде­ние в доб­рых делах, боль­ным исце­ле­ние, печаль­ным уте­ше­ние, оби­жен­ным защи­ту, бед­ству­ю­щим помощь. Не посра­ми нас, к тебе с верою при­бе­га­ю­щих. Ведь хотя мы и недо­стой­ны столь вели­ко­го отца и хода­тая, но ты, под­ра­жа­тель чело­ве­ко­лю­бия Божия, сде­лай нас достой­ны­ми через обра­ще­ние от злых дел к доб­ро­де­тель­но­му житию. Вся Богом про­све­щен­ная Рос­сия, тво­и­ми чуде­са­ми испол­нен­ная и мило­стя­ми обла­го­де­тель­ство­ван­ная, испо­ве­да­ет тебя сво­им покро­ви­те­лем и заступ­ни­ком. Яви древ­ние мило­сти твои, и как ты отцам нашим помо­гал, не отринь и нас, чад их, по их сто­пам к тебе шеству­ю­щих. Веру­ем, что ты духом с нами при­сут­ству­ешь. Ибо где Гос­подь, как сло­во Его учит нас, там и слу­га Его будет. Ты вер­ный раб Гос­по­день, и как Бог вез­де­сущ, так и ты в Нем, и Он в тебе, к тому же ты и телом с нами. Вот нетлен­ные и живо­нос­ные твои мощи, как сокро­ви­ще бес­цен­ное, вру­чил нам Бог чудес. Стоя пред ними, к тебе как к живо­му при­па­да­ем и молим­ся: при­ми моле­ния наши и воз­не­си их на жерт­вен­ник мило­сер­дия Божия, да при­мем чрез тебя бла­го­дать и свое­вре­мен­ную в нуж­дах наших помощь. Укре­пи нас, мало­душ­ных, и утвер­ди нас в вере, да без сомне­ний упо­ва­ем полу­чить все бла­га от бла­го­серд­но­го Вла­ды­ки молит­ва­ми тво­и­ми. Паст­вой же твою духов­ной, тобою собран­ной, не пре­кра­щай управ­лять жез­лом духов­ной муд­ро­сти: под­ви­за­ю­щим­ся помо­ги, рас­слаб­лен­ных воз­двиг­ни, содей­ствуй несе­нию ига Хри­сто­ва во бла­го­ду­шии и тер­пе­нии, и всех нас направь, да в мире и пока­я­нии окон­чим жизнь нашу и пере­се­лим­ся с надеж­дой в бла­жен­ные нед­ра Авра­ама, где ты радост­но после тру­дов и подви­гов ныне почи­ва­ешь, про­слав­ляя со все­ми свя­ты­ми Бога, в Тро­и­це сла­ви­мо­го, Отца, и Сына, и Свя­то­го Духа. Аминь.

Краткое житие

Дни памя­ти 25 сентября/8 октяб­ря, 5/18 июля

Игу­мен зем­ли Рус­ской, осно­ва­тель Тро­иц­кой Лав­ры. Бла­го­сло­вил свя­то­го кня­зя Димит­рия Дон­ско­го на Кули­ков­скую бит­ву. В дет­стве пре­по­доб­но­му Сер­гию труд­но дава­лось уче­ние. Одна­ко Бог по горя­чим молит­вам отро­ка и его роди­те­лей послал анге­ла под видом стар­ца, кото­рый бла­го­сло­вил отро­ка, и тот стал пре­успе­вать в школь­ной нау­ке. Пре­по­доб­но­му Сер­гию молят­ся о помо­щи в уче­нии, в ино­че­ском дела­нии, о сохра­не­нии Оте­че­ства от наше­ствия иноплеменных.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *