с праздником елизаветы федоровны

«Твой народ стал моим народом, твой Бог – моим Богом»

с праздником елизаветы федоровны. Смотреть фото с праздником елизаветы федоровны. Смотреть картинку с праздником елизаветы федоровны. Картинка про с праздником елизаветы федоровны. Фото с праздником елизаветы федоровны

11 октября Русская Православная Церковь отмечает день обретения мощей преподобномученицы Великой княгини Елисаветы Феодоровны, состоявшегося в крайне скорбных обстоятельствах в 1918 году. А весной нынешнего, 2021 года, мы отмечали другое значимое событие –130 лет со дня перехода в Православие принцессы Гессен-Дармштадтской протестантского вероисповедания 27-летней супруги Великого князя Сергия Александровича Романова (которую в Старом Свете называли самой красивой принцессой Европы, имея в виду прежде всего ослепительную внешнюю красоту. Хотя – справедливости ради – многие отмечали и ее душевную красоту). Новая Родина с восторгом приняла такое решение Великой княгини. Растроган до слез был и сам супруг, которому она после присоединение к Православию, состоявшемуся через таинство Миропомазания, могла сказать словами из Библии: «Твой народ стал моим народом, твой Бог – моим Богом» (Руфь 1; 16). Преисполнены были великой радости и все православные родственники Дома Романовых. Здесь же, на ее новой Родине, русские люди, искренне полюбившие Великую княгиню, стали называть ее Великой матушкой или белым ангелом России.

Когда религия найдена!

Затем в помраченной разумом России случилась глобальная духовная катастрофа – и многие из преданных ей всем сердцем сынов и дочерей были расстреляны, многие – заколоты штыками. А Великую княгиню Елисавету Феодоровну вместе с другими членами Царской семьи большевики сбросили в шахту под Алапаевском на 80-метровую глубину и закидали живых узников гранатами. Затем забросали яму хворостом и подожгли его. Такая вот страница нашей истории. Сегодня уже известная во многих своих жутких подробностях.

Но, слава Богу, мы живем с вами в то время, когда по Промыслу Божию всё же восстанавливается в родном настрадавшемся Отечестве историческая справедливость в отношении многих событий церковной истории прошлого века. И имена святых из великого сонма новомучеников и исповедников Церкви Русской теперь часто вспыхивают в сознании, в сердце истинно верующего человека. Да не просто вспыхивают! Мы не просто читаем жития, где есть и описание ужасов злодейских расправ, что творились над защитниками веры Христовой, не просто переживаем и сопереживаем – мы научаем себя молитвенно к ним обращаться, веря, что велика сила их предстательства на Небесах за Россию в целом и за каждого из нас. Конечно, большинство прошло, скажем, разные этапы знакомства со святыми подвижниками. Первый – из времен неофитства – это окрыляющая радость открытия, которая сподвигает человека узнавать всё больше и больше о том или ином угоднике Божием, искать о нем разные свидетельства. Разумеется, не ради любопытства. Как подчеркивала биограф преподобномученицы Великой княгини Елисаветы Феодоровны, создатель традиции по проведению ежегодных Елизаветинских чтений, член Императорского Православного Палестинского общества (ИППО) И. К. Кучмаева в введении к своему капитальному труду «Когда жизнь истинствует. Культура благотворения Великой княгини Елисаветы Феодоровны», что цель ее книги, состоит не только в том, чтобы ознакомить читателя с удивительным житием святого человека. Одна из основных целей – постараться применить, «примерить» некоторые характеристики этого жития к нашему современнику, помочь ему в осмыслении своего пути.

с праздником елизаветы федоровны. Смотреть фото с праздником елизаветы федоровны. Смотреть картинку с праздником елизаветы федоровны. Картинка про с праздником елизаветы федоровны. Фото с праздником елизаветы федоровны

Помнится, давно еще, находясь, пожалуй, на начальном этапе воцерковления, мы по приглашению Калужского отделения ИППО совершали паломническую поездку в те места Калужской земли, которые связаны с именем преподобномученицы Елисаветы Феодоровны. Побывали на месте ныне разрушенного Сергиева скита, основанного в честь Великого князя Сергия Александровича, московского генерал-губернатора, первого председателя Императорского Православного Палестинского общества, злодейски убитого террористом в 1905 году. Здесь, в деревянном храме преподобного Сергия Радонежского, Елисавета Феодоровна, посетившая скит в 1911 году, молилась. Молилась она на Литургии и в Тихоновой пустыни, и в благословенной Оптиной. Мы в то памятное паломничество посетили эти великие святыни, но сейчас хочу сказать о другом. Всю дорогу в нашем микроавтобусе был включен привычный для того времени катушечный магнитофон, а на бобинах были записаны письма преподобномученицы своим близким.

с праздником елизаветы федоровны. Смотреть фото с праздником елизаветы федоровны. Смотреть картинку с праздником елизаветы федоровны. Картинка про с праздником елизаветы федоровны. Фото с праздником елизаветы федоровны

Дорога наша с переездами из одного места в другое заняла долгие часы, но в каком-то едином порыве мы не отвлекались на досужие разговоры, не пытались вздремнуть в пути. Всё слушали и слушали эти удивительные письма, впитывали в себя каждое слово. И письмо Эллы (Эллы – для ее любящего отца, сестер и брата) о своем решении перейти из лютеранства в Православие, конечно же, потрясло. Из России в Германию дочь писала отцу: «Вы должны были заметить, какое глубокое благоговение я питаю к здешней религии с тех пор, как Вы были здесь в последний раз, более полутора лет назад. Я все время думала и читала, и молила Бога указать мне правильный путь, и пришла к заключению, что только в этой религии я могу найти всю настоящую и сильную веру в Бога, которую человек должен иметь, чтобы быть хорошим христианином». Пронзительно и предельно искренне звучит и такая строка: «Я думала и думала глубоко обо всем этом, находясь в этой стране уже более шести лет и зная, что религия найдена». Умоляя отца дать ей благословение на столь важный шаг, Великая княгиня Елисавета Феодоровна просит его: «Пожалуйста, протелеграфируйте мне только одну строчку, когда Вы получите это письмо». Однако телеграммы не последовало. Вместо нее пришло письмо, в котором великий герцог Гессен-Дармштадтский и Рейнский Людвиг IV сообщал дочери, что ее решение приносит ему боль и страдания и дать благословения он не может. Лишь ее бабушка, легендарная английская королева Виктория (взошедшая на трон в 18 лет, где пробыла более 63 лет) написала внучке желанные слова утешения.

Марфо-Мариинская обитель милосердия: век XX-й и век XXI-й

с праздником елизаветы федоровны. Смотреть фото с праздником елизаветы федоровны. Смотреть картинку с праздником елизаветы федоровны. Картинка про с праздником елизаветы федоровны. Фото с праздником елизаветы федоровны

Думается, что сегодня большое число православных людей в нашем Отечестве перешло на новый этап восприятия подвижнической деятельности Великой княгини Елисаветы Феодоровны, и это укрепило силу их молитвенных воздыханий к святой. Из года в год почти по всей России проходят Елизаветинские чтения. А сколько современных издательств выпустили замечательные книги об основательнице Марфо-Мариинской обители милосердия в Москве – обители нового типа; о крестном пути преподобномученицы, посвятившей свою жизнь спасению безнадежно больных, бедных, раненых, обездоленных детей и взрослых и – вспомним! – отказавшейся покинуть Россию «в ее минуты роковые», хотя такая возможность была. Презентации лучших книг этого ряда прошли в наши дни и в самой Марфо-Мариинской обители на Большой Ордынке в Москве, которая с 2014 года является ставропигиальным монастырем. Чуть более трех лет назад здесь была проведена презентации книги «Елизавета Федоровна» из полюбившейся читателям разных поколений серии «Жизнь замечательных людей» издательства «Молодая гвардия». Автор этого труда Д. Б. Гришин, кандидат исторических наук, председатель Сергиевского мемориального фонда, действительный член ИППО, рассказал собравшимся об истории создания книги. И нельзя было не увидеть символичности в том, что на мероприятии присутствовал С.В. Степашин – известный российский государственный и политический деятель, с 2007 года бессменно возглавляющий Императорское Православное Палестинское общество. (Как мы знаем, Великий князь Сергий Александрович был первым его Председателем и к началу XX века Палестинское Общество уже имело на Святой Земле восемь подворий, которые принимали за год до десяти тысяч паломников из России. Также было построено 100 школ, где арабских детей обучали русскому языку и знакомили с Православием).

Елисаветинские чтения, книги о преподобномученице, их презентации, прекрасные тематические выставки и многое дургое – всё это крайне важно, это всё очень нужно. Но особой милостью Божией можно считать тот факт, что созданная Великой княгиней в 1909 году Обитель любви и милосердия (причем как церковное благотворительное учреждение, не знающее аналогов во всем мире), после многих десятилетий государственного атеизма была возвращена нашей Церкви (1992 год), и сегодня мы видим великое чудо ее возрождения. Возрождаются и стены, возрождается и дух обители, сохранившей особый уклад жизни, восходящий к ее основательнице преподобномученице Елисавете. В одном из интервью порталу «Монастырский вестник» – «По заветам Великой княгини» – настоятельница монастыря игумения Елисавета (Позднякова), получившая в монашестве имя преподобномученицы Елисаветы Феодоровны, подробно рассказала, как развиваются современные проекты монастыря, продиктованные нуждами нашего времени. Если в начале прошлого века внимание Великой матушки и дореволюционных сестер устремлялось на конкретных несчастных людей, ютившихся в подвалах на Хитровом рынке, если требовалось пристроить сирот и детей пьяниц, а также помочь девушкам, приехавшим из провинции и не имеющим средств к существованию, получить образование и выйти замуж (а в годы первой мировой войны – устроить здесь лазарет и ухаживать за тяжело раненными), то сейчас жизнь диктует другие задачи. Хотя, как и во времена Великой княгини, в обители есть детский дом, ставший совместным ее проектом с православной службой помощи «Милосердие».

Есть здесь центр реабилитации детей с детским церебральным параличом, где детям-инвалидам оказывается помощь. Действует паллиативная выездная служба, которая помогает семьям с неизлечимо больными детишками. Существуют Центр семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; служба помощи людям, попавшим в трудную жизненную ситуацию. Ведется работа с зависимыми от алкоголя людьми. Направлений социальной деятельности немало, и информацию о них можно найти на сайте обители.

с праздником елизаветы федоровны. Смотреть фото с праздником елизаветы федоровны. Смотреть картинку с праздником елизаветы федоровны. Картинка про с праздником елизаветы федоровны. Фото с праздником елизаветы федоровны

А мне хочется обратить внимание читателя на следующие обстоятельства. 9 апреля 1910 года епископ Трифон (Туркестанов) посвятил первых 17 сестер во главе с Великой княгиней в крестовые сестры и следующим утром за Литургией митрополит Московский Владимир (Богоявленский) возвел Елисавету Феодоровну в сан настоятельницы. В тот день Великая княгиня сказала слова, которые вряд ли кого-то из наших современников, не утративших способность сопереживать, откликаться на чью-то беду, оставят равнодушными: «Я оставляю блестящий мир, но вместе со всеми вами я восхожу в более великий мир – в мир бедных и страдающих». К 1918 году в Марфо-Мариинской обители милосердия насчитывалось уже 105 насельниц, и фронт работ у них был огромный! В настоящее время в обители на Большой Ордынке подвизаются около сорока монашествующих и несколько сестер милосердия. (Сестер милосердия сейчас немного по той причине, что остальные сестры приняли монашеский постриг). Есть еще сестричество – это сестры которые не живут в монастыре, но регулярно помогают. Монахини в большей степени заняты богослужением, хозяйственными, административными делами. Сестры милосердия служат в социальных проектах. И огромная нагрузка по претворению этих проектов в жизнь ложится на плечи сотрудников обители и большого числа добровольцев, которые, по словам игумении Елисаветы, по сути являются теми сестрами милосердия, что служили здесь при Елисавете Феодоровне. «Они также приходят сюда, желая послужить Христу», – тепло говорит о них матушка-настоятельница.

с праздником елизаветы федоровны. Смотреть фото с праздником елизаветы федоровны. Смотреть картинку с праздником елизаветы федоровны. Картинка про с праздником елизаветы федоровны. Фото с праздником елизаветы федоровны

На примере Марфо-Мариинской обители в Москве можно наглядно увидеть, что социально значимые дела, ставшие смыслом жизни преподобномученицы Елисаветы Федоровны, сейчас пусть и в несколько иных формах, в иных масштабах (исходя из возможностей) в ее любимом и выстраданном детище неуклонно развиваются. И что в нашем, казалось бы, прагматичном, со стремительно ускоряющимся временем веке, милосердие неиссякаемо.

Последнее их пристанище на земле

Но вернемся к дате 11 октября 1918 года, когда из заброшенной шахты на Урале извлекли останки алапаевских мучеников. Известно, что пальцы правой руки Великой княгини Елисаветы были сложены для совершения крестного знамения, а на груди у нее находилась икона Нерукотворного Спаса, подаренная невестке после ее перехода в Православие Императором Александром III. Это был список с чудотворной иконы Спаса Нерукотворного в терновом венце из часовни Спасителя в домике Петра I (XVII век). Икона подложена малиновым бархатом, на золотой дощечке выгравирована надпись: «Вербная Суббота. 13 Апреля 1891 года». С этим драгоценным образом Великая княгиня никогда не расставалась.

с праздником елизаветы федоровны. Смотреть фото с праздником елизаветы федоровны. Смотреть картинку с праздником елизаветы федоровны. Картинка про с праздником елизаветы федоровны. Фото с праздником елизаветы федоровны

В одной из современных публикаций попалось сообщение, что тела Елисаветы Феодоровны Романовой и ее верной келейницы Варвары один неизвестный монах повез в наскоро сколоченных гробах через охваченную гражданской войной Сибирь – сначала в Пекин, затем в Харбин. После они были перевезены на Святую Землю. Тут хочется возразить: известный монах. И на данный момент, можно сказать, что достаточно хорошо известный. Это Белогорский игумен Серафим (Кузнецов), который знал о желании Великой княгини быть погребенной в крипте русской церкви святой равноапостольной Марии Магдалины в Иерусалиме, построенной в память Императрицы Марии Федоровны, матери ее мужа Сергия Александровича. Вспоминается совершенно замечательное мероприятие двухлетней давности – международная конференция, проходившая в Историко-культурном центре «Соборная палата» Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. На нее прилетел из Сан-Францисско протоиерей Петр Перекрестов, ключарь кафедрального собора РПЦЗ иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость», которому было что сказать. Из Горненского монастыря в Иерусалиме приехала монахиня Мариам (Юрчук). А сколько людей не только из Москвы, но и из разных уголков России приняли участие в том форуме, посвященном 60-летию кончины игумена Серафима (Кузнецова)! Были монашествующие из Алапаевского мужского монастыря во имя Новомучеников и исповедников Церкви Русской, были братия из Белогорского Свято-Николаевского миссионерского мужского монастыря, где когда-то подвизался игумен Серафим (Кузнецов).

с праздником елизаветы федоровны. Смотреть фото с праздником елизаветы федоровны. Смотреть картинку с праздником елизаветы федоровны. Картинка про с праздником елизаветы федоровны. Фото с праздником елизаветы федоровны

На конференции был показан удивительный во многих отношениях – поражающий многогранностью, «заполненностью» людьми с их живыми рассказами, суждениями – документальный фильм (о чем мы рассказывали на портале «Монастырский вестник» в публикации «Игумен Серафим. Духовный подвиг»). Именно таково и название фильма, над созданием которого послушница Ксения Хайнбюхер, немка по происхождению, принявшая Православие, трудилась многие-многие годы. И красной нитью через весь фильм проходит мысль, что подвижник сделал всё возможное и – горячо уповая на Господа – даже невозможное, чтобы выполнить просьбу Великой княгини Елисаветы Феодоровны, заключавшейся в следующих словах: «Если меня убьют, то прошу вас, похороните меня по-христиански». С того момента, как игумен Серафим привез святые мощи преподобномученицы Елисаветы и ее верной помощницы инокини Варвары (Яковлевой) в Иерусалим, прошло сто с небольшим лет. А в 1959 году для него самого, уроженца Пермского края, прибывшего из вздыбленной России на Святую Землю с такой необычной миссией, земная Родина нашего Спасителя тоже стала последним пристанищем.

с праздником елизаветы федоровны. Смотреть фото с праздником елизаветы федоровны. Смотреть картинку с праздником елизаветы федоровны. Картинка про с праздником елизаветы федоровны. Фото с праздником елизаветы федоровны

Снимки взяты из открытого доступа

Источник

Преподобномученица Елисавета Федоровна: жизнь, увенчанная ангельским пением

11 октября Церковь празднует обретение мощей преподобномученицы великой княгини Елисаветы Федоровны Романовой.

Над небольшим русским городом Алапаевском сгущались сумерки. День затихал, уступая место ночной тишине. Наступало время покоя. Но жителям окрестностей Алапаевска в июле 1918-го года жилось очень неспокойно. Установление диктатуры пролетариата казалось им бунтом человечества против Бога и отеческой веры. И во время такого всеобщего смятения, они неожиданно для себя стали свидетелями необъяснимого человеческому разуму явления. На протяжении трех дней они слышали, как из заброшенной шахты Новая Селимская доносились звуки молитвенного пения.

Слова молитв, доходившие слуха горожан, были созвучны переживаниям, которые царили в то время в душах крестьян. Уже около года, как их Родина пылала в огне революционной смуты. Люди жили, не зная, что им принесёт грядущий день. Они до конца не были уверены, будут ли они живы или уже завтра предстанут перед Судом Божиим. Они ежедневно возносили моления Христу и искренне верили – православие выживет, несмотря ни на что.

И тут вдруг откуда-то из-под земли начали вырываться звуки давно известной каждому молитвы: «Спаси, Господи, люди твоя… и благослови достояние Твое…». Пение то усиливалось, то затихало. Порой казалось, что оно уже прекратилось, но с наступлением ночи оно возобновлялось снова. Так продолжалось три дня. Затем крестьяне услышали напев Херувимской песни, напоминающей о событии Входа Господня в Иерусалим на добровольные крестные страдания. «Иже Херувимы тайнообразующе… и Животворящей Троице трисвятую песнь припевающе…», – раздавалось из глубины шахты пение чистого и умиротворенного женского голоса.

Казалось, именно здесь и именно сейчас происходило что-то важное. Казалось, будто бы в этот момент не один человек, а весь народ погибающей страны вторил молитвенному воздыханию. «Всякое ныне житейское… отложим попечение…», – прозвучало из недр земли вдогонку вечерним сумеркам и наступила устрашающая тишина. Прошел час, два, три, сутки – больше из рудника не прозвучало ни единого звука.

Местные жители понимали, что слышат пение живых людей. Они знали, что несколько дней назад на этом месте произошла жестокая расправа над теми, кто остался до конца предан своей вере и Отечеству и был обречен на жестокую казнь. Но они никак не могли поверить, что, пережив падение в каменную пропасть шахты, кто-то из пострадавших смог выжить.

После тех трагических событий прошло три месяца. Рудник раскопали и среди груды камней нашли тела похороненных заживо людей. Они были изувечены до неузнаваемости. Но среди сонма мертвецов выделялась женщина, облаченная в монашеские одежды. На ее груди висела икона Спасителя. Ее лицо выражало ангельский покой, а пальцы правой руки были сложены для совершения крестного знамения. Так было обретено тело святой великой княгини Елизаветы Федоровны, безропотно взошедшей на личную Голгофу и предавшей свою бессмертную душу Богу.

Жизнь чтимой ныне святой была насыщена различными событиями. Поиск и обретение истинной веры, принятие иноческого пострига, посвящение себя на всецелое служение страдающим людям, созидание монашеской общины в сердце Москвы – эти страницы жизнеописания княгини Елизаветы лишь малое отражение величия ее христианского подвига. Даже трудно представить, что воспитанная в аристократической семье внучка английской королевы, принцесса Гессен-Дармштадтская Элла станет основательницей русского монастыря и примет мученическую кончину от рук воинствующих богоборцев.

Путь ее христианского крестоношения начался с момента посещения княгиней Святой Земли. Побывав в месте, где разворачивались события евангельской истории, она твердо решила оставить лютеранскую веру, перейдя в православие. На тот момент такое решение расценивалось как отречение от многовековой семейной традиции, но Елизавета Федоровна осталась непреклонна.

В письме отцу она написала: «Я всё время думала и читала, и молилась Богу – указать мне правильный путь – и пришла к заключению, что только в этой религии я могу найти настоящую и сильную веру в Бога, которую человек должен иметь, чтобы быть хорошим христианином». Принять такое решение дочери родителям, как убежденным протестантам, было непросто, но вскоре они смирились с ним.

С детства сердце Эллы было исполнено сострадательной любовью к людям. Принятие православия лишь усилило желание молодой княгини помогать страждущим. Она отдавала себя на служение тем, кто испытывал мучение от различных болезней, возглавив Московское управление Красного Креста.

Сопереживая трагедиям простых людей, протягивая руку помощи нуждающимся по первому зову, могла ли представить Елизавета Федоровна, какой трагический жизненный путь предстоит ей пройти.

Последовав заповеди Христа, она разделила свое имущество между ближайшими родственниками, часть вернула в казну, а на большую часть оставшихся денег приобрела усадьбу в центре Москвы, где основала Марфо-Мариинскую обитель милосердия. Там же, в 1909-м году она принимает монашеский постриг. В письмах Елизавета Федоровна раскрывает душевные переживания, сподвигшие ее на отречение от мира. «Я приняла это не как крест, а как путь, изобилующий светом, который указал мне Господь. Я обручаюсь Христу и Его делу, я все, что могу, отдаю Ему и ближним», – пишет княгиня. В этих глубоких словах – ключ к пониманию полноты настоящего монашеского подвига.

Монастырская деятельность княгини Елизаветы была многогранной. Она создала при обители лучшую в городе хирургическую больницу и библиотеку для просвещения бедняков, открыла школу для неблагополучных подростков. Когда страна переживала Русско-японскую войну, княгиня открыла под Новороссийском госпиталь для раненных солдат.

Милосердие и простота святой Елизаветы не знали границ. Сохранилось воспоминание о том, как однажды княгиня должна была приехать в приют для маленьких девочек-сирот. Все готовились достойно встретить свою благодетельницу. Девочкам сказали: «Войдет великая княгиня, вы все хором: «Здравствуйте» – и целуйте ручки». Когда Елизавета Федоровна переступила порог, она услышала хор детских голосов: «Здравствуйте и целуйте ручки!» – и все протянули свои ручки княгине. Воспитательницы ужаснулись: что же будет! Но великая княгиня, прослезившись, подошла к каждой из девочек и всем поцеловала их маленькие детские ручки.

Октябрьский переворот и революция 1917 года нарушили размеренный ритм духовной и миссионерской жизни Марфо–Мариинской обители. На заре трагической эпохи великая княгиня Елизавета, размышляя над перспективой дальнейшей жизни империи, адресует письмо Николаю II, в котором были следующие слова: «Всех нас вот-вот захлестнут огромные волны. Все классы – от низших и до высших, и даже те, кто сейчас на фронте, – дошли до предела. Какие еще трагедии могут разыграться? Какие еще страдания у нас впереди?»

Страдания, которых ожидала святая княгиня, начались в апреле 1918-го года. На третий день после Пасхи в монастырь ворвались вооруженные люди, желая совершить арест святой основательницы обители. Вместе с великой княгиней были арестованы две сестры – Варвара и Екатерина. Как и царственные страстотерпцы, монахини были вывезены в Екатеринбург, а затем направлены вместе с другими заключенными в Алапаевск для вынесения окончательного приговора.

18 июля 1918 года арестантов разбудили среди ночи, посадили на повозки и отвезли в деревню Синячиху, где располагалась заброшенная шахта. Началась жестокая расправа. Избивая заключенных прикладами, с дикими криками палачи начали сбрасывать мучеников на дно глубокого рудника. Последними словами святой, сказанными перед падением в пропасть, стала фраза Спасителя, произнесенная Им при восхождении на Голгофу: «Господи, прости им, не знают, что творят!». Она продолжала молиться за своих убийц, вверяя себя в руки Божии.

После столкновения княгини в шахту, она выжила, упав на каменный выступ. Рядом с ней лежали еще несколько человек. И даже здесь, на пороге смерти, Елизавета Федоровна не прекращала выполнять данный ею обет служения людям. Сняв монашеский апостольник, она разорвала его на полоски и перевязала рану на голове у князя Иоанна Константиновича и продолжала оказывать посильную помощь другим выжившим.

Обезумевшие чекисты, окончив сбрасывать узников в яму, решили завершить кровавую расправу, начав бросать в шахту гранаты. После оглушительных взрывов, мучители забросали яму хворостом и подожгли его. Но из пылающего пламени вдруг раздались звуки молитвенных песнопений. Убийцы пришли в ужас, а некоторые из них вовсе лишились рассудка, став свидетелями того, как Господь чудесным образом сохранял жизни мучеников.

Три дня святая княгиня с другими страдальцами провела в шахте без пищи и света, помогая раненым и пребывая в непрестанной молитве. Обессиленная, в заброшенной шахте она обрела вечное упокоение. Ее бессмертная душа, вырвавшись из тела и преодолев каменную преграду, воспарила в Небесную Обитель.

Святую преподобномученицу великую княгиню Елизавету почитают не только в православной Церкви. В протестантской церкви ее глубоко чтут как женщину, жизнь которой была полностью отдана миссионерскому и социальному служению. Глава англикан, архиепископ Кентерберийский Джастин Уэлби в письме Святейшему Патриарху Кириллу отметил, что «святая Елизавета стала примером христианского милосердия, служения и стойкости». На западном фасаде Вестминстерского аббатства среди скульптур мучеников, пострадавших за веру в XX веке находится и статуя святой великой княгини Елизаветы Федоровны.

До сегодняшнего дня она остается для нас путеводной звездой, ведущей христиан ко спасению примером своей героической жизни.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *