с праздником амвросия оптинского картинки
Преподобный АМВРОСИЙ ОПТИНСКИЙ (†1891)
Преподобный Амвросий был третьим по счету самым известным и прославленным из всех Оптинских старцев. Он не был епископом, архимандритом, не был даже игуменом, он был простым иеромонахом. О смирении святых как-то очень хорошо сказал митрополит Московский Филарет перед мощами отца нашего Сергия Радонежского: «Вот всё вокруг слышу Ваше Высокопреосвященство, Ваше Высокопреподобие, один ты, отче, просто преподобный».
Вот таким и был Амвросий, старец Оптинский. Он мог с каждым поговорить на его языке: помочь неграмотной крестьянке, которая жаловалась, что умирают индюшки, и барыня прогонит её со двора. Ответить на вопросы Ф.М. Достоевского и Л.Н. Толстого и других, самых образованных людей того времени. Именно он стал прототипом старца Зосимы из романа «Братья Карамазовы» и духовным наставником всей православной России.
Александр был шестым из восьмерых детей в семье. В 12 лет поступил в Тамбовское духовное училище, которое блестяще закончил первым из 148 человек. Затем учился в Тамбовской семинарии. Однако не пошел ни в Духовную Академию, ни в священники. Некоторое время он был домашним учителем в одной помещичьей семье, а затем преподавателем Липецкого Духовного Училища. Обладая живым и веселым характером, добротою и остроумием, Александр был очень любим своими товарищами. Перед ним, полным сил, талантливым, энергичным, лежал блестящий жизненный путь, полный земных радостей и материального благополучия. В последнем классе Семинарии ему пришлось перенести опасную болезнь, и он дал обет постричься в монахи, если выздоровеет.
По выздоровлении он не забыл своего обета, но четыре года откладывал его исполнение, «жался», по его выражению. Однако, совесть не давала ему покоя. И чем больше проходило времени, тем мучительнее становились укоры совести. Периоды беззаботного веселья и беспечности сменялись периодами острой тоски и грусти, усиленной молитвы и слез. Однажды, будучи уже в Липецке, гуляя в соседнем лесу, он, стоя на берегу ручья, явственно расслышал в его журчанье слова: «Хвалите Бога, любите Бога. ».
Дома, уединяясь от любопытных взоров, он пламенно молился Божией Матери просветить его ум и направить его волю. Вообще, он не обладал настойчивою волею и уже в старости говорил своим духовным детям: «Вы должны слушаться меня с первого слова. Я — человек уступчивый. Если будете спорить со мною, я могу уступить вам, но это не будет вам на пользу». Изнемогая от своей нерешимости, Александр Михайлович отправился за советом к проживавшему в той местности известному подвижнику Илариону. «Иди в Оптину, — сказал ему старец, — и будешь опытен».
После слёз и молитв в Лавре мирская жизнь, развлекательные вечера в гостях показались Александру такими ненужными, лишними, что он решил срочно и тайно уехать в Оптину. Возможно, он не хотел, чтобы уговоры друзей и родных поколебали его решимость исполнить обет посвятить свою жизнь Богу.
Свято-Введенский ставропигиальный монастырь Оптина Пустынь
Оптина Пустынь. Введенский собор
Осенью 1839 года он прибыл в Оптину Пустынь, где был ласково принят старцем Львом. Вскоре он принял постриг и был наречен Амвросием, в память святителя Медиоланского, затем был рукоположен в иеродьякона и, позднее, во иеромонаха. Это было пять лет трудов, аскетической жизни, тяжёлой физической работы.
Когда известный духовный писатель Е. Поселянин потерял любимую жену, и друзья посоветовали ему оставить мир и уйти в монастырь, ответил: «Я рад бы оставить мир, но в монастыре меня пошлют работать на конюшню». Неизвестно, какое послушание дали бы ему, но он верно почувствовал, что в монастыре постараются смирить его дух, чтобы из духовного писателя превратить в духовного делателя.
Так и Александру пришлось работать в пекарне, печь хлеб, варить хмелины (дрожжи), помогать повару. С его блестящими способностями, знанием пяти языков, ему, наверное, нелегко было стать просто помощником повара. Эти послушания воспитывали в нём смирение, терпение, умение отсекать свою волю.
Некоторое время он был келейником и чтецом старца Льва, который особенно любил молодого послушника, ласково называя его Сашей. Но из воспитательных побуждений испытывал при людях его смирение. Делал вид, что гремит против него гневом. Но другим про него говорил: «Великий будет человек». После смерти старца Льва юноша стал келейником старца Макария.
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
пн | вт | ср | чт | пт | сб | вс |
---|---|---|---|---|---|---|
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 |
15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 |
22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 |
29 | 30 |
Последний фотоальбом
Видео
Духовные беседы с паломниками
День памяти преподобного Амвросия Оптинского
В о имя Отца и Сына и Святаго Духа. Дорогие отцы, братья и сестры, торжественно мы празднуем сегодня великое событие — память преставления преподобного и богоносного отца нашего Амвросия старца Оптинского. Сколько наша Церковь прославляет, и каждый из нас знает ту великую милость, помощь и благодать, которые каждому из нас оказывает этот великий угодник Божий.
После молебна с акафистом прп. Амвросию
Действительно, какая величайшая радость, что мы, дорогие братья и сестры, порой даже не задумываемся и воспринимаем тот дар благодати, который имеем от Бога, на какой мы земле живем, земля та, которая дает миру святых. Не просто святых угодников, а тех людей, которые своим примером своей жизни, своим подвигом, своей любовью во имя Христа при жизни принесли нескончаемую пользу всем нуждающимся. И ныне всякий верующий, с верой обращающийся молитвенно к преподобному Амвросию и ко всем старцам Оптинским, всегда неизменно получает эту помощь Божью.
Земля, рождающая святых, и мир, который дает нам Господь через святую православную Церковь, освящает эту землю и благословляет наш народ. Сколько стоит на этой земле святая православная Церковь, святая православная Церковь дарует и благословляет нам великими угодниками Божьими. Как в этот день не прославить, дорогие братья и сестры, пречестных родителей преподобного Амвросия — праведных Михаила и Марфу. Воистину не может от худого дерева быть доброго плода. Но если плод благославен, если плод свят и совершенен, посмотрите, какая высота была в жизни у этих скромных людей, какое древо жизни в их семейном очаге процветало, какая любовь, какая простота, какая искренность. Какой яркий пример.
Многие в своей жизни унывают и расстраиваются, что кажется, какая-то серая жизнь, судьбина у нас, что вот так просто живем. Да, верим, ходим в храм, молимся и думаем, что если мы что-то великое не приносим в этот мир, то мы ничего такого великого и достойного не совершаем. Какая величайшая ошибка! Дорогие братья и сестры, посмотрите, какой же мы пример, какой неизъяснимо потрясающий. Сколько мы знаем святых, большая часть их родителей прославлена в лике святых. Семейная жизнь не мешает человеку быть святым. Пока, может быть, они сейчас и не прославлены, но поверьте, то, что они родили и воспитали, самое главное. Мало родить, нужно и воспитать Божьего человека. Посмотрите, сколько потрачено трудов, сколько бессонных ночей, а самое главное — молитвы. Его отец, казалось бы, был обыкновенным пономарем, но посмотрите, кого он воспитал, какого угодника Божия. Какой крест он пронес, и какая сила и благодать от него исходит по молитве, обращенной к нему.
Вот и в нашей жизни, дорогие братья и сестры, мы должны руководствоваться той простотой и искренностью жизни, начиная с самого простого. Вот смотрите: десять ветхозаветных заповедей. Одна из них, главная центральная, помимо почитания Бога — «чти отца и мать твою, и благо тебе будет, и долголетен будеши на земли» (Исх. 20, 12). Посмотрите, из десяти заповедей это единственная заповедь с обетованием, причем двойное обетование. Если ты будешь почитать родителей, тебе всю жизнь будет благо от Бога. Благо тебе всю жизнь будет, и долголетен будешь на земле.
Посмотрите, ныне почему так ужасающе погибает молодежь на наших глазах? Наркомания, пьянство, разврат. Достигают от силы двадцати, двадцати пяти лет, ну, в крайнем случае, тридцати. На наших, к сожалению, глазах происходит эта катастрофа. Почему, дорогие братья и сестры? причина только одна. С одной стороны это безбожие, а с другой стороны распущенная жизнь либо преступное поведение самих родителей, которые повожают детей жить в безобразии, то есть делают изначально человека эгоистом. Почему, дорогие братья и сестры? Мало кто из нас задумывается, но почему буквально еще 60–70 лет тому назад, да даже 50, почему была такая достойная молодежь. Да потому что они с утра и до вечера учились и работали. Дорогие братья и сестры, вспомним Священное Писание — гибель Содома и Гоморры. Причина какая, святой пророк говорит: за сытость хлебом и безделье. Вот нынешняя катастрофа в народе. Многие вопиют и кричат: что делать? Дети погибают. Действительно ужас. Это страшно. Любому нормальному человеку это невозможно пережить.
Но причина только одна, я ее назвал: безбожное, безобразное отсутствие воспитания. Полностью ребенку все разрешают всё, что он пожелал. Пожалуйста. Вот и сами выращивают себе беду. Не просто эгоиста, а преступника, который привыкает ничего не делать, а потом, конечно, он вырос, трясет родителей и требует денег, потому что он привык жить ради себя. А ради себя это бесноватая гордыня, которая лечится только бедой либо какими-то скорбями. Поэтому дорогие братья и сестры, в наши времена, конечно, многие из вас живут в городах, и нет такой возможности как в старые времена ребенка загрузить как раньше люди работали. С утра встали и нужно наколоть дрова, затопить печь, наносить воду, накормить скот, почистить за скотом, убрать. И это весь день от зари до зари. Когда грешить-то?
В городских условиях есть тоже возможность избавиться, на сколько это возможно от греха и от бесовских прелестей, которые окружают современного человека. Кнопочку нажал, и вот, пожалуйста, предоставлены любые беззакония и преступления. Чтобы этого избежать, дороге братья и сестры, что нужно делать? Как воспитывали древних и старых людей, которые вырастили величайших людей. Простые люди, сельские. Но то, что сами они жили в чистоте и любви, в верности друг к другу, вот он фундамент — семья. Верили всей душой Богу и молились за себя и за детей. Вот результат. Господь знает, в какое время воздвигнуть праведников. И они будут всегда до конца мира. Не мной это сказано, но великими старцами, что будут до конца мира праведники, потому что иначе невозможно. Иначе мир давно бы развалился и сгорел бы.
Но что нужно делать в городской среде, дороге братья и сестры? Помимо школы нужно привлекать детей к труду и послушанию. Если невозможно дома что-то делать, то обязательно нужно ребенка помимо школы занять в каком-то кружке: либо в творческом, либо в музыкальном. В чем угодно, в спорте. Лишь бы не было, дорогие братья и сестры, у детей ложного времени, через которое сатана искушает, когда человек поел-поспал, поспал-поел, и сидит на диване. И что делать? Пошел на улицу. На улице его ждут уже, и быстро там его научат. А чему на улице учат, вы знаете. Мы никто не против общения молодежи друг с другом, так человек устроен.
Мы живем в социуме. Невозможно избежать человеческого общения. Но чтобы оградить стеной благодати, в первую очередь мы должны молиться, даже если вы не верите. Все равно попробуйте. Господь услышит. Вспомните явление иконы Пресвятой Богородицы Нечаянная Радость. Просто преступник, вор, хулиган, бандит. Его кто-то в детстве научил молиться «Богородице, Дево, радуйся». И представьте, на каждое преступление он шел. Казалось бы, не совместимые вещи, а он молился: «Богородице, Дево, радуйся». И в один из дней он видит, что с иконы течет кровь с пречистых ран Младенца-Спасителя. Он в ужасе упал перед Матерью Божьей: за что? Она говорит: ты и подобный тебе грешник распинает заново Христа. И все, он изменился.
Не верующий, бандит, преступник, блудник, развратник. Это человек со дна. Он даже не верил, попросил и получил. Бог же у нас Отец, дорогие братья и сестры. Мы говорим условно, голову поднимаем как смирение, что Он над нами. Но Он и среди нас, сквозь нас проходит. Единственный родной Отец, дорогие братья и сестры. Никого нет роднее. Не верите — молитесь, и вы увидите чудеса. Бог, творящий чудеса, любящий Отец. Просите, и дастся вам, стучите, и откроют вам. Написано же в Евангелии, что если вы, будучи злы, умеете деяния блага давать чадам вашим, и если у вас дочь или сын попросят хлеба, разве дашь ему камень? Или попросит рыбу, дашь ему змею? И Господь говорит: будучи падши и злы, умеете добрые дела делать детям вашим. Насколько Он перед нами. Нет понятия «безверие», нет понятия «безбожие». Есть понятие лени, тупости и неблагодарности, дорогие братья и сестры.
Все беды в ваших семьях происходят от того, что пропустили правильное воспитание детей, вырастили их так, что они принимают от вас ваш труд до крови и слез. Круглые сутки бывает, что не спите, а они получают от вас как будто даром. Вот Адам и Ева получили даром — и какой результат. Весь мир перевернут, разрушен, растоптан сатаной. Самое главное помните, дорогие братья и сестры, что любая трудовая нагрузка — хоть вник с места на место перенесут дети, они получают благодать от Бога. Бог гордым противится, а смиренным дает благодать. Ну, кажется, какая глупость, ребенок с места на место перенес тарелку или чашку, помыл посуду, а результат то какой! За то, что он у вас помыл посуду, даже у неверующих получает от Бога за то, что послушался похвалу. Не от людей похвалу, которая ничего не стоит. Так, мусор какой-то. А от Бога получает благословение. Слышите, благодать получает от Бога спасительную. И если помимо учебы занимается в спортивной секции или музыкой, чтобы не было у него, слышите, свободного времени от зари до зари. Примеры миллионы могу привести.
Когда родители загружают детей, когда им грешить, дорогие братья и сестры, когда он в семь часов утра ушел в школу и в восемь часов вечера еле приходит. Я видел такой случай, что за ужином ест и уснул с пищей. Мама подошла, изо рта пищу у него вынула и унесла на кровать. Когда грешить, дорогие братья и сестры? А мы всегда Бога виним: куда Бог смотрит, почему Он не наведет порядок на земле. А вы куда смотрите, родители? Вот это преступное помогание — это сатанинское преступление против себя и против детей. Потому что если вы позволяете им грешить, это самый страшный грех, когда человек даром получает пищу. Посмотрите, что апостол Павел говорит: кто не работает, тот не ест. Если немощной, больной, хоть тарелку перенеси с места на место. Как говорится, «со сверчка и песни хватит».
Так вот будет благодать и вам за то, что вы детей воспитаете, потому что помните — дети не ваши. Чьи дети? Его, Он дает жизнь, Он податель жизни. Он Животворящий. И какая преступная наглость, когда мы думаем, что этот весь мир наш, дети наши, все наше. И чем это заканчивается наглое бесстыдство? Да, это все наше, Господь для нас все создал. Но что самое главное нужно? Нужна благодарность к Нему. Если будет благодарность, появляется любовь. А если любовь, то человек понимает, что без Бога он ничего не может. Надо быстрее бежать бегом в храм, чтобы каяться. Если покаялся человек, приходит благодать, начал молиться — он лично узнает Бога. Он же живой. Но чтобы Его увидеть, другого средства не существует. Это наш ум, наше сердце, но нужно его очистить верой, покаянием и молитвой.
Наше зеркало души забито грязью и помоями греха. Поэтому мы даже если и не верим, пробуйте, потому что Он никому не отказывает. Господь не обозначил степень покаяния. Он сказал в Евангелии и обратился ко всем нам: «Приходящего ко Мне не иждену вон». Слышите? Он не сказал, что двадцать, тридцать, сорок лет кайтесь, поститесь и только потом ко Мне приходите. Он говорит: сразу приходите ко Мне. Будете багряны, как снег убелю. Слышите, какая бы душа запущена не была, Он все может. Он Отец, Податель жизни и безграничная Любовь. Бедное человечество, бедные люди проигрывают самое главное. Он же от нас не отнимает личной жизни, личного счастья. Все нам принадлежит. И Он даже, посмотрите какая Его любовь, не может не только человечеству манну дать с неба. Почему Он нас так любит? Он стал человеком, Он физически обозначил, дорогие братья и сестры, Свое родство с нами. Не ангельскую природу принял, вторая ипостась, а человеческую, какие бы мы падшие не были. И посмотрите, на какую высоту, кто был смирен, как Он прославил Матерь Божию и всех угодников. Кто может выше Ее? То есть ангелы потерялись в своей славе. Больше всех смирилась, больше всех любила Бога и людей. Невозможно любить Бога и ненавидеть людей. И невозможно любить человека и не любить Бога. Это единое целое.
Если мы любим Бога, прямо простирается эта любовь на человека, на близкого. Если мы всей душой любим близкого человека, любим не страстно, не безумно, а тихой кроткой любовью, если мы так поступаем и любим человека, то обязательно мы придем к Богу. Потому что Он — свет. «Аз есмь путь, истина и живот», — Господь говорит (Ин. 14, 16). Преподобный Авва Дорофей, кто читал его книгу, он и словом и графически даже показал: центром мира является Бог. И люди, идущие к Нему, чем ближе приближаются к центру вселенной и Богу, тем ближе становятся в Боге друг к другу. И не отнимает Господь у нас любовь. Он сказал, что кто любит отца или мать больше Меня, недостоин Меня, кто любит брата или сестру больше Меня. Почему? Потому что Он дал нам и отца и мать и сестру.
Он все дал нам. Поэтому если мы о Нем забываем, в кого мы превращаемся? А потом начинаем пищать и говорить, что где Бог и почему такой бардак у нас в мире и в стране. Нужно самим подтянуться, молится, исправляться, каяться и правильно воспитывать детей. Школа и обязательно загрузка до предела, чтобы вечером их забирали или сами приходили. И тогда увидите: ребенок растет, но ему за послушание и труд, пусть он кажется бездарный в каком-то там изобразительном искусстве. Но самое главное, что он совершает послушание и труд. И за это получает от Бога, слышите, благодать. И вы будете удивляться, когда не успело пройти время, а ребенок уже взрослый. Он уже в институт поступил, у него уже семья. И все, вы уже определили человека не просто в жизни, а возможно даже в спасении. Самое главное — дать правильное начало.
Так вот, дорогие братья и сестры, прославляя преподобного богоносного драгоценного нашего отца, батюшку преподобного Амвросия, помолимся от всей души за его праведных родителей, за своих родителей, близких, друзей, кто жив и кто почил. Потому что будем всегда благодарны корням, что мы еще в храме стоим. Это поверьте, кровь, вопль и слезы наших родителей, дедов и отцов. Мы-то не достойны. Они вымолили, когда страна рушилась и утопала в крови. Посмотрите, какая была сила молитвы у них. Видя разрушение величайшей страны мира величайшей культуры, уничтожение величайшего народа на земле, молитва пересилила в нужный момент, и видите то, что совершается.
Все храмы открыты, мы свободны, только не ленись, только приди. А кто не может, то дома может помолиться, но только обязательно через таинства Церкви все равно нужно очищать свою душу, но не вне Церкви, как тела Христа. Это не общность и не общество, дорогие братья и сестры, как некоторые сатанята распространяют эту ересь безумную еще со средневековья. Протестантство безумное, бесноватое, что Церковь это так, понятие общественности. Это богохульство, дороге братья и сестры. Ересь не прощается ни в этом веке, ни в будущем. Потому что Господь говорит, что мы Его тело. Приимите, ядите: сие есть Тело Мое (Мф. 26, 26), — Он предлагает Свое Тело нам. То есть мы сотелесники становимся, сопричастники Его благодати тела и крови. И никто в голову это не берет, откуда рождается благодарность к Богу и к людям, когда человек начинает соображать, поменьше телевизор смотреть, поменьше пить, поменьше дурить, побольше семьей заниматься, подсобным хозяйством. Поработать, погорбатить чуть-чуть. И Господь отрезвляет ум. А так видите, как самодовольные индюки все сидят у телевизора. Ура, жизнь у них удалась! Да не успеете глазом моргнуть, а суд-то идет, в результате, что мы имеем в разуме, что мы натворили. Перед Судом Божьим протекции не существует, и никто не оплатит, не поможет и не выручит. Это здесь можно слукавить, а там не слукавит никто.
Поэтому памятуя это, дорогие братья и сестры, будем молиться за своих родителей и, прося помощи молитвенной и благословения преподобного Амвросия и всех старцев Оптинских, будем настраивать с Божьей помощью свою жизнь на христианский православный народный лад. Аминь.
- Транскутанная лазеротерапия что это
- с новым годом меня день рождения