с какой целью государство устанавливало единый срок перехода крестьян юрьев день
Что означал Юрьев день для крестьян на Руси
Сейчас мало кто вспомнит истинный смысл поговорки «Вот тебе, бабушка, и Юрьев день». Высказывание родилось в момент, когда возможность крестьян переходить от одного землевладельца к другому, то есть наниматься на работу, была заменена крепостным правом. На протяжении почти полутора столетий до этого события крестьянский люд, рассчитавшись с барином по оброкам и другим платежам, мог свободно уйти.
Значение даты
Стояние на Угре монгольской и русской рати в 1480 году положило конец ордынскому игу. Спустя 17 лет после этого знаменательного события Судебник (свод законов от 1497) ввёл Юрьев день — дату, то есть промежуток времени, равный двум неделям, разрешающий крестьянину раз в год «поменять» барина. Введение это означало, что в одном месте можно было оставить землю и на будущий год взять в другом. Недостатка в угодьях не было, а людей везде не хватало.
Было это так: возьмёт крестьянин кусок земли у помещика в пользование, а поздней осенью, по завершении всех работ, он должен рассчитаться с землевладельцем и государством, после чего, если есть желание, может уходить. Установление конкретного числа как даты «крестьянского выхода» связано с религиозным праздником — днём Георгия (Юрия, Егория) Победоносца, поскольку этот святой считался покровителем земледелия и скотоводства. Праздник имел две даты:
Юрьев день — это день, когда зависимый крестьянин должен был сделать осознанный выбор — оставаться или уйти. Ушлые работники могли «объегорить» барина, то есть обмануть его при уплате оброка. Это выражение осталось в обиходе и у современных людей.
Историческая справка
Архивы хранят законы, которые относятся к временам, когда правили Иван Грозный, Годунов и первые представители династии Романовых. Однако до сих пор не найдено ни одного документа, отменяющего свободу выбора рабочего люда. На протяжении веков сложилась традиция рассчитываться работнику с барином в течение недели до и после 26 ноября. После этого крестьянин мог уходить.
Долгое время историки пытаются понять истоки закрепощения. В итоге поисков сформировались две основные теории:
Российский учёный В. Н. Татищев считал, что Борис Годунов в 1592 г. обрёк крестьян быть чьей-то собственностью. Однако после смерти правителя этот документ исчез. Проверить теорию оказалось сложно, поскольку вместо точных фактов есть только предположения и догадки.
Другие исследователи утверждали, что не принятие царских распоряжений, а жизненные ситуации, такие как долги и тягло, стали концом крестьянских переходов. В советское время, опираясь на марксистские учения, в которых крепостничество связывалось с зарождением отработочной ренты, Б. Д. Греков выстроил концепцию, базирующуюся на системе барщины. Основой этой теории стал Указ о заповедных летах, запрещающий Юрьев день на Руси. Он был издан Иваном Грозным в 1581 г.
Однако и эта версия, по мнению современных историков, не выдерживает никакой критики, поскольку тщательное изучение архивов доказало, что Иван IV никогда не издавал подобных документов. Более того, название указа никак не могло применяться к крестьянам, поскольку он повелевал городским властям вернуть тех, кто покинул город, для увеличения налоговых поступлений в казну.
Запрет выхода
Получается, что Грозный неповинен в крепостничестве, а грамота его от 1590 г., адресованная властям города Торопца, отношения к крестьянству не имеет. В то же время Уложение о крестьянах от 1607 г., которое выходит из-под пера Василия Шуйского, проливает свет на этот вопрос. В преамбуле документа говорится, что царь Фёдор Иоаннович, никого не слушая, запретил крестьянам выход из поместий, где они трудились, заставил помещиков переписать их в специальные книги, а если кого недосчитались, то его требовалось вернуть в имение.
Эта теория подтверждается грамотой монастырских старцев от 1595 г., где сказано, что по велению царя Фёдора свободно выйти крестьянин из поместья не может. Документ не сохранился, но цитаты из него содержатся в подлинных бумагах XVI века. Получается, что упомянутым Уложением Юрьев день был фактически отменён, а за землевладельцем закреплялись крестьяне, работавшие у него в тот момент.
Поголовная перепись работников велась в писцовых книгах, которые были у каждого помещика. В 1861 году, во времена правления Александра II, крепостное право было отменено, но это не спасло императора-освободителя от смертельной раны, нанесённой ему народовольцами.
Юрьев день
Советолог №1 Ричард Пайпс, книга «Россия при старом режиме»: «Каково же было положение русских крепостных? Это один из тех предметов, о которых лучше не знать вовсе, чем знать мало!»
Кто закрепостил крестьян? Без тени иронии отвечаю: кто вам угодно… Выберите из политиков примерно с конца 1400-х по середину 1600-х любого, например, вам неприятного, обратитесь к историкам, «первоисточникам» и найдёте «пруфы»: именно он… так его! Иван III, Иван IV, Фёдор, Годунов, Шуйский, первые Романовы.
Школьно-памятный тезис — «Юрьев день, единственный, когда крестьянин мог уйти от помещика — доказательство закабаления». Сегодня факт такого «тотального ограничения передвижения человека» представляется «кошмарным насилием». Знаменитая «прописка» легко подвёрстывается.
Да, Судебник Ивана III (1497 г.) ограничивал срок перехода крестьян: неделя до и после Юрьева дня. То есть свобода перемены мест — лишь с 19 ноября по 3 декабря. Теперь представим жизнь, годовой цикл, вселенную тогдашнего крестьянина. До окончания осенних работ — весь результат его труда лежит на поле, «на земле». Крестьянин, прежде всех был заинтересован быть надёжно «прикреплённым к земле» до уборки урожая! Судебник-1497 строго запрещал землевладельцам прогонять крестьян с земли. Потом — две недели на расчёты, крестьянин — собственник урожая, должен рассчитаться по договору! Это «порядная» с помещиком, что б тот мог остаться служилым, явиться на зимний сбор или войну при оружии, сам-конь, с вооружённым слугой/слугами (в зависимости от величины поместья). Крестьянин, реализовав свою часть урожая, мог две недели ходить-искать нового места.
Далеко за две недели, да при том транспорте, не уйдёшь? Да… но далеко уходить опасался и сам земледелец, потому что все его сельскохозяйственные знания, навыки могли быть опровергнуты сильно отличающейся природой. Факт из книги «Ближний Дальний Восток. Предчувствие судьбы» (2012). В конце XIX века крестьяне, расселившись в Уссурийском крае, сначала радовались: кошмар европейской части страны, засуха, Приморью точно не грозила! Но оказалось, при таком изобилии влаги в воздухе и почве «колосовые хлеба слишком растут в стебель и листья, а развитие зерна задерживается; чрезмерно размножаются грибки, паразитирующие на растениях и производящие различные болезни и особенно гибельный «пьяный хлеб». Только мощное содействие государства (транспорт, агрономы, врачи, учителя) позволило переселенцам выжить и со временем подобрать подходящий для Дальнего Востока набор сельхозкультур.
А уж в XIV—XVI веках перемещение на 250 вёрст для земледельца было сродни выходу в открытый космос. Большие броски — это казаки, «своеужинные» охотники за пушниной. Земледельцу такая «свобода передвижения» была, мягко выражаясь, не нужна.
Однако ж, Юрьев день был отменён. Начиная с Татищева, считалось, что отменено право крестьянского выхода указом царя Фёдора Иоанновича 1592 г., который не сохранился, но который подразумевается в указе 24 ноября 1597 г. (о пятилетнем сыске крестьян), за который очень корят Бориса Годунова. Кстати, для справки пишущим о «непрерывном нарастании рабства, постоянном усилении эксплуатации»: в 1601 г. Борис Годунов, будучи уже царём, снова разрешил переход крестьян по всей России (кроме Московского уезда), но только от мелких владельцев к мелким. Последний пункт раскрывает и причину предыдущих запретов: переходы от мелких хозяев к крупным, особенно к монастырям, лишали экономического обеспечения основную массу служилых, то есть «дворянскую поместную конницу» (тогдашнюю русскую армию). Такие переходы остались под запретом и после 1601 г.
И уж после царя Бориса новый царь Василий Шуйский пишет в своём указе, обвиняя предшественника: «Царь Феодор, по наговору Бориса Годунова, не слушая совета старейших бояр, выход крестьян заказал». Нужно отнестись с осторожностью к словам царя Василия, одного из главных неудачников русской истории. Он, критикуя Бориса Годунова за указ 1597 г., забывает упомянуть указ 1601 г.
После Татищева и Костомаров возлагал ответственность за отмену Юрьева дня на указ царя Фёдора (по факту — Годунова).
Погодин, Ключевский делают акцент: Юрьев день не отменялся законом. Виновата тяжесть социально-экономических условий, задолженность крестьян. Ключевский: «Право выхода замирает само собой, без законодательной отмены… крестьяне уже до указа царя Феодора Иоанновича фактически не пользовались правом выхода».
Так от темы «вековечного русского рабства» уйдём к главной «рабской зависимости» — от Природы. Юрьев день и его отмена, крепостное право и его отмена, всемогущая сельская община и её отмена, колхозы и их отмена… Надеюсь дотянуть пунктир до новостей 2018-го — это всё реплики России, её фразы в мечтательном, неспешном (по-русски) разговоре с Создателем.
Выражаясь высокопарно: Предписавший орбиты небесным светилам, Отделивший сушу от моря, Давший направление Гольфстриму… решающим образом повлиял на развитие российской деревни.
Период, пригодный для сева и уборки урожая на широте Твери и выше: четыре месяца в году. На широте Москвы — чуть более пяти. В Западной (не северной) Европе земля сельхозпригодна девять месяцев, в большей части скот пасётся круглый год, не нужна громадная часть русского сельхозсезона — заготовка сена.
Имея в году в разы меньше времени, наш крестьянин вынужден работать более аврально, артельно, что имеет, если проследить тщательно, важнейшие, даже и политические, следствия.
Нажмите «Подписаться на канал», чтобы читать «Завтра» в ленте «Яндекса»
Введение Юрьева дня
Всего получено оценок: 61.
Всего получено оценок: 61.
У крестьян на Руси было право “выхода”, то есть возможность смены феодала. Такое правило существовало с XI века, то есть с периода действия Русской Правды в Древнерусском государстве. К концу XV века относится установление единого срока крестьянского выхода.
Введение Юрьева Дня
Крестьянам были предоставлены две недели, одна до, а другая после дня памяти Святого Георгия. Одним из вариантов имени Георгий было Юрий, поэтому 26 ноября получило название Юрьев день. Следовательно, крестьяне меняли феодала уже после сбора урожая и расчета по денежным и натуральным повинностям.
Рис. 1. Юрьев День.
Датой введения Юрьева дня стал 1497 год. Именно тогда при великом князе Московском Иване III появился общерусский свод законов – Судебник. В государстве шло оформление крепостного права. Оно требовалось для содержания многочисленного служилого сословия. Материальной базой крепостного права стала система барщины.
При переходе от одного помещика к другому крестьянин платил своеобразную пошлину –пожилое. Усиление крепостного права произошло согласно Судебнику Ивана IV от 1550 года. Он увеличил размер пожилого. Из-за разорения в период Ливонской войны царь решил ограничить крестьянский выход и в 1581 году издал указ, который ввел первый “заповедный год”, то есть запрет смены владельца. Это было необходимо и для проведения переписи.
Распространение крепостного права в России XVI века было неравномерным. Оно отсутствовало на севере, на Каме, в малонаселенном Поволжье южнее Казани и на Урале. Больше всего крепостных крестьян было вокруг Москвы, а также вдоль южной и западной границ, где часто велись войны с соседями.
Отмена Юрьева дня
Вопрос об отмене Юрьева дня до сих пор является дискуссионным. В XVIII веке историк Василий Татищев считал, что крестьян окончательно закрепостили в 1592 году царь Федор Иоаннович и его сподвижник Борис Годунов.
Более правдоподобной выглядит версия о том, что Юрьев день был отменен при втором царе из династии Романовых – Алексее Михайловиче. Это произошло в 1649 году после принятия Соборного Уложения.
Соборное Уложение 1649 года представляло собой свод законов, который действовал около 180 лет сначала в царстве Русском, а потом и в Российской империи. Оно ввело бессрочный сыск беглых крестьян. Они часто бежали к казакам на Дон.
Что мы узнали?
Следует знать, при каком царе был отмечен Юрьев день, то есть право крепостных крестьян на смену феодала. Это событие стало одним из этапов оформления крепостного права в России.
«Вот тебе, бабушка, и Юрьев день!»: становление крепостничества в России
Постепенный переход к крепостному праву в России был вызван социальными, экономическими и политическими причинами.
Крестьянский вопрос был главной внутриполитической проблемой российского государства на всём протяжении 19 века вплоть до знаменитого манифеста Александра II 19 февраля 1861 года. Во второй половине столетия имперская администрация смогла найти во многом спорное, но всё же решение назревших земельных неурядиц, даровав крестьянам личную свободу, которой те лишились ещё в 17 веке. Несмотря на то, что крепостное право царило на пространствах России долгие два столетия, таким положение было не всегда — земледельцы оказались фактическими рабами в силу социальных, экономических и политических причин.
Древняя Русь: истоки крепостничества
Славянские племена догосударственного периода не знали такого понятия, как «крепостничество». Даже после образования единой Киевской Руси подавляющая часть земледельцев обладала личной свободой в рамках общины, а зависимость от центральной власти выражалась в выплате «уроков», которые были установлены во время правления княгини Ольги. В ранний период древнерусского государства начали выделяться и зависимые слои крестьянства, о которых мы можем судить по статьям «Русской Правды».
И. Билибин. Суд во времена Русской Правды. Источник: wikipedia.org
Несвободные крестьяне делились на несколько групп, отличавшихся, в основном, правом владения личным имуществом. Фактическими рабами считались холопы и челядь. Ими становились, попав в плен, не выплатив долги или совершив серьёзное преступление — человек фактически был собственностью своего хозяина. В Древней Руси такими людьми активно торговали, а убийство раба не считалось серьёзным преступлением — полагалась не вира (стандартный штраф за убийство), а компенсация за ущерб имуществу.
Несмотря на существование челяди и холопов, основная часть крестьянства в 9 — 15 веках всё ещё оставалась лично свободной. Однако существовали институты, серьёзно ограничивавшие это положение. Исследователи на основе источников выделяют ещё несколько групп земледельцев, которые не были полностью свободными: смердов и закупов. Они обладали личным имуществом, которым располагали по своему разумению, но и между ними существовали серьёзные различия. Смерды по своему юридическому положению были близки к холопам, в то время как закупы зависели от хозяина лишь на время в результате долговых обязательств.
Татаро-монгольское нашествие и последующая политика Москвы по объединению земель, фактически превратившая княжество в «военный лагерь», предопределила дальнейшую историю русского крестьянства.
Московское княжество — первые ограничения
Военная мощь Москвы базировалась на большой прослойке служилого населения, которая за военные тяготы получала от государства земельные участки — поместья. Они даровались вместе с работавшими там крестьянами, которые тем не менее ещё пользовались определёнными свободами — могли переходить от одного хозяина к другому и не прикреплялись к месту жительства. Безусловно, это касалось свободных землепашцев — холопы и смерды не имели такой свободы передвижения.
В 1497 году в период царствия Ивана III вышел первый свод законов княжества — Судебник, призванный унифицировать правовое положение территорий, вошедших в состав Москвы в период правления Калитичей. Касаясь прежде всего проблем интеграции некогда независимых удельных княжеств, центральная власть обратилась и к положению крестьян. В Судебнике был установлен запрет на свободный переход крестьян от одного помещика к другому — время таких «миграций» ограничивалось двумя неделями конца осени — начала зимы. Маркером становился «Юрьев день» — 26 ноября.
Это позволило укрепить экономическую базу опоры княжеской власти — служилого сословия. На протяжении практически всего 16 века положение крестьян более не менялось. До тех пор, пока Россию не потрясли события периода царствования Ивана Грозного: опричнина, разорительная Ливонская война и, как следствие, глубокий экономический кризис. В 1581 году были введены так называемые «заповедные лета» — кратковременная отмена Юрьева дня, которая, как окажется впоследствии, будет носить постоянный характер. Упадок страны и несколько неурожайных лет толкали царей на всё большие ограничения прав и свобод крестьян в угоду служилому сословию и боярству — и уже в 1597 году при Борисе Годунове вводятся «урочные лета» (установление срока сыска беглого крестьянина — 5 лет). Эта мера давала помещикам возможность вернуть нерадивого землепашца в своё хозяйство.
Однако об окончательном закрепощении речи ещё не шло. В конце 16 века существовала надежда на спокойное преодоление кризиса, но в исторический процесс вмешалась Смута.
Соборное Уложение: конец свободного крестьянства
Правление Ивана Грозного привело к серьёзнейшему кризису в истории России, который сопровождался интервенцией Швеции и Польши, фактическим развалом хозяйства и государственного управления. Перед первыми Романовыми совершенно отчётливо встала проблема скорейшего восстановления и укрепления страны — это можно было сделать только за счёт крестьянства.
Ещё Василий Шуйский в 1607 году увеличил срок сыска крестьян с 5 до 15 лет, однако эта мера не применялась — раздрай в управлении сужал возможности поиска беглых. Спустя 35 лет эта мера была вновь введена уже Михаилом Фёдоровичем Романовым, а окончательное решение вопроса свершилось в 1649 году при Алексее Михайловиче. Новый свод законов — Соборное Уложение — унифицировал правовые отношения в стране, восстановившейся после разорительной Смуты. Теперь побег не имел срока давности — «урочные годы» настали для крестьян навсегда.
Помимо этого, Уложение имело ряд статей, приравнявших до этого хоть каким-то образом свободных крестьян к рабам помещика — их собственность теперь считалась собственностью непосредственного держателя земли. Во второй половине 17 века начинается, хоть и не активно и зачастую скрыто, продажа крестьян — правда, в качестве приданого и с земельными наделами.
Алексей Михайлович утверждает вновь составленное Соборное уложение в 1648 году. Источник: wikimedia.org
Уже в 1675 году Алексей Михайлович разрешает продавать крестьян без земли — начинается настоящий «бум» рабского рынка. Несмотря на окончательное закрепощение, крестьяне по Соборному Уложению имели право жаловаться на нерадивых помещиков в суд в случае необоснованных поборов, а переусердствовавший хозяин в попытках кулаками или иными инструментами «образумить» своего подопечного рисковал получить серьёзное наказание и обязывался в случае доказательства его вины возместить семье пострадавшего моральный ущерб.
Последний гвоздь в крышку гроба свободного крестьянства вбил император Пётр I в результате фискальной реформы. Ввод подушного налога окончательно прикрепил крестьян к земле и к собственнику земельного надела.
С какой целью государство устанавливало единый срок перехода крестьян юрьев день
Войти
Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal
Юрьев день и закрепощение крестьян на Руси.
Юрьев день – церковный праздник, посвященный св. Георгию Победоносцу. Отмечается 9 декабря (26 ноября по ст.ст.). По традиции на Руси в этот день осуществлялся переход крестьян от одного феодала к другому. До конца 16 в. крестьяне – это лично свободные земледельцы-общинники, у которых был земельный надел, рабочий скот и орудия труда, необходимые для обработки земли.
Крестьяне, как и феодал ы, появились на Руси не сразу. Земледелец из родовой общины не являлся крестьянином. Он участвовал в управлении своим коллективом (в народном собрании) и был воином во время войны. Это не влияло на его положение в обществе, а земледелие не являлось его основным занятием. Общинник превращается в крестьянина, когда перестаёт быть воином и участвовать в народном собрании. Процесс формирования крестьянства шёл двумя путями: в крестьян превращались рабы, посаженные на землю и полностью зависевшие от своего господина, а с другой стороны, князья и дружина сосредоточивали в своих руках права, которыми располагала община, оставляя общине лишь то, что не могло отразиться на их могуществе. Появление соседской общины сыграло огромную роль в образовании крестьянства, т.к. её деятельность основывалась на хозяйственных связях. Такой коллектив было труднее подчинить знати, следовательно, община служила ограничителем растущих прав господствующего класса. Крестьянство делилось на лично зависимых и государственных. Поначалу на Руси преобладали крестьяне-общинники, которые зависели от коллектива феодалов. В письменных источниках они выступают под именем «люди» и «Русская Правда» не отделяет их от других сословий, т.е. не наблюдается понижения основного статуса земледельцев. Большесемейная община называлась вервь. Она насчитывала 150-400 человек. Вервь домонгольского периода являлась верховным собственником всей земли. С течением времени функции общины сузились, в ведении общинного суда находились дела семейные и внутренние дела общины. Наличие богатства не давало преимущества при выходе из общины: человек мог выйти из неё только со своим имуществом, но без земли. Таких людей называли изгоями. Они могли уйти на землю частного феодала и превратиться в зависимых людей. Рабство (холопство) было основным источником формирования зависимого от князя и дружинников крестьянства. Переводить холопов на землю феодалов вынуждала экономическая необходимость. Этот источник дохода принадлежал только феодалу.
Кроме холопов к зависимым крестьянам относились смерды, находившиеся в личной зависимости только от князя. Если холопы попадали в зависимость через внеэкономическое принуждение, то закупы и рядовичи – через экономическое, через заключение договора (ряда) с частным владельцем, на основе которого рядовичи выполняли определённый объём работ. Купа – ссуда, которая бралась в долг, и закуп должен был её отработать в хозяйстве заимодавца, который предоставлял закупу всё необходимое для работы (скот, инвентарь). Таким образом, в личной зависимости от феодала находились: челядь, изгои, смерды, рядовичи, закупы, но общая численность названных категорий не превышала 10-15% от всего населения Древней Руси, т.е. общество состояло, в основном, из свободных людей. Постепенно все вышеупомянутые группы слились в одно сословие – крестьянство.
Термины «крестьяне» и «деревня» появились в Северо-Восточной Руси и известны с 14 в. Община 14-16 вв. называлась волостью. Волость была единственной формой сословного объединения крестьян. Она ведала общими угодьями и сооружениями, отстаивала в суде интересы каждого крестьянина и всей общины в целом. Волость имела право взимания податей с членов общины, несла ответственность за выплату нужной суммы (круговая порука). Наличие полномочий не означало самостоятельного существования общины; она имела право на существование, если признавала над собой поземельную и судебно-политическую зависимость. Собранные с крестьян платежи в княжескую казну, перереспределялись между членами правящей верхушки. Крестьяне не были полностью свободны, а находились в зависимости от всего класса феодалов в целом.
Расширение частносеньориальной собственности началось с 13 в. с преобладания княжеских доменов. Существовали дворцовые (княжеские) и частнофеодальные крестьяне (половники).Половник вёл самостоятельное хозяйство, получив у феодала ссуду на хозяйственные цели и землю.Власть феодала над наделом половника не ограничивалась ни традицией, ни законом – только экономической целесообразностью. Половник – тот, кто платил феодалу половину урожая, но это имело место лишь в исключительных случаях, обычно он платил 3-й, 4-й или 5-й сноп. Дееспособность половника была ограничена. Постепенно половники втягивались в общинную организацию, что ослабляло их личную зависимостьот феодала, но при этом возрастала поземельная зависимость. Поскольку в 13-15 вв. шёл процесс унификации крестьянства, то исчезает множественность в наименовании сельского населения и в 15 в. термин «половник» исчезает.
Частнособственнические крестьяне объединялись в общины. Приближенность к сеньору, проживание на его земле ограничивало дееспособность общины, но нигде землевладелец не отказывался от общинной организации. Он рассматривал её как низшее звено сеньориального аппарата и использовал для фискальных целей. Это усиливало зависимость общины, но феодалы не вмешивались в её хозяйственную жизнь, ограничиваясь сбором дохода с общины и выполнением ею повинностей.
Сословный статус крестьянства как единого сословия оформился в связи с объединением русских земель. При этом появилось стремление законодательно принизить положение крестьян. По Судебникам 1497 и 1551 гг. честь крестьянина оценивалась в 1 руб. Других мер дискриминации пока нет, нет и юридического оформления сословного статуса крестьянства. Крестьяне признаются лицами дееспособными: сами отвечают в суде за свои поступки, имеют право обращаться в суд на княжескую администрацию и частного владельца. Ограничение личной свободы крестьян сказалось в крепостничестве, которое начало складываться в 15-16 вв. В это время остро встала проблема перехода крестьян из одних владений в другие.
Проведённые в 30-50-е гг. 16 вв. реформы увеличили самостоятельность крестьянской общины. Складывалась более высокая форма организации крестьянства, элементы которой могли бы приблизить крестьян к управлению государством. Для России не существовало фатальной неизбежности перехода к крепостному праву. Однако во 2-й пол.16 в. нашу страну ожидал иной ход событий.
Закрепощение крестьян было мерой вынужденной, вызванной природными условиями России и государственными потребностями, заключавшимися прежде всего в «умножении войска». Огромные земельные пространства России были относительно слабо заселены, поэтому между землевладельцами шла борьба за рабочие руки. В этой борьбе брали верх богатые светские вотчинники и монастыри, располагавшими большими средствами для предоставления крестьянам льгот.Между тем основу государственного войска составляли дворяне и дети боярские, которые должны были нести свою службу за населённые земли (поместья) «конно, людно и оружно». Доходы с этих земель могли поступать только тогда, когда было кому обрабатывать эти земли. Кроме того, частновладельческие крестьяне были тяглецами, т.е. должны были платить подати в казну и выполнять некоторые государственные повинности. При таком положении дел государство было вынуждено принять некоторые меры, направленные к прекращению незаконных крестьянских выходов.
Таким образом, в первой половине 17 в. из сидевших на земле холопов и формально свободных крестьян сформировалось новое сословие крепостных. Меньшая часть населения закрепостила большую. Именно тогда, в кон. 16 – нач. 17 вв., и появилась знаменитая поговорка: «Вот тебе, бабушка, и Юрьев день!»