с какого года рождество стало выходным днем в россии
Как Россия шла к десятидневным новогодним каникулам
Сегодня сложно представить завершение календарного года в России без пышного празднования. Эта традиция появилась в России не так давно. Долгие годы в советское время после встречи Нового года на следующий день, 1 января, людям приходилось выходить на работу.
С принятием христианства Владимиром Святославовичем в X веке начала существование история русской церкви, и вместе с ней Новый год стали отмечать по византийскому обычаю – 1 сентября. Во времена правления Петра I система летоисчисления меняется — праздник с 1700 года начинают отмечать 1 января.
После петровской реформы церковный Новый год в России продолжали отмечать 1 сентября, а 1 января считалось праздником светским.
Так продолжалось до Великой Октябрьской революции 1917 года, после которой власти отменили все существовавшие в царском государстве праздники. На следующий год после «октябрьских» событий Россия, согласно указу Владимира Ленина, перешла на григорианский календарь — так 1 февраля 1918 года превратилось в 14-ое. С того момента Рождество стало отмечаться 7 января — вместо 25 декабря по старому стилю.
До 1929 года, когда вышло постановление СНК СССР «О рабочем времени и времени отдыха в предприятиях и учреждениях, переходящих на непрерывную производственную неделю», 1 января было нерабочим и праздничным. С принятием этого документа слово «праздники» заменили на «революционные дни».
Отмена в 1929 году Рождества привела к тому, что бывшие праздничные дни превратились в рабочие. С признание елки «поповским» обычаем стали появляться следующие агитационные слоганы: «Только тот, кто друг попов, елку праздновать готов!». «Ребят обманывают, что подарки им принес Дед Мороз. Религиозность ребят начинается именно с елки. Господствующие эксплуататорские классы пользуются «милой» елочкой и «добрым» Дедом Морозом еще и для того, чтобы сделать из трудящихся послушных и терпеливых слуг капитала», — говорилось в антирелигиозной пропаганде в рождественские дни.
В первой половине 30-х годов Рождество официально не существовало — оно считалось пережитком прошлого.
Что касается Нового года, то советские власти считали его прежде всего детским праздником, отсюда — отсутствие необходимости освобождать взрослых от работы 31 декабря и 1 января.
Во время «моратория» на Новый год находились смельчаки, которые втайне все же отмечали праздник — ставили елку, плотно завешивали окна. Есть предположение, что традиция отмечать праздник застольем, а не торжественными плясками, сложилась именно в то время, когда Новый год приходилось отмечать в секрете, дабы не разбудить соседей.
Прятаться приходилось до тех пор, пока газета «Правда» 28 декабря 1935 года не опубликовала письмо государственного деятеля Павла Постышева, в котором автор выразил протест простого человека, жаждущего праздника и веселья. В своем письме он обратился к властям и призвал «устроить коллективные елки для всех». После публикации Иосиф Сталин вернул людям Новый год с нарядной елкой, однако разговоров о выходном дне 1 январе пока не шло. На следующий день после праздника народ шагал на работу.
Справедливость восторжествовала 23 декабря 1947 года, когда правительство СССР сделало 1 января выходным днем. «День 1 января — новогодний праздник — считать нерабочим днем», — коротко сообщал текст указа. Однако в случае, когда праздничный день выпадал на выходной, он не переносился на ближайший рабочий день, а пропадал.
«Объявляя 1 января выходным днем, власти узаконивали фактически существующую практику. Поскольку,
отгуляв ночь, граждане являлись на рабочие места, мягко говоря, не в лучшей форме»,
— заявила в 1948 году куратор проходившей тогда выставки «Первый день календаря» Ирина Осипова.
Спустя почти 60 лет, в 1991 году, в дома россиян вернулось и Рождество — тогда 7 января объявили свободным от работы днем. В тот год по телевизору показывали рождественские службы и рассказывал людям о правилах проведения святого праздника.
Еще через два года — в 1993 году — россиян освободили от работы и 2 января. История продолжилась в 2004 году, когда в Трудовой кодекс внесли новые изменения и дали россиянам право отдыхать целых 5 дней — с 1 по 5 января. Вместе с празднованием Рождества 7 января — получалось шесть свободных дней.
Кто-то был доволен реформой, а кому-то даже этих шести дней не хватало для полноценного отдыха. Эти разногласия привели к тому, что в 2008 году спикер Совета Федерации Сергей Миронов предложил продлить майские праздники, сократив новогодние. При этом ранее Миронов предлагал сделать нерабочим днем 31 декабря, чтобы люди «не изображали работу, не били баклуши на рабочем месте, а лучше бы наряжали елки и готовились дома к празднику».
Четыре года спустя, в 2012 году, праздники все-таки было решено продлить до восьми дней — с 1 по 8 января. С учетом выходных праздничный «отгул» составил около 10 дней.
Власти зарубежных стран не так щедры к своим гражданам в вопросе новогодних каникул, как российские. К примеру, у американцев есть время прийти в себя после праздничных ужинов только в течение двух раздельных дней — 25 декабря и 1 января. На день больше гуляют британцы — два дня на Рождество и один день на Новый год. Если праздник выпадает на воскресенье, то им достанется бонусный понедельник.
Японская политика в вопросе выходных похожа на российскую. Еще с 1948 года японцы получили официальное право не работать с 31 декабря по 3 января.
При этом некоторые компании прекращают работы уже 29 декабря. В Северной Корее 31 декабря и 1 января считаются национальными праздниками, однако праздничные дни для местного населения — скорее повод для активной домашней работы и похода на демонстрацию, нежели для отдыха.
Несмотря на то, что в Бразилии отмечают Новый год и Рождество, выходные к этим дням не прилагаются. Время отдохнуть и веселиться у бразильцев есть в феврале, когда в течение четырех дней в стране проходит национальный карнавал. Хотя официально эти дни не считаются выходными, местным жителям в этот период точно не до работы.
В Германии, как и во многих других европейских странах, к Рождеству относятся очень трепетно. Отсюда два выходных — 25 и 26 декабря. Также в качестве бонуса у немцев выходной 1 января. Согласно иудейским традициям в Израиле Новый год (Рош-ха-Шана) в этом году отмечался с 20-22 сентября: именно в эти дни израильтяне освобождаются от работы. В Беларуси праздники начинаются 25 декабря — в день празднования католического Рождества. Продолжается веселье 30 декабря, а завершается уже 2 января.
Кстати, в эти новогодние праздники можно сходить в кинотеатры на фильм «Праздничный переполох»
Как менялись даты новогодних праздников в России
Данное изменение касается новогодних праздников 2021 года, однако инициативы о законодательном изменении сроков каникул за счет включения в них 31 декабря регулярно и широко обсуждаются в СМИ.
Новогодние праздники в царской России
До 1897 года продолжительность рабочей недели законодательно не регулировалась. Выходным был лишь воскресный день. Владельцы фабрик, заводов и пр. сами принимали решение, давать ли своим работникам возможность отдохнуть в праздничные дни. Как правило, такой дополнительный выходной предоставлялся во время религиозных праздников, включая Рождество.
После установления советской власти
Возвращение выходных дней
23 декабря 1947 года указом президиума Верховного совета СССР 1 января вновь получило статус праздничного и нерабочего дня. Однако если он совпадал с выходным, то не переносился на ближайший рабочий день.
Новогодние каникулы в РФ
25 сентября 1992 года были приняты поправки в Кодекс законов о труде РСФСР, согласно которым нерабочим днем наряду с 1 и 7 января стало 2 января. Эти праздники были сохранены и в Трудовом кодексе РФ, принятом 30 декабря 2001 года (вступил в силу 1 февраля 2002 года).
С 2013 года официальные новогодние каникулы в России длятся с 1 по 8 января. Соответствующие поправки были внесены в статью 112 Трудового кодекса 23 апреля 2012 года. Из этих восьми дней собственно новогодние каникулы приходятся на 1-6 и 8 января, а 7 января отмечается Рождество Христово. Совпадающие с этими праздниками нерабочие дни (суббота и воскресенье) по решению правительства РФ могут быть перенесены на другие даты. Как правило, их присоединяют к майским праздничным дням.
Перенос выходного дня на 31 декабря в 2019 года
Очередной виток дискуссии об изменении новогодних праздников за счет включения в них 31 декабря вызвало распоряжение губернатора Томской области Сергея Жвачкина от 14 ноября 2019 года. Губернатор распорядился перенести рабочий день со вторника 31 декабря на субботу, 28 декабря. Решение, которое, по его словам, было принято «по многочисленным просьбам женщин, на плечах которых обычно лежит основная тяжесть подготовки к новогоднему празднику», коснулась только работников обладминистрации. Однако губернатор предложил главам местных исполнительных органов также перенести выходной день.
Инициатива по переносу нерабочего дня с 28 декабря на 31-е была одобрена рядом депутатов Госдумы РФ и членов Совета Федерации. В свою очередь министр труда и соцзащиты Максима Топилина пояснил, что изменить уже утвержденный в России рабочий календарь невозможно, поскольку правительство принимает решение о переносе нерабочих дней на следующий год заблаговременно. Однако каждый работодатель имеет право самостоятельно дать своим работникам выходной.
Позднее о переносе выходного дня в 2019 года для сотрудников учреждений и организаций, находящихся в ведении региональных властей, было объявлено в ряде российских регионов. Среди них: республики Алтай, Бурятия, Ингушетия, Кабардино-Балкария, Карачаево-Черкесия, Карелия, Крым, Татарстан, Хакасия, Удмуртия, Якутия, Ставропольский край, Амурская, Астраханская, Брянская, Владимирская, Воронежская, Калининградская, Кировская, Курганская, Курская, Ленинградская, Новосибирская, Орловская, Пензенская, Псковская, Рязанская, Самарская, Свердловская, Ульяновская области, Еврейская АО. 31 декабря 2019 г. также был объявлен выходным в Вооруженных силах РФ.
Предложения о законодательном установлении нерабочего дня 31 декабря
24 декабря 2019 года председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко предложила на законодательном уровне установить 31 декабря нерабочим днем, но при условии, что общее количество выходных в трудовом календаре останется неизменным.
17 сентября 2020 года Федерация независимых профсоюзов России выступила за то, чтобы закрепить в законодательстве 31 декабря выходным днем на постоянной основе.
Рождество Христово в России
Главная рождественская служба проходит в храме Христа Спасителя в Москве (Фото: Irina Afonskaya, Shutterstock)
В ночь с 6 на 7 января православные России отмечают праздник Рождества Христова, который является праздничным нерабочим днём.
Как известно, русская православная церковь в начале 20 века не перешла с Юлианского календаря на новый Григорианский, вследствие чего календарь на 13 дней отличается от календаря, используемого остальными христианами. Рождество, как праздник в России, значительно отличается от своего аналога в остальном христианском мире.
Изначально Рождественские праздники были связаны со множеством народных обычаев, но они забылись, после того как в 1918 году празднование Рождества было запрещено.
Лишь в 1935 году советская власть вновь разрешила ставить и наряжать ёлки — правда, уже не рождественские, а новогодние. И звёзды на верхушке ели стали по-советски пятиконечными. А ранее звёзды были семиконечными и символизировали ту самую звезду, которая, согласно Евангелию, привела к только что родившемуся младенцу Христу волхвов.
Приблизительно то же самое произошло и с праздниками — Новым годом и Рождеством. Если до 1918 года Рождество отмечалось повсеместно, а Новый год был гораздо менее значимым праздником, то при советской власти они поменялись местами. Советский Союз оказался единственной страной в мире, где Новый год впитал в себя рождественские атрибуты, оставаясь при этом вполне советским праздником.
После распада Советского Союза обратной трансформации не произошло — Новый год так и остался традиционным семейным праздником, в то время, как праздновать Рождество начала лишь часть населения страны, преимущественно православные верующие.
В последние годы, однако, всё больше людей посещает в Рождественские праздники церковь, вспоминая религиозный смысл праздника. Сегодня большинство верующих в России отмечает Рождество 7 января, соблюдают предшествующий ему сорокадневный Рождественский пост и приходят в храмы, чтобы присутствовать на всенощном бдении в честь Праздника Рождества Христова. Так, главная рождественская служба в храме Христа Спасителя в Москве в последние годы собирает более 5 тысяч человек ежегодно. Главное богослужение страны возглавляет патриарх Московский и всея Руси Кирилл.
Другие праздники в разделе «Праздники России»
Почему весь мир празднует Рождество 25 декабря, а Россия – 7 января
Как так получилось, что в нашем, таком небольшом мире, существует сразу два Рождества? Одно празднуют в ночь с 24 на 25 декабря, а другое – в ночь с 6 на 7 января.
Что необычного происходит 25 декабря
В ночь с 21 на 22 декабря случается Зимнее Солнцестояние – это самый короткий световой день в году и самая длинная ночь. А праздник Рождества (ночь с 24 на 25) происходит спустя 3 дня после этого знаменательного события. И это именно та точка, после которой световой день начинает увеличиваться, планета начинает движение в сторону нового цикла, нового рождения Солнца. Древние славяне и другие народы придавали большое значение этой дате, и Рождество пришло на смену старым праздникам.
Как же 25 декабря превратилось в 7 января
Изначально в России его праздновали так же, как и во всем мире – 25 числа. С одной лишь разницей: с 1582 года Европа жила по своему календарю (григорианскому), а Россия – по более старому (юлианскому). Иными словами, 25 декабря в Европе и 25 декабря в России – это разные дни. И к 1918 году разница эта составляла целых 13 дней! После революции было принято решение все же прейти на григорианский календарь, но Русская православная церковь отказалась осуществлять этот переход, и Рождество продолжили отмечать 25 декабря с уточнением «по старому стилю», что соответствовало 7 января «по новому стилю».
Только ли в России придерживаются такой традиции
Нет, так же Рождество празднуют в Грузии, Сербии, Иерусалиме и Афоне. Поэтому встречать праздник по «домашней» традиции можно в разных уголках мира. А можно, наоборот, отпраздновать Рождество дважды!
Несмотря на то, какую дату мы выбираем, важно в этот день сохранить добрый настрой и веру в Чудо, обновление, приход в этот мир Божественного начала и Света. И тогда любая дата будет для нас наполнена смыслом и радостью – а без этих составляющих праздник не может быть полным!
Как праздновали Рождество в советское время
До революции Рождество было главным зимним праздником. Его ждали всей семьей: наряжали елку, рассылали открытки, готовили угощения и подарки. Во многих домах были свои фирменные блюда, рецепты которых передавали из поколения в поколение. К Рождеству было принято печь пироги и готовить мясо — как раз заканчивался пост. На десерт ели пряники, конфеты и засахаренные фрукты.
Предпраздничная суета ощущалась на каждой московской улице — повсюду шумели ярмарки, владельцы магазинов и лавочек соревновались в искусстве оформления витрин. Но самыми красивыми к 25 декабря (в этот день отмечали Рождество в дореволюционной России) становились храмы. Праздничное настроение оставалось до самого Нового года: москвичи ходили в гости, гуляли и катались с горок.
При этом сам Новый год тогда оставался не очень популярным светским праздником. Его отмечали молодежь и богатые люди — об их шумных вечеринках порой даже писали газеты. Остальные не считали праздник особенным.
Новое время старого праздника
Революция не только изменила политический строй и быт всей страны, она буквально перевернула время. В 1918 году Совнарком РСФСР принял декрет о переходе страны на григорианский календарь: после 31 декабря сразу наступило 14 января (разница между календарями составляет 13 дней).
Духовенство реформу не поддержало, отчего началась путаница с датой Рождества. Русская православная церковь наряду с некоторыми другими празднует Рождество по юлианскому календарю (изначально это было 25 декабря), но после перехода страны на григорианский календарь дата сдвинулась на 7 января.
«Это воспринималось в достаточной мере болезненно. Поначалу верующие на местах толком не знали, когда отмечать Рождество по-настоящему», — говорит заведующий сектором отдела публикации архивного фонда Главархива Москвы Сергей Войтиков.
Многие москвичи продолжали праздновать 25 декабря. Более того, сегодня остается немало тех, кто делает так же и считает, что переход на 7 января был абсолютно ненужным. Об этом рассказала Ирина Карпачева, руководитель отдела «История Москвы» Музея Москвы.
Почти с первых своих дней новая власть развернула борьбу с церковью как институтом. Меняли не только привычки и традиции, но и мировоззрение людей. Массово искоренять веру стали со второй половины 1920-х годов, объявив культурную революцию.
«Началась борьба со всеми церковными праздниками, главные из них — Рождество и Пасха. Они сразу попали в поле зрения. В конце 1920-х уже началась мощная кампания по борьбе с церковью и ее служителями. Праздники были объявлены буржуазными пережитками, оставшимися от старого мира», — говорит Ирина Карпачева.
Родила Мария комсомольца
В первые годы советской власти москвичи пытались защищать свои церкви. Но антирелигиозная кампания была столь мощной, что противостоять ей было очень сложно. «Когда оцепляли храм Христа Спасителя и несколько недель из него выносили убранство, а потом несколько раз взрывали, люди стояли и крестились — они ничем не могли помочь», — говорит историк Музея Москвы.
На передовую войны с религией вышло печатное слово — в газетах началась активная пропаганда новых ценностей.
«Вообще XIX — начало XX века — это цивилизация слова. Печатное воспринималось с большим уважением, и естественно любая агитационная кампания в печати оказывала серьезное воздействие на еще, прямо скажем, не очень развитое в гражданском плане общество», — рассказывает Сергей Войтиков.
Раскол приходит даже в семьи: например, школьники массово отказываются посещать церковь, куда их отправляют родители, бабушки и дедушки. Накал продолжал расти. Изначально Рождество и Пасха оставались выходными днями, и только в 1929 году вместе с другими религиозными праздниками и Новым годом их объявили рабочими.
«Каждый рабочий, каждый батрак, каждый активный колхозник должны с полной сознательностью отнестись к задачам превращения рождественских дней в обычные рабочие дни, требуя от себя и своих товарищей всемерного повышения трудовой дисциплины в эти дни и решительно пресекая всякие попытки религиозной пропаганды и агитации», — писала газета «Правда».
Тогда перед страной поставили задачу провести первую пятилетку, и производство начали переводить на так называемую непрерывку. 25 декабря 1929 года «Правда» назвала первым «рождеством» в условиях непрерывки: «В этот день пролетарская масса активно порвала с одним из крепких вековых обрядов, противопоставила религии социалистическое строительство, превратила “рождество” в день индустриализации и внесла дневной заработок в фонд индустриализации страны».
Московское отделение Союза безбожников было достаточно воинственной организацией, рассказывает Ирина Карпачева. Ее участники не только собирали маскарады и факельные шествия, но и врывались в храмы и разносили все, что попадалось под руку. Но в основном молодежь была менее агрессивна. «Рождество по-комсомольски — это гулянки и песни под гармошку в общежитиях, театральные постановки. Молодые ребята верили немного по-другому и надеялись, что изменят мир. Поэтому они ставили свои советские пьесы, а не “Щелкунчика” или “Снегурочку”», — говорит историк.
Праздник за закрытыми шторами
На самом деле рождественские елки начали запрещать еще до революции. В 1916 году, когда шла Первая мировая война, Святейший синод объявил их вражеской затеей. А большевики просто продлили запрет. Но москвичи продолжали наряжать елки в домах — пускай и тайно, за занавешенными окнами. Это была уже скорее дань традиции.
«Они потихоньку рубили деревья в парках, украшали дом ветками. Это в той или иной мере продолжалось все XX столетие. В Москве всегда оставались православные люди, и, несмотря на то что большинство из них были партийными, они в тайне крестили детей и крестились сами. Искоренить это окончательно, конечно, никому не удалось», — рассказывает Ирина Карпачева.
Об украшенных рождественскими свечами елях газеты писали как о страшном источнике пожаров. А о хвое — как о том, от чего все вокруг непременно будут чихать. Управдом или дворник могли заметить горящую елочку в окне и доложить о неблагонадежности жильцов. В 1920-х и 1930-х годах за это не сажали в тюрьму и не расстреливали, но последствия были весьма ощутимыми.
«Серьезные осложнения могли быть у работников крупных предприятий и государственных учреждений. Вероисповедание не было запрещено законом. Но верующие открыто могли подвергаться проработке местной партийной, комсомольской или профсоюзной организацией. Из партии и комсомола могли за такое исключить, а это было достаточно серьезно для тех, кто хотел карьерного роста. Продвижение по социальной лестнице без такого членства было практически невозможно», — говорит Сергей Войтиков.
Возвращение в новом формате
К середине 1930-х годов большевики решили, что меры по борьбе с религией принесли свои первые плоды: народилось поколение советских людей — носителей новой идеологии. Тогда появилась идея вернуть зимний праздник со всеми любимой елкой. Сделал это второй секретарь ЦК компартии Украины Павел Постышев. 28 декабря 1935 года в «Правде» появилось его открытое письмо с предложением вернуть детям елку и устроить празднование Нового года. На следующий день вышло постановление ЦК ВЛКСМ, которое рекомендовало организовать новогодние елки «веселые и без занудства».
«Уже через пару дней елки были поставлены по всей стране, проведены праздники для детей. В 1936 году появился декрет Совнаркома о публичном праздновании Нового года. И хотя 1 января оставалось рабочим днем, оно должно было стать публичным праздником для детей и одним из элементов создания счастливого советского детства», — рассказал историк московского архива.
У Нового года никогда не было религиозного подтекста, поэтому его вывели из тени Рождества, сделав самостоятельным праздником. Первоначально особого значения ему не придавали — это был праздник для детей, взрослые работали как обычно.
По словам Ирины Карпачевой, советская власть понимала, что праздник на самом деле не исчез. «Решили, что все-таки нужно отмечать, только давайте это будет уже не Рождество, а Новый год — 31 декабря. И вот тогда и елку можно наряжать», — говорит она.
Украшали дерево-символ сохранившимися дореволюционными или самодельными игрушками. Постепенно в магазинах стали появляться новые елочные украшения. Вместо ангелочков это уже были идеологически выверенные игрушки: шары с серпом и молотом, красные пятиконечные звезды, маленькие фигурки комиссарчиков из проволоки и ваты, буденновцы, пионеры, красногвардейцы, комсомолки, стеклянные подвески в виде дирижаблей, парашютов и самолетов.
Тогда же на детском празднике появился Дед Мороз, а скоро к нему присоединилась Снегурочка. «Как фольклорный персонаж она была известна еще в языческой мифологии, в новое время про нее вспомнили благодаря пьесе Островского и опере Римского-Корсакова», — отметил Сергей Войтиков.
Осенью 1941 года, в самые тяжелые для столицы военные времена, Сталин приказал открыть храмы.
«Тогда впервые в советской Москве отмечали Пасху и Рождество. У города стояли немцы, но в него завозили елки и раздавали их москвичам, чтобы как-то их приободрить», — рассказывает Ирина Карпачева.
В послевоенные годы Рождество продолжали отмечать православные люди: они ходили на праздничные службы и украшали церкви.
В 1947 году 1 января официально стал выходным днем. Праздник начал обрастать традициями, часть которых досталась ему от Рождества. Во-первых, это богатый праздничный стол: в советское время появилось много блюд, которые ассоциируются только с Новым годом. Прежде всего, это салаты, которые до революции в России не очень любили. С 1920-х годов на столах начинает появляться красная икра — деликатес тогда стал очень дешевым, его мог позволить себе любой. Принимать ежедневно красную и черную икру вполне мог выписать врач в качестве средства против анемии.
По словам историка, одной из главных рождественских традиций были подарки. Год за годом они входили в жизнь советских людей. С распадом Советского Союза Рождество вернулось как государственный праздник и снова стало выходным. А в последние годы на городские улицы начали возвращаться традиционные рождественские ярмарки — яркое явление русской дореволюционной культуры.