с какого года 7 января стал выходным днем
Как менялись даты новогодних праздников в России
Данное изменение касается новогодних праздников 2021 года, однако инициативы о законодательном изменении сроков каникул за счет включения в них 31 декабря регулярно и широко обсуждаются в СМИ.
Новогодние праздники в царской России
До 1897 года продолжительность рабочей недели законодательно не регулировалась. Выходным был лишь воскресный день. Владельцы фабрик, заводов и пр. сами принимали решение, давать ли своим работникам возможность отдохнуть в праздничные дни. Как правило, такой дополнительный выходной предоставлялся во время религиозных праздников, включая Рождество.
После установления советской власти
Возвращение выходных дней
23 декабря 1947 года указом президиума Верховного совета СССР 1 января вновь получило статус праздничного и нерабочего дня. Однако если он совпадал с выходным, то не переносился на ближайший рабочий день.
Новогодние каникулы в РФ
25 сентября 1992 года были приняты поправки в Кодекс законов о труде РСФСР, согласно которым нерабочим днем наряду с 1 и 7 января стало 2 января. Эти праздники были сохранены и в Трудовом кодексе РФ, принятом 30 декабря 2001 года (вступил в силу 1 февраля 2002 года).
С 2013 года официальные новогодние каникулы в России длятся с 1 по 8 января. Соответствующие поправки были внесены в статью 112 Трудового кодекса 23 апреля 2012 года. Из этих восьми дней собственно новогодние каникулы приходятся на 1-6 и 8 января, а 7 января отмечается Рождество Христово. Совпадающие с этими праздниками нерабочие дни (суббота и воскресенье) по решению правительства РФ могут быть перенесены на другие даты. Как правило, их присоединяют к майским праздничным дням.
Перенос выходного дня на 31 декабря в 2019 года
Очередной виток дискуссии об изменении новогодних праздников за счет включения в них 31 декабря вызвало распоряжение губернатора Томской области Сергея Жвачкина от 14 ноября 2019 года. Губернатор распорядился перенести рабочий день со вторника 31 декабря на субботу, 28 декабря. Решение, которое, по его словам, было принято «по многочисленным просьбам женщин, на плечах которых обычно лежит основная тяжесть подготовки к новогоднему празднику», коснулась только работников обладминистрации. Однако губернатор предложил главам местных исполнительных органов также перенести выходной день.
Инициатива по переносу нерабочего дня с 28 декабря на 31-е была одобрена рядом депутатов Госдумы РФ и членов Совета Федерации. В свою очередь министр труда и соцзащиты Максима Топилина пояснил, что изменить уже утвержденный в России рабочий календарь невозможно, поскольку правительство принимает решение о переносе нерабочих дней на следующий год заблаговременно. Однако каждый работодатель имеет право самостоятельно дать своим работникам выходной.
Позднее о переносе выходного дня в 2019 года для сотрудников учреждений и организаций, находящихся в ведении региональных властей, было объявлено в ряде российских регионов. Среди них: республики Алтай, Бурятия, Ингушетия, Кабардино-Балкария, Карачаево-Черкесия, Карелия, Крым, Татарстан, Хакасия, Удмуртия, Якутия, Ставропольский край, Амурская, Астраханская, Брянская, Владимирская, Воронежская, Калининградская, Кировская, Курганская, Курская, Ленинградская, Новосибирская, Орловская, Пензенская, Псковская, Рязанская, Самарская, Свердловская, Ульяновская области, Еврейская АО. 31 декабря 2019 г. также был объявлен выходным в Вооруженных силах РФ.
Предложения о законодательном установлении нерабочего дня 31 декабря
24 декабря 2019 года председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко предложила на законодательном уровне установить 31 декабря нерабочим днем, но при условии, что общее количество выходных в трудовом календаре останется неизменным.
17 сентября 2020 года Федерация независимых профсоюзов России выступила за то, чтобы закрепить в законодательстве 31 декабря выходным днем на постоянной основе.
Как россияне будут работать и отдыхать в 2021 году: календарь рабочих и выходных дней
Всего в 2021 году нас ожидает 247 (243)’ рабочих и 118 (122)’ выходных и праздничных дней. Напомним, что нерабочими праздничными днями в России являются:
При совпадении выходного и нерабочего праздничного дней выходной день переносится на следующий после праздничного рабочий день (ст. 112 ТК РФ). В октябре 2020 года стало известно, какими будут переносы в будущем году (постановление Правительства РФ от 10 октября 2020 г. № 1648 «О переносе выходных дней в 2021 году»). Кабмин закрепил, что выходной с субботы 2 января будет перенесен на пятницу 5 ноября, с воскресенья 3 января – на пятницу 31 декабря, а с субботы 20 февраля – на понедельник 22 февраля.
Таким образом, в Новогодние каникулы мы будем отдыхать 10 дней – с 1 по 10 января. Четыре дня ожидают россиян на празднование Дня народного единства (с 4 по 7 ноября) и по три дня в связи с празднованием Дня защитника Отечества (с 21 по 23 февраля), Международного женского дня (с 6 по 8 марта), Дня России (с 12 по 14 июня) и на майские праздники (с 1 по 3 мая и с 8 по 10 мая). Правда, неделя, предшествующая 23 февраля, будет 6-дневной. 31 декабря станет выходным.
Указом Президента РФ от 23 апреля 2021 г. № 242 «Об установлении на территории Российской Федерации нерабочих дней в мае 2021 года» с 4 по 7 мая 2021 года установлены нерабочие дни с сохранением за работниками заработной платы (‘ значения в скобках приведены с учетом нерабочих дней с 4 по 7 мая 2021 года).
Какие еще будут периоды отдыха в следующем году, узнайте из нашей инфографики.
А расширенную информацию о режиме труда и отдыха в следующем году можно посмотреть в производственном календаре на 2021 год, который можно скачать и распечатать (для цветного принтера, для ч/б принтера).
Когда 7 января стал выходным днем в России?
Когда 7 января (Рождество) стал нерабочим днем в России?
7 января в России отмечается Рождество Христово. Этот праздник был восстановлен после распада СССР и 7 января стал праздничным выходным днем. Произошло это в 1991 году. Однако нужно заметить, что России это многоконфессиональна я страна и есть республики, входящие в состав Российской Федерации, население которых исповедует другие религии. Они могут устанавливать вместо 7 января, соответственно, другой праздничный день. Тогда для их граждан день 7 января будет считаться рабочим днем.
Что касается истории государства Российской Федерации, то вошел он в нее из еще тогда СССР, в самый период развала.
Праздничный день 7 января был установлен Верховным Советом РСФСР, еще при Горбачеве, в декабре 1990 г, и уже в 1991 году народ отдыхал в свой законный выходной.
Так и осталось по сей день.
Пару раз, в 1999 и 2008 гг представителями атеистов и неоязычников подавались жалобы на незаконность праздника. Однако, были отклонены.
В 2005 году Правительство России утвердило новогодние праздники с 1 по 5 января, и Рождество плавно к ним вписалось, с учетом выходных выходят неплохие зимние каникулы и для взрослых, а не только для школьников.
Раньше практически все выходили на работу 1 января, не говоря уже о 7 января (Рождество). В коммунистической стране религиозные праздники были табу.
Но с перестройкой все стало постепенно меняться. Стали увеличиваться выходные на новогодние январские каникулы.
В 1991 году 7 января впервые труженики не покидали свою семью и дом. Сейчас для граждан вообще лафа наступила, каникулы продолжаются целых восемь дней, с 1 по 8 января включительно.
Правительство в 2018 году решила сделать майские праздники более продолжительными.
Так в 2018 году выходной с 7 января (воскресенье) переносится на 2 мая, то есть эта среда будет выходным днем.
В общей сложности отдохнуть получится сразу четыре дня подряд, с 29 апреля по 2 мая. Так как 28 апреля (суббота) перенесут на понедельник.
Чтобы точно ответить на этот вопрос, предлагаю взглянуть на фрагмент производственного календаря на май 2018-го года.
А те, у кого шестидневная учебная (рабочая неделя), будут отдыхать 29-го апреля, первого и второго мая. Тридцатого апреля будет рабочим днем, как и суббота, 28-го апреля.
В Российской Федерации может появиться ещё один праздник. Депутаты Госдумы предложили в апреле 2017 года сделать нерабочим днём понедельник, который следует за праздником светлой Пасхи. Законопроект по этому поводу был опубликован на официальном сайте Государственной Думы 18 апреля 2017 года. В Пояснительной записке к этому законопроекту указывается, что во многих странах Западной Европы понедельник, следующий за Пасхой, является выходным днём (ознакомиться с этим законопроектом можно вот здесь).
Депутаты Госдумы предлагают назвать этот праздник Светлым пасхальным понедельником.
Если данный законопроект будет принят, то уже в апреле 2018 года (а именно: 9 апреля) у россиян появиться ещё один праздничный день в календаре.
Николай Стариков
политик, писатель, общественный деятель
История празднования Рождества и Нового года: от Российской империи до СССР 1930-х гг
История празднования Рождества и Нового года: от Российской империи до СССР 1930-х гг
За трехсотлетнюю историю новогодние праздники прошли путь от сугубо религиозных до светских и семейных. В Российской империи главным считалось Рождество, в СССР — Новый год. Правда не сразу: в течение почти 10 лет оба праздника были фактически под запретом. VATNIKSTAN подготовил обзор истории новогодних торжеств в России: как встречали Новый год при царях, почему молодое советское государство боролось против «ёлок», а также кто и почему вернул праздник детям.
Как в Российской Империи появилась ёлка
В России новогодне-рождественские традиции отсчитываются от 1699 года, когда Пётр I объявил о новом, юлианском летоисчислении. Согласно ему, теперь праздники Рождества и Нового года шли один за другим — 25 и 31 декабря. До этого Новый год наступал в сентябре.
Указ Петра состоит из двух частей. Первая объявляет о переходе и поясняет, что грядущий год будет 1700-м. Вторая же часть рассказывает, как надо праздновать его приход. Всем жителям Москвы предписывалось «учинить некоторые украшения от древ и ветвей сосновых, елевых и можжевеловых» перед домами, а также устроить салюты «в знак веселия». Всё это напоминало европейские, в первую очередь, немецкие праздники.
К новой моде будут долго привыкать, но со временем она полностью обрусеет — не последнюю роль в этом сыграют русские немцы. В больших городах постепенно появятся все привычные нам рождественские атрибуты: украшенные ёлки в гостиных, подарки, открытки, фейерверки, вечеринки. Хороший вкус, на который необходимо было равняться при организации праздника, задавал императорский двор.
Вот каким описывает «русское Рождество» Маргарита Игер, работавшая няней великих княжон Романовых с 1898 по 1904 год:
« Обычно мы проводили Рождество в Царском Селе. Во всём дворце было не меньше 8 ёлок. У нас с детьми было собственное дерево. Его вставили в музыкальную шкатулку, исполнявшую немецкую рождественскую песню. Мы поехали в Санкт-Петербург в последний день года (по русскому исчислению). В новогодний день здесь проходила большая служба в домовой церкви. После богослужения в зале представляли дебютанток». (Six Years At The Russian Court. M. Eager. 2016).
Важно отметить, что в то время Рождество являлось гораздо более важным праздником, чем Новый год, поскольку «титульной верой» в Российской империи было православие. Всё внимание во время зимних торжеств концентрировалось на религиозном аспекте.
Поздравление великой княжны Марии Николаевны родителей — Николая II и императрицы Александры Фёдоровны с Рождеством. 25 декабря 1907 года (Из личного фонда императрицы Александры Фёдоровны. Ф. 640. Оп. 1. Д. 335. Лл.73–74).)
« Комсомольские святки»: Новый год и Рождество в 1920-х годах
После Революции отношение власти к Новому году и Рождеству долго оставалось противоречивым. Церковь полностью отделили от светской части государства, она лишалась имущества, прав, начались кампании по вскрытию мощей.
Сами религиозные обряды, в том числе рождественские, предписывалось соблюдать с осторожностью, не нарушая общественного порядка и безопасности.
При этом «каждый гражданин может исповедывать любую религию или не исповедывать никакой», как сказано в «Декрете о свободе совести, церковных и религиозных обществах» от 20 января (2 февраля) 1918 г.
Почти одновременно с этим декретом был подписан ещё один — «О введении в Российской республике западноевропейского календаря». В стране вводилось григорианское летоисчисление, «обгонявшее» юлианское на 13 дней. Таким образом, православное Рождество перенеслось на 7 число и получился неофициальный «старый Новый год» — 13 января.
В этом правовом и календарном сумбуре трудно было понять, как и что нужно было отмечать. Долгое время все праздновали православное Рождество, когда сами считали нужным — по старому или по новому стилю.
Одновременно с принятием новых норм с 1921 года началась активная работа Агитпропа по информационной борьбе с «религиозными пережитками прошлого». Как сказано в одной из первых методичек Агитпропа:
« Церковь отделена, но ложь, суеверия, обманы, предрассудки остались».
Журнал «Безбожник», 1 января 1926 года
Тогда считалось, что в церковь люди идут из-за того, что государство не предлагает им альтернатив. Так постепенно появлялись «красные» крестины, «красные» свадьбы. Начинает издаваться «Безбожник» и появляется влиятельный Союз воинствующих безбожников. Даты из святцев и сельскохозяйственного календаря переделываются в соответствии с идеологией. При этом Рождество и Пасха не были просто отменены — поначалу в них пытались вложить новый, «красный» смысл.
Об одном из таких праздников, «комсомольском рождестве» в Ростове-на-Дону, пишет исследовательница Людмила Табунщикова. Мероприятие проходило два дня — 6 и 7 января 1923 года и подразумевало «комсомольские святки», устраивать которые призывали Бухарин и Скворцов-Степанов со страниц «Правды».
Вечером 6 января по городу прошли комсомольцы с заранее утверждёнными антирелигиозными песнями, плакатами, фигурами, лозунгами. Процессии аккомпанировал оркестр. Первый день, по газетным свидетельствам, окончился сожжением чучел Иеговы, Аллаха, Озириса, Будды, Христа и Николая Угодника на перекрестке Таганрогского проспекта и Большой Садовой улицы. Это должно было показать, что атеистическая пропаганда нацелена не только на православие, но на любые религии вообще.
Второй день также имел насыщенную программу. 7 января снова было общее шествие, которое останавливалась возле городских церкви, костела, синагоги — перед слушателями выступали ораторы. После демонстраций в домах культуры устраивались антирелигиозные собрания и концерты. «Комсомольские святки» в Ростове-на-Дону активно освещались в газете «Советский юг», которая по итогу мероприятий напечатала несколько фельетонов: «Каменский Распутин», «Святой старик», «Житие святых», «Красный кол» и так далее.
Журнал «Безбожник», 1923 год
В других городах тоже устраивали подобные мероприятия. На них пропагандисты могли переодеваться в костюмы, ходить ряжеными. Исследователи описывают маскарады с костюмами Антанты, Колчака, Деникина, кулака, нэпмана, языческих богов, рождественского гуся и поросёнка.
Историческая наука не приемлет прямых сравнений. Однако трудно удержаться от того, чтобы не увидеть в «комсомольских святках» нечто напоминающее ренессансный карнавал или средневековый «праздник дураков», когда дьячки и проповедники сами глумились над своим культом под всеобщее одобрение (Подробнее смотрите в работах М. М. Бахтина).
Но в XX веке перед советскими деятелями была совершенно другая задача. Пытаясь с помощью насмешки доказать абсурдность веры, они намеревались уменьшить количество верующих, доказать несостоятельность религии.
При этом, кажется, сами комсомольцы воспринимали новую форму Рождества и Нового года как очередную разновидность увеселений. По свидетельствам очевидцев одного самарского антирожденственского шествия:
«Настроение было живое, ребята чувствовали себя по-праздничному». (Цит. по: Красное «комсомольское рождество» и проблема формирования нового быта в начале 1920-х гг. С. А. Шмелёв. 2015).
В частную жизнь антицерковная политика в начале 1920-х гг. ещё не вторгалась активно — это произойдёт чуть позже. Мемуаристы отмечают, что все более или менее свободно ходили на рождественские и новогодние вечеринки в клубы или в гости. Ёлку для детей устроили и 1923 году в подмосковных «Горках» при уже смертельно больном Ленине. В 1924 года Корней Чуковский пишет об изобилии московских ёлочных базаров.
В знаменитом «Московском дневнике» Вальтер Беньямин красочно описывает Рождество 1926 года, отмечавшееся по старому стилю:
« Мы назначили свидание в большом гастрономе на Тверской. Было всего несколько часов до сочельника, и магазин был переполнен. Мы покупали икру, лососину, фрукты Наконец, мы взяли ещё пирог и сладости, а также украшенную ленточками ёлку, и я отправился со всем этим на санях домой. Уже давно стемнело. Толпы людей, через которые я должен был проталкиваться с ёлкой и покупками, утомили меня».
« Теперь все мы должны бороться против ёлки»: отношение власти к зимним праздникам в конце 1920-х гг. и начале 1930-х гг.
С середины 1920-х гг. «комсомольские святки» признаются неэффективным инструментом в борьбе с верой. Осмеяние ритуалов и служителей культов ни к чему не привело. Активисты неустанно повторяют, что проводимые меры недостаточны, что, по сути, «пропаганда ведётся только два раза в году», стихийно. Теперь Агитпроп и Союз воинствующих безбожников будут более ответственно бороться с религиозностью.
К концу десятилетия рабочих дней становится пять, а выходных — два. Выходные на Пасху, Троицу и Рождество отменяются. В условиях «пятидневки» отмечать любые религиозные праздники становится затруднительным.
Ёлка, с которой прочно ассоциируется Рождество, теперь активно клеймится пережитком прошлого и «поповским» обычаем. Многочисленные детские авторы пишут стихи и прозу про отважных школьников, которые не хотят идти на поводу у родителей и участвовать в рождественских торжествах. Интересно, что у антиёлочной кампании был ещё и экологический предлог: вырубка леса для пустых украшений признавалась настоящим преступлением против природы.
Итак, отныне установка ёлки и рождественская суета — «религиозный яд». Однако старинную традицию невозможно запретить в одночасье. Обыватели продолжали ставить ёлки у себя дома, хоть и не без опаски — ведь по улицам ходили общественники, заглядывавшие в окна.
Дети школы № 11 во время костюмированного бала у новогодней елки. г. Пятигорск, 1936 год. Автор неизвестен РГАКФД. № 2–83145.
Рассказывает очевидец событий того времени:
« В 1928–1929 годах против религии были приняты самые крутые меры. В разгар антирелигиозной кампании в 1929 году не только отменили религиозные праздники, но и запретили рождественские ёлки… Закрылись ёлочные базары, прекратился выпуск ёлочных украшений и свечей, устраивать ёлку строго возбранялось Вид в окне освещенной ёлки грозил серьезным разговором с управдомом, а то и с милицией В школе учительница Анна Гавриловна приказала нам нарисовать к отмененному рождеству в тетради наряженную ёлку и перечеркнуть ее двумя толстыми красными линиями: „Долой ёлку!«» (Цит. по: В кругу сверстников. А. Рожков. 2016).
« Возвращение ёлки» историки отсчитывают от 28 декабря 1935 года. Тогда, по следам заявления Сталина о том, что «жить стало лучше», в «Правде» вышел текст Павла Постышева, известного партийного деятеля.
Постышев, никак не привлекая внимания к религиозной основе праздника, предлагает вернуть детям новогоднюю ёлку. В своем воззвании он говорит:
« Комсомольцы, пионер-работники должны под новый год устроить коллективные ёлки для детей. В школах, детских домах, в дворцах пионеров, в детских клубах, в детских кино и театрах — везде должна быть детская ёлка!».
Дети во время новогоднего представления. 1938 год. Автор неизвестен. РГАКФД. № 0–24610.
С этого момента ёлки и новогодние маскарады были разрешены на официальном уровне. В своей риторике власть игнорирует Рождество — оно становится праздником скорее для прихожан храмов. Начинает издаваться всевозможная литература про Новый год, открываются фабрики по изготовлению ёлочных игрушек. Деревья теперь украшаются не только ватой и сладостями, как это было раньше, но и шарами с надписью «РККА», фигурками артистов по мотивам фильма «Цирк», игрушками-самоделками.
Важным элементом стали детские вечеринки. С 1936 года начинают проводить большую ёлку для школьников в Колонном зале Дома союзов. Попасть туда можно было только по приглашению.
В школах, по воспоминаниям современников, работали целые «ёлочные комиссии», которым поручалось подготавливать праздники для детей, заботясь обо всём: от украшений и пригласительных билетов до подарков и культурной программы вечера.
Московский школьник Олег Черневский так описывает своё 31 декабря 1937 года:
« …пошли в комн[ату] N 24 там было угощение: мандарины, конфеты, печенье и т. п. Были и напитки. Танцевали, я танцевал мало, т. к. пол был очень скользкий. 2 раза с Тамарой и 1 раз с Асей. Играли в разные игры » (Цит. по: Русская ёлка. Е. В. Душечкина. 2002).
Приглашение на ёлку в Колонном зале Дома союзов, 1936 год
Взрослые тоже старались интересно отметить Новый год. Домашние празднества запоминались уютом:
« У нас встречали Новый, тридцать седьмой год с шуточными стихами, вином, ёлкой, весельем и глубокой убеждённостью: мы живём в прекраснейшем из миров» (Русская ёлка. Е. В. Душечкина. 2002).
Официальные торжества — пышностью:
« Среди зала большая пышная ёлка, связанная из трёх елей. Слуги обносили нас один икру, другой осетрину, третий горячие шашлыки и ещё что-то. Блюда были изысканны, разнообразны… Столы уставлены винами». (Цит. по: Русская ёлка. Е. В. Душечкина. 2002).
В конце пропагандистского фильма 1936–1937 годов дается универсальный рецепт, как теперь нужно встречать Новый год в Советском союзе: с танцами под джаз или балалайку, с большим застольем, тостами и лозунгом: «Живём мы весело сегодня, а завтра будем веселей!».
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
1 января стало праздничным и выходным днем всего лишь 58 лет назад
О празднике светском и церковном
58 лет назад (1947) Указом Президиума ВС СССР 1 января объявлено праздничным днем и выходным
В России до конца XV века Новый год встречали 1 марта, связывая его с началом полевых работ. В 1492 году русская православная церковь приняла решение о переносе новолетья с 1 марта на 1 сентября.
В день 1 января, когда по старому летоисчислению шел 7208 год, по введенному новому летоисчислению наступал год 1700-й. Согласно правительственному предписанию, празднование Нового года должно было происходить с 1 по 7 января. В Петровском указе также писалось: «. По большим и проезжим улицам знатным людям и у домов нарочитых духовного и мирского чина перед вороты учинить некоторые украшения от древ и ветвей сосновых и можжевеловых. а людям скудным каждому хотя по древцу или ветке на вороты или над храминою своею поставь. ».
Кстати, первая в России елка в московских дворцах появилась в канун 1700 года, так что вместе с встречей 2005 года мы отметили и 305-летний юбилей ели в новом качестве. После реформы Петра в России церковный Новый год продолжал отмечаться с 1 сентября, а день 1 января считался праздником светским.
После революции 1917 года празднование Рождества и Нового года в нашей стране было отменено, и елку в России долгое время никто не наряжал. Возродилось эта традиция только в 1935 году в качестве детского праздника. В начале января 1937 года первая советская елка была торжественно поставлена в Колонном зале Дома Союзов. Дерево достигало 15 метров в высоту. Репортаж из зала показали в киножурнале «Советский Союз». И уже на следующий год сотни праздничных елок по всей стране подхватили кремлевский почин.
Настоящий культ Нового года возник в СССР, когда 23 декабря 1947 года власть сделала народу новогодний подарок, объявив 1 января нерабочим днем. С течением времени Новый год превратился в праздник, которому народные традиции придали ни с чем не сравнимое очарование и особый смысл, сообщает РИА «Новости».
Поделиться в соцсетях
Добавить комментарий:
ЧТО ВЫ ДОЛЖНЫ ЗНАТЬ, ЕСЛИ ХОТИТЕ ОСТАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ К СТАТЬЕ
Комментарии на портале SakhaNews удаляются, если они содержат:
Комментарии, нарушающие правила поведения на портае, удаляются без предупреждения. При вторичном размещении уже удалённого сообщения, модератор вправе заблокировать («забанить») пользователя.
Почему вы не можете оставить свой комментарий?