с какими намерениями собрались чиновники в доме городничего на следующий день

Конспект урока на тему «Чиновники на приеме у «ревизора». Анализ 4 действия комедии «Ревизор»

Разделы: Литература

Методические приёмы: чтение отдельных эпизодов комедии, аналитическая беседа, инсценировка, анализ детских рисунков.

Ход урока

1. Проверка домашнего задания (знание текста). Тест.

— Дома вы перечитали 4 действие. Перед вами лежат таблички с фамилиями чиновников. Я буду задавать вопросы по содержанию, а вы должны выбрать правильный ответ и поднять нужную табличку.

2. Анализ 4 действия комедии.

— Запишите в тетрадь эпиграф к сегодняшнему уроку:

Хлестакову принадлежит главная

роль в действии. Около него
обращаются все прочие лица,
как планеты около солнца.

— Применим ли эпиграф к Хлестакову как главному действующему лицу?

Можно сказать, что интересы большинства других героев направлены именно к нему?

Доказать это нам поможет анализ 4 действия, где чиновники приходят на приём к Хлестакову.

— С какими намерениями собрались чиновники в доме городничего на следующий день? (Изыскивают наилучшую форму представления “ревизору” и стремятся найти лучший способ дать взятку высокому гостю. )

— Дайте лексическое толкование слову “взятка”.

— Как вы думаете, почему Гоголь заменил слово “взятка” на просторечие “подсунуть”?

-Какие детали указывают на то, что взятки – привычное дело?

(Рассуждают о том, как даются взятки и как берутся. )

— Кто первый предлагает “подсунуть”? (Судья) Цель этих взяток?

(Защитить, предохранить своё ведомство от ревизий)

— Прочитайте слова Аммоса Фёдоровича “в сторону”. (“А деньги в кулаке, да кулак-то весь в огне”, “точно горячие угли под тобою”, “вот уж я и под судом”) Как чувствует себя судья во время дачи взятки? (Страх) Как он даёт взятку?

— Кто пытается “дать взаймы” Хлестакову в 4 действии? (Почтмейстер. Все мысли его вертятся вокруг почты. )

— Как он обращается к Хлестакову? (Как к духовному лицу. ) Какова его речь?

— Здесь комедия превращается в трагедию, т. е. меняется пафос комедии. Дайте лексическое толкование слова “пафос”.

ПАФОС. (Воодушевление, подъём, энтузиазм)

— Запишите новое слово в тетрадь и запомните его значение.

— Читаем 5 явление по ролям.

Как ведёт себя чиновник в этой сцене? (Смотритель училищ весь дрожит, язык его заплетается)

— А Хлестаков понимает, почему ему дают деньги? (Нет. )

Явление 6. Просмотр эпизода из кинофильма “Ревизор” (Взятку даёт Земляника).

— Почему Земляника заходит к Хлестакову последним?

(Он бывалый и опытный) Почему он доносит на своих “друзей”? (Земляника последний, его невозможно проверить).

— Вспомните момент, когда Хлестаков догадался, что его принимают за государственного человека. (Это сцена с Бобчинским и Добчинским, где Хлестаков “выпроваживает” гостей. )

— Давайте вновь обратимся к эпиграфу. Как вы его понимаете? Что можете сказать о чиновниках?

Тетрадь. Вывод: растерянность, страх, трепет свойственны всем чиновникам, но каждый из них даёт взятку по-своему, что отражено в речи, действиях и ремарках.

Явление 12-14. Инсценировка (5-7 минут).

— О каких новых свойствах натуры Хлестакова вы узнали? (Нет любовного сюжета. А

объяснение его с матерью и дочкой является тонко прикрытым пародированием любовной интриги. В общении с дамами Хлестаков чувствует себя уверенно. )

Тетрадь. Вывод по образу Хлестакова:

— пустейший и легкомысленный человек;

— не упустит того, что плывёт в руки;

— способен сыграть любую роль;

— самое большое желание – иметь деньги и власть.

3. Детские рисунки к “Ревизору” и их анализ.

— Дома вы рисовали портреты понравившихся вам персонажей. Дайте коротко характеристику тому, кого вы изобразили.

4. Опережающее домашнее задание. Знакомство с картиной Карла Брюллова “Последний день Помпеи”.

В 1827 году К. Брюллов посетил итальянский город Помпеи, погибший при извержении Везувия. Картина “Последний день Помпеи” была написана Брюлловым в 1833 г. в Италии. В 1834г. её привезли в Петербург и выставили в Эрмитаже.

К. Брюллов изобразил грандиозную и, по его словам, “живую картину смерти”. Рушатся здания и статуи, люди мечутся по улице в отблесках молнии и зареве вулкана. В центре композиции – распростёртое тело молодой женщины, выпавшей из колесницы, и ребёнок, зовущий мёртвую мать. Трагизм положения усиливает и тревожный пламенеющий колорит. Родители защищают своих детей, воин и мальчик уносят старика отца, юноша спасает свою невесту.

Картина произвела на Гоголя столь сильное впечатление, что под её влиянием он написал статью “Последний день Помпеи (картина Брюллова)”. Писатель был восхищён гением художника, который сумел передать ужас перед “концом мира” через изображение окаменевших фигур. Принцип изображения людей, охваченных ужасом судного дня, переносится Гоголем на последнюю страницу “Ревизора”, где герои комедии застыли, словно окаменели.

— Дома подумайте над вопросом: “Как помогла картина К. Брюллова “Последний день Помпеи” Н. В. Гоголю в создании финальной сцены, которая длилась не менее 2 – 3 минут? ”.

5. Подведение итогов урока. Выставление оценок.

Источник

«Ревизор»: краткое содержание пьесы

с какими намерениями собрались чиновники в доме городничего на следующий день. Смотреть фото с какими намерениями собрались чиновники в доме городничего на следующий день. Смотреть картинку с какими намерениями собрались чиновники в доме городничего на следующий день. Картинка про с какими намерениями собрались чиновники в доме городничего на следующий день. Фото с какими намерениями собрались чиновники в доме городничего на следующий день

Выискиваются причины приезда ревизора, и судья, Аммос Федорович Ляпкин-Тяпкин (который прочитал «пять или шесть книг, а потому несколько вольнодумен»), предполагает затеваемую Россией войну. Городничий меж тем советует Артемию Филипповичу Землянике, попечителю богоугодных заведений, надеть на больных чистые колпаки, распорядиться насчет крепости куримого ими табака и вообще, по возможности, уменьшить их число; и встречает полное сочувствие Земляники, почитающего, что «человек простой: если умрет, то и так умрет; если выздоровеет, то и так выздоровеет».

Судье городничий указывает на «домашних гусей с маленькими гусенками», что шныряют под ногами в передней для просителей; на заседателя, от которого с детства «отдает немного водкою»; на охотничий арапник, что висит над самым шкапом с бумагами. С рассуждением о взятках (и в частности, борзыми щенками) городничий обращается к Луке Лукичу Хлопову, смотрителю училищ, и сокрушается странным привычкам, «неразлучным с ученым званием»: один учитель беспрестанно строит рожи, другой объясняет с таким жаром, что не помнит себя («Оно, конечно, Александр Македонский герой, но зачем же стулья ломать? от этого убыток казне»).

Появляется почтмейстер Иван Кузьмич Шпекин, «простодушный до наивности человек». Городничий, опасаясь доносу, просит его просматривать письма, но почтмейстер, давно уж читая их из чистого любопытства («иное письмо с наслаждением прочтешь»), о петербургском чиновнике ничего пока не встречал. Запыхавшись, входят помещики Бобчинский и Добчинский и, поминутно перебивая друг друга, рассказывают о посещении гостиничного трактира и молодом человеке, наблюдательном («и в тарелки к нам заглянул»), с эдаким выражением в лице, — одним словом, именно ревизоре: «и денег не платит, и не едет, кому же б быть, как не ему?»

Чиновники озабоченно расходятся, городничий решает «ехать парадом в гостиницу» и отдает спешные поручения квартальному относительно улицы, ведущей к трактиру, и строительства церкви при богоугодном заведении (не забыть, что она начала «строиться, но сгорела», а то ляпнет кто, что и не строилась вовсе). Городничий с Добчинским уезжает в большом волнении, Бобчинский петушком бежит за дрожками. Являются Анна Андреевна, жена городничего, и Марья Антоновна, дочь его. Первая бранит дочь за нерасторопность и в окошко расспрашивает уезжающего мужа, с усами ли приезжий и с какими усами. Раздосадованная неудачей, она посылает Авдотью за дрожками.

За объяснениями с трактирным слугою следует дрянной обед. Опустошив тарелки, Хлестаков бранится, об эту пору справляется о нем городничий. В темном номере под лестницей, где квартирует Хлестаков, происходит их встреча. Чистосердечные слова о цели путешествия, о грозном отце, вызвавшем Ивана Александровича из Петербурга, принимаются за искусную выдумку инкогнито, а крики его о нежелании идти в тюрьму городничий понимает в том смысле, что приезжий не станет покрывать его проступков.

Анна Андреевна, в нетерпении и беспокойстве ожидая вестей, по-прежнему досадует на дочь. Прибегает Добчинский с запискою и рассказом о чиновнике, что «не генерал, а не уступит генералу», о его грозности вначале и смягчении впоследствии. Анна Андреевна читает записку, где перечисление соленых огурцов и икры перемежается с просьбою приготовить комнату для гостя и взять вина у купца Абдулина. Обе дамы, ссорясь, решают, какое платье кому надеть.

Городничий с Хлестаковым возвращаются, сопровождаемые Земляникою (у коего в больнице только что откушали лабардана), Хлоповым и непременными Добчинским и Бобчинским. Беседа касается успехов Артемия Филипповича: со времени его вступления в должность все больные «как мухи, выздоравливают». Городничий произносит речь о своем бескорыстном усердии. Разнежившийся Хлестаков интересуется, нельзя ли где в городе поиграть в карты, и городничий, разумея в вопросе подвох, решительно высказывается против карт (не смущаясь нимало давешним своим выигрышем у Хлопова).

Совершенно развинченный появлением дам, Хлестаков рассказывает, как в Петербурге приняли его за главнокомандующего, что он с Пушкиным на дружеской ноге, как управлял он некогда департаментом, чему предшествовали уговоры и посылка к нему тридцати пяти тысяч одних курьеров; он живописует свою беспримерную строгость, предрекает скорое произведение свое в фельдмаршалы, чем наводит на городничего с окружением панический страх, в коем страхе все и расходятся, когда Хлестаков удаляется поспать.

Анна Андреевна и Марья Антоновна, отспорив, на кого больше смотрел приезжий, вместе с городничим наперебой расспрашивают Осипа о хозяине. Тот отвечает столь двусмысленно и уклончиво, что, предполагая в Хлестакове важную персону, они лишь утверждаются в том. Городничий отряжает полицейских стоять на крыльце, дабы не пустить купцов, просителей и всякого, кто бы мог пожаловаться.

Чиновники в доме городничего совещаются, что предпринять, решают дать приезжему взятку и уговаривают Ляпкина-Тяпкина, славного красноречием своим («что ни слово, то Цицерон с языка слетел»), быть первым. Хлестаков просыпается и вспугивает их. Вконец перетрусивший Ляпкин-Тяпкин, вошед с намерением дать денег, не может даже связно отвечать, давно ль он служит и что выслужил; он роняет деньги и почитает себя едва ли уже не арестованным. Поднявший деньги Хлестаков просит их взаймы, ибо «в дороге издержался».

Спровадив помещиков, Хлестаков садится за письмо приятелю Тряпичкину в Петербург, с тем чтобы изложить забавный случай, как приняли его за «государственного человека». Покуда хозяин пишет, Осип уговаривает его скорее уехать и успевает в своих доводах.

Отослав Осипа с письмом и за лошадьми, Хлестаков принимает купцов, коим громко препятствует квартальный Держиморда. Они жалуются на «обижательства» городничего, дают испрошенные пятьсот рублей взаймы (Осип берет и сахарную голову, и многое еще: «и веревочка в дороге пригодится»). Обнадеженных купцов сменяют слесарша и унтер-офицерская жена с жалобами на того же городничего. Остальных просителей выпирает Осип. Встреча с Марьей Антоновной, которая, право, никуда не шла, а только думала, не здесь ли маменька, завершается признанием в любви, поцелуем завравшегося Хлестакова и покаянием его на коленях.

Внезапно явившаяся Анна Андреевна в гневе выставляет дочь, и Хлестаков, найдя её еще очень «аппетитной», падает на колени и просит её руки. Его не смущает растерянное признание Анны Андреевны, что она «в некотором роде замужем», он предлагает «удалиться под сень струй», ибо «для любви нет различия». Неожиданно вбежавшая Марья Антоновна получает выволочку от матери и предложение руки и сердца от все ещё стоящего на коленях Хлестакова.

Входит городничий, перепуганный жалобами прорвавшихся к Хлестакову купцов, и умоляет не верить мошенникам. Он не разумеет слов жены о сватовстве, покуда Хлестаков не грозит застрелиться. Не слишком понимая происходящее, городничий благословляет молодых. Осип докладывает, что лошади готовы, и Хлестаков объявляет совершенно потерянному семейству городничего, что едет на один лишь день к богатому дяде, снова одалживает денег, усаживается в коляску, сопровождаемый городничим с домочадцами. Осип заботливо принимает персидский ковер на подстилку.

Проводив Хлестакова, Анна Андреевна и городничий предаются мечтаниям о петербургской жизни. Являются призванные купцы, и торжествующий городничий, нагнав на них великого страху, на радостях отпускает всех с Богом. Один за другим приходят «отставные чиновники, почетные лица в городе», окруженные своими семействами, дабы поздравить семейство городничего. В разгар поздравлений, когда городничий с Анною Андреевной средь изнывающих от зависти гостей почитают уж себя генеральскою четою, вбегает почтмейстер с сообщением, что «чиновник, которого мы приняли за ревизора, был не ревизор». Распечатанное письмо Хлестакова к Тряпичкину читается вслух и поочередно, так как всякий новый чтец, дойдя до характеристики собственной персоны, слепнет, буксует и отстраняется.

Раздавленный городничий произносит обличительную речь не так вертопраху Хлестакову, как «щелкоперу, бумагомараке», что непременно в комедию вставит. Общий гнев обращается на Бобчинского и Добчинского, пустивших ложный слух, когда внезапное явление жандарма, объявляющего, что «приехавший по именному повелению из Петербурга чиновник требует вас сей же час к себе», — повергает всех в подобие столбняка. Немая сцена длится более минуты, в продолжение коего времени никто не переменяет положения своего.

Источник

Конспект урока литературы в 8 классе «Чиновники на приеме у «ревизора». Анализ 4 действия комедии Н.В.Гоголя «Ревизор»

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Конспект урока литературы в 8 классе

«Чиновники на приеме у «ревизора».

Анализ 4 действия комедии Н.В.Гоголя «Ревизор»

Деятельностная : формирование способности учащихся к новым способам действия: создание алгоритма, наблюдение, анализ, работа с учебником и раздаточным материалом.

Содержательная: определение возможных способов борьбы с взятками; страх перед ревизором как основа комедийного действия.

Личностные УУД : обучающийся научится готовности и способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию.

Регулятивные УУД : обучающийся научится ставить новые учебные цели и задачи; обучающийся получит возможность научиться планировать достижения целей, самостоятельно учитывать условия и средства их достижения.

Познавательные УУД : обучающийся получит возможность научиться строить логическую цепи рассуждений.

Коммуникативные УУД : обучающийся научится основам коммуникативной рефлексии по изученной орфограмме; работая в паре и группе, обучающийся получит возможность научиться брать на себя инициативу в организации совместного действия.

Предметные УУД : формирование понятия о взятке как детали общего уклада жизни эпохи Н. В.Гоголя, как символе безнравственности, порочности общества, о взяточничестве как социальном явлении.

Предметно-образовательная среда : текст комедии, раздаточный материал (тесты), компьютерная презентация «Н.В.Гоголь и его «Ревизор», рисунки детей, карточки с фамилиями чиновников.

Методические приёмы : чтение отдельных эпизодов комедии, аналитическая беседа, инсценировка, анализ детских рисунков.

Предварительное задание : подобрать иллюстрации, рисунки к проблеме взяточничества из комедии, найти в тексте комедии отрывки, где герои говорят о взятке.

Проверка знания содержания текста. Тест.

— Но сначала мы проверим, насколько хорошо вы перечитали 4 действие. Перед вами лежат карточки с фамилиями главных героев комедии. Вы должны ответить на вопрос, выбрав правильный ответ и поднять нужную карточку.

1. Кто первый предложил “подсунуть” взятку ревизору? (Земляника)

2.Кто первым идет на приём к Хлестакову? (Ляпкин-Тяпкин)

3.Продолжите фразу: “Имею честь представиться: смотритель училищ титулярный советник…” (Хлопов)

4.Кто рассказывает мнимому ревизору о том, “что здешний почтмейстер совершенно ничего не делает: все дела в большом запустении, посылки задерживаются…”? (Земляника)

5.Кого Добчинский просит помочь узаконить внебрачного сына? (Хлестаков)

6.Кто считает взятку наиболее надёжной мерой против ревизора? (Сквозник-Дмухановский)

7.“Как бы я желал, сударыня быть вашим платочком, чтобы обнимать вашу лилейную шейку…” Чьи слова? (Хлестаков)

8.Кто из персонажей брал взятки борзыми щенками? (Ляпкин-Тяпкин)

2. Анализ 4 действия комедии.

— Запишите в тетрадь эпиграф к сегодняшнему уроку:

… добродушные жулики из «Ревизора».

— Согласны ли вы с такой оценкой гоголевских чиновников известным писателем?

— С какими намерениями собрались чиновники в доме городничего на следующий день после приезда Хлестакова? (Изыскивают наилучшую форму представления “ревизору” и стремятся найти лучший способ дать взятку высокому гостю).

— Как вы думаете, почему Гоголь заменил слово “взятка” на просторечие “подсунуть ”?

— Взятка фигурирует на протяжении всей комедии, мы постоянно встречаемся с моментом дачи взятки, герои говорят о том, что «надо бы ввернуть», «подсунуть», Хлестаков часто произносит фразу «Я взяток не беру», «Вот если бы взаймы».

-Какие детали указывают на то, что взятки – привычное дело?

— Зачитайте отрывки из комедии, где герои говорят о взятке как необходимости, как о закономерном явлении.

1)Городничий: нет человека, который бы за собой не имел грехов. Аммос Федорович: Что ж вы полагаете, Антон Антонович, грешками? Грешки грешкам – рознь. Я говорю всем откровенно, что беру взятки, но чем взятки? Борзыми щенками. Это совсем иное дело… 2) Городничий: Сами извольте посудить: казенного жалованья не хватает даже на чай и сахар. Если же и были какие взятки, то самая малость: к столу что-нибудь да на пару платья… 3) Городничий (после того, как «ввернул» Хлестакову 400 рублей вместо 200): Ну, слава богу! Деньги взял. Дело, кажется, пойдет на лад. 4)Артемий Филиппович: Воля ваша, Аммос Федорович, нам нужно бы кое-что предпринять. Аммос Федорович: А что именно? Артемий Филиппович: Ну, известно, что! Аммос Федорович: Подсунуть? Артемий Филиппович: Ну да, хоть и подсунуть.

— В действии 4 перед читателем предстает целая вереница взяткодателей.Но комедия «Ревизор» ни в коем случае не комедия о взятке. Какова же роль взятки в произведении? (Взятка – одна из деталей общего порядка, уклада жизни, существующего в описанном Гоголем городе – запись в тетрадь)

— Кто первый предлагает “подсунуть”? (Судья). Цель этих взяток? (Защитить, предохранить своё ведомство от ревизий).

— Прочитайте слова Аммоса Фёдоровича “в сторону”. (“А деньги в кулаке, да кулак-то весь в огне”, “точно горячие угли под тобою”, “вот уж я и под судом”) Как чувствует себя судья во время дачи взятки? (Страх) Как он даёт взятку?

— Кто пытается “дать взаймы” Хлестакову в 4 действии? (Почтмейстер. Все мысли его вертятся вокруг почты).

— Как он обращается к Хлестакову? (Как к духовному лицу). Какова его речь?

— Читаем 5 явление по ролям.

Как ведёт себя чиновник в этой сцене? (Смотритель училищ весь дрожит, язык его заплетается).

— А Хлестаков понимает, почему ему дают деньги? (Нет).

— Почему Земляника заходит к Хлестакову последним?

(Он бывалый и опытный) Почему он доносит на своих “друзей”? (Земляника последний, его невозможно проверить).

— Вспомните момент, когда Хлестаков догадался, что его принимают за государственного человека. (Это сцена с Бобчинским и Добчинским, где Хлестаков “выпроваживает” гостей).

— Давайте вновь обратимся к эпиграфу. Как вы его понимаете? Что можете сказать о чиновниках?

Явление 12-14. Инсценировка (5-7 минут).

— О каких новых свойствах натуры Хлестакова вы узнали? (В общении с дамами Хлестаков чувствует себя уверенно).

— пустейший и легкомысленный человек;

— не упустит того, что плывёт в руки;

— способен сыграть любую роль;

— самое большое желание – иметь деньги и власть.

3. Детские рисунки к “Ревизору” и их анализ.

— Дома вы рисовали понравившиеся эпизоды комедии, портреты некоторых персонажей. Дайте коротко характеристику тому, что или кого вы изобразили.

— Уже в комедии один из методов борьбы со взяткой намечен. Как вы думаете, каков он? (Хлестаков пишет письмо другу Тряпичкину, который пописывает статейки в журнал, обо всем, что с ним происходит, представляя чиновников не в лучшем свете, а чиновники боятся огласки не меньше, чем снятия с должности.).

— Как мы ответим на вопрос: «Искоренима ли взятка? Как с ней бороться?»

— Какие ещё общественные пороки обличает Гоголь в деятельности городничего и чиновников города? (казнокрадство-обкрадывание казны, государства; самоуправство, произвол властей, безнаказанность; мошенничество — хищение чужого имущества или приобретение права на чужое имущество путем обмана или злоупотребления доверием.).

5. Выставление оценок.

6. Домашнее задание: Творческое задание: написать сочинение-рассуждение: «Искоренима ли взятка?» (тезис сочинения: «Взятка неискоренима» или «С взяточничеством можно бороться»).

— И.В. Софронова, И.М. Фокеева. Формирование антикоррупционной нравственно-правовой культуры: методическое пособие. – Казань, 2011.

Источник

Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

Чиновники на приеме у «ревизора»

с какими намерениями собрались чиновники в доме городничего на следующий день. Смотреть фото с какими намерениями собрались чиновники в доме городничего на следующий день. Смотреть картинку с какими намерениями собрались чиновники в доме городничего на следующий день. Картинка про с какими намерениями собрались чиновники в доме городничего на следующий день. Фото с какими намерениями собрались чиновники в доме городничего на следующий деньс какими намерениями собрались чиновники в доме городничего на следующий день. Смотреть фото с какими намерениями собрались чиновники в доме городничего на следующий день. Смотреть картинку с какими намерениями собрались чиновники в доме городничего на следующий день. Картинка про с какими намерениями собрались чиновники в доме городничего на следующий день. Фото с какими намерениями собрались чиновники в доме городничего на следующий деньс какими намерениями собрались чиновники в доме городничего на следующий день. Смотреть фото с какими намерениями собрались чиновники в доме городничего на следующий день. Смотреть картинку с какими намерениями собрались чиновники в доме городничего на следующий день. Картинка про с какими намерениями собрались чиновники в доме городничего на следующий день. Фото с какими намерениями собрались чиновники в доме городничего на следующий деньс какими намерениями собрались чиновники в доме городничего на следующий день. Смотреть фото с какими намерениями собрались чиновники в доме городничего на следующий день. Смотреть картинку с какими намерениями собрались чиновники в доме городничего на следующий день. Картинка про с какими намерениями собрались чиновники в доме городничего на следующий день. Фото с какими намерениями собрались чиновники в доме городничего на следующий деньс какими намерениями собрались чиновники в доме городничего на следующий день. Смотреть фото с какими намерениями собрались чиновники в доме городничего на следующий день. Смотреть картинку с какими намерениями собрались чиновники в доме городничего на следующий день. Картинка про с какими намерениями собрались чиновники в доме городничего на следующий день. Фото с какими намерениями собрались чиновники в доме городничего на следующий день

Методическая разработка конспекта урока

на тему: «Чиновники на приеме у «ревизора»

Анализ 4 действия комедии «Ревизор» (8 класс)

Потина Елена Владимировна,

учитель русского языка и литературы

ГБОУ СОШ № 147 Красногвардейского района Санкт-Петербурга,

Цели:

Методические приёмы: чтение отдельных эпизодов комедии, аналитическая беседа, инсценировка, анализ детских рисунков.

Оборудование: Кинофильм “Ревизор” (фильм Владимира Петрова, 1952 г.), рисунки детей, репродукция картины К. Брюллова “Последний день Помпеи”, табличка с надписью “Пафос”, костюмы для инсценировки.

Ход урока

1. Проверка домашнего задания (знание текста). Тест.

— Дома вы перечитали 4 действие. Перед вами лежат таблички с фамилиями чиновников. Я буду задавать вопросы по содержанию, а вы должны выбрать правильный ответ и поднять нужную табличку.

Тест.

2. Анализ 4 действия комедии.

— Запишите в тетрадь эпиграф к сегодняшнему уроку:

Хлестакову принадлежит главная роль в действии. Около него обращаются все прочие лица,
как планеты около солнца. Ю. Манн.

— Применим ли эпиграф к Хлестакову как главному действующему лицу?

Можно сказать, что интересы большинства других героев направлены именно к нему?

Доказать это нам поможет анализ 4 действия, где чиновники приходят на приём к Хлестакову.

— С какими намерениями собрались чиновники в доме городничего на следующий день? (Изыскивают наилучшую форму представления “ревизору” и стремятся найти лучший способ дать взятку высокому гостю. )

— Дайте лексическое толкование слову “взятка”.

— Как вы думаете, почему Гоголь заменил слово “взятка” на просторечие “подсунуть”?

-Какие детали указывают на то, что взятки – привычное дело?

(Рассуждают о том, как даются взятки и как берутся. )

— Кто первый предлагает “подсунуть”? (Судья) Цель этих взяток?

(Защитить, предохранить своё ведомство от ревизий)

— Прочитайте слова Аммоса Фёдоровича “в сторону”. (“А деньги в кулаке, да кулак-то весь в огне”, “точно горячие угли под тобою”, “вот уж я и под судом”) Как чувствует себя судья во время дачи взятки? (Страх) Как он даёт взятку?

— Кто пытается “дать взаймы” Хлестакову в 4 действии? (Почтмейстер. Все мысли его вертятся вокруг почты. )

— Как он обращается к Хлестакову? (Как к духовному лицу. ) Какова его речь?

— Здесь комедия превращается в трагедию, т. е. меняется пафос комедии. Дайте лексическое толкование слова “пафос”.

ПАФОС. (Воодушевление, подъём, энтузиазм)

— Запишите новое слово в тетрадь и запомните его значение.

— Читаем 5 явление по ролям.

Как ведёт себя чиновник в этой сцене? (Смотритель училищ весь дрожит, язык его заплетается)

— А Хлестаков понимает, почему ему дают деньги? (Нет. )

Явление 6. Просмотр эпизода из кинофильма “Ревизор” (Взятку даёт Земляника).

— Почему Земляника заходит к Хлестакову последним?

(Он бывалый и опытный) Почему он доносит на своих “друзей”? (Земляника последний, его невозможно проверить).

— Вспомните момент, когда Хлестаков догадался, что его принимают за государственного человека. (Это сцена с Бобчинским и Добчинским, где Хлестаков “выпроваживает” гостей.)

— Давайте вновь обратимся к эпиграфу. Как вы его понимаете? Что можете сказать о чиновниках?

Тетрадь. Вывод: растерянность, страх, трепет свойственны всем чиновникам, но каждый из них даёт взятку по-своему, что отражено в речи, действиях и ремарках.

Явление 12-14. Инсценировка (5-7 минут).

— О каких новых свойствах натуры Хлестакова вы узнали? (Нет любовного сюжета. А

объяснение его с матерью и дочкой является тонко прикрытым пародированием любовной интриги. В общении с дамами Хлестаков чувствует себя уверенно. )

Тетрадь. Вывод по образу Хлестакова:

— пустейший и легкомысленный человек;

— не упустит того, что плывёт в руки;

— способен сыграть любую роль;

— самое большое желание – иметь деньги и власть.

3. Детские рисунки к “Ревизору” и их анализ.

— Дома вы рисовали портреты понравившихся вам персонажей. Дайте коротко характеристику тому, кого вы изобразили.

4. Опережающее домашнее задание. Знакомство с картиной Карла Брюллова “Последний день Помпеи”.

В 1827 году К. Брюллов посетил итальянский город Помпеи, погибший при извержении Везувия. Картина “Последний день Помпеи” была написана Брюлловым в 1833 г. в Италии. В 1834г. её привезли в Петербург и выставили в Эрмитаже.

К. Брюллов изобразил грандиозную и, по его словам, “живую картину смерти”. Рушатся здания и статуи, люди мечутся по улице в отблесках молнии и зареве вулкана. В центре композиции – распростёртое тело молодой женщины, выпавшей из колесницы, и ребёнок, зовущий мёртвую мать. Трагизм положения усиливает и тревожный пламенеющий колорит. Родители защищают своих детей, воин и мальчик уносят старика отца, юноша спасает свою невесту.

Картина произвела на Гоголя столь сильное впечатление, что под её влиянием он написал статью “Последний день Помпеи (картина Брюллова)”. Писатель был восхищён гением художника, который сумел передать ужас перед “концом мира” через изображение окаменевших фигур. Принцип изображения людей, охваченных ужасом судного дня, переносится Гоголем на последнюю страницу “Ревизора”, где герои комедии застыли, словно окаменели.

— Дома подумайте над вопросом: “Как помогла картина К. Брюллова “Последний день Помпеи” Н. В. Гоголю в создании финальной сцены, которая длилась не менее 2 – 3 минут? ”.

5. Подведение итогов урока. Выставление оценок.

Чтение письма Хлестакова.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *