с каким праздником главный герой рассказа бунина в деревне связывал начало весны
Иван Бунин — В деревне:
Краткое содержание
Глава 1
Рассказчик вспоминает детство, годы учебы в гимназии. Тогда он думал, что «декабрь – вот это зима». Суровая, мглистая, бессолнечная. А с Рождества, вместе с праздником, елкой и вкусной едой, «начинается весна». И можно на все 2 недели каникул уехать в деревню ее встречать. Ведь в городе нет ни настоящего солнца, ни простора.
Мальчик едет туда с отцом – и в эти дни особенно сильно любит «папочку». В поезде шумно, весело. Оба сходят на маленькой станции. В полях «тихо-тихо». Дальше скачут степью среди снега на тройке лошадей. Звездной ночью въезжают в село. Наконец, отец с сыном входят в теплый деревенский домик.
Глава 2
У мальчика весенняя радость в сердце. Он с восторгом бегает по большим комнатам старинного дома, рассматривает узоры на окнах. И в первое же утро просится покататься на лыжах. Как настоящий «вогул» (северная народность манси), в самый мороз. Светит солнышко, начинается капель. «Все радует»: сад, пруд, возня воробьев, солома в снегу. Ему сладко просто смотреть в окно на сверкающий снег.
Глава 3
Дни мелькают быстро – пора возвращаться в город. Мальчик вдыхает запах весны – в городе его не будет. Обратно он приедет сюда только летом. Отец рад, что мальчик любит деревню, природу. Он говорит, что это хорошо – любить родное. Пусть деревня бедная, но в ней точно не скучно. Надо помогать деревенским людям, трудиться – тогда всем будет хорошо.
В пути мальчик смотрит, прощаясь, на бедные избы, и дома из кирпича, побогаче. В тех домах вкусно пахнет хлебом, и все за работой. И слушают мастера рассказывать истории обо всем на свете. Вот уже и село позади, вновь кругом поля. «Весна близко», скоро март. Вся природа очнется «от зимнего сна», зазеленеет. «Хорошо в полях!»
Читательский дневник по рассказу «В деревне» Бунина
Сюжет
Мальчик любит проводить рождественские каникулы с отцом в деревне. Там весна чувствуется, там солнце, природа, простой работящий народ. Отец учит сына, что бедным надо помогать. На обратном пути мальчик представляет, как украсит деревню веселая, шумная весна.
Отзыв
Тема малой родины, семьи, любви и дружбы отца и сына. Главная мысль – любовь к родной природе, народу, труду. Деревня и город глазами ребенка. Весна чувствуется на свободе, в полях. Мальчик очарован спокойствием, красотой зимы в деревне. Рассказ учит любить свою семью, простую, здоровую жизнь, общение с природой и людьми-тружениками.
Произведение » В деревне » Бунин написал в 1897 году. Это один из самых поэтических рассказов писателя, он наполнен необыкновенной любовью к сельскому пейзажу.
Особенности произведения Бунина
Если пересказывать » В деревне » Бунина по главам, нужно придерживаться следующего плана:
Как видим из плана, представленного выше, сюжета как такового в рассказе нет. Большая часть произведения посвящена дороге. Сперва мальчик с отцом направляется в родную деревню, затем возвращается в город. О том как проходят рождественские праздники, ничего не сказано.
В ожидании праздника
Мальчик учится в городской гимназии, живет вдали от семьи. Дома бывает только во время праздников. В произведении » В деревне » Ивана Бунина рассказано о событиях, которые происходят в канун рождественских праздниках. За мальчиком приезжает отец и отвозит его в деревню, где он проведет две недели.
Рассказчику в детстве казалось, что после рождественских праздников наступает весна. Он с нетерпением ждал святок, а по дороге в гимназию заглядывал в витрины магазинов, где уже выставили множество нарядных елочных игрушек. Мальчик был уверен, что настоящая, суровая и серая зима позади. Ведь скоро приедет отец. Его он видел нечасто, лишь на праздники.
Наконец, этот день наступил. В квартире, где жил мальчик, раздался звонок. Это был отец. Целый вечер гимназист не отходил от него, а перед сном мечтал о том, как будет проводить время в родной деревне. Наутро они отправились в путь.
Дорога домой
Всё радовало его в эти предрождественские дни. И долгий путь домой по занесенной снегом дороге. И кучер, который грозно, щелкая кнутом, прикрикивал лошадь. И огромные сугробы под крыльцом родного дома.
В деревне
Возвращение в город
Они выезжают из села. Вокруг бескрайние поля. Чёрные крестьянские избы позади.
Из истории написания
При написании этого произведения автор перед собой ставил следующую задачу: показать простого русского мужика без прикрас, при этом подчеркнуть безысходность его существования. В начале века в России происходили довольно трагические события, от которых страдали прежде всего сельские жители. Но в рассказе » Деревня » Бунин показал бедность не столько материальную, сколько духовную. При этом вполне реалистично изобразил картину деревенской нищеты.
В повести же » Деревня » показана убогость духовного мира потомков бывшего крепостного. Персонажи этого произведения обитают в селе под названием Дурново, что говорит само за себя.
Пейзаж в рассказе Бунина
И.А.Бунин. Рассказ «В деревне».
Содержимое разработки
Тема. И.А.Бунин. Рассказ «В деревне».
выявить особенности поэтического взгляда на мир героя рассказа, художественной идеи рассказа;
формировать навыки выразительного чтения и чтения по ролям, лексической работы, самостоятельной исследовательской работы с текстом, работы с иллюстрациями;
формировать нравственно-эстетические представления учащихся в ходе выявления особенностей мировосприятия героя.
Оборудование: мультимедийная презентация.
І. Организационный момент.
II. Анализ содержания рассказа И.А.Бунина «В деревне».
1. Сообщение темы урока, постановка целей и задач.
2. Вступительное слово учителя.
Произведения И.А.Бунина 1890-1900 гг. посвящены переживаниям писателя, рождённым воспоминаниями детства или совсем недавними впечатлениями, вызванными посещением русской деревни. Внутренне все рассказы объединены авторским стремлением проникнуть в трагическое несоответствие между прекрасной природой и человеческим бытием, мечтой о счастье и нарушением «заповеди радости, для которой мы должны жить на земле».
Оживляя картины детства, Бунин пытается найти ценности бытия, порой трудно уловимые, нестойкие или даже «непохожие на действительность».
В большинстве рассказов И.А.Бунина, написанных в тот период, герои стремятся в той или иной форме ответить на вечные вопросы жизни. Рассказы этих лет позволяют углубиться в «многослойное» бытие личности, исполненное искренними чувствами. Такие произведения сближаются с бунинской поэзией и обогащают её.
3. Беседа по первичному восприятию рассказа.
— Какое настроение преобладает в рассказе? (Рассказ наполнен предвкушением счастья, ожиданием перемен, которые совершаются в жизни человека вместе с наступлением весны).
— Какой изображена зима в рассказе И.А.Бунина?
4. Обращение к выставке репродукций картин И.Шишкина, Н.Крымова, К.Юона, посвящённых зиме.
— Что объединяет картины русских художников и рассказ И.А.Бунина?
5. Лексическая работа.
— Объясните значение слов вогул, иноходь, коренник, пристяжные?
Ма́нси (устаревшее — вогу́лы, вогуличи) — малочисленный народ в России, коренное население Ханты-Мансийского Автономного Округа — Югры.
Иноходь – особый бег, при котором лошадь одновременно выносит сначала обе правые ноги, а затем обе левые.
Коренник – средняя, самая сильная лошадь в тройке.
Пристяжные – лошади, запряженные сбоку от оглобель, для помощи кореннику.
6. Проверка цитатных планов, составленных дома. Работа с текстом.
Примерный цитатный план первой части.
«Когда я был маленьким, мне всегда казалось, что вместе с рождественскими праздниками начинается весна».
«Я с нетерпением ждал Святок».
«И мне казалось, что только в деревне можно заметить, как начинается весна».
«И вот наконец наступил давно желанный, радостный день».
«…это было весёлое путешествие!»
«Но вот и одинокая, знакомая станция среди пустынных полей».
«А между тем уже догорает короткий день».
«А кругом всё темнеет и темнеет…»
«И чувство глубокого довольства и покоя наполняет душу…»
Выразительное чтение рассказа от начала до слов «Да, это настоящая зима!»
— Какая картина возникла в вашем воображении в процессе чтения этого абзаца?
— Назовите слова, передающие настроение героя. Подберите синоним к прилагательному «суровый».
Выразительное чтение рассказа от слов «Я с нетерпением ждал Святок…» до слов «…да стены домов».
— Изменилось ли настроение героя во втором абзаце? Какие чувства испытывает герой, наблюдая приготовления к празднику?
— Какие детали позволяют понять, почему увидеть весну в городе невозможно?
Выразительное чтение фрагмента от слов «И вот наконец наступал желанный, радостный день до слов «Даже весело то, что в вагоне так много народу, так тесно и шумно».
— Найдите в прочитанном отрывке слова, передающие настроение героя. О каких качествах свидетельствует это описание чувств?
Исследовательская работа с текстом. Фрагмент от слов «Но вот и одинокая, знакомая станция…» до конца первой части.
1 вариант. Выпишите из текста сочетания слов, передающие приметы зимы. Какие литературные средства помогают автору описать картину зимы?
Яркие эпитеты молодой (снег), мёртвое (молчание); метафора сугроб, набитый вчерашней метелью; олицетворение задумчиво позванивает колокольчик делают картину яркой, максимально достоверной.
2 вариант. Выпишите из текста сочетания слов, передающие краски зимы. Какие цвета преобладают в описании зимнего пейзажа? Как умение замечать разнообразные оттенки цветов характеризует героя?
В описании преобладают синие, красные, лиловые, перламутровые тона.
Мальчик смотрит на мир глазами художника, замечающего полутона и оттенки.
Корней Чуковский точно отметил очень важную особенность поэтического взгляда на мир И.А.Бунина: «Его степной, деревенский глаз так хваток, остёр и зорок, что все мы перед ним – как слепцы. Знали ли мы до него, что белые лошади под луною зелёные, а глаза у них фиолетовые, а дым – сиреневый, а чернозём – синий, а жнивья – лимонные? Там, где мы видим только синюю или красную краску, он видит десятки полутонов и оттенков».
8. Проверка цитатных планов, составленных дома. Работа с текстом.
Примерный цитатный план второй части.
«А разве не весеннее радостное чувство наполняло душу за весь этот весёлый, солнечный день нашего путешествия в деревню?»
«Резкий, морозный воздух так и охватил всего….»
«К обеду солнечный день окончательно разыгрался».
«И весь день не хочется уходить со двора!»
«И весь праздник проходил у меня в этом очаровании солнечными днями…»
Примерный цитатный план третьей части.
«Мне грустно стало покидать родной дом…»
«Когда ты вырастешь, ты поймёшь, что человек должен жить ближе к природе, любить родные поля, воздух, солнце, небо…»
«…и я спешу наглядеться на всё деревенское».
«В кирпичных избах у богатых мужиков всегда сыро….»
«Мы опять едем мимо чёрных изб…»
«Впереди только поле, белая пелена пушистого снега».
«Но всё-таки весна близко!»
Выразительное чтение по ролям диалога от слов «Мне было грустно покидать родной дом…» до слов «И хорошо можно жить в деревне!»
— В чём смысл совета отца?
— Отец с грустью замечает: «Бедности в деревне много». Какой кажется жизнь крестьян герою? Как это характеризует мальчика?
Выразительное чтение от слов «Правда, правда!» до слов «Радостно взвизгивает и заливается смехом».
III. Подведение итогов урока.
— Почему в морозный январский день мальчик чувствует весну? (Герой счастлив. Это ощущение ему даёт общение с природой. Мальчика не покидает чувство глубокого довольства и покоя, весеннее радостное настроение наполняет душу. Он забывает о реальности, очарованный солнечными днями, светлыми грёзами о близкой весне).
Весна для героя – сказочное существо, приносящее миру радость и обновление).
1.Прочитать рассказ Л.Андреева «Петька на даче», с.25-35, ч.2
2.Составить цитатный план рассказа.
3.Инд. задания. Подготовить сообщения:
— «Гимназические годы Л.Андреева»;
— «Годы учёбы в Петербургском и Московском университетах»;
Рассказ И.А. Бунина «В деревне»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Описание презентации по отдельным слайдам:
И.А.Бунин Рассказ «В деревне»
Объясните значение непонятных слов Вогул Иноходь Коренник пристяжные Лексическая работа
Что объединяет картины русских художников и рассказ И.А.Бунина Н.Крылов «Русская зима» К.Юон «Мартовское солнце»
Исследовательская работа с текстом. Фрагмент от слов «Но вот и одинокая, знакомая станция…» до конца первой части. 1 вариант: выпишите из текста сочетания слов, передающие приметы зимы. Какие литературные средства помогают автору описать картину? 2 вариант: выпишите из текста сочетания слов, передающие краски зимы. Какие цвета преобладают в описании зимнего пейзажа? Как умение отличать оттенки характеризует автора?
Приметы зимы. Яркие эпитеты молодой (снег), мёртвое (молчание); метафора сугроб, набитый вчерашней метелью; олицетворение задумчиво позванивает колокольчик делают картину яркой, максимально достоверной. Краски зимы. В описании преобладают синие, красные, лиловые, перламутровые тона. Мальчик смотрит на мир глазами художника, замечающего полутона и оттенки.
Предчувствие весны. Какой представляет весну герой рассказа?
Домашнее задание Составить план-конпекст биографии Андреева Читать «Петька на даче»
Номер материала: ДБ-1291933
Международная дистанционная олимпиада Осень 2021
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами
Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно
В школе в Пермском крае произошла стрельба
Время чтения: 1 минута
Вузам Москвы и Подмосковья рекомендовали с 8 ноября ввести смешанный формат обучения
Время чтения: 1 минута
В Башкирии школьные каникулы продлили до 14 ноября
Время чтения: 1 минута
Минобрнауки утвердило перечень вступительных экзаменов в вузы
Время чтения: 1 минута
Роспотребнадзор продлил действие санитарных правил для школ
Время чтения: 1 минута
Школьники Свердловской области с 8 ноября перейдут на дистанционку
Время чтения: 0 минут
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
«Деревня» Бунина и русская литературная традиция
Общая характеристика «Деревни»
Таким сложным содержанием во внешне традиционном бытовом обличье обладает повесть «Деревня», созданная в 1910 году. Это одно из первых крупных произведений Ивана Алексеевича, написанное в прозе. Над его созданием писатель трудился целых 10 лет, начав работу еще в 1900 году.
В. В. Вороновский охарактеризовал это произведение, открывающее деревенский цикл в творчестве Бунина, как изучение причин «памятных неудач» (то есть причин поражения революции). Однако этим смысловое содержание повести не ограничивается. Рассказ об обреченности русского захолустья, данный в «Деревне», является одним из самых талантливых описаний судьбы патриархального строя в истории нового времени. Присутствует обобщенный образ: деревня — царство смерти и голода.
Задача, которую поставил перед собой автор, — изобразить без идеализации русский народ. Поэтому Иван Алексеевич проводит беспощадный психологический анализ («Деревня»). Бунин имел для него богатый материал, который давали писателю хорошо знакомые ему быт, повседневная жизнь и психология русского захолустья. Убогая, нищая жизнь, под стать которой и облик людей — косность, пассивность, жестокие нравы — все это наблюдал писатель, делая выводы, а также проводя тщательный анализ.
Когда я был маленьким, мне всегда казалось, что вместе с рождественскими праздниками начинается весна. «Декабрь — вот это зима», — думал я. В декабре погода, по большей части, суровая, серая. Рассветает медленно, город с утра тонет в сизом, морозном тумане, а деревья одеты густым инеем сиреневого цвета; солнца целый день не видно, и только вечером замечаешь след его, потому что долго и угрюмо рдеет мутно-красная заря в тяжелой мгле на западе… Да, это настоящая зима!
Я с нетерпением ждал святок. Когда в конце декабря я бегал по утрам в гимназию, видел в магазинах сотни блестящих игрушек и украшений, приготовленных для елок, видел на базаре целые обозы с этими зелеными, загубленными для праздника елочками, а в мясных рядах — целые горы мерзлых свиных туш, поросят и битой, ощипанной птицы, я с радостью говорил себе:
— Ну, теперь уж близко праздник! Скоро настоящая зима кончится, и дело пойдет на весну. Я на целые две недели уеду в деревню и буду там встречать начало весны.
И мне казалось, что только в деревне и можно заметить, что начинается весна. Мне казалось, что только там бывают настоящие светлые, солнечные дни. И правда, ведь в городе мы забываем о солнце, редко видим небо, а больше любуемся на вывески да на стены домов.
И вот, наконец, наступал давно желанный, радостный день. Вечером вдруг раздавался звонок в сенях нашей квартиры, я стремглав бежал в прихожую и наталкивался там на высокого человека в большой енотовой шубе. Воротник этой шубы и шапка на голове высокого человека были в инее.
— Папочка! — взвизгивал я в восторге.
— Уйди, уйди, я — холодный, — говорил отец весело, и действительно, от него так хорошо пахло морозной свежестью, снегом и зимним воздухом.
Весь этот вечер я не отходил от отца. Никогда я не любил его так, как в эти вечера, никогда не засыпал так сладко!
Я засыпал, упоенный мечтами о завтрашнем путешествии в деревню, и правда — это было веселое путешествие! Поезд быстро бежит среди ровных снежных полей, вагон озарен утренним солнцем. Белый дым волнующимися клубами плывет перед окнами, плавно упадает и стелется по снегу около дороги, а по вагону ходят широкие тени. Свет солнца от этого то будто меркнет, то снова врывается в окна яркими, янтарными полосами… Даже весело то, что в вагоне так много народу, так тесно и шумно!
Но вот и одинокая, знакомая станция среди пустынных полей. Тихо-тихо в полях после грохота поезда! Откинешься в задок саней, прикроешь глаза — и только покачиваешься и слышишь, как заливается колокольчик над тройкой, запряженной в протяжку, как визжат и постукивают на ухабах полозья. Коренник сеет иноходью, передние поджарые лошади, пофыркивая, несутся вскачь, комья снегу бьют в передок, а около саней, быстро-быстро, как змея, вьется длинный кнут кучера. Обернешься — и кажется, что полоса дороги выскальзывает из-под полозьев, бежит назад, в ровное снежное поле…
А потом — шагом по занесенным вьюгами лугам, под обрывами с нависшими тяжелыми снегами! Огромными раковинами завиваются внутрь гребни снеговых навесов. Ясно и резко отделяются их чистые, холодные изваяния от фока неба: небо снизу кажется темно-темно-синим! Пристяжные играют, на ходу хватают губами и отбрасывают снег…
— Балуй! — грозно кричит кучер, щелкает кнутом, — и опять постукивают сани на ухабах, и звонко заливается колокольчик под мерно качающейся дугою…
А между тем уже догорает короткий день; встали лиловые тучки с запада, солнце ушло в них, и наступает тихий, зимний вечер. Над посиневшими снегами залегает к востоку морозная мгла ночи. Сливается с нею вдали снежная дорога, и мертвое молчание царит над степью. Только полозья тихо скрипят по снегу, и задумчиво позванивает колокольчик: лошади идут шагом. Овсянки бесшумно перелетают перед ними по дороге… Мужик на розвальнях пристал за нами где-то на перекрестке, и заиндевевшая морда его шершавой, низенькой и бокастой лошадки, которая трусит рысцой за нашими санями, равномерно дышит теплым паром в мой затылок.
— Не наезжай! — раздается иногда голос нашего кучера среди мертвого молчания поля.
И мужик тоже что-то покрикивает, соскакивает на раскатах и снова бочком, на бегу, вваливается в свои дровни.
А кругом все темнеет и темнеет, и уже ночью въезжаем в знакомое село. Ночь темная, но звездная; мелкие звезды содрогаются острыми синими огоньками, крупные блещут переливчатым блеском разноцветных камней. На селе еще краснеют кое-где оконца в смутно чернеющих избах… В чистом, морозном воздухе звонко отдаются скрип ворот или лай собачонки…
И чувство глубокого довольства и покоя наполняет душу, когда, наконец, медленно въезжаешь на сугроб перед крыльцом освещенного и теплого деревенского домика!
«Деревня» (Бунин): идейная основа произведения
Идейная основа повести — размышление о сложности и проблематичности вопроса «Кто виноват?». Кузьма Красов, один из главных героев, мучительно бьется над решением этого вопроса. Он считает, что с несчастного народа нечего взыскивать, а его брат, Тихон Красов, — что виноваты в таком положении сами крестьяне.
Двое вышеупомянутых персонажей — главные герои этого произведения. Тихон Красов олицетворяет облик нового деревенского хозяина, а Кузьма — народного интеллигента. Бунин считает, что виноват в несчастьях сам народ, но не дает четкого ответа на вопрос, что же следует делать.
Повесть «Деревня» (Бунин): композиция произведения
Действие повести происходит в деревне Дурновка, которая является собирательным образом многострадального селения. В этом названии имеется указание на идиотизм его жизни.
Композиция разделена на три части. В первой в центре находится Тихон, во второй части — Кузьма, в третьей подводится итог жизни обоих братьев. На основе их судеб показаны проблемы русской деревни. Образы Кузьмы и Тихона во многом противоположны.
Тихон, являясь потомком крепостных, сумевшим разбогатеть и стать владельцем имения, уверен, что деньги — самая надежная в мире вещь. Этот трудолюбивый, смекалистый и волевой мужик посвящает всю жизнь погоне за богатством. Кузьма Красов, правдолюбец и народный поэт, размышляет о судьбе России, переживая нищету народа и отсталость крестьянства.
Образы Кузьмы и Тихона
На примере Кузьмы Бунин показывает зарождающиеся черты новой народной психологии, Кузьма раздумывает о дикости и лени народа, о том, что причины этого — не только сложные обстоятельства, в которые попали крестьяне, но и в них самих. В противоположность характеру этого героя Иван Бунин («Деревня») изображает Тихона расчетливым и эгоистичным. Он постепенно преумножает капитал, и на пути к власти и благополучию не останавливается ни перед какими средствами. Однако, несмотря на избранное направление, он ощущает отчаяние и пустоту, которые связаны напрямую со взглядом в будущее страны, открывающее картины еще более жестокой и разрушительной революции.
Через споры, мысли, выводы братьев о себе и о родине писатель показывает светлые и темные стороны жизни крестьян, вскрывая глубину упадка крестьянского мира, проводя его анализ. «Деревня» (Бунин) — это глубокое раздумье автора о создавшемся в мужицкой среде плачевном положении.
Третья часть произведения посвящена изображению братьев в момент кризиса — подведения итогов жизненного пути главных персонажей произведения «Деревня» (Бунин). Герои эти испытывают неудовлетворенность жизнью: Кузьму снедают тоска и беспросветное одиночество, Тихон озабочен личной трагедией (отсутствием детей), а также разрушением основ бытового устройства деревни. Братья осознают безвыходность положения, в котором они очутились. При всей разности их характеров и устремлений судьба этих двух героев во многом схожа: несмотря на просвещенность и достаток, социальное положение делает и того, и другого лишним, ненужным.
Содержание рассказа «Деревня»
Описанное в рассказе действие происходит на территории Российской империи в конце девятнадцатого и начале двадцатого века. Главные герои рассказа – это братья, которые родились в деревне с неброским названием «Дурновка». Зовут их Тихон и Кузьма, а фамилия главных героев – Красовы.
В юном возрасте они активно занимаются торговлей и имеют отличные отношение. Но, в определенный момент между ними возникает ссора, и они разрывают отношения, практически переставая общаться между собой. Дороги их расходятся в разные стороны.
Тихон после расставания решает открыть трактир и лавку. Он одновременно с этим скупает за копейки земли, а также приобретает и продает помещицкий хлеб. Конечно же, такая деятельность приносит со временем ему богатство и процветание. Он имеет большие денежные средства и решается на приобретение барской усадьбы. Автор отмечает, что успехи в финансовом направлении не приносят Тихону счастья и радости. Он женился, но никак не мог обзавестись детьми, так как его жена постоянно рожала мертвых малышей. Именно поэтому достигнув пятидесятилетия, он осознает, что у него совсем нет наследников и продолжить его деятельность просто некому. Он понимает, что зря потратил свои годы жизни и с приближением старости начинает очень сильно пить.
Кузьма, после ссоры со своим братом, вёл совсем другую жизнь. Он еще ранее, с самого своего детства, мечтал получить достойное образование. Умея читать и писать, он начинает пробовать себя в разнообразной литературе. Это приводит к тому, что Кузьма не только знакомится с творениями различных писателей, но и см начитает писать рассказы и стихотворения. Ему даже удалось издать собственную книгу. Перечитав свое издание, он понимает, что его творчество несовершенно. К тому же книги практически не приносили доходов. Именно поэтому он также разочаровывается в своей жизни, и как брат, начинает сильно пить. В голову Кузьмы постоянно закрадывались странные мысли – то он хотел покончить жизнь самоубийством, то решался посвятить свой остаток жизни монастырю.
С приближением старости оба брата понимают, что совершенно не могут жить друг без друга. Именно такие плачевные и неудачные жизненные моменты приводят их к примирению.
Тихон решает забрать к себе Кузьму и назначает его управляющим в своем богатом доме, брат охотно соглашается на работу управляющим усадьбой.
По возвращении в свою родную деревню Дурновку, где проживали братья с самого рождения, Кузьма испытывает истинное облегчение и с удовольствием приступает к выполнению своих прямых обязанностей управляющего. Но спустя какое-то время, Кузьме снова становится скучно и грустно. Разговоры с братом были редкими, ему этого было недостаточно. Во время общения Тихона и Кузьмы обсуждались только те вопросы, которые имели деловую направленность.
Особенно автор выделяет кухарку Авдотью, которая проживала в имении. Она не обращала никакого внимания на Кузьму и его это очень сильно угнетало. Молчаливая женщина невольно делала жизнь управляющего еще хуже и только усиливала ощущение полного одиночества.
В определенный момент Кузьма случайно узнает тайну, которую долгое время скрывала кухарка Авдотья. Эта женщина раньше имела связь с его братом из-за того, что от родной жены Тихон не мог иметь детей. Но и эта попытка Тихона обзавестись потомством не увенчалась успехом. Авдотья также не смогла забеременеть от хозяина.
Об этой связи стало известно каждому человеку в селе. Именно поэтому замуж ее никто не захотел брать. Авдотья была опозорена всю деревню.
Чтобы хоть немного искупить свою вину перед кухаркой, Тихон обещает ей найти мужа. Но, похоже, хозяина не очень заботит, как будет чувствовать себя женщина в замужестве. Он прельщает хорошим приданным настоящего изверга. Когда Кузьма узнает, кто именно планируется быть мужем Авдотьи, он отказывается участвовать в организации свадебного мероприятия.
Этот человек имеет весьма скорбный характер, он регулярно избивает своего отца, старик постоянно ходит избитый. Но у Авдотьи нет иного выхода, и она соглашается с предложенным решением. Кузьма после длительной паузы также соглашается с выбором Тихона.
Организовано свадебное торжество было в феврале. Невеста была постоянно в слезах. Кузьма также не мог сдерживать слез во время благословения невесты Авдотьи. Гости, приглашенные на праздник, не обращали никакого внимания на то, что невеста плачет и вели себя таким образом, как и обычно ведет себя народ на торжествах в деревне – пили горячительные напитки и раскрепощено веселились.
Изображение крестьянства
Мужики предстают перед читателем во всей неприглядности: избиение детей и жен, дикое пьянство, истязание животных. Многие дурновцы просто не понимают, что происходит вокруг. Так, работник Кошель побывал однажды на Кавказе, но не может о нем ничего рассказать, кроме того, что там находится «гора на горе». Его ум «беден», он отталкивает все непонятное, новое, зато верит, что видел недавно настоящую ведьму.
Учителем в Дурновке работает солдат, самый обыкновенный по виду мужик, несший, однако, такую чепуху, что можно было только «руками разводить». Обучение ему представлялось как приучение к строгой армейской дисциплине.
Произведение «Деревня» (Бунин) дает нам еще один яркий образ — мужика Серого. Он был самым нищим в деревне, имея при этом много земли. Когда-то Серый построил новую избу, но ее нужно было зимой топить, поэтому он сначала сжег крышу, а затем продал и избу. Этот герой отказывается работать, сидит без дела в нетопленном жилище, а дети боятся лучины, поскольку привыкли жить в темноте.
Деревня — это вся Россия, поэтому в произведении нашла отражение судьба целой страны. Бунин считал, что крестьяне способны лишь на стихийный и бессмысленный бунт. В повести дается описание того, как однажды они взбунтовались по всему уезду. Кончилось тем, что мужики сожгли несколько усадеб, поорали «да и смолкли».
В деревне
На следующий день мальчик проснулся рано, долго изучал причудливые рисунки на стеклах, а затем отпросился у отца покататься на горке. Крепкие морозы его не пугали. И он всё так же верил в то, что весна совсем близко. Со двора уходить ему совсем не хотелось. Всё радовало. Он забрел во двор, где дремали коровы, сновали овцы и бродили лошади, похудевшие за зиму. Здесь он почувствовал смесь запахов сена и снега. И это были самые счастливые минуты в его короткой жизни.
Счастливый человек не замечает времени. Нечто подобное когда-то уже сказал Грибоедов. Мальчик, утопая в счастливых грезах, не заметил, как пролетели праздники. Пришло время возвращаться в город. Отец снаряжал его в поездку и давал наставления. А чтобы немного поднять настроение, пообещал купить жеребца к весне. Следующие месяцы мальчик будет мечтать о том, как будет кататься верхом, и ходить с отцом на охоту. Ему очень грустно покидать родной дом. Но с отцом он согласен: весна наступит совсем скоро.