с этого дня на тебя распространяется все довольство

Мертвые души. Том первый » К читателю от сочинителя

Том первый

К читателю от сочинителя

Кто бы ты ни был, мой читатель, на каком бы месте ни стоял, в каком бы звании ни находился, почтен ли ты высшим чином или человек простого сословия, но если тебя вразумил Бог грамоте и попалась уже тебе в руки моя книга, я прошу тебя помочь мне.

В книге, которая перед тобой, которую, вероятно, ты уже прочел в ее первом издании, изображен человек, взятый из нашего же государства. Ездит он по нашей Русской земле, встречается с людьми всяких сословий, от благородных до простых. Взят он больше затем, чтобы показать недостатки и пороки русского человека, а не его достоинства и добродетели, и все люди, которые окружают его, взяты также затем, чтобы показать наши слабости и недостатки; лучшие люди и характеры будут в других частях. В книге этой многое описано неверно, не так, как есть и как действительно происходит в Русской земле, потому что я не мог узнать всего: мало жизни человека на то, чтобы узнать одному и сотую часть того, что делается в нашей земле. Притом от моей собственной оплошности, незрелости и поспешности произошло множество всяких ошибок и промахов, так что на всякой странице есть что поправить: я прошу тебя, читатель, поправить меня. Не пренебреги таким делом. Какого бы ни был ты сам высокого образования и жизни высокой, и какою бы ничтожною ни показалась в глазах твоих моя книга, и каким бы ни показалось тебе мелким делом ее исправлять и писать на нее замечания, — я прошу тебя это сделать. А ты, читатель невысокого образования и простого звания, не считай себя таким невежею, чтобы ты не мог меня чему-нибудь поучить. Всякий человек, кто жил и видел свет и встречался с людьми, заметил что-нибудь такое, чего другой не заметил, и узнал что-нибудь такое, чего другие не знают. А потому не лиши меня твоих замечаний: не может быть, чтобы ты не нашелся чего-нибудь сказать на какое-нибудь место во всей книге, если только внимательно прочтешь ее.

Как бы, например, хорошо было, если бы хотя один из тех, которые богаты опытом и познанием жизни и знают круг тех людей, которые мною описаны, сделал свои заметки сплошь на всю книгу, не пропуская ни одного листа ее, и принялся бы читать ее не иначе, как взявши в руки перо и положивши перед собою лист почтовой бумаги, и после прочтенья нескольких страниц припомнил бы себе всю жизнь свою и всех людей, с которыми встречался, и все происшествия, случившиеся перед его глазами, и все, что видел сам или что слышал от других подобного тому, что изображено в моей книге, или же противоположного тому, все бы это описал в таком точно виде, в каком оно предстало его памяти, и посылал бы ко мне всякий лист по мере того, как он испишется, покуда таким образом не прочтется им вся книга. Какую бы кровную он оказал мне услугу! О слоге или красоте выражений здесь нечего заботиться; дело в деле и в правде дела, а не в слоге. Нечего ему также передо мною чиниться, если бы захотелось меня попрекнуть, или побранить, или указать мне вред, какой я произвел наместо пользы необдуманным и неверным изображением чего бы то ни было. За все буду ему благодарен.

Хорошо бы также, если бы кто нашелся из сословия высшего, отдаленный всем и самой жизнью и образованием от того круга людей, который изображен в моей книге, но знающий зато жизнь того сословия, среди которого живет, и решился бы таким же самым образом прочесть сызнова мою книгу и мысленно припомнить себе всех людей сословия высшего, с которыми встречался на веку своем, и рассмотреть внимательно, нет ли какого сближения между этими сословиями и не повторяется ли иногда то же самое в круге высшем, что делается в низшем? и все, что ни придет ему на ум по этому поводу, то есть всякое происшествие высшего круга, служащее в подтверждение или в опровержение этого, описал бы, как оно случилось перед его глазами, не пропуская ни людей с их нравами, склонностями и привычками, ни бездушных вещей, их окружающих, от одежд до мебелей и стен домов, в которых живут они. Мне нужно знать это сословие, которое есть цвет народа. Я не могу выдать последних томов моего сочинения по тех пор, покуда сколько-нибудь не узнаю русскую жизнь со всех ее сторон, хотя в такой мере, в какой мне нужно ее знать для моего сочинения.

Недурно также, если бы кто-нибудь такой, кто наделен способностью воображать или живо представлять себе различные положения людей и преследовать их мысленно на разных поприщах, — словом, кто способен углубляться в мысль всякого читаемого им автора или развивать ее, проследил бы пристально всякое лицо, выведенное в моей книге, и сказал бы мне, как оно должно поступить в таких и таких случаях, что с ним, судя по началу, должно случиться далее, какие могут ему представиться обстоятельства новые и что было бы хорошо прибавить к тому, что уже мной описано; все это желал бы я принять в соображение к тому времени, когда воспоследует издание новое этой книги, в другом и лучшем виде.

Об одном прошу крепко того, кто захотел бы наделить меня своими замечаниями: не думать в это время, как он будет писать, что пишет он их для человека ему равного по образованию, который одинаковых с ним вкусов и мыслей и может уже многое смекнуть и сам без объяснения; но вместо того воображать себе, что перед ним стоит человек, несравненно его низший образованьем, ничему почти не учившийся. Лучше даже, если наместо меня он себе представит какого-нибудь деревенского дикаря, которого вся жизнь прошла в глуши, с которым нужно входить в подробнейшее объяснение всякого обстоятельства и быть просту в речах, как с ребенком, опасаясь ежеминутно, чтоб не употребить выражений свыше его понятия. Если это беспрерывно будет иметь в виду тот, кто станет делать замечания на мою книгу, то его замечания выйдут более значительны и любопытны, чем он думает сам, а мне принесут истинную пользу.

Итак, если бы случилось, что моя сердечная просьба была бы уважена моими читателями и нашлись бы из них действительно такие добрые души, которые захотели бы сделать все так, как я хочу, то вот каким образом они могут переслать свои замечания: сделавши сначала пакет на мое имя, завернуть его потом в другой пакет, или на имя ректора С.-Петербургского университета, его превосходительства Петра Александровича Плетнева, адресуя прямо в С.-Петербургский университет, или на имя профессора Московского университета, его высокородия Степана Петровича Шевырева, адресуя в Московский университет, смотря по тому, к кому какой город ближе.

А всех, как журналистов, так и вообще литераторов, благодаря искренно за все их прежние отзывы о моей книге, которые, несмотря на некоторую неумеренность и увлечения, свойственные человеку, принесли, однако ж, пользу большую как голове, так и душе моей, прошу не оставить и на этот раз меня своими замечаниями. Уверяю искренно, что все, что ни будет ими сказано на вразумленье или поученье мое, будет принято мною с благодарностью.

Источник

Тест №11 Обозначь маркером выделенное слово, употребленное неверно, запиши в скобках верный вариант. Отделка мебели длительный и сложный процесс, включающий подгото­вительные работы: крашение, грунтование и др

Главная > Документ

Информация о документе
Дата добавления:
Размер:
Доступные форматы для скачивания:

Обозначь маркером выделенное слово, употребленное неверно, запиши в скобках верный вариант.

Отделка мебели — ДЛИТЕЛЬНЫЙ и сложный процесс, включающий подгото­вительные работы: крашение, грунтование и др.

Со СКАЛЬНЫХ побережий они глядели на море и видели паруса и корабли странных очертаний.

Вокруг голубовато-белая пустыня без ЕДИНОЙ складочки — ни бугров, ни впадин.

После поездки за границу дядя полюбил ЛУКОВЫЙ суп.

В пресс-релизе указано на возросшее значение объединения всех прогрессив­ных и ДЕМОКРАТИЧЕСКИХ сил.

Сестре всегда хотелось даже временному жилью придать вид ДОВОЛЬСТВА и уюта.

М. Горький советовал критикам обращать внимание на литературу в целом, а не на ЕДИНЫЕ явления её.

Дедушка, несмотря на возраст, оставался таким же неунывающим, ЗАВОД­НЫМ человеком.

Накануне красили вареные яйца отваром из ЛУКОВОЙ кожуры.

Я узнал, что старик выступил в губернском городе, что был там у него ШУМ­НЫЙ успех и ему обещали поездку в Москву.

Игрушка — одно из ярких проявлений массовой культуры, глубоко жизненное и ДЕМОКРАТИЧЕСКОЕ.

Папа перед самым закрытием купил для сына ЗАВОДНОЙ автомобиль.

Левину недоставало ДЛИННОГО летнего дня для того, чтобы переделать всё, что нужно.

Губернатор не раз говорил о БЕДНОМ положении сельского населения нашего края.

Главный инженер спустился в скрипящей клети в шахту и прошёл по КОРЕН­НОМУ штреку.

Лётчики с удовольствием рассказывали о ВЫСОТНЫХ полётах М. Расковой.

И на новом месте он не раз проявлял РЕАЛЬНОСТЬ в принятии важных хо­зяйственных решений.

Мария быстро УСВОИЛА в отношении кузена покровительственный тон.

В прихожей нас встретила опрятно одетая служанка — БЕЗОТВЕТНАЯ жен­щина средних лет.

Нужно рассуждать, а не задавать прямолинейные, ЛОБОВЫЕ вопросы.

За рубежом в ВЫСОТНОМ строительстве часто используют ядрооболочковые конструкции.

История, знакомая по учебникам и романам, ОЖИВЛЯЛА перед их глазами.

Это была БЕДНАЯ, маленькая деревенька, отрезанная от большой дороги об­ширными болотами.

Пока директор был в отпуске, накопилось ВЕЛИКОЕ множество бытовых про­блем.

Уже через месяц выяснилось, что новые сотрудники — люди БЕЗОТВЕТС­ТВЕННЫЕ: они не привыкли отвечать за свои поступки.

Все его мысли, движения АВТОМАТИЧЕСКИЕ, он не в состоянии ни думать не говорить.

Низкий, БЕДНЫЙ оттенками голос гостьи не располагал к продолжению беседы.

БЕЗЛИКИЕ рисунки ученика огорчали его учителя, так как воспитанник по­давал большие надежды

Наконец полиция явилась в АРТИСТИЧНУЮ комнату, где для участвующих был накрыт стол.

Внизу перед окнами три БРОДЯЧИХ музыканта играют на скрипках и гита­рах.

Большинство отрицательных героев Н. Гоголя можно собрать в ЕДИНЫЙ об­раз пошлости.

Княгиня перевела взгляд на князя, который сидел на валике просторного и ЭФФЕКТНОГО дивана.

В АКАДЕМИЧНОМ собрании сочинений поэта не хватало его писем.

На отвесной стене голубоватым огоньком засветился СКАЛЬНЫЙ крюк, остав­ленный прошлой экспедицией.

Город-то разросся, одно свадебное гулянье настигает другое, да и ШУМОВОЕ их оснащение качественно возросло.

А эту материю надо выкрасить в какой-нибудь ПРАКТИЧНЫЙ цвет.

С этого дня на тебя пойдут все формы ДОВОЛЬСТВИЯ: вещевое и денежное.

А вчера он отправил письмо в Саратов какому-то вымышленному АДРЕСАТУ.

БЕЗЛИЧНЫЕ фигуры виднелись в темноте парка.

На Руси эта ПРАКТИЧНАЯ одежда из кожи ценилась испокон веку.

Источник

С этого дня на тебя распространяется все довольство

– Что, Петр, не видать еще? – спрашивал 20 мая 1859 года, выходя без шапки на низкое крылечко постоялого двора на *** шоссе, барин лет сорока с небольшим, в запыленном пальто и клетчатых панталонах, у своего слуги, молодого и щекастого малого с беловатым пухом на подбородке и маленькими тусклыми глазенками.

Слуга, в котором все: и бирюзовая сережка в ухе, и напомаженные разноцветные волосы, и учтивые телодвижения, словом, все изобличало человека новейшего, усовершенствованного поколения, посмотрел снисходительно вдоль дороги и ответствовал: «Никак нет-с, не видать».

– Не видать? – повторил барин.

– Не видать, – вторично ответствовал слуга.

Барин вздохнул и присел на скамеечку. Познакомим с ним читателя, пока он сидит, подогнувши под себя ножки и задумчиво поглядывая кругом.

Слуга, из чувства приличия, а может быть, и не желая остаться под барским глазом, зашел под ворота и закурил трубку. Николай Петрович поник головой и начал глядеть на ветхие ступеньки крылечка: крупный пестрый цыпленок степенно расхаживал по ним, крепко стуча своими большими желтыми ногами; запачканная кошка недружелюбно посматривала на него, жеманно прикорнув на перила. Солнце пекло; из полутемных сеней постоялого дворика несло запахом теплого ржаного хлеба. Замечтался наш Николай Петрович. «Сын… кандидат… Аркаша…» – беспрестанно вертелось у него в голове; он пытался думать о чем-нибудь другом, и опять возвращались те же мысли. Вспомнилась ему покойница-жена… «Не дождалась!» – шепнул он уныло… Толстый сизый голубь прилетел на дорогу и поспешно отправился пить в лужицу возле колодца. Николай Петрович стал глядеть на него, а ухо его уже ловило стук приближающихся колес…

– Никак, они едут-с, – доложил слуга, вынырнув из-под ворот.

Николай Петрович вскочил и устремил глаза вдоль дороги. Показался тарантас, запряженный тройкой ямских лошадей; в тарантасе мелькнул околыш студентской фуражки, знакомый очерк дорогого лица…

– Аркаша! Аркаша! – закричал Кирсанов, и побежал, и замахал руками… Несколько мгновений спустя его губы уже прильнули к безбородой, запыленной и загорелой щеке молодого кандидата.

– Дай же отряхнуться, папаша, – говорил несколько сиплым от дороги, но звонким юношеским голосом Аркадий, весело отвечая на отцовские ласки, – я тебя всего запачкаю.

– Ничего, ничего, – твердил, умиленно улыбаясь, Николай Петрович и раза два ударил рукою по воротнику сыновней шинели и по собственному пальто. – Покажи-ка себя, покажи-ка, – прибавил он, отодвигаясь, и тотчас же пошел торопливыми шагами к постоялому двору, приговаривая: «Вот сюда, сюда, да лошадей поскорее».

Николай Петрович казался гораздо встревоженнее своего сына; он словно потерялся немного, словно робел. Аркадий остановил его.

– Папаша, – сказал он, – позволь познакомить тебя с моим добрым приятелем, Базаровым, о котором я тебе так часто писал. Он так любезен, что согласился погостить у нас.

Николай Петрович быстро обернулся и, подойдя к человеку высокого роста, в длинном балахоне с кистями, только что вылезшему из тарантаса, крепко стиснул его обнаженную красную руку, которую тот не сразу ему подал.

– Душевно рад, – начал он, – и благодарен за доброе намерение посетить нас; надеюсь… позвольте узнать ваше имя и отчество?

– Евгений Васильев, – отвечал Базаров ленивым, но мужественным голосом и, отвернув воротник балахона, показал Николаю Петровичу все свое лицо. Длинное и худое, с широким лбом, кверху плоским, книзу заостренным носом, большими зеленоватыми глазами и висячими бакенбардами песочного цвету, оно оживлялось спокойной улыбкой и выражало самоуверенность и ум.

Кандидат– лицо, сдавшее специальный «кандидатский экзамен» и защитившее специальную письменную работу по окончании университета, первая ученая степень, установленная в 1804 г.

Английский клуб– место собрания состоятельных и родовитых дворян для вечернего времяпрепровождения. Здесь развлекались, читали газеты, журналы, обменивались политическими новостями и мнениями и т.п. Обычай устраивать такого рода клубы заимствован в Англии. Первый английский клуб в России возник в 1700 году.

« …но тут настал 48-й год». – 1848 год – год февральской и июньской революций во Франции. Страх перед революцией вызвал со стороны Николая I крутые меры, в том числе запрет выезда за границу.

Источник

Довольство людей недостижимо!

Я рассмеялся, а люди сказали:
«Может быть, стоит быть поскромней».
Я прослезился, а люди сказали:
«Только не плачь, улыбнись поскорей!»

Я улыбнулся, а люди сказали:
«Он притворился, будто он мил».
Я сдвинул брови, а люди сказали:
«Что ты сейчас от нас утаил?»

Я промолчал, а люди сказали:
«Он, без сомненья, слаб на язык».
Я вымолвил слово, а люди сказали:
«Он разговаривать много привык».

Стал я бесстрашен, а люди сказали:
«Он же безумен, нам ясно давно».
Я отвернулся, а люди сказали:
«Он откололся, ему все равно».

Я говорил, а люди сказали:
«Что-то сегодня он говорлив».
Я доброе сделал, а люди сказали:
«Этот, пожалуй, очень труслив».

И, под конец, подводя свой итог,
Я написал свое убежденье:
«Людям ничем угодить я не смог,
Очень капризно их настроенье».

Довольство людей недостижимо,
Капризам созданий нету конца.
Быть только собою необходимо
И нужно стремиться к довольству Творца.

=Тина (Танзиля) АНСАРОВА

Описывая людскую молву, имам аш-Шафии1
сказал следующие слова:

«Я рассмеялся и тогда они сказали:
«Может тебе стоит быть скромнее?»

Я расплакался и тогда они сказали:
«Может тебе стоит улыбнуться?»

Я заулыбался и тогда они сказали:
«Вот тут притворяется!»

Я нахмурился и тогда они сказали:
«Вот и всплыло то, что таил!»

Я хранил молчание и тогда они сказали:
«Ослаб на язык!»

Я заговорил и тогда они сказали:
«Слишком говорлив!»

Я проявил доброту и тогда они сказали:
«Поступок труса!
Был бы он в силах, то наверняка б отомстил!»

Я бесстрашно выступил и тогда они сказали:
«Это от своего безрассудства!
Был бы умней, не осмелился б!»

Они говорят: «Стал отщепенцем!»,
– когда скажу «Нет!».

И называют «приспособленцем»,
если я с ними соглашусь.

Таким образом, я окончательно убедился,
что как бы я ни хотел угодить людям,
я неизбежно окажусь раскритикован!»

«Довольство людей — это вещь недостижимая!
Поэтому, следуй тому, что принесёт тебе пользу,
оставив всё, что тебя не касается.
Ведь, поистине, добиваться довольства творений
— не установлено и не узаконено,
тогда как стремление к довольству Творца является
установленным и обязательным предписанием».

Источник:
«Мухтасар Сыфа ас-сафуа», стр. 85
————

Играл важную роль в формировании мусульманской правовой
мысли, внёс основной вклад в религиозно-правовую
методологию в отношении использования преданий.

Его книга «ар-Рисаля» написанная в течение последних
пяти лет его жизни, даёт ему право называться отцом
мусульманской юриспруденции.

Источник

ПРИЧИНЫ ПОРАЖЕНИЯ УММЫ

с этого дня на тебя распространяется все довольство. Смотреть фото с этого дня на тебя распространяется все довольство. Смотреть картинку с этого дня на тебя распространяется все довольство. Картинка про с этого дня на тебя распространяется все довольство. Фото с этого дня на тебя распространяется все довольство

Говорит имам аль-Куртуби:
«Было сказано то, что если четыре вещи будут присутствовать в каком-либо городе (стране), то жители ее защищены от бед.
1. Справедливый имам (правитель) не делающий зульм (несправедливость).
2. Ученый на прямом пути.
3. Шейхи которые призывают к благому и отстраняют от дурного, побуждают к требованию знаний и изучению Курана.
4. Женщины покрытые, которые не украшаются украшением первой джахилии».
Тафсир 4\49

( صحيح )
« إذا ظهر الزنا و الربا في قرية فقد أحلوا بأنفسهم عذاب الله »
( طب ك ) عن ابن عباس

«Если в каком-либо поселении распространится прелюбодеяние и ростовщичество,
то они сами сделают для себя дозволенным наказание Аллаха.»

«Сахих аль-джами’ ас-сагъир» 679.

От ‘Абдуллы ибн ‘Умара сообщается, что однажды пророк, да благословит его Аллах и приветствует, повернулся к ним и сказал:

«О мухаджиры! Пять вещей, если постигнут они вас, и прибегаю к Аллаху, чтобы они не постигли вас». Затем он сказал: «Если какой-либо народ начнёт совершать мерзости, то обязательно среди них распространится чума или болезни, которых не было у предшествующих поколений». Потом он сказал: «Если начнут люди обвешивать, то обязательно постигнет их засуха, голодные годы и несправедливость к ним правителей. А если они не будут давать закят со своего имущества, то они обязательно будут лишены небесного дождя. И если бы не животные, то им вообще не был бы дан дождь никогда. И если начнут они нарушать завет с Аллахом и Его посланником, то обязательно Аллах нашлёт на них врага не из них самих и заберут они часть того, что им принадлежит. И если их правители начнут судить не тем, что ниспослал Аллах, то Аллах обязательно посеет между ними вражду».

Этот хадис передали Ибн Маджах 4019 и аль-Хаким 4/582. «Сахих аль-Джами’ ас-Сагъир» 7978

​​ В «Муснаде» передан хадис Саубана о том, что Посланник Аллаха сказал:
«Близко то время, когда другие народы будут набрасываться на вас со всех сторон, как набрасываются на миску с едой». Его спросили: «Это произойдет потому, что нас будет мало?» Он ответил: «Нет, в то время вас будет много, но вы будете разрознены, как сор в потоке. Аллах вытащит из сердец ваших врагов трепет перед вами и поместит в ваши сердца слабость». Его спросили: «Что за слабость?» Он сказал: «Любовь к мирской жизни и неприязнь к смерти».
Ибн Абу ад-Дунья передал со слов Джа‘фара бин Мухаммада, что его отец рассказывал со слов его деда, что ‘Али [бин Абу Талиб] сказал: «Придет время, когда от ислама останется только название, а от Корана — только буквы. В те дни возведенные ими мечети будут разрушены от [недостатка] верного руководства, а их ученые будут худшими под небосводом. Среди них будет возникать смута, и к ним же она будет возвращаться».
Он же передал хадис Симака бин Харба, рассказанный со слов ‘Абд ар-Рахмана бин ‘Абдуллаха бин Мас‘уда, что его отец сказал: «Когда прелюбодеяние и ростовщичество появляются в поселении, Могучий и Великий Аллах позволяет погубить его».
В отосланн ом (мурсал) хадисе аль-Хасана [аль-Басри] говорится: «Когда люди станут показывать свои знания и пренебрегать деяниями, когда они станут любить друг друга на словах, ненавидеть в душе и разрывать родственные связи, тогда Могучий и Великий Аллах проклянет их, лишит их слуха и ослепит их взоры».

В «Муснаде» и «Сунане» приводится хадис, переданный ‘Амром бин Муррой со слов Салима бин Абу аль-Джа‘да, о том, что Абу ‘Убейда бин ‘Абдуллах бин Мас‘уд рассказывал со слов своего отца, что Посланник Аллаха сказал: «Когда кто-либо среди ваших предшественников совершал грех, человек, запрещавший поступать так, приходил к нему и находил для него оправдание, а на следующий день он садился есть и пить вместе с ним, словно еще вчера он не видел, как тот совершил грех. Когда Могучий и Великий Аллах увидел это, Он разобщил их сердца, а потом проклял их устами пророков Давуда и ‘Исы, сына Марьям. Это было за то, что они ослушались и преступали границы дозволенного. Клянусь Тем, в Чьей Длани душа Мухаммада, вы будете приказывать одобряемое и удерживать от предосудительного, хватать за руку глупцов и обязывать к следованию путем истины, или же Аллах разобщит ваши сердца, а потом проклянет вас, как проклял их».

Ибн Абу ад-Дунья передал со слов Ибрахима, что ‘Амр ас-Сан‘ани сказал: «Аллах внушил Йуша‘ бин Нуну в откровении: “Я погублю сорок тысяч лучших из твоих соплеменников и шестьдесят тысяч худших среди них”. Он воззвал: “Господи, эти худшие среди них! В чем же [провинились] лучшие?” Он сказал: “Они не гневались на то, на что гневаюсь Я, и они ели и пили вместе с ними”».

ابن القيم الجوزية
الداء والدواء

ДОВОЛЬСТВО И ГНЕВ АЛЛАХА

Имам Ахмад и другие передали со слов Катады, что пророк Муса сказал:
«Господи, Ты находишься на небе, а мы на земле. Как же нам отличить Твой гнев от Твоего довольства?»
Он сказал:
« Если Я вверю власть над вами лучшим среди вас, то это будет признаком Моего довольства, а если я Вверю ее худшим среди вас, то это будет признаком Моего гнева».

Ибн Абу ад-Дунья передал со слов аль-Фудейла бин ‘Ийада, что Аллах ниспослал одному из пророков в откровении: «Если тот, кто познал Меня, ослушается Меня, то Я установлю над ним власть того, кто не познал Меня».

Он же передал со слов Ибн ‘Умара, что Пророк сказал: «Клянусь Тем, в Чьей Длани моя душа, [Судный] Час не наступит до тех пор, пока Аллах не отправит правителей-лжецов, визирей-грешников, помощников-изменников, несправедливых советников и нечестивых чтецов. Они будут выглядеть как монахи, но их сердца смердят хуже, чем падаль. Их желания будут различны. Аллах подвергнет их искушению, покрытому прахом, мрачному, в котором они и погибнут. Клянусь Тем, в Чьей Длани душа Мухаммада, узы ислама будут разрушаться одна за другой, [и так будет продолжаться], пока люди не перестанут говорить: “Аллах, Аллах”. Вы будете приказывать одобряемое и удерживать от предосудительного или же Аллах установит над вами власть худших среди вас, и они подвергнут вас мучительному наказанию, а лучшие среди вас будут взывать с мольбами, но не получат ответа. Вы будете приказывать одобряемое и удерживать от предосудительного или же Аллах нашлет на вас тех, кто не проявит милосердия к младшим среди вас и не станут уважать старших среди вас ».

ابن القيم الجوزية
الداء والدواء

Сказал ибн уль-Каййим (да смилуется над ним Аллах):

«Задумайся о мудрости Всевышнего Аллаха! Он сделал правителей над людьми соответствующими деяниям людей. Более того, будто бы деяния людей отображаются в облике их правителей. Если люди на прямом пути, то и правители на прямом пути! Если люди справедливы, то и правители будут справедливы! Если люди допускают несправедливость, то и правители становятся такими. Если среди людей появляется хитрость и обман, то и правители начинают совершать подобное. Если люди не выполняют прав Аллаха и проявляют жадность, то и правители лишают людей их прав и начинают проявлять жадность. Если люди начинают забирать у слабых то, на что не имеют права, то и правители начинают забирать у подданных то, на что не имеют права. Чем больше люди отбирают имущество у слабых, тем больше короли отбирают имущество у подданных.
Правители — это образ деяний людей! Божественная мудрость не допускает того, чтобы злыми и нечестивыми людьми, правил кто-то, кроме таких же, как они сами!
Поэтому, когда первые поколения были лучшими из людей и благочестивыми, то и правители были такими же. Когда же люди чуть-чуть изменились, то изменились и правители. Мудрость Аллаха не допускает, чтобы в наше время нами правили такие, как Му‘ауийа или ‘Умар ибн ‘Абд уль-‘Азиз, не говоря уже о таких, как Абу Бакр и ‘Умар. Наши правители соответствуют нашему уровню! А правители тех, которые были до нас, соответствовали их уровню. Всё это происходит сообразно мудрости Аллаха.
Посему, остерегайся подумать, что что-то, предопределенное Аллахом, лишено совершенной мудрости! Нет, всё, что предопределил Всевышний, происходит сообразно совершенной мудрости и всё является правильным»

«Мифтаху Дар ас-Са‘ада», 1/253.

Имам Малик сказал: «Поистине, есть группы людей, которые устремились к поклонению, оставив знание, а затем вышли против общины Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха) со своими мечами. Но, если бы они требовали знание, то оно не дало бы им сделать это».

​​См. «Мифтаху Дар ас-Са‘ада», 1/119.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *