с днем рождения синтаксический разбор
Синтаксический анализ предложения
теория по русскому 🐻 синтаксис
Синтаксический разбор предложения – это характеристика предложения по структуре, типу, членам предложения и частям речи.
Синтаксический разбор предложения включает следующие шаги:
И скучно, и грустно, и некому руку подать / В минуту душевной невзгоды. (М.Ю. Лермонтов) – повествовательное
Что ты тут написал? Что это такое? (И.Ильф, Е. Петров) – вопросительное
Россия! встань и возвышайся! / Греми, восторгов общий глас! (А.С. Пушкин) – побудительное
2. Охарактеризовать предложение по эмоциональной окраске:
Нет, ты посмотри, что за луна. Ах, какая прелесть! (Л.Н. Толстой)
Отдаю тебе душу в залог / За твои голубые подснежники. (Н.А. Заболоцкий)
3. Охарактеризовать предложение по наличию грамматических основ:
Министерство Любви поддерживало закон и порядок. (Д. Оруэлл) – простое
И вдруг я очутился лицом к лицу с тем самым юношей, который с первого взгляда вызвал в моей душе столь странное волнение. (О. Уайльд) – сложное
Дальнейший разбор выполняется с учётом того, является предложение простым или сложным:
Простое предложение
Сложное предложение
4. Охарактеризовать предложению по наличию главных членов: двусоставное (есть подлежащее и сказуемое), односоставное (только подлежащее или сказуемое). Если предложение односоставное, указать его тип: определённо-личное, неопределённо-личное, обобщённо-личное, безличное, назывное;
5. Определить полноту предложения: полное (есть все члены, необходимые для понимания предложения), неполное (некоторые члены опущены и восстанавливаются из контекста);
6. Охарактеризовать предложение по наличию второстепенных членов: распространённое (есть второстепенные члены), нераспространённое (нет второстепенных членов);
7. Проверить, осложнено ли предложение. Если да, указать чем – однородными членами, обособленными членами, обращением, вводными словами и конструкциями и др.
8. Подчеркнуть члены предложения и указать, какими частями речи они выражены;
9. Составить схему предложения, указав грамматическую основу и осложнение, если оно есть. Простое предложение в схеме обозначается квадратными скобками.
4. Охарактеризовать предложение по типу связи между частями: бессоюзное (БСП), сложносочинённое (ССП), сложноподчинённое (СПП), сложное предложение с разными видами связи;
5. Разобрать каждую часть сложного предложения как простое, начиная с пункта №4 соседнего столбца.
Главная часть в СПП и равнозначные предложения в БСП и ССП обозначаются квадратными скобками, подчинительная часть — круглыми.
Синтаксический разбор простого предложения
Синтаксический разбор сложного предложения
4.1. двусоставное; 5.1 полное; 6.1 распространённое; 7.1 осложнено вводным словом;
4.2. двусоставное; 5.2 полное; 6.2 распространённое; 7.2 осложнено обособленным обстоятельством, выраженным деепричастным оборотом;
Карточка-тренажёр «Синтаксический разбор предложения»
Представлен тренажёр и карточки с предложениями для синтаксического разбора.
Синтаксический разбор предложения
DOCX / 23.02 Кб
КОЛИЧЕСТВО ОСНОВ
СРУТКТУРАОСНОВЫ
ЦЕЛЬВЫСКАЗЫВАНИЯ
ТИП ОСЛОЖНЕНИЯ
ИНТОНАЦИЯ
НАЛИЧИЕ ВТОРОСТЕПЕННЫХ ЧЛЕНОВ
Под соснами змеится след рыжей
лисицы или волка.
Обычно я надеваю тёплый плащ
и шапку.
Ты Шурка плаваешь хорошо?
Я всегда просыпаюсь до зари и
встречаю рассвет.
Я взял топор закинул его
за правое плечо и со всей силы
хватил по краю бревна.
По-моему Александр лучше
всех говорит по-английски.
Под песчаной глыбой ребята
сложили разные доски и брёвна
для шалаша.
Вода в реке разлилась но
из берегов не вышла.
Мальчик конечно сначала
не обращал на неё никакого
внимания.
Ты заслоняешь мне солнце!
На столе разбросаны красные
Индивидуальные карточки по теме «Синтаксический разбор» 6 класс
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
МБОУ СОШ №1 г. Новосибирска
КАРТОЧКИ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
Учитель русского языка и литературы первой категории
Золотухина Людмила Викторовна
КАРТОЧКА № 1
1.Переписать. Подчеркнуть члены предложения. Надписать части речи.
1)Я возвращался с охоты и шёл по аллее сада. 2) Как прекрасен зимний лес! 3) Наши руки пахнут домом и брусникой, и этот запах долго не исчезает.
2. Записать характеристики предложений.
3. Составить схемы предложений.
КАРТОЧКА № 2
1.Переписать. Подчеркнуть члены предложения. Надписать части речи.
1) На зиму синица прилетает из леса, навещает жильё людей, приветствует весёлой и звонкой песенкой. 2)Ночью ветер злится и стучит в окно.
3)Дверь тихонько заскрипела, и в светлицу входит царь.
2. Записать характеристики предложений.
3. Составить схемы предложений.
КАРТОЧКА № 3
1.Переписать. Подчеркнуть члены предложения. Надписать части речи.
1)Ночью раздался негромкий стук в калитку. 2) Падают жёлтые листья. 3) Верхушки сосен закачались, когда подул ветер.
2. Записать характеристики предложений.
3. Составить схемы предложений.
КАРТОЧКА № 4
1.Переписать. Подчеркнуть члены предложения. Надписать части речи.
1)Я возвращался с охоты и шёл по аллее сада. 2) Как прекрасен зимний лес! 3) Наши руки пахнут домом и брусникой, и этот запах долго не исчезает.
2. Записать характеристики предложений.
3. Составить схемы предложений.
КАРТОЧКА № 5
1.Переписать. Подчеркнуть члены предложения. Надписать части речи.
1 )Ещё земли печален вид, а воздух уж весною дышит. 2)Улетают журавли, и низкие облака заволакивают небо. 3) Жизнь, я благодарен тебе!
2. Записать характеристики предложений.
3. Составить схемы предложений.
КАРТОЧКА № 6
1.Переписать. Подчеркнуть члены предложения. Надписать части речи.
1) Вы знакомы с Иваном Петровичем? 2) Была полночь, и вокруг стояла тишь. 3) Набежали мрачные тучи, и старый бор приготовился к бою.
2. Записать характеристики предложений.
3. Составить схемы предложений.
КАРТОЧКА № 7
1.Переписать. Подчеркнуть члены предложения. Надписать части речи.
1) Одинокая капля дождя упала в воду, и от неё пошли тонкие круги. 2) Солнышко, ты не торопись за горизонт. 3) Скоро ударят первые морозы.
2. Записать характеристики предложений.
3. Составить схемы предложений.
КАРТОЧКА № 8
1.Переписать. Подчеркнуть члены предложения. Надписать части речи.
1) Солнце село. 2) На зиму синица прилетает из леса, навещает жильё людей, приветствует весёлой и звонкой песенкой. 3) Дождь не прошел, а капли с деревьев падают и сверкают на солнце.
2. Записать характеристики предложений.
3. Составить схемы предложений.
КАРТОЧКА № 9
1.Переписать. Подчеркнуть члены предложения. Надписать части речи.
1) Ночью ветер злится и стучит в окно. 2)Ты, несомненно, умна. 3) Стояла поздняя осень, и погода была ужасная.
2. Записать характеристики предложений.
3. Составить схемы предложений.
КАРТОЧКА № 10
1.Переписать. Подчеркнуть члены предложения. Надписать части речи.
1) Х олодный ветер нес над землей рваные клочья туч, и из них стал сыпать снег. 2) Товарищ, винтовку держи! 3) Кисти винограда свисали до земли.
2. Записать характеристики предложений.
3. Составить схемы предложений.
КАРТОЧКА № 11
1.Переписать. Подчеркнуть члены предложения. Надписать части речи.
1) На лесной опушке стоит деревянная избушка. 2) Под вечер мы вышла на поляну, где рос огромный дуб. 3)Я хорошо помню, как рука моя остановилась.
2. Записать характеристики предложений.
3. Составить схемы предложений.
КАРТОЧКА № 12
1.Переписать. Подчеркнуть члены предложения. Надписать части речи.
2. Записать характеристики предложений.
3. Составить схемы предложений.
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО
Курс повышения квалификации
Методика обучения русскому языку в образовательных организациях в условиях реализации ФГОС
Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
также Вы можете выбрать тип материала:
Общая информация
Международная дистанционная олимпиада Осень 2021
Похожие материалы
Итоговые диктанты. 1-4 кл.docx
Рабочая программа. Русский язык. 11 класс. 34 часа
Конспект урока русского языка «Глагол. Повторение изученного в 5 классе»
Конспект урока «Бессоюзные сложные предложения»
Интегрированный урок (русский, английский). «Описание внешности». 6 класс
Рабочий лист по русскому языку по теме «Текст. Тема и главная мысль» (2 класс)
Конспект урока по русскому языку на тему: «Однородные второстепенные члены предложения».
Рабочий лист по русскому языку по теме «Язык и речь. Монолог и диалог»(2 класс)
Не нашли то что искали?
Воспользуйтесь поиском по нашей базе из
5259475 материалов.
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами
Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно
Около половины детей болеют коронавирусом в бессимптомной форме
Время чтения: 1 минута
Новый ГОСТ на окна с защитой для детей вступает в силу 1 ноября
Время чтения: 1 минута
Минобрнауки утвердило перечень вступительных экзаменов в вузы
Время чтения: 1 минута
Почти все вузы в России открыли пункты вакцинации от ковида
Время чтения: 1 минута
В Минобрнауки разрешили вузам продолжить удаленную работу после 7 ноября
Время чтения: 1 минута
В школе в Пермском крае произошла стрельба
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.