с днем рождения российская империя
«В славу у всего света»
Ко дню рождения Российской империи
22 октября (4 ноября по новому стилю) 1721 года Сенат издал указ, в котором именовал Петра I императором: «за отеческое попечение и старание, которое он о благополучии государства явить изволил и Всероссийское государство в такое сильное и бодрое состояние и народ свой подданный в такую славу у всего света привел». Россия стала империей.
Смысл и значение этого события мы попросили прокомментировать историка Алексея Константиновича Светозарского.
Россия как империя
Присвоение Сенатом Петру I титула «император» – это признание его личных заслуг. Признание того, что завершился большой этап в истории страны. Но это и дань новым веяниям. Началась новая эпоха – уже не Московского царства, но иного государства. Россия получила выход к Балтийскому морю после долгой войны, которая шла больше 20 лет; прошла через полосу реформ, очень нужных реформ, касающихся государственного управления, армии, флота. Изменилось всё, переделан был сам строй русской жизни.
Россия теперь позиционировала себя как государство, которое заставляет считаться с собою мировое сообщество – для того времени это Европа. Как говорил сам Петр Великий: «Делать европейский политик». Россия вписывает себя в мировое сообщество, выходит из некоей самоизоляции и являет себя на международной арене.
Мы должны понимать, что в петровскую эпоху строительство империи только начиналось. А завершился этот процесс, на мой взгляд, при Екатерине Великой.
Россия становится важным игроком мировой политики
Почему при Екатерине Великой? В ее правление приобретаются новые территории, Россия выходит к Черному морю, становится весьма важным игроком мировой политики – по сути определяет ее. И еще: Россия теперь решает свои проблемы в том числе военным путем за пределами страны. На мой взгляд, это очень важный критерий империи. И это показатель сильного государства.
Во внутренней политике Екатериной делаются многие преобразования. А себя она мыслила матерью для всех подданных, которая по-матерински желает всех принять к себе, – вспомним ее переселенческую политику, довольно широкую веротерпимость. Она действительно завершила дело Петра. И она понимала это.
Эти две исторические личности – Петр I и Екатерина II – в публицистике, а иногда даже и в церковной историографии подвергаются остракизму. Но нельзя не признать, что это два основателя империи. Начало – Петр I, укрепление – Екатерина II. Между их правлением почти 40 лет дворцовых переворотов.
Империя, конечно, объединяет в себе многие народы, которые были или покорены, или завоеваны, или добровольно приняли подданство, или были вовлечены в экономическую деятельность империи. Именно объединяет. Местные элиты народов включаются в элиту империи. Народы имеют возможность жить по тем обычаям и законам, к которым привыкли. В Российской империи была достаточно широкая веротерпимость. Вспомним, что на Невском проспекте – главной улице столицы империи – были храмы разных конфессий: и католическая базилика святой Екатерины, и протестантская кирха Петра и Павла, и армянская церковь… И конечно, величественный православный Казанский собор как доминанта. Так что империя – это образ дома для всех.
Империя и Церковь
Воля императора – высший источник права
Петр I принял титул не только императора, но и отца Отечества. Этим подчеркивалась и особая роль государя – новая, кстати, роль. Теперь воля монарха есть высший источник права. Это принцип абсолютистской монархии. И показательно, что именно в 1721 году, за несколько месяцев до присвоения императорского титула, Петр учреждает Духовную коллегию – по сути официально упраздняет Патриаршество. Последним Патриархом Московским был патриарх Адриан († 1700), и хотя более 20 лет Патриарший престол пустовал, но прежний порядок церковного управления сохранялся. Теперь он принципиально меняется.
Все эти 20 лет Петр проводил реформу государственного управления: вместо довольно неуклюжих приказов он создает стройную систему коллегий – министерств. И теперь завершает создание этой системы коллегий Духовная коллегия, вскоре получившая именование Святейший Правительствующий Синод.
Эту реформу Петра I часто оценивают лишь негативно. Оправданно ли? Конечно, теперь Церковь становится частью государственной машины. Но насколько она была самостоятельна до этого? Насколько самостоятельной была фигура патриарха? Многие историки считают, что после патриарха Никона только патриарх Иоаким, может быть, еще имел какое-то влияние на государственные дела. Он поддерживал Петра, отстаивал его права на царский престол. А патриарх Адриан? Известный эпизод – казнь участников Стрелецкого бунта. Патриарх Адриан приезжает – не на Красную площадь, по расхожему представлению, закрепленному картиной В. Сурикова, а в Преображенскую слободу, где льется кровь, где стоят плахи, виселицы, где Петр и его сподвижники, проверяемые на лояльность, рубят головы мятежникам, заговорщикам подлинным, мнимым… Приезжает с Владимирской иконой Божией Матери, ходатайствует о помиловании. Чему Петр очень удивится. Почему? Потому что до этого последним, кто воспользовался правом печалования, был митрополит Филипп (Колычев) еще в царствование царя Иоанна IV Грозного… Это право давно было упразднено государственной властью.
Уже при царе Алексее Михайловиче был учрежден Монастырский приказ
Конечно, Петр нарушал каноническое устройство Церкви, но не будем забывать, что и до этого Церковь уже не являлась каким-то самостоятельным институтом. При царе Алексее Михайловиче был учрежден Монастырский приказ, который фактически контролировал монастырские земли и земли архиерейских домов. Более того, мирские чиновники приказа занимались даже распределением доходов Церкви. Так что тенденция такого государственного управления Церковью была. Петр поставил точку. Что касается устройства монастырской жизни, монастырского землевладения, то точку поставила Екатерина II. Игорь Корнеевич Смолич считает, что спор о церковном землевладении, который начался в XIV веке, завершился «первым освобождением крестьян» по манифесту 1764 года: монастырские крестьяне стали государевыми – экономическими, как их называли, поскольку управляла ими безликая для них Коллегия экономии.
Не вызывает сомнения, что церковная реформа Петра I весьма неоднозначна. Да, Церковь, прочно попав в состав государственной машины, лишалась канонически правильного возглавления. Но были в этом государственном подчинении и некоторые положительные моменты. Один из них – прозрачность: финансов, деятельности архиереев… Так, например, если архиерей переступал какие-то дозволительные ему пределы, попросту говоря – начинал самовольничать, об этом (не в петровские времена, а позднее, при Николае I) консисторский секретарь доносил обер-прокурору, который в иных случаях даже блокировал решения архиереев. Канонически это неправильно, конечно, но это сдерживало самоуправство, заставляло архиерея, если у него характер несдержанный, быть осторожными в своих порывах.
Огромный плюс синодального периода – система духовного образования. Великолепная, не уступающая европейскому к началу XX века.
Из явно отрицательных моментов назову фискальные функции, которые возлагались на духовных лиц: они обязаны были выискивать раскольников, доносить о не бывших у исповеди, предоставлять справки по запросу при необходимости о тех, кто был у исповеди, но не был допущен к Святым Таинам. Конечно, в XVIII веке само слово «доносить» имело несколько иное значение, чем то, которое закрепилось позже, особенно во второй половине XIX – начале XX века. В веке XVIII это значило: «доводить до сведения начальства о каких-то непорядках и безобразиях». Но и такое «доведение до сведения» уже в начале XIX века образованным обществом воспринималось как проявление низости, нечестности. Донос – это самый большой позор. И такое отношение воспитывалось с детства. Фискальные функции, которые Церковь должна была выполнять, роняли ее авторитет в глазах общества, в котором всё более укреплялись антиклерикальные настроения.
Церковь должна была озвучивать все постановления правительства. Просто потому, что в храме, при большом стечении народа – а в большинстве своем это был простой народ и, следовательно, безграмотный – это было очень удобно: о решениях правительства доводилось до сведения всех. Но это тоже умаляло авторитет Церкви. Известно, что в годы Первой мировой войны, когда армия и страна уже устали от затянувшихся боевых действий, очередные манифесты, зачитываемые в храмах, воспринимались с крайним раздражением.
Правительствующий Синод и тогда, и сегодня многими историками воспринимается как нечто чуждое Церкви. Но хотелось бы процитировать одного мудрого человека, московского протоирея, большого знатока истории древней и новой, который так охарактеризовал эти взаимоотношения государства и Церкви в тот период: синодальная система была силой внешней, но не враждебной Церкви. С этим нельзя не согласиться. Хотя, конечно, очень много было казенщины, контроля над живыми проявлениями жизни. Все мы помним, с каким недоверием чиновники – кстати, и некоторые архиереи, которые становились чиновниками, – относились к проявлениям такого православного народного духа, подвижничества, как старчество. Преследовались Оптинские старцы! Церковное начальство не понимало старцев Амвросия, Варсонофия… Не понимало таких проявлений духа, которые не регламентированы правилами, внешними инструкциями. Контроль над живой проповедью, бесконечная цензура… Это было повсеместно и отменилось только в период революции 1905–1907 годов.
Дом для всех
Давайте сравним Российскую империю с, к примеру, Османской империей, тоже погибшей в огне Первой мировой войны. Трудно представить себе султана «блистательной Порты» в роли отца для всех своих подданных. Он ждал полного повиновения от них. Мы знаем, как и унижались, и угнетались люди по национальному, но прежде всего по конфессиональному признаку. И не только православные христиане, но и представители некоторых других конфессий не были равноправными с подданными, которые исповедовали ислам.
Империя – оптимальная форма для государств с огромной территорией, на которой проживают многочисленные народы
В Российской империи хотя и существовали определенные ограничения по конфессиональному, национальному признаку, но того, что подчас творилось в Турции, не было. Россия не была тюрьмой народов, она была домом народов. Центр отдавал больше, чем брал. Его цивилизаторская роль была огромной, потому что национальные окраины получали бесценных специалистов, туда приходило образование и культура, там развивалась промышленность и т.д. Эти народы – теперь уже государства – должны были бы быть благодарны России.
Империя – оптимальная форма для государств с огромной территорией, на которой проживают многочисленные народы. Она в состоянии успешно поддерживать баланс в межнациональных отношениях, быть домом для всех.
Как отмечали дни рождения русские цари и императоры
Не верьте тем, кто говорит, что не любит отмечать свои именины и никогда этого не делает. Они лукавят.
иллюстрация: Маковский Константин Егорович (1839-1915) Высочайший обеденный стол в Грановитой палате
День рождения и Новый год – самые любимые в России праздники. Их ждут, к ним готовятся, их отмечают. И не верьте тем, кто говорит, что этого не любит и никогда не делает. Просто такой человек отмечает с самим собой. Но некоторым втихую это делать было невозможно – речь идёт о царях и императорах.
6 июля 1796 года родился российский император Николай I, который и установил, даже не ритуал, а традицию празднования таких событий в царской семье. Вопреки сложившемуся мнению день рождения царя долгое время не был государственным праздником, но все членов императорской семьи считались высокоторжественными.
В допетровские времена великие князья и цари праздновали именины по установившейся со времен Древней Руси традиции. И именины царя по ритуалу не отличались от любого его распоследнего подданного — только были более пышными и торжественными.
Накануне пеклись пироги, которые утром разносили близким и друзьям. Их получение являлось приглашением на праздничный обед. Крестному отцу и матери вручали сладкие пироги, которые считались самыми дорогими.
иллюстрация: Рябушкин Андрей Петрович. Пир богатырей у ласкового княза Владимира. 1888г.
Затем вся семья шла в церковь и выстаивала службу, виновник торжества молился перед иконой своего святого. Раньше запоминали день именин, новорожденному давали имя при крещении — в честь дня святого. Так что даже безграмотные по святцам точно знали когда им праздновать. Крестить старались как можно быстрее после рождения, поэтому именины если и не совпадали с ним, то были по времени рядом.
Вечером собирались гости и вносился именинный пирог. Он был большой и сладкий, чтобы жизнь тоже сладкой была. Украшался фигурками из теста, фруктами и ягодами, если были. Отсюда и это поздравление из нашего детства: «Как на (имя) именины испекли мы каравай…». Этой традиции сотни лет, а может и тысячелетия, и она жива до сих пор — торт ведь тоже сладкий пирог.
Цари свои именины праздновали точно также, только всё это было богаче и торжественнее. Да и угостить могли всех своих подданных, выкатывая на площадь бочки со хмельным и вынося те же пироги.
С Петром I эта традиция у царей прервалась. Не то чтобы именно она ему не нравилась, но всё что принадлежало «старине», которую он считал вредной, вызывало в нём отторжение. При этом праздновать свой день рождения Петр не любил (9 июня 1672 года). Он никогда его особо не отмечал, если находился в Москве или каком ином уголке своего государства.
иллюстрация: factroom.ru
Но зато если праздник его заставал в Санкт-Петербурге, то именины превращались в истинно петровский кутеж!
Стоит отметит, что вопреки сложившемуся мнению, в повседневной и будней жизни Петр пьянства не терпел. Но зато отрывались в праздники. Собственно, поэтому они были такими шумными и длились по нескольку дней кряду. А потом опять работать и на трезвую голову. И это ответ на вопрос, как такому, по устоявшемуся стереотипу, выпивохе удалось столько сделать.
Последующие императоры, а в XVIII веке, в основном императрицы, отмечали дни рождения каждый год по-разному и каждый по своему характеру. Общим был только торжественный молебен — служили молебны и по остальным церквам в государстве.
Но вот император Николай I свой день рождения 6 июля почти не отмечал. Зато он превратил в сказку праздник своей супруги Александры Федоровны – 1 июля. Был и ещё один повод – в этот день они сочетались браком.
иллюстрация: Ашиль Исидор Гилберт. Фейерверк приуроченный к коронации Александра II в сентября 1856 года.
Летом императорская семья жила в Петергофе. Утром и днём все по устоявшимся на Руси традициям – молебен. А вот вечером эта сказка и начиналась. Непременный атрибут праздника – богатая иллюминация.
Американский посол, побывавший на одном из них, писал, что картина напоминала чудеса «из волшебной лампы Алладина». Он уверял, что на деревьях висело 500 тысяч ламп. На самом деле только 52 тысячи, в виде виноградной лозы. Но и это было волшебно.
С тех пор и закрепилась традиция пышно справлять дни рождения женской части монаршей семьи и очень скромно мужской. А в случае тяжелых времен, например войн, то и вовсе не отмечались. Самыми дорогими подарками императоры считали сделанные собственными руками детей и супруги. Николай I до конца жизни носил в домашней обстановке только туфли, вышитые бисером женой и подаренные ещё в молодости.
Точно также скромно отмечал дни рождения Александр II — там только добавилось утреннее поздравление всем семейством.
иллюстрация: Макаров Иван Кузьмич (1822—1897) Прибытие государя на парад.
Императрица стояла посреди зала, члены Государственного совета, польщенные приглашением, целовали ей руку, император пожимал им руки. Потом обедня в церкви и гости рассаживались за круглые столики по 10 человек.
А вот при Николае II всё происходило гораздо скромнее. Александра Федоровна не любила публичности и всячески её избегала. За что частенько получала выговор от своей свекрови, которая полагала празднования дней рождения не столько личным праздником, сколько монаршей обязанностью.
К моменту воцарения Николая II ритуал празднования дней рождений императоров стал устоявшимся и уже не допускались никакие отклонения. Так и продолжалось до самой февральской революции 1917 года.
Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов
Почему в РФ не празднуют 300-летие Империи. (Про ненаписанную историю)
Советский календарь против русского. Русские даты в СССР не отмечались. А в РФ, правопреемнике умершего совка, если и празднуются, то как-то по-язычески, без выявления смысла. Новый год в Советском Союзе разрешили отмечать только в 1935 году. 23 февраля – международный день женщин – превратился в СССР в день Красной армии, теперь – в день защитника отечества, 4 ноября стал нерабочим днем больше 20 лет назад, но СМИ не объясняют почему он так важен; русский праздник – 19 мая – день рождения Николая II превращен в день рождения пионерии. Можно продолжать, но я остановлюсь.
Империя – три несовместимые модели. С конца 19 века история знает три основных типа империй. Огромные по территории и населению государства, объединившие разные народы и стремящиеся к расширению, внешне похожи, но глубоко отличаются внутренней природой.
Первый вариант – европейские колониальные империи. Такие государства как Англия, Франция, Португалия и др, создавшие эффективные экономические модели и утверждавшие у себя дома устойчивые, правовые системы управления, использовали свое превосходство для максимально выгодного получения по заниженным ценам «колониальных товаров» в зависимых странах Азии и Африки. При этом отстающие политические и экономические стандарты третьего мира не развивались, а консервировались. Такой тип отношений воспринимался в тот период как нормальный. Лишь в 1960 году, в «год Африки», по призыву ООН, колониализм был осужден и десятки стран объявили о своей независимости. С тех пор эти страны, с остановками и сбоями, идут в правильном направлении, но пока немногие приблизились к уровню метрополий. Добавлю, что в самих метрополиях отношение к колониализму изменилось на критическое.
СССР, другой тип империи. Создатели «советской» системы изначально сознавали неэффективность своего проекта, понимали в Кремле и то, что это видят соседние страны и народы. Гарантию сохранения собственной власти «вожди пролетариата» нашли в том, чтобы избавиться от оппонентов и навязать свою контрпродуктивную политмодель всему остальному миру. В центре советского герба, вполне логично, расположился земной шар.
Повторю — для советского авторитарно-тоталитарного, диктаторского режима главным было не экономическое давление, а навязывание своей модели власти, завернутой в комидеологию. Подвластные СССР народы утрачивали идентичность, уподоблялись совку и попадали в зависимость от Москвы. Как это выглядело на практике, известно на примере стран Балтии. Введение туда в 1940 году формирований Красной армии сопровождалось полным демонтажем существовавшей там политической системы – отменой Конституции и всего свода законов, введением цензуры, национализацией собственности, разрушением существовавших слоев и классов, репрессиями против интеллигенции, церкви, ударом по образованию, культуре, депортацией и арестами десятков тысяч граждан…
Российская Империя, третья модель. Становление Древней Руси столкнулось с нашествием Орды. Анализируя конфликт двух цивилизаций — православной и ордынской – наши предки пришли к двоякому решению. Во-первых, Русь не должна растворяться и сливаться с иноверцами, свое государство надо сохранить. Во-вторых, сохранение Руси возможно через собирание и объединение земель. Иначе говоря, русские не родились на свет имперцами, как уверяют многие оппоненты. Создание великой Империи – стало ответом на иго* и ключом к сохранению собственной идентичности.
Встав на путь самоспасения, наши предки делали это по-своему, заранее предвидя неэффективность и опасность распада двух предыдущих моделей. Присоединяя новые народы и территории, Русь не стремилась навязать им ни свою способ управления, ни свой экономический диктат. Империя будет устойчивой и эффективной только если максимально сохранит правила, традиции и нормы, существовавшие у присоединяемого народа и прежде. Поэтому, даже в Казани, взятой в 1552 году огнем и мечом, после 240 лет поборов, русские, сохранили действовавшие там внутренние правила. Высший слой — мурзы (дворяне), оставался, как и другие соцслои, на своем месте, Орда, где не было крепостных, крепостное право не вводила, сохранялись язык и вера. И только тот, кто собирался делать карьеру на общегосударственном уровне должен был ехать в Москву, а потом — в Петербург и там усваивать общероссийские правила. Другой, уникальный и характерный пример в истории Европы – включенная в1809 году в состав Империи Финляндия. В Суоми сохранялась своя Конституция, Сейм, армия, денежная система… И только вопросы внешней политики были полным приоритетом Санкт-Петербурга.
Повторю, я описал принципы и главную цель формирования Российской империи. На практике происходили разные отклонения (кто не слышал про войну на Кавказе), но рассмотреть и объяснить все детали в короткой статье невозможно. Добавлю, что Россия никогда не планировала захват всего мира, а сам проект расширения, продолжавшийся более 500 лет, плавно завершался с запада на восток, с 1815 по 1880 годы. Осуществив проект собирания земель, Россия перешла к философии обустройства, к удивительному социально-экономическому росту, прерванному большевицким переворотом.
Сделаем выводы. Повторю, важнейший тезис А. Солженицына – «СССР – убийца исторической России», многое объясняет. Понятно почему великая дата — 300-летие Империи — в постсовке отмечать не будут (а вдруг кто-то начнет копать глубже – проблем не оберешься!). Понятно и многое другое. Например – почему русский бунт бессмысленный и беспощадный? С Александром Сергеевичем нельзя не согласиться, ведь Россия была устроена правильно, ее надо защищать а не расшатывать; а вот советско-постсветский бунт неизбежен… Не понятно, почему «Крым – наш», его присоединила к Империи, а не к СССР, Екатерина Великая. А, повторю, РФ, как и СССР не является правопреемником Исторической России? Ответьте мне и на другой вопрос – если победа в ВОВ – самое главное, то почему в 1946-47 годах Сталин организовал 4-ый искусственный голодомор, половина населения страны оказалась на грани выживания, 2 миллиона погибли от голода и каннибализма?
В общем, как говорил покойный директор Института Российской истории РАН А.Н. Сахаров: нам не до переписывания истории, она у нас пока не написана!
300-летний юбилей Российской империи прошел незамеченным
22 октября по старому стилю или 02 ноября этого года, исполняется 300 лет со дня основания Российской Империи. В этот день 1721 года решением Правительствующего Сената Царь Петр I был провозглашен Императором Всероссийским, Петром Великим и Отцом Отечества.
Это было сделано сразу же после окончания Северной войны, которая была завершена Ништадтским мирным договором 30 августа (ст. стиля). 1721 г., согласно которому к России отошли Лифляндия (с Ригой), Эстляндия (с Ревелем и Нарвой), часть Карелии, Ижорская земля и другие территории.
Связь между завершением Северной войны и провозглашением Петра I императором очевидна. В финском городе Ништадте был подписан политический документ, завершивший двадцатиоднолетнюю войну, или «троевременную школу», как называл ее Петр I.
Подписание Ништадского мирного Договора с королевством Шведским означал выполнение основной задачи, за которую Россия боролась. Ей удалось разрушить подстрекаемые Великобританией попытки организовать антироссийскую коалицию и расширить фронт боевых действий против России.
По мнению многих историков и политиков Россия уверенно и властно вошла в когорту ведущих держав, от позиции которых зависело решение важнейших европейских проблем. Борьба за выход к морю была завершена, что позволило затем установить прочные экономические связи с Европой.
Из этой «троевременной школы» Россия вышла победительницей, окрепшей в военном и экономическом отношениях. Договор закрепил за Россией не просто выход к Балтике, о котором мечтал царь, но и всю Восточную Прибалтику. Россия де факто стала империей.
Разберемся с энциклопедическим понятием Империя
По энциклопедическому определению Импе́рия (от лат. imperium — власть) —монархическое государство во главе с императором или колониальная, либо международно значимая держава, опирающаяся в своей внутренней и внешней политике на военные сословия (организованную армию) и действующая в интересах военных сословий.
Как правило, империя объединяет разные народы со сложным этническим составом населения и территории в единое государство с единым политическим центром, играющее ведущую роль в регионе или даже во всем мире.
В христианском понимании Империя – это власть истины (imperio – высшая власть, власть Всевышнего), следовательно, единственно легитимная. Империя может быть только одна: ибо один Бог на небе и один император на земле.
Классики геополитики Карл Шмитт и Хэлфорд Маккиндер в своих работах различали два вида империй по форме экспансии.
Разделяя все государства по своей геополитике на теллурократические (континентальные) и талассократические (колониальные), эти мыслители выделили и характерные им имперские формы.
Существует точка зрения, будто век империи закончился, когда экономическая целесообразность колоний якобы падала, и колониальные империи отказывались от колоний. К началу XXI века практически все колониальные морские империи распались.
Скромность процедуры провозглашения Российской Империи
Само объявление России империей было обставлено достаточно скромно. Местом исторического события стал Троицкий собор Санкт-Петербурга, где в торжественном собрании всего двора и при стечении многого народа после отслуженной литургии был зачитан Ништадтский мирный договор, затем с проповедью-речью выступил Феофан Прокопович, напомнивший о заслугах царя Петра Алексеевича Романова.
Затем великий канцлер Головкин в окружении сенаторов, подойдя к царю, торжественно просил его принять «титул Отца Отечества, Петра Великого, императора Всероссийского».
«Виват, виват, виват Петр Великий, Отец Отечествия, император Всероссийский!» – трижды прокричали сенаторы. Клич этот подхватил весь собор и народ, стоявший вне церкви. Затем «раздался колокольный звон, звуки труб, литавр и барабанов, пушечная и ружейная стрельба».
300 лет тому назад возникла новая политическая реальность – Российская империя
Самыми известными и международно-значимыми империями являлись Британская, Монгольская, Российская, Османская, Римская и Священная Римская. Провозглашение Петра I императором юридически оформляло новую политическую реальность – Российскую империю.
Для того чтобы понять, какой смысл вкладывали в это событие его участники, необходимо обратиться к документам эпохи. Поднося Петру I титул «Великого, Отца Отечества, Императора Всероссийского» 22 октября 1721 г., канцлер Гаврила Иванович Головкин, говорил: «Токмо едиными вашими неусыпными трудами и руковождением, мы ваши верные подданные, из тьмы неведения на театр славы всего света, и тако рещи, из небытия в бытие произведены и во общество политичных народов присовокуплены».
Современники видели заслугу Петра в первую очередь в том, что он сотворил новую Россию, сделал свой народ «политичным». Это польское слово близко по смыслу позже вошедшему в русский язык слову «цивилизованный». То есть новому титулу придавалось и очевидное созидательное значение.
Заметим, что эту роль демиурга, творца, отводили царю не только его русские сподвижники, но и его европейские поклонники. Французский академик Фонтенель закрепил миф о «творце новой нации» в европейской общественной мысли, а Вольтер придал ему еще большую популярность.
Весьма показательна была и краткая ответная речь Петра. Он подчеркнул значение заключенного мира, традиционно сославшись на Божью помощь: «Надлежит Бога всею крепостию благодарить; однако ж, надеясь на мир, не надлежит ослабевать в воинском деле, дабы с нами не так сталось, как с монархиею Греческою».
Помышляя о «пользе и прибытке общем» и облегчении народа, царь в полном соответствии с имперской идеей, призывал не забывать о войне и армии.
Сакральность Российской империи последовательно превращают в дешевую мыльную оперу
Год 300-летия основания Российской империи проходит у нас в скоромошных традициях петровской эпохи, фейковых свадебных мероприятиях и без серьезного государственного подхода. России оказывается удобнее водить постыдные хороводы вокруг непризнанных императорской фамилией «потомков рода Романовых», обращающих сакральность имперской идеи и сущность императорской власти в балаган, нежели серьезно размышлять о прошлом и будущем нашей страны.
Мы всё так же «ленивы и нелюбопытны», как и во времена Пушкина. А также напрочь забыли великий смысл русской истины: «Дорога ложка у обеду, а яичко ко Христову дню».
Мы уже упустили безвозвратный шанс не только вспомнить о своем имперском прошлом, но и наметить контуры России будущего, всерьез подискутировать о нашей идентичности. А также поделится мнениями и планами о будущем страны, которая стоит сегодня перед вызовами, ни сколь не уступающими тем, с которыми столкнулся в свое время Петр Великий.
Но коль мы не дозрели до настоящего всероссийского празднества, посвященного Русскому триумфу, то где приуроченные к юбилейной дате научные конференции, серьезные научные монографии, посвященных имперскому прошлому России?
Разве не актуальны следующие общеинтересные вопросы: Что же такое Российская империя? Какими помыслами и идеям она жила? Какие смыслы транслировала своему государствообразующему народу?
Нет больше российской империи – вещают «доброжелательные» западные политики и наши либеральные деятели. Была да сплыла. И не до империи ли нам сегодня? Есть дела поважнее – неолибиральный капитализм надо созидать в тяжких условиях пандемии короновируса!
Однако и вопросы пандемии и демографии, бедности и неэффективной экономики упираются в конце концов в волю к жизни. А воля к жизни нации, народа – в цель его существования.
Российская Империя – это и есть связь со всем ценным в истории и настоявшим, а следовательно, а с будущим. Никому и никогда не удавалось сохранить страну, нацию и народ, не являя перед ними ясные цели существования. Что демонстрирует нам, например, распад советской империи.
Русь есть Империя в себе
Еще во времена Ивана Третьего Русь осознала себя Третьим Римом, восприняв свое духовное правопреемство от Византии. Право, на которое давала, конечно, не только женитьба Ивана на принцессе царского рода Софье Палеолог, но прежде всего само греческое православие – та святыня, та ценность, ответственность за хранение которой с этого времени (после падения Константинополя) переходила к Руси.
Есть четкая формула христианского философа Филолея: «Москва –Третий Рим. Два Рима пали – четвертому не бывать». И в православном, в русском понятии –Третий Рим – это не национальное тщеславие, это прежде всего великая международная ответственность.
С объявлением Руси себя Третьим Римом, а затем – Российской империей, объединение мирового христианства, восстановление полноценной Римской империи вновь становится возможным. Такие попытки неоднократно предпринимались русскими царями.
Начиная с Ивана Калиты, Московская Русь стала, как на дрожжах расти и присоединять сначала исторические русские земли, а затем, при Иване Грозном, и близлежащие территории соседних государств, когда в состав России вошли Казанское и Астраханское ханства.
Саму победу над шведами в Северной войне Пётр считал продолжением и завершением Невской битвы русского князя, лично совершив символическое перенесение его мощей в Санкт-Петербург.
Уже при Александре Невском был заложен краеугольный камень имперской идеи. Он расширил интересы Руси до дальних восточных границ.
Формально Россия вошла в состав Золотой Орды, но ментально Россия Золотую Орду сделала частью своего мира.
В этом смысле Пётр Первый – достойный продолжатель и наследник и Александра Невского, и Ивана Великого, и Ивана Грозного, и конечно, своего отца царя Алексея Тишайшего, воссоединившего Великую и Малую Россию (т.н.Украину).
Петровская Империя стала логическим продолжением духовной и политической жизни Московской Руси. Пётр Первый не изобрёл чего-то нового, он интуитивно выразил русскую идею как имперскую идею.
Пётр Первый выступил как глубоко русский Царь, как наследник Иоанна Грозного, которого он почитал и считал себя продолжателем его стратегических планов расширения России на Запад.
Далее Ермак покорил Сибирское ханство. Россия вышла на просторы Сибири и к берегам Тихого океана, раскинулась на просторах двух континентов – Азии и Европы.
И здесь встал вопрос: что делать? Что в конце концов строят великие князья и Цари и какую страну создают? Может быть национальное государство для русских? Тогда другие народы должны быть вытеснены или же раствориться в русском народе.
А может это будет государство для всех, где каждый народ будет чувствовать себя частью целого, именуемого Россией? И тогда Россия будет матушкой не только для русских, но и для чувашей, татар, башкир, казахов, сибирских народов, чукчей, якутов, бурятов…
Россия – великая континентальная Империя
Чем отличается континентальная Империя от национального государства? Национальное государство – государство одной нации. Континентальная Империя же открыта для всех, кто признаёт власть Императора, подчиняется имперским законам, вселяется в этот дом и становится полноправным гражданином Империи. И если в национальном государстве очевидны приоритеты национального, то в Империи приоритет гражданства.
Этот вопрос не мог оставаться нерешенным. Промедление с его решением было смертельно опасным. Миссия разрешить его выпала Петру I. От его решения зависели серьезные исторические последствия. Он, как русский витязь, оказался на распутье и сделал судьбоносный выбор в пользу великой многонациональной Империи.
Провозглашение русского Царя Императором стало выражением достигнутых в его царствование международных успехов России. Хотя акт этот не сразу был признан европейской дипломатией, но день 22 октября 1721 года считается днем основания Российской Империи.
Интересно понаблюдать и за тем, как Российскую империю признавали в Европе. Едва ли мы увидим здесь много расхождений с позднейшим временем.
Первым, в ноябре того же года, Российскую империю признал прусский король Фридрих Вильгельм I. Следом свое признание удостоверил грамотой от 21 декабря Венецианский дож Иоанн Корнелий. За ними последовал ряд немецких земель, Нидерланды (май 1722) и король Швеции Фредерик I (июль 1723).
Дольше всех (что и не удивительно) тянули с признанием Русского имперского флага императоры Священной Римской империи и Османские султаны, англичане и естественно поляки. Но и им, в конце концов, пришлось это сделать.
О преступном низкопоклонстве Петра Великого перед просвещенной Европой
Петра Великого часто изображают каким-то низкопоклонником перед всем западным, который чуть ли не по-обезьяньи копировал всё с манеру голландского или немецкого.
Тут и брадобритье, и переодевание в немецкое платье, и питие кофе, и курение табака, и естественно, пьянство. Причём все эти личные пристрастия Пётр I делал обязательными для подданных под угрозой суровых кар.
Заметим, однако, что многокилограммовый «орден» на шею будущим алкоголикам вешал именно Петр. А от стрижки бород можно было откупиться, внеся немалый налог на ношение бороды.
В большинстве своем основной массы податного народа эти меры вовсе не коснулись. Да и если посмотреть портреты знати тех лет – не припомню я там множества брадобритых в Европе.
Однако моды это одно, а вот как Пётр относился к государствам Западной Европы? Если он был таким космополитом, как ему приписывают, как же так вдруг получилось, что именно при нём Россия выдвинулась в число великих держав Европы?
При Петре I ещё можно было попробовать создать национальное государство. Но он сделал исторический выбор – и отнюдь не в пользу Европы, как может показаться внешне, а в пользу Империи.
Он обратил свой взор вглубь веков – идеалом для него была Римская Империя, по её примеру он создавал политические институты.
Петр – не европеец, он скорее римлянин. Россия стала Третьим Римом именно при Петре I и не перестала им быть вплоть до наших дней.
Заветы первого Всероссийского Императора и Отца Отечества живы и актуальны
Отрицать то, что мы сегодня во многом живём по заветам Императора Петра Великого бессмысленно. Державное влияние имперского события 22 октября 1721 года – определило всё последующее многовековое бытие России. Никакие исторические катаклизмы за последующие три века не смогли преодолеть инерции заданного Петром вектора.
Государь Пётр понимал, что Империя для России не просто красивый высокий титул, а самое главное – это образ её жизни, способ её бытия и формула её будущего.
Будучи зажатой между Востоком и Западом, как между Сциллой и Харибдой, России, чтобы выжить, нужно было объединить в себе Восток и Запад и ментально, и территориально, и политически, и религиозно.
Все эти проблемы решил гениальный Император Пётр Великий, создав Российскую Империю, увенчав этим статусом многовековое строительство Российского государства его предшественниками.
Для воплощения идеи Империи необходимы были и определенные качества самого народа, ведь Империю невозможно навязать силой или построить как некий утопический коммунизм.
От народа, претендующего на титул носителя имперской идеи, требуются как минимум два нравственных качества.
Прежде всего, нужна глубокая жертвенность народа, потому что титульный народ, отказываясь от узко национального государства, жертвует отчасти своими прерогативами и преимуществами как первого народа Империи. Нужна готовность отказаться от своего естественного национального эгоизма.
Второй момент: нужна широта души титульного народа, чтобы он мог вместить в себя разные этносы и разные культуры, чтобы ему были интересны другие народы, вошедшие в общий имперский дом.
В рамках же менталитета национального государства чаще приходится видеть ксенофобскую риторику, которая приводит к национальным конфликтам и отчуждению народов. В результате воздвигаются политические и ментальные границы.
Однако, русский народ в течение своей истории выработал именно эти нравственные качества – жертвенность и широта души. Оба они основаны на православии. Достоевский выразил этот идеал понятием «всечеловек».
Русский народ в своей истории не возводил границы, а расширял их, не отгораживался от других народов, но открывал врата своего государства для других народов. И этот процесс завершался только естественными границами континента.
Широта нашей души была ограничена только берегами Северного и Тихого океана. Только распад Советского Союза прекратил процесс естественного расширения Империи. Жертвенность и широта души русского народа позволили ему стать государствообразующим народом Империи. Наш народ в этом выразил и воплотил себя.
Искусственно навязываемый России феномен имперской вины
У современной власти и общественного сознания можно обнаружить некий комплекс вины или даже стыда в связи с феноменом имперского исторического пути Росси.
«Власть предержащие» очевидно, боится сознаться себе в том, что они не только конституционные наследники Советского Союза и априори Российской Империи, но и сами являются правителями Империей в форме федерации. Такое стыдливое умолчание по крайней мере контрпродуктивно. Оно приводит к тому, что наши национальные и государственные достоинства приходится официально признавать недостатками.
После Петра I Россия всегда оставалась Империей, чтобы ни происходило, особенно в ХХ веке. Россия меняла гимны и знамёна, но оставалась при этом все той же – Российской, советской, даже демократической, но Империей.
Перед современной Российской федерацией стоит диадема – быть Империей или не быть вообще. Если мы откажемся от имперского пути, то Россия рассыплется.
Сегодня нам нужна именно Новая Российская Империя. К сожалению, о Российской Империи не говорится ни в Конституции, ни в программе какой-либо политической партии. Хотя все как один наши политики дружно размахивают флагом Российской Империи и ее национальными символами.
Понятие Империи в наше время имеет даже негативный оценочный смысл. Исторические окраины России упорно борются с наследием Империи.
Тем не менее, мы живём в реалиях российской Империи влияния. Надо иметь мужество назвать вещи своими именам и надо признаться в имперской природе российской власти.
В 2020 году были внесены изменения в Конституцию Российской федерации, но, к сожалению, не было внесено главное: нужно было чётко прописать, что нынешняя Россия – наследница Российской Империи, хранительница её опыта и заветов, её бытие существует в парадигме имперской идеи и преследует цели свободного объединения народов, культур, цивилизаций.
Для этого в Конституции нужно поменять всего одно слово – Россия является наследником не Российского государства, а Российской Империи. И поменялась бы вся современная идеология России.
Имперская цель – это идеология, которая сегодня может практически объединить как народы России, так и народы соседних стран.
Заключение
Время колониальных империй, «империй континентальных территорий», действительно, кануло безвозвратное историческое прошлое. Но время «империй влияния» продлится, видимо, до скончания веков. Трудно найти государство, так или иначе совершенно не тяготеющее к какому-либо блоку или союзу.
Обеспечение спокойствия на границах, создание т.н. «буферных зон», способность мирным путём решать свои политические проблемы в любом уголке земного шара – вот, чем сегодня следовало бы гордиться. А историческая память – необходимая составляющая будущего возвышения России.
Всем хочется жить в большом, сильном и защищенном государстве. Любой малый народ понимает, что он сам по себе не выживет. Имперская идея способна вдохновить и русского, и татарина, и чеченца, и якута. В Империи априори каждый чувствует себя полноправным и полноценным гражданином. Конечно, необходимы определенные государственные реорганизации.
«Россию Бог создал одну. Соперников она не имеет» – эти эпические слова первого Всероссийского императора нужно не только помнить, но и почаще цитировать всем нашим соотечественникам. Империя не может умереть
Насущный девиз современности – нам нужна Империя, нам нужно естественное преобразование Российской федерации в «Российскую империю влияния». Конечно, это требует державной воли масштаба Петра Великого. Нам нужен исторический пример Петра Великого.
Поэтому необходимо достойное празднование хотя бы грядущих юбилеев Российской Империи. Державе Российской нужен особый исторический праздник – День Российской Империи. Его нужно официально праздновать так же, как в стране уже несколько десятилетий всенародно празднуется День Победы в Великой Отечественной войне.
Трудно объяснить этот эффект беспамятства явления, прямо связанного с самой властью. Думаю, что наш долг как общества и как народа напоминать власти о её истоках и её природе.
И самое время задать несторовский вопрос, откуда есть государство Российское. Юбилей Российской Империи – замечательный повод вспомнить истоки нашей государственности.