с чем связан день народного единства
Новости Барнаула
Опросы
Спецпроекты
Прямой эфир
День народного единства в России: что за праздник мы отмечаем 4 ноября
Фото: Екатерина Смолихина/Amic.ru
4 ноября вся Россия будет отмечать праздник «День народного единства». Несмотря на то, что это относительно молодой праздник, его корни уходят в 17 век. Вместе с Amic.ru разбираемся, что это за день и почему его путают с 7 ноября.
Изгнание поляков из Москвы завершило долгий период Смутного времени в России. После изгнания поляков из Москвы в России был избран новый царь — представитель династии Романовых Михаил Федорович.
Смутой принято называть события со смерти царя Ивана Грозного (1584 год) до избрания первого государя из династии Романовых — Михаила Федоровича (1613 год). После смерти Ивана Грозного на престол взошел его сын Федор I Иоаннович. Однако потомков у него не было, и династия Рюриковичей пресеклась. Однако все помнили про младшего сына Ивана Грозного, царевича Дмитрия, погибшего при загадочных обстоятельствах еще при жизни Фёдора. В народе стали поговаривать, что, возможно, он жив. Именно с этого момента в России и началось Смутное время, на престол начали претендовать самозванцы Лжедмитрии.
В 1613 царь Михаил Федорович учредил праздник — день очищения Москвы от польских интервентов. Он праздновался 4 ноября.
В 1649 году этот день был объявлен православно-государственным праздником Казанской иконы Божией Матери. По преданию, икона была прислана из Казани Дмитрию Пожарскому. С ней ополчение вошло в Москву. Многие верят, что изгнать поляков удалось именно благодаря иконе.
После революции 1917 года традиция отмечать освобождение Москвы от польских интервентов прекратилась.
В сентябре 2004 года Межрелигиозный совет России предложил сделать 4 ноября праздничным днем и отмечать его как День народного единства. Инициативу поддержали в Госдуме, и этот день стал выходным вместо 7 ноября.
В пояснительной записке к проекту закона о введении нового праздника говорится следующее:
«4 ноября 1612 года войны народного ополчения под предводительством Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарвского штурмом взяли Китай-город, освободив Москву от польских интервентов и продемонстрировав образец героизма и сплоченности всего народа вне зависимости от происхождения, вероисповедания и положения в обществе».
Основные мероприятия в День народного единства проходят в Москве и Нижнем Новгороде у памятников Минину и Пожарскому. Почему в Нижнем Новгороде? Именно там и было созвано ополчение, которое выгнало польских интервентов из Москвы.
Праздничные концерты проходят и в остальных городах России. Там в этот день проводятся концерты, представления, благотворительные акции, митинги и так далее.
День народного единства: история праздника
4 ноября в России отмечается День народного единства. Праздник был учрежден Федеральным Законом «О внесении в статью 1 Федерального закона «О днях воинской славы (победных днях) России», подписанным в декабре 2004 года президентом России Владимиром Путиным. Впервые в России этот новый всенародный праздник отмечался 4 ноября 2005 года.
Династический кризис вскоре перерос в национально-государственный. Единое русское государство распалось, появились многочисленные самозванцы. Повсеместные грабежи, разбой, воровство, мздоимство, повальное пьянство поразили страну.
Многим современникам Смуты казалось, что произошло окончательное разорение «пресветлого московского царства». Власть в Москве узурпировала «семибоярщина» во главе с князем Федором Мстиславским, пустившая в Кремль польские войска с намерением посадить на русский престол католического королевича Владислава.
По призыву Минина горожане добровольно давали на создание земского ополчения «третью деньгу». Но добровольных взносов было недостаточно. Поэтому был объявлен принудительный сбор «пятой деньги»: каждый должен был внести в казну ополчения пятую часть своих доходов на жалованье служилым людям.
По предложению Минина на пост главного воеводы был приглашен 30-летний новгородский князь Дмитрий Пожарский. Пожарский не сразу принял предложение, согласился быть воеводой при условии, что горожане сами выберут ему помощника, который начальствовал бы над казной ополчения. И Минин стал «выборным человеком всею землею». Так во главе второго земского ополчения стали два человека, избранные народом и облеченные его полным доверием.
Во всенародном ополчении, в освобождении Русской земли от иноземных захватчиков участвовали представители всех сословий и всех народов, входивших в состав русской державы.
С чудотворной иконой Казанской Божией Матери, явленной в 1579 г., Нижегородское земское ополчение сумело 4 ноября 1612 г. взять штурмом Китай-город и изгнать поляков из Москвы.
Уверенность, что благодаря именно иконе Казанской Божией Матери была одержана победа, была столь глубока, что князь Пожарский на собственные деньги специально выстроил на краю Красной площади Казанский собор. С тех пор Казанскую икону начали почитать не только как покровительницу дома Романовых, но по указу царя Алексея Михайловича, правящего в 1645-1676 гг., было установлено обязательное празднование 4 ноября как дня благодарности Пресвятой Богородице за ее помощь в освобождении России от поляков (отмечался до 1917 г.). В церковный календарь этот день вошел как Празднование Казанской иконе Божией Матери в память избавления Москвы и России от поляков в 1612 г.
Таким образом, День народного единства совсем не новый праздник, а возвращение к старой традиции.
В День народного единства в разных городах нашей страны политические партии и общественные движения организуют митинги, шествия и концерты, благотворительные акции и спортивные мероприятия.
Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников
День народного единства: откуда взялся праздник 4 ноября и что мы отмечаем
День народного единства отмечается в России 4 ноября ежегодно, начиная с 2005 года. Праздник был учреждён Федеральным Законом «О внесении в статью 1 Федерального закона «О днях воинской славы (победных днях) России», подписанным в декабре 2004 года президентом России Владимиром Путиным. Рассказываем историю праздника, о традициях и обычаях 4 ноября.
«Откуда корни растут»
День народного единства был учреждён в память о событиях 1612 года, когда народное ополчение под предводительством нижегородского старосты Кузьмы Минина и князя Дмитрия Пожарского освободило Москву от польских интервентов. Также появление праздника связывают с окончанием Смутного времени в России в XVII веке. Напомним, что в начале XVII века умер Фёдор, сын Ивана Грозного, не оставив наследника. В связи с этим в государстве возникла проблема: кто будет царём? Однако у Ивана Грозного был младший сын Дмитрий, который погиб ещё при жизни Фёдора при загадочных обстоятельствах. Пользуясь тайной его смерти, начали появляться «Лжедмитрии» – самозванцы, выдающие себя за наследников престола. В стране наступил династический кризис, который вскоре перерос в национально-государственный: единое русское государство распалось, появились самозванцы, а вместе с тем грабежи, разбой, воровство и пьянство. Власть в Москве узурпировала «семибоярщина», пустившая в Кремль польские войска с намерением посадить на русский престол католического королевича Владислава. Во главе «семибоярщины» стоял князь Фёдор Мстиславский.
В это тяжёлое для России время патриарх Гермоген призвал русский народ встать на защиту православия и изгнать польских захватчиков из Москвы. Его призыв подхватили русские люди. Началось широкое патриотическое движение за освобождение столицы от поляков. Первое народное ополчение возглавил рязанский воевода Прокопий Ляпунов, но из-за распрей между дворянами и казаками, которые по ложному обвинению убили воеводу, ополчение распалось. Преждевременно начавшееся в Москве 19 марта 1611 года антипольское восстание потерпело поражение.
По предложению Минина на пост главного воеводы был приглашён князь Дмитрий Пожарский. Однако он не сразу принял предложение и согласился быть воеводой. Но с условием, что горожане сами выберут ему помощника, который бы управлял казной ополчения. Им стал Кузьма Минин. Так, во главе второго земского ополчения стали два человека, избранные народом и облеченные его полным доверием.
Под знамена собралось больше десяти тысяч служилых поместных людей, до трёх тысяч казаков, более тысячи стрельцов и множество «даточных людей» из крестьян, также казаки, стрельцы и дворяне. Вместе с русскими вступали в отряд и другие народы, страдающие от интервенции.
По преданию, Казанская икона Божией Матери была прислана из Казани князю Дмитрию Пожарскому и стала покровительницей народного ополчения. С чудотворной иконой Нижегородское земское ополчение сумело 4 ноября 1612 года взять штурмом Китай-город и изгнать поляков из Москвы. Эта победа стала толчком для возрождения российского государства, а икона – предметом особого почитания. После этого Земский собор избрал на царство Михаила Фёдоровича Романова, положившего начало трёхсотлетнему правлению династии Романовых в России.
Кроме того, князь Дмитрий Пожарский на собственные деньги выстроил на краю Красной площади Казанский собор. С тех пор Казанскую икону начали почитать не только как покровительницу дома Романовых, но по указу царя Алексея Михайловича, правящего в 1645-1676 годах, было установлено обязательное празднование 4 ноября как дня благодарности Пресвятой Богородице за ее помощь в освобождении России от поляков (отмечался до 1917 года). В церковный календарь этот день вошел как Празднование Казанской иконе Божией Матери в память избавления Москвы и России от поляков в 1612 году.
«День 7 ноября — красный день календаря». Почему День народного единства празднуют 4 ноября?
Традиции праздника
Согласно традициям, в этот день проходят грандиозные патриотические празднования во всех российских городах, а также проводятся развлекательные программы, концерты и запускаются салюты. Кроме того, праздник также сопровождается шествиями, крестными ходами, митингами, флешмобами, концертами. Также организуются конференции, посвящённые культуре, литературе и истории России. Также в этот день устраивают исторические реконструкции, открывают памятники героям Пожарскому и Минину в городах страны.
День народного единства: Как икона из Казани сплотила Россию
На призыв откликаются нижегородцы. К ним присоединяются казанские дружины, которые и принесли с собой список Казанской иконы Божьей Матери Дмитрию Пожарскому, возглавившему ополчение. С этого момента перед иконой совершаются постоянные молебны.
Четыре столетия спустя, нам, атеистам и маловерам, связь между победой и молитвами пусть даже и к знаменитой иконе кажется неочевидной, но вот как происходившее объясняет Сергей Соловьев. «Когда ударили бури Смутного времени, то потрясли они и свеяли много слоев общества, находившихся на поверхности, но когда коснулись оснований общественных, то встретили и людей основных, о силу которых напор этих бурь должен был сокрушиться». Среди таких людей, ставших основой общества, людей несгибаемых и верных, историк называет и насельников Троице-Сергиева монастыря, кстати, устоявшего под натиском поляков, превосходящих нас даже численно. После мученической кончины патриарха Гермогена, «уморенного голодом», в народ, по городам и весям «вместо грамот патриарших шли призывные грамоты от властей прославленного недавно новою славою Троице-Сергиева монастыря, от архимандрита Дионисия и келаря Авраамия Палицына».
Причем православные постились, особо подчеркивает летопись, «по своему изволению». То есть понимание того, что нравственное очищение каждого есть необходимое условие для очищения всей Родины, не навязывается кем-то, а именно возникает само. «Народ, не видя никакой внешней помощи, углубился во внутренний, духовный мир свой, чтоб оттуда извлечь средства спасения». Покаяние и молитвенное обновление каждого стало той силой, что воспрепятствовала идущим полным ходом процессам атомизации русского общества. Сплотило индивидуумов в народ.
Прозрения такой глубины открываются людям в годины великих потрясений. И не приведи нам Господь забыть об этом в те дни, когда Смута всего лишь страница из учебника истории.
«Я уверен, многие даже не знают, что за праздник 4 ноября»
Жесткая позиция татарстанского историка по поводу Дня народного единства: при чем тут Сурков и почему именно поляков «назначили» объединять русский народ
Вчера Россия отмечала государственный праздник, День народного единства. Корнями он уходит в 1612 год, когда народное ополчение под предводительством Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского одолело польских интервентов и освободило Москву. «Реальное время» поговорило об этой дате со старшим научным сотрудником Института истории им. Ш. Марджани Академии наук Татарстана, кандидатом исторических наук Булатом Рахимзяновым. В его мини-интервью — откровенные рассуждения о том, почему именно эти события выбраны в новой России поводом для государственного праздника.
«Историки сели и подумали — и ничего лучше этой даты не придумали»
— Что мы празднуем 4 ноября? В связи с чем был установлен этот праздник?
— 4 ноября мы отмечаем День народного единства. Праздник связан с событиями Смуты, которая достаточно долго длилась — c конца XVI и до начала XVII века, и условно закончилась в 1613 году, когда был избран новый царь. Но конкретно установление даты 4 ноября (по старому стилю — 22 октября) связано с тем, что в этот день в 1612 году народное ополчение под предводительством Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского освободило Москву от польских интервентов. Сначала они освободили Китай-город, после чего интервенты отступили в Кремль и в дальнейшем подписали капитуляцию. Это историческая канва события.
Мы можем заметить, что речь идет о событиях, которые были 400 лет назад. Как правило, люди не помнят, что было 100 лет назад, но почему-то решили воскресить именно эти события.
Для меня интерес в этом представляло то, что одним из инициаторов установления этого праздника был небезызвестный кремлевский политтехнолог и теневой кардинал Владислав Сурков. Он с присущей ему демонической откровенностью как-то высказался, что «в России ведь не было ни единого праздника, связанного с событиями до революции. Этот день стал днем русского национализма по сути своей». И далее он совершенно откровенно продолжает: «Была такая задача: как сказать об империи, о нашем желании расширяться, но при этом не оскорбить слух мирового сообщества». Вот, видимо, решили сказать об этом именно таким образом. Сурков четко отметил, что 4 ноября стало, по сути, днем русского национализма. Не знаю, хорошо ли для многонациональной России, когда выпячивается лишь один народ…
— Есть мнение о том, что для установления 4 ноября в свое время просто нашли ближайшую дату к 7 ноября: народ привык к «ноябрьским праздникам», а годовщину революции продолжать отмечать было уже не комильфо… Чем эта дата значительнее, чем, например, дата Бородинского сражения или Куликовской битвы, или Ледового побоища?
— Абсолютно согласен с этой точкой зрения. Народ действительно привык к «ноябрьским праздникам», а революция отошла на совершенно иные позиции. И нужно было что-то придумать взамен.
Я сам лично где-то в 2005—2006 годах в Институте всеобщей истории Российской академии наук слышал, как академик Александр Чубарьян, тогдашний директор института и советник президента России, нам объяснял, что была поставлена такая задача. В итоге историки сели и подумали — и ничего лучше этой даты не придумали.
Э. Лисснер, «Изгнание поляков из Кремля». Репродукция: wikipedia.org
Конкретно установление даты 4 ноября (по старому стилю — 22 октября) связано с тем, что в этот день в 1612 году народное ополчение под предводительством Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского освободило Москву от польских интервентов
О какой вообще сплоченности идет речь? Это не очень понятно. В пояснительной записке, когда принимали этот праздник, говорилось о том, что воины народного ополчения под предводительством Минина и Пожарского взяли Китай-город, освободив Москву от польских интервентов и «продемонстрировав образец героизма и сплоченности всего народа, вне зависимости от происхождения, вероисповедания и положения в обществе». Здесь я не думаю, что какая-то осознанная сплоченность была у людей, когда они выкидывали иностранных пришельцев из страны. Это просто нормальное желание безопасности и желание жить по своим законам. Был ли этот процесс осознанным? Вряд ли.
Чем дата 4 ноября значительнее даты Бородинского сражения или Куликовской битвы, или Ледового побоища? Да ничем! Просто перечисленные события не подходили по датам на начало ноября, вот их и не взяли.
«Выпячивать тему мусульманского участия в этих событиях — это сильная натяжка»
— Как с этими историческими событиями связана Казанская икона Божией Матери?
— Это очень интересно, как переплетаются личности в истории, государственная политика и история отдельных людей. В 1649 году царь Алексей Михайлович принял решение отмечать день Казанской иконы Божией Матери не только летом, но и 22 октября, то есть 4 ноября по новому стилю. В этот день у него родился сын Дмитрий Алексеевич.
То есть совместили такое радостное для отдельного человека, который хоть и являлся царем, но все же был человеком, событие, как рождение его сына, и государственный праздник. То есть, на мой взгляд, здесь совершенно искусственная привязка. Тем не менее привязали, и это все работает до сих пор.
Фото: Роман Хасаев
В 1649 году царь Алексей Михайлович принял решение отмечать день Казанской иконы Божией Матери не только летом, но и 22 октября, то есть 4 ноября по новому стилю. В этот день у него родился сын Дмитрий Алексеевич
— Как мусульманское население России связано с событиями 1612 года? Татары как-нибудь участвовали в этой истории?
— Я давал подробное интервью «Реальному времени» по этому аспекту темы в прошлом году. Да, мусульманское население России с этими событиями связано — но не более, чем все остальное нерусское население. Тут никакой этнической составляющей нет. Как подданные империи, мусульмане наравне со всеми участвовали в этих событиях, видимо, не особо понимая, что происходит.
Действительно, президент России еще несколько лет назад поднял эту тему и сказал, что во главе ополчения 1612 года стоял этнический татарин, который отдал все свои деньги для спасения России, имея в виду Кузьму Минина, якобы настоящая фамилия которого Миндубаев.
Я считаю, что выпячивать тему мусульманского участия в этих событиях — это сильная натяжка. Никаких особых ролей у этой группы населения не было. Они выступали просто как население России, которое страдало от неурядиц и тотальной нестабильности.
— Почему праздник называется «День народного единства», если он связан с освобождением от польской интервенции?
— Действительно, здесь есть очередная натяжка. Официальная версия состоит в том, что в освобождении от иностранной интервенции участвовали все народы России. Но вряд ли это была осознанная акция и все вдруг решили сплотиться. Просто все страдали от нестабильности. И все были заинтересованы в установлении хоть какого-то порядка. Ну и по мере возможностей все в этом участвовали. Но сильно раздувать тему единства, которое тут же улетучилось, как только прошли эти военные события, я бы не стал.
В целом мы имеем дело с обычным акцентированием на каком-то историческом событии, когда это выгодно власти. В данном случае это было выгодно. Потому что наша власть вообще любит «раздавать» праздники, когда люди «отдыхают», зачастую доводя себя до безобразного состояния алкоголем. Так что нужно было придумать замену 7 ноября. И ее придумали, просто найдя близкую дату. Видимо, ставилась задача выбрать дату с 1 по 7 ноября — и ничего лучше 4 ноября не было.
Фото: Роман Хасаев
Нужно было придумать замену 7 ноября. И ее придумали, просто найдя близкую дату
Другой вопрос — при столь низком уровне культуры населения люди верят, без задней мысли на веру принимают все, что им говорят. В данном случае никто не разбирался, что за единство и откуда оно взялось. Я уверен, многие даже не знают, что за праздник 4 ноября. Просто ноябрьские праздники.
Справка
«Реальное время» готово опубликовать иную точку зрения по этой теме, если вы готовы ее высказать.