rudolf diesel что изобрел
Рудольф Дизель: инженер, создавший дизельный двигатель
Полное имя изобретателя — Рудольф Кристиан Карл Дизель. Родился 18 марта 1858 года в Париже. В историю вошел как создатель дизельного двигателя.
Из биографии
Известно, что будущий изобретатель родился в семье немецких эмигрантов Элис и Теодора Дизелей. В семье было три ребенка. Отец Рудольфа организовал свое дело — производство кожгалантереи. Примечательно, что родители Рудольфа к механике не имели никакого отношения, но маленький Рудольф с самого детства приходил в трепет от машин. Ввиду этого сын часто просил маму и папу отвести его в парижский музей, посвященный ремеслам.
В 1870 году началась война между империей Наполеона III и германскими государствами. Семье Дизелей пришлось покинуть Париж — жителям с немецким происхождением и фамилией делать в столице Франции больше нечего. Частное предприятие отца было реквизировано, семья переехала в Англию. Однако Рудольф не остался жить с родителями в Англии, его отправили на историческую родину в Германию, к дяде (родной брат отца). Кристоф Барникель преподавал математику в ремесленном училище, они с Рудольфом быстро нашли общий язык. Через год Рудольф уже точно знал, кем хочет стать — инженером.
Сначала Рудольф окончил ремесленное училище, где преподавал его дядя, потом индустриальную школу Аугсбурга и, наконец, Королевский баварский политехнический институт.
Как Рудольф создал дизельный двигатель
Однажды Рудольфу пришла в голову неординарная мысль: глядя на пневматическую зажигалку он заметил, что с помощью поршня воздух в трубке сжимался и фитиль зажигался — он догадался, что нужно лишь хорошо сжать воздух и он нагреется, если нагретый воздух соединить с топливом, оно воспламениться. Рудольф начинает усиленно работать над воплощением этой идеи — он покидает компанию Линде, своего институтского преподавателя, где работал директором много лет, и открывает свое дело: в течение некоторого времени он разрабатывает несколько образцов дизельного двигателя.
В 1897 году Дизель представил готовый экземпляр работоспособного мотора: это огромный железный цилиндр, высотой 3 метра, в котором был установлен маховик, двигавший поршень. Мощность силового агрегата составляла 20 л.с., КПД — 30%. По своей эффективности двигателю не было равных: он превосходил по экономичности паровые двигатели в 4 раза.
Первый дизельный двигатель
В начале ХХ века Рудольф начинает разрабатывать двигатели для автомобилей. Однако при уменьшении размеров мотора, пропорционально падала и его надежность. Дизелю не удастся разработать пригодный аппарат, это сделают лишь через 11 лет после смерти Рудольфа.
Отношения с государством
Несмотря на то, что двигатели Дизеля раскупались огромным тиражом и устанавливались на пароходы, травами, на производства, государство не сильно жаловало изобретателя. Виной всему топливо, на котором работал двигатель. Изначально Рудольф хотел применять угольную пыль, однако ввиду ее сильных абразивных свойств детали мотора быстро выходили из строя. Поэтому Рудольфу пришлось обратиться к нефти. Германия была богата углем, а вот нефть приходилось импортировать, это увеличивало затраты.
Окончание жизни
Дизель как бы предчувствовал свою уход: незадолго до трагедии он начал странно себя вести. Показывать сыновьям, где и что лежит, какие документы есть и для чего они нужны. Через время Рудольф вручил своей супруге чемодан и наказал ни в коем случае не открывать его до начала октября. В свое время жена обнаружит там 20 000 марок.
В сентябре 1913 года Дизель отправился с двумя друзьями в Англию по делам на пароходе. После того, как Рудольф ушел ночевать в каюту, его больше никто не видел. Выдвигались версии самоубийства и убийства, некоторые предполагали, что Рудольф инсценировал свое исчезновение сам — пассажира на том пароходе с таким именем не было зарегистрировано. Однако ни одна из версий не имеет точных подтверждений.
Роль изобретения Дизеля для современного мира
Значение изобретения Дизеля для современного мира трудно переоценить. Инструментарий Рудольфа стал основой для создания современных дизельных двигателей. После смерти инженера его двигатели набирали популярность — через десятилетия их уже вовсю устанавливают на грузовые и легковые автомобили, причины просты: экономичность, долговечность, меньше выбросов в атмосферу. Ведущие автомобилестроительные компании мира имеют в своем автопарке модели с дизельными моторами.
Рудольф Дизель
немецкий инженер и изобретатель, создатель дизельного двигателя
Рудольф Дизель
Рудольф Дизель (нем. Rudolf Diesel) родился 18 марта 1858 года в Париже, в семье переплетчика книг. Обучался в Германии, закончил училище, а затем Аугсбургскую политехническую школу. После этого был приглашен в Мюнхенскую Высшую техническую школу, которую в 1880 году закончил, сдав выпускные экзамены с лучшими результатами с начала ее существования.
28 февраля 1892 года Рудольф Дизель получил патент под названием «Рабочий процесс и способ выполнения одноцилиндрового и многоцилиндрового двигателей». Именно эту дату считают днем рождения дизельных двигателей, которые мы все сегодня называем для краткости просто дизелем.
С 1893 года Дизель ведет разработки нового двигателя на Аугсбургском машиностроительном заводе при финансовом участии компаний Фридриха Круппа и братьев Зульцер. Инженером было создано несколько моделей, но первый функционирующий двигатель, предназначенный для серийного производства, был разработан Дизелем в 1897 году. Мощность двигателя составляла 20 лошадиных сил при 172 оборотах в минуту, КПД 28 % при весе 5 тонн.
Это намного превосходило существующие двигатели Отто с КПД 20 % и судовые паровые турбины с КПД 12 %, что вызвало немедленный интерес промышленности. Двигатель Дизеля сразу же нашел применение и был по достоинству оценен во многих странах.
1 января 1898 года Дизель открыл собственный завод по производству дизельных двигателей. Работа шла успешно. Первый корабль с дизельным двигателем был построен в 1903 году, через пять лет построен первый дизельный двигатель малых размеров, первый грузовой автомобиль и первый локомотив на дизельном двигателе. В 1936 году впервые запущен в серию легковой автомобиль на дизельном двигателе (Мерседес-Бенц-260D).
29 сентября 1913 года Рудольф Дизель отправился из Антверпена на борту парома «Дрезден» в Лондон на открытие нового завода одной из компаний, которая производила двигатели его конструкции. После того, как вечером он отправился в свою каюту, его больше никто не видел. Через несколько недель немецкими рыбаками были предъявлены для опознания два кольца, снятые с тела хорошо одетого мужчины, найденного в море.
По морскому обычаю тело оставили в воде. Сын Рудольфа Дизеля опознал кольца, как принадлежащие его отцу. Выдвигались версии о самоубийстве или убийстве Дизеля. Точные обстоятельства его смерти так и не были выяснены.
masterok
Мастерок.жж.рф
Хочу все знать
Среди людей, без открытий и разработок которых научно-технический прогресс в прошлом столетии был бы невозможен, особое место занимает немецкий инженер и изобретатель Рудольф Кристиан Карл Дизель, автор эффективного и экономичного двигателя внутреннего сгорания. Сейчас сложно представить, каков бы был современный мир, если бы этот талантливый изобретатель в далеком 1894 году не представил модель своего двигателя.
И особенно обидно то, что люди, живущие в современном мире, не могут лично выразить свою благодарность одному из его создателей, пусть даже и посмертную. Дело в том, что никто не знает, как окончил свои дни Рудольф Дизель и где покоится его прах. Известно лишь то, что 29 сентября 1913 года изобретатель взошел на борт парома «Дрезден», следующего из Антверпена в Лондон, после чего бесследно исчез.
Дело было так: незадолго до этого случая Дизель получил приглашение прибыть в Англию для того, чтобы торжественно открыть новый завод одной из британских компаний, которая производила его двигатели. Те, кто виделся с ним перед отъездом, утверждали, что инженер был в приподнятом настроении — великий изобретатель, хоть и обладал множеством патентов, не был хорошим бизнесменом, и к 1913 году находился на грани разорения (чему, кстати, способствовал начинающийся экономический кризис). Открытие же в Англии нового завода могло поправить его финансовые дела.
Более того, некоторые знакомые Дизеля позже вспоминали, что будто бы он говорил им, что приглашение ему прислал лично Уинстон Черчилль, который в то время уже возглавлял Адмиралтейство. Энергичный герцог Мальборо собирался перестроить весь английский флот, и изобретатель якобы нужен был ему в качестве технического консультанта. Так это или нет — сказать сложно, поскольку Черчилль никогда никому не говорил о желании встретиться с Дизелем.
Еще одна странность заключается в том, что… до сих пор нет надежных доказательств того, что именно Рудольф Дизель, а не похожий на него человек взошел в тот день по трапу парома «Дрезден». Как это не странно, но имени изобретателя не оказалось в списках его пассажиров. Поэтому версия о том, что это все-таки был он, основывается лишь на свидетельских показаниях инженеров Георга Грейса и Альфреда Люкмана, которые направлялись в Англию вместе с Дизелем, а также корабельного стюарда.
Грейс и Люкман рассказали, что после отплытия Дизель пригласил их погулять на палубе, а после все трое спустились в кают-компанию поужинать. Во время еды изобретатель был очень оживлен, постоянно рассказывал о новых предполагаемых модификациях своего двигателя, а также о радужных перспективах сотрудничества с британцами.
Около 10 часов вечера Рудольф Дизель наконец-то раскланялся со своими коллегами, после чего спустился к себе в каюту. Перед тем, как открыть дверь, он остановил стюарда и попросил разбудить его утром ровно в 6.15. Больше изобретателя никто не видел. Утром, когда его хватились и взломали дверь каюты, выяснилось, что Дизель вынул из чемодана пижаму и разложил ее на постели, а также извлек из кармана часы, завел их и повесил на стенку рядом с койкой.
Также следователям показалось весьма странным, что человек, собравшийся свести счеты с жизнью, предусмотрительно заводит часы, а также просит стюарда разбудить его точно в указанное время. Предсмертной записки, кстати, в каюте тоже не нашли. Более того, показания Грейса и Люкмана свидетельствовали о том, что изобретатель весь вечер находился в прекрасном настроении. А после ужина, как было установлено, Дизель кроме стюарда ни с кем не общался.
Другая версия, которую выдвинуло следствие, говорила о том, что, возможно, Дизель ночью вышел погулять, встал у борта, и тут у него вдруг случился сердечный приступ. Несчастный оказался за бортом и даже не смог позвать на помощь. В пользу этой версии говорило то, что плащ и шляпу изобретателя утром нашли именно на палубе. Однако аргументы против были куда весомее: высота бортов «Дрездена» составляла более полутора метров, и через них с трудом мог перелезть даже здоровый человек. Кроме того, родные, друзья и личный врач Дизеля как один заявляли, что проблем с сердцем у изобретателя никогда не было.
Напомним, что Дизель общался в тот вечер лишь с тремя людьми — Грейсом и Люкманом и стюардом. У все них оказалось стопроцентное алиби, подтвержденное многими другими людьми. А больше о том, что на пароме едет великий изобретатель, как выяснилось позже, никто из пассажиров и членов команды не знал — имени-то в списках не было! Кроме того, необходимо было найти тело и обследовать его на предмет возможности насильственной смерти, поскольку изучение каюты, коридора и палубы не дало никаких улик, по которым можно было бы заподозрить убийство.
Забегая вперед, скажем, что тело так и не было найдено. Правда, чуть позже несколько бельгийских рыбаков рассказали полиции о том, что ранним утром 30 сентября 1913 года они, выйдя на промысел, выловили в устье реки Шельды тело хорошо одетого господина. Посовещавшись, рыбаки решили отвезти его в Гент, однако им помешал внезапно налетевший шторм. Решив, что духи моря разгневались из-за того, что они отняли у стихии ее законную добычу, рыбаки бросили тело обратно в волны.
Однако перед этим с пальца утопленника было сняты два кольца, которое шкипер и передал полиции. Эти кольца были предъявлены сыну изобретателя, который признал, что они очень похожи на те, что носил его отец. Однако на них не было никаких гравировок, по которым можно было точно определить владельца (одно было обручальным, другое — перстнем с камнем, но без имени хозяина). Ювелир, у которого Дизель покупал этот перстень, признал свою работу, однако заметил, что похожие кольца у него заказывали многие.
Итак, как видите, утверждать наверняка, что выловленный бельгийскими рыбаками утопленник при жизни был изобретателем дизельного двигателя, нельзя. Поэтому до сих пор никто не знает, где покоятся останки Рудольфа Дизеля. Да и обстоятельства его исчезновения за прошедшие без малого сотню лет не стали более отчетливыми. В германской полиции изобретатель до сих пор числится как пропавший без вести.
Что касается версии убийства Дизеля конкурентами или спецслужбами, то она, как и все гипотезы, относящие к так называемой «теории заговоров», имеет один типичный недостаток. Совершенно непонятно, зачем нужно было убивать изобретателя, чье «детище» уже давно производилось на всех заводах мира, в том числе и на британских. Устройство двигателя было известно тысячам инженеров и техников, которые сами могли и собрать его, и, если нужно, усовершенствовать (кстати, именно с их помощью Черчилль все-таки смог произвести модернизацию английского флота). Убивать Дизеля имело смысл лишь до того, как двигатель поступил в серийное производство.
Вообще, если внимательно изучить некоторые детали этой истории, то выясниться, что исчезновение Дизеля в первую очередь было выгодно… самому Дизелю. Его финансовые дела в тот момент действительно были в плачевном состоянии, все шло к суду и долговой тюрьме. Может быть, гениальный изобретатель просто решил скрыться от кредиторов таким интересным способом? То есть на самом деле он не поднимался ни на какой паром (поэтому-то его имени и не было в списках), не ужинал с друзьями и не просил стюарда разбудить его. Он заранее обговорил показания с друзьями, а стюарда вполне могли подкупить.
Это объясняет и то, что кроме этих троих, никто не помнил о том, что Дизель присутствовал на пароме (за ужином прислуживал все тот же стюард) — и еще одну непонятную вещь. Дело в том, что в каюте изобретателя не обнаружили ни одного предмета, про который с уверенностью можно было сказать, что он принадлежал Рудольфу Дизелю — ни документов, ни бумажника, ни записной книжки, ни чертежей. Найденные часы были без имени владельца, плащ и шляпа — тоже. О том, что это вещи Дизеля, известно лишь из показаний Грейса и Люкмана — ну а цена им, если следовать данной версии, весьма невысока.
Есть еще один интересный момент — после исчезновения изобретателя его семья смогла справиться с финансовыми затруднениями и отдать долги. После его родные говорили, что продали некоторые патенты изобретателя. Однако, если вспомнить, что за них в то время шла ожесточенная судебная война, вряд ли бы кто-то купил их за высокую цену. Так откуда же взялись средства у семьи, потерявшей кормильца?
Итак, если собрать все факты воедино, то получается, что великий изробретатель вполне мог инсценировать собственное исчезновение. Он распустил слухи о том, что отправляется в Англию, проинструктировал двух своих знакомых, которые действительно туда ехали, о том, как надо себя вести, а они, в свою очередь, подкупили стюарда. Последний принес несколько вещей в пустую каюту, оставил на палубе шляпу и плащ, а потом заявил об исчезновении пассажира.
И хотя позже многие говорили о том, что вечером видели в компании Грейса и Люкмана третьего пассажира, но никто (кроме, опять-таки, стюарда) не знал, кто это. То есть, возможно, на судне был какой-то третий знакомый изобретателя, который «исполнял» роль Дизеля, а потом просто ушел на дно и показаний полиции не давал. Что касается находки бельгийских рыбаков, то кольца опознал сын Дизеля — а он явно был посвящен в планы своего отца. На самом деле, они могли принадлежать кому угодно — и совсем не факт, что их владельца выловили из моря 30 сентября, а не раньше.
Не исключено также, что позже Дизель под чужим именем уехал в какую-нибудь страну и устроился инженером на одном из своих заводов. Возможно, он обосновался в России — с нашей страной изобретателя связывали давние деловые отношения. И когда он помог своей семье расплатиться с долгами, то, скорее всего, продолжил трудиться над усовершенствованием своего двигателя — но уже под другой фамилией.
Рудольф Дизель
Rudolf Christian Karl Diesel
Немецкий инженер и изобретатель. Создатель дизельного двигателя. Основатель собственного первого в мире завода по производству дизельных двигателей. Поначалу ученый называл свою изобретенную силовую установку «атмосферным газовым двигателем», однако данное определение совсем не прижилось, превратившись позже просто в фамилию изобретателя.
Рудольф Дизель родился 18 марта 1858 года в городе Париж, Франция. Мальчик появился на свет в семье переплетчика книг. Обучался в Германии, закончил училище, а затем Аугсбургскую политехническую школу. После этого приглашен в Мюнхенскую Высшую техническую школу, которую в 1880 году блестяще окончил, сдав выпускные экзамены с лучшими результатами с начала ее существования.
Вскоре, 27 февраля 1892 года Дизель подал заявку на получение патента на «новый рациональный тепловой двигатель». Через год получил патент под названием «Метод и аппарат для преобразования высокой температуры в работу» в берлинском патентном бюро.
С 1893 года Дизель вел разработки нового двигателя на Аугсбургском машиностроительном заводе при финансовом участии компаний Фридриха Круппа и братьев Зульцер. Первый функционирующий двигатель создан Дизелем там же в 1897 году. Мощность двигателя составляла 20 лошадиных сил при 172 оборотах в минуту. Коэффициент полезного действия составлял 26,2% при весе 5 тонн, что намного превосходило существующие двигатели Отто с КПД 20% и судовые паровые турбины с КПД 12%. Это вызвало немедленный интерес промышленности. Двигатель Дизеля сразу же нашел применение и по достоинству оценен во многих странах.
Дизель открыл собственный первый в мире завод по производству дизельных двигателей 1 января 1898 года. Работа шла успешно. Первый корабль с дизельным двигателем построен в 1903 году. Через пять лет построен первый дизельный двигатель малых размеров, первый грузовой автомобиль и первый локомотив на дизельном двигателе.
Многочисленные патентные процессы подорвали здоровье Рудольфа Дизеля. Мужчина лечился в санатории Нойвиттельсбах. Кроме того финансовое состояние его дел оказалось совсем неудовлетворительным. Дизель не был хорошим бизнесменом. А финансовый кризис 1913 года привел к его полному банкротству.
Рудольф Дизель 29 сентября 1913 года отправился из Антверпена на борту парома «Дрезден» в Лондон на открытие нового завода одной из компаний, которая производила двигатели его конструкции. После того, как вечером отправился в свою каюту, его больше никто не видел. На следующий день бельгийские рыбаки выловили в море тело хорошо одетого мужчины. Из-за начавшейся бури они не смогли доставить утопленника в порт, и сбросили тело в море, предварительно сняв с него перстни.
По морскому обычаю тело оставили в воде. Сын Рудольфа Дизеля опознал кольца, как принадлежащие его отцу. Выдвигались версии о самоубийстве или убийстве Дизеля. Точные обстоятельства его смерти так и не были выяснены.
Награды Рудольфа Дизеля
Медаль Эллиота Крессона (1901)
Память о Рудольфе Дизеле
Семья Рудольфа Дизеля
Таинственное исчезновение доктора Дизеля — создателя революционного двигателя
Изобретатель и предприниматель Рудольф Дизель чувствовал себя хорошо, когда садился на пароход, следовавший из Бельгии в Англию 29 сентября 1913 года. Но когда судно причалило в порту назначения, на борту Дизеля уже не было. Он исчез еще ночью. А в прессе того времени стали появляться недоумевающие заголовки: «Дизель исчез с парохода», «Ни луча света на тайну Дизеля», «Семья Дизеля в нужде», «Дизель живет в Канаде» и т. д. Таинственное исчезновение изобретателя дизельного двигателя оставило слишком много вопросов.
К 1940 году о дизельных двигателях знали все. Они были практически везде: в поездах, грузовиках дальнего следования, самолетах, кораблях и подводных лодках. Но изобретатель этого типа двигателей Рудольф Дизель такой славы не приобрел. Он был гордым инженером-гением, который не особо разбирался в деньгах и в том, как вести бизнес.
Рудольф Дизель спокойно говорил на немецком, французском и английском. Неудивительно, ведь будущий изобретатель родился в Париже в 1858 году в эпоху, когда весь мир был взбудоражен неумолимым движением научно-технического прогресса. Судя по биографии его сына, Рудольф мальчиком был увлечен всеми новейшими разработками — аккумуляторной батареи, газового двигателя, электрического освещения и фотосъемки.
Он успел пожить в Англии и Германии, закончил Высшую техническую школу Мюнхена и завязал сотрудничество со знаменитым профессором Карлом фон Линде, работал на его фабрике, увлекался изобретательством и коллекционировал патенты.
Именно работая у Линде, Дизель был поражен тем количеством тепла, которое выделяется при сжатии газа. Этот принцип лег в основу работы его двигателя, у которого нет электрического зажигания. Воздух всасывался в цилиндр, где под воздействием поршня сжимался и разогревался. Распыленное топливо попадало в цилиндр и воспламенялось от этого тепла. А высокая температура позволяла сжигать в дизеле дешевое топливо. Порошковый уголь и дешевая нефть были первыми видами топлива, с которыми возился Рудольф Дизель.
Первый патент на свой двигатель он получил в 1892 году, а через год завершил первую экспериментальную модель. Двигатель взорвался, но изобретатель все равно был доволен. Теоретические выкладки работали, сжатия было достаточно для воспламенения топлива.
Еще четыре года усердной работы — и Дизель создает двигатель с самым высоким тепловым КПД среди всех существовавших на тот момент.
Патентные сделки приносили Дизелю по 70 000 марок лицензионных отчислений в год. Одна немецкая фирма единовременно выплатила ему 1,25 млн марок и пакет акций. Но не сказать, чтобы дела шли гладко. Дизель ударился в спекулятивные сделки с недвижимостью и нефтью, переживал несколько исков.
Однако в 1913 дела вроде как шли неплохо. Дизель держал роскошный дом в Мюнхене, принимал гостей, вместе с супругой провел отпуск в Италии, а в сентябре собирался присутствовать на открытии завода по производству дизельного топлива в Англии.
Вместе с двумя друзьями 29 сентября он сел на пароход в Бельгии. Компания поужинала, прогулялась по палубе и разошлась по каютам. Но когда корабль пришвартовался в порту, Дизеля на борту уже не было. Как не было никакой записки или следов тела.
Исчезновение
1 октября в The New York Times появляется заметка «Доктор Дизель исчез с парохода»: «Знаменитый изобретатель дизельного нефтяного двигателя исчез при самых загадочных обстоятельствах». Кровать в каюте Дизеля была нетронутой, как и его ночная одежда.
Его друзья предполагали, что тот мог выпасть за борт. Ранее он рассказывал им, что страдает бессонницей. Возможно, после прощания решил все-таки продлить свою прогулку.
«Он был в добром здравии, веселом расположении духа и был преисполнен самыми оптимистичными ожиданиями относительно будущего своего двигателя и развития компании», — рассказывал сто лет назад корреспондент.
Один из друзей рассказал, что Дизель зашел в свою каюту, но вскоре постучался к нему, пожелал доброй ночи: «Увидимся завтра утром», — были его последние слова другу.
В каюте кровать была нетронутой. Однако в небольшом чемодане торчал ключ, а рядом с кроватью часы лежали так, словно Дизель положил их туда перед сном и собирался посматривать на время. Никаких признаков взлома или ограбления в каюте не нашли.
Самоубийство
В тот же день состоялось открытие производственной линии и ежегодная встреча производителей дизельных двигателей. Председатель объединения заявил, что, вероятно, Рудольф Дизель выпал за борт ночью.
Но уже к середине октября в прессе появляются сообщения, что с финансовым благополучием Дизеля не все было так гладко. А после его кончины семья оказалась в «отчаянном финансовом положении». Якобы Дизель инвестировал в несколько производственных компаний, которые не достигли успеха. А потому приближающийся финансовый коллапс и вынудил его покончить с собой.
К тому же, через 11 дней после происшествия у побережья Голландии было обнаружено тело хорошо одетого мужчины, который фигурой походил на описание Дизеля. Однако ни бургомистр, ни сын изобретателя не идентифицировали тело как Рудольфа Дизеля.
Бегство
Спустя полгода, в марте 1914 года, история получает неожиданный поворот. Немецкая газета утверждает, что якобы погибший Дизель на самом деле бежал от кредиторов в Канаду, где начал жизнь с чистого листа. Мол, да, друзья не нашли изобретателя в каюте. Но там находился его посадочный талон, который сдается перед высадкой пассажиров на сушу. Именно этот факт натолкнул его друзей на мысль о гибели Дизеля.
Согласно немецким расследователям, Дизель неким образом сумел покинуть корабль, а затем отправился в Канаду, где решил прятаться от многочисленных долгов. Впрочем, эта история не получила дальнейшего развития и вскоре затихла.
Убийство
Для многих Дизель был костью в горле. В 1912 году Дизель дает лекцию в Лондоне о промышленной важности своего изобретения — нефтяного двигателя. С трибуны он декларирует, что монополия угля в индустрии будет уничтожена, так как проблема использования жидкого топлива в простейшей и самой распространенной форме решена. А дизельные двигатели являются более экономичными и простыми в сравнении с решениями на твердом топливе.
Его противоречивая для индустрии фигура, особенно при взгляде изнутри, доставляла многим неудобства. И пускай официально исчезновение связали с самоубийством, но скептики все пытались углядеть в этом чьи-то злые происки. Обвинения выдвигались и против угольного лобби. Появлялись сообщения, что на палубе корабля поутру были найдены шляпа и плащ Дизеля, что могло намекать на его убийство и предшествовавшую этому борьбу.
Еще более интересная теория связывала гибель Рудольфа Дизеля с происками германской секретной службы накануне начала Первой мировой войны. Говорят, что дизельный двигатель на рубеже веков стал ключом к важному немецкому оружию — подводной лодке.
Попытки разработать подлодку в Германии велись с 1850-х годов. Были эксперименты с паровыми машинами, угольными котлами и выдвижными дымоходами. Но перед погружением огонь в котле следовало затушить, а на остатках пара лодка могла проплыть всего несколько миль. Изобретение электрического двигателя частично решило эту проблему. Но батареи надо было перезаряжать. А потому вскоре на подлодки начали устанавливать бензиновые и дизельные двигатели для движения на поверхности воды.
В 1912—1913 годах класс подлодок U-19 первым получил дизельные двигатели в ВМФ Германии. Во время войны их активно применяли для атак на торговые суда и рейдов по снабженческим путям с целью нарушения логистических цепочек. Дизельные движки обладали рядом преимуществ по сравнению с бензиновыми: они были более безопасными и гарантировали более высокую выходную мощность, что выливалось в лучшие характеристики по дальности заплыва, скорости и маневренности.
В том же 1913 году Рудольф Дизель на корабле направлялся в Англию, чтобы обсудить дела с британским адмиралтейством. Предприниматель якобы собирался обсудить с Британским флотом возможность установки дизельных двигателей на британские подлодки. Именно поэтому мотив исчезновения Дизеля просматривают у германской армии. Он отказался предоставлять ей исключительные права на использование конструкции дизельного двигателя. И, как мы уже знаем, он сел на паром через Ла-Манш, но не сошел с него.
Британские подлодки перед Первой мировой войной в основном строились на бензиновых двигателях. А попытка оборудовать подлодку A13 дизельным двигателем Викерса была признана неудачной из-за низкой надежности.
Как бы то ни было, а ни в Канаде, ни на Луне Рудольфа Дизеля не нашли. Позднейшие биографы пишут, что перед исчезновением он оставил жене мешок с 20 000 марок и письмо, в котором раскрывал тяжелое финансовое положение семьи. Но достоверной информации об этом нет.
Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!
Есть о чем рассказать? Пишите в наш Telegram-бот. Это анонимно и быстро